Основная информация

Дата опубликования: 24 августа 2010г.
Номер документа: RU29000201000614
Текущая редакция: 19
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Архангельская область
Принявший орган: Губернатор Архангельской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Указы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Об утверждении Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в исполнительных органах государственной власти Архангельской области и представительствах Архангельской области и внесении измене

ГУБЕРНАТОР АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 24 августа 2010 г. №161-у

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИССИЯХ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ УКАЗЫ ГУБЕРНАТОРА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

(В редакции указов Губернатора Архангельской области от 16.09.2011 №139-у, от 19.10.2011 №148-у, от 11.09.2012 №140-у, от 17.05.2013 №62-у, от 18.12.2013 №137-у, от 03.02.2014 №9-у, от 16.07.2014 №79-у, от 30.01.2015 №12-у, от 22.04.2015 №51-у; от 24.07.2015 №84-у; от 08.10.2015 №100-у, от 24.02.2016 №16-у, от 26.09.2016 №126-у, от 03.07.2017 №70-у, от 10.10.2017 №100-у, от 16.10.2019 №83-у, от 21.01.2020 №8-у, от 20.10.2020 №147-у)

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ “О противодействии коррупции”, Указом Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 года №821 “О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов”, статьей 5 областного закона от 26 ноября 2008 года №626-31-ОЗ “О противодействии коррупции в Архангельской области”, областным законом от 23 июня 2005 года №71-4-ОЗ “О государственной гражданской службе Архангельской области” п о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в исполнительных органах государственной власти Архангельской области и представительствах Архангельской области согласно приложению.

2. Внести в Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Архангельской области, и государственными гражданскими служащими Архангельской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Архангельской области требований к служебному поведению, утвержденное указом Губернатора Архангельской области от 15 февраля 2010 года № 9-у, следующие изменения:

1) пункты 6 и 7 изложить в следующей редакции:

«6. Основанием для осуществления проверки, предусмотренной подпунктом «а» пункта 1 настоящего Положения, является достоверная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

а) правоохранительными и налоговыми органами;

б) постоянно действующими руководящими органами политических партий (их региональных отделений) и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

в) Общественной палатой Российской Федерации.

7. Основанием для осуществления проверки, предусмотренной подпунктами «б» и «в» пункта 1 настоящего Положения, является достоверная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

а) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

б) постоянно действующими руководящими органами политических партий (их региональных отделений) и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

в) Общественной палатой Российской Федерации.»;

2) в подпункте «г» пункта 12 слова «в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы (кроме федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности)» заменить словами «(кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы»;

3) в пункте 23 слова «о несоблюдении гражданским служащим требований» заменить словами «о предоставлении гражданским служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 настоящего Положения, и о несоблюдении им требований».

3. Внести в Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей заместителя Губернатора Архангельской области, министра Архангельской области, и лицами, замещающими государственные должности заместителя Губернатора Архангельской области, министра Архангельской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности заместителя Губернатора Архангельской области, министра Архангельской области, утвержденное указом Губернатора Архангельской области от 09 марта 2010 года № 25-у, следующие изменения:

1) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:

«3. Основанием для осуществления проверки, предусмотренной подпунктом «а» пункта 1 настоящего Положения, является достоверная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

а) правоохранительными и налоговыми органами;

б) постоянно действующими руководящими органами политических партий (их региональных отделений) и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

в) Общественной палатой Российской Федерации.

4. Основанием для осуществления проверки, предусмотренной подпунктами «б» и «в» пункта 1 настоящего Положения, является достоверная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

а) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

б) постоянно действующими руководящими органами политических партий (их региональных отделений) и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

в) Общественной палатой Российской Федерации.»;

2) в пункте 18 слова «о несоблюдении лицом, замещающим государственную должность Архангельской области,» заменить словами «о представлении лицом, замещающим государственную должность Архангельской области, недостоверных или неполных сведений, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 настоящего Положения, и о несоблюдении им».».

5. Руководителям исполнительных органов государственной власти Архангельской области и представительств Архангельской области образовать комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и утвердить их составы.

6. Настоящий указ вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

Губернатор

Архангельской области

И.Ф. Михальчук

ПРИЛОЖЕНИЕ

к указу Губернатора

Архангельской области

от 24 августа 2010 года № 161-у

(в редакции указа Губернатора

Архангельской области

от 16 сентября 2011 г. № 139-у)

П О Л О Ж Е Н И Е

о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в исполнительных органах государственной власти Архангельской области и представительствах Архангельской области

I. Общие положения

Настоящим Положением в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Указом Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», статьей 5 областного закона от 26 ноября 2008 года №626-31-ОЗ “О противодействии коррупции в Архангельской области”, областным законом от 23 июня 2005 года №71-4-ОЗ “О государственной гражданской службе Архангельской области” определяется порядок образования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Архангельской области и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссии), образуемых в исполнительных органах государственной власти Архангельской области и представительствах Архангельской области (далее – государственные органы).

Комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, настоящим Положением.

Положения о комиссиях в государственных органах государственными органами не утверждаются.

Основной задачей комиссий является содействие государственным органам:

а) в обеспечении соблюдения государственными гражданскими служащими Архангельской области, замещающими должности государственной гражданской службы Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области и представительствах Архангельской области (далее – гражданские служащие), требований к служебному поведению, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами (далее – требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов);

б) в осуществлении в государственном органе мер по предупреждению коррупции.

4. Комиссия, образуемая в государственном органе, рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в государственном органе (за исключением гражданских служащих, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящего Положения).

5. Комиссия, образуемая в администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области (далее – администрация Губернатора и Правительства) как государственном органе, осуществляющем функции по управлению государственной гражданской службой Архангельской области в структуре исполнительных органов государственной власти Архангельской области, и органа Архангельской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении:

а) гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в администрации Губернатора и Правительства;

б) гражданских служащих, замещающих должности руководителей и заместителей руководителей других государственных органов.

II. Порядок образования комиссии

6. Комиссия образуется правовым актом государственного органа. Указанным актом утверждается состав комиссии. Состав комиссии утверждается персонально.

Порядок работы комиссий определяется настоящим Положением.

7. В состав комиссии, образуемой в государственном органе, входят:

а) заместитель руководителя государственного органа (председатель комиссии), руководитель подразделения кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностное лицо кадровой службы государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (секретарь комиссии), гражданские служащие из подразделения по вопросам гражданской службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений государственного органа, определяемые его руководителем;

В случае отсутствия в государственном органе должности заместителя руководителя государственного органа комиссия возглавляется непосредственно руководителем государственного органа;

б) представитель управления по вопросам противодействия коррупции и департамента государственной гражданской службы и кадров администрации Губернатора и Правительства;

в) представитель (представители) научных организаций и образовательных организаций высшего образования и дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организаций, деятельность которых связана с государственной службой.

8. В состав комиссии, образуемой в администрации Губернатора и Правительства, входят:

а) заместитель руководителя администрации Губернатора и Правительства, курирующий работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений

(пункт а в редакции указа Губернатора Архангельской области от 20.10.2020 №147-у)

а.1) начальник управления по вопросам противодействия коррупции администрации Губернатора и Правительства

(пункт а 1 в редакции указа Губернатора Архангельской области от 20.10.2020 №147-у)

а.2) заместитель руководителя администрации - директор департамента государственной гражданской службы и кадров администрации Губернатора и Правительства;

б) гражданский служащий управления по вопросам противодействия коррупции администрации Губернатора и Правительства (секретарь комиссии), гражданские служащие из подразделения по вопросам гражданской службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений государственного органа, определяемые его руководителем;

в) представитель (представители) научных организаций и образовательных организаций высшего образования и дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организаций, деятельность которых связана с государственной службой.

8.1. Применительно к настоящему Положению подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений в администрации Губернатора и Правительства является управление по вопросам противодействия коррупции администрации Губернатора и Правительства.

9. Руководитель государственного органа может принять решение о включении в состав комиссии:

а) представителя Общественной палаты Архангельской области;;

б) представителя общественной организации ветеранов, созданной в государственном органе;

в) представителя профсоюзной организации, действующей в установленном порядке в государственном органе;

г) представителя общественного совета, образованного при государственном органе в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 июля 2014 года №212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации” и указом Губернатора Архангельской области от 19 июня 2015 года №68-у “Об общественных советах при исполнительных органах государственной власти Архангельской области”.

10. На основании запроса руководителя государственного органа включать в состав комиссии лиц, указанных:

в подпункте «б» пункта 7 настоящего Положения по согласованию с управлением по вопросам противодействия коррупции и департаментом государственной гражданской службы и кадров администрации Губернатора и Правительства;

в подпункте «в» пункта 7 и подпункте «в» пункта 8 настоящего Положения по согласованию с научными организациями и образовательными организациями высшего образования и дополнительного профессионального образования, профессиональными образовательными организациями;

в пункте 9 настоящего Положения по согласованию соответственно с Общественной палатой Архангельской области, с общественной организацией ветеранов, созданной в государственном органе, с профсоюзной организацией, действующей в установленном порядке в государственном органе, с общественным советом, образованным при государственном органе.

Согласование осуществляется в 10-дневный срок со дня получения запроса.

11. В заседаниях комиссии с правом совещательного голоса участвуют:

а) непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, и определяемые председателем комиссии два гражданских служащих, замещающих в государственном органе должности гражданской службы, аналогичные должности, замещаемой гражданским служащим, в отношении которого комиссией рассматривается этот вопрос;

б) другие гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы в государственном органе; специалисты, которые могут дать пояснения по вопросам гражданской службы и вопросам, рассматриваемым комиссией; должностные лица других государственных органов, органов местного самоуправления; представители заинтересованных организаций; представитель гражданского служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, – по решению председателя комиссии, принимаемому в каждом конкретном случае отдельно не менее чем за три дня до дня заседания комиссии на основании ходатайства гражданского служащего, в отношении которого комиссией рассматривается этот вопрос, или любого члена комиссии.

Информация об участии лиц, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, с указанием фамилии, имени, отчества и замещаемой должности отражается в протоколе заседания комиссии.

12. Число членов комиссии, не замещающих должности гражданской службы в государственном органе, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

13. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

14. Состав комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.

При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена комиссии, которая может привести к конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания комиссии, он обязан до начала заседания заявить об этом. В таком случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанного вопроса.

III. Права и обязанности членов комиссий

15. Председатель комиссии:

возглавляет комиссию и руководит ее деятельностью;

назначает дату заседания комиссии;

планирует деятельность комиссии, утверждает повестку дня заседаний и созывает их заседания;

председательствует на заседаниях комиссии;

организует рассмотрение вопросов повестки дня заседания комиссии, принимает решение о рассмотрении (об отказе в рассмотрении) в ходе заседания комиссии дополнительных материалов;

определяет для участия в заседании комиссии с правом совещательного голоса двух гражданских служащих, замещающих в государственном органе должности государственной службы, аналогичные должности, замещаемой гражданским служащим, в отношении которого комиссией рассматривается этот вопрос;

рассматривает ходатайства о приглашении на заседание комиссии лиц, указанных в подпункте «б» пункта 11 настоящего Положения, принимает решение об удовлетворении (об отказе в удовлетворении) указанных ходатайств;

организует ознакомление гражданского служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей в подразделение государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и с результатами ее проверки;

ставит на голосование предложения по рассматриваемым вопросам, организует голосование и подсчет голосов членов комиссии, определяет результаты их голосования;

подписывает запросы, обращения и другие документы, направляемые от имени комиссии;

распределяет обязанности между членами комиссии.

16. Заместитель председателя комиссии исполняет отдельные полномочия по поручению председателя комиссии, а также осуществляет полномочия председателя комиссии в его отсутствие.

17. Секретарь комиссии:

организует сбор и подготовку материалов для рассмотрения на заседаниях комиссии;

готовит предложения о дате, времени и месте проведения заседания комиссии;

формирует проект повестки дня заседания комиссии;

готовит предложения о приглашении на заседание комиссии лиц, указанных в подпункте «а» пункта 11 настоящего Положения;

информирует гражданского служащего, в отношении которого рассматривается вопрос, членов комиссии, лиц, приглашенных на заседание комиссии, о вопросах, включенных в повестку дня, о дате, времени и месте проведения заседания, а также знакомит членов комиссии с материалами, представляемыми для обсуждения на заседании комиссии;

знакомит гражданского служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и с результатами ее проверки;

ведет протоколы заседаний комиссии;

осуществляет непосредственный подсчет голосов членов комиссии;

оформляет запросы, обращения и другие документы, направляемые от имени комиссии;

ведет делопроизводство комиссии.

18. Члены комиссии:

вправе знакомиться с материалами, подготовленными к заседанию комиссии;

вправе выступать и вносить предложения по рассматриваемым вопросам;

участвуют в голосовании по всем рассматриваемым вопросам;

вправе в случае несогласия с принятым комиссией решением письменно изложить свое особое мнение, которое подлежит приобщению к протоколу комиссии;

обязаны соблюдать конфиденциальность в отношении информации ограниченного доступа, ставшей им известной в связи с участием в деятельности комиссии.

19. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами.

20. Члены комиссии участвуют в ее заседаниях лично и не вправе передавать право участия в заседании комиссии иным лицам.

21. На период проведения заседания комиссии в отношении гражданского служащего, являющегося членом комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

IV. Порядок включения в состав комиссии представителей научных организаций и образовательных организаций высшего образования и дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организаций, деятельность которых связана с государственной службой

22. Руководитель государственного органа направляет запросы в научные организаций и образовательные организации высшего образования и дополнительного профессионального образования, профессиональные образовательные организации, деятельность которых связана с государственной службой, с предложением направить своих представителей для включения в состав комиссии. Запрос направляется без указания персональных данных представителей.

23. Представителями научных организаций и образовательных организаций высшего образования и дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организаций, деятельность которых связана с государственной службой, в составе комиссии могут быть граждане Российской Федерации, работающие в научных организациях и образовательных организациях высшего образования и дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организациях, деятельность которых связана с государственной службой.

Предпочтение при включении в состав комиссии в качестве представителей научных организаций и образовательных организаций высшего образования и дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организаций, деятельность которых связана с государственной службой, должно быть отдано лицам, трудовая (служебная) деятельность которых в течение трех и более лет была связана с государственной службой.

Деятельностью, связанной с государственной службой, считается преподавательская, научная или иная деятельность, касающаяся вопросов государственной службы, а также предшествующее замещение государственных должностей или должностей гражданской службы в государственных органах.

24. Руководители научных организаций и образовательных организаций высшего образования и дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организаций, деятельность которых связана с государственной службой, получив запрос с предложением направить для включения в состав комиссий своих представителей, представляют в запрашивающий государственный орган следующие сведения о работниках этих организаций, которые могут участвовать в работе комиссий:

фамилию, имя, отчество;

занимаемую должность;

информацию, позволяющую признать этого работника специалистом по вопросам, связанным с государственной службой.

25. Представители научных организаций и образовательных организаций высшего образования и дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организаций, деятельность которых связана с государственной службой, включаются в состав комиссии на добровольной основе.

Их участие в деятельности комиссий осуществляется на безвозмездной основе.

V. Порядок работы комиссии

26. Основаниями для проведения заседания комиссии являются:

а) представление представителем нанимателя в соответствии с пунктом 23 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Архангельской области, и государственными гражданскими служащими Архангельской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Архангельской области требований к служебному поведению, утвержденного указом Губернатора Архангельской области от 15 февраля 2010 года № 9-у (далее – Положение о проверке), материалов проверки, свидетельствующих:

о представлении гражданским служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 Положения о проверке;

о несоблюдении гражданским служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;

б) поступившее в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений или должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений:

обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с гражданской службы;

заявление гражданского служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

заявление гражданского служащего о невозможности выполнить требования Федерального закона от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами” (далее – Федеральный закон “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”) в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от его воли или воли его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

уведомление гражданского служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

в) предложения представителя нанимателя или любого члена комиссии, касающиеся обеспечения соблюдения гражданскими служащими требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государственном органе мер по предупреждению коррупции.

г) представление лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, материалов проверки, свидетельствующих о представлении гражданским служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам").

д) поступившее в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” и статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации в государственный орган уведомление коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином, замещавшим должность гражданской службы в государственном органе, трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, исполняемые во время замещения должности в государственном органе, при условии, что указанному гражданину комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с данной организацией или что вопрос о даче согласия такому гражданину на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации комиссией не рассматривался.

261. Обращение, указанное в абзаце втором подпункта “б” пункта 26 настоящего Положения, подается гражданином, замещавшим должность гражданской службы в государственном органе, в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений или должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушенийВ подразделении кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений или должностным лицом кадровой службы государственного органа, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, осуществляется рассмотрение обращения, по результатам которого подготавливается мотивированное заключение по существу обращения с учетом требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ “О противодействии коррупции”.

(в редакции указа Губернатора Архангельской области от 16.10.2019 №83-у)

262. Исключен указом Губернатора Архангельской области от 16.10.2019 №83-у.

263. Уведомление, указанное в подпункте “д” пункта 26 настоящего Положения, рассматривается подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений или должностным лицом кадровой службы государственного органа, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения о соблюдении гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ “О противодействии коррупции”.

264. Уведомление, указанное в абзаце пятом подпункта «б» пункта 26 настоящего Положения, рассматривается подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностным лицом кадровой службы государственного органа, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которые осуществляют подготовку мотивированного заключения по результатам рассмотрения указанного уведомления.

265. При подготовке мотивированного заключения по результатам  рассмотрения обращения, указанного в абзаце втором подпункта «б» пункта 26 настоящего Положения, или уведомлений, указанных в абзаце пятом подпункта «б» и подпункте «д» пункта 26 настоящего Положения, должностные лица подразделения кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностное лицо кадровой службы государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, имеют право проводить собеседование с гражданским служащим, представившим обращение или соответствующее уведомление, получать от него письменные объяснения, а руководитель государственного органа или его заместитель, специально на то уполномоченный, может направлять в установленном порядке запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации.

Обращение или уведомление, а также заключение и иные материалы, полученные в ходе предварительного рассмотрения уведомления, в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, представляются председателю комиссии.

В случае направления запросов, указанных в абзаце первом настоящего пункта,  уведомление, а также заключение и иные материалы представляются председателю комиссии в течение 45 календарных дней со дня поступления уведомления в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.

266. Мотивированные заключения, предусмотренные пунктами 261, 263 и 264 настоящего Положения, должны содержать:

а) информацию, изложенную в обращении, указанном в абзаце втором подпункта «б» пункта 26 настоящего Положения, или уведомлениях, указанных в абзаце пятом подпункта «б» и подпункте «д» пункта 26 настоящего Положения;

б) информацию, полученную от государственных органов, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций на основании запросов;

в) мотивированный вывод по результатам предварительного рассмотрения обращения, указанного в абзаце втором подпункта «б» пункта 26 настоящего Положения, или уведомлений, указанных в абзаце пятом подпункта «б» и подпункте «д» пункта 26 настоящего Положения, а также рекомендации для принятия одного из решений в соответствии с пунктами 38, 392, 394 настоящего Положения или иного решения.

27. Информация, указанная в пункте 26 настоящего Положения, должна быть представлена в письменном виде.

271. Документы, содержащие основания для проведения заседания комиссии, подлежат обязательной регистрации в журнале регистрации входящей информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее — журнал).

Секретарь комиссии ведет журнал по форме согласно приложению к настоящему Положению.

Листы журнала прошиваются и нумеруются. Запись о количестве листов заверяется на последней странице подписью руководителя государственного органа и печатью государственного органа.

Журнал хранится в течение 5 лет со дня регистрации в нем последней информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии, после чего передается в архив.

28. Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

29. Председатель комиссии в 10-дневный срок со дня поступления информации, указанной в пункте 26 настоящего Положения, назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления указанной информации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 291 и 292 настоящего Положения.

В случае если в комиссию поступила информация о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, председатель комиссии немедленно информирует об этом представителя нанимателя в целях принятия им следующих мер по предотвращению конфликта интересов:

усиление контроля за исполнением гражданским служащим его должностных обязанностей;

отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы (недопущение к исполнению должностных обязанностей) на период урегулирования конфликта интересов или иные меры.

(в редакции указа Губернатора Архангельской области от 21.01.2020 №8-у)

На период урегулирования конфликта интересов представитель нанимателя вправе отстранить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей). Представитель нанимателя отстраняет гражданского служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей)

(абзац введен указом Губернатора Архангельской области от 21.01.2020 №8-у)

291. Заседание комиссии по рассмотрению заявлений, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта “б” пункта 26 настоящего Положения, как правило, проводится не позднее одного месяца со дня истечения срока, установленного для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

292. Уведомление, указанное в подпункте “д” пункта 26 настоящего Положения, как правило, рассматривается на очередном (плановом) заседании комиссии.

30. По письменному запросу председателя комиссии представитель нанимателя или руководитель специально уполномоченного им подразделения государственного органа представляет дополнительные сведения, необходимые для работы комиссии, а также запрашивает для представления в комиссию сведения от других государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.

31. Секретарь комиссии решает организационные вопросы, связанные с подготовкой заседания комиссии, а также извещает членов комиссии о дате, времени и месте заседания, о вопросах, включенных в повестку дня.

Секретарь комиссии организует ознакомление гражданского служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с поступившей информацией и с результатами ее проверки.

32. Заседание комиссии считается правомочным, если в нем участвует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности гражданской службы в государственном органе, недопустимо.

33. Заседание комиссии проводится, как правило, в присутствии гражданского служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, или гражданина, замещавшего должность гражданской службы в государственном органе. О намерении лично присутствовать на заседании комиссии гражданский служащий или гражданин указывает в обращении, заявлении или уведомлении, представляемых в соответствии с подпунктом «б» пункта 26 настоящего Положения.

331. Заседания комиссии могут проводиться в отсутствие гражданского служащего или гражданина в случае:

а) если в обращении, заявлении или уведомлении, предусмотренных подпунктом «б» пункта 26 настоящего Положения, не содержится указания о намерении гражданского служащего или гражданина лично присутствовать на заседании комиссии;

б) если гражданский служащий или гражданин, намеревающиеся лично присутствовать на заседании комиссии и надлежащим образом извещенные о времени и месте  его проведения, не явились на заседание комиссии.

34. На заседании комиссии заслушиваются пояснения гражданского служащего или гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы в государственном органе (с их согласия), и иных лиц, рассматриваются материалы по существу вынесенных на данное заседание вопросов, а также дополнительные материалы.

35. Члены комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы комиссии.

36. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта «а» пункта  26 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что сведения, представленные гражданским служащим в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Положения о проверке, являются достоверными и полными;

б) установить, что сведения, представленные гражданским служащим в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Положения о проверке, являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует представителю нанимателя применить к гражданскому служащему дисциплинарное взыскание.

37. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце третьем подпункта «а» пункта 26 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что гражданский служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов;

б) установить, что гражданский служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует представителю нанимателя указать гражданскому служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к гражданскому служащему дисциплинарное взыскание.

38. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта «б» пункта 26 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ.

39. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце третьем подпункта «б» пункта 26  настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) признать, что причина непредставления гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является объективной и уважительной;

б) признать, что причина непредставления гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не является уважительной. В этом случае комиссия рекомендует гражданскому служащему принять меры по представлению указанных сведений;

в) признать, что причина непредставления гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей необъективна и является способом уклонения от представления указанных сведений. В этом случае комиссия рекомендует представителю нанимателя применить к гражданскому служащему дисциплинарное взыскание.

391. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце четвертом подпункта “б” пункта 26 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) признать, что обстоятельства, препятствующие выполнению требований Федерального закона “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”, являются объективными и уважительными;

б) признать, что обстоятельства, препятствующие выполнению требований Федерального закона “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”, не являются объективными и уважительными. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности.

392. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце пятом подпункта «б» пункта 26 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) признать, что при исполнении гражданским служащим должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует;

б) признать, что при исполнении гражданским служащим должностных обязанностей личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае комиссия рекомендует гражданскому служащему и (или) руководителю государственного органа принять меры по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения;

в) признать, что гражданский служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

39.3. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте "г" пункта 26 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) признать, что сведения, представленные гражданским служащим в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", являются достоверными и полными;

б) признать, что сведения, представленные гражданским служащим в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует представителю нанимателя применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности и (или) направить материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

394. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте “д” пункта 26 настоящего Положения, комиссия принимает в отношении гражданина, замещавшего должность государственной службы в государственном органе, одно из следующих решений:

а) дать согласие на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

б) установить, что замещение им на условиях трудового договора должности в коммерческой или некоммерческой организации и (или) выполнение в коммерческой или некоммерческой организации работ (оказание услуг) нарушают требования статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ “О противодействии коррупции”. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и уведомившую организацию.

40. По итогам рассмотрения вопросов, указанных в подпунктах “а”, “б”, “г” и “д” пункта 26 настоящего Положения, и при наличии к тому оснований комиссия может принять иное решение, чем это предусмотрено пунктами подпунктами 36 – 39, 391 – 394и 393 настоящего Положения. Основания и мотивы принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания комиссии.

41. По итогам рассмотрения вопроса, предусмотренного подпунктом «в» пункта 26 настоящего Положения, комиссия принимает соответствующее решение.

42. Решения комиссии по вопросам, указанным в пункте 26 настоящего Положения, принимаются тайным голосованием (если комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

При осуществлении тайного голосования голосование осуществляется посредством проставления членами комиссии соответствующих отметок на неперсонифицированных бюллетенях.

Непосредственный подсчет голосов производится секретарем комиссии в присутствии членов комиссии путем оглашения бюллетеней.

При равенстве голосов решение считается принятым в пользу гражданского служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос.

43. Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принявшие участие в ее заседании.

Решения комиссии, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта «б» пункта 26 настоящего Положения, носят рекомендательный характер. Решение, принимаемое по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта «б» пункта  26 настоящего Положения, носит обязательный характер.

44. В протоколе комиссии указываются:

а) дата заседания комиссии, фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;

б) формулировка каждого из рассматриваемых на заседании комиссии вопросов с указанием фамилии, имени, отчества, должности гражданского служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;

в) предъявляемые к гражданскому служащему претензии, материалы, на которых они основываются;

г) содержание пояснений гражданского служащего и других лиц по существу предъявляемых претензий;

д) фамилии, имена, отчества выступивших на заседании лиц и краткое изложение их выступлений;

е) источник информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии, дата поступления информации в государственный орган;

ж) другие сведения;

з) результаты голосования;

и) решение и обоснование его принятия.

45. Член комиссии, не согласный с решением комиссии, вправе в письменном виде изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии и с которым должен быть ознакомлен гражданский служащий.

46. Копии решения комиссии в течение семи дней со дня его принятия направляются руководителю государственного органа (представителю нанимателя), полностью или в виде выписок из него – гражданскому служащему, а также по решению комиссии – иным заинтересованным лицам.

47. Руководитель государственного органа (представитель нанимателя) обязан рассмотреть протокол заседания комиссии и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции. О рассмотрении рекомендаций комиссии и принятом решении руководитель государственного органа (представитель нанимателя) в письменной форме уведомляет комиссию в месячный срок со дня поступления к нему протокола заседания комиссии. Решение руководителя государственного органа оглашается на ближайшем заседании комиссии и принимается к сведению без обсуждения.

48. Решение комиссии может быть обжаловано гражданским служащим в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

49. В случае установления комиссией обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) гражданского служащего, информация об этом представляется представителю нанимателя для решения вопроса о применении к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

50. В случае установления комиссией факта совершения гражданским служащим действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные органы в 3-дневный срок, а при необходимости – немедленно.

51. Копия протокола заседания комиссии или выписка из него приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого рассмотрен вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

511. Выписка из решения комиссии, подписанная секретарем комиссии и заверенная печатью государственного органа, вручается гражданину, замещавшему должность государственной службы в государственном органе, в отношении которого рассматривался вопрос, указанный в абзаце втором подпункта “б” пункта 26 настоящего Положения, под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением по указанному им в обращении адресу не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения соответствующего заседания комиссии.

52. Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности комиссии, а также информирование членов комиссии о вопросах, включенных в повестку дня, о дате, времени и месте проведения заседания, ознакомление членов комиссии с материалами, представляемыми для обсуждения на заседании комиссии, осуществляются подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений или должностными лицами кадровой службы государственного органа, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

53. Информация о проведенных заседаниях комиссии и о принятых комиссией решениях размещается на странице государственного органа в разделе “Противодействие коррупции” на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” ежемесячно в соответствии с требованиями, утвержденными указом Губернатора Архангельской области.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Положению о комиссиях по

соблюдению требований к

служебному поведению и

урегулированию конфликта

интересов в исполнительных органах

государственной власти

Архангельской области и

представительствах Архангельской

области

ЖУРНАЛ

регистрации входящей информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии но соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

Регистра­ционный номер

Дата поступ­ления

Данные обратившегося лица (ФИО, должность (ранее замещаемая должность)

Краткое содержание информации

ФИО, должность лица, принявшего информацию.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ГАЗЕТА "ВОЛНА" № 35 от 31.08.2010
Рубрики правового классификатора: 020.020.020 Государственная служба субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать