Основная информация

Дата опубликования: 30 августа 1998г.
Номер документа: В199804665
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В199804665

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

30.08.98 N ГКПИ 98-358

[Заявление о признании недействительным ч. 3 п. 2

"Положения о порядке предоставления льгот

реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими

от политических репрессий", утвержденного Постановлением

Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 926,

оставлено без удовлетворения]

Верховный Суд Российской Федерации в лице

судьи Верховного Суда Горохова Б.А.,

при секретаре Шаховой Т.В.,

с участием прокурора Харланова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 августа 1998 г. гражданское дело по заявлению Идикова Камиля Измудиновича о признании недействительным ч.3 п.2 "Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 926 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 988),

По-видимому, в  тексте  настоящего  абзаца   допущена   опечатка.

Название вышеупомянутого Положения следует читать как "Положение о

порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или

вышедшего   иным   путем  из  владения  в  связи  с  политическими

репрессиями  имущества,  возмещения  его  стоимости  или   выплаты

денежной компенсации"

заслушав объяснения представителей Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий Новикова А.С. (доверенность N А 13-3-192 от 4.08.98 г.), Министерства внутренних дел Российской Федерации Кузнецова А.А. (доверенность от 10.06.98 г.) и Министерства финансов Российской Федерации Миронченко С.И. (доверенность от 9.12.97 г. N 19-17/1278), заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Харланова А.В., полгавшего заявление Идикова К.И. оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации установил:

Идиков К.И. обратился в суд с заявлением о признании недействительным ч. 3 п. 2 "Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 926 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 988), ссылаясь на то, что в этом пункте Постановления незаконно ограничен круг наследников реабилитированных жертв политических репрессий, имеющих право на возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплату денежной компенсации. Данная норма исключает возможность возврата конфискованного имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации внукам реабилитированного лица, что, по мнению заявителя, противоречит Конституции Российской Федерации и гражданскому законодательству.

Заявитель Идиков К.И. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд не явился, представив письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий заявление Идикова К.И. признал частично обоснованным, полагая, что в соответствии с ч.4 ст.532 Гражданского Кодекса РСФСР внуки наследодателя признаются наследниками первой очереди в случае смерти их родителей, являвшихся наследниками по закону первой очереди, до смерти наследодателя, в связи с чем в соответствии со ст.16-1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" в этом случае они имеют право на возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплату денежной компенсации. В тех же случаях, когда смерть реабилитированного лица наступила ранее смерти его наследников по закону первой очереди, внуки наследодателя права на возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплату денежной компенсации не имеют.

Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации жалобу Идикова К. И. находят необоснованной и просят оставить ее без удовлетворения.

Проверив материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления Идикова К.И.

В соответствии со ст.19 "Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью", принятой на 96 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г., в Российской Федерации в законодательном порядке установлены нормы, предусматривающие средства защиты для жертв злоупотребления властью, в частности, право на реституцию и/или компенсацию причиненного вреда, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав.

Названной Декларацией установлено, что при невозможности предоставления непосредственными причинителями вреда жертвам или их иждивенцам справедливой реституции, которая должна включать возврат собственности или выплату за причиненный вред или ущерб, возмещение расходов, понесенных в результате виктимизации, предоставление услуг и восстановление в правах, государствам следует принимать меры к предоставлению финансовой компенсации:

а) жертвам, которые в результате тяжких преступлений получили значительные телесные повреждения, или существенно подорвали свое физическое или психическое здоровье;

b) семьям, в частности, иждивенцам лиц, которые умерли или стали физически или психически недееспособными в результате такой виктимизации (ст.ст.12, 19).

Таким образом, примерный круг лиц, которым должен возмещаться вред, причиненный преступлениям и злоупотреблением властью, определен международно-правовым актом, подлежащим применению в Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 15 и частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации.

Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", принятого с целью реабилитации всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановления их в гражданских правах, устранения иных последствий произвола и обеспечения посильной в настоящее время компенсации материального и морального вреда, предусмотрены меры по восстановлению реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, по предоставлению им льгот и по выплате компенсаций.

В ст.16-1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" регулируется порядок возврата реабилитированным лицам конфискованного и вышедшего иным путем из их владения в связи с репрессиями имущества, либо возмещения его стоимости, либо выплаты денежной компенсации. Здесь же предусмотрено, что в случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди.

Этим Федеральным законом регулируются не наследственные правоотношения, а отношения, вытекающие из причинения вреда жизни, здоровью или имуществу лиц, пострадавших от политических репрессий, и определен круг лиц, имеющих право на возмещение этого вреда. На момент смерти реабилитированного лица наследство в виде конфискованного при применении репрессии имущества, применительно к обстоятельствам настоящего дела, открыться не могло, поскольку наследодатель реально не обладал этим конфискованным имуществом ко дню смерти. Право на возврат конфискованного имущества у реабилитированных лиц возникло лишь с принятием Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". Круг лиц, имеющих право на возврат конфискованного имущества или получение компенсации вместо реабилитированного после его смерти, ограничен законодателем, исходя их реальной возможности государства за счет средств бюджета выплатить компенсацию непосредственно пострадавшим от политических репрессий лицам и их ближайшим родственникам, которые, как правило, являлись членами семьи или иждивенцами реабилитированного. Внуки реабилитированных в число лиц, имеющих право на возврат конфискованного имущества или получение денежной компенсации, законодателем не включены, поскольку не являются наследниками реабилитированного лица первой очереди.

Наследники первой очереди перечислены в ч.1 ст.532 Гражданского Кодекса РСФСР. Ими являются дети (в том числе усыновленные), супруг и родители умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.

В ч.4 ст.532 определен порядок наследования внуков наследодателя, которые отнесены к особой группе наследников, призываемых к наследованию "по праву представления", то есть вместо того из их родителей, который был бы наследником, но умер до открытия наследства. Собственного права наследовать имущество наследодателя в первую очередь внуки не имеют и формально в числе наследников первой очереди не названы.

Исходя из формального и логического толкования ч., ч.1 и 4 ст.532 Гражданского Кодекса РСФСР, ст.16-1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", суд приходит в выводу о том, что внуки реабилитированных не включены в определенный Законом круг лиц, имеющих право на возмещения вреда, причиненного утратой имущества жертв политических репрессий.

Часть 3 пункта 2 "Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 926 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 988), в которой указано на то, что в случае смерти реабилитированного лица возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производится его наследникам по закону первой очереди в равных долях, и перечислены наследники первой очереди - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти, полностью соответствует ч.1 ст.532 Гражданского Кодекса РСФСР и ст.16-1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". Оснований для признания ее незаконной нет.

Руководствуясь ст.ст.191-197, 231-232, 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации, решил:

заявление Идикова Камиля Измудиновича о признании недействительным часть 3 и пункта 2 "Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 926 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 988), оставить без удовлетворения.

Решение суда обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.

[отформатировано 07.05.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.070.000 Пособия. Компенсационные выплаты (см. также 200.160.030), 070.070.020 Компенсационные и иные социальные выплаты

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать