Основная информация

Дата опубликования: 13 марта 2001г.
Номер документа: В200103606
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0103606

В200103606

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, N 11, СТР. 4, 2001г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

                            13.03.2001

[Положение о порядке отчислений

в фонд пожарной безопасности

от сумм страховых премий (страховых взносов)

по противопожарному страхованию,

осуществляемому страховщиками, утвержденное

приказом Министерства финансов Российской

Федерации от 16 августа 2000 г. N 79 н,

признано недействительным (незаконным)]

(Извлечение из решения Верховного Суда РФ)

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 августа 2000 г. N 79н, согласованным с Министерством внутренних дел Российской Федерации, было утверждено Положение о порядке отчислений в фонд пожарной безопасности от сумм страховых премий (страховых взносов) по противопожарному страхованию, осуществляемому страховщиками (далее - Положение).

X., Ф., Ассоциация страховщиков топливно-энергетического комплекса, а также страховая компания "Наша Надежда" обратились в Верховный Суд РФ с жалобами о признании вышеназванного Положения недействительным по мотивам его незаконности.

Верховный Суд РФ 13 марта 2001 г. требования заявителей удовлетворил по следующим основаниям.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Из анализа пп. 1 и 2 ст. 1, ст.ст. 3 и 17 НК РФ следует, что налог, взимаемый в федеральный бюджет, считается установленным лишь в том случае, когда непосредственно в самом федеральном законе определены его плательщики и элементы налогообложения, к которым относятся: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

В ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. от 7 ноября 2000 г.) предусмотрено, что в целях реализации мер пожарной безопасности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, создаются фонды пожарной безопасности, формируемые за счет отчислений страховых организаций из сумм страховых платежей по противопожарному страхованию в размере не ниже пяти процентов от этих сумм.

Суд полагает, что указанные отчисления обладают закрепленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками федерального налога, поскольку являются обязательными, индивидуально безвозмездными платежами, взимаемыми со страховых организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства (ст. 8 НК РФ).

Такой вывод основан на положениях пп. 1 и 15 Типового устава фонда пожарной безопасности (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 1996 г. N 789 и действующего в редакции от 19 июня 1998 г.), согласно которым фонд пожарной безопасности создается в целях реализации мер пожарной безопасности, средства фонда направляются на осуществление мероприятий в области пожарной безопасности, обеспечение организации деятельности органов управления и подразделений пожарной охраны.

Как следует из преамбулы Федерального закона "О пожарной безопасности", обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Таким образом, отчисления страховых организаций в фонд пожарной безопасности служат финансовым обеспечением деятельности (функции) государства в области пожарной безопасности.

Обязательные отчисления (платежи) страховых организаций в фонд пожарной безопасности могут быть признаны правомерными лишь в случае, когда плательщик и все существенные элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога) определены непосредственно в федеральном законе, а не нормативным актом федерального органа исполнительной власти.

Между тем оспариваемое заявителями Положение устанавливает и дополняет ряд элементов платежа (отчисления), предусмотренного ст. 28 упомянутого Федерального закона, что не может быть признано правильным.

Так, в п. 2 Положения указано, что его требования распространяются на страховщиков, осуществляющих противопожарное страхование в добровольной форме, т.е. определен налогоплательщик.

В силу п. 4 Положения в структуре страхового тарифа должны быть предусмотрены отчисления в фонд пожарной безопасности. Расчет страхового тарифа по противопожарному страхованию производится на основании официально опубликованных Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации статистических данных о пожарах и их последствиях.

При определении размера страховой премии следует указывать отдельно часть страховой премии, приходящейся на риск причинения вреда имущественным интересам страхователя в результате пожара, а также действий по его тушению.

Согласно п. 5 Положения страховщики производят отчисления в фонды пожарной безопасности от сумм страховых премий (взносов) по противопожарному страхованию в размере не ниже 5 процентов от этих сумм.

Базой для определения сумм отчислений в фонды пожарной безопасности, как предусмотрено в п. 6 Положения, является общая сумма страховых премий (взносов), поступивших по договорам страхования, указанным в п. 3 настоящего Положения, за квартал.

Отчисления в фонды пожарной безопасности от поступивших сумм страховых премий (взносов) производятся страховщиками ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, на расчетный счет фонда пожарной безопасности, реквизиты которого официально публикуются Государственной противопожарной службой.

Закрепив в Положении вышеприведенные предписания, Министерство финансов Российской Федерации установило плательщика налога, объект и ставку налогового платежа, налоговый период, порядок исчисления налогового платежа, срок и порядок его уплаты.

В силу п. 7 Положения отчисления страховщиков в фонды пожарной безопасности, накопленные на специальном счете страховщика в банке, подлежат перечислению в фонды пожарной безопасности в течение 30 дней с момента вступления в силу настоящего Положения.

Таким образом, несколько существенных элементов налогового платежа установлены оспариваемым Положением, а не федеральным законом и в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с вышеизложенным жалоба о признании Положения недействительным подлежит удовлетворению.

Представители Министерства финансов Российской Федерации, возражая против заявленных требований, ссылались на то, что Положение регулирует лишь случаи добровольной уплаты платежей в фонд пожарной безопасности. Однако суд не может согласиться с такими доводами, поскольку в тексте Положения нет упоминания о добровольном характере платежей в фонд пожарной безопасности. Более того, Министерства внутренних дел Российской Федерации относит эти платежи к обязательным для всех страховых организаций, что подтверждает практика применения Положения в регионах подразделениями Государственной противопожарной службы МВД России.

Не дает оснований для вывода о добровольном характере отчислений в фонд пожарной безопасности и формулировка п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. N 789 "О фондах пожарной безопасности и противопожарном страховании" (в ред. от 19 июня 1998 г.), в которой установлено, что "страховые организации производят отчисления в фонды пожарной безопасности..."

С доводами представителей заинтересованных лиц о том, что Положение не нарушает каких-либо прав заявителей, суд согласиться не может, так как применение Положения влечет увеличение для граждан сумм страховых платежей по договорам страхования. В нем содержится императивное предписание о том, что в структуре страхового тарифа должны быть предусмотрены отчисления в фонд пожарной безопасности.

Верховный Суд РФ жалобы X., Ф., Ассоциации страховщиков топливно-энергетического комплекса, страховой компании "Наша Надежда" удовлетворил и признал недействительным (незаконным) Положение о порядке отчислений в фонд пожарной безопасности от сумм страховых премий (страховых взносов) по противопожарному страхованию, осуществляемому страховщиками, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 августа 2000 г. N 79 н.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 17 мая 2001 г. решение оставила без изменения.

[отформатировано: 22.11.2001 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]

[проверено: 27.12.2001 редактор НЦПИ - Вендер О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 11 от 13.03.2001 Стр. 4
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.120.000 Договоры и другие обязательства, 030.120.160 Страхование (см. также 030.150.150, 140.010.030), 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.020 Доходы федерального бюджета, 080.100.000 Налоги и сборы, 160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка, 160.040.000 Безопасность общества, 160.040.050 Пожарная безопасность, 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать