Основная информация
Дата опубликования: | 15 января 1990г. |
Номер документа: | С9000023 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР |
Раздел на сайте: | Законодательство СССР и РСФСР |
Тип документа: | Указы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
&С9000023
&С9000023
У+К+А+З
ПРЕЗИДИУМА
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
N 1060-I
от 15
января 1990 г.
МОСКВА, КРЕМЛЬ
ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО
ПОЛОЖЕНИЯ В
НАГОРНО-КАРАБАХСКОЙ АВТОНОМНОЙ
ОБЛАСТИ И
НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ РАЙОНАХ
Президиум Верховного
Совета СССР отмечает, что несмотря на принятые меры обстановка в
Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР и вокруг нее не
только не нормализуется, но и продолжает ухудшаться. Значительно
активизировались действия различных националистических и сепаратистских
объединений, которые ведут подстрекательскую работу, втягивая в противоборство
все более широкие слои населения. Экстремистски настроенные группировки
организуют массовые беспорядки, провоцируют забастовки, разжигают национальную
рознь и вражду. Ими осуществляются дерзкие преступные акции, минируются дороги
и мосты, проводятся обстрелы населенных пунктов, захват заложников. В мирное
время растет число беженцев, лишенных нормальных условий жизни и работы,
имеются человеческие жертвы. Это вызывает тревогу и глубокое возмущение
советских людей, всего нашего народа.
В этой сложной
обстановке республиканские органы Азербайджана и Армении, руководство республик
действовали недостаточно твердо и последовательно, не использовали всех
возможностей для того, чтобы переломить создавшуюся ситуацию, в ряде случаев
шли на поводу у экстремистски, националистически настроенных элементов. В
результате этого блокируется выполнение решений Верховного Совета СССР,
продолжается эскалация напряженности на почве межнациональных отношений. Этому
способствовали и не соответствующие Конституции СССР акты по Нагорному
Карабаху, принятые Верховным Советом Армянской ССР.
В настоящее время
особенно обострилась обстановка в городах Баку, Гяндже и ряде других населенных
пунктов. Дело доходит до убийств, грабежей, попыток вооруженного свержения
Советской власти, насильственного изменения закрепленного Конституцией СССР
государственного и общественного строя.
В связи с изложенным и
учитывая обращение Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР,
руководствуясь пунктом 14 статьи 119 Конституции СССР, Президиум Верховного
Совета СССР п+о+с+т+а+н+о+в+л+я+е+т:
1. Объявить
чрезвычайное положение на территории НагорноКарабахской автономной области,
прилегающих к ней районов Азербайджанской ССР, Горисского района Армянской ССР,
а также в пограничной зоне вдоль государственной границы СССР на территории
Азербайджанской ССР.
2. Предоставить
органам государственной власти и управления, иным уполномоченным на то
государственным органам и должностным лицам в названных в статье 1 настоящего
Указа местностях право применять следующие меры:
запрещать проведение
собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, а также театрально-зрелищных,
спортивных и других массовых мероприятий, контролировать средства массовой
информации;
приостанавливать
противоречащую закону деятельность организаций и самодеятельных объединений
граждан или распускать их;
привлекать граждан для
работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также для ликвидации
последствий чрезвычайных обстоятельств;
запрещать забастовки;
вводить комендантский час; ограничивать
въезд и выезд граждан,
временно выселять граждан
из районов, опысных для
проживания, с предоставлением им других
жилых помещений; обязывать
граждан, не являющихся жителями данной
местности, покинуть ее;
ограничивать движение
транспортных средств, регулировать и осуществлять их досмотр;
вводить проверку
документов, а в необходимых случаях, при достаточных данных о наличии у граждан
оружия и отказе добровольно предъявить его, - и личный досмотр граждан, досмотр
вещей;
осуществлять временное
изъятие у граждан, а в необходимых случаях - у предприятий, учреждений и
организаций огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ
и материалов, сильнодействующих химических и ядовитых веществ;
ограничивать или
запрещать использование множительной техники, а также радио- и телепередающей
аппаратуры, вводить особые правила пользования связью.
3. Гражданам во время
комендантского часа не разрешается находиться на улицах или в иных общественных
местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность,
либо пребывать вне своего жилища без документов, удостоверяющих личность.
4. Для ликвидации
последствий чрезвычайных обстоятельств, защиты прав граждан, охраны
общественного порядка и безопасности, объектов жизнедеятельности населения
привлекаются в соответствии с законом внутренние войска Министерства внутренних
дел СССР. Для защиты граждан, охраны объектов жизнедеятельности населения
привлекаются также воинские части Советской Армии, Военно-Морского Флота и
Комитета государственной безопасности СССР. Внутренние войска Министерства
внутренних дел СССР и привлеченные воинские части Советской Армии,
Военно-Морского Флота и Комитета государственной безопасности СССР действуют на
основе Конституции СССР, руководствуются законами, уставами и настоящим Указом.
5. Лица, провоцирующие
нарушение общественного порядка, распространяющие провокационные слухи либо
активно препятствующие осуществлению гражданами и должностными лицами их
законных прав и обязанностей, нарушающие режим чрезвычайного положения, могут
быть задержаны в административном порядке на срок до 30 суток. Эти лица могут
привлекаться к административной или уголовной ответственности в соответствии с
законом.
6. Для обеспечения
бесперебойной работы транспорта ввести охрану железных дорог и других
коммуникаций с привлечением сил внутренних войск Министерства внутренних дел
СССР, Советской Армии и Комитета государственной безопасности СССР.
7. Предложить
Президиуму Верховного Совета Азербайджанской ССР принять все необходимые меры,
включая введение комендантского часа в городах Баку, Гяндже и других населенных
пунктах, для обеспечения безопасности населения, предприятий, учреждений и
организаций, для привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении
требований действующего законодательства, в том числе Указа Президиума
Верховного Совета СССР от 23 ноября 1988 года "О неотложных мерах по
наведению общественного порядка в Азербайджанской ССР и Армянской ССР"
(Ведомости Верховного Совета СССР, 1988 г., N 47, ст. 712).
Потребовать от
Президиума Верховного Совета Армянской ССР предпринять самые решительные шаги
по пресечению подстрекательских действий с территории этой республики,
разжигающих межнациональные страсти и национальную вражду между двумя народами.
Считать необходимым,
чтобы Президиумы Верховных Советов и Советы Министров Азербайджанской ССР и
Армянской ССР незамедлительно рассмотрели на своих заседаниях практические
мероприятия по выполнению настоящего указа и преодолению сложившейся
обстановки.
Правоохранительным и
другим государственным органам СССР оказать республиканским органам необходимую
помощь в осуществлении указанных мероприятий.
8. Статьи 1-7
настоящего Указа вступают в силу с 23 часов местного времени 15 января 1990
года и действуют до отмены чрезвычайного положения.
9. Министерству
иностранных дел СССР продолжить и завершить в ближайшее время переговоры по
режиму государственной границы и связанными с этим вопросами отношений между
СССР и Ираном, а также информировать о настоящем Указе соответствующие
сопредельные государства и международные организации.
10. Признать
необходимым ускорить рассмотрение в Верховном Совете СССР разработанного
Советом Министров СССР по поручению Верховного совета СССР проекта Закона о правовом
режиме чрезвычайного положения.
11. Подготовленный
группой ученых и специалистов проект Закона об усилении ответственности за
посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение
единства территории Союза ССР передать на рассмотрение Комитета Верховного
Совета СССР по вопросам законодательства, законности и правопорядка, имея в
виду в ближайшее время внести данный законопроект на обсуждение Верховного
Совета СССР.
&С9000023
У+К+А+З
ПРЕЗИДИУМА
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
N 1060-I
от 15
января 1990 г.
МОСКВА, КРЕМЛЬ
ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО
ПОЛОЖЕНИЯ В
НАГОРНО-КАРАБАХСКОЙ АВТОНОМНОЙ
ОБЛАСТИ И
НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ РАЙОНАХ
Президиум Верховного
Совета СССР отмечает, что несмотря на принятые меры обстановка в
Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР и вокруг нее не
только не нормализуется, но и продолжает ухудшаться. Значительно
активизировались действия различных националистических и сепаратистских
объединений, которые ведут подстрекательскую работу, втягивая в противоборство
все более широкие слои населения. Экстремистски настроенные группировки
организуют массовые беспорядки, провоцируют забастовки, разжигают национальную
рознь и вражду. Ими осуществляются дерзкие преступные акции, минируются дороги
и мосты, проводятся обстрелы населенных пунктов, захват заложников. В мирное
время растет число беженцев, лишенных нормальных условий жизни и работы,
имеются человеческие жертвы. Это вызывает тревогу и глубокое возмущение
советских людей, всего нашего народа.
В этой сложной
обстановке республиканские органы Азербайджана и Армении, руководство республик
действовали недостаточно твердо и последовательно, не использовали всех
возможностей для того, чтобы переломить создавшуюся ситуацию, в ряде случаев
шли на поводу у экстремистски, националистически настроенных элементов. В
результате этого блокируется выполнение решений Верховного Совета СССР,
продолжается эскалация напряженности на почве межнациональных отношений. Этому
способствовали и не соответствующие Конституции СССР акты по Нагорному
Карабаху, принятые Верховным Советом Армянской ССР.
В настоящее время
особенно обострилась обстановка в городах Баку, Гяндже и ряде других населенных
пунктов. Дело доходит до убийств, грабежей, попыток вооруженного свержения
Советской власти, насильственного изменения закрепленного Конституцией СССР
государственного и общественного строя.
В связи с изложенным и
учитывая обращение Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР,
руководствуясь пунктом 14 статьи 119 Конституции СССР, Президиум Верховного
Совета СССР п+о+с+т+а+н+о+в+л+я+е+т:
1. Объявить
чрезвычайное положение на территории НагорноКарабахской автономной области,
прилегающих к ней районов Азербайджанской ССР, Горисского района Армянской ССР,
а также в пограничной зоне вдоль государственной границы СССР на территории
Азербайджанской ССР.
2. Предоставить
органам государственной власти и управления, иным уполномоченным на то
государственным органам и должностным лицам в названных в статье 1 настоящего
Указа местностях право применять следующие меры:
запрещать проведение
собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, а также театрально-зрелищных,
спортивных и других массовых мероприятий, контролировать средства массовой
информации;
приостанавливать
противоречащую закону деятельность организаций и самодеятельных объединений
граждан или распускать их;
привлекать граждан для
работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также для ликвидации
последствий чрезвычайных обстоятельств;
запрещать забастовки;
вводить комендантский час; ограничивать
въезд и выезд граждан,
временно выселять граждан
из районов, опысных для
проживания, с предоставлением им других
жилых помещений; обязывать
граждан, не являющихся жителями данной
местности, покинуть ее;
ограничивать движение
транспортных средств, регулировать и осуществлять их досмотр;
вводить проверку
документов, а в необходимых случаях, при достаточных данных о наличии у граждан
оружия и отказе добровольно предъявить его, - и личный досмотр граждан, досмотр
вещей;
осуществлять временное
изъятие у граждан, а в необходимых случаях - у предприятий, учреждений и
организаций огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ
и материалов, сильнодействующих химических и ядовитых веществ;
ограничивать или
запрещать использование множительной техники, а также радио- и телепередающей
аппаратуры, вводить особые правила пользования связью.
3. Гражданам во время
комендантского часа не разрешается находиться на улицах или в иных общественных
местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность,
либо пребывать вне своего жилища без документов, удостоверяющих личность.
4. Для ликвидации
последствий чрезвычайных обстоятельств, защиты прав граждан, охраны
общественного порядка и безопасности, объектов жизнедеятельности населения
привлекаются в соответствии с законом внутренние войска Министерства внутренних
дел СССР. Для защиты граждан, охраны объектов жизнедеятельности населения
привлекаются также воинские части Советской Армии, Военно-Морского Флота и
Комитета государственной безопасности СССР. Внутренние войска Министерства
внутренних дел СССР и привлеченные воинские части Советской Армии,
Военно-Морского Флота и Комитета государственной безопасности СССР действуют на
основе Конституции СССР, руководствуются законами, уставами и настоящим Указом.
5. Лица, провоцирующие
нарушение общественного порядка, распространяющие провокационные слухи либо
активно препятствующие осуществлению гражданами и должностными лицами их
законных прав и обязанностей, нарушающие режим чрезвычайного положения, могут
быть задержаны в административном порядке на срок до 30 суток. Эти лица могут
привлекаться к административной или уголовной ответственности в соответствии с
законом.
6. Для обеспечения
бесперебойной работы транспорта ввести охрану железных дорог и других
коммуникаций с привлечением сил внутренних войск Министерства внутренних дел
СССР, Советской Армии и Комитета государственной безопасности СССР.
7. Предложить
Президиуму Верховного Совета Азербайджанской ССР принять все необходимые меры,
включая введение комендантского часа в городах Баку, Гяндже и других населенных
пунктах, для обеспечения безопасности населения, предприятий, учреждений и
организаций, для привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении
требований действующего законодательства, в том числе Указа Президиума
Верховного Совета СССР от 23 ноября 1988 года "О неотложных мерах по
наведению общественного порядка в Азербайджанской ССР и Армянской ССР"
(Ведомости Верховного Совета СССР, 1988 г., N 47, ст. 712).
Потребовать от
Президиума Верховного Совета Армянской ССР предпринять самые решительные шаги
по пресечению подстрекательских действий с территории этой республики,
разжигающих межнациональные страсти и национальную вражду между двумя народами.
Считать необходимым,
чтобы Президиумы Верховных Советов и Советы Министров Азербайджанской ССР и
Армянской ССР незамедлительно рассмотрели на своих заседаниях практические
мероприятия по выполнению настоящего указа и преодолению сложившейся
обстановки.
Правоохранительным и
другим государственным органам СССР оказать республиканским органам необходимую
помощь в осуществлении указанных мероприятий.
8. Статьи 1-7
настоящего Указа вступают в силу с 23 часов местного времени 15 января 1990
года и действуют до отмены чрезвычайного положения.
9. Министерству
иностранных дел СССР продолжить и завершить в ближайшее время переговоры по
режиму государственной границы и связанными с этим вопросами отношений между
СССР и Ираном, а также информировать о настоящем Указе соответствующие
сопредельные государства и международные организации.
10. Признать
необходимым ускорить рассмотрение в Верховном Совете СССР разработанного
Советом Министров СССР по поручению Верховного совета СССР проекта Закона о правовом
режиме чрезвычайного положения.
11. Подготовленный
группой ученых и специалистов проект Закона об усилении ответственности за
посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение
единства территории Союза ССР передать на рассмотрение Комитета Верховного
Совета СССР по вопросам законодательства, законности и правопорядка, имея в
виду в ближайшее время внести данный законопроект на обсуждение Верховного
Совета СССР.
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 500.000.000 500.000.000 |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: