Основная информация

Дата опубликования: 11 октября 2001г.
Номер документа: В200105369
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0105369

В200105369

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.05.2002, N 5, СТР. 9

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

11.10.2001

ПУНКТ 3 ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ВОЗВРАТА НЕДОПОЛУЧЕННЫХ

ДЕНЕЖНЫХ КОМПЕНСАЦИЙ ГРАЖДАНАМ, ПОДВЕРГШИМСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ,

УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 ИЮНЯ 2001 Г. N 455; НГР:Р0101136; НГР:Р0101136, В ЧАСТИ СЛОВ "ИСХОДЯ ИЗ СУММЫ 700 РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ" ПРИЗНАН НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ

(Извлечение из решения Верховного Суда РФ)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. N 455; НГР:Р0101136; НГР:Р0101136 был утвержден Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы (далее - Порядок).

В п. 3 указанного Порядка предусмотрено, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, получающим пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из суммы 700 рублей в месяц в зависимости от степени утраты трудоспособности.

Кировская и Псковская областные организации Общероссийской общественной организации инвалидов Союз "Чернобыль" России обратились в Верховный Суд РФ с жалобами о признании п. 3 Порядка недействительным (незаконным) с момента принятия, ссылаясь на то, что ограничение заработка, из которого должно производиться возмещение вреда, причиненного здоровью, суммой, равной 700 руб. в месяц, не соответствует закону и нарушает права на возмещение вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.

В судебном заседании представители заявителей требование уточнили и просили признать недействительным п. 3 оспариваемого Порядка в части слов "исходя из суммы 700 рублей в месяц".

Верховный Суд РФ жалобы заявителей 11 октября 2001 г. удовлетворил по следующим основаниям.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П; НГР:Р9705405; НГР:Р9705405 "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; НГР:Р9504761; НГР:Р9504761 абз. 4 подп. 1 п. 23 ст. 1 данного Закона в части, касающейся лишения военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, причиненного их здоровью, был признан противоречащим чч. 1 и 2 ст. 19, ст. 42 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и утратил силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения данного постановления.

В п. 3 резолютивной части названного постановления также отмечено, что Федеральному Собранию в течение шести месяцев надлежит внести изменения в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г., вытекающие из данного постановления.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся ; НГР:Р0100240; НГР:Р0100240 воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены изменения, согласно которым военнослужащие (и приравненные к ним лица), направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 25 ч. 1 ст. 14 этого Закона.

Кроме того, в ст. 3 упомянутого Федерального закона установлено, что выплата гражданам недополученных денежных компенсаций производится в течение 2001 - 2003 гг. Исчисление указанных денежных компенсаций осуществляется со 2 июня 1998 г. в соответствии с п. 3 резолютивной части упомянутого постановления.

Порядок и условия возврата гражданам недополученных денежных компенсаций определяются Правительством Российской Федерации.

Анализ приведенных положений ст. 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ; НГР:Р0100240; НГР:Р0100240 позволяет суду прийти к следующим выводам.

Во-первых, законодатель признал, что военнослужащие, получающие пенсию за выслугу лет и ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью, начиная со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. (с момента вступления в силу указанного Федерального закона).

Во-вторых, законодатель не установил для этих лиц какого-либо особого порядка исчисления денежных сумм, подлежащих выплате в возмещение вреда здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, и не ограничил семьюстами рублями сумму месячного заработка, из которого исчисляется сумма возмещения вреда (денежная компенсация).

В-третьих, законодатель поручил Правительству Российской Федерации разработать и принять акт лишь о порядке и условиях возврата гражданам недополученных за период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. сумм в возмещение вреда здоровью (денежных компенсаций), но не уполномочил его заниматься вопросами порядка исчисления этих сумм, в том числе определением предельного размера месячного заработка, из которого исчисляются суммы возмещения вреда здоровью.

Следовательно, закрепив в п. 3 Порядка предписание о том, что выплата недополученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, должна производиться за прошлое время из суммы 700 руб. в месяц, Правительство Российской Федерации вышло за пределы полномочий, предоставленных ему в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ; НГР:Р0100240; НГР:Р0100240.

При этом порядок исчисления сумм в возмещение вреда здоровью гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, получающих пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", приведенный в п. 3 оспариваемого акта, не соответствует действовавшим в период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. положениям п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно названной норме Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 в редакции от 24 ноября 1995 г. инвалидам из числа военнослужащих гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составлял менее одного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчислялась сумма возмещения вреда, не мог быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0003618; НГР:Р0003618 в данную норму внесены изменения:

слова "семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда" заменены словами "700 рублей".

С 6 января 2000 г. порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), регулируется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ; НГР:Р9803508; НГР:Р9803508 "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

В силу ст. 12 данного Закона размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

Средний месячный заработок застрахованного подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая или утрате либо снижению его трудоспособности (по выбору застрахованного), на 12.

Если до наступления страхового случая застрахованный работал менее 12 месяцев, средний месячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших наступлению страхового случая, на число этих месяцев. При подсчете среднего месячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.

По желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

По существу, аналогичный порядок исчисления размера возмещения вреда, причиненного работнику увечьем, был закреплен в ст.ст. 13 - 15 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей (утративших силу с 6 января 2000 г.).

Таким образом, при возмещении вреда, причиненного здоровью работника при исполнении обязанностей по трудовому договору, в период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г., законодатель не ограничивал предельным размером - 700 руб. в месяц - сумму заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты.

Установив такое ограничение, Правительство Российской Федерации фактически уменьшило размер недополученных денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью, лицам, перечисленным в п. 3 оспариваемого Порядка.

Между тем в силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других установленных в законе обязанностей, возмещается по правилам главы 59 данного Кодекса, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

С учетом вышеизложенного п. 3 оспариваемого Порядка в части слов "исходя из суммы 700 рублей в месяц" не соответствует ст.ст. 1064, 1084 - 1086 ГК РФ, поскольку ограничивает по сравнению с этими нормами размер возмещения вреда военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 1 декабря 1997 г. N 18-П; НГР:Р9705405; НГР:Р9705405, согласно которой военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет, по смыслу ст. 42 Конституции Российской Федерации, должны иметь право на возмещение вреда, равно как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы.

Так как при рассмотрении дела судом установлено, что оспариваемое заявителями предписание нормативного акта не соответствует закону и нарушает права на возмещение вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, оно должно быть признано недействительным.

Верховный Суд РФ жалобы заявителей удовлетворил: признал недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания п. 3 Порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. N 455; НГР:Р0101136; НГР:Р0101136, в части 1 слов "исходя из суммы 700 рублей в месяц".

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 31 января 2002 г. решение оставила без изменения.

[введено: 08.07.2002 оператор НЦПИ - Аракелова Л.С.]

[проверено: 15.07.2002 редактор НЦПИ - Вендер О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 5 от 01.05.2002 Стр. 9
Рубрики правового классификатора: 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.070.000 Пособия. Компенсационные выплаты (см. также 200.160.030), 070.070.020 Компенсационные и иные социальные выплаты, 150.000.000 Оборона, 150.130.000 Статус военнослужащих. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, 150.130.040 Льготы, связанные с прохождением военной службы в особых условиях, 150.130.060 Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу, и членов их семей

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать