Основная информация

Дата опубликования: 29 ноября 2006г.
Номер документа: В200604285
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0604285

В200604285

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.04.2008, N 4, СТР. 11, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

29.11.2006 N ГКПИ06-856

ПУНКТ 11 ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ИНОСТРАННЫМ

ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА РАЗРЕШЕНИЯ

НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ, УТВЕРЖДЕННОГО

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 НОЯБРЯ 2002 Г. N 789; НГР:Р0205185, ПРИЗНАН

ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ

РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ

(Извлечение)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789; НГР:Р0205185      утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание (далее - Положение).

Пункт 8 Положения содержит перечень документов, которые иностранный гражданин (лицо без гражданства) должен представить при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание.

В п. 9 Положения перечислены документы, представляемые иностранными гражданами, имеющими право на получение разрешения на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты, помимо документов, указанных в п. 8 Положения.

Пунктом 11 Положения установлено, что названные в п. 9 Положения лица также представляют документ, подтверждающий наличие у них жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан Российской Федерации, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить им для проживания жилое помещение.

Гражданка Украины Б. (1932 года рождения), уроженка г. Перми, находящаяся на иждивении своего сына Ю., являющегося гражданином Российской Федерации и проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 11 Положения.

В заявлении указано, что п. 11 Положения не соответствует п. 3 ст. 6 и п. 9 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и нарушает право Б. - члена семьи гражданина Российской Федерации - на совместное проживание и ведение общего хозяйства с членом своей семьи. На основании оспариваемой нормы Положения органы Федеральной миграционной службы по г. Москве отказали Б. в оформлении разрешения на временное проживание в связи с отсутствием у нее жилого помещения.

В судебном заседании Б. и ее представитель Ю. просили признать недействующим п. 11 Положения по отношению к лицам, указанным в подл. 1 и 2 п. 3 ст. 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Ю. также пояснил суду, что Положение в оспариваемой части противоречит ст.8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку нарушает право на уважение частной и семейной жизни заявительницы, которая находится на его иждивении.

Представители Правительства Российской Федерации полагали, что п. 11 Положения не противоречит законодательству Российской Федерации и права заявительницы не нарушает. При этом в поступивших в суд письменных возражениях Правительства Российской Федерации относительно требования заявительницы указано, что ни законом, ни Положением не предусмотрено в качестве основания для отказа иностранному гражданину в выдаче разрешения на временное проживание отсутствие у него документов, установленных п. 11 Положения.

Верховный Суд РФ, рассмотрев 29 ноября 2006 г. дело по первой инстанции, заявление Б. удовлетворил по следующим основаниям.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации и отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г.

N 115-ФЗ; НГР:Р0203854 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон).

В соответствии с подп. 1, 2 п. 3 ст. 6 Закона иностранному гражданину, родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации, либо признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации, разрешение на временное проживание в Российской Федерации может быть выдано без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты.

Согласно п. 4 названной статьи территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

Перечень оснований отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание приведен в ст. 7 Закона и является исчерпывающим.

Следовательно, иностранному гражданину, имеющему право на получение разрешения на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты, может быть отказано в выдаче этого разрешения лишь при наличии оснований, предусмотренных данной нормой Закона.

Указанная статья Закона не содержит такого основания для отказа в выдаче разрешения на временное проживание как непредставление иностранным гражданином документа, подтверждающего наличие у него жилого помещения на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан Российской Федерации, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить ему для проживания жилое помещение.

В силу п. 9 ст. 7 Закона разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из приведенной нормы следует, что до истечения трех лет со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию отсутствие у него жилого помещения по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, не является основанием для отказа в выдаче разрешения на временное проживание.

Возложение же на иностранного гражданина обязанности по представлению документов, перечисленных в п. 11 Положения, фактически расширяет установленный Законом перечень оснований отказа в выдаче разрешения на временное проживание, что Правительство Российской Федерации в рамках делегированных ему федеральным законодателем полномочий делать не вправе.

Согласно п. 8 ст. 6 Закона Правительство Российской Федерации уполномочено утверждать порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, а не устанавливать основания для отказа в выдаче разрешения на временное проживание.

Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, не может устанавливаться Правительством Российской Федерации произвольно, а должен определяться необходимостью подтверждения юридически значимых обстоятельств, указанных в п. 3 ст. 6 Закона. В противном случае право иностранного гражданина на получение разрешения на временное проживание без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, не будет реализовано.

Довод представителей Правительства Российской Федерации о том, что необходимость представления иностранным гражданином документов, названных в п. 11 Положения, следует из содержания п. 2 ст. 11 Закона, является необоснованным.

В соответствии с указанной нормой Закона временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.

Как следует из приведенной нормы, она касается временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, которыми согласно ст. 2 Закона являются лица, получившие разрешение на временное проживание.

Таким образом, на лиц, впервые обращающихся с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, предписания п. 2 ст. 11 Закона не распространяются.

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Верховный Суд РФ заявление Б. удовлетворил: признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 11 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789; НГР:Р0205185, в части, возлагающей на иностранного гражданина, родившегося на территории РСФСР и состоявшего в прошлом в гражданстве СССР или родившегося на территории Российской Федерации либо признанного нетрудоспособным и имеющего дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации, обязанность представлять в орган внутренних дел одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание документ, подтверждающий наличие у данного гражданина жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан Российской Федерации, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить ему для проживания жилое помещение.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 29 марта 2007 г. решение суда оставила без изменения.

[введено: 22.05.2008 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 17.06.2008 редактор НЦПИ - Аксенов С.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 4 от 01.04.2008 Стр. 11
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.050.000 Население, 010.050.020 Иностранные граждане и лица без гражданства. Политическое убежище (см. также 030.150.020, 030.150.180, 040.090.000, 180.040.060, 180.050.050, 180.080.090, 200.050.020)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать