Основная информация

Дата опубликования: 29 июня 2000г.
Номер документа: В200006768
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



<5>

В200006768

В200006768

<5>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

                     29.06.2000 N ВКПИ 00-39

[О признании недействующим приказа Министра обороны РФ

от 18 июня 1998 года N 038 "О внесении изменений и

дополнений в приказ Министра обороны Российской

Федерации 1994 года N 025"]

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я.,

при секретаре - Нечаеве С.В.

с участием прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Беседина А.В.

и представителей ответчика Министерства обороны РФ Лысикова А.Н. и Клыкова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июня 2000 года гражданское дело по жалобам Зорило Антонины Александровны, Грачевой Галины Алексеевны и Чекалиной Надежды Владимировны на приказ Министра обороны РФ от 18 июня 1998 года N 038 "О внесении изменений и дополнений в приказ Министра обороны Российской Федерации 1994 года N 025", установил:

Заявители просят признать приказ Министра обороны РФ от 18 июня 1998 года N 038 "О внесении изменений и дополнений в приказ Министра обороны Российской Федерации 1994 года N 025" незаконным, поскольку он не прошел регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации в установленном законом порядке.

Согласно ч.3 ст.15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

Кроме того, по мнению заявителей, данный приказ противоречит ч.3 ст.19 Конституции Российской Федерации, которая определяет равные права и реализацию возможностей мужчин и женщин, пункту 1 ст.23 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" и пункту 1 ст.9 Федерального закона РФ "Положения о прохождении военной службы", в которых сказано, что военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта.

Представители Министерства обороны Лысиков А.Н. и Клыков И.В., возражая против требований заявителя, в судебном заседании пояснили, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а поскольку приказ Министра обороны РФ 1998 года N 038 касался проведения организационно-штатных мероприятий, осуществляемых в пределах своих полномочий Министром обороны Российской Федерации, то на государственную регистрацию он не представлялся.

Заслушав объяснения представителей Министерства обороны РФ, возражавших против удовлетворения жалобы, и заключение прокурора Беседина А.В., полагавшего жалобу удовлетворить, исследовав представленные доказательства, Верховный Суд находит, что жалобы Зорило А.А., Грачевой Г.А. и Чекалиной Н.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Обязательность государственной регистрации нормативных актов министерств и ведомств РФ, как и внесение в них изменений и дополнений, затрагивающих права и свободы, и законные интересы граждан РФ в Министерстве юстиции РФ, установлена постановлениями Правительства РФ от 8 мая 1992 года N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов"; от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". Указанными постановлениями Правительства РФ также установлено, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, прошедшие государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию.

Как выяснено судом, оспариваемый заявителями приказ Министра обороны РФ от 18 июня 1998 года N 038 "О внесении изменений и дополнений в приказ Министра обороны РФ 1994 года N 025" является нормативным правовым актом, так как он, как это усматривается из содержания приказа, устанавливает правовые нормы, определяющие, в частности, порядок увольнения военнослужащих женщин, ограничения прохождения службы для военнослужащих женщин, и затрагивает их права и интересы.

Утверждения ответчиков о том, что приказ МО РФ 1998 года N 038 действует в настоящее время с изменениями, внесенными приказом Министра обороны РФ 1998 года N 461, соответствует действительности, однако, это не означает, что указанные изменения отменили нормативно-правовой характер данного приказа.

В судебном заседании достоверно установлено, что данный приказ не зарегистрирован, что подтверждается сообщением руководителя Департамента регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами Министерства юстиции РФ.

По изложенным выше основаниям суд пришел к выводу о необходимости признания незаконным приказа Министра обороны РФ от 18 июня 1998 года N 038 "О внесении изменений и дополнений в приказ Министра обороны Российской Федерации 1994 года N 025".

С учетом изложенного и, руководствуясь ст.ст.90-91, 191, 197, 239.1, 239.7, ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

жалобы Зорило Антонины Александровны, Грачевой Галины Алексеевны и Чекалиной Надежды Владимировны удовлетворить.

Признать приказ Министра обороны РФ от 18 июня 1998 года N 038 "О внесении изменений и дополнений в приказ Министра обороны Российской Федерации 1994 года N 025" незаконным и недействующим.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.

[отформатировано: 18.06.2001 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.140.000 Правотворческая деятельность органов государственной власти, 010.140.010 Общие положения, 010.140.040 Учет и систематизация нормативных правовых актов, 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать