Основная информация

Дата опубликования: 20 мая 2004г.
Номер документа: В200401179
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0401179

В200401179

ОПУБЛИКОВАНО:

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ "УЧЕТ, НАЛОГИ, ПРАВО", 02.06.2004, N 21, СТР. 3

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 31.08.2004, N 8, СТР. 126

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

20.05.2004 N 4719/04

[О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ АБЗАЦА ЧЕТВЕРТОГО ПУНКТА 5

ПИСЬМА МНС РОССИИ ОТ 11.06.03 N СА-6-22/657; НГР:В0301573 "О РАЗЪЯСНЕНИИ

ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПРИМЕНЕНИЯ ГЛАВ 26.2 И 26.3

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; НГР:Р9803595"]

Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2004 г.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Зориной М.Г., судей Вышняк Н.Г., Тумаркина В.М. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Автостоянка" о признании недействующими отдельных положений пункта 5 письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11.06.2003 N СА-6-22/657; НГР:В0301573 "О разъяснении отдельных вопросов применения глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595".

В судебном заседании приняли участие:

от Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Автостоянка" - юрисконсульт Труфанов А.Н. (по доверенности);

от Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - представители Нагорная А.Н. (по доверенности) и Рублев Г.И. (по доверенности).

Протокол вела помощник судьи Дементьева И.Е.

Суд установил:

согласно норме, изложенной в пункте 5 письма МНС России от 11.06.2003 N СА-6-22/657; НГР:В0301573 "О разъяснении отдельных вопросов применения глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595" (далее - письмо), "...извлечение налогоплательщиками доходов только от... оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках следует рассматривать в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности, результаты от занятия которым не подпадают под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".

Оспаривая данное положение, МУП "Автостоянка" (далее - предприятие, заявитель) ссылается на его несоответствие статьям 346.26 и 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595, согласно которым система налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться при оказании физическим лицам бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (далее - классификатор услуг). Ограничение для применения этого вида специального налогового режима установлено только для ломбардов, услуги которых не относятся в главе 26.3 Кодекса к категории бытовых услуг. Других изъятий для использования указанной системы налогообложения законодательством не предусмотрено.

Заявитель считает, что, оказывая бытовую услугу по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках как самостоятельный вид деятельности, предприятие вправе перейти на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, поскольку согласно вышеназванному классификатору услуг в группу "Бытовые услуги" включено в том числе "Хранение автотранспортных средств на платных автостоянках" под кодовым обозначением 017608.

Кроме того, оспариваемое положение письма ограничивает право предприятия при оказании названных бытовых услуг населению применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и изменяет установленные в главе 26.3 Кодекса основания и условия применения этого вида налога.

МНС России, возражая против требования заявителя, считает, что под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности подпадают услуги по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках только в том случае, если они являются неотъемлемой частью технологического процесса по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, и обосновывает свою позицию тем, что автостоянка оказывает услуги неопределенному кругу лиц, заключая публичные договоры. Поскольку услуги по хранению транспорта могут и должны оказываться заявителем не только физическим, но и юридическим лицам, такие услуги не подпадают под понятие бытовых услуг, которое содержится в статье 346.27 Кодекса.

Также ответчик считает, что обжалуемое письмо не относится к категории нормативных правовых актов, а носит разъяснительный характер, в связи с чем им заявлено ходатайство о прекращении производства по делу.

Данное ходатайство оставлено судом без удовлетворения, так как в тексте письма, не носящего нормативного характера, имеется положение, являющееся, по существу, правовой нормой.

Рассмотрев материалы дела, проанализировав доводы сторон, участвующих в деле, проверив в соответствии с требованиями статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731 оспариваемые положения пункта 5 письма МНС России, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 оказание бытовых услуг относится к сфере предпринимательской деятельности, получая доход от которой организация вправе перейти на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Понятие "бытовые услуги" раскрывается в статье 346.27 Кодекса как платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов), классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

Положения статей 346.26 и 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что организации при оказании бытовых услуг правомочны перейти на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, оказывая любую из услуг, установленных классификатором, включая и хранение автотранспортных средств на платных автостоянках, при условии, что эти услуги оказываются физическим лицам.

В пункте 2 статьи 346.26 Кодекса услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств (так же, как и бытовые услуги) выделены в самостоятельный подпункт.

Это показывает, что по каждому из шести подпунктов пункта 2 статьи 346.26 Кодекса как по отдельному виду деятельности может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

При этом субъектный состав потребителей услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств не ограничен, то есть таковыми могут быть как физические, так и юридические лица (в отличие от бытовых услуг, которые оказываются только физическим лицам).

Кроме того, законом МНС России не предоставлено право дополнять или сокращать перечень видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых возможно применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Таким образом, правовая норма, изложенная в абзаце четвертом пункта 5 письма МНС России от 11.06.2003, о том, что "...извлечение налогоплательщиками доходов только от... оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках следует рассматривать в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности, результаты от занятия которым не подпадают под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", противоречит смыслу статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621, в связи с чем подлежит отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:

признать недействующим абзац четвертый пункта 5 письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11.06.2003 N СА-6-22/657; НГР:В0301573 "О разъяснении отдельных вопросов применения глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595" в части оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках как не соответствующий главе 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621.

Возвратить Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию "Автостоянка" госпошлину в сумме 1 000 (одной тысячи) рублей, уплаченную платежным поручением от 09.02.2004 N 53.

Председательствующий судья

М.Г. Зорина

Судья

Н.Г. Вышняк

Судья

В.М. Тумаркин

[введено: 03.06.2004 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]

[проверено: 07.06.2004 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 8 от 31.08.2004 Стр. 126, ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ "УЧЕТ, НАЛОГИ, ПРАВО" № 21 от 02.06.2004 Стр. 3
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000), 080.100.110 Иные вопросы налогообложения, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать