Основная информация

Дата опубликования: 14 июля 2009г.
Номер документа: ru09000200900244
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Карачаево-Черкесская Республика
Принявший орган: Президент Карачаево-Черкесской Республики
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Указы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



RU 09000200900244

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ПРЕЗИДЕНТ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УКАЗ

14.07.2009

г. Черкесск

№ 108

Об утверждении Методики проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики и иных документов

В соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 13.03.2009 № 1-РЗ «Об отдельных вопросах по противодействию коррупции в Карачаево-Черкесской Республике», в целях организации деятельности органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также по выявлению и устранению таких положений в действующих нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики и иных документах

П О С Т А Н О В Л Я Ю:

1. Утвердить Методику проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики и иных документов (далее - методика) согласно приложению.

2. Установить, что указанная методика применяется при проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, а также правовых актов ненормативного характера, принимаемых:

Президентом Карачаево-Черкесской Республики,

Правительством Карачаево-Черкесской Республики и его Президиумом, Администрацией Президента Карачаево-Черкесской Республики, Аппаратом Правительства Карачаево-Черкесской Республики, органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики.

3. Рекомендовать государственным органам Карачаево-Черкесской Республики, не указанным в пункте 2 настоящего Указа, утвердить методики проведения антикоррупционной экспертизы принимаемых ими нормативных правовых актов и их проектов.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Карачаево-Черкесской Республики

Б.С.Эбзеев

Приложение к Указу Президента Карачаево-Черкесской Республики от 14.07.2009 № 108

М Е Т О Д И К А

проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных

правовых актов Карачаево-Черкесской Республики и иных документов

1. Общие положения

1. Настоящая методика разработана в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Законом Карачаево-Черкесской Республики от 13.03.2009 № 1-РЗ «Об отдельных вопросах по противодействию коррупции в Карачаево-Черкесской Республике».

2. Основной задачей применения настоящей методики является обеспечение проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, а также правовых актов ненормативного характера, принимаемых:

Президентом Карачаево-Черкесской Республики,

Правительством Карачаево-Черкесской Республики и его Президиумом, Администрацией Президента Карачаево-Черкесской Республики, Аппаратом Правительства Карачаево-Черкесской Республики, органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики.

3. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики проводится в случаях, предусмотренных Законом Карачаево-Черкесской Республики от 13.03.2009 № 1-РЗ «Об отдельных вопросах по противодействию коррупции в Карачаево-Черкесской Республике».

4. Проекты нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики подлежат обязательной антикоррупционной экспертизе.

Исключение составляют проекты, разработка которых вызвана необходимостью приведения нормативного правового акта Карачаево-Черкесской Республики в соответствие с федеральным законодательством или решением суда, вступившим в законную силу.

5. Антикоррупционная экспертиза ненормативных правовых актов, в том числе ведомственных, и их проектов проводится по поручению Президента или Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, а также по инициативе руководителя государственного органа, органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, в ведение которого входит принятие данного ненормативного правового акта.

6. В настоящей методике определяются правила предупреждения и выявления коррупционных факторов и коррупционных норм при подготовке и принятии правовых актов, а также их выявления в действующих правовых актах.

Коррупционными факторами признаются положения правовых актов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционного правонарушения либо создавать условия его легитимности, а также допускать или провоцировать их.

Коррупционными нормами признаются положения правовых актов, содержащие коррупционные факторы.

2. Коррупционные факторы

7. Коррупционные факторы установлены статьей 8 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.03.2009 № 1-РЗ «Об отдельных вопросах по противодействию коррупции в Карачаево-Черкесской Республике» и подразделяются на:

факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;

факторы, связанные с наличием правовых пробелов; факторы системного характера; факторы проявления коррупциогенности.

8. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, выражаются в:

1) широте дискреционных полномочий отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

2) определении компетенции по формуле «вправе» - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

3) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

4) злоупотреблении правом заявителя - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

5) выборочном изменении объема прав возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

6) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящего к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

7) юридико-лингвистической коррупциогенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера;

8) принятии нормативного правового акта «сверх компетенции» - нарушении компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

9) заполнении законодательных пробелов при помощи нормативных правовых актов органов исполнительной власти - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.

Факторы, связанные с наличием правовых пробелов выражаются в:

10) наличии пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте нормативного правового акта, действующем нормативном правовом акте нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;

11) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

12) отсутствии конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);

13) отсутствии запретов и ограничений для должностных лиц в конкретной сфере деятельности, в случае если установление данных запретов и ограничений отнесено к ведению субъекта Российской Федерации - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных (муниципальных) служащих, иных должностных лиц в коррупциогенных отраслях;

14) отсутствии ответственности должностных лиц, в случае если установление данной ответственности отнесено к ведению субъекта Российской Федерации - отсутствии норм о юридической ответственности государственных (муниципальных) служащих, иных должностных лиц, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;

15) отсутствии контроля за органами и должностными лицами, в случае если установление данного контроля отнесено к ведению субъекта Российской Федерации - отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами), отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями указанных органов государственной власти (их должностных лиц);

16) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

Факторы системного характера выражаются в:

17) нормативных коллизиях - противоречиях, в том числе внутренних, между нормами, создающих для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

Выявляется при системном анализе. На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Факторы проявления коррупциогенности выражаются в:

18) формально-технической коррупциогенности нарушениях, выявляемых в ходе юридико-технической экспертизы правовых актов, в том числе в части порядка принятия и (или) формы правового акта. Указанные нарушения могут быть обусловлены коррупционными интересами или способствовать им в будущем;

19) непринятии нормативного правового акта - отсутствии сроков для принятия (издания) правового акта, принятие которого предусматривается в анализируемом правовом акте (проекте правового акта), а также в фактическом отсутствии правового акта, принятие которого предусмотрено действующим нормативным правовым актом, проходящим антикоррупционную экспертизу;

20) нарушении баланса интересов - закреплении привилегий за одним из группы субъектов в ущерб другим, что может свидетельствовать о коррупционном интересе при подготовке и применении правового акта.

3. Основные правила проведения антикоррупционной

экспертизы

9. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.

10. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта правового акта на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последователь-ности коррупционных факторов.

4. Оформление результатов антикоррупционной экспертизы

11. Результаты антикоррупционной экспертизы (вывод о наличии или отсутствии в правовом акте, проекте правового акта коррупционных факторов, иных положений, способствующих проявлению коррупции) отражаются:

в пояснительной записке к проекту правового акта,

в составе правового заключения, составляемого по результатам проведения юридической (правовой) экспертизы, если одновременно проводилась антикоррупционная экспертиза,

в экспертном заключении, составляемом по результатам антикоррупционной экспертизы, если указанная экспертиза проводится самостоятельно, независимо от юридической (правовой) экспертизы.

12. В случае выявления в результате проведения антикоррупционной экспертизы коррупционных факторов, они отражаются в Таблице типичных коррупционных факторов по форме согласно приложению к настоящей методике.

Таблица типичных коррупционных факторов оформляется приложением к документам, отражающим результаты антикоррупционной экспертизы, указанным в пункте 11 настоящей методики.

13. Таблица типичных коррупционных факторов заполняется последовательно в соответствии с изложением коррупционных факторов в статье 8 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.03.2009 № 1-РЗ «Об отдельных вопросах по противодействию коррупции в Карачаево-Черкесской Республике», с указанием структурных единиц (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы), в которых выявлены соответствующие коррупционные факторы.

14. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся в соответствии с настоящей методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в Таблице типичных коррупционных факторов и документах, отражающих результаты антикоррупционной экспертизы.

15. В документе, отражающем результаты антикоррупционной экспертизы, должна быть обоснована (мотивирована) позиция по каждому выявленному коррупционному фактору в соответствии с пунктом 8 настоящей методики.

16. В документе, отражающем результаты антикоррупционной экспертизы, могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте правого акта, правовом акте выявленных коррупционных факторов, а также могут быть предусмотрены рекомендации по доработке проекта правового акта (внесению изменений в действующий правовой акт) в целях устранения выявленных в них коррупционных факторов.

Приложение к Методике

Т А Б Л И Ц А

типичных коррупционных факторов

Типичный коррупционный фактор,

проявление коррупциогенности

Норма правового акта,

в которой выявлен

коррупционный фактор

1

2

3

4

А

Факторы, связанные с реализацией полномочий органа

государственной власти или органа местного самоуправления

1.

Широта дискреционных полномочий

2.

Определение компетенции по формуле «вправе»

3.

Завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права

4.

Злоупотребление правом заявителя

5.

Выборочное изменение объема прав

6.

Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества

7.

Юридико-лингвистическая коррупциогенность

8.

Принятие нормативного правового акта «сверх компетенции»

9.

Заполнение законодательных пробелов при помощи нормативных правовых актов органов исполнительной власти

Б

Факторы, связанные с наличием правовых пробелов

10.

Наличие пробела в регулировании

11.

Отсутствие административных процедур

12.

Отсутствие конкурсных (аукционных) процедур

13.

Отсутствие запретов и ограничений для должностных лиц в конкретной сфере деятельности, в случае если установление данных запретов и ограничений отнесено к ведению субъекта Российской Федерации

14.

Отсутствие ответственности должностных лиц, в случае если установление данной ответственности отнесено к ведению субъекта Российской Федерации

1

2

3

4

15.

Отсутствие контроля за органами и должностными лицами, в случае если установление данного контроля отнесено к ведению субъекта Российской Федерации

16.

Нарушение режима прозрачности информации

В

Факторы системного характера

17.

Нормативные коллизии

Г

Факторы проявления коррупциогенности

18.

Формально-техническая коррупциогенность

19.

Непринятие нормативного правового акта

20.

Нарушение баланса интересов

Другие коррупционные факторы

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: "День Республики" № 154-155(17754) от 25.07.2009, Федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации от 23.07.2009
Рубрики правового классификатора: 190.020.050 Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (см. также 010.140.020), 190.020.040 Правотворческая деятельность, юридическая экспертиза проектов нормативных правовых актов (см. также 010.140.020), 010.140.000 Правотворческая деятельность органов государственной власти, 010.140.020 Порядок подготовки и рассмотрения проектов нормативных правовых актов (см. также 190.020.040, 190.020.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать