Основная информация
Дата опубликования: | 04 апреля 2014г. |
Номер документа: | RU14000201400121 |
Текущая редакция: | 6 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Саха (Якутия) |
Принявший орган: | Президент Республики Саха (Якутия) |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Указы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Утратил силу Указом Главы РС(Я) от 23.10.2020 № 1479
ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 04.04.2014 № 2557
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПОЛНОМОЧИЙ ПО ВНУТРЕННЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ФИНАНСОВОМУ КОНТРОЛЮ И КОНТРОЛЮ В СФЕРЕ ЗАКУПОК В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Указ Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788
Указ Главы РС(Я) от 30.12.2016 № 1659
Указ Главы РС(Я) от 08.06.2018 № 2652, от 31.03.2020 № 1084
Указ Главы РС(Я) от 03.07.2020 № 1300
В соответствии с частью 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республике Саха (Якутия).
2. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Жондоров В.А.), Главному контрольному управлению (Васильева М.С.) привести Положения в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Указом.
(п. 2 в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении Порядка осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю и контролю в сфере закупок.
4. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Колодезникова А.З.
(в редакции УказаГлавы РС(Я) от 03.07.2020 № 1300)
5. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
г. Якутск
4 апреля 2014 года
N 2557
Утвержден
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 4 апреля 2014 г. № 2557
Порядок осуществления министерством финансов Республики Саха (Якутия) полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республике Саха (Якутия)
(в редакции Указов Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659, от 08.06.2018 № 2652, от 31.03.2020 № 1084, от 03.07.2020 № 1300)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления Министерством финансов Республики Саха (Якутия)(далее – Министерство) полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республике Саха (Якутия)
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, ОТ 30.12.2016 № 1659)
1.1. Стандарты осуществления внутреннего государственного финансового контроля в Республике Саха (Якутия) утверждаются Министерством финансов Республики Саха (Якутия).
(в редакции Указа Главы РС(Я) ОТ 30.12.2016 № 1659)
2. Контрольная деятельность основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов и гласности.
3. Контрольная деятельность подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия). Методами и формой контроля являются камеральные и выездные проверки, ревизии, обследования. В рамках ревизий и проверок могут быть проведены встречные проверки.
4. Плановая контрольная деятельность осуществляется в соответствии с планом контрольной деятельности. План контрольной деятельности Министерства утверждается министром финансов Республики Саха (Якутия). утверждается Главой Республики Саха (Якутия).
(п. 4 в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659)
5. Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения министра (заместителя министра) финансов Республики Саха (Якутия), принятого в связи с поступлением обращений (поручений) Главы Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия), органов прокуратуры, правоохранительных органов, граждан и иных государственных органов и организаций.
Порядок принятия решения о назначении внеплановых контрольных мероприятий устанавливается административным регламентом Министерства.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 30.12.2016 № 1659)
6. Министерство осуществляет:
а) полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений;
б) внутренний государственный финансовый контроль в отношении закупок для обеспечения нужд Республики Саха (Якутия), предусмотренный частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
7. Объектами контроля являются:
а) главные распорядители (распорядители), получатели бюджетных средств Республики Саха (Якутия), главные администраторы (администраторы) доходов бюджета Республики Саха (Якутия), главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета Республики Саха (Якутия);
б) финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка из бюджета Республики Саха (Якутия)» дополнить словами «, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из бюджета Республики Саха (Якутия);
в) государственные учреждения Республики Саха (Якутия);
г) государственные унитарные предприятия Республики Саха (Якутия);
д) государственные корпорации и государственные компании;
е) хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;
ж) юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), государственных контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Республики Саха (Якутия), целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц;
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 30.12.2016 № 1659)
з) органы управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия);
и) юридические лица, получающие средства из бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
к) кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
л) государственные заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, осуществляющие действия, направленные на осуществление закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Саха (Якутия) в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе.
м) специализированные некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональные операторы).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 30.12.2016 № 1659)
7.1. Объекты контроля, их должностные лица обязаны:
а) выполнять законные требования должностных лиц, указанных в пункте 8 настоящего Порядка;
б) представлять своевременно и в полном объеме должностным лицам, указанным в пункте 8 настоящего Порядка, по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных мероприятий;
в) предоставлять должностным лицам, принимающим участие в проведении выездной проверки (ревизии), допуск в помещения и на территории, которые занимают объекты контроля;
г) обеспечивать должностных лиц, принимающих участие в проведении контрольных мероприятий, помещениями и организационной техникой, необходимыми для проведения контрольных мероприятий.
7.2. Объекты контроля, их должностные лица имеют право:
а) присутствовать при проведении контрольных действий, проводимых в рамках выездных проверок, давать объяснения по вопросам, относящимся к теме и основным вопросам, подлежащим изучению в ходе проведения контрольного мероприятия;
б) обжаловать решения и действия (бездействие) Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и его должностных лиц в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
в) представлять в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) возражения в письменной форме на акт, оформленный по результатам проверки (ревизии), в порядке, установленном настоящим Порядком.».
(7.1. и 7.2. введены Указом Главы РС(Я) от 30.12.2016 № 1659)
8. Должностными лицами Министерства, осуществляющими контрольную деятельность, являются:
министр финансов Республики Саха (Якутия), его заместители;
руководители, заместители руководителей, специалисты структурных подразделений, контролеры-ревизоры, ответственные за организацию осуществления контрольных мероприятий.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659)
9. Должностные лица, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий;
б) при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа, подписанного министром (заместителем министра) финансов Республики Саха (Якутия), посещать помещения и территории, которые занимают объекты контроля, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг, а также проводить необходимые экспертизы и другие мероприятия по контролю;
в) привлекать независимых экспертов для проведения экспертиз, необходимых при проведении контрольных мероприятий;
г) выдавать представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом о контрактной системе;
д) направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации;
е) обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Республике Саха (Якутия) а также о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659).
ж) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
(подпункт «ж» введен Указом Главы РС(Я) от 30.12.2016 № 1659)
10. Министр финансов Республики Саха (Якутия) осуществляющего функции по контролю и надзору, его заместители рассматривают дела об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.
Руководители, заместители руководителей, специалисты структурных подразделений, контролеры-ревизоры, ответственные за проведение контрольной деятельности Министерства финансов Республики Саха (Якутия) составляют протоколы об административных правонарушениях.
(в ред. Указов Главы РС(Я) от 30.12.2016 № 1659, от 03.07.2020 № 1300)
11. Должностные лица, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, обязаны:
а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в установленной сфере деятельности;
б) соблюдать требования иных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
в) проводить контрольные мероприятия в соответствии с приказом и (или) поручением руководителя (заместителя руководителя) органа внутреннего государственного финансового контроля;
г) знакомить руководителя, иное должностное лицо объекта контроля (далее - представитель объекта контроля) с копией приказа и удостоверения (поручения) на проведение выездной проверки (ревизии), с копией приказа (поручения) о приостановлении, возобновлении и продлении срока проведения проверки (ревизии), об изменении состава проверочной (ревизионной) группы, а также с результатами контрольных мероприятий (актами и заключениями);
д) при выявлении факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, направлять в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы и иные материалы, подтверждающие такой факт.
12. Запросы (требования) о представлении информации, документов и материалов, предусмотренные настоящим Порядком, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания представителю объекта контроля направляются почтовым отправлением или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем, либо вручаются под роспись.
13. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе. По камеральным проверкам устанавливаемый срок составляет не менее 3 рабочих дней.
14. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля в установленном порядке.
15. Все документы, составляемые должностными лицами Министерства, в рамках контрольного мероприятия, приобщаются к материалам контрольного мероприятия, учитываются и хранятся в соответствии с локальными правовыми актами Министерства, в том числе с применением автоматизированной информационной системы.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659)
16. В рамках выездных проверок (ревизий) или камеральных проверок могут проводиться встречные проверки. При проведении встречных проверок проводятся контрольные мероприятия в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.
17. Встречные проверки назначаются и проводятся в порядке, установленном для выездных или камеральных проверок соответственно. Срок проведения встречных проверок не может превышать 20 рабочих дней. Результаты встречной проверки оформляются актом, который прилагается к материалам выездной или камеральной проверки (ревизии) соответственно. По результатам встречной проверки меры принуждения к объекту встречной проверки не применяются.
18. Решение о проведении проверки, ревизии или обследования (за исключением случаев назначения обследования в рамках камеральных или выездных проверок (ревизий)) оформляется приказом министра (заместителя министра) финансов Республики Саха (Якутия).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659)
19. Обследования могут проводиться в рамках камеральных и выездных проверок (ревизий) в соответствии с настоящим Порядком.
20. Порядок составления и представления удостоверений (поручений) на проведение выездной проверки (ревизии) устанавливается административным регламентом Министерства.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659).
21. Сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении контрольных мероприятий, а также ответственность должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольных мероприятий, устанавливаются административными регламентами Министерства.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
II. Требования к планированию контрольной деятельности
22. План контрольной деятельности формируется на год с учетом:
состояния внутреннего финансового контроля объектов;
данных о нарушениях, выявленных органами государственного финансового контроля предыдущими контрольными мероприятиями;
степени обеспечения трудовыми, техническими, материальными и финансовыми ресурсами;
реальности сроков выполнения, определяемой с учетом всех временных затрат;
наличия резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий и других факторов;
периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия органом государственного финансового контроля (в случае, если указанный период превышает три года, данный критерий имеет наибольший вес среди критериев отбора).
В годовой план контрольной деятельности могут быть внесены изменения и дополнения.
23. Периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в отношении одного объекта контроля и одной темы контрольного мероприятия составляет не более 1 раза в год.
24. План контрольной деятельности представляет собой перечень контрольных мероприятий (проверок, ревизий, обследований).
25. План контрольной деятельности Министерства, составлется синхронизированно со Счетной палатой Республики Саха (Якутия).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659)
26. УТРАТИЛ СИЛУ – Указом Главы РС(Я) от 30.12.2016 № 1659.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
III. Требования к проведению контрольных мероприятий
27. К процедурам осуществления контрольного мероприятия относятся назначение контрольного мероприятия, составление и утверждение программы контрольного мероприятия, проведение контрольного мероприятия и реализация результатов проведения контрольного мероприятия.
28. Контрольное мероприятие проводится на основании приказа (поручения) о его назначении, в котором указываются наименование объекта контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема контрольного мероприятия, основание проведения контрольного мероприятия, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия.
29. Решение о назначении контрольного мероприятия принимается министром (заместителем министра) финансов Республики Саха (Якутия).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
30. Решение о приостановлении проведения контрольного мероприятия принимается министром (заместителем министра) финансов Республики Саха (Якутия), на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы в соответствии с настоящим Порядком. На время приостановления проведения контрольного мероприятия течение его срока прерывается.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
31. Решение о возобновлении проведения контрольного мероприятия осуществляется после устранения причин приостановления проведения контрольного мероприятия в соответствии с настоящим Порядком.
32. Решение о приостановлении (возобновлении) проведения контрольного мероприятия оформляется приказом (распоряжением) министра (заместителя министра) финансов Республики Саха (Якутия). Копия решения о приостановлении (возобновлении) проведения контрольного мероприятия в течение 3 рабочих дней направляется в адрес объекта контроля.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
33. Для проведения каждого отдельного контрольного мероприятия за исключением встречной проверки составляется программа ревизии (проверки, обследования).
34. В программе контрольного мероприятия указывается тема контрольного мероприятия, наименование объектов контроля, метод контроля (камеральная или выездная (встречная) проверка, ревизия, обследование), перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия, а также информация о привлечении экспертов (проведении экспертиз).
35. Программа контрольного мероприятия утверждается руководителем (заместителем руководителя) структурного подразделения Министерства, ответственного за организацию осуществления контрольных мероприятий.
(в редакции Указов Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659, от 03.07.2020 № 1300).
Проведение обследования
36. При проведении обследования осуществляются анализ и оценка состояния сферы деятельности объекта контроля.
37. Обследование (за исключением обследования, проводимого в рамках камеральных и выездных проверок, ревизий) проводится в порядке и сроки, установленные для выездных проверок (ревизий).
38. При проведении обследования могут проводиться исследования и экспертизы с использованием фото-, видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов, в том числе измерительных приборов.
39. По результатам проведения обследования оформляется заключение, которое подписывается должностным лицом Министерства) не позднее последнего дня срока проведения обследования. Заключение в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля в соответствии с настоящим Порядком.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
40. Заключение и иные материалы обследования подлежат рассмотрению министром (заместителем министра) финансов Республики Саха (Якутия), в течение 30 дней со дня подписания заключения.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
41. По итогам рассмотрения заключения, подготовленного по результатам проведения обследования, министр (заместитель министра) финансов Республики Саха (Якутия), может назначить проведение выездной проверки (ревизии).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
Проведение камеральной проверки
42. Камеральная проверка проводится по месту нахождения Министерства, в том числе на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по запросам Министерства, а также информации, документов и материалов, полученных в ходе встречных проверок.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
43. Камеральная проверка проводится должностным лицом, указанным в пункте 8 настоящего Порядка, в течение 30 рабочих дней со дня получения от объекта контроля информации, документов и материалов, представленных по запросу Министерства,
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
44. При проведении камеральной проверки в срок ее проведения не засчитываются периоды времени с даты отправки запроса Министерством, до даты представления информации, документов и материалов объектом проверки, а также времени, в течение которого проводится встречная проверка и (или) обследование.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
45. При проведении камеральных проверок по решению руководителя проверочной (ревизионной) группы может быть проведено обследование.
46. По результатам камеральной проверки оформляется акт, который подписывается должностным лицом, проводящим проверку, не позднее последнего дня срока проведения камеральной проверки.
47. Акт камеральной проверки в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля в соответствии с настоящим Порядком.
48. Объект контроля вправе представить письменные возражения на акт, оформленный по результатам камеральной проверки, в течение 5 рабочих дней со дня получения акта. Письменные возражения объекта контроля по акту проверки приобщаются к материалам проверки.
49. Материалы камеральной проверки подлежат рассмотрению министром (заместителем министра) финансов Республики Саха (Якутия),) в течение 30 дней со дня подписания акта.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
50. По результатам рассмотрения акта и иных материалов камеральной проверки министр (заместитель министра) финансов Республики Саха (Якутия),) принимают решение:
а) о применении мер принуждения, к которым в целях настоящего Порядка относятся представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
б) об отсутствии оснований для применения мер принуждения;
в) о проведении выездной проверки (ревизии).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
Проведение выездной проверки (ревизии)
51. Выездная проверка (ревизия) проводится по месту нахождения объекта контроля.
52. Срок проведения выездной проверки (ревизии) Министерством, составляет не более 40 рабочих дней.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
53. Министр (заместитель министра) финансов Республики Саха (Якутия), могут продлить срок проведения выездной проверки (ревизии) не более чем на 20 рабочих дней на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
54. По фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объектов контроля информации, документов и материалов, запрошенных при проведении выездной проверки (ревизии), руководитель проверочной (ревизионной) группы составляет акт.
55. В случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий руководитель проверочной (ревизионной) группы изымает необходимые документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, оставляет акт изъятия и копии или опись изъятых документов в соответствующих делах, а в случае обнаружения данных, указывающих на признаки состава преступления, опечатывает кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы.
56. Министр (заместитель министра) финансов Республики Саха (Якутия), на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы может назначить:
а) проведение обследования;
б) проведение встречной проверки.
Лица и организации, в отношении которых проводится встречная проверка, обязаны представить по запросу (требованию, оформленному в письменном виде) должностных лиц, входящих в состав проверочной (ревизионной) группы, информацию, документы и материалы, относящиеся к тематике выездной проверки (ревизии).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
57. По результатам обследования оформляется заключение, которое прилагается к материалам выездной проверки (ревизии).
58. В ходе выездной проверки (ревизии) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению деятельности объекта контроля. Контрольные действия по документальному изучению проводятся в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта контроля, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля и осуществления других действий по контролю. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю.
59. Проведение выездной проверки (ревизии) может быть приостановлено министром (заместителем министра) финансов Республики Саха (Якутия), на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы:
а) на период проведения встречной проверки и (или) обследования;
б) при отсутствии или неудовлетворительном состоянии бухгалтерского (бюджетного) учета у объекта контроля на период восстановления объектом контроля документов, необходимых для проведения выездной проверки (ревизии), а также приведения объектом контроля в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
в) на период организации и проведения экспертиз;
г) на период исполнения запросов, направленных в компетентные государственные органы;
д) в случае непредставления объектом контроля информации, документов и материалов и (или) представления неполного комплекта истребуемых информации, документов и материалов и (или) воспрепятствования проведению контрольного мероприятия и (или) уклонения от проведения контрольного мероприятия;
е) при необходимости обследования имущества и (или) документов, находящихся не по месту нахождения объекта контроля.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
ж) при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки (ревизии) по причинам, независящим от проверочной (ревизионной) группы.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 30.12.2016 № 1659)
60. На время приостановления проведения выездной проверки (ревизии) течение ее срока прерывается.
61. Министр (заместитель министра) финансов Республики Саха (Якутия), принявший решение о приостановлении проведения выездной проверки (ревизии), в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения:
а) письменно извещает объект контроля о приостановлении проведения проверки и о причинах приостановления;
б) может принять меры по устранению препятствий в проведении выездной проверки (ревизии), предусмотренные законодательством Российской Федерации и способствующие возобновлению проведения выездной проверки (ревизии).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
62. Министр (заместитель министра) финансов Республики Саха (Якутия), в течение 3 рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления выездной проверки (ревизии):
а) принимает решение о возобновлении проведения выездной проверки (ревизии);
б) информирует о возобновлении проведения выездной проверки (ревизии) объект контроля.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
63. После окончания контрольных действий, предусмотренных пунктом 58 настоящего Порядка, руководитель проверочной (ревизионной) группы подписывает справку о завершении контрольных действий и вручает представителю объекта контроля не позднее последнего дня срока проведения выездной проверки.
64. По результатам выездной проверки (ревизии) оформляется акт, который подписывается в течение 15 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем подписания справки о завершении контрольных действий.
65. К акту выездной проверки (ревизии) (кроме акта встречной проверки и заключения, подготовленного по результатам проведения обследования) прилагаются предметы и документы, результаты экспертиз (исследований), фото-, видео- и аудиоматериалы, полученные в ходе проведения контрольных мероприятий.
66. Акт выездной проверки (ревизии) в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля в соответствии с настоящим Порядком.
67. Объект контроля вправе представить письменные возражения на акт выездной проверки (ревизии) в течение 5 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения объекта контроля прилагаются к материалам выездной проверки (ревизии).
68. Акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению министром (заместителем министра) финансов Республики Саха (Якутия), в течение 30 дней со дня подписания акта.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659).
69. По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) министр (заместитель министра) финансов Республики Саха (Якутия), принимают решение:
а) о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
б) об отсутствии оснований для направления предписания, представления и уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
в) о назначении внеплановой выездной (камеральной) проверки (ревизии), в том числе при представлении объектом контроля письменных возражений, а также представлении объектом контроля дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659).
Реализация результатов проведения контрольных мероприятий
70. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю Министерство, направляет:
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 03.07.2020 № 1300)
а) представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений;
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 03.07.2020 № 1300)
б) предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) о возмещении ущерба, причиненного такими нарушениями Республике Саха (Якутия);
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 03.07.2020 № 1300)
в) уведомления о применении мер принуждения.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 03.07.2020 № 1300)
71. При осуществлении внутреннего государственного финансового контроля в отношении закупок для обеспечения государственных нужд Министерство, направляет предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Указанные нарушения подлежат устранению в срок, установленный в предписании.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
72. При установлении по результатам проведения контрольного мероприятия нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации структурным подразделением Министерства, ответственным за организацию осуществления контрольных мероприятий составляется уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения и направляется министру (заместителю министра) финансов Республики Саха (Якутия)»;в определенный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок и содержит описание совершенного бюджетного нарушения.
-утратил силу
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
73. Исполнение решения о применении бюджетных мер принуждения осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Республики Саха (Якутия).
74. При выявлении Министерством, бюджетного нарушения представления и предписания в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения вручаются (направляются) представителю объекта контроля в соответствии с настоящим Порядком.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
75. Отмена представлений и предписаний Министерства, осуществляется в судебном порядке.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
76. В случае неисполнения предписаний о возмещении причиненного Республике Саха (Якутия) ущерба Министерство, обращается в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба, защищает интересы Республики Саха (Якутия) по этому иску в суде.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 03.07.2020 № 1300)
Уполномоченным органом для обращения в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Республике Саха (Якутия) нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов по материалам контрольных мероприятий Министерства, является Министерство финансов Республики Саха (Якутия).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 03.07.2020 № 1300)
Уполномоченным органом для обращения в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Республике Саха (Якутия) нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения по материалам контрольных мероприятий ГКУ РС(Я), является ГКУ Республики Саха (Якутия).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
77. Министерство финансов Республики Саха (Якутия), осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 03.07.2020 № 1300)
78. В случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого государственного органа (должностного лица), такие материалы направляются соответствующим государственным органам для рассмотрения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
79. Информация о принятых мерах по устранению выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений бюджетного и иного законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) объектом контроля представляется в Министерство, не позднее одного месяца с момента получения представления и (или) предписания, если не оговорены другие сроки в предписании и (или) представлении.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
80. Результаты проведения контрольных мероприятий размещаются на официальных сайтах Министерства, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
IV. Требования к составлению и представлению
отчетности о результатах проведения контрольных мероприятий
81. Формы и порядок отчетности утверждается министром финансов РС(Я).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
82. Министерство направляет ежеквартальную отчетность по контрольно-ревизионной работе Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), по итогам года – Главе Республики Саха (Якутия) и Председателю Правительства РС(Я).
(п. 82 в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
83. –УТРАТИЛ СИЛУ – Указ Главы РС(Я) от 30.12.2016 № 1659.
Утратил силу Указом Главы РС(Я) от 23.10.2020 № 1479
ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 04.04.2014 № 2557
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПОЛНОМОЧИЙ ПО ВНУТРЕННЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ФИНАНСОВОМУ КОНТРОЛЮ И КОНТРОЛЮ В СФЕРЕ ЗАКУПОК В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Указ Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788
Указ Главы РС(Я) от 30.12.2016 № 1659
Указ Главы РС(Я) от 08.06.2018 № 2652, от 31.03.2020 № 1084
Указ Главы РС(Я) от 03.07.2020 № 1300
В соответствии с частью 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республике Саха (Якутия).
2. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Жондоров В.А.), Главному контрольному управлению (Васильева М.С.) привести Положения в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Указом.
(п. 2 в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении Порядка осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю и контролю в сфере закупок.
4. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Колодезникова А.З.
(в редакции УказаГлавы РС(Я) от 03.07.2020 № 1300)
5. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
г. Якутск
4 апреля 2014 года
N 2557
Утвержден
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 4 апреля 2014 г. № 2557
Порядок осуществления министерством финансов Республики Саха (Якутия) полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республике Саха (Якутия)
(в редакции Указов Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659, от 08.06.2018 № 2652, от 31.03.2020 № 1084, от 03.07.2020 № 1300)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления Министерством финансов Республики Саха (Якутия)(далее – Министерство) полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республике Саха (Якутия)
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, ОТ 30.12.2016 № 1659)
1.1. Стандарты осуществления внутреннего государственного финансового контроля в Республике Саха (Якутия) утверждаются Министерством финансов Республики Саха (Якутия).
(в редакции Указа Главы РС(Я) ОТ 30.12.2016 № 1659)
2. Контрольная деятельность основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов и гласности.
3. Контрольная деятельность подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия). Методами и формой контроля являются камеральные и выездные проверки, ревизии, обследования. В рамках ревизий и проверок могут быть проведены встречные проверки.
4. Плановая контрольная деятельность осуществляется в соответствии с планом контрольной деятельности. План контрольной деятельности Министерства утверждается министром финансов Республики Саха (Якутия). утверждается Главой Республики Саха (Якутия).
(п. 4 в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659)
5. Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения министра (заместителя министра) финансов Республики Саха (Якутия), принятого в связи с поступлением обращений (поручений) Главы Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия), органов прокуратуры, правоохранительных органов, граждан и иных государственных органов и организаций.
Порядок принятия решения о назначении внеплановых контрольных мероприятий устанавливается административным регламентом Министерства.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 30.12.2016 № 1659)
6. Министерство осуществляет:
а) полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений;
б) внутренний государственный финансовый контроль в отношении закупок для обеспечения нужд Республики Саха (Якутия), предусмотренный частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
7. Объектами контроля являются:
а) главные распорядители (распорядители), получатели бюджетных средств Республики Саха (Якутия), главные администраторы (администраторы) доходов бюджета Республики Саха (Якутия), главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета Республики Саха (Якутия);
б) финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка из бюджета Республики Саха (Якутия)» дополнить словами «, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из бюджета Республики Саха (Якутия);
в) государственные учреждения Республики Саха (Якутия);
г) государственные унитарные предприятия Республики Саха (Якутия);
д) государственные корпорации и государственные компании;
е) хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;
ж) юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), государственных контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Республики Саха (Якутия), целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц;
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 30.12.2016 № 1659)
з) органы управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия);
и) юридические лица, получающие средства из бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
к) кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
л) государственные заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, осуществляющие действия, направленные на осуществление закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Саха (Якутия) в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе.
м) специализированные некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональные операторы).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 30.12.2016 № 1659)
7.1. Объекты контроля, их должностные лица обязаны:
а) выполнять законные требования должностных лиц, указанных в пункте 8 настоящего Порядка;
б) представлять своевременно и в полном объеме должностным лицам, указанным в пункте 8 настоящего Порядка, по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных мероприятий;
в) предоставлять должностным лицам, принимающим участие в проведении выездной проверки (ревизии), допуск в помещения и на территории, которые занимают объекты контроля;
г) обеспечивать должностных лиц, принимающих участие в проведении контрольных мероприятий, помещениями и организационной техникой, необходимыми для проведения контрольных мероприятий.
7.2. Объекты контроля, их должностные лица имеют право:
а) присутствовать при проведении контрольных действий, проводимых в рамках выездных проверок, давать объяснения по вопросам, относящимся к теме и основным вопросам, подлежащим изучению в ходе проведения контрольного мероприятия;
б) обжаловать решения и действия (бездействие) Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и его должностных лиц в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
в) представлять в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) возражения в письменной форме на акт, оформленный по результатам проверки (ревизии), в порядке, установленном настоящим Порядком.».
(7.1. и 7.2. введены Указом Главы РС(Я) от 30.12.2016 № 1659)
8. Должностными лицами Министерства, осуществляющими контрольную деятельность, являются:
министр финансов Республики Саха (Якутия), его заместители;
руководители, заместители руководителей, специалисты структурных подразделений, контролеры-ревизоры, ответственные за организацию осуществления контрольных мероприятий.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659)
9. Должностные лица, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий;
б) при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа, подписанного министром (заместителем министра) финансов Республики Саха (Якутия), посещать помещения и территории, которые занимают объекты контроля, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг, а также проводить необходимые экспертизы и другие мероприятия по контролю;
в) привлекать независимых экспертов для проведения экспертиз, необходимых при проведении контрольных мероприятий;
г) выдавать представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом о контрактной системе;
д) направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации;
е) обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Республике Саха (Якутия) а также о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659).
ж) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
(подпункт «ж» введен Указом Главы РС(Я) от 30.12.2016 № 1659)
10. Министр финансов Республики Саха (Якутия) осуществляющего функции по контролю и надзору, его заместители рассматривают дела об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.
Руководители, заместители руководителей, специалисты структурных подразделений, контролеры-ревизоры, ответственные за проведение контрольной деятельности Министерства финансов Республики Саха (Якутия) составляют протоколы об административных правонарушениях.
(в ред. Указов Главы РС(Я) от 30.12.2016 № 1659, от 03.07.2020 № 1300)
11. Должностные лица, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, обязаны:
а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в установленной сфере деятельности;
б) соблюдать требования иных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
в) проводить контрольные мероприятия в соответствии с приказом и (или) поручением руководителя (заместителя руководителя) органа внутреннего государственного финансового контроля;
г) знакомить руководителя, иное должностное лицо объекта контроля (далее - представитель объекта контроля) с копией приказа и удостоверения (поручения) на проведение выездной проверки (ревизии), с копией приказа (поручения) о приостановлении, возобновлении и продлении срока проведения проверки (ревизии), об изменении состава проверочной (ревизионной) группы, а также с результатами контрольных мероприятий (актами и заключениями);
д) при выявлении факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, направлять в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы и иные материалы, подтверждающие такой факт.
12. Запросы (требования) о представлении информации, документов и материалов, предусмотренные настоящим Порядком, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания представителю объекта контроля направляются почтовым отправлением или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем, либо вручаются под роспись.
13. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе. По камеральным проверкам устанавливаемый срок составляет не менее 3 рабочих дней.
14. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля в установленном порядке.
15. Все документы, составляемые должностными лицами Министерства, в рамках контрольного мероприятия, приобщаются к материалам контрольного мероприятия, учитываются и хранятся в соответствии с локальными правовыми актами Министерства, в том числе с применением автоматизированной информационной системы.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659)
16. В рамках выездных проверок (ревизий) или камеральных проверок могут проводиться встречные проверки. При проведении встречных проверок проводятся контрольные мероприятия в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.
17. Встречные проверки назначаются и проводятся в порядке, установленном для выездных или камеральных проверок соответственно. Срок проведения встречных проверок не может превышать 20 рабочих дней. Результаты встречной проверки оформляются актом, который прилагается к материалам выездной или камеральной проверки (ревизии) соответственно. По результатам встречной проверки меры принуждения к объекту встречной проверки не применяются.
18. Решение о проведении проверки, ревизии или обследования (за исключением случаев назначения обследования в рамках камеральных или выездных проверок (ревизий)) оформляется приказом министра (заместителя министра) финансов Республики Саха (Якутия).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659)
19. Обследования могут проводиться в рамках камеральных и выездных проверок (ревизий) в соответствии с настоящим Порядком.
20. Порядок составления и представления удостоверений (поручений) на проведение выездной проверки (ревизии) устанавливается административным регламентом Министерства.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659).
21. Сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении контрольных мероприятий, а также ответственность должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольных мероприятий, устанавливаются административными регламентами Министерства.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
II. Требования к планированию контрольной деятельности
22. План контрольной деятельности формируется на год с учетом:
состояния внутреннего финансового контроля объектов;
данных о нарушениях, выявленных органами государственного финансового контроля предыдущими контрольными мероприятиями;
степени обеспечения трудовыми, техническими, материальными и финансовыми ресурсами;
реальности сроков выполнения, определяемой с учетом всех временных затрат;
наличия резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий и других факторов;
периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия органом государственного финансового контроля (в случае, если указанный период превышает три года, данный критерий имеет наибольший вес среди критериев отбора).
В годовой план контрольной деятельности могут быть внесены изменения и дополнения.
23. Периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в отношении одного объекта контроля и одной темы контрольного мероприятия составляет не более 1 раза в год.
24. План контрольной деятельности представляет собой перечень контрольных мероприятий (проверок, ревизий, обследований).
25. План контрольной деятельности Министерства, составлется синхронизированно со Счетной палатой Республики Саха (Якутия).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659)
26. УТРАТИЛ СИЛУ – Указом Главы РС(Я) от 30.12.2016 № 1659.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
III. Требования к проведению контрольных мероприятий
27. К процедурам осуществления контрольного мероприятия относятся назначение контрольного мероприятия, составление и утверждение программы контрольного мероприятия, проведение контрольного мероприятия и реализация результатов проведения контрольного мероприятия.
28. Контрольное мероприятие проводится на основании приказа (поручения) о его назначении, в котором указываются наименование объекта контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема контрольного мероприятия, основание проведения контрольного мероприятия, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия.
29. Решение о назначении контрольного мероприятия принимается министром (заместителем министра) финансов Республики Саха (Якутия).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
30. Решение о приостановлении проведения контрольного мероприятия принимается министром (заместителем министра) финансов Республики Саха (Якутия), на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы в соответствии с настоящим Порядком. На время приостановления проведения контрольного мероприятия течение его срока прерывается.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
31. Решение о возобновлении проведения контрольного мероприятия осуществляется после устранения причин приостановления проведения контрольного мероприятия в соответствии с настоящим Порядком.
32. Решение о приостановлении (возобновлении) проведения контрольного мероприятия оформляется приказом (распоряжением) министра (заместителя министра) финансов Республики Саха (Якутия). Копия решения о приостановлении (возобновлении) проведения контрольного мероприятия в течение 3 рабочих дней направляется в адрес объекта контроля.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
33. Для проведения каждого отдельного контрольного мероприятия за исключением встречной проверки составляется программа ревизии (проверки, обследования).
34. В программе контрольного мероприятия указывается тема контрольного мероприятия, наименование объектов контроля, метод контроля (камеральная или выездная (встречная) проверка, ревизия, обследование), перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия, а также информация о привлечении экспертов (проведении экспертиз).
35. Программа контрольного мероприятия утверждается руководителем (заместителем руководителя) структурного подразделения Министерства, ответственного за организацию осуществления контрольных мероприятий.
(в редакции Указов Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659, от 03.07.2020 № 1300).
Проведение обследования
36. При проведении обследования осуществляются анализ и оценка состояния сферы деятельности объекта контроля.
37. Обследование (за исключением обследования, проводимого в рамках камеральных и выездных проверок, ревизий) проводится в порядке и сроки, установленные для выездных проверок (ревизий).
38. При проведении обследования могут проводиться исследования и экспертизы с использованием фото-, видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов, в том числе измерительных приборов.
39. По результатам проведения обследования оформляется заключение, которое подписывается должностным лицом Министерства) не позднее последнего дня срока проведения обследования. Заключение в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля в соответствии с настоящим Порядком.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
40. Заключение и иные материалы обследования подлежат рассмотрению министром (заместителем министра) финансов Республики Саха (Якутия), в течение 30 дней со дня подписания заключения.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
41. По итогам рассмотрения заключения, подготовленного по результатам проведения обследования, министр (заместитель министра) финансов Республики Саха (Якутия), может назначить проведение выездной проверки (ревизии).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
Проведение камеральной проверки
42. Камеральная проверка проводится по месту нахождения Министерства, в том числе на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по запросам Министерства, а также информации, документов и материалов, полученных в ходе встречных проверок.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
43. Камеральная проверка проводится должностным лицом, указанным в пункте 8 настоящего Порядка, в течение 30 рабочих дней со дня получения от объекта контроля информации, документов и материалов, представленных по запросу Министерства,
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
44. При проведении камеральной проверки в срок ее проведения не засчитываются периоды времени с даты отправки запроса Министерством, до даты представления информации, документов и материалов объектом проверки, а также времени, в течение которого проводится встречная проверка и (или) обследование.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
45. При проведении камеральных проверок по решению руководителя проверочной (ревизионной) группы может быть проведено обследование.
46. По результатам камеральной проверки оформляется акт, который подписывается должностным лицом, проводящим проверку, не позднее последнего дня срока проведения камеральной проверки.
47. Акт камеральной проверки в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля в соответствии с настоящим Порядком.
48. Объект контроля вправе представить письменные возражения на акт, оформленный по результатам камеральной проверки, в течение 5 рабочих дней со дня получения акта. Письменные возражения объекта контроля по акту проверки приобщаются к материалам проверки.
49. Материалы камеральной проверки подлежат рассмотрению министром (заместителем министра) финансов Республики Саха (Якутия),) в течение 30 дней со дня подписания акта.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
50. По результатам рассмотрения акта и иных материалов камеральной проверки министр (заместитель министра) финансов Республики Саха (Якутия),) принимают решение:
а) о применении мер принуждения, к которым в целях настоящего Порядка относятся представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
б) об отсутствии оснований для применения мер принуждения;
в) о проведении выездной проверки (ревизии).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
Проведение выездной проверки (ревизии)
51. Выездная проверка (ревизия) проводится по месту нахождения объекта контроля.
52. Срок проведения выездной проверки (ревизии) Министерством, составляет не более 40 рабочих дней.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
53. Министр (заместитель министра) финансов Республики Саха (Якутия), могут продлить срок проведения выездной проверки (ревизии) не более чем на 20 рабочих дней на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
54. По фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объектов контроля информации, документов и материалов, запрошенных при проведении выездной проверки (ревизии), руководитель проверочной (ревизионной) группы составляет акт.
55. В случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий руководитель проверочной (ревизионной) группы изымает необходимые документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, оставляет акт изъятия и копии или опись изъятых документов в соответствующих делах, а в случае обнаружения данных, указывающих на признаки состава преступления, опечатывает кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы.
56. Министр (заместитель министра) финансов Республики Саха (Якутия), на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы может назначить:
а) проведение обследования;
б) проведение встречной проверки.
Лица и организации, в отношении которых проводится встречная проверка, обязаны представить по запросу (требованию, оформленному в письменном виде) должностных лиц, входящих в состав проверочной (ревизионной) группы, информацию, документы и материалы, относящиеся к тематике выездной проверки (ревизии).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
57. По результатам обследования оформляется заключение, которое прилагается к материалам выездной проверки (ревизии).
58. В ходе выездной проверки (ревизии) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению деятельности объекта контроля. Контрольные действия по документальному изучению проводятся в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта контроля, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля и осуществления других действий по контролю. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю.
59. Проведение выездной проверки (ревизии) может быть приостановлено министром (заместителем министра) финансов Республики Саха (Якутия), на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы:
а) на период проведения встречной проверки и (или) обследования;
б) при отсутствии или неудовлетворительном состоянии бухгалтерского (бюджетного) учета у объекта контроля на период восстановления объектом контроля документов, необходимых для проведения выездной проверки (ревизии), а также приведения объектом контроля в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
в) на период организации и проведения экспертиз;
г) на период исполнения запросов, направленных в компетентные государственные органы;
д) в случае непредставления объектом контроля информации, документов и материалов и (или) представления неполного комплекта истребуемых информации, документов и материалов и (или) воспрепятствования проведению контрольного мероприятия и (или) уклонения от проведения контрольного мероприятия;
е) при необходимости обследования имущества и (или) документов, находящихся не по месту нахождения объекта контроля.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
ж) при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки (ревизии) по причинам, независящим от проверочной (ревизионной) группы.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 30.12.2016 № 1659)
60. На время приостановления проведения выездной проверки (ревизии) течение ее срока прерывается.
61. Министр (заместитель министра) финансов Республики Саха (Якутия), принявший решение о приостановлении проведения выездной проверки (ревизии), в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения:
а) письменно извещает объект контроля о приостановлении проведения проверки и о причинах приостановления;
б) может принять меры по устранению препятствий в проведении выездной проверки (ревизии), предусмотренные законодательством Российской Федерации и способствующие возобновлению проведения выездной проверки (ревизии).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
62. Министр (заместитель министра) финансов Республики Саха (Якутия), в течение 3 рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления выездной проверки (ревизии):
а) принимает решение о возобновлении проведения выездной проверки (ревизии);
б) информирует о возобновлении проведения выездной проверки (ревизии) объект контроля.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
63. После окончания контрольных действий, предусмотренных пунктом 58 настоящего Порядка, руководитель проверочной (ревизионной) группы подписывает справку о завершении контрольных действий и вручает представителю объекта контроля не позднее последнего дня срока проведения выездной проверки.
64. По результатам выездной проверки (ревизии) оформляется акт, который подписывается в течение 15 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем подписания справки о завершении контрольных действий.
65. К акту выездной проверки (ревизии) (кроме акта встречной проверки и заключения, подготовленного по результатам проведения обследования) прилагаются предметы и документы, результаты экспертиз (исследований), фото-, видео- и аудиоматериалы, полученные в ходе проведения контрольных мероприятий.
66. Акт выездной проверки (ревизии) в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля в соответствии с настоящим Порядком.
67. Объект контроля вправе представить письменные возражения на акт выездной проверки (ревизии) в течение 5 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения объекта контроля прилагаются к материалам выездной проверки (ревизии).
68. Акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению министром (заместителем министра) финансов Республики Саха (Якутия), в течение 30 дней со дня подписания акта.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659).
69. По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) министр (заместитель министра) финансов Республики Саха (Якутия), принимают решение:
а) о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
б) об отсутствии оснований для направления предписания, представления и уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
в) о назначении внеплановой выездной (камеральной) проверки (ревизии), в том числе при представлении объектом контроля письменных возражений, а также представлении объектом контроля дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 30.12.2016 № 1659).
Реализация результатов проведения контрольных мероприятий
70. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю Министерство, направляет:
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 03.07.2020 № 1300)
а) представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений;
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 03.07.2020 № 1300)
б) предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) о возмещении ущерба, причиненного такими нарушениями Республике Саха (Якутия);
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 03.07.2020 № 1300)
в) уведомления о применении мер принуждения.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788, от 03.07.2020 № 1300)
71. При осуществлении внутреннего государственного финансового контроля в отношении закупок для обеспечения государственных нужд Министерство, направляет предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Указанные нарушения подлежат устранению в срок, установленный в предписании.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
72. При установлении по результатам проведения контрольного мероприятия нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации структурным подразделением Министерства, ответственным за организацию осуществления контрольных мероприятий составляется уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения и направляется министру (заместителю министра) финансов Республики Саха (Якутия)»;в определенный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок и содержит описание совершенного бюджетного нарушения.
-утратил силу
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
73. Исполнение решения о применении бюджетных мер принуждения осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Республики Саха (Якутия).
74. При выявлении Министерством, бюджетного нарушения представления и предписания в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения вручаются (направляются) представителю объекта контроля в соответствии с настоящим Порядком.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
75. Отмена представлений и предписаний Министерства, осуществляется в судебном порядке.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
76. В случае неисполнения предписаний о возмещении причиненного Республике Саха (Якутия) ущерба Министерство, обращается в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба, защищает интересы Республики Саха (Якутия) по этому иску в суде.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 03.07.2020 № 1300)
Уполномоченным органом для обращения в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Республике Саха (Якутия) нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов по материалам контрольных мероприятий Министерства, является Министерство финансов Республики Саха (Якутия).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 03.07.2020 № 1300)
Уполномоченным органом для обращения в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Республике Саха (Якутия) нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения по материалам контрольных мероприятий ГКУ РС(Я), является ГКУ Республики Саха (Якутия).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
77. Министерство финансов Республики Саха (Якутия), осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 03.07.2020 № 1300)
78. В случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого государственного органа (должностного лица), такие материалы направляются соответствующим государственным органам для рассмотрения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
79. Информация о принятых мерах по устранению выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений бюджетного и иного законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) объектом контроля представляется в Министерство, не позднее одного месяца с момента получения представления и (или) предписания, если не оговорены другие сроки в предписании и (или) представлении.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
80. Результаты проведения контрольных мероприятий размещаются на официальных сайтах Министерства, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
IV. Требования к составлению и представлению
отчетности о результатах проведения контрольных мероприятий
81. Формы и порядок отчетности утверждается министром финансов РС(Я).
(в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
82. Министерство направляет ежеквартальную отчетность по контрольно-ревизионной работе Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), по итогам года – Главе Республики Саха (Якутия) и Председателю Правительства РС(Я).
(п. 82 в редакции Указа Главы РС(Я) от 17.07.2014 № 2788)
83. –УТРАТИЛ СИЛУ – Указ Главы РС(Я) от 30.12.2016 № 1659.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Якутские ведомости № 24(1424) от 09.04.2014 7 |
Рубрики правового классификатора: | 080.060.070 Государственный финансовый контроль (см. также 010.110.030, 020.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: