Основная информация

Дата опубликования: 30 декабря 2002г.
Номер документа: В200204718
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0204718

В200204718

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.03.2003, N 3, СТР. 114, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

30.12.2002 N 9132/02

[Об отказе в удовлетворении заявления Саратовскому

региональному отделению Общероссийской общественной

организации инвалидов - Российской ассоциации незрячих

студентов и специалистов]

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Финогенова В.И., судей Андреева Е.И., Чистякова А.И. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Саратовского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов - Российской ассоциации незрячих студентов и специалистов о признании недействующими:

1) раздела "Особенности заполнения графы 3 расчета по авансовым платежам организациями, применяющими налоговые льготы в соответствии со статьей 239 Кодекса" (приложение N 2 к Приказу МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49; НГР:В0200234 "Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу (далее - ЕСН) и порядка ее заполнения");

2) абзаца второго раздела "Порядок заполнения раздела 1 "Расчет по авансовым платежам по страховым взносам" (приложение N 2 к Приказу МНС России от 28.03.2002 N БГ-3-05/153; НГР:В0200716 "Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и порядка ее заполнения").

В заседании приняли участие:

от заявителя:

Филатов В.В. - исполнительный директор Саратовского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов - Российской ассоциации незрячих студентов и специалистов; Портнягин А.П. - представитель по доверенности;

от заинтересованных лиц:

МНС России - Савина Т.А. - главный специалист отдела методологии налогообложения юридических лиц Департамента единого социального налога; Тиманова О.Н. - начальник отдела методологии декларирования уплаты единого социального налога Департамента единого социального налога; Брандт Л.А. - советник отдела судебно-правовой работы Юридического департамента;

Пенсионного фонда Российской Федерации - Бодунов А.В. - главный специалист отдела судебно-арбитражной практики Правового департамента; Черкасов А.А. - заместитель начальника отдела правовой экспертизы Главного правового управления.

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Лукьяненко Ю.В.

Суд установил, что Саратовское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов - Российской ассоциации незрячих студентов и специалистов (далее - общественная организация инвалидов) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с вышеуказанными требованиями, сославшись на то, что содержащиеся в оспариваемых Приказах МНС России положения в части порядка заполнения расчетов по авансовым платежам по ЕСН и авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не соответствуют частям первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 (далее - Налоговый кодекс) и Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ; НГР:Р0102264 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) и подлежат признанию недействующими.

В частности, в заявлении указывается на то, что оспариваемые положения Приказов МНС России вносят изменения в пункт 1 статьи 239 и пункт 1 статьи 241 Налогового кодекса; НГР:Р0003621, а также в абзац третий статьи 2 Закона N 167-ФЗ и тем самым нарушают права общественной организации инвалидов на налоговую льготу по ЕСН, предусмотренную абзацем вторым подпункта 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса; НГР:Р0003621.

Кроме того, названные нормативные правовые акты МНС России в части введения новых форм расчетов по авансовым платежам по ЕСН и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование сокращают общественным организациям инвалидов льготу по ЕСН на 14 процентов, то есть на ту часть, которая перечисляется в Пенсионный фонд в виде страховых взносов.

В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы заявления и просили суд об его удовлетворении.

Представители МНС России возражали против удовлетворения заявления о признании недействующими оспариваемых положений Приказов, пояснив, что, издавая Приказ N БГ-3-05/49 и Приказ N БГ-3-05/153, МНС России действовало на основании полномочий и правил, установленных положениями соответственно статьи 243 Налогового кодекса; НГР:Р0003621 и статьи 24 Закона N 167-ФЗ.

Представители Пенсионного фонда Российской Федерации с предъявленными требованиями не согласились и просили об оставлении их без удовлетворения, сославшись на то, что данные нормативные правовые акты МНС России соответствуют требованиям Закона N 167-ФЗ и прав заявителя не ограничивают.

Выслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Законом N 167-ФЗ и вступлением в силу с 01.01.2002 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ; НГР:Р0102430 "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации; НГР:Р9803595 и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внесены изменения в главу 24 "Единый социальный налог". Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью ЕСН. Часть этого налога, зачислявшаяся ранее в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляется в федеральный бюджет и предназначается для выплаты базовой части трудовой пенсии.

Согласно статье 9 Закона N 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, содержащееся в заявлении общественной организации инвалидов утверждение о том, что в соответствии с Налоговым кодексом; НГР:Р9803595 организации, производящие выплаты физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в составе ЕСН и поэтому они освобождены от уплаты ЕСН, в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не основано на нормах главы 24 Налогового кодекса и Закона N 167-ФЗ.

Ссылка представителей заявителя на то, что статья 239 Налогового кодекса, предусматривающая льготу по уплате ЕСН для общественных организаций инвалидов, применима к этим организациям и по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда, является ошибочной.

Суд исходит из того, что статья 239 Налогового кодекса предоставляет льготы по ЕСН отдельным категориям налогоплательщиков, но не страхователям, обязанным в силу статьи 14 Закона N 167-ФЗ своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Специальной нормы, устанавливающей льготу по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование общественным организациям инвалидов, Закон N 167-ФЗ не содержит. Следовательно, статья 239 Налогового кодекса, устанавливающая льготы по единому социальному налогу, на правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяется.

Суд, оценивая соответствие установленных Приказами МНС России форм отчетности нормам Налогового кодекса; НГР:Р9803595 и Закона N 167-ФЗ, не усматривает оснований для вывода о том, что указанные формы, при их заполнении плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, нарушают право общественной организации инвалидов на налоговую льготу по ЕСН, предусмотренную абзацем вторым подпункта 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса.

Суд находит, что Приказы МНС России в оспариваемой части приняты в полном соответствии с требованиями Налогового кодекса и Закона N 167-ФЗ и их положения прав общественной организации инвалидов по сравнению с Налоговым кодексом; НГР:Р9803595 и Законом N 167-ФЗ не ограничивают, льгот по уплате ЕСН не лишают, а лишь регламентируют заполнение бланков установленной формы для целей контроля поступления ЕСН в федеральный бюджет и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - в бюджет Пенсионного фонда.

Безосновательным является довод представителей заявителя о том, что заполнение бланков установленной формы и сдача этой отчетности в налоговый орган незаконно влечет уплату ЕСН общественной организацией инвалидов, поскольку заполнение бланков само по себе не порождает для указанной организации обязанности по уплате ЕСН.

В соответствии со статьей 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Учитывая индивидуальную возмездную природу страховых взносов, размер получаемой пенсии зависит от общей суммы уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете, и, следовательно, при отсутствии платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работники общественной организации инвалидов не будут иметь на своих индивидуальных счетах средства на страховую и накопительную части пенсии, что приведет к нарушению государственных гарантий их пенсионного обеспечения.

Поскольку при рассмотрении дела не установлено обстоятельств, при наличии которых Приказы МНС России в оспариваемой части могут быть признаны недействующими, заявление Саратовского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов - Российской ассоциации незрячих студентов и специалистов удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 АПК РФ, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:

раздел "Особенности заполнения графы 3 расчета по авансовым платежам организациями, применяющими налоговые льготы в соответствии со статьей 239 Кодекса" (приложение N 2 к Приказу МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49; НГР:В0200234 "Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу и порядка ее заполнения") и абзац второй раздела "Порядок заполнения раздела 1 "Расчет по авансовым платежам по страховым взносам" (приложение N 2 к Приказу МНС России от 28.03.2002 N БГ-3-05/153; НГР:В0200716 "Об утверждении формы расчета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и порядка ее заполнения") признать соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации; НГР:Р9803595 и Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ; НГР:Р0102264 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В удовлетворении заявления Саратовскому региональному отделению Общероссийской общественной организации инвалидов - Российской ассоциации незрячих студентов и специалистов отказать.

Председательствующий

В.И.Финогенов

Судьи

Е.И.Андреев

А.И.Чистяков

[введено: 16.10.2003 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]

[проверено: 22.10.2003 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 3 от 01.03.2003 Стр. 114
Рубрики правового классификатора: 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.010.000 Общие положения, 070.020.000 Управление социальным обеспечением и социальным страхованием (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать