Основная информация
Дата опубликования: | 21 апреля 1998г. |
Номер документа: | В199804649 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В199804649
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
21.04.98 N ГКПИ 98-99
[Заявление об отмене постановления Правительства
Российской Федерации "О проведении мероприятий в связи
с изменением нарицательной стоимости российских денежных
знаков и масштаба цен" и письма Министерства финансов
Российской Федерации, оставлено без удовлетворения]
Верховный Суд Российской Федерации в лице
Председательствующего-Судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.
при секретаре Поповой Ю.В.
с участием прокурора Федотовой А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Соловьева Николая Дмитриевича об отмене постановления правительства Российской Федерации от 18 сентября 1997 г. N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" и письма Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 22-03-03, установил:
Соловьев Н.Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанными требованиями, сославшись на то, что оспариваемые им постановления Правительства Российской Федерации (п.11) и письмо Министерства Финансов Российской Федерации в части проведения деноминации денежных вкладов граждан без предварительной их индексации противоречит Закону Российской Федерации от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
В судебное заседание Соловьев Н.Д. не явился, не возражает против рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации по доверенности Фирсова Н.Г. с доводами заявления не согласилась и просила об оставлении его без удовлетворения, указав при этом на то, что обжалуемые постановление и письмо действующему законодательству не противоречат.
Деноминация никакого ущерба денежным вкладам граждан не причиняет и она ни в какой мере не связана с их индексацией.
Обсудив доводы заявления Соловьева Н.Д., выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации Фирсовой Н.Г., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" принято решение об укрупнении российской денежной единицы, проведении с 1 января 1998 г. деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 руб. в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах, обеспечив параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение 1998 г.
Как установлено судом, во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации было принято оспариваемое заявителем постановление, касающееся проведения необходимых на этот счет мероприятий и установления порядка выплаты и расчетов по денежным обязательствам, оформленным до 31 декабря 1997 г. включительно, начиная с 1 января 1998 г., исходя из нового масштаба цен, включая и перерасчет остатков средств по счетам балансов кредитных организаций, в том числе и остатков вкладов населения и депозитов юридических лиц (п.п.6 и 11). Об этом же говорится ив письме Министерства финансов Российской Федерации.
Из содержания приведенных положений обжалуемого постановления Правительства Российской Федерации и письма усматривается, что денежные вклады граждан как и все иные денежные средства подлежали деноминации на равных условиях и причинения какого-либо ущерба гражданам в связи с этим не допускалось.
Не установлено судом и каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о противоречии указанных выше положений постановления правительства Российской Федерации, а также и письма Минфина Российской Федерации, действующему законодательству Российской Федерации, в том числе и Закону Российской Федерации "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
При таких данных, по мнению суда, оснований для признания незаконными оспариваемых постановления Правительства Российской Федерации и письма Министерства Финансов Российской Федерации не имеется.
Утверждение заявителя о том, что в соответствии с названным выше Законом денежные вклады граждан перед деноминацией рубля должны быть проиндексированы, не может быть признано обоснованным, поскольку такого указания закон не содержит.
Согласно ст.2 Закона Российской Федерации "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации гарантированные сбережения граждан, созданные в период до 20 июня 1991 г., являются государственным внутренним долгом Российской Федерации.
Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами.
Порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами (ст.12 вышеназванного Закона).
Из содержания приведенных и других норм данного Закона каких-либо требований о необходимости индексации денежных вкладов граждан перед проведением деноминации рубля не усматривается.
Не содержится таких требований и в Законе РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР".
При разрешении заявленных Соловьевым Н.Д. требований суд принимает во внимание также и то обстоятельство, что индексация денежных вкладов и деноминация денежной единицы Российской Федерации, предусмотренная оспариваемым постановлением Правительства Российской Федерации, между собой никакой связи не имеют и деноминация рубля на ценность вклада не влияет. В связи с этим довод заявителя о необходимости индексации вкладов граждан, в том числе и созданных до 20 июня 1991 г., до проведения деноминации рубля не основан на законе.
По этим же основаниям не подлежит удовлетворению и требование заявителя об отмене письма Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 22-03-03.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 и 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Соловьева Николая Дмитриевича об отмене постановления правительства Российской Федерации от 18 сентября 1997 г. N 1182 (п.11) "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" и письма министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 22-03-03 оставить без удовлетворения.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.
[отформатировано 30.04.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В199804649
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
21.04.98 N ГКПИ 98-99
[Заявление об отмене постановления Правительства
Российской Федерации "О проведении мероприятий в связи
с изменением нарицательной стоимости российских денежных
знаков и масштаба цен" и письма Министерства финансов
Российской Федерации, оставлено без удовлетворения]
Верховный Суд Российской Федерации в лице
Председательствующего-Судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.
при секретаре Поповой Ю.В.
с участием прокурора Федотовой А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Соловьева Николая Дмитриевича об отмене постановления правительства Российской Федерации от 18 сентября 1997 г. N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" и письма Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 22-03-03, установил:
Соловьев Н.Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанными требованиями, сославшись на то, что оспариваемые им постановления Правительства Российской Федерации (п.11) и письмо Министерства Финансов Российской Федерации в части проведения деноминации денежных вкладов граждан без предварительной их индексации противоречит Закону Российской Федерации от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
В судебное заседание Соловьев Н.Д. не явился, не возражает против рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации по доверенности Фирсова Н.Г. с доводами заявления не согласилась и просила об оставлении его без удовлетворения, указав при этом на то, что обжалуемые постановление и письмо действующему законодательству не противоречат.
Деноминация никакого ущерба денежным вкладам граждан не причиняет и она ни в какой мере не связана с их индексацией.
Обсудив доводы заявления Соловьева Н.Д., выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации Фирсовой Н.Г., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" принято решение об укрупнении российской денежной единицы, проведении с 1 января 1998 г. деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 руб. в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах, обеспечив параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение 1998 г.
Как установлено судом, во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации было принято оспариваемое заявителем постановление, касающееся проведения необходимых на этот счет мероприятий и установления порядка выплаты и расчетов по денежным обязательствам, оформленным до 31 декабря 1997 г. включительно, начиная с 1 января 1998 г., исходя из нового масштаба цен, включая и перерасчет остатков средств по счетам балансов кредитных организаций, в том числе и остатков вкладов населения и депозитов юридических лиц (п.п.6 и 11). Об этом же говорится ив письме Министерства финансов Российской Федерации.
Из содержания приведенных положений обжалуемого постановления Правительства Российской Федерации и письма усматривается, что денежные вклады граждан как и все иные денежные средства подлежали деноминации на равных условиях и причинения какого-либо ущерба гражданам в связи с этим не допускалось.
Не установлено судом и каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о противоречии указанных выше положений постановления правительства Российской Федерации, а также и письма Минфина Российской Федерации, действующему законодательству Российской Федерации, в том числе и Закону Российской Федерации "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
При таких данных, по мнению суда, оснований для признания незаконными оспариваемых постановления Правительства Российской Федерации и письма Министерства Финансов Российской Федерации не имеется.
Утверждение заявителя о том, что в соответствии с названным выше Законом денежные вклады граждан перед деноминацией рубля должны быть проиндексированы, не может быть признано обоснованным, поскольку такого указания закон не содержит.
Согласно ст.2 Закона Российской Федерации "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации гарантированные сбережения граждан, созданные в период до 20 июня 1991 г., являются государственным внутренним долгом Российской Федерации.
Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами.
Порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами (ст.12 вышеназванного Закона).
Из содержания приведенных и других норм данного Закона каких-либо требований о необходимости индексации денежных вкладов граждан перед проведением деноминации рубля не усматривается.
Не содержится таких требований и в Законе РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР".
При разрешении заявленных Соловьевым Н.Д. требований суд принимает во внимание также и то обстоятельство, что индексация денежных вкладов и деноминация денежной единицы Российской Федерации, предусмотренная оспариваемым постановлением Правительства Российской Федерации, между собой никакой связи не имеют и деноминация рубля на ценность вклада не влияет. В связи с этим довод заявителя о необходимости индексации вкладов граждан, в том числе и созданных до 20 июня 1991 г., до проведения деноминации рубля не основан на законе.
По этим же основаниям не подлежит удовлетворению и требование заявителя об отмене письма Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 22-03-03.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 и 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Соловьева Николая Дмитриевича об отмене постановления правительства Российской Федерации от 18 сентября 1997 г. N 1182 (п.11) "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" и письма министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 22-03-03 оставить без удовлетворения.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.
[отформатировано 30.04.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.100 Цены и ценообразование (см. также 090.100.030) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: