Основная информация

Дата опубликования: 03 ноября 1998г.
Номер документа: В199804998
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Тип документа: Указания

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В199804998

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                           03.11.98 N 3

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                         10.11.98 N 76/7

УКАЗАНИЕ

О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВЕ ГРАЖДАН НА СВОБОДУ

ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА

Обобщение практики прокурорского надзора за исполнением Федеральных законов "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", "О беженцах", "О вынужденных переселенцах" свидетельствует о распространенности грубых нарушений федерального законодательства, регулирующего миграцию населения.

По сообщениям прокуроров права граждан, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев, ущемляются отдельными должностными лицами представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел, жилищных органов, органов социальной защиты, служб занятости.

Факты принятия органами власти субъектов Российской Федерации правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству, вскрыты в республиках Адыгея и Кабардино-Балкария, Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области, г.Санкт-Петербурге и некоторых других регионах.

Одновременно в ряде субъектов Российской Федерации имели место случаи произвольного изменения установленного законодательством порядка регистрации вынужденных переселенцев и беженцев по месту пребывания и по месту жительства.

Органы региональной и местной власти неправомерно наделяли подразделения милиции не предусмотренными законодательством полномочиями, что выражалось в искусственном воспрепятствовании гражданам в прибытии в определенные местности, а также в незаконном применении к ним мер административного принуждения и взимании различных сборов (Республика Северная Осетия - Алания, Астраханская и Московская области, г.Москва и др.).

В Кабардино-Балкарии отдельные сотрудники милиции непосредственно принимали участие в массовых акциях протеста против поселения в республике лиц других национальностей.

Несмотря на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 4-П, признавшего не соответствующими Конституции Российской Федерации пункты 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, не принималось мер по отмене незаконных решений в отношении мигрантов, а регистрация граждан ставилась в зависимость от нормы жилой площади, фактического состояния жилья, сроков проживания граждан по месту пребывания и наличия родственных отношений.

Не отвечает требованиям, предъявляемым к решению затронутой проблемы, прокурорский надзор, который в отдельных регионах имеет больше созерцательный характер. Органы прокуратуры порой примиренчески относятся к ущемлению прав и свобод граждан. Принимаемые по этим вопросам меры прокурорского реагирования зачастую неадекватны сложившейся обстановке, носят запоздалый характер и не всегда сопровождаются фактическим устранением выявленных нарушений.

Не достигнуто должное взаимодействие с общественными правозащитными организациями по защите законных прав беженцев и вынужденных переселенцев.

С учетом изложенного предлагаем:

1. Рассмотреть в IV квартале 1998 г. на координационных совещаниях правоохранительных органов субъектов Российской Федерации складывающуюся практику соблюдения законодательства в области свободы передвижения граждан, выбора ими места пребывания и жительства, выработать согласованные меры по пресечению нарушений прав мигрантов.

2. Установить постоянные деловые контакты с общественными правозащитными организациями и обеспечить оперативное реагирование на поступающую от них информацию о нарушении прав и свобод граждан.

3. Прокурорам субъектов Российской Федерации проанализировать (в срок до 20 декабря 1998 г.) принятые органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативные акты, определяющие порядок въезда граждан в отдельные регионы и постановки их на регистрационный учет (снятия с регистрационного учета). Принять исчерпывающие меры к отмене актов, противоречащих Конституции Российской

Федерации, федеральному законодательству и постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации.

4. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, 8 ГУ МВД России:

4.1. Обеспечить в деятельности паспортно-визовых подразделений строгое соблюдение действующего законодательства о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также правил регистрационного учета населения.

4.2. Активизировать работу по профилактике правонарушений в жилом секторе, розыску преступников, лиц, скрывающихся от следствия и суда, без вести пропавших, граждан, утративших связь с родственниками, а также лиц, уклоняющихся от исполнения решений судов по искам.

4.3. Практиковать совместно с органами прокуратуры проведение проверок по соблюдению физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов, касающихся регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства. Принимать эффективные меры по устранению выявленных недостатков.

5. О проделанной работе доложить к 1 февраля 1999 года в порядке ведомственной подчиненности в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации.

6. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Чайку Ю.Я. и заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации Латышева П.М.

Генеральный прокурор

Российской Федерации                               Ю.И. Скуратов

Министр внутренних дел

Российской Федерации                               С.В. Степашин

[отформатировано: 23.09.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.040.000 Административно-правовые режимы, 020.040.060 Паспортный и визовый режимы (см. также 160.050.020), 160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка, 160.040.000 Безопасность общества, 160.050.000 Безопасность личности, 160.050.020 Паспортно-визовая служба. Регистрационный учет (см. также 020.040.060), 190.000.000 Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат, 190.010.000 Прокуратура, 190.010.030 Прокурорский надзор

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать