Основная информация

Дата опубликования: 05 августа 2016г.
Номер документа: RU36000201600877
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Воронежская область
Принявший орган: Губернатор Воронежской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Указы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

л

ГУБЕРНАТОР ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 5 августа 2016 г. N 272-у

О СТРАТЕГИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ И ЗАЩИТЫ

ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА 2016 - 2025 ГОДЫ

В целях улучшения качества жизни населения и социальной справедливости, достижения системности и эффективности государственных механизмов реализации и защиты конституционных прав и свобод человека, укрепляющих доверие к государственной власти, создания условий, обеспечивающих гражданам и их объединениям возможность реализации своих прав, достижения высокого уровня индекса человеческого развития, активизации институтов гражданского общества на территории Воронежской области постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека на 2016 - 2025 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего указа оставляю за собой.

Губернатор Воронежской области

А.В.ГОРДЕЕВ

Утверждена

указом

губернатора Воронежской области

от 05.08.2016 N 272-у

СТРАТЕГИЯ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ

И ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА 2016 - 2025 ГОДЫ

1. Общие положения

1.1. Цели и задачи Стратегии

Стратегия Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека на 2016 - 2025 годы (далее - Стратегия) определяет цели и приоритетные направления дальнейшего совершенствования реализации конституционных прав и свобод человека и механизмов их защиты с учетом перспективы развития Воронежской области, а также способы достижения этих целей.

Стратегия направлена на обеспечение более полной реализации норм Конституции Российской Федерации и Устава Воронежской области, относящихся к правам и свободам человека и гражданина (далее - ПЧ).

Цели Стратегии:

- повышение качества жизни населения и уровня социальной справедливости;

- достижение системности и эффективности государственных механизмов реализации и защиты конституционных прав и свобод человека, укрепляющих доверие к государственной власти;

- создание условий, обеспечивающих гражданам и их объединениям возможность реализации своих прав;

- достижение высокого уровня индекса человеческого развития;

- активизация институтов гражданского общества, участвующих в правозащитной деятельности на территории Воронежской области.

Приоритетные направления совершенствования реализации ПЧ и механизмов их защиты:

- совершенствование механизмов восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина;

- нормативное закрепление и контроль выполнения государственными органами конституционного принципа приоритета прав и свобод человека как высшей ценности;

- повышение эффективности работы исполнительных органов государственной власти Воронежской области (далее - ИОГВ) и органов местного самоуправления Воронежской области (далее - ОМСУ) в интересах граждан;

- повышение прозрачности деятельности ИОГВ и ОМСУ для общества;

- гармонизация отношений государственных и общественных институтов;

- развитие системы общественного контроля;

- совершенствование механизмов правовой помощи и обучения.

Ключевыми принципами Стратегии являются конституционно закрепленные принципы реализации ПЧ:

- человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

- признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства;

- все граждане имеют равные права;

- права и свободы человека являются непосредственно действующими и неотчуждаемыми;

- произвольное ограничение прав и свобод недопустимо;

- осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

Способы достижения целей:

- применение к деятельности ИОГВ и ОМСУ индикаторов эффективности;

- совершенствование межведомственной координации в вопросах реализации и защиты ПЧ, в том числе между уполномоченными по правам человека, ребенка, предпринимателей;

- контроль доступности получения достоверной и своевременной информации о деятельности ИОГВ и ОМСУ;

- поддержка общественных инициатив по защите ПЧ;

- инициирование общественных проверок и общественных экспертиз;

- организация различных форм правовой помощи и обучения среди молодежи и других категорий населения.

Предметом совершенствования в Стратегии являются общественные отношения в сфере реализации и защиты ПЧ.

Анализ состояния сферы ПЧ на территории Воронежской области и предлагаемые направления увеличения их защищенности, изложенные в Стратегии, базируются на:

- Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года, утвержденной Законом Воронежской области от 30.06.2010 N 65-ОЗ (далее - ССЭР ВО 2020);

- государственных программах Воронежской области;

- ежегодных докладах о соблюдении ПЧ в Воронежской области.

Основные разделы Стратегии включают в себя:

- краткий анализ сложившейся ситуации (позитивные и негативные практики, тенденции);

- задачи по улучшению защищенности ПЧ;

- ожидаемые результаты реализации Стратегии;

- пути и способы достижения результатов.

Реализация Стратегии осуществляется с учетом следующих положений:

- задачи и ожидаемые результаты Стратегии являются ориентирами, которых должны придерживаться все органы государственной власти Воронежской области и ОМСУ в конкретных сферах деятельности при планировании и выполнении мероприятий;

- координирующим органом по реализации Стратегии является уполномоченный по правам человека в Воронежской области;

- направления и меры по реализации Стратегии, находящиеся в ведении Воронежской области, реализуются ИОГВ и ОМСУ;

- меры, находящиеся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении, реализуются путем вынесения соответствующих предложений на федеральный уровень;

- выполнение системы мер, предложенных в Стратегии, реализуется на основе ежегодного планирования;

- изложенные в Стратегии оценки ситуации в сфере ПЧ, а также конкретные задачи и способы их решения подлежат периодической корректировке по мере достижения определенных результатов и появления существенных изменений в политической и социально-экономической областях.

1.2. Общая характеристика состояния защищенности прав человека в Воронежской области

Оценка состояния сферы прав человека в Воронежской области в целом показывает, что при продолжающемся воздействии неблагоприятных факторов на международном и внутрироссийском уровнях, обострившихся с 2014 года, произошло дальнейшее снижение уровня защищенности прав граждан. В основе большинства нарушений прав человека лежат экономические и организационные проблемы.

Мониторинг состояния ПЧ на территории Воронежской области за 2011 - 2015 годы и практика работы по выполнению рекомендаций ежегодных докладов уполномоченного по правам человека показывают, что ИОГВ и ОМСУ недостаточно системно и эффективно проводят курс на защиту прав, свобод и интересов граждан.

В 2016 году ожидается дальнейшее осложнение политической и экономической обстановки в стране, что, несомненно, повлияет на сферу реализации основных прав жителей региона и потребует от всех ИОГВ и ОМСУ достижения нового качественного уровня эффективности их деятельности.

Реализация некоторых декларированных законодательством социальных прав в течение ряда лет остается практически "замороженной" по причине недостаточного финансирования. Это относится, в частности, к получению социального жилья, земельных участков, путевок на санаторно-курортное лечение, технических средств реабилитации инвалидов.

Исходя из докладов о соблюдении ПЧ, среди наиболее часто нарушаемых конституционных прав граждан отмечается устойчивое превалирование социальных и имущественных прав:

- на первом месте остается право на жилище, но доля обращений о его нарушениях с каждым годом снижается;

- второе место с тенденцией устойчивого роста (более чем в 5 раз за 4 года) занимает право на государственную и судебную защиту прав и свобод, что обусловлено, прежде всего, ростом неудовлетворенности граждан качеством работы правоохранительных и судебных органов;

- третье место по количеству нарушений занимают права собственности, доля которых остается стабильной на протяжении ряда лет, что отражает отсутствие продвижения в решении проблем в сфере предоставления земельных участков и регулирования земельных отношений;

- доля нарушений прав на социальное обеспечение, труд и благоприятную окружающую среду уменьшилась за 4 года более чем в 2 раза, что отражает позитивные сдвиги в работе ИОГВ в данных сферах;

- продолжается рост количества нарушений права на охрану здоровья и медицинскую помощь (с 4,5 до 7,1% за 4 года).

Анализ жалоб граждан на действия (бездействие) ИОГВ и ОМСУ позволяет утверждать, что в ряде случаев со стороны этих органов не только отсутствует должный уровень обеспечения, но имеют место устойчиво повторяющиеся нарушения ПЧ. Неоднократные жалобы в различные инстанции демонстрируют несовершенство организационной и разъяснительной работы, межведомственной и межотраслевой координации, снижают уровень доверия населения к власти.

Одним из факторов, определяющих социальный "климат" региона и влияющих на защищенность прав человека, является уровень развития гражданского общества.

В этой сфере происходили как положительные, так и отрицательные изменения. К положительным можно отнести усиление поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций со стороны ИОГВ, активизацию работы Общественной палаты Воронежской области и повышение внимания средств массовой информации к проблематике прав человека. К отрицательным - попытки политизации деятельности некоторых правозащитных некоммерческих организаций (далее - НКО) и недостаточное информирование о процессе государственной поддержки социально ориентированных НКО.

1.3. Индикаторы эффективности реализации Стратегии

Индикаторы эффективности реализации Стратегии направлены прежде всего на оценку деятельности ИОГВ и ОМСУ по реализации целевых функций Стратегии. В их состав включены:

- индикаторы, использованные в ССЭР ВО 2020;

- индикаторы, используемые в ежегодных докладах о соблюдении ПЧ в Воронежской области.

Индикаторы разделены на:

- системные (комплексные, интегрированные) - для оценки основных результатов реализации Стратегии (таблица 1);

- локальные (специализированные) - для групп и видов ПЧ (таблица 2).

Таблица 1

Системные индикаторы

Интегральные

индекс человеческого развития

Экономические

социальные расходы областного бюджета

базовый индекс потребительских цен

реальные денежные доходы населения

доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

Демографические

рождаемость

смертность

средняя продолжительность жизни

Таблица 2

Локальные индикаторы

Право на труд

реальная заработная плата

количество зарегистрированных безработных

производственный травматизм

трудовая занятость инвалидов

Право на жилище

стоимость жилья

обеспеченность жильем на одного жителя

переселение из аварийного жилья

предоставление жилья детям-сиротам

Право на социальное обеспечение

предоставление мер социальной поддержки в денежной форме

улучшение условий жизнедеятельности граждан пожилого возраста

удовлетворение потребности в социальном обслуживании

доля доступных для инвалидов объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры

Право на образование

удельный вес детей в возрасте 5 - 18 лет, охваченных образованием

доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет

доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования

количество бюджетных мест в высших учебных заведениях

Право на охрану здоровья

младенческая смертность

смертность от заболеваний системы кровообращения

обеспеченность инвалидов средствами реабилитации

доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом

Право на благоприятную окружающую среду

доля особо охраняемых природных территорий

экологическая реабилитация водных объектов

доля объектов размещения отходов, соответствующих нормативным требованиям

выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

Почти все индикаторы Стратегии являются статистическими и отражают динамику (уровень и направление) изменения соответствующих показателей между соседними периодами (годами). Значения индикаторов за предыдущие периоды взяты из официальных статистических бюллетеней Росстата. Прогнозные значения индикаторов носят ориентирующий (желаемый) характер в контексте целей и задач Стратегии и вплоть до 2020 года взяты из ССЭР ВО 2020 и государственных программ Воронежской области.

Индекс человеческого развития (далее - ИЧР) является расчетным индикатором. При его расчете по методике Программы развития ООН учитываются 3 вида показателей:

- ожидаемая продолжительность жизни;

- уровень грамотности населения (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения;

- уровень жизни (валовой региональный продукт на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности).

Расчет ИЧР для регионов России осуществляется Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации.

2. Совершенствование системных подходов в сфере развития

и защиты прав человека (системные основы Стратегии)

2.1. Совершенствование нормативно-правового регулирования обеспечения и защиты прав и свобод человека

Задачами Стратегии по совершенствованию нормативно-правового регулирования являются:

- оптимизация законодательства Воронежской области с учетом критерия качества обеспечения и защиты ПЧ;

- содействие развитию федерального законодательства в направлении повышения защищенности ПЧ.

Ожидаемые результаты:

- устранение пробелов либо изменение отдельных положений в действующих нормативных правовых актах, негативно влияющих на защиту ПЧ;

- внесение в действующие нормативные правовые акты (либо принятие новых) положений, направленных на повышение защищенности ПЧ в наиболее чувствительных для населения сферах;

- принятие законодательных инициатив для внесения в Государственную Думу Российской Федерации;

- повышение доступности и открытости для населения механизмов разработки проектов и принятия нормативных правовых актов, затрагивающих ПЧ;

- повышение роли общественных советов, создаваемых при органах государственной власти, в организации общественного обсуждения законопроектов.

Пути и способы достижения ожидаемых результатов:

1) проведение системного анализа действующей нормативной правовой базы, регулирующей деятельность ИОГВ и ОМСУ в сфере реализации ПЧ, в том числе подзаконных актов, утверждающих административные регламенты оказания государственных и муниципальных услуг, с целью устранения противоречий, коллизий, необоснованных административных барьеров и иных недостатков, создающих населению дополнительные сложности в реализации своих прав;

2) усиление ответственности должностных лиц за исполнение законодательства по реализации и защите ПЧ;

3) введение в практику работы комитетов Воронежской областной Думы и общественных советов при ИОГВ привлечения уполномоченного по правам человека в Воронежской области и его аппарата к общественным обсуждениям законодательных инициатив и законопроектов, затрагивающих ПЧ.

2.2. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по реализации прав граждан

Для вывода Воронежской области на передовые позиции в сфере ПЧ существует объективная необходимость корректировки приоритетов и повышения системности деятельности ИОГВ и ОМСУ. В условиях сложившихся экономической реальности и политической ситуации одним из ключевых факторов и резервов улучшения защиты ПЧ должно стать повышение эффективности деятельности (рост результативности, снижение затратности, локализация коррупции и т.д.) ИОГВ и ОМСУ по следующим основным направлениям:

- повышение приоритетности ПЧ;

- совершенствование взаимодействия;

- повышение открытости для общества.

Результаты и эффективность усилий ИОГВ и ОМСУ в интересах граждан отражают системные индикаторы Стратегии, характеризующие качество жизни населения. Следующие диаграммы (рисунки 1 - 3) демонстрируют динамику системных индикаторов за период, предшествующий началу реализации Стратегии, которая наглядно доказывает необходимость ее принятия.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.01.2019
Рубрики правового классификатора: 010.060.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать