Основная информация

Дата опубликования: 17 июля 2001г.
Номер документа: В200105352
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0105352

В200105352

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.03.2002, N 3, СТР. 8-9

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

17.07.2001

[АБЗАЦ 1 П. 7 РАЗЪЯСНЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 2 ИЮНЯ 2000 Г. N 6; НГР:В0002079 "О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНЫХ

СУММ В ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА В РАЗМЕРЕ ЗАРАБОТКА (ИЛИ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЕГО

ЧАСТИ) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ УТРАТЫ ТРУДОСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНАМ,

ПОСТРАДАВШИМ ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ (С УСТАНОВЛЕНИЕМ ИНВАЛИДНОСТИ)", УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И

СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 2 ИЮНЯ 2000 Г. N 43; НГР:В0002078, ПРИЗНАН

НЕЗАКОННЫМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ]

(Извлечение из решения

Верховного Суда РФ)

К. обратился в Верховный Суд РФ с требованием признать незаконными абз. 1 п. 7 и абз. 3 п. 8 разъяснений Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июня 2000 г. N 6; НГР:В0002079 "О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы (с  установлением инвалидности)" (далее - Разъяснение), утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июня 2000 г. N 43; НГР:В0002078 и действующего с изменениями от 18 мая 2001 г. Он сослался на то, что оспариваемые положения Разъяснения противоречат действующему законодательству Российской Федерации по вопросу возмещения вреда, полученного вследствие чернобыльской катастрофы, и нарушают его права и права членов его семьи на предусмотренное законом возмещение причиненного вреда.

В судебном заседании К. свое требование поддержал, но при этом просил признать незаконным абз. 3 п. 8 Разъяснения только в части слов: "а в последующем - ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации", так как, по его мнению, Федеральному закону от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; НГР:Р0100240 в этой части фактически придана обратная сила, что в самом Законе не оговорено.

Верховный Суд РФ 17 июля 2001 г. требование удовлетворил частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10 000 руб.

Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10 000 руб.

В абз. 1 п. 7 Разъяснения указано, что лицам, имеющим право на получение возмещения вреда в случае смерти инвалида, размер ежемесячной выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, не имеющих права на получение этих выплат.

Приведенное положение, по утверждению заявителя, противоречит ст.ст. 1 и 2 упомянутого федерального закона, поскольку устанавливает иной порядок обеспечения иждивенцев и исчисления размера ежемесячных выплат.

Данные утверждения ни материалами дела, ни представителями заинтересованных лиц не опровергнуты.

Ссылка представителей заинтересованных лиц (утверждавших, что абз. 1 п. 7 Разъяснения не противоречит Закону) на п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ; НГР:Р9504761) не может быть принята во внимание, так как на день рассмотрения дела судом названная Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ; НГР:Р0100240 норма принята в новой редакции, существенно отличающейся от ранее действовавшей.

Кроме того, нельзя согласиться и с положением о том, что размер ежемесячной выплаты возмещения вреда в случае смерти инвалида-чернобыльца исчисляется исходя только из его среднего месячного заработка. В этом случае размер возмещения вреда определяется семьям, потерявшим кормильца и получавшим его до вступления в силу Федерального  закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ; НГР:Р0100240, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

В настоящее время данные вопросы регулируются Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; НГР:Р9803508 (в ред. от 17 июля 1999 г.), в силу ст. 12 которого размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности; при расчете размера утраченного заработка учитываются все виды оплаты труда застрахованного как по месту основной работы, так и по совместительству.

Следовательно, указание в абз. 1 п. 7 Разъяснения о том, что размер ежемесячной выплаты исчисляется только из среднего месячного заработка умершего кормильца, которым органы социальной защиты населения на местах, по утверждению    заявителя,    фактически    и руководствуются, противоречит в этой части приведенной норме федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Требование К. о признании незаконным абз. 3 п. 8 Разъяснения в части слов: "а в последующем - ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской федерации" (в редакции постановления Минтруда России от 18 мая 2001 г. N 42; НГР:В0101312) по тем мотивам, что этому положению придана не предусмотренная законом обратная сила, не подлежит удовлетворению.

По общему правилу нормативный акт вступает в действие лишь со дня его официального опубликования.

Абзац 3 п. 8 Разъяснения в оспариваемой части фактически вступил в действие лишь с июня 2001 г., а до этого времени он действовал в прежней редакции, на какой и настаивает заявитель в своем требовании.

Поэтому обратной силы ему не придано и правовых оснований для признания его незаконным не имеется.

Верховный Суд РФ заявление К. удовлетворил частично: признал абз. 1 п. 7 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июня 2000 г. N 6; НГР:В0002079 "О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы (с установлением инвалидности)", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской федерации от 2 июня 2000 г. N 43; НГР:В0002078, незаконным и не подлежащим применению; в остальной части требование оставил без удовлетворения.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 20 сентября 2001 г. решение оставила без изменения.

[введено: 04.07.2002 редактор НЦПИ - Батунина Г.П.]

[проверено: 08.07.2002 редактор НЦПИ - Вендер О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 3 от 01.03.2002 Стр. 8-9
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.120.000 Договоры и другие обязательства, 030.120.220 Обязательства вследствие причинения вреда (см. также 030.150.160), 060.000.000 Труд и занятость населения, 060.020.000 Труд (см. также 200.160.020), 060.020.110 Гарантии и компенсации, 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.020.000 Управление социальным обеспечением и социальным страхованием (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать