Основная информация
Дата опубликования: | 16 февраля 2010г. |
Номер документа: | В201005795 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В1005795
В201005795
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 16.09.2010, N 10, СТР. 10, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
16.02.2010 N ГКПИ09-1605
ПУНКТ 26 ИНСТРУКЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ
СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРОК В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ
УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, УТВЕРЖДЕННОЙ
ПРИКАЗОМ ФСИН РОССИИ ОТ 17 МАРТА 2009 Г. N 104, В ЧАСТИ,
ПРЕПЯТСТВУЮЩЕЙ СОТРУДНИКУ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО
ПРОВОДИТСЯ СЛУЖЕБНАЯ ПРОВЕРКА, ЗНАКОМИТЬСЯ
С МАТЕРИАЛАМИ ПРОВЕРКИ, ЕГО КАСАЮЩИМИСЯ, ПО ЕЕ
ОКОНЧАНИИ, ПРИЗНАН НЕДЕЙСТВУЮЩИМ СО ДНЯ
ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ
(Извлечение)
Приказом ФСИН России от 17 марта 2009 г. N 104 утверждена Инструкция об организации проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция).
Согласно п. 26 Инструкции сотрудник, в отношении которого проводится проверка, имеет право: знакомиться с приказом о проведении проверки; давать устные и письменные объяснения (объяснения пишутся собственноручно на имя начальника, назначившего проверку), представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих проверку, в установленном порядке; знакомиться с заключением.
Г., являющийся сотрудником уголовно-исполнительной системы, обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 26 Инструкции в части, препятствующей сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, знакомиться с материалами проверки по ее окончании.
В заявлении указано, что из текстуального анализа оспариваемого пункта Инструкции, перечисляющего права сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, исчерпывающим образом следует, что этот сотрудник правом на ознакомление с материалами проверки (помимо приказа о ее проведении и заключения по ее результатам) не обладает. Тем самым нарушаются права и свободы заявителя, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
В судебном заседании Г. и его представитель адвокат М. поддержали заявление и просили о его удовлетворении. Кроме того, заявитель просил взыскать с ФСИН России в его пользу расходы на оплату услуг представителя в сумме 40 тыс. рублей.
Представитель ФСИН России требование заявителя не признал, ссылаясь на то, что Инструкция в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и его прав не нарушает.
Заслушав объяснения заявителя, его представителя и представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд нашел заявление Г. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Указанная конституционная норма получила дальнейшую детализацию в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В соответствии с ч. 2 ст. 8 данного Федерального закона гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Частью 1 ст. 9 названного Федерального закона установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В нарушение приведенных законоположений оспариваемый пункт Инструкции по своему буквальному толкованию ограничивает право сотрудника уголовно-исполнительной системы на ознакомление с материалами проведенной в отношении него служебной проверки, закрепляя исчерпывающий перечень документов, с которыми он вправе ознакомиться (приказ о назначении проверки, заключение о результатах проверки). Между тем из содержания п. 16 Инструкции усматривается, что документы проверки включают в себя и иные документы, а именно: документы (или их копии), содержащие сведения, послужившие основанием для назначения проверки; справочные материалы; служебная характеристика на сотрудника; объяснения сотрудников и иных лиц; другие документы, имеющие отношение к установленным в ходе проверки фактам.
Перечисленные документы могут содержать информацию, непосредственно затрагивающую права и свободы сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, в связи с чем отказ предоставить их ему для ознакомления при отсутствии ограничений, установленных федеральными законами, является неправомерным, а п. 26 Инструкции в оспариваемой части не может быть признан законным.
Верховный Суд РФ заявление Г. удовлетворил. Признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 26 Инструкции об организации проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 17 марта 2009 г. N 104, в части, препятствующей сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, знакомиться с материалами проверки, его касающимися, по ее окончании.
[введено: 02.12.2010 редактор НЦПИ - Павозкова Е.А.]
[проверено: 24.12.2010 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
В1005795
В201005795
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 16.09.2010, N 10, СТР. 10, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
16.02.2010 N ГКПИ09-1605
ПУНКТ 26 ИНСТРУКЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ
СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРОК В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ
УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, УТВЕРЖДЕННОЙ
ПРИКАЗОМ ФСИН РОССИИ ОТ 17 МАРТА 2009 Г. N 104, В ЧАСТИ,
ПРЕПЯТСТВУЮЩЕЙ СОТРУДНИКУ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО
ПРОВОДИТСЯ СЛУЖЕБНАЯ ПРОВЕРКА, ЗНАКОМИТЬСЯ
С МАТЕРИАЛАМИ ПРОВЕРКИ, ЕГО КАСАЮЩИМИСЯ, ПО ЕЕ
ОКОНЧАНИИ, ПРИЗНАН НЕДЕЙСТВУЮЩИМ СО ДНЯ
ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ
(Извлечение)
Приказом ФСИН России от 17 марта 2009 г. N 104 утверждена Инструкция об организации проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция).
Согласно п. 26 Инструкции сотрудник, в отношении которого проводится проверка, имеет право: знакомиться с приказом о проведении проверки; давать устные и письменные объяснения (объяснения пишутся собственноручно на имя начальника, назначившего проверку), представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих проверку, в установленном порядке; знакомиться с заключением.
Г., являющийся сотрудником уголовно-исполнительной системы, обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 26 Инструкции в части, препятствующей сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, знакомиться с материалами проверки по ее окончании.
В заявлении указано, что из текстуального анализа оспариваемого пункта Инструкции, перечисляющего права сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, исчерпывающим образом следует, что этот сотрудник правом на ознакомление с материалами проверки (помимо приказа о ее проведении и заключения по ее результатам) не обладает. Тем самым нарушаются права и свободы заявителя, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
В судебном заседании Г. и его представитель адвокат М. поддержали заявление и просили о его удовлетворении. Кроме того, заявитель просил взыскать с ФСИН России в его пользу расходы на оплату услуг представителя в сумме 40 тыс. рублей.
Представитель ФСИН России требование заявителя не признал, ссылаясь на то, что Инструкция в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и его прав не нарушает.
Заслушав объяснения заявителя, его представителя и представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд нашел заявление Г. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Указанная конституционная норма получила дальнейшую детализацию в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В соответствии с ч. 2 ст. 8 данного Федерального закона гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Частью 1 ст. 9 названного Федерального закона установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В нарушение приведенных законоположений оспариваемый пункт Инструкции по своему буквальному толкованию ограничивает право сотрудника уголовно-исполнительной системы на ознакомление с материалами проведенной в отношении него служебной проверки, закрепляя исчерпывающий перечень документов, с которыми он вправе ознакомиться (приказ о назначении проверки, заключение о результатах проверки). Между тем из содержания п. 16 Инструкции усматривается, что документы проверки включают в себя и иные документы, а именно: документы (или их копии), содержащие сведения, послужившие основанием для назначения проверки; справочные материалы; служебная характеристика на сотрудника; объяснения сотрудников и иных лиц; другие документы, имеющие отношение к установленным в ходе проверки фактам.
Перечисленные документы могут содержать информацию, непосредственно затрагивающую права и свободы сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, в связи с чем отказ предоставить их ему для ознакомления при отсутствии ограничений, установленных федеральными законами, является неправомерным, а п. 26 Инструкции в оспариваемой части не может быть признан законным.
Верховный Суд РФ заявление Г. удовлетворил. Признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 26 Инструкции об организации проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 17 марта 2009 г. N 104, в части, препятствующей сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, знакомиться с материалами проверки, его касающимися, по ее окончании.
[введено: 02.12.2010 редактор НЦПИ - Павозкова Е.А.]
[проверено: 24.12.2010 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 10 от 16.09.2010 Стр. 10 |
Рубрики правового классификатора: | 160.020.080 Органы внутренних дел (см. также 020.010.040), 160.040.100 Иные вопросы безопасности общества |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: