Основная информация

Дата опубликования: 23 сентября 2008г.
Номер документа: В200804964
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0804964

В200804964

В200804964

В0804964

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

23.09.2008 N ГКПИ08-1763

[О признании частично недействующими подпункта "б"

пункта 9 Положения о выдаче иностранным гражданам

и лицам без гражданства разрешения на временное

проживание, утвержденного Постановлением Правительства

Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789,

и пункта 39.2 Административного регламента

по предоставлению Федеральной миграционной службой

государственной услуги по выдаче иностранным гражданам

и лицам без гражданства разрешения на временное

проживание в Российской Федерации, утвержденного

Приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. N 40]

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Бараненко Е.Н.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Иконниковой Людмилы Васильевны о признании недействующими: подпункта "б" пункта 9 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789, в части слов "и постоянно проживающих на территории Российской Федерации"; пункта 39.2 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. N 40, в части слов "и постоянно проживающих на территории Российской Федерации", установил:

в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 Положения лицо, признанное нетрудоспособным, имеющее дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Российской Федерации, помимо документов, указанных в пункте 8 настоящего Положения, представляет для получения разрешения на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты - свидетельство о рождении и паспорт сына или дочери, а также справку, выданную полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации или компетентным органом иностранного государства, подтверждающую нетрудоспособность заявителя.

Пункт 39.2 Административного регламента устанавливает, что иностранный гражданин, признанный нетрудоспособным, имеющий дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Российской Федерации, представляет одновременно с документами, указанными в пункте 38 Административного регламента, для получения разрешения на временное проживание - свидетельство о рождении и паспорт сына или дочери, а также документы, подтверждающие нетрудоспособность заявителя (например: справку об инвалидности, выданную учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы либо компетентным органом иностранного государства, пенсионное удостоверение и др.).

Гражданка Иконникова Л.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими: подпункта "б" пункта 9 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и пункта 39.2 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации в части слов "и постоянно проживающих на территории Российской Федерации".

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат Федеральному закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", нарушают ее право на временное проживание в Российской Федерации, Правительство Российской Федерации при издании Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание вышло за рамки делегированных ему Федеральным законом полномочий.

В суде Иконникова Л.В. и ее представитель Иконников А.Н. поддержали заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной миграционной службе (поручение от 1 сентября 2008 г. N СС-П4-5352).

Представители заинтересованных лиц: Правительства РФ, ФМС России Шарахова Я.Ю., Минюста России Бережная Н.В. возражали против удовлетворения заявленных требований. По объяснениям представителя Правительства РФ, пункт 9 Положения направлен на определение категорий иностранных граждан, которым разрешение на временное проживание может быть предоставлено без учета квоты, не ограничивает прав иностранных граждан и граждан Российской Федерации, закрепленных за ними Федеральным законом.

Выслушав объяснения Иконниковой Л.В., ее представителя по доверенности Иконникова А.Н., представителей заинтересованных лиц Правительства РФ, ФМС России Шараховой Я.Ю., Минюста России Бережной Н.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть 1 статьи 251 ГПК РФ).

Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789, опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 45, 11.11.2002, "Российской газете" N 215, 13.11.2002 (действует в редакции Постановлений Правительства РФ от 23.01.2007 N 42, от 28.03.2008 N 220, от 26.04.2008 N 313, с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда РФ от 29.11.2006 N ГКПИ06-856, от 27.03.2008 N ГКПИ07-1669).

Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации утвержден Приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 40, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 апреля 2008 г., регистрационный номер 11526, опубликован в "Российской газете" N 106, 20.05.2008.

Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, регулирует отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Федерального закона Правительство Российской Федерации утвердило Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание.

Пункт 9 Положения определяет перечень документов, предоставляемых помимо документов, указанных в пункте 8 настоящего Постановления, для иностранных граждан, которым разрешение на временное проживание может быть предоставлено без учета квоты.

Указание в оспариваемом нормативном правовом акте на то, что дееспособные сын или дочь, состоящие в гражданстве Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства, претендующего на получение разрешения на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты, должны иметь постоянное проживание на территории Российской Федерации, не соответствует требованиям Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предусматривающего, что без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 6).

Не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований ссылки представителя Правительства РФ на нормы международного права и то, что указание на постоянное проживание на территории Российской Федерации носит уточняющий характер, поскольку получение разрешения на временное проживание в целях воссоединения семьи определенной категории граждан предполагает уточнение, на территории какого государства должно произойти это воссоединение.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в г. Хельсинки 1 августа 1995 г., предусматривает сотрудничество договаривающихся Государств в гуманитарной и других областях, в частности, в сфере контактов между людьми. Однако содержание данного акта не предполагает ограничение прав граждан подзаконными актами органов исполнительной власти.

Пункт 39.2 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации воспроизводит норму, установленную подпунктом "б" пункта 9 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, и, следовательно, подлежит признанию также недействующим в части слов "и постоянно проживающих на территории Российской Федерации".

Как следует из представленных заявителем документов, именно отсутствие в паспорте ее сына сведений о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации явилось основанием к отказу в приеме у нее документов на разрешение на временное проживание.

В силу части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку Правительство Российской Федерации не является юридическим лицом, то расходы заявителя по оплате государственной пошлине подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Иконниковой Людмилы Васильевны удовлетворить:

признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу: подпункт "б" пункта 9 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789, в части слов "и постоянно проживающих на территории Российской Федерации"; пункт 39.2 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. N 40, в части слов "и постоянно проживающих на территории Российской Федерации".

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Иконниковой Людмилы Васильевны возврат государственной пошлины в сумме 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

[отформатировано: 02.02.2009 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.050.000 Население, 010.050.020 Иностранные граждане и лица без гражданства. Политическое убежище (см. также 030.150.020, 030.150.180, 040.090.000, 180.040.060, 180.050.050, 180.080.090, 200.050.020), 160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка, 160.050.000 Безопасность личности, 160.050.020 Паспортно-визовая служба. Регистрационный учет (см. также 020.040.060), 200.000.000 Международные отношения. Международное право, 200.050.000 Население, 200.050.020 Правовое положение иностранных граждан (см. также 010.050.020, 030.150.020, 030.150.180, 040.090.000, 180.040.060, 180.050.050, 180.080.090)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать