Основная информация
Дата опубликования: | 18 марта 2008г. |
Номер документа: | В200805607 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0805607
В200805607
В200805607
В0805607
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
18.03.2008 N ГКПИ08-266
[О признании недействующим абзаца 1 пункта 6
Временного положения о размещении и расходовании
средств компенсационных фондов саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 9 июля 2004 г. N 344]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации В.А. Емышевой,
при секретаре Е.Ю. Гудковой,
с участием прокурора Л.Ф. Масаловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф. о признании недействующим абзаца 1 пункта 6 Временного положения о размещении и расходовании средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2004 года N 344, установил:
абзацем 1 пункта 6 Временного положения о размещении и расходовании средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее по тексту - Временное положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2004 года N 344, установлено, что порядок, условия и основания возврата средств, внесенных арбитражным управляющим в качестве взноса в компенсационный фонд, в случае его добровольного выхода из саморегулируемой организации арбитражных управляющих или в иных случаях прекращения его членства определяются коллегиальным органом управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца 1 пункта 6 Временного положения по тем основаниям, что Правительство Российской Федерации неправомерно отнесло определение порядка, условий и оснований возврата взноса в компенсационный фонд к компетенции коллегиального органа управления саморегулируемой организации, что противоречит абзацу шестому пункта 2 и абзацу первому пункта 4 статьи 21 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также абзацу пятому пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 12 января 2006 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В своем заявлении Ф. указал, что Правительство Российской Федерации вправе определять порядок расходования средств компенсационного фонда в соответствии с целевым назначением и не наделено федеральным законом полномочиями устанавливать порядок, условия и основания возврата взноса в компенсационный фонд, а поэтому не имело права наделять этими полномочиями коллегиальный орган управления СРО. Определение порядка, условий и оснований возврата взноса в компенсационный фонд к компетенции коллегиального органа управления СРО федеральным законом не отнесено.
Оспариваемое положение нарушает его права, т.к. на основании абзаца 1 пункта 6 Временного положения ему отказано в возврате внесенного им взноса в компенсационный фонд.
В судебном заседании Ф. и его представитель Стефанов А.В. поддержали заявленные требования.
Представители Правительства Российской Федерации Раицкая Е.В. и Величко О.А. с заявленными требованиями не согласились, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные положения соответствуют действующему законодательству, прав заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей удовлетворить заявленные требования, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правовое положение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих определено Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому саморегулируемая организация арбитражных управляющих - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих (статья 2).
Согласно пункту 2 статьи 21 данного Закона одним из оснований для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на каждого члена. На средства компенсационных фондов или имущество общества взаимного страхования не может быть обращено взыскание по обязательствам саморегулируемой организации, а также по обязательствам арбитражных управляющих, если возникновение таких обязательств не было связано с осуществлением предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности.
Условия и порядок размещения средств компенсационных фондов и обществ взаимного страхования саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а также порядок расходования указанных средств в соответствии с целевым назначением, рекомендации о ликвидности включаемых в такие фонды активов, об их составе и о структуре устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 21).
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих согласно пункту 2 статьи 22 Закона обязана обеспечивать формирование компенсационного фонда или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при исполнении обязанностей арбитражного управляющего.
Таким образом, компенсационный фонд имеет целевое назначение, расходование средств компенсационного фонда допускается в соответствии с его целевым назначением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с предоставленными пунктом 2 статьи 21 Федерального закона полномочиями Правительством Российской Федерации принято Постановление от 9 июля 2004 г. N 344 "Об утверждении временного положения о размещении и расходовании средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", которым утверждено Временное положение о размещении и расходовании средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Постановление официально опубликовано в "Собрании законодательства РФ", 19.07.2004, N 29, ст. 3051, "Российской Бизнес-газете", N 27, 20 - 26.07.2004.
Оспариваемым заявителем абзацем 1 пункта 6 Временного положения коллегиальному органу управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих предоставлено право определять порядок, условия и основания возврата средств, внесенных арбитражным управляющим в качестве взноса в компенсационный фонд в случае его добровольного выхода из саморегулируемой организации арбитражных управляющих или в иных случаях прекращения его членства.
Суд считает, что оспариваемое положение не противоречит Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку данный Закон не устанавливает порядок, условия и основания возврата взносов, внесенных членами саморегулируемой организации в компенсационный фонд, а также не содержит запрета на возврат этих средств.
Не противоречит оспариваемое положение и абзацу первому пункта 4 статьи 21 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", определяющего компетенцию постоянно действующего коллегиального органа управления, поскольку данными полномочиями компетенция коллегиального органа саморегулируемой организации не ограничивается.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, не относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, предусмотренных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта.
Не противоречит абзац 1 пункта 6 Временного положения и пункту 3 статьи 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях", согласно которому член некоммерческого партнерства вправе, если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства.
Таким образом, данная норма допускает ограничение права на получение части имущества учредительными документами.
А поскольку компетенция органов управления определяется учредительными документами, реализация постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих права, предоставленного абзацем 1 пункта 6 Временного положения, возможна в случае, если это предусмотрено учредительными документами саморегулируемой организации.
Вместе с тем, 17 декабря 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", пунктом 13 статьи 13 которого запрещен возврат взносов членам саморегулируемой организации.
В настоящее время абзац 1 пункта 6 Временного положения, допускающий возврат взноса в компенсационный фонд, не соответствует названному Федеральному закону и подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Требование заявителя о признании оспоренной нормы недействующей со дня издания, как изданной Правительством Российской Федерации с превышением определенной федеральным законодателем компетенции, не подлежит удовлетворению.
Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 16 июня 1998 года и от 11 апреля 2000 года, воспроизведенным в ряде определений, в частности от 10 декабря 2002 г. N 283-О, решение суда общей юрисдикции, которым нормативный акт Правительства Российской Федерации признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности нормативного акта Правительства Российской Федерации, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Ф. удовлетворить.
Признать недействующим абзац 1 пункта 6 Временного положения о размещении и расходовании средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2004 г. N 344 со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА
[отформатировано: 08.05.2009 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
В0805607
В200805607
В200805607
В0805607
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
18.03.2008 N ГКПИ08-266
[О признании недействующим абзаца 1 пункта 6
Временного положения о размещении и расходовании
средств компенсационных фондов саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 9 июля 2004 г. N 344]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации В.А. Емышевой,
при секретаре Е.Ю. Гудковой,
с участием прокурора Л.Ф. Масаловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф. о признании недействующим абзаца 1 пункта 6 Временного положения о размещении и расходовании средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2004 года N 344, установил:
абзацем 1 пункта 6 Временного положения о размещении и расходовании средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее по тексту - Временное положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2004 года N 344, установлено, что порядок, условия и основания возврата средств, внесенных арбитражным управляющим в качестве взноса в компенсационный фонд, в случае его добровольного выхода из саморегулируемой организации арбитражных управляющих или в иных случаях прекращения его членства определяются коллегиальным органом управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца 1 пункта 6 Временного положения по тем основаниям, что Правительство Российской Федерации неправомерно отнесло определение порядка, условий и оснований возврата взноса в компенсационный фонд к компетенции коллегиального органа управления саморегулируемой организации, что противоречит абзацу шестому пункта 2 и абзацу первому пункта 4 статьи 21 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также абзацу пятому пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 12 января 2006 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В своем заявлении Ф. указал, что Правительство Российской Федерации вправе определять порядок расходования средств компенсационного фонда в соответствии с целевым назначением и не наделено федеральным законом полномочиями устанавливать порядок, условия и основания возврата взноса в компенсационный фонд, а поэтому не имело права наделять этими полномочиями коллегиальный орган управления СРО. Определение порядка, условий и оснований возврата взноса в компенсационный фонд к компетенции коллегиального органа управления СРО федеральным законом не отнесено.
Оспариваемое положение нарушает его права, т.к. на основании абзаца 1 пункта 6 Временного положения ему отказано в возврате внесенного им взноса в компенсационный фонд.
В судебном заседании Ф. и его представитель Стефанов А.В. поддержали заявленные требования.
Представители Правительства Российской Федерации Раицкая Е.В. и Величко О.А. с заявленными требованиями не согласились, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные положения соответствуют действующему законодательству, прав заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей удовлетворить заявленные требования, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правовое положение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих определено Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому саморегулируемая организация арбитражных управляющих - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих (статья 2).
Согласно пункту 2 статьи 21 данного Закона одним из оснований для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на каждого члена. На средства компенсационных фондов или имущество общества взаимного страхования не может быть обращено взыскание по обязательствам саморегулируемой организации, а также по обязательствам арбитражных управляющих, если возникновение таких обязательств не было связано с осуществлением предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности.
Условия и порядок размещения средств компенсационных фондов и обществ взаимного страхования саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а также порядок расходования указанных средств в соответствии с целевым назначением, рекомендации о ликвидности включаемых в такие фонды активов, об их составе и о структуре устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 21).
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих согласно пункту 2 статьи 22 Закона обязана обеспечивать формирование компенсационного фонда или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при исполнении обязанностей арбитражного управляющего.
Таким образом, компенсационный фонд имеет целевое назначение, расходование средств компенсационного фонда допускается в соответствии с его целевым назначением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с предоставленными пунктом 2 статьи 21 Федерального закона полномочиями Правительством Российской Федерации принято Постановление от 9 июля 2004 г. N 344 "Об утверждении временного положения о размещении и расходовании средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", которым утверждено Временное положение о размещении и расходовании средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Постановление официально опубликовано в "Собрании законодательства РФ", 19.07.2004, N 29, ст. 3051, "Российской Бизнес-газете", N 27, 20 - 26.07.2004.
Оспариваемым заявителем абзацем 1 пункта 6 Временного положения коллегиальному органу управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих предоставлено право определять порядок, условия и основания возврата средств, внесенных арбитражным управляющим в качестве взноса в компенсационный фонд в случае его добровольного выхода из саморегулируемой организации арбитражных управляющих или в иных случаях прекращения его членства.
Суд считает, что оспариваемое положение не противоречит Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку данный Закон не устанавливает порядок, условия и основания возврата взносов, внесенных членами саморегулируемой организации в компенсационный фонд, а также не содержит запрета на возврат этих средств.
Не противоречит оспариваемое положение и абзацу первому пункта 4 статьи 21 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", определяющего компетенцию постоянно действующего коллегиального органа управления, поскольку данными полномочиями компетенция коллегиального органа саморегулируемой организации не ограничивается.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, не относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, предусмотренных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта.
Не противоречит абзац 1 пункта 6 Временного положения и пункту 3 статьи 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях", согласно которому член некоммерческого партнерства вправе, если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства.
Таким образом, данная норма допускает ограничение права на получение части имущества учредительными документами.
А поскольку компетенция органов управления определяется учредительными документами, реализация постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих права, предоставленного абзацем 1 пункта 6 Временного положения, возможна в случае, если это предусмотрено учредительными документами саморегулируемой организации.
Вместе с тем, 17 декабря 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", пунктом 13 статьи 13 которого запрещен возврат взносов членам саморегулируемой организации.
В настоящее время абзац 1 пункта 6 Временного положения, допускающий возврат взноса в компенсационный фонд, не соответствует названному Федеральному закону и подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Требование заявителя о признании оспоренной нормы недействующей со дня издания, как изданной Правительством Российской Федерации с превышением определенной федеральным законодателем компетенции, не подлежит удовлетворению.
Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 16 июня 1998 года и от 11 апреля 2000 года, воспроизведенным в ряде определений, в частности от 10 декабря 2002 г. N 283-О, решение суда общей юрисдикции, которым нормативный акт Правительства Российской Федерации признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности нормативного акта Правительства Российской Федерации, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Ф. удовлетворить.
Признать недействующим абзац 1 пункта 6 Временного положения о размещении и расходовании средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2004 г. N 344 со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА
[отформатировано: 08.05.2009 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 030.000.000 Гражданское право, 030.030.000 Юридические лица, 030.030.030 Банкротство юридических лиц, 080.000.000 Финансы, 080.150.000 Бухгалтерский учет и финансовая отчетность, 080.150.060 Особенности бухгалтерского учета и отчетности экономических субъектов. Отраслевые особенности (см. также 020.030.090, 080.110.050), 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: