Основная информация
Дата опубликования: | 19 мая 1990г. |
Номер документа: | С9000275 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДЕНТ СССР |
Раздел на сайте: | Законодательство СССР и РСФСР |
Тип документа: | Указы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
&С9000275
&С9000275
ПРЕЗИДЕНТ
СОЮЗА СОВЕТСТКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
У+К+А+З
от 19 мая 1990 г. N 201
МОСКВА, КРЕМЛЬ
О НОВЫХ ПОДХОДАХ К РЕШЕНИЮ
ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ В СТРАНЕ
И МЕРАХ ПО ИХ ПРАКТИЧЕСКОЙ
РЕАЛИЗАЦИИ
За последние годы в
решении жилищной проблемы в СССР достигнуты определенные позитивные сдвиги. В
двенадцатой пятилетке будет построено около 650 млн. кв. метров общей площади
жилья, что почти на 100 млн. кв. метров или на 1,7 млн. квартир больше, чем в
предыдущей. За пять лет смогут улучшить жилищные условия 15 млн. семей.
Однако проведенный
анализ показал, что острота жилищной проблемы не уменьшается. Не сокращается
очередь на улучшение жилищных условий, в которой состоит 14 млн. семей. Свыше 6
млн. семей проживает в коммунальных квартирах, общежитиях или арендует жилье у
частных лиц. Почти 4,5 млн. семей располагают жилой площадью менее 5 кв. метров
на человека. В 1989 году ситуация сложилась невыполнением планов жилищного
строительства. Люди начинают сомневаться в реальности обеспечения к 2000 году каждой
семьи отдельной квартирой или домом.
Для достижения
поставленной цели необходимо построить около 30 миллионов квартир
ииндивидуальных жилых домов (как минимум, 2 миллиарда квадратных метров общей
площади). Для этого уже в 1991 году следует выйти на уровень ввода 155-160 млн.
кв. метров, а с 1995 года - 230-240 млн. кв. метров. Очевидно, что прежними
методами жилищную проблему решить невозможно. Необходим принципиально новый
подход ко всему комплексу вопросов жилищной политики.
В интересах
обеспечения конституционного права граждан на жилище п+о+с+т+а+н+о+в+л+я+ю:
Совету Министров СССР
разработать совместно с Советами Министров союзных республик и утвердить к 1
сентября 1990 года целостную систему мер решения жилищной проблемы в СССР.
При этом руководствоваться
следующими принципами:
1. Создать условия для
резкого, не менее чем вдвое, расширения жилищного строительства, которое
следует активизировать по всем линиям: государства, предприятий и организаций,
кооперативов, индивидуальных застройщиков. С этой целью осуществить:
радикальное изменение
инвестиционной политики жилищного строительства, дальнейшее перераспределение
капитальных вложений и мощностей подрядных организаций из производственной
сферы в жилищную, соответствующее перепрофилирование строительной индустрии,
выделение на сооружение жилых домов стройматериалов, высвобождаемых из
производственного строительства;
расширение финансовой
основы жилищного строительства за счет использования фондов государственных,
арендных, кооперативных предприятий, их ассоциаций и союзов, акционерных
обществ, общественных организаций, займов, кредитов банков, а также средств
населения, строительство квартир "на продажу" с немедленной оплатой и
в рассрочку. Развивать систему территориальных акционерно-коммерческих банков,
строительных кооперативов, фирм по сдаче жилья в аренду и продаже населению;
резкое наращивание
мощностей по выпуску отделочных материалов, санитарно-технического и другого
специализированного оборудования, стимулирование создания новых и расширение действующих
в этой сфере предприятий и организаций;
перепрофилирование
ряда производств машиностроения и оборонной промышленности на
программно-целевое обеспечение выпуска машин и механизмов для промышленности
строительных материалов и строительно-монтажных работ, в том числе средств
малой механизации для индивидуального строительства;
льготное
налогообложение предприятий, независимо от форм собственности, осуществляющих
проектирование, строительство об’ектов непроизводственной сферы, предприятий
промышленности строительных материалов и всех видов оборудования для
жилищно-гражданского строительства;
стимулирование
строительных организаций к переходу на прогрессивные формы хозяйствования,
децентрализация управления жилищным строительством, включая передачу государственных
предприятий и организаций в аренду, а также преобразование предприятий и
организаций в акционерные общества и товарищества;
пересмотр структуры
импорта для модернизации строительной индустрии;
использование
возможностей совместного предпринимательства.
2. Решительно повысить
роль предприятий и организаций в удовлетворении жилищных потребностей
населения. Стимулировать оказание работникам материальной поддержки в
приобретении жилья, предоставление им на эти цели беспроцентных ссуд и
безвозмездной помощи. Построенное предприятиями и учреждениями за счет
собственных средств жилье должно распределяться по усмотрению трудовых
коллективов.
3. Совершить крутой
поворот в индивидуальном жилищном строительстве, преодолеть его запущенность,
поощрять инициативу граждан, изжить негативное отношение к индивидуальному
застройщику. Строительство индивидуальных домов следует рассматривать как
важное государственное дело. В этих целях:
на селе, в городах и
пригородах беспрепятственно отводить земельные участки под дома и подсобные
хозяйства, обеспечить гражданам права владения, пользования, распоряжения и
наследования застроенных участков;
осуществлять с
участием предприятий, об’единений и организаций в опережающем порядке
обустройство территории, выделенных для индивидуального жилищного
строительства, под’ездными дорогами, водоснабжением, электроэнергией, газом и
другими об’ектами инженерной и социальной инфраструктуры;
обеспечить первоочередность,
разнообразить формы и условия предоставления ссуд и кредитов на индивидуальное
жилищное строительство при одновременном повышении ответственности за его
целевое использование;
для удовлетворения
потребностей населения организовать снабженческо-торговые и
проектно-консультационные фирмы на местах, расширить услуги по предоставлению
населению напрокат строительной техники, инструмента и приспособлений,
необходимых при строительстве индивидуального жилья.
4. Придавать серьезное
значение улучшению архитектурного облика жилых домов, городов, поселков и сел,
исходя прежде всего из необходимости создания удобной среды обитания,
учитывающей национальные особенности населения. Опираться на исторически
сложившиеся системы и зоны расселения. Сдерживать развитие крупных городов,
содействовать развитию всех типов сел, фермерских поселений, малых
городов,отказаться от понятия "неперспективного" села или города.
Осуществлять
проектирование и строительство жилья различного типа и стоимости. В сельской
местности, небольших городах и поселках, специально предусмотренных
микрорайонах средних и крупных городов развивать экономичную застройку
одноквартирными домами с индивидуальными системами отопления и автономными
системами очистки.
5. В условиях
регулируемого рынка, когда жилищная проблема будет решаться прежде всего на
основе зарабатывания жилья гражданами и трудовыми коллективами, необходимо
усиление гарантий и расширение помощи государства в обеспечении жильем
инвалидов, ветеранов войны и труда, семей погибших при исполнении
государственных обязанностей, семей военнослужащих и демобилизующихся из
Вооруженных Сил СССР в связи с их сокращением, учителей, врачей и других
работников непроизводственной сферы, семей с низкими доходами. Совместно с
предприятиями, об’единениями и организациями необходимо оказывать всемерную
поддержку молодежи в решении ее жилищных проблем, в том числе путем содействия
молодым семьям в строительстве собственных домов, молодежных жилых комплексов и
кооперативов, общежитий семейного типа.
Вместе с тем вести
дело к формированию рынка жилья, чтобы каждый гражданин мог на узаконенной
основе свободно, по своему выбору, в соответствии с потребностями семьи
приобрести квартиру или дом, в том числе путем их выкупа, долгосрочного найма
или аренды в домах государственного и общественного жилого фонда.
Следует снять все
надуманные ограничения и создать условия для беспрепятственного
перераспределения и обмена жилья, стимулируя граждан, имеющих его излишки, к
переселению в квартиры меньшего размера с соответствующей денежной
компенсацией. Разрешить обменивать помещения в домах государственного и
общественного жилого фонда, жилищных и жилищно-строительных кооперативов на
жилье, принадлежащее гражданам на праве личной собственности.
Необходимо обеспечить
постепенный перевод на коммерческие основы и укрепление сферы коммунального
хозяйства.
6. Изменить систему
оплаты квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда, имея
при этом в виду:
освободить от платы за
пользование жильем в домах государственного и общественного жилищного фонда
семьи с низким доходом и низким уровнем обеспеченности жильем, определяемыми
республиканским законодательством в зависимости от местных условий, а также все
семьи, проживающие в помещениях, не отвечающих санитарным и техническим
требованиям;
установить для
граждан, проживающих в отдельных квартирах, квартплату в зависимости от размера
всей занимаемой площади и качества жилья по нормам, ставкам и в порядке,
определяемом законодательством союзных республик;
увеличить плату за
пользование излишками жилья, пересмотреть действующую систему и отменить
неоправданные льготы по дополнительной площади и по оплате жилья;
ужесточить
ответственность лиц, занимающихся спекуляцией жильем, а также уклоняющихся от
платы за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами.
7. Совету Министров
СССР совместно с другими заинтересованными организациями до 1 октября 1990 года
внести в Верховный Совет СССР предложения по пересмотру жилищного
законодательства СССР, других законодательных актов СССР, регулирующих жилищные
отношения, в соответствии с новыми подходами к решению жилищной проблемы в
стране.
&С9000275
ПРЕЗИДЕНТ
СОЮЗА СОВЕТСТКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
У+К+А+З
от 19 мая 1990 г. N 201
МОСКВА, КРЕМЛЬ
О НОВЫХ ПОДХОДАХ К РЕШЕНИЮ
ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ В СТРАНЕ
И МЕРАХ ПО ИХ ПРАКТИЧЕСКОЙ
РЕАЛИЗАЦИИ
За последние годы в
решении жилищной проблемы в СССР достигнуты определенные позитивные сдвиги. В
двенадцатой пятилетке будет построено около 650 млн. кв. метров общей площади
жилья, что почти на 100 млн. кв. метров или на 1,7 млн. квартир больше, чем в
предыдущей. За пять лет смогут улучшить жилищные условия 15 млн. семей.
Однако проведенный
анализ показал, что острота жилищной проблемы не уменьшается. Не сокращается
очередь на улучшение жилищных условий, в которой состоит 14 млн. семей. Свыше 6
млн. семей проживает в коммунальных квартирах, общежитиях или арендует жилье у
частных лиц. Почти 4,5 млн. семей располагают жилой площадью менее 5 кв. метров
на человека. В 1989 году ситуация сложилась невыполнением планов жилищного
строительства. Люди начинают сомневаться в реальности обеспечения к 2000 году каждой
семьи отдельной квартирой или домом.
Для достижения
поставленной цели необходимо построить около 30 миллионов квартир
ииндивидуальных жилых домов (как минимум, 2 миллиарда квадратных метров общей
площади). Для этого уже в 1991 году следует выйти на уровень ввода 155-160 млн.
кв. метров, а с 1995 года - 230-240 млн. кв. метров. Очевидно, что прежними
методами жилищную проблему решить невозможно. Необходим принципиально новый
подход ко всему комплексу вопросов жилищной политики.
В интересах
обеспечения конституционного права граждан на жилище п+о+с+т+а+н+о+в+л+я+ю:
Совету Министров СССР
разработать совместно с Советами Министров союзных республик и утвердить к 1
сентября 1990 года целостную систему мер решения жилищной проблемы в СССР.
При этом руководствоваться
следующими принципами:
1. Создать условия для
резкого, не менее чем вдвое, расширения жилищного строительства, которое
следует активизировать по всем линиям: государства, предприятий и организаций,
кооперативов, индивидуальных застройщиков. С этой целью осуществить:
радикальное изменение
инвестиционной политики жилищного строительства, дальнейшее перераспределение
капитальных вложений и мощностей подрядных организаций из производственной
сферы в жилищную, соответствующее перепрофилирование строительной индустрии,
выделение на сооружение жилых домов стройматериалов, высвобождаемых из
производственного строительства;
расширение финансовой
основы жилищного строительства за счет использования фондов государственных,
арендных, кооперативных предприятий, их ассоциаций и союзов, акционерных
обществ, общественных организаций, займов, кредитов банков, а также средств
населения, строительство квартир "на продажу" с немедленной оплатой и
в рассрочку. Развивать систему территориальных акционерно-коммерческих банков,
строительных кооперативов, фирм по сдаче жилья в аренду и продаже населению;
резкое наращивание
мощностей по выпуску отделочных материалов, санитарно-технического и другого
специализированного оборудования, стимулирование создания новых и расширение действующих
в этой сфере предприятий и организаций;
перепрофилирование
ряда производств машиностроения и оборонной промышленности на
программно-целевое обеспечение выпуска машин и механизмов для промышленности
строительных материалов и строительно-монтажных работ, в том числе средств
малой механизации для индивидуального строительства;
льготное
налогообложение предприятий, независимо от форм собственности, осуществляющих
проектирование, строительство об’ектов непроизводственной сферы, предприятий
промышленности строительных материалов и всех видов оборудования для
жилищно-гражданского строительства;
стимулирование
строительных организаций к переходу на прогрессивные формы хозяйствования,
децентрализация управления жилищным строительством, включая передачу государственных
предприятий и организаций в аренду, а также преобразование предприятий и
организаций в акционерные общества и товарищества;
пересмотр структуры
импорта для модернизации строительной индустрии;
использование
возможностей совместного предпринимательства.
2. Решительно повысить
роль предприятий и организаций в удовлетворении жилищных потребностей
населения. Стимулировать оказание работникам материальной поддержки в
приобретении жилья, предоставление им на эти цели беспроцентных ссуд и
безвозмездной помощи. Построенное предприятиями и учреждениями за счет
собственных средств жилье должно распределяться по усмотрению трудовых
коллективов.
3. Совершить крутой
поворот в индивидуальном жилищном строительстве, преодолеть его запущенность,
поощрять инициативу граждан, изжить негативное отношение к индивидуальному
застройщику. Строительство индивидуальных домов следует рассматривать как
важное государственное дело. В этих целях:
на селе, в городах и
пригородах беспрепятственно отводить земельные участки под дома и подсобные
хозяйства, обеспечить гражданам права владения, пользования, распоряжения и
наследования застроенных участков;
осуществлять с
участием предприятий, об’единений и организаций в опережающем порядке
обустройство территории, выделенных для индивидуального жилищного
строительства, под’ездными дорогами, водоснабжением, электроэнергией, газом и
другими об’ектами инженерной и социальной инфраструктуры;
обеспечить первоочередность,
разнообразить формы и условия предоставления ссуд и кредитов на индивидуальное
жилищное строительство при одновременном повышении ответственности за его
целевое использование;
для удовлетворения
потребностей населения организовать снабженческо-торговые и
проектно-консультационные фирмы на местах, расширить услуги по предоставлению
населению напрокат строительной техники, инструмента и приспособлений,
необходимых при строительстве индивидуального жилья.
4. Придавать серьезное
значение улучшению архитектурного облика жилых домов, городов, поселков и сел,
исходя прежде всего из необходимости создания удобной среды обитания,
учитывающей национальные особенности населения. Опираться на исторически
сложившиеся системы и зоны расселения. Сдерживать развитие крупных городов,
содействовать развитию всех типов сел, фермерских поселений, малых
городов,отказаться от понятия "неперспективного" села или города.
Осуществлять
проектирование и строительство жилья различного типа и стоимости. В сельской
местности, небольших городах и поселках, специально предусмотренных
микрорайонах средних и крупных городов развивать экономичную застройку
одноквартирными домами с индивидуальными системами отопления и автономными
системами очистки.
5. В условиях
регулируемого рынка, когда жилищная проблема будет решаться прежде всего на
основе зарабатывания жилья гражданами и трудовыми коллективами, необходимо
усиление гарантий и расширение помощи государства в обеспечении жильем
инвалидов, ветеранов войны и труда, семей погибших при исполнении
государственных обязанностей, семей военнослужащих и демобилизующихся из
Вооруженных Сил СССР в связи с их сокращением, учителей, врачей и других
работников непроизводственной сферы, семей с низкими доходами. Совместно с
предприятиями, об’единениями и организациями необходимо оказывать всемерную
поддержку молодежи в решении ее жилищных проблем, в том числе путем содействия
молодым семьям в строительстве собственных домов, молодежных жилых комплексов и
кооперативов, общежитий семейного типа.
Вместе с тем вести
дело к формированию рынка жилья, чтобы каждый гражданин мог на узаконенной
основе свободно, по своему выбору, в соответствии с потребностями семьи
приобрести квартиру или дом, в том числе путем их выкупа, долгосрочного найма
или аренды в домах государственного и общественного жилого фонда.
Следует снять все
надуманные ограничения и создать условия для беспрепятственного
перераспределения и обмена жилья, стимулируя граждан, имеющих его излишки, к
переселению в квартиры меньшего размера с соответствующей денежной
компенсацией. Разрешить обменивать помещения в домах государственного и
общественного жилого фонда, жилищных и жилищно-строительных кооперативов на
жилье, принадлежащее гражданам на праве личной собственности.
Необходимо обеспечить
постепенный перевод на коммерческие основы и укрепление сферы коммунального
хозяйства.
6. Изменить систему
оплаты квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда, имея
при этом в виду:
освободить от платы за
пользование жильем в домах государственного и общественного жилищного фонда
семьи с низким доходом и низким уровнем обеспеченности жильем, определяемыми
республиканским законодательством в зависимости от местных условий, а также все
семьи, проживающие в помещениях, не отвечающих санитарным и техническим
требованиям;
установить для
граждан, проживающих в отдельных квартирах, квартплату в зависимости от размера
всей занимаемой площади и качества жилья по нормам, ставкам и в порядке,
определяемом законодательством союзных республик;
увеличить плату за
пользование излишками жилья, пересмотреть действующую систему и отменить
неоправданные льготы по дополнительной площади и по оплате жилья;
ужесточить
ответственность лиц, занимающихся спекуляцией жильем, а также уклоняющихся от
платы за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами.
7. Совету Министров
СССР совместно с другими заинтересованными организациями до 1 октября 1990 года
внести в Верховный Совет СССР предложения по пересмотру жилищного
законодательства СССР, других законодательных актов СССР, регулирующих жилищные
отношения, в соответствии с новыми подходами к решению жилищной проблемы в
стране.
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 500.000.000 500.000.000 |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: