Основная информация

Дата опубликования: 30 июня 2010г.
Номер документа: В201004085
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201004085

В201004085

В1004085

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

30.06.2010 N ГКПИ10-459

[О признании частично недействующим пункта 8 Порядка

предоставления сведений, содержащихся в федеральном

регистре нормативных правовых актов субъектов Российской

Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции

Российской федерации от 20 декабря 2005 г. N 244]

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н. о признании недействующим пункта 8 Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской федерации от 20 декабря 2005 г. N 244; НГР:В0503239, установил:

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 244; НГР:В0503239 утвержден Порядок предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - Порядок).

Нормативный правовой акт прошел государственную регистрацию 26 декабря 2005 г., регистрационный номер 7318 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" 16 января 2006 г., N 3.

В соответствии с пунктом 8 Порядка дополнительные сведения федерального регистра через официальный интернет-сайт Министерства юстиции Российской Федерации предоставляются заявителям на основании мотивированного письменного запроса о предоставлении дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре.

Гражданка Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 8 Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Как указывает заявитель, пункт 8 Порядка устанавливает ограничения на доступ пользователей к размещенным на сайте Минюста России дополнительным сведениям, что не соответствует требованиям части 5 статьи 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пункту 3 статьи 8, части 4 статьи 10 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и нарушает права граждан на доступ к информации.

В суде Н. поддержала заявленные требования.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил в суде, что Минюстом России подготовлены изменения в пункт 8 Порядка, в части, предусматривающей предоставление дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре, на основании мотивированного письменного запроса.

Выслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.

Порядок определяет общие принципы организации работы по предоставлению сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, состав таких сведений и условия доступа к ним органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Сведения, содержащиеся в федеральном регистре, предоставляются в документальном и электронном виде, а также через официальный интернет-сайт Министерства юстиции Российской Федерации.

Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ; НГР:Р0602245 под информацией понимает сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Право на доступ к информации предполагает, что граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ; НГР:Р0900282 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", который в статье 8 предусматривает право пользователей информации получать достоверную информацию и не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.

Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления либо поступившая в указанные органы и организации (статья 1).

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (часть 5 статьи 8).

Таким образом, законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации представляет пользователям информации право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен. Оспариваемые положения пункта 8 Порядка в нарушение действующего законодательства в качестве условия предоставления дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре, предусматривают подачу заявителем мотивированного письменного запроса.

Доводы заявителя о том, что пункт 8 Порядка устанавливает ограничения доступа к размещаемой на сайте федерального органа исполнительной власти (Минюста России) информации в виде необходимости направления запроса для получения доступа к дополнительным сведениям из федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и последующей регистрации пользователя, являются несостоятельными.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ; НГР:Р0900282 в статье 10, регулируя организацию доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, предусматривает, что государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Из содержания данной нормы следует, что законодатель не исключает возможность направления пользователями запроса для получения доступа к информации о деятельности государственных органов, размещаемой в сети Интернет.

Часть 4 названной статьи носит отсылочный характер, предусматривая, что требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. N 904; НГР:Р0004532 утверждено Положение о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в соответствии с которым Министерство юстиции Российской Федерации определяет порядок предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре.

Положения пункта 8 оспариваемого нормативного правового акта, предусматривающие предоставление дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре, на основании запроса, относятся к порядку предоставления сведений, содержащихся в федеральном реестре, и не являются требованиями к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами.

Ссылки заявителя о противоречии пункта 8 Порядка, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 470; НГР:В0906315, Требованиям к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. По делам об оспаривании нормативных правовых актов суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

В силу части второй статьи 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Оспариваемый нормативный правовой акт вошел в противоречие с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который вступил в силу с 9 августа 2006 г., поэтому положения пункт 8 Порядка, предусматривающие направление мотивированного запроса, подлежат признанию недействующими с указанной выше даты.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Н. удовлетворить частично:

признать недействующим с 9 августа 2006 г. пункт 8 Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 244; НГР:В0503239, в части, предусматривающей предоставление дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре, на основании мотивированного письменного запроса. В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

[отформатировано: 30.09.2010 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 120.000.000 Информация и информатизация, 120.030.000 Информационные ресурсы. Пользование информационными ресурсами, 120.030.080 Предоставление информации. Информационные услуги (см. также 080.120.070, 110.010.050), 190.000.000 Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат, 190.020.000 Органы юстиции, 190.020.050 Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (см. также 010.140.020)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать