Основная информация

Дата опубликования: 20 июля 1999г.
Номер документа: В199903928
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В9903928

В199903928

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, N 10, СТР. 4, 2000г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

20.07.99 N ГКПИ 99-24

[О признании незаконной части 2 пункта 6.7 Стандартов

эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии

при реорганизации коммерческих организаций в редакции,

утвержденной Постановлением Федеральной комиссии

по рынку ценных бумаг от 11.11.1998 г. N 48]

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

   председательствующего                            Нечаева В.И.,

   при секретаре                                     Ильине А.Ю.,

   с участием прокурора                           Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению А.Н. Петрова о признании недействительным Постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 ноября 1998 г. N 48,

                            установил:

частью 2 пункта 6.7 Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, в редакции, утвержденной Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 ноября 1998 г. N 48, предусмотрено: "каждому акционеру реорганизуемого акционерного общества должно размещаться целое число акций каждого акционерного общества, создаваемого в результате разделения или выделения, предоставляющих такие же права, что и принадлежащие ему акции в реорганизованном акционерном обществе, пропорциональное числу принадлежащих ему акций".

А.Н. Петров обратился в суд с жалобой на Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 ноября 1998 г. N 48, которым утверждены в новой редакции указанные Стандарты. Заявление обосновано тем, что приведенная выше часть 2 пункта 6.7 Стандартов нарушает его право выбора как акционера, в какое из обществ определить принадлежащие ему акции при реорганизации акционерного общества, и не соответствует требованиям закона. Кроме того, заявитель ссылается на то, что обжалованный нормативный акт Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг не был опубликован в порядке, предусмотренном Указом Президента России от 23 мая 1996 г. N 763.

Представители Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России А.Ю. Синенко и Я.В. Номофилова не согласились с заявлением А.Н. Петрова. Возражения против заявления обоснованы тем, что названная комиссия по Федеральному закону "О рынке ценных бумаг" (ст. ст. 42, 44) вправе была ввести норму, содержащуюся в части 2 пункта 6.7 Стандартов. В деле отсутствуют сведения о нарушении данной нормой прав и интересов А.Н. Петрова. Стандарты были опубликованы в информационном бюллетене "Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку", что являлось официальной публикацией.

Заслушав объяснения представителей Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг А.Ю. Синенко и Я.В. Номофиловой, исследовав приведенные ими доводы, выслушав заключение помощника Генерального прокурора России, давшего заключение о частичном удовлетворении заявления А.Н. Петрова, суд находит заявление подлежащим удовлетворению в части признания незаконной части 2 пункта 6.7 Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций.

Как видно из заявления А.Н. Петрова, он оспаривает по существу лишь часть 2 пункта 6.7 этих Стандартов. По указанной норме, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, исходя из числа принадлежащих акционеру акций, установила для каждого акционера конкретное число акций, которое должно оставаться в реорганизованном акционерном обществе, и конкретное число акций, которое должно размещаться ему в каждом акционерном обществе, создаваемом в результате разделения или выделения.

Между тем установленное Федеральной комиссией в части 2 пункта 6.7 Стандартов правило противоречит Федеральному закону "Об акционерных обществах". Согласно п. п. 3 и 4 ст. 18 настоящего Закона общее собрание акционеров реорганизуемого в форме разделения общества принимает решение о реорганизации общества в форме разделения, создании новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемых обществ. При разделении общества все его права и обязанности переходят к двум или нескольким вновь создаваемым обществам в соответствии с разделительным балансом.

Общее собрание акционеров реорганизуемого в форме выделения общества принимает решение о реорганизации общества в форме выделения, порядке и об условиях выделения, о создании нового общества, возможности конвертации акций общества в акции и (или) иные ценные бумаги выделяемого общества и порядке такой конвертации, об утверждении разделительного баланса (п. 3 ст. 19 Федерального закона).

По смыслу приведенных п. п. 3 и 4 ст. 18, а также п. 3 ст. 19 Федерального закона "Об акционерных обществах", порядок конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ, а также выделяемого общества, в том числе какое число акций акционеров должно оставаться в реорганизованном акционерном обществе и какое число акций должно размещаться акционерам в каждом акционерном обществе, создаваемом в результате разделения или выделения, определяет общее собрание акционеров реорганизуемого акционерного общества.

Аналогичное правило содержится в Указе Президента России "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера", п. 1, от 18 августа 1996 г. N 1210.

Довод о том, что в деле отсутствуют сведения о нарушении оспариваемой нормой прав и свобод А.Н. Петрова, не может служить основанием к отказу в удовлетворении его требования, так как в соответствии со ст. 239.1 Гражданского процессуального кодекса РСФСР гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями государственного органа, общественной организации или должностного лица нарушены его права и свободы.

Ссылка заявителя А.Н. Петрова на то, что Стандарты эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций в редакции, утвержденной Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 ноября 1998 г. N 48, не были официально опубликованы, не подтверждается доказательствами и не основана на нормативных актах. Так, из материалов дела видно, что эти Стандарты были опубликованы в информационном бюллетене "Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку" 23 ноября 1998 г.

До введения в действие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 43 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 26 ноября 1998 г. N 182-ФЗ, установившего государственную регистрацию для нормативных актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, публикация таких актов в информационном бюллетене "Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку" являлась официальным опубликованием.

На основании Федерального закона "Об акционерных обществах", руководствуясь статьями 50, 194, 197 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, суд

                              решил:

признать незаконной часть 2 пункта 6.7 Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций в редакции, утвержденной Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 ноября 1998 г. N 48.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения решения в окончательной форме.

[отформатировано: 08.12.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 10 от 20.07.1999 Стр. 4
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.030.000 Юридические лица, 030.030.010 Общие положения, 030.030.020 Образование, реорганизация и ликвидация юридических лиц (см. также 190.020.070), 030.050.000 Объекты гражданских прав, 030.050.050 Ценные бумаги (см. также 080.120.010), 080.000.000 Финансы, 080.120.000 Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг, 080.120.010 Виды ценных бумаг (см. также 030.050.050), 090.000.000 Хозяйственная деятельность

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать