Основная информация

Дата опубликования: 19 ноября 2010г.
Номер документа: В201008425
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В201008425

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

19.11.2010 N ГКПИ10-1295

АБЗАЦ 3 П. 14 ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНФИНА РОССИИ

ОТ 29 ИЮЛЯ 1998 Г. N 34Н, ПРИЗНАН НЕ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ

ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.В. о признании недействующим абзаца третьего пункта 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, установил:

в соответствии с абзацем третьим пункта 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформления которых определяются отдельными указаниями Министерства финансов Российской Федерации). Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.

Гражданин К.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца третьего пункта 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 53 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушают его гражданские права и охраняемые законом интересы.

Как указывает заявитель, он заключил договор займа с обществом с ограниченной ответственностью, которое отказалось от исполнения принятых обязательств, мотивируя тем, что договор не содержит подписи главного бухгалтера, ссылаясь на оспариваемый пункт Положения.

В суде К.В. поддержал заявленные требования.

Представители Минфина России К.Н., Минюста России К.М. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права граждан и организаций.

Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Министерство финансов Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации").

Реализуя свои полномочия в сфере регулирования бухгалтерского учета, Министерство финансов Российской Федерации Приказом от 29 июля 1998 г. N 34н утвердило Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 августа 1998 г., регистрационный номер 1598, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 23, 14 сентября 1998 г., "Российской газете" ("Ведомственное приложение") от 31 октября 1998 г.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее - Положение) определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусматривает, что главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (абзац третий пункта 3 статьи 7).

Первое предложение абзаца третьего пункта 14 Положения воспроизводит указанную норму Федерального закона.

Второе предложение абзаца третьего пункта 14 Положения раскрывает, какие документы формируют финансовые и кредитные обязательства организации (договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту). При этом абзац третий пункта 14 Положения не устанавливает дополнительных требований к форме сделки, в частности, требование о наличии подписи главного бухгалтера.

Статья 53 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, порядок назначения или избрания органов юридического лица и не регламентирует вопросы документирования хозяйственных операций, поэтому доводы заявителя о противоречии оспариваемого Положения нормам гражданского законодательства являются несостоятельными.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление К.В. о признании недействующим абзаца третьего пункта 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С. РОМАНЕНКОВ

[отформатировано: 14.08.2012 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать