Основная информация

Дата опубликования: 11 июля 2000г.
Номер документа: В200004000
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



<5>

В200004000

В200004000

<5>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

                     11.07.2000 N ГКПИ 00-320

[ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ

НЕЗАКОННЫМ П. 1.2 "ПРАВИЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ,

ЛЬГОТНОМ ПОРЯДКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ", УТВЕРЖДЕННЫХ ПРИКАЗОМ

ГТК РФ ОТ 24.11.1999 N 814]

   Именем Российской Федерации

   Верховный Суд РФ в составе:

   председательствующего -

   судьи Верховного Суда РФ                        Редченко Ю.Д.,

   при секретаре                                   Суетовой Н.В.,

   с участием прокурора                           Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Краснова Павла Александровича о признании незаконным п. 1.2 "Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу РФ", утвержденных Приказом ГТК РФ N 814 от 24 ноября 1999 г., в части включения в понятие совокупного таможенного платежа суммы налога на добавленную стоимость в отношении физических лиц, перемещающих транспортные средства не для коммерческой деятельности (далее Правила), установил:

Краснов П.А. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что включение в оспариваемый пункт Правил обязанности по уплате налога на добавленную стоимость физическими лицами, не являющимися предпринимателями, противоречит Закону РФ "О налоге на добавленную стоимость".

В заявлении, в частности, указывает на то, что ст. 112 Таможенного кодекса РФ предусмотрено применение налога на добавленную стоимость к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, в соответствии с Таможенным кодексом РФ и Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость". Закон же "О налоге на добавленную стоимость" не предусматривает физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, в качестве плательщиков данного налога.

Не указаны прямо эти лица в качестве плательщиков такого налога и в Таможенном кодексе РФ.

В судебное заседание заявитель не явился. Из имеющегося в деле сообщения он не возражает против рассмотрения дела в свое отсутствие.

Представители Государственного таможенного комитета РФ Наумов А.А. и Министерства юстиции РФ Чижикова Т.Ю. с доводами заявителя не согласились и просили об оставлении его требования без удовлетворения, сославшись на то, что содержащиеся в оспариваемом пункте Правил положения соответствует требованиям Закона. В данном случае налог на добавленную стоимость применяется к товарам, а не к каким-либо конкретным лицам, о чем по существу утверждает заявитель, что согласуется с требованиями п. 3 ст. 2 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость".

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 112 Таможенного кодекса РФ применение налога на добавленную стоимость к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость".

Из содержания п. 3 ст. 2 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" следует, что плательщиками налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством.

Как установлено судом, Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 24 ноября 1999 г. N 814 были утверждены "Правила перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу РФ", в п. 1.2 (абз. 4) которых указано о том, что совокупный таможенный платеж (подлежащий уплате при ввозе товаров на территорию РФ) включает в себя таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы и иные налоги, взимание которых возложено на таможенные органы.

По утверждению представителей заинтересованных лиц указанные Правила приняты Государственным таможенным комитетом РФ в пределах своих полномочий и с соблюдением требований налогового и таможенного законодательства.

Данное утверждение материалами дела не опровергнуто и подтверждается анализом соответствующих норм налогового и таможенного законодательства.

В частности, в силу ст. 118 Таможенного кодекса РФ таможенные платежи, включающие в себя и налог на добавленную стоимость (ст. 110 этого же Кодекса), уплачиваются непосредственно декларантом, которым может быть лицо, перемещающее товары и транспортные средства, т.е. любое лицо, в том числе и физическое, ввозящее товары на таможенную территорию РФ.

Это же самое следует и из содержания вышеприведенного п. 3 ст. 2 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость".

При таких обстоятельствах, по мнению суда, каких-либо правовых оснований для признания незаконным оспариваемого пункта Правил не имеется.

Довод заявителя о том, что ни в налоговом, ни таможенном законодательстве нет прямого указания на то, что физические лица при ввозе на таможенную территорию РФ транспортных средств не в целях коммерческой деятельности должны уплачивать таможенные платежи, включая и налог на добавленную стоимость, не может быть принят во внимание, поскольку, как отмечалось выше, в данном случае налог на добавленную стоимость применяется не к лицам, а к ввозимому на территорию РФ товару и который подлежит оплате любым лицом, в том числе и физическим, ввозящим такой товар, что прямо следует из содержания п. 3 ст. 2 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", а также ст. ст. 18, 112, 118 и 172 Таможенного кодекса РФ.

Ссылка заявителя при этом на общие положения Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" также не может быть признана обоснованной, поскольку данные положения Закона носят общий характер и не содержат каких-либо указаний о плательщиках данного налога. Кроме того, в названном Законе имеется специальная норма (п. 3 ст. 2), предусматривающая при перемещении товара соответствующие платежи, в том числе и уплату налога на добавленную стоимость, что и нашло отражение в оспариваемом пункте Правил.

Другие доводы, на которые заявитель ссылается в заявлении, также не могут служить основанием к удовлетворению предъявленного требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Краснова Павла Александровича о признании незаконным п. 1.2 "Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу РФ", утвержденных Приказом ГТК РФ N 814 от 24 ноября 1999 г., в части включения в понятие совокупного таможенного платежа суммы налога на добавленную стоимость в отношении физических лиц, перемещающих транспортные средства не для коммерческой деятельности, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий -

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Д.РЕДЧЕНКО

[отформатировано: 15.12.2000 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 100.000.000 Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело, 100.130.000 Нетарифные ограничения, 100.130.030 Ограничения на ввоз, 100.130.040 Ограничения на вывоз, 100.170.000 Таможенное дело (см. также 200.100.050), 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать