Основная информация

Дата опубликования: 14 декабря 2000г.
Номер документа: В200006258
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



<5>

В200006258

В200006258

<5>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

                   14.12.2000 N ГКПИ 2000-1358

[Заявление о признании недействительным

пункта 141 "Правил внутреннего распорядка

следственных изоляторов уголовно-исполнительной

системы Министерства юстиции Российской Федерации",

утвержденных приказом Минюста России

от 12 мая 2000 г. N 148 по согласованию с Генеральной

прокуратурой Российской Федерации

оставлено без удовлетворения]

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.

при секретаре Иванове П.Г.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Куцаева Анатолия Викторовича о признании неправомерным п.141 "Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации", утвержденных приказом Минюста России от 12 мая 2000 г. N 148 по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, установилил:

Куцаев А.В. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании неправомерным пункта 141 "Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации", утвержденных приказом Минюста России от 12 мая 2000 г. N 148. Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный акт право подозреваемых и обвиняемых (заключенных) на пользование ежедневной прогулкой предусматривает как обязанность, которую заключенные должны выполнять. Между тем, право подозреваемых и обвиняемых на ежедневную прогулку, предусмотренное ч.1 ст.17 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" должно выражаться в свободе его использования подозреваемыми и обвиняемыми и отказ некоторых из подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в одной камере, идти на прогулку является производным правом подозреваемых и обвиняемых от их права на ежедневную прогулку, что никак не может отрицательно отразиться на обеспечении режима в местах содержания под стражей.

Заявитель Куцаев А.В. о дне слушания дела извещен через администрацию учреждения ИЗ-35/1, в котором отбывает наказание.

Представители Минюста России Сайкин С.В. и Генпрокуратуры России Лысягин О.Б. возражали против удовлетворения заявления, т.к. оспариваемый нормативный акт не противоречит закону и не нарушает права содержащихся под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц Минюста России Сайкина С.В., Генеральной прокуратуры РФ Лысягина О.Б., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Министерство юстиции Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" приказом от 12 мая 2000 г. N 148 утвердило "Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации".

Согласно пункту 141 Правил внутреннего распорядка на прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере. Освобождение от прогулки дается только врачом (фельдшером). Выводимые на прогулку должны быть одеты по сезону. В отношении лица, нарушающего установленный порядок содержания под стражей, решением начальника СИЗО, его заместителя либо дежурного помощника прогулка прекращается.

Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусматривает, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР.

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут предусмотренную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Федеральный закон предусматривает, что порядок проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых должен быть установлен Правилами внутреннего распорядка. Глава XV Правил внутреннего распорядка регламентирует порядок проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемым.

В п.11 ст.17 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено право подозреваемого и обвиняемого пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Оспариваемой заявителем нормой право подозреваемого и обвиняемого пользоваться прогулкой не ограничивается.

Доводы заявителя о том, что право пользоваться ежедневной прогулкой должно выражаться в свободе его использования подозреваемыми и обвиняемыми, включая отказ идти на прогулку, являются несостоятельными, т.к. это право обусловлено обеспечением режима в местах содержания под стражей.

Реализуя право подозреваемых и обвиняемых на прогулку, администрация следственного изолятора одновременно исполняет императивную норму о проведении ежедневных прогулок.

Учитывая, что положения оспариваемого нормативного акта соответствуют действующему закону, приняты федеральным органом исполнительной власти в пределах его полномочий и не нарушают права либо свободы гражданина.

Заявление Куцаева А.В. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 192, 197 и 2397 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Куцаева Анатолия Викторовича о признании неправомерным пункта 141 "Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации", утвержденных приказом Минюста России от 12 мая 2000 г. N 148 по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

[отформатировано: 10.04.2001 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 170.000.000 Уголовное право. Исполнение наказаний, 170.030.000 Исполнение наказаний, 170.030.010 Общие положения, 170.030.020 Правовое положение осужденных и лиц, содержащихся под стражей

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать