Основная информация
Дата опубликования: | 14 июня 2001г. |
Номер документа: | В200105595 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0105595
В200105595
В200105595
В0105595
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
14.06.2001 N ГКПИ01-849,856
[Рассмотрении в открытом судебном заседании гражданского дела
по заявлениям ОАО "Отель Южный" и ЗАО "Верхне-Ленское
речное пароходство" о признании недействительным
абзаца 2 пункта 11 постановления Правительства
Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. N 55
"О мерах по либерализации цен"]
Именем Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
Н.С. Романенкова
при секретаре
В.В. Самолине
с участием прокурора
М.Г. Белан
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям ОАО "Отель Южный" и ЗАО "Верхне-Ленское речное пароходство" о признании недействительным абзаца 2 пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. N 55; НГР:Р9101015 "О мерах по либерализации цен", установил:
Заявители: открытое акционерное общество "Отель Южный" и закрытое акционерное общество "Верхне-Ленское речное пароходство обратились в Верховный Суд Российской Федерации с требованиями о признании недействительным (незаконным) абзаца 2 пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. N 55; НГР:Р9101015 "О мерах по либерализации цен", т.к. оспариваемая норма не соответствует действующему законодательству, нарушает права заявителей. Кроме того установление ценовой политики отнесено к исключительной компетенции законодательной власти, а не к компетенции Правительства Российской Федерации. В судебном заседании представители: ОАО "Отель Южный" Филатова О.Б., Боброва С.А., ЗАО "Верхне-Ленское речное пароходство" Плахотнюк В.А. поддержали заявленные требования.
Представители заинтересованного лица Правительства Российской Федерации Зайко И.Е., Токарева Н.А., Блажко Д.В., Кулагин А.Б., Киракозов Р.С., Вольвач Д.В. возражали против удовлетворения заявления и пояснили в суде, что федерального закона об основах ценовой политики и контроля за соблюдением законодательства о государственной дисциплине цен в настоящее время не существует. Санкции за нарушение государственной дисциплины цен предусмотрены Указами Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221; НГР:Р9500759. Изъятие суммы излишне полученной прибыли в бесспорном порядке не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителей.
Выслушав объяснения представителей заявителей: ОАО "Отель Южный" Филатовой О.В., Бобровой С.А., ЗАО "Верхне-Ленское речное параходство" Плахотнюка В.А., представителей заинтересованного лица Правительства Российской Федерации Зайко И.Е., Токаревой Н.А., Блажко Д.Б., Кулагина А.Б., Кира-козова Р.С., Вольвача Д.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Белан М.Г., полагавшей, что заявления подлежат удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Во исполнение Указа Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. N 297; НГР:Р9101014 "О мерах по либерализации цен" Правительство РСФСР издало постановление N 55 от 19 декабря 1991 г. "О мерах по либерализации цен (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.02.92 г. N 94; НГР:Р9200320; от 07.03.92 г. N 141; НГР:Р9200480; от 15.04.92 г. N 245; НГР:Р9200791; от 26.06.95 г. N 600; НГР:Р9502604), абзац 2 пункта 11 которого установил, что в случае нарушения предприятиями и организациями независимо от форм собственности порядка применения свободных (рыночных), а также государственных регулируемых цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги излишне полученная прибыль в бесспорном порядке перечисляется (изымается) в доход бюджета. В таком же размере с предприятия или организации дополнительно взыскивается штраф.
Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221; НГР:Р9500759 установлены санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере, к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов). Согласно п.5 настоящего Указа Правительству Российской Федерации было поручено подготовить предложения о применении санкций за нарушение норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).
Однако Правительство Российской Федерации само установило порядок применения санкций за нарушение норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), в соответствии с которым излишне полученная прибыль в бесспорном порядке перечисляется (изымается) в доход бюджета.
Как пояснил в суде представитель ЗАО "Верхне-Ленское речное пароходство" Плахотнюк В.А., решение комитета цен администрации Иркутской области о взыскании в доход бюджета сумм, полученных в результате нарушения государственной дисциплины цен направляется для исполнения в Государственную инспекцию МНС России в регионе для взыскания в бесспорном порядке.
Из объяснений представителя Правительства Российской Федерации Зайко И.Е. следует, что взыскание с предприятия незаконно полученной в результате нарушения государственной дисциплины цен выручки является правовосстановительной мерой. В московском регионе если нарушитель обжалует решение государственной инспекции цен, взыскание излишне полученной прибыли не производится в бесспорном порядке до вынесения судом решения по жалобе.
Между тем, предусмотренное оспариваемым нормативным актом взыскание излишне полученной прибыли в бесспорном порядке не соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
Так, Федеральный закон Российской Федерации "О естественных монополиях" в статье 24 устанавливает судебный порядок взыскания необоснованно полученной прибыли при неисполнении субъектами естественных монополий предписаний о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения законодательства о естественных монополиях.
Бюджетным Кодексом Российской Федерации порядок бесспорного списания установлен для списания бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств (ст. 285 БК Российской Федерации ).
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает обращение взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок (ст. 46 НК Российской Федерации )
В силу п.2 ст. 854 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору банковского счета без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Взыскание в бесспорном порядке излишне полученной прибыли и штрафа за нарушение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) также противоречит ст. 243 Гражданского Кодекса Российской Федерации и не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П; НГР:Р9605988 "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции".
Учитывая, что оспариваемый нормативный акт не соответствует действующему законодательству, принят с превышением полномочий государственного органа и нарушает права и охраняемые законом интересы юридических лиц, заявления ОАО "Отель Южный" и ЗАО "Верхнеленское речное пароходство" подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявления ОАО "Отель Южный" и ЗАО "Верхне-Ленское речное пароходство" о признании недействительным абзаца 2 пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. N 55; НГР:Р9101015 "О мерах по либерализации цен" удовлетворить: признать недействительным абзац 2 пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. N 55; НГР:Р9101015 "О мерах по либерализации цен".
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
[отформатировано: 26.12.2002 оператор НЦПИ - Калинина Т.А.]
В0105595
В200105595
В200105595
В0105595
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
14.06.2001 N ГКПИ01-849,856
[Рассмотрении в открытом судебном заседании гражданского дела
по заявлениям ОАО "Отель Южный" и ЗАО "Верхне-Ленское
речное пароходство" о признании недействительным
абзаца 2 пункта 11 постановления Правительства
Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. N 55
"О мерах по либерализации цен"]
Именем Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
Н.С. Романенкова
при секретаре
В.В. Самолине
с участием прокурора
М.Г. Белан
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям ОАО "Отель Южный" и ЗАО "Верхне-Ленское речное пароходство" о признании недействительным абзаца 2 пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. N 55; НГР:Р9101015 "О мерах по либерализации цен", установил:
Заявители: открытое акционерное общество "Отель Южный" и закрытое акционерное общество "Верхне-Ленское речное пароходство обратились в Верховный Суд Российской Федерации с требованиями о признании недействительным (незаконным) абзаца 2 пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. N 55; НГР:Р9101015 "О мерах по либерализации цен", т.к. оспариваемая норма не соответствует действующему законодательству, нарушает права заявителей. Кроме того установление ценовой политики отнесено к исключительной компетенции законодательной власти, а не к компетенции Правительства Российской Федерации. В судебном заседании представители: ОАО "Отель Южный" Филатова О.Б., Боброва С.А., ЗАО "Верхне-Ленское речное пароходство" Плахотнюк В.А. поддержали заявленные требования.
Представители заинтересованного лица Правительства Российской Федерации Зайко И.Е., Токарева Н.А., Блажко Д.В., Кулагин А.Б., Киракозов Р.С., Вольвач Д.В. возражали против удовлетворения заявления и пояснили в суде, что федерального закона об основах ценовой политики и контроля за соблюдением законодательства о государственной дисциплине цен в настоящее время не существует. Санкции за нарушение государственной дисциплины цен предусмотрены Указами Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221; НГР:Р9500759. Изъятие суммы излишне полученной прибыли в бесспорном порядке не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителей.
Выслушав объяснения представителей заявителей: ОАО "Отель Южный" Филатовой О.В., Бобровой С.А., ЗАО "Верхне-Ленское речное параходство" Плахотнюка В.А., представителей заинтересованного лица Правительства Российской Федерации Зайко И.Е., Токаревой Н.А., Блажко Д.Б., Кулагина А.Б., Кира-козова Р.С., Вольвача Д.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Белан М.Г., полагавшей, что заявления подлежат удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Во исполнение Указа Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. N 297; НГР:Р9101014 "О мерах по либерализации цен" Правительство РСФСР издало постановление N 55 от 19 декабря 1991 г. "О мерах по либерализации цен (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.02.92 г. N 94; НГР:Р9200320; от 07.03.92 г. N 141; НГР:Р9200480; от 15.04.92 г. N 245; НГР:Р9200791; от 26.06.95 г. N 600; НГР:Р9502604), абзац 2 пункта 11 которого установил, что в случае нарушения предприятиями и организациями независимо от форм собственности порядка применения свободных (рыночных), а также государственных регулируемых цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги излишне полученная прибыль в бесспорном порядке перечисляется (изымается) в доход бюджета. В таком же размере с предприятия или организации дополнительно взыскивается штраф.
Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221; НГР:Р9500759 установлены санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере, к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов). Согласно п.5 настоящего Указа Правительству Российской Федерации было поручено подготовить предложения о применении санкций за нарушение норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).
Однако Правительство Российской Федерации само установило порядок применения санкций за нарушение норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), в соответствии с которым излишне полученная прибыль в бесспорном порядке перечисляется (изымается) в доход бюджета.
Как пояснил в суде представитель ЗАО "Верхне-Ленское речное пароходство" Плахотнюк В.А., решение комитета цен администрации Иркутской области о взыскании в доход бюджета сумм, полученных в результате нарушения государственной дисциплины цен направляется для исполнения в Государственную инспекцию МНС России в регионе для взыскания в бесспорном порядке.
Из объяснений представителя Правительства Российской Федерации Зайко И.Е. следует, что взыскание с предприятия незаконно полученной в результате нарушения государственной дисциплины цен выручки является правовосстановительной мерой. В московском регионе если нарушитель обжалует решение государственной инспекции цен, взыскание излишне полученной прибыли не производится в бесспорном порядке до вынесения судом решения по жалобе.
Между тем, предусмотренное оспариваемым нормативным актом взыскание излишне полученной прибыли в бесспорном порядке не соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
Так, Федеральный закон Российской Федерации "О естественных монополиях" в статье 24 устанавливает судебный порядок взыскания необоснованно полученной прибыли при неисполнении субъектами естественных монополий предписаний о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения законодательства о естественных монополиях.
Бюджетным Кодексом Российской Федерации порядок бесспорного списания установлен для списания бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств (ст. 285 БК Российской Федерации ).
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает обращение взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок (ст. 46 НК Российской Федерации )
В силу п.2 ст. 854 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору банковского счета без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Взыскание в бесспорном порядке излишне полученной прибыли и штрафа за нарушение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) также противоречит ст. 243 Гражданского Кодекса Российской Федерации и не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П; НГР:Р9605988 "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции".
Учитывая, что оспариваемый нормативный акт не соответствует действующему законодательству, принят с превышением полномочий государственного органа и нарушает права и охраняемые законом интересы юридических лиц, заявления ОАО "Отель Южный" и ЗАО "Верхнеленское речное пароходство" подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявления ОАО "Отель Южный" и ЗАО "Верхне-Ленское речное пароходство" о признании недействительным абзаца 2 пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. N 55; НГР:Р9101015 "О мерах по либерализации цен" удовлетворить: признать недействительным абзац 2 пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. N 55; НГР:Р9101015 "О мерах по либерализации цен".
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
[отформатировано: 26.12.2002 оператор НЦПИ - Калинина Т.А.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.100 Цены и ценообразование (см. также 090.100.030), 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: