Основная информация

Дата опубликования: 17 декабря 1999г.
Номер документа: В199905395
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В199905395

В199905395

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

17.12.99 N ГКПИ 99-924

[О ЧАСТИЧНОМ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ

ОАО "ТОМСКНЕФТЬ" ВНК О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ

ЧАСТИ 2 ПУНКТА 2.5 "ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ О ВАХТОВОМ

МЕТОДЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ", УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ

ГОСКОМТРУДА СССР, СЕКРЕТАРИАТА ВЦСПС, МИНЗДРАВА СССР

ОТ 31.12.1987 N 794/33-82]

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

   председательствующего - судьи

   Верховного Суда Российской Федерации         Романенкова Н.С.,

   при секретаре                                   Суетовой М.В.,

   с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Томскнефть" ВНК о признании недействительным ч. 2 п. 2.5 "Основных положений о вахтовом методе организации работ", утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. N 794/33-82, установил:

согласно ч. 2 п. 2.5 "Основных положений о вахтовом методе организации работ", утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. N 794/33-82, проезд работников от места их постоянного жительства до пункта сбора и места работы (объекта, участка) и обратно оплачивается предприятием.

ОАО "Томскнефть" ВНК обратилось в Верховный Суд России с заявлением о признании недействительным ч. 2 п. 2.5 "Основных положений о вахтовом методе организации работ", полагая, что возложение обязанности на работодателя по оплате стоимости проезда противоречит действующему законодательству.

Согласно п. 7 ст. 1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552, оплата стоимости проезда от места жительства до места работы (пункта сбора) и обратно не включается в себестоимость продукции.

Работодатель оплачивает указанный проезд за счет прибыли, т.е. за счет своего имущества.

Согласно ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается по основаниям, предусмотренным законом. Законодательством Российской Федерации не установлена обязанность работодателей за счет своей собственности оплачивать проезд работника, работающего вахтовым методом, от места жительства до пункта сбора и обратно.

В судебном заседании представитель ОАО "Томскнефть" Коковин О.Е. поддержал заявленные требования.

Представитель Минтруда России Панин С.А. возражал против удовлетворения заявления, т.к. пунктом 14 "Основных положений о вахтовом методе организации работ" установлено, что затраты, связанные с применением вахтового метода, относятся на себестоимость.

В п. 7 раздела 1 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" не предусмотрено исключение для отнесения затрат по доставке работников от места нахождения предприятия (пункта сбора) до места работы на себестоимость продукции. Неправомерно возлагать на работника оплачивать проезд от места жительства до пункта сбора. Эти затраты относятся предприятием на себестоимость продукции, и будут нарушены права работника.

Представители Минфина России Радина Г.М. и Мареева В.К. возражали против удовлетворения заявления, т.к. решение о введении вахтового метода организации работ принимается руководителем предприятия на основании техники экономических расчетов с учетом эффективности его применения.

Предприятие само может установить пункт сбора и затраты на доставку работников от места нахождения организации или пункта сбора до места работы и обратно в себестоимость продукции не включаются.

Представитель Минюста России Давыдовский И.Н. поддержал заявленные требования и пояснил, что законом не установлена обязанность работодателей за счет получаемых ими доходов оплачивать проезд работника, работающего вахтовым методом, от места жительства до пункта сбора и обратно, поэтому ч. 2 п. 2.5 "Основных положений о вахтовом методе организации работ" не соответствует действующему законодательству.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 1997 г. N 1664 "О реформировании системы государственной поддержки районов Севера" Минтруду России и ряду других ведомств поручено разработать до 1 июля 1998 г. и утвердить основные положения о вахтовом методе организации работ. Однако до сих пор такой нормативный акт не принят. Минздрав России о дне слушания дела извещен, в суд своего представителя не направил, в письменном отзыве сообщил, что заявленные требования к компетенции Министерства не относятся.

Выслушав объяснения представителя ОАО "Томскнефть" Коковина О.Е., представителей: Минтруда России Панина С.А., Минфина России Радиной Г.М., Мареевой В.К., Минюста России Давыдовского И.Н., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению частично, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.

Во исполнение Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 Правительство РФ утвердило "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли".

В соответствии с пп. "н" п. 2 данного Положения в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются дополнительные затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом, включая доставку работников от места нахождения организации или пункта сбора до места работы и обратно и от места проживания в вахтовом поселке до места работы и обратно, а также некомпенсируемые затраты за эксплуатацию и содержание вахтового поселка.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность отнесения дополнительных затрат, связанных с осуществлением работ вахтовым методом, по доставке работников не от места их постоянного жительства, а от места нахождения организации или пункта сбора до вахтового поселка, а также до места работы (объекта, участка) и обратно до места организации или пункта сбора, на себестоимость продукции. Предусмотренная ч. 2 п. 2.5 "Основных положений о вахтовом методе организации работ" обязанность предприятия оплачивать проезд работников от места их постоянного жительства не соответствует вышеназванному нормативному акту Правительства Российской Федерации, и возложение такой обязанности на работодателя является нарушением его законных прав и интересов.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, т.к. обязанность организации по проезду работников от места нахождения организации или пункта сбора до вахтового поселка, а также до места работы (объекта, участка) и обратно не противоречит действующему законодательству.

Согласно разъяснению, данному в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление ОАО "Томскнефть" ВНК о признании недействительным ч. 2 п. 2.5 "Основных положений о вахтовом методе организации работ", утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. N 794/33-82, удовлетворить частично: признать недействительным положение "Об оплате предприятием проезда работников от места их постоянного жительства и обратно".

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий -

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

[отформатировано: 24.04.2000 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 060.000.000 Труд и занятость населения, 060.020.000 Труд (см. также 200.160.020), 060.020.180 Особенности регулирования труда (службы) отдельных категорий работников, государственных и муниципальных служащих (см. также 010.150.060, 020.020.000, 150.050.020), 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать