Основная информация
Дата опубликования: | 21 августа 2013г. |
Номер документа: | В201304285 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В201304285
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
21.08.2013 N АКПИ13-642
[О признании недействующим приказа Министерства
природных ресурсов и экологии Российской Федерации
от 14.01.2010 г. N 3 "Об утверждении Положения о федеральном
государственном учреждении "Национальный парк "Югыд ва"]
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Степанищеве А.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" о признании частично недействующим Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 января 2010 г. N 3 "Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Югыд ва", установил:
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 января 2010 г. N 3 утверждено Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Югыд ва".
Отделение международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 января 2010 г. N 3 "Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Югыд ва", в частности пункта 38 и приложения N 2 к Положению в части утверждения карты-схемы национального парка, предусматривающей исключение из границ национального парка "Югыд ва" земельного участка, занятого месторождением "Чудное".
Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный правовой акт не зарегистрирован и не опубликован в установленном порядке, издан с превышением полномочий Минприроды России, противоречит действующему законодательству Российской Федерации, Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
В суде представитель Отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" Крейндлин М.Л. поддержал заявленные требования.
Представители Министерства природных ресурсов и экологии Иванов С.В., Сорокин И.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Минприроды России, исключение земельного участка, занятого месторождением "Чудное", из состава земель национального парка "Югыд ва" осуществлено в соответствии с законодательством и не противоречит международным обязательствам Российской Федерации в сфере охраны объекта природного наследия.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Костецкая М.В. пояснила в суде, что Приказ Минприроды России от 14 января 2010 г. N 3 "Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Югыд ва" не направлялся для государственной регистрации.
Выслушав объяснения представителей ОМННО "Совет Гринпис" Крейндлина М.Л., Минприроды России Иванова С.В., Сорокина И.А., Минюста России Костецкой М.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт 6 статьи 12 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5.2.35 данного Положения Минприроды России, будучи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, земельных отношений, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, наделено полномочиями по утверждению положений о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках.
Положение содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в области организации, охраны и использования территории национального парка "Югыд ва" особо охраняемых природных территорий. На территории национального парка установлены функциональные зоны с дифференцированным режимом. В приложении N 1 даны состав и описание границ функциональных зон, карта-схема функционального зонирования - в приложении N 2, экологические маршруты в заповедной зоне - в приложении N 3. В соответствии с Положением на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, в том числе: разведка и разработка полезных ископаемых; деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национального парка, иные запреты и др.
Приказ Минприроды России, которым утверждено Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Югыд ва", издан на основании пункта 5.2.35 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404.
В соответствии с пунктами 8, 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" установлено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 10).
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Поскольку при введении в действие Положения органом, издавшим его, не были соблюдены правила введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, установленные Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, то оспариваемый нормативный правовой акт признается судом недействующим.
Согласно разъяснению, данному в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 (в редакции от 9 февраля 2012 г.) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" удовлетворить:
признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 января 2010 г. N 3 "Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Югыд ва".
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в пользу Отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" расходы по уплате государственной пошлины в сумме <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С. РОМАНЕНКОВ
[отформатировано: 27.12.2013 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В201304285
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
21.08.2013 N АКПИ13-642
[О признании недействующим приказа Министерства
природных ресурсов и экологии Российской Федерации
от 14.01.2010 г. N 3 "Об утверждении Положения о федеральном
государственном учреждении "Национальный парк "Югыд ва"]
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Степанищеве А.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" о признании частично недействующим Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 января 2010 г. N 3 "Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Югыд ва", установил:
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 января 2010 г. N 3 утверждено Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Югыд ва".
Отделение международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 января 2010 г. N 3 "Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Югыд ва", в частности пункта 38 и приложения N 2 к Положению в части утверждения карты-схемы национального парка, предусматривающей исключение из границ национального парка "Югыд ва" земельного участка, занятого месторождением "Чудное".
Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный правовой акт не зарегистрирован и не опубликован в установленном порядке, издан с превышением полномочий Минприроды России, противоречит действующему законодательству Российской Федерации, Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
В суде представитель Отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" Крейндлин М.Л. поддержал заявленные требования.
Представители Министерства природных ресурсов и экологии Иванов С.В., Сорокин И.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Минприроды России, исключение земельного участка, занятого месторождением "Чудное", из состава земель национального парка "Югыд ва" осуществлено в соответствии с законодательством и не противоречит международным обязательствам Российской Федерации в сфере охраны объекта природного наследия.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Костецкая М.В. пояснила в суде, что Приказ Минприроды России от 14 января 2010 г. N 3 "Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Югыд ва" не направлялся для государственной регистрации.
Выслушав объяснения представителей ОМННО "Совет Гринпис" Крейндлина М.Л., Минприроды России Иванова С.В., Сорокина И.А., Минюста России Костецкой М.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт 6 статьи 12 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5.2.35 данного Положения Минприроды России, будучи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, земельных отношений, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, наделено полномочиями по утверждению положений о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках.
Положение содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в области организации, охраны и использования территории национального парка "Югыд ва" особо охраняемых природных территорий. На территории национального парка установлены функциональные зоны с дифференцированным режимом. В приложении N 1 даны состав и описание границ функциональных зон, карта-схема функционального зонирования - в приложении N 2, экологические маршруты в заповедной зоне - в приложении N 3. В соответствии с Положением на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, в том числе: разведка и разработка полезных ископаемых; деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национального парка, иные запреты и др.
Приказ Минприроды России, которым утверждено Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Югыд ва", издан на основании пункта 5.2.35 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404.
В соответствии с пунктами 8, 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" установлено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 10).
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Поскольку при введении в действие Положения органом, издавшим его, не были соблюдены правила введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, установленные Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, то оспариваемый нормативный правовой акт признается судом недействующим.
Согласно разъяснению, данному в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 (в редакции от 9 февраля 2012 г.) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" удовлетворить:
признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 января 2010 г. N 3 "Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Югыд ва".
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в пользу Отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" расходы по уплате государственной пошлины в сумме <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С. РОМАНЕНКОВ
[отформатировано: 27.12.2013 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 6 от 23.05.2014 Стр. 13 |
Рубрики правового классификатора: | 010.170.010 Общественные объединения (см. также 030.030.050), 030.030.050 Некоммерческие организации (см. также 010.170.010, 010.170.020), 110.010.140 Особо охраняемые природные территории и объекты, 110.020.060 Правовой режим отдельных категорий и видов земель, 110.020.090 Оборот земельных участков, 160.040.090 Экологическая безопасность (см. также 110.010.130), 180.040.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: