Основная информация
Дата опубликования: | 14 мая 2007г. |
Номер документа: | В200705990 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0705990
В200705990
В200705990
В0705990
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
14.05.2007 N ВКПИ07-25
[Об отказе в удовлетворении заявления о признании
недействующим Постановления Правительства РФ
от 31.12.2004 N 886 "О внесении изменений в Положение
о военно-врачебной экспертизе", в части признания
утратившим силу подпункта "в" пункта 41]
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: Председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Шалякина А.С., при секретаре Шароватовой И.А., с участием военного прокурора отдела 6 управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Зарубина О.В., представителей Правительства Российской Федерации Красникова В.Н., Гукасова А.Ю. и Горносталева Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации N 866 от 31 декабря 2004 года "О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе" в части признания утратившим силу подпункта "в" пункта 41, установила:
Ш. в 1988 году принимал участие на работах по объекту "Укрытие" на Чернобыльской АЭС, в связи с чем военно-врачебная комиссия на основании подпункта "в" пункта 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года N 123; НГР:Р0300660, установила причинную связь имеющихся у него заболеваний при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
29 марта 2005 года после очередного медицинского освидетельствования причинная связь полученных Ш. заболеваний с исполнением обязанностей военной службы в связи с аварией на АЭС установлена не была.
Основанием к такому решению послужило Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 866 "О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе", которым подпункт "в" пункта 41 признан утратившим силу.
В связи с этим Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором указывает, что данный нормативный акт в оспариваемой части нарушает его право на получение возмещения причиненного вреда здоровью как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и просит признать его недействующим.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания Ш. в суд не прибыл и просил рассмотреть заявление в его отсутствие.
В судебном заседании представители Правительства Российской Федерации Красников В.Н., Гукасов А.Ю. и Горносталев Ю.В. требования заявителя не признали и пояснили, что в соответствии с Федеральным законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 4 ноября 2004 года N 586 утвердило Перечень заболеваний, возникновение и обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Заболевания, по которым Ш. 29 марта 2005 года был освидетельствован ВВК Самарского военно-медицинского института (свидетельство о болезни N 586), в указанный Перечень не входят, поэтому законных оснований для связи имеющегося у него заболевания с радиационным воздействием в результате аварии на Чернобыльской АЭС не имеется.
Поскольку законом установлена новая формулировка заключения о причинной связи заболеваний с воздействием радиационных факторов у военнослужащих из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, пояснили далее представители, Правительство РФ обоснованно внесло изменения в свое Постановление от 31 декабря 2004 года N 866, признав утратившим силу подпункт "в" пункта 41 Постановления.
При этом представитель Красников В.Н. объяснил, что данные изменения не препятствуют Ш. обратиться в межведомственный экспертный совет с просьбой о повторном рассмотрении его вопроса, который вправе установить причинную связь имеющегося у него заболевания с воздействием радиационных факторов.
Выслушав объяснения представителей Правительства РФ Красникова В.Н., Гукасова А.Ю. и Горносталева Ю.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение военного прокурора отдела управления Главной военной прокуратуры Зарубина О.В., полагавшего, что в удовлетворении требований Ш. надлежит отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Ш. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Вопросы защиты прав и интересов, а также социальной поддержки граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации ее последствий, регламентирован Законом РСФСР от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями на 5 декабря 2006 года).
В соответствии со ст. 24 Закона установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, определяется Правительством РФ.
Во исполнение Закона и на основании представленных полномочий Правительством РФ издано Постановление от 25 февраля 2003 года N 123; НГР:Р0300660 "Об утверждении Положения о военно-врачебной комиссии".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 41 данного Постановления, действовавшего до 31 декабря 2004 года, военно-врачебная комиссия вынесла заключение с формулировкой: "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" - если увечье, заболевание получено свидетельствуемым при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС".
Под причинной связью понималась связь между наступлением вредных последствий для здоровья и воздействием на них радиационных факторов либо сочетания этих факторов с иными вредными факторами.
Статьей 3 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; НГР:Р0403701 в статью 24 Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 были внесены изменения, касающиеся понятия причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности лиц с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Кроме того, введен Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации.
На основании изменений, внесенных в Федеральный закон, Правительством РФ издано Постановление от 31 декабря 2004 года N 866 "О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе".
В связи с противоречием абзацу 6 статьи 24 Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 подпункт "в" пункта 41 Положения отменен и законодателем предусмотрен иной порядок рассмотрения вопросов данной категории.
В настоящее время под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается причинная связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Заболевания, по которым Ш. был освидетельствован ВВК Самарского военно-медицинского института, в указанный выше Перечень не входят, поэтому законных оснований для связи имеющейся у него патологии с радиационным воздействием в результате аварии на Чернобыльской АЭС не имеется.
Вместе с тем Постановлением Правительства РФ от 26 января 2007 года N 46; НГР:Р0700107 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства РФ по вопросам установления причинной связи заболеваний и инвалидности граждан с воздействием на них радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или участия граждан в действиях подразделений особого риска" предусмотрена возможность для обжалования гражданами заключений военно-врачебной комиссии в межведомственный экспертный совет с просьбой о повторном рассмотрении соответствующего вопроса.
Таким образом, вопреки утверждению заявителя, обжалуемая им норма полностью соответствует действующему законодательству и права и охраняемые законом интересы Ш. не нарушает.
При этом Правительство Российской Федерации действовало на основании ст. ст. 110, 114, 115 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, Федерального конституционного закона Российской Федерации от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ; НГР:Р9705523 "О Правительстве Российской Федерации" в пределах своих полномочий.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 252 - 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации решила:
в удовлетворении заявления Ш. о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации N 866 от 31 декабря 2004 года "О внесении изменений в положение о военно-врачебной экспертизе" в части признания утратившим силу подпункта "в" пункта 41 отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в течение 10 дней в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.С.ШАЛЯКИН
[отформатировано: 04.05.2010 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
В0705990
В200705990
В200705990
В0705990
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
14.05.2007 N ВКПИ07-25
[Об отказе в удовлетворении заявления о признании
недействующим Постановления Правительства РФ
от 31.12.2004 N 886 "О внесении изменений в Положение
о военно-врачебной экспертизе", в части признания
утратившим силу подпункта "в" пункта 41]
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: Председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Шалякина А.С., при секретаре Шароватовой И.А., с участием военного прокурора отдела 6 управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Зарубина О.В., представителей Правительства Российской Федерации Красникова В.Н., Гукасова А.Ю. и Горносталева Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации N 866 от 31 декабря 2004 года "О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе" в части признания утратившим силу подпункта "в" пункта 41, установила:
Ш. в 1988 году принимал участие на работах по объекту "Укрытие" на Чернобыльской АЭС, в связи с чем военно-врачебная комиссия на основании подпункта "в" пункта 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года N 123; НГР:Р0300660, установила причинную связь имеющихся у него заболеваний при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
29 марта 2005 года после очередного медицинского освидетельствования причинная связь полученных Ш. заболеваний с исполнением обязанностей военной службы в связи с аварией на АЭС установлена не была.
Основанием к такому решению послужило Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 866 "О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе", которым подпункт "в" пункта 41 признан утратившим силу.
В связи с этим Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором указывает, что данный нормативный акт в оспариваемой части нарушает его право на получение возмещения причиненного вреда здоровью как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и просит признать его недействующим.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания Ш. в суд не прибыл и просил рассмотреть заявление в его отсутствие.
В судебном заседании представители Правительства Российской Федерации Красников В.Н., Гукасов А.Ю. и Горносталев Ю.В. требования заявителя не признали и пояснили, что в соответствии с Федеральным законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 4 ноября 2004 года N 586 утвердило Перечень заболеваний, возникновение и обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Заболевания, по которым Ш. 29 марта 2005 года был освидетельствован ВВК Самарского военно-медицинского института (свидетельство о болезни N 586), в указанный Перечень не входят, поэтому законных оснований для связи имеющегося у него заболевания с радиационным воздействием в результате аварии на Чернобыльской АЭС не имеется.
Поскольку законом установлена новая формулировка заключения о причинной связи заболеваний с воздействием радиационных факторов у военнослужащих из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, пояснили далее представители, Правительство РФ обоснованно внесло изменения в свое Постановление от 31 декабря 2004 года N 866, признав утратившим силу подпункт "в" пункта 41 Постановления.
При этом представитель Красников В.Н. объяснил, что данные изменения не препятствуют Ш. обратиться в межведомственный экспертный совет с просьбой о повторном рассмотрении его вопроса, который вправе установить причинную связь имеющегося у него заболевания с воздействием радиационных факторов.
Выслушав объяснения представителей Правительства РФ Красникова В.Н., Гукасова А.Ю. и Горносталева Ю.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение военного прокурора отдела управления Главной военной прокуратуры Зарубина О.В., полагавшего, что в удовлетворении требований Ш. надлежит отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Ш. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Вопросы защиты прав и интересов, а также социальной поддержки граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации ее последствий, регламентирован Законом РСФСР от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями на 5 декабря 2006 года).
В соответствии со ст. 24 Закона установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, определяется Правительством РФ.
Во исполнение Закона и на основании представленных полномочий Правительством РФ издано Постановление от 25 февраля 2003 года N 123; НГР:Р0300660 "Об утверждении Положения о военно-врачебной комиссии".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 41 данного Постановления, действовавшего до 31 декабря 2004 года, военно-врачебная комиссия вынесла заключение с формулировкой: "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" - если увечье, заболевание получено свидетельствуемым при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС".
Под причинной связью понималась связь между наступлением вредных последствий для здоровья и воздействием на них радиационных факторов либо сочетания этих факторов с иными вредными факторами.
Статьей 3 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; НГР:Р0403701 в статью 24 Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 были внесены изменения, касающиеся понятия причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности лиц с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Кроме того, введен Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации.
На основании изменений, внесенных в Федеральный закон, Правительством РФ издано Постановление от 31 декабря 2004 года N 866 "О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе".
В связи с противоречием абзацу 6 статьи 24 Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 подпункт "в" пункта 41 Положения отменен и законодателем предусмотрен иной порядок рассмотрения вопросов данной категории.
В настоящее время под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается причинная связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Заболевания, по которым Ш. был освидетельствован ВВК Самарского военно-медицинского института, в указанный выше Перечень не входят, поэтому законных оснований для связи имеющейся у него патологии с радиационным воздействием в результате аварии на Чернобыльской АЭС не имеется.
Вместе с тем Постановлением Правительства РФ от 26 января 2007 года N 46; НГР:Р0700107 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства РФ по вопросам установления причинной связи заболеваний и инвалидности граждан с воздействием на них радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или участия граждан в действиях подразделений особого риска" предусмотрена возможность для обжалования гражданами заключений военно-врачебной комиссии в межведомственный экспертный совет с просьбой о повторном рассмотрении соответствующего вопроса.
Таким образом, вопреки утверждению заявителя, обжалуемая им норма полностью соответствует действующему законодательству и права и охраняемые законом интересы Ш. не нарушает.
При этом Правительство Российской Федерации действовало на основании ст. ст. 110, 114, 115 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, Федерального конституционного закона Российской Федерации от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ; НГР:Р9705523 "О Правительстве Российской Федерации" в пределах своих полномочий.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 252 - 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации решила:
в удовлетворении заявления Ш. о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации N 866 от 31 декабря 2004 года "О внесении изменений в положение о военно-врачебной экспертизе" в части признания утратившим силу подпункта "в" пункта 41 отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в течение 10 дней в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.С.ШАЛЯКИН
[отформатировано: 04.05.2010 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 140.000.000 Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм, 140.010.000 Здравоохранение (см. также 200.160.040), 140.010.120 Медицинская экспертиза (см. также 070.050.000), 150.000.000 Оборона, 150.130.000 Статус военнослужащих. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, 150.130.010 Общие положения, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: