Основная информация

Дата опубликования: 16 октября 1998г.
Номер документа: В199804660
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В199804660

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

16.10.98 N ГКПИ 98-536

[В жалобах на некоторые постановления Правительства РФ

и ряд приказов Минздрава, касающихся оплаты труда

медицинских работников, отказано]

Верховный Суд Российской Федерации в лице

судьи Верховного Суда Федина А.И.

при секретаре Емельяновой М.А.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам Ивановой В.В., Уральского профсоюзного центра и других на постановления Правительства Российской Федерации N 785 от 14 октября 1992 г., N 823 от 24 августа 1995 г. и N 585 от 13 мая 1997 г., а также на приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации N 35 от 20 февраля 1995 г. и приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 48 от 24 февраля 1998 г., установил:

Председатель Свободного Профсоюза медицинских работников "Станции скорой медицинской помощи" Гольцов В.В., а также граждане Иванова В.В. и другие обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобами на постановления Правительства Российской Федерации N 785 от 14 октября 1992 г. "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки", N 823 от 24 августа 1995 г. "О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы" и N 585 от 13 мая 1997 г. "О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы", сославшись на то, что определенный указанными постановлениями размер ставки первого разряда единой тарифной сетки (ЕТС) в сумме 60000 (неденоминированных) рублей ниже минимального размера оплаты труда, определенного с 1 декабря 1995 г. в 60500 руб.

Кроме того, заявители оспаривают приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации N 35 от 20 февраля 1995 г. "Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации" и приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 48 от 24 февраля 1998 г. "Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации" в части использования для оплаты труда работников здравоохранения размера ставки первого разряда ЕТС (60000 руб.), определенного приведенными выше постановлениями Правительства Российской Федерации.

При этом, заявители сослались на несоответствие указанных нормативных актов требованиям закона и на нарушение трудовых прав работников здравоохранения по оплате труда.

Постановление Правительства Российской Федерации N 823 от 24 августа 1995 г. и приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 48 от 24 февраля 1998 г. обжаловано также Уральским Профсоюзным Центром по тем же основаниям, что и другими заявителями.

Заслушав объяснения Геленидзе А.Н., представлявшей интересы Ивановой В.В. и других, объяснения Беляева С.И., представлявшего интересы Уральского профсоюзного центра, поддержавших жалобы своих доверителей, а также выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации Ильина И.В. и Клейменова Ю.А., Министерства юстиции Проскуриной Т.М. (представлявшей и интересы Правительства Российской Федерации), Министерства здравоохранения Российской Федерации Харитоновой Л.С. и Житникова Ю.М. (представлявших также и интересы Правительства Российской Федерации), возражавших против удовлетворения жалоб, исследовав письменные доказательства и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей жалобы необоснованными, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалобы заявителей удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ст.37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст.78 КЗоТ Российской Федерации месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного Верховным Советом Российской Федерации минимального размера оплаты труда; в минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты.

Оспоренным частью заявителей постановлением Правительства Российской Федерации N 785 от 14 октября 1992 г. была, в частности, утверждена единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы (приложение N 1) с месячной тарифной ставкой (окладом) 1 разряда в размере 1350 руб. с введением этой единой тарифной сетки в IV квартале 1992 г.

Поскольку на день принятия Правительством Российской Федерации данного постановления минимальный размер оплаты труда составлял 900 руб., и, следовательно, минимальный размер месячной оплаты труда работников бюджетной сферы превышал официально установленный минимальный размер оплаты труда, то оснований считать незаконным постановление Правительства Российской Федерации N 785 от 14 октября 1992 г. в обжалуемой части у суда не имеется.

При этом суд учитывает, что постановлением Правительства Российской Федерации N 14 от 6 января 1993 г. с 1 февраля 1993 г. месячная тарифная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы была установлена в размере 2250 руб. в связи с введением в действие Закона Российской Федерации "О минимальном размере оплаты труда", установившего с 1 февраля 1993 г. минимальный размер оплаты труда в сумме 2250 руб.

В дальнейшем Правительство Российской Федерации неоднократно принимало постановления об увеличении размера месячной тарифной ставки (оклада) 1 разряда ЕТС в соответствии с устанавливаемыми законодателем минимальными размерами оплаты труда.

Так, и постановлением Правительства Российской Федерации N 823 от 24 августа 1995 г. (обжалованным заявителями) с 1 сентября 1995 г. месячная тарифная ставка первого разряда ЕТС была установлена в размере 60000 руб. (пункт 1).

Минимальный же размер оплаты труда на 1 сентября 1995 г. составлял 55000 руб.

Таким образом, месячная оплата труда по 1 разряду тарифной ставки ЕТС работников бюджетной сферы (в том числе и медицинских работников), по своему размеру соответствовала требованиям ст.37 Конституции Российской Федерации и ст.78 КЗоТ Российской Федерации на день принятия и введения в действие данного постановления Правительства Российской Федерации.

Кроме того, этим же постановлением Правительства Российской Федерации (п.2) тарифные ставки (оклады), повышенные в соответствии с п.1 настоящего постановления были увеличены. В частности, тарифная ставка (оклад) первого разряда ЕТС был увеличен на 20000 руб., в связи с чем с 1 сентября 1995 г. размер месячной оплаты труда работника бюджетной сферы по первому разряду тарифной ставки составил 80000 руб.

В связи с этим до 1 января 1997 г. (когда минимальный размер оплаты труда был увеличен с 75900 руб. до 83490 руб.) постановление Правительства Российской Федерации N 823 от 24 августа 1995 г. в части установления размера тарифной ставки даже первого разряда, увеличенного на 20 руб., соответствовало требованиям ст.37 Конституции Российской Федерации и ст.78 КЗоТ Российской Федерации.

С 1 же января 1997 г. постановление Правительства Российской Федерации N 823 от 24 августа 1995 г. было изменено постановлением Правительства Российской Федерации N 585 от 13 мая 1997 г., размер тарифной ставки (оклада) 1 разряда ЕТС, составлявший 60000 руб. был увеличен начиная с 1 мая 1997 г. на 30 руб., в связи с чем месячная оплата труда работника бюджетной сферы стала составлять 90000 руб., что превысило минимальный размер оплаты труда, установленный с 1 января 1997 г. в сумме 83490 руб.

Пунктом первым этого же постановления Правительства Российской Федерации (N 585 от 13 мая 1997 г.) предусмотрено, что с 1 января 1997 г. работникам организаций, на которые распространяется ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы, в случае, если их месячная оплата труда ниже минимального размера оплаты труда, установленного законом, выплачивается разница между установленным минимальным размером оплаты труда и месячной оплатой труда.

Таким образом, и постановление Правительства Российской Федерации N 823 от 24 августа 1995 г. и постановление Правительства Российской Федерации N 585 от 13 мая 1997 г. их совокупности в части установления размера месячной оплаты труда даже по первому разряду тарифной ставки полностью соответствуют требованиям приведенных выше законов.

В судебном заседании заявители выдвинули довод о том, что месячная оплата труда работников бюджетной сферы по первому разряду установлена постановлением Правительства Российской Федерации N 823 от 24 августа 1995 г. (действующая, по мнению заявителей) лишь в размере 60000 руб., а увеличения тарифных ставок (окладов) 1 разряда - с 1 сентября 1995 г. на 20000 руб. и с 1 мая 1997 г. - на 30000 руб. не могут в соответствии со ст.78 КЗоТ Российской Федерации включаться в размер месячной оплаты труда, поскольку являются доплатами, надбавками к заработной плате.

Однако с таким доводом суд не может согласиться, поскольку из содержания пункта 2 постановлений Правительства Российской Федерации N 823 от 24 августа 1995 г. и N 585 от 13 мая 1997 г. следует, что, в частности, 20000 руб. по первому постановлению и 30000 руб. - по второму постановлению Правительства Российской Федерации являются именно суммами увеличения тарифных ставок (окладов) 1 разряда ЕТС, установленных первым пунктом постановлений.

Из смысла указанных двух постановлений Правительства Российской Федерации, а также ранее принимаемых постановлений Правительства Российской Федерации по вопросу установления (повышения) месячной тарифной ставки (оклада) 1 разряда ЕТС также следует, что все увеличения тарифных ставок (окладов), в частности, по первому разряду ЕТС производились именно в связи с увеличением законодателем минимального размера оплаты труда, тем самым, обжалуемыми постановлениями Правительства Российской Федерации преследовалась цель приведения размера месячной оплаты труда по первому (минимальному) разряду ЕТС в соответствие с требованиями закона, предписывающего, чтобы месячная оплата труда не могла быть ниже устанавливаемого законодателем минимального размера оплаты труда.

Довод заявителей о неправомерности установления ставок (окладов) работников со 2 по 18 разрядов ЕТС (при условии, если такая неправомерность расчета имеет место) не может служить основанием для удовлетворения жалоб на нормативные акты Правительства Российской Федерации, поскольку данное требование, сводящееся к обжалованию конкретных действий, не является предметом настоящего судебного разбирательства (и не отнесено законом к подсудности Верховного Суда Российской Федерации).

Кроме того, после установления ставок (окладов) работников, в частности, со 2 по 5 разряды с учетом увеличения их на соответствующие суммы (в настоящее время для работников 2 разряда - на 22000 руб. неденоминированных рублей; 3 разряда - на 15000 руб., 4 разряда - на 12600 руб. и 5 разряда - на 3500 руб. размеры месячной оплаты труда и этих работников также будут превышать установленный законодателем минимальный размер оплаты труда.

Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации N 35 от 20 февраля 1995 г. "Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации", действовавший до издания Министерством здравоохранения Российской Федерации нового приказа N 48 от 24 февраля 1998 г. "Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации" содержал лишь тарифные коэффициенты разрядов оплаты труда ЕТС и другие показатели, установленные постановлением Правительства Российской Федерации N 785 от 14 октября 1992 г. Никаких самостоятельных (созданных самим Министерством) норм в положениях этого приказа не содержалось.

Фактически действующий ныне приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 48 от 24 февраля 1998 г. также доводит до сведения нижестоящих ведомств и организаций тарифные коэффициенты разрядов оплаты труда ЕТС, установленные постановлением Правительства Российской Федерации N 585 от 13 мая 1997 г. и также не содержит каких-либо дополнительно разработанных самим Министерством показателей размеров тарифных ставок (окладов) с 1 по 18 разряды оплаты труда ЕТС, в связи с чем независимо от того, что приказ N 35 от 20 февраля 1995 г. не был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, а приказ N 48 от 24 февраля 1998 г. еще не зарегистрирован (находится на стадии регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации) суд не находит оснований для признания данных приказов Министерства незаконными, поскольку в обжалованных частях они (приказы) полностью соответствуют положениям постановлений Правительства Российской Федерации, которые в свою очередь соответствуют (как это указано выше) требованиям ст.37 Конституции Российской Федерации и ст.78 КЗоТ Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.191-197, 231, 232, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации, решил:

Ивановой В.В., Корочагиной Г.М., Кузевановой О.Н., Бржосневскому В.И., Лукиной О.В., Касимовой Л.В. и Свободному профсоюзу медицинских работников "Станции скорой медицинской помощи" в жалобах на постановления Правительства Российской Федерации N 785 от 14 октября 1992 г., N 823 от 24 августа 1995 г. и N 585 от 13 мая 1997 г., приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации N 35 от 20 февраля 1995 г. и приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 48 от 24 февраля 1998 г., а также Уральскому профсоюзному центру в жалобе на постановление Правительства Российской Федерации N 823 от 24 августа 1995 г. и приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности N 35 от 20 февраля 1995 г. и приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 48 от 24 февраля 1998 г. - отказать.

Решение Верховного Суда Российской Федерации обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации                                  А.И. Федин

[отформатировано 07.05.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 060.000.000 Труд и занятость населения, 060.020.000 Труд (см. также 200.160.020), 060.020.090 Оплата труда, 060.020.180 Особенности регулирования труда (службы) отдельных категорий работников, государственных и муниципальных служащих (см. также 010.150.060, 020.020.000, 150.050.020), 170.000.000 Уголовное право. Исполнение наказаний, 170.030.000 Исполнение наказаний, 170.030.020 Правовое положение осужденных и лиц, содержащихся под стражей

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать