Основная информация

Дата опубликования: 25 сентября 2007г.
Номер документа: В200705987
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0705987

В200705987

В200705987

В0705987

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

25.09.2007 N ГКПИ07-843

[Об отказе в удовлетворении заявления о признании

недействующими пунктов 1, 3, 5 и 6 Приказа Минфина РФ

от 11.05.2006 N 77н "О внесении изменений в Приказы

Министерства финансов Российской Федерации

от 25 апреля 2002 г. N 34, от 29 апреля 2002 г.

N 38н и от 12 сентября 2002 г. N 93н"]

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Бараненко Е.Н.,

с участием прокурора Власовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании недействующими пунктов 1, 3, 5 и 6 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2006 года N 77н; НГР:В0600680 "О внесении изменений в Приказы Министерства финансов Российской Федерации от 25 апреля 2002 г. N 34н; НГР:В0201130, 29 апреля 2002 г. N 38н и от 12 сентября 2002 г. N 93н; НГР:В0203204", установил:

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2006 года N 77н; НГР:В0600680 внесены изменения и дополнения в Приказы Министерства финансов Российской Федерации от 25 апреля 2002 г. N 34н; НГР:В0201130, 29 апреля 2002 г. N 38н и от 12 сентября 2002 г. N 93н; НГР:В0203204.

Д. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 1, 3, 5 и 6 Приказа, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 30 Конституции РФ; НГР:Р9305853, статьям 2, 5, 15, 18 и 20 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", нарушают ее право индивидуального аудитора на осуществление аудиторской деятельности, поскольку в ранее действующей редакции указанных Приказов заполнение аттестата осуществлялось Минфином России и это воспринималось аудиторами как проявление государственной защиты их прав на осуществление данной деятельности. Заполнение оборотной стороны бланка квалификационного аттестата аудитора и проставление отметки о соблюдении аудитором требования о ежегодном повышении квалификации аккредитованным профессиональным аудиторским объединением создает угрозу нарушения ее прав, ее аттестаты могут быть испорчены и когда-нибудь Минфин России признает их недействительными.

В судебном заседании представитель Д. по доверенности Фаризов О.И. поддержал заявленные требования и пояснил, что Минфин России в нарушение действующего законодательства передал свои функции в сфере контроля за соблюдением аудиторами требований о прохождении аудиторами обучения по программам повышения квалификации аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям.

Представители Минфина России Ковпак С.В., Кузнечиков В.С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают права аудиторов.

Представитель заинтересованного лица Минюста России Обушенко Л.А. пояснила суду, что заявленные требования являются обоснованными, поскольку законодательством Российской Федерации Минфину России не поручено определять порядок подтверждения квалификации аудиторов, а также делегировать функции, возложенные на Минфин России, аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям.

Выслушав объяснения представителя Д. по доверенности Фаризова О.И., представителей заинтересованного лица Минфина России Ковпака С.В., Кузнечикова В.С., Минюста России Обушенко Л.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (статья 251 ГПК РФ; НГР:Р0205496).

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2006 года N 77н; НГР:В0600680 "О внесении изменений в Приказы Министерства финансов Российской Федерации от 25 апреля 2002 г. N 34н; НГР:В0201130, 29 апреля 2002 г. N 38н и от 12 сентября 2002 г. N 93н; НГР:В0203204" зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2006 г., регистрационный номер 7806; опубликован в "Российской газете" N 102, 17 мая 2006 г., "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 21, 22 мая 2006 г.

Пунктом 3 Приказа Минфина России от 11 мая 2006 г. N 77н; НГР:В0600680 внесены дополнения во Временное положение о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации, которое утверждено Приказом Минфина России от 29 апреля 2002 г. N 38н; НГР:В0201326.

Временное положение о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации определяет порядок получения аккредитации, отказа в выдаче аккредитации и отзыва аккредитации, права и обязанности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, а также формы контроля за их деятельностью.

Так, пункт 21 Временного положения определяет обязанности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. Приказ Минфина России от 11 мая 2006 г. N 77н; НГР:В0600680 дополнил данный пункт абзацем следующего содержания:

осуществлять в порядке, определяемом Минфином России, заполнение оборотной стороны бланка квалификационного аттестата аудитора и проставление отметки о соблюдении аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 15 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", при представлении аудитором соответствующих сведений.

Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение (АПАО) - это саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе (пункт 1 статьи 20 ФЗ "Об аудиторской деятельности").

Министерство финансов Российской Федерации, являясь уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности, по закону вправе определять права и обязанности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений (пункт 2 статьи 20 ФЗ "Об аудиторской деятельности").

Оспариваемые положения нормативного правового акта касаются обязанностей аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые определены компетентным органом государственной власти, и, следовательно, не могут нарушать права заявительницы.

Пунктом 5 Приказа Минфина России от 11 мая 2006 г. N 77н; НГР:В0600680 внесены изменения во Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 12 сентября 2002 г. N 93н; НГР:В0203204.

Законодатель к компетенции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности относит организацию системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации (статья 18 ФЗ "Об аудиторской деятельности").

Минфин России, утвердив Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, реализовал требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

Пункты 54 и 55 Положения изложены в новой редакции. Положение также дополнено пунктами 56 - 59.

Так, пункт 54 Положения устанавливает, что в срок не позднее 4 лет с момента выдачи впервые оформленного, продленного либо выданного в порядке обмена квалификационного аттестата аудитора аудитор представляет сведения о соблюдении им требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 15 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

В дальнейшем аудитор подтверждает соблюдение требования о ежегодном повышении квалификации в срок не позднее 3 лет с момента предыдущего подтверждения соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации.

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" предусматривает обязанность каждого аудитора, имеющего квалификационный аттестат, в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации (пункт 3 статьи 15).

Если аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, это является основанием для аннулирования квалификационного аттестата аудитора (подпункт 7 пункта 1 статьи 16 ФЗ "Об аудиторской деятельности").

Следовательно, установленные пунктом 54 Положения сроки (4 года и 3 года) представления аудитором сведений о прохождении обучения не противоречат требованиям Федерального закона.

Пункт 55 Положения устанавливает, что подтверждение соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации может производиться аудитором в аккредитованном при Министерстве финансов Российской Федерации профессиональном аудиторском объединении, членом которого является аудитор, а в случаях, когда аудитор не является членом хотя бы одного АПАО, - в любом из АПАО по выбору аудитора.

Если аудитор является членом двух и более АПАО, подтверждение соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации производится таким аудитором в одном АПАО, членом которого он является, по выбору аудитора. Аудитор должен письменно уведомить другие АПАО, членом которых он является, о подтверждении соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации в избранном им АПАО.

Данная норма предоставляет аудитору право выбора аккредитованного профессионального аудиторского объединения, куда он может обратиться для получения отметки о соблюдении требования о повышении квалификации и не содержит требования о вступлении аудитора в какое-либо аккредитованное профессиональное аудиторское объединение.

Пункты 56 - 69 Положения регламентируют действия аккредитованного профессионального аудиторского объединения по заполнению оборотной стороны бланка квалификационного аттестата аудитора и проставлению отметки о соблюдении аудитором требования о ежегодном повышении квалификации и устанавливают основания проверки работы АПАО с документами Минфином России.

Так, пункт 57 Положения определяет перечень документов, которые представляет аудитор в аккредитованное профессиональное аудиторское объединение, устанавливает обязанность объединения принять представленные документы.

Пункт 58 Положения предусматривает порядок представления документов аудитором в АПАО, которые могут представляться аудитором непосредственно в АПАО или направляться по почте.

Пункт 6 Приказа Минфина России от 11 мая 2006 г. N 77н; НГР:В0600680 излагает в новой редакции приложение N 4 к Временному положению о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации.

Приложение N 4 приводит образец заявления о соблюдении требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации.

Указание в заявлении места жительства аудитора не может рассматриваться как нарушение права на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329; НГР:Р0403270 утверждено Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (действует в редакции Постановлений Правительства РФ от 01.12.2004 N 703; НГР:Р0404975, от 27.05.2005 N 336; НГР:Р0501956, от 21.12.2005 N 793; НГР:Р0505487, от 26.07.2006 N 459; НГР:Р0602268, от 11.11.2006 N 669; НГР:Р0603265, от 30.05.2007 N 336; НГР:Р0701081). В соответствии с данным нормативным правовым актом Минфин России до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации осуществляет полномочия по государственному регулированию аудиторской деятельности, установленные Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

Основные функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности определены статьей 18 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Это: издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;

организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Ни Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", ни нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, определяющие полномочия Минфина России, не содержат требования о заполнении оборотной стороны бланка квалификационного аттестата аудитора и проставление отметки о соблюдении аудитором требования о ежегодном повышении квалификации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Реализуя предоставленные ему полномочия в сфере нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности, Министерство финансов Российской Федерации вправе было принять самостоятельное решение по вопросам, касающимся заполнения оборота бланка квалификационных аттестатов.

Согласно пункту 1 Приказа Минфина России от 11 мая 2006 г. N 77н; НГР:В0600680 в приложение к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 25 апреля 2002 г. N 34н; НГР:В0201130 "Об утверждении формы бланка квалификационного аттестата аудитора" внесены следующие изменения:

на обороте бланка квалификационного аттестата аудитора "Сведения о прохождении аудитором обязательного ежегодного повышения квалификации <*>" название графы "Отметка Минфина России о соблюдении требования о ежегодном повышении квалификации" изложено в следующей редакции: "Отметка о соблюдении требования о ежегодном повышении квалификации";

в сноске "<*>" слова "Министерством финансов Российской Федерации" исключены.

Приказ Минфина России от 25 апреля 2002 г. N 34н; НГР:В0201130 издан во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации N 80 от 6 февраля 2002 г; НГР:Р0200210. "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации". Настоящим Постановлением утверждены Правила обмена квалификационных аттестатов аудитора, выданных в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона "Об аудиторской деятельности", на аттестаты, предусмотренные указанным Федеральным законом.

Каких-либо дополнительных обязанностей оспариваемые положения нормативного правового акта на аудитора не возлагают, поскольку Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" установлена обязанность аудитора в течение каждого года проходить обучение по программам повышения квалификации и в случае нарушения данного требования возможно аннулирование квалификационного аттестата.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют законодательству Российской Федерации об аудиторской деятельности, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права аудиторов, заявление Д. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Д. о признании недействующими пунктов 1, 3, 5 и 6 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2006 года N 77н; НГР:В0600680 "О внесении изменений в Приказы Министерства финансов Российской Федерации от 25 апреля 2002 г. N 34н; НГР:В0201130, 29 апреля 2002 г. N 38н и от 12 сентября 2002 г. N 93н; НГР:В0203204" - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

[отформатировано: 04.05.2010 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.160.000 Аудиторская деятельность (см. также 110.010.100), 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать