Основная информация

Дата опубликования: 29 января 2001г.
Номер документа: В200101184
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



<5>

В200101184

В200101184

<5>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

                     29.01.2001 N ГКПИ00-1386

[Заявление о признании не соответствующим

закону "Порядка осуществления переводов иностранной

валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию

без открытия текущих валютных счетов"

от 27 августа 1997 г. N 508, утвержденного приказом

Банка России от 27 августа 1997 г. N 02-371

оставлено без удовлетворения]

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

Председательствующего                             Романенково Н.С.

при секретаре                                     Жуковой И.В.

с участием прокурора                              Белан М.Г.

Рассмотрел в  открытом  судебном  заседании  гражданское  дело  по

заявлению    Узденского   Виталия   Ефимовича   о   признании   не

соответствующим   закону    "Порядка    осуществления    переводов

иностранной   валюты   из  Российской  Федерации  и  в  Российскую

Федерацию без открытия текущих валютных счетов" от 27 августа 1997

г.  N  508,  утвержденного  приказом Центрального банка Российской

Федерации от 27 августа 1997 г. N 02-371, и компенсации морального

вреда, установил:

Узденский В.Е. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании не соответствующим закону "Порядка осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов" от 27 августа 1997 г. N 508 утвержденного приказом Банка России от 27 августа 1997 г. N 02-371, и компенсации морального вреда.

Как пояснил в судебном заседании заявитель, оспариваемый акт является незаконным, т.к. противоречит п.6 и 7 ст.7 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", т.к. порядок вывоза и пересылки резидентами из Российской Федерации валютных ценностей, за исключением случаев, указанных в п.6 ст.7 настоящего закона, устанавливает Банк России совместно с Государственным таможенным Комитетом Российской Федерации. Оспариваемый нормативный акт издан только Банком России.

Кроме того абзацы 1 и 3 п. 13 "Порядка" предусматривают при переводе физическими лицами иностранной валюты предъявлять в уполномоченный банк справку ф.0406007 о приобретении валюты, тогда как в настоящее время существует положение "О порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты", разрешающее вывоз валюты в размере до 1500 долларов США без подтверждающих документов.

В результате действия оспариваемого акта ему незаконно отказали в переводе валютных средств 500 долларов США в Германию.

Представители Банка России Тимербаева С.М. и Ларина Е.Л. возражали против удовлетворения заявления и пояснили в суде, что оспариваемый нормативный акт издан Банком России в пределах его полномочий по осуществлению валютного контроля, согласован с ГТК России, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя Представитель ГТК России Турбенева Г.Н. возражала против удовлетворения заявления и пояснила, что ГТК России и Банк России совместно издали "Положение о порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты" от 12 января 2000 г. "Порядок осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов" от 27 января 1997 г. N 508 согласован Банком России с ГТК России, т.к. в нем содержится упоминание о таможенном оформлении.

Осуществление операций по переводу иностранной валюты через уполномоченные банки не связано с операциями по перемещению физическими лицами иностранной валюты через таможенную границу Российской Федерации. Представитель Минюста России Щерба О.А. возражала против удовлетворения заявления и пояснила в суде, что оспариваемый нормативный акт прошел правовую экспертизу и зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 сентября 1997 г., регистрационный номер 1389. Выслушав объяснения заявителя Узденского В.Е., представителей заинтересованных лиц Банка России Тимербаевой С.М., Лариной Е.Л., ГТК России Турбеневой Г.Н., Минюста России Щерба О.А., исследовав-материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Белан М.Г., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Центральный Банк Российской Федерации приказом от 27 августа 1997 г. N 02-371 (в редакции приказа Банка России от 24 октября 1997 г. N 02-469) утвердил "Порядок осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов" от 27 августа 1997 г. N 508. Порядок устанавливает правила осуществления переводов в иностранной валюте без открытия текущих валютных счетов в уполномоченных банках по поручению физических лиц (резидентов и нерезидентов) из Российской Федерации, а также получения физическими лицами (резидентами и нерезидентами) в Российской Федерации иностранной валюты переведенной в их пользу из-за границы.

Порядок не распространяется на индивидуальных предпринимателей, а также на переводы физическими лицами иностранной валюты, если они связны с осуществлением предпринимательской деятельности, инвестиционной деятельности или приобретением прав на недвижимость. В соответствии с п.7 ст.2 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" валютными операциями являются:

а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

в) осуществление международных денежных переводов;

г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Порядок вывоза и пересылки резидентами из Российской Федерации валютных ценностей устанавливает Центральный банк Российской Федерации совместно с Государственным таможенным Комитетом Российской Федерации (п.7 ст.6 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле").

Из объяснений представителей заинтересованных лиц следует, что осуществление международных денежных переводов и ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей - это разные виды валютных операций. Порядок вывоза и пересылки резидентами из Российской Федерации валютных ценностей устанавливает Банк России совместно с ГТК России, которые 12 января 2000 г. издали "Положение о порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты".

Закон Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле предусматривает, что Банк России, являясь основным органом валютного регулирования в Российской Федерации в рамках настоящего Закона устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и не содержит норм, согласно которым порядок перевод резидентами иностранной валюты из Российской Федерации должен устанавливаться Банком России совместно с ГТК России.

Как пояснил в суде представитель ГТК России Турбенева Г.Н., ст. 199 ТК России определяет компетенцию таможенных органов Российской Федерации в области валютного контроля и предусматривает, что таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Установленные Порядком правила осуществления переводов в иностранной валюте без открытия текущих счетов не относятся к операциям по перемещению физическими лицами иностранной валюты через таможенную границу Российской Федерации.

Ссылки заявителя на то, что физические лица могут вывозить из Российской Федерации до 1500 долларов США без подтверждающих документов не могут быть приняты во внимание, т.к. по действующему законодательству вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей является самостоятельным видом валютных операций в отличии от осуществления международных денежных переводов, для которых устанавливается соответствующий порядок. Согласно п. 13 "Порядка осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов" физические лица-резиденты в соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенную, ввезенную или пересланную в Российскую Федерацию иностранную валюту при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем перевод, ввоз или пересылку иностранной валюты в Российскую Федерацию. В соответствии с пунктом 4 абзаца "д" статьи XXX Статей Соглашения Международного Валютного Фонда физическое лицо-резидент вправе осуществлять умеренные суммы частных переводов на текущие расходы. Такой перевод не должен быть связан с осуществлением предпринимательской деятельности, а также инвестиционной деятельности или приобретением прав на недвижимое имущество. Осуществление перевода не может превышать 2000 долларов США или иной иностранной валюты, эквивалентной этой сумме. При таком переводе физическое лицо-резидент предъявляет в уполномоченный банк справку ф.0406007, являющуюся основанием для вывоза наличной иностранной валюты за границу. Указанный перевод может быть осуществлен физическим лицом-резидентом не более одного раза в один операционный день через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка). Положения абзаца 1 п. 13 Порядка воспроизводят норму п.6 ст.6 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", в соответствии с которой физические лица - резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию. Из объяснений представителя Банка России Лариной Е.Л. следует, что требование к физическому лицу предъявлять в уполномоченный банк справку ф.0406007 является одним из элементов валютного контроля. Центральный банк Российской Федерации в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" является органом валютного контроля в Российской Федерации и в пределах своей компетенции вправе издавать правила обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

При таких обстоятельствах являются несостоятельными доводы заявителя о незаконности оспариваемого акта.

Учитывая, что "Порядок осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов" издан Банком России в пределах его полномочий, соответствует закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, требования Узденского В.Е. о признании не соответствующим закону оспариваемого нормативного акта и компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 192, 197, 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Узденского Виталия Ефимовича о признании не соответствующим закону "Порядка осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов" от 27 августа 1997 г. N 508, утвержденного приказом Банка России от 27 августа 1997 г. N 02-371, и компенсация морального вреда - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

[отформатировано: 05.06.2001 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.070 Государственный финансовый контроль (см. также 010.100.040, 020.010.040), 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060), 080.130.000 Валютное регулирование и валютный контроль (см. также 030.050.030), 080.130.060 Валютный контроль (см. также 100.170.100), 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать