Основная информация

Дата опубликования: 12 ноября 2012г.
Номер документа: В201205271
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В201205271

ОПУБЛИКОВАНО:

, N

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

12.11.2012 N АКПИ12-1194

ПУНКТЫ 1.2, 1.3 ИНСТРУКЦИИ

ПО ПЕРЕВОЗКЕ КРУПНОГАБАРИТНЫХ И ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ

ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ПО ДОРОГАМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОЙ МИНТРАНСОМ

РОССИИ 27 МАЯ 1996 Г., И ПРИЛОЖЕНИЯ 1 К ДАННОЙ

ИНСТРУКЦИИ В ЧАСТИ, РАСКРЫВАЮЩЕЙ СОДЕРЖАНИЕ

ПОНЯТИЯ ТЯЖЕЛОВЕСНОГО ГРУЗА И УСТАНАВЛИВАЮЩЕЙ

ПАРАМЕТРЫ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРЕВЫШЕНИЯ

КОТОРЫХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПЛАТА В СЧЕТ ВОЗМЕЩЕНИЯ

ВРЕДА, ПРИЧИНЯЕМОГО АВТОТРАНСПОРТНЫМИ

СРЕДСТВАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПЕРЕВОЗКИ

ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ, ПРИЗНАНЫ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ

СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА

В ЗАКОННУЮ СИЛУ]

Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (далее - Инструкция) утверждена Министерством транспорта Российской Федерации (Минтранс России) 27 мая 1996 г.

Согласно пункту 1.2 Инструкции, раскрывающему содержание используемых в ней терминов и определений, тяжеловесный груз - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе I Приложения 1 Инструкции (далее - Приложение 1).

В соответствии с пунктом 1.3 Инструкции крупногабаритные и тяжеловесные грузы, пропуск которых разрешается по дорогам, исходя из несущей способности дорожных одежд и сооружений, в зависимости от массы и размеров подразделяются на две категории: категория 1 - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса на каждую ось, а также габариты по высоте, ширине или длине превышают значения, установленные в разделе I Приложения 1 Инструкции, но не относится к категории 2; категория 2 - транспортное средство, весовые параметры которого с грузом или без груза соответствуют величинам, приведенным в разделе II Приложения 1 Инструкции.

Приложение 1 устанавливает параметры автотранспортного средства, при превышении которых оно относится к категориям 1 и 2, определяет в разделе I допустимые нагрузки на каждую ось, которые не должна превышать осевая масса двухосных автотранспортных средств и двухосных тележек (пункт 2.1, таблица П. 1.1) и осевая масса трехосных тележек автотранспортных средств (пункт 2.2, таблица П. 1.2), а также предельные значения полной массы автотранспортного средства, которые не должны превышаться при движении по мостовым сооружениям (пункт 2.4, таблица П. 1.4).

ООО "Томскнефтегазпереработка" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 1.2, 1.3 Инструкции и Приложения 1 в части, определяющей критерии признания грузов тяжеловесными. Заявитель указал, что оспариваемые положения, устанавливающие весовые ограничения автотранспортного средства по полной и осевой массе, противоречат пункту 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 (в ред. от 30 декабря 2011 г.), и приложениям N 1, 2 к этим Правилам и безосновательно налагают на заявителя расходы по возмещению вреда и оформлению специальных разрешений на перевозку тяжеловесных грузов, которые по критериям, определенным Правительством Российской Федерации, таковыми не являются.

Минтранс России в своих возражениях указал, что пункты 1.2, 1.3 Инструкции и Приложение 1 в оспариваемой части не применяются с 25 июля 2011 г., т.е. со дня вступления в силу Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, с этого времени при принятии решения об отнесении грузов к тяжеловесным используются понятия и критерии, определенные названными Правилами. Оспариваемые положения Инструкции отменены приказом Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258, утратили силу, прав заявителя не нарушают.

Верховный Суд Российской Федерации 12 ноября 2012 г. пришел к выводу о том, что Инструкция в оспариваемой части нарушает права заявителя и подлежит признанию недействующей.

Инструкция, как следует из ее пункта 1.1, разработана Минтрансом России на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов автомобильными дорогами Российской Федерации" указанное постановление от 26 сентября 1995 г. N 962 признано утратившим силу, утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 которых размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения значений предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия, предоставленные ему статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", постановлением от 15 апреля 2011 г. N 272 утвердило Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, действующие с 25 июля 2011 г. С этого времени оспариваемые положения Инструкции вошли в противоречие с пунктом 5 названных Правил и приложениями N 1, 2 к ним, содержащими другое определение понятия тяжеловесного груза и устанавливающими иные параметры транспортного средства, в зависимости от превышения которых определяется размер имущественной ответственности.

Заявителем представлены суду разрешения на перевозку тяжеловесного груза с 13 апреля по 12 июля и с 13 июля по 12 октября 2012 г., выданные областным государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог Томской области" исходя из параметров транспортного средства, определенных в оспариваемых нормах Инструкции, а также платежные поручения о перечислении госпошлины за выдачу этих разрешений и денежных средств в возмещение вреда, причиняемого в связи с перевозкой тяжеловесных грузов. Тем самым опровергнуты утверждения представителей Минтранса России о том, что пп. 1.2, 1.3 Инструкции и Приложение 1 не применяются.

Верховный Суд РФ признал необоснованной и ссылку на приказ Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258, которым оспариваемые положения Инструкции отменены. Данный приказ вступает в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования. На день рассмотрения дела приказ официально не опубликован, что создает неопределенность в отношении даты вступления его в силу и допускает возможность дальнейшего необоснованного применения оспариваемых положений Инструкции.

Верховный Суд РФ заявление ООО "Томскнефтегазпереработка" удовлетворил в полном объеме.

[отформатировано: 31.01.2013 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 28.02.2014 редактор НЦПИ – Петросова А.Б.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 7 от 20.06.2013 Стр. 16
Рубрики правового классификатора: 090.070.020 Управление в сфере транспорта (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 090.070.060 Автомобильный транспорт (см. также 200.100.040), 090.070.080 Дорожное хозяйство, 090.070.130 Борьба с аварийностью. Безопасность движения (см. также 160.040.020), 090.070.140 Перевозка грузов. Погрузочно-разгрузочные работы (см. также 030.120.110), 180.040.020 Производство в суде первой инстанции, 180.040.030 Производство в кассационной инстанции, 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать