Основная информация
Дата опубликования: | 17 июля 2000г. |
Номер документа: | В200006322 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
<26>
В200006322
В200006322
<26>
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
17.07.2000 N ВКПИ 00-43
[О признании директивы Начальника Генерального штаба
ВС РФ от 6 февраля 1997 года N 180/7/30 незаконной
(недействующей) и не подлежащей применению
со дня ее издания]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Коронца А.Н. при секретаре Безнасюке А.С. с участием прокурора отдела Главной военной прокуратуры - Беседина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе военнослужащего Каплюка В.Б., о признании незаконной Директивы Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ N 180/7/30 от 6 февраля 1997 года, установил:
Каплюк В.Б. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием ссылаясь на то, что указанная директива Начальника Генерального штаба первого заместителя Министра обороны Российской Федерации, как нормативный правовой акт, не прошла государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и в связи с этим не может порождать правовых последствий и на нее нельзя ссылаться при разрешении возможных споров.
Заявитель Каплюк В.Б. в судебное заседание не явился. Из поступившего от него заявления следует, что он не возражает против рассмотрения дела без его участия.
Представитель Министерства обороны РФ Галеев М.В. с жалобой заявителя не согласился и просил об оставлении ее без удовлетворения.
Данная директива не представлялась на государственную регистрацию, поскольку она направлена на организацию исполнения решений вышестоящих органов и собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержит новых правовых норм.
В то же время представитель Министерства обороны не отрицал, что обжалуемая заявителем директива затрагивает права многих граждан. В войска директива направлена общим порядком, а в официальном порядке не публиковалась.
Выслушав объяснения представителя Министерства обороны РФ Галеева М.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Беседина А.В., полагавшего жалобу заявителя удовлетворить, Верховный Суд РФ находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.15 (ч.3) Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 1993 года N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления РФ" нормативные акты министерств и ведомств РФ, затрагивающие права и свободы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 г., не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, как не вступившие в законную силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
В последующем эти же положения были закреплены в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 и в "Правилах подготовки нормативных правовой актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009.
Судом установлено, что оспариваемая заявителем директива Начальника Генерального штаба, являющаяся нормативным правовым актом, государственную регистрацию в Министерстве юстиции не прошла и не была опубликована для всеобщего сведения. Однако, несмотря на это была направлена для исполнения в войсковые части и другие, подведомственные Министерству обороны, организации.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются в судебном заседании представителем Министерства обороны.
При таких данных, по мнению суда, изданная Начальником Генерального штаба директива N 180/7/30 от 6 февраля 1997 года, не может быть признана законной и подлежащей применению в какой бы то ни было части, как принятая с нарушением требований Конституции РФ и названных выше Указов Президента РФ и "Правил подготовки нормативных правовых актов...".
Утверждение представителя Министерства обороны РФ о том, что содержащиеся в указанной директиве положения соответствуют требованиям закона и постановлению Правительства РФ от 1 декабря 1993 года N 1261, не могут быть приняты во внимание, поскольку нормативные правовые акты, принятые с нарушением установленного порядка, не могут являться законными и иметь правовые последствия.
С учетом изложенного оспариваемая заявителем директива Начальника Генерального штаба подлежит признанию незаконной (недействующей) и не подлежащей применению со дня ее издания.
Руководствуясь ст.ст.191-197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
Жалобу военнослужащего Каплюка В.Б. о признании директивы Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ N 180/7/30 от 6 февраля 1997 года удовлетворить.
Признать директиву Начальника Генерального штаба ВС РФ от 6 февраля 1997 года N 180/7/30 незаконной (недействующей) и не подлежащей применению со дня ее издания.
Настоящее решение может быть обжаловано в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации А. Коронец
[отформатировано: 19.04.2001 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
<26>
В200006322
В200006322
<26>
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
17.07.2000 N ВКПИ 00-43
[О признании директивы Начальника Генерального штаба
ВС РФ от 6 февраля 1997 года N 180/7/30 незаконной
(недействующей) и не подлежащей применению
со дня ее издания]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Коронца А.Н. при секретаре Безнасюке А.С. с участием прокурора отдела Главной военной прокуратуры - Беседина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе военнослужащего Каплюка В.Б., о признании незаконной Директивы Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ N 180/7/30 от 6 февраля 1997 года, установил:
Каплюк В.Б. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием ссылаясь на то, что указанная директива Начальника Генерального штаба первого заместителя Министра обороны Российской Федерации, как нормативный правовой акт, не прошла государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и в связи с этим не может порождать правовых последствий и на нее нельзя ссылаться при разрешении возможных споров.
Заявитель Каплюк В.Б. в судебное заседание не явился. Из поступившего от него заявления следует, что он не возражает против рассмотрения дела без его участия.
Представитель Министерства обороны РФ Галеев М.В. с жалобой заявителя не согласился и просил об оставлении ее без удовлетворения.
Данная директива не представлялась на государственную регистрацию, поскольку она направлена на организацию исполнения решений вышестоящих органов и собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержит новых правовых норм.
В то же время представитель Министерства обороны не отрицал, что обжалуемая заявителем директива затрагивает права многих граждан. В войска директива направлена общим порядком, а в официальном порядке не публиковалась.
Выслушав объяснения представителя Министерства обороны РФ Галеева М.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Беседина А.В., полагавшего жалобу заявителя удовлетворить, Верховный Суд РФ находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.15 (ч.3) Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 1993 года N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления РФ" нормативные акты министерств и ведомств РФ, затрагивающие права и свободы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 г., не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, как не вступившие в законную силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
В последующем эти же положения были закреплены в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 и в "Правилах подготовки нормативных правовой актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009.
Судом установлено, что оспариваемая заявителем директива Начальника Генерального штаба, являющаяся нормативным правовым актом, государственную регистрацию в Министерстве юстиции не прошла и не была опубликована для всеобщего сведения. Однако, несмотря на это была направлена для исполнения в войсковые части и другие, подведомственные Министерству обороны, организации.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются в судебном заседании представителем Министерства обороны.
При таких данных, по мнению суда, изданная Начальником Генерального штаба директива N 180/7/30 от 6 февраля 1997 года, не может быть признана законной и подлежащей применению в какой бы то ни было части, как принятая с нарушением требований Конституции РФ и названных выше Указов Президента РФ и "Правил подготовки нормативных правовых актов...".
Утверждение представителя Министерства обороны РФ о том, что содержащиеся в указанной директиве положения соответствуют требованиям закона и постановлению Правительства РФ от 1 декабря 1993 года N 1261, не могут быть приняты во внимание, поскольку нормативные правовые акты, принятые с нарушением установленного порядка, не могут являться законными и иметь правовые последствия.
С учетом изложенного оспариваемая заявителем директива Начальника Генерального штаба подлежит признанию незаконной (недействующей) и не подлежащей применению со дня ее издания.
Руководствуясь ст.ст.191-197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
Жалобу военнослужащего Каплюка В.Б. о признании директивы Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ N 180/7/30 от 6 февраля 1997 года удовлетворить.
Признать директиву Начальника Генерального штаба ВС РФ от 6 февраля 1997 года N 180/7/30 незаконной (недействующей) и не подлежащей применению со дня ее издания.
Настоящее решение может быть обжаловано в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации А. Коронец
[отформатировано: 19.04.2001 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 150.000.000 Оборона, 150.130.000 Статус военнослужащих. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: