Основная информация

Дата опубликования: 09 ноября 2005г.
Номер документа: RU175153022005001
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Тыва
Принявший орган: Хурал представителей сельского поселения сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва
Раздел на сайте: Уставы муниципальных образований
Тип документа: Уставы МО

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Модельный Устав поселения

ХУРАЛ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СУМОНА

КЫЗЫЛ-ДАГ ЧАА-ХОЛЬСКОГО КОЖУУНА

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

от «09» ноября 2005 г.

№ 9

Утратил силу в связи с принятием Устава сельского поселения сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна от 22.03.2008 № 9 НГР RU175153022008001

УСТАВ

СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

«СУМОН КЫЗЫЛ-ДАГ ЧАА-ХОЛЬСКОГО КОЖУУНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

      Действуя на основании Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, Конституции Республики Тыва, законов Республики Тыва, проявляя уважение к историческим и культурным традициям поселения, Хурал представителей сумона Кызыл-Даг Чаа-Хольского кожууна принимает настоящий Устав.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и термины

1. Понятия и термины настоящего Устава используются в следующие термины и понятия:

  сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

поселение - сельское поселение;

муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения населением непосредственно  или через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами республики Тыва;

муниципальное образование - сельское поселение, муниципальный район;

межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений;

вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения сельского поселения, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Тыва, Законами Российской Федерации, Законами Республики Тыва, настоящим Уставом  осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

вопросы местного значения межпоселенческого характера - часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением или органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно;

органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

муниципальные выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Республики Тыва, федеральными и республиканскими законами, Уставом в целях формирования представительного органа местного самоуправления;

избирательная комиссия - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов в представительные органы муниципального образования сельского поселения;

депутат - член представительного органа поселения, муниципального района;

должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;

муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер;

В настоящем Уставе и иных нормативных правовых актах сумона Кызыл-Даг Чаа-Хольского кожууна слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

административный центр сельского поселения, муниципального района - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом Республики Тыва находится представительный орган соответствующего сельского поселения.

              муниципальная собственность - собственность сельского поселения  (сумона);

              местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые Хуралом представителей сумона Кызыл-Даг Чаа-Хольского  кожууна Республики Тыва;

              муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий;

Статья 2. Устав муниципального образования

      1.Настоящий Устав является основным нормативным правовым актом поселения, устанавливающим систему местного самоуправления, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и гарантии его осуществления на территории поселения. Все другие акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить данному Уставу.

      2.Положения настоящего Устава обязательны для исполнения всеми юридическими лицами, расположенными или действующими на территории поселения независимо от их организационно-правовых форм, а также физическими лицами и их объединениями.

Статья 3. Местное самоуправление

      1.Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

      2.Местное самоуправление в поселении - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Тыва, законами Республики Тыва, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления  направленная на защиту интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

ГЛАВА II . СТАТУС И СОСТАВ ТЕРРИТОРИИ

Статья 4. Наименование и статус поселения

1.Наименование муниципального образования -  сумон Кызыл-Даг.

2.Статус муниципального образования - сельское поселение.

3.В настоящем Уставе понятия сумон и сельское поселение являются равнозначными.

Статья 5. Границы и состав территории поселения

        1.Границы территории поселения установлены  Законом Республики Тыва «О статусе и границах муниципальных образований Республики Тыва»

        2.Территория поселения входит в состав территории муниципального района "Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва"

Статья 6. Официальные символы и порядок их использования

        1.Поселение имеет официальные символы – герб, флаг, эмблему, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.

        2.Порядок использования официальных символов устанавливается нормативным правовым актом представительного органа поселения.

ГЛАВА III . ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПОСЕЛЕНИИ

Статья 7. Вопросы местного значения

1.К вопросам местного значения поселения относятся:

1)формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2)установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3)владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4)организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5)содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

6)обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7)создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

8)участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9)обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10)создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11)организация библиотечного обслуживания населения;

12)создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

13)охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

14)обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

15)создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

16)оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;

17)формирование архивных фондов поселения;

18)организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

19)организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

20)утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

21)организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

22)организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

23)организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

24)создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

25)организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;

26)осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

27)создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения.

2.Органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Республики Тыва, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Республики Тыва).

Статья 8.Полномочия органов местного самоуправления поселения

1.В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения обладают следующими полномочиями:

1)принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2)установление официальных символов муниципального образования;

3)создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4)установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5)организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6)принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7)учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

8)осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

9)иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

2.Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 8, 9, 15 и 19 части 1 статьи 7 настоящего Устава.

К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

3.Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Статья 9. Отдельные государственные полномочия органов местного самоуправления поселения

        1.Полномочия органов местного самоуправления поселения, установленные федеральными законами и законами Республики Тыва, по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления поселения.

       2.Наделение органов местного самоуправления поселения отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями Республики Тыва - законами Республики Тыва.

       3.Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения, осуществляется только за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из соответствующих бюджетов.

       4.Органы местного самоуправления поселения несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных поселению на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

ГЛАВА I V. УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 10.Права граждан на осуществление местного  самоуправления

         1.Граждане, проживающие на территории поселения, осуществляют местное самоуправление путем референдумов, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления граждан, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

        2.Иностранные граждане постоянно или преимущественно проживающие на территории поселения, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

        3.Граждане, проживающие на территории поселения, имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Статья 11. Гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления

         1.На территории поселения действуют все гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Тыва, законами Республики Тыва.

        2.Органы местного самоуправления поселения обязаны принимать все предусмотренные законодательством меры по защите прав населения на осуществление местного самоуправления.

Статья 12. Местный референдум

        1.В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения поселения проводится местный референдум.

       2.Местный референдум проводится на всей территории поселения.

       3.Решение о проведении местного референдума принимается Хуралом представителей поселения:

        1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории поселения, имеющими право на участие в местном референдуме;

        2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

       3) по инициативе Хурала представителей поселения и председателя администрации поселения, выдвинутой ими совместно.

       4. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять  5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории поселения в соответствии с федеральным законом, законом Республики Тыва.

        Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями оформляется в порядке, установленном федеральным законом и законом Республики Тыва «О местном референдуме в Республике Тыва».

        Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно Хуралом представителей поселения и председателем администрации, оформляется правовыми актами Хурала представителей поселения и председателя администрации.

      5.Хурал представителей поселения назначает местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в Хурал представителей поселения документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума.

В случае если местный референдум не назначен Хуралом представителей поселения в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы поселения, органов государственной власти Республики Тыва или прокурора. В случае если местный референдум назначен судом, местный референдум организуется избирательной комиссией поселения.

      6.В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах поселения. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

      7.Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию.

      8.Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории поселения и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления поселения.

     10.Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления поселения, прокурором, иными уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

     11.Гарантии права граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом, порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом Республики Тыва.

Статья 13. Муниципальные выборы

1. Выборы депутатов Хурала представителей поселения , главы поселения осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Решение о назначении выборов депутатов Хурала представителей поселения , главы поселения принимается Хуралом представителей  за 85 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

3. Если выборы не будут назначены в указанный срок Хуралом представителей , выборы назначаются муниципальной избирательной комиссией поселения за 75 дней до дня голосования.

4. Решение муниципальной избирательной комиссии поселения о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

5. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Республики Тыва.

6. Днем голосования на выборах является второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий депутатов Хурала представителей, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

7. Депутаты Хурала представителей избираются по одномандатным (один округ - один мандат) избирательным округам, образуемым на территории поселения, на основе единой нормы представительства избирателей.

Единая норма представительства избирателей на один одномандатный избирательный округ определяется путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории поселения и зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"  и Законом Республики Тыва «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Тыва», на 11 депутатских мандатов Хурала представителей.

8. Выборы главы поселения проводятся по одному избирательному округу, включающему всю территорию поселения.

9. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 14. Голосование по отзыву депутата, главы поселения

1. Голосование по отзыву депутата Хурала представителей поселения (далее – депутат), главы поселения проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом Республики Тыва для проведения местного референдума, с учётом особенностей, предусмотренных Федеральным законом « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» .

2. Выдвижение инициативы проведения отзыва депутата, главы поселения не может быть осуществлено ранее, чем через 6 месяцев со дня регистрации избирательной комиссией поселения избранного депутата, вступления в должность главы поселения и позднее, чем за 12 месяцев до окончания установленного срока их полномочий.

Датой внесения предложения об отзыве депутата, главы поселения считается дата поступления ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению отзыва (далее по тексту настоящей статьи - инициативная группа) в избирательную комиссию поселения.

4. Основанием для отзыва депутата, главы поселения являются однократное грубое  нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Тыва, законов Республики Тыва, настоящего Устава, иных муниципальных правовых актов. Указанные нарушения проявляются в форме конкретных противоправных решений или действия (бездействия) и могут служить основанием для отзыва в случае их подтверждения в судебном порядке.

5. Под грубым нарушением правовых актов понимается:

решение, действие (бездействие) депутата, главы поселения, повлекшие за собой нарушения прав и свобод значительного числа граждан;

нарушение срока издания главой поселения муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого на местном референдуме.

Под систематическим нарушением правовых актов понимается совершение депутатом, главой поселения двух и более нарушений, повлёкших нарушения прав и свобод граждан, иных нарушений, подтверждённых в судебном порядке.

6. Выдвижение инициативы проведения отзыва возможно только в связи с правонарушениями, совершёнными в период текущего срока полномочий: депутатом со дня регистрации его избрания муниципальной избирательной комиссией поселения, а главой поселения со дня его вступления в должность.

Предложение о проведении голосования по отзыву может быть внесено не позднее чем через 6 месяцев со дня совершения либо со дня, когда инициативной группе стало известно о совершении депутатом, главой поселения последнего правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.

7. При совершении депутатом, главой поселения правонарушений, предусмотренных частью 4 настоящей статьи (кроме грубого правонарушения), инициативная группа письменно предупреждает соответственно депутата, главу поселения впредь не допускать правонарушений, которые могут служить основанием для их отзыва.

8. Инициативная группа вправе принять решение о выдвижении инициативы проведения голосования по отзыву депутата, главы поселения в случае:

либо совершения депутатом, главой поселения  грубого правонарушения впервые;

либо совершения повторно правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.

Инициативная группа обязана письменно уведомить депутата, главу поселения о времени и месте проведения своего собрания (заседания) по выдвижению инициативы проведения голосования по его отзыву. Лицо, в отношении которого выдвигается инициатива проведения голосования по отзыву, вправе присутствовать при рассмотрении этого вопроса на собрании (заседании) и давать устные или представлять письменные объяснения.

9. Инициативная группа обращается с ходатайством о регистрации в муниципальную избирательную комиссию поселения, которая со дня его получения действует в качестве комиссии отзыва.

В ходатайстве инициативной группы должны быть указаны сведения и приложены документы, предусмотренные федеральными законами, законом Республики Тыва для проведения местного референдума, а также:

1) указано правонарушение (правонарушения), послужившее (послужившие) основанием для выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву с приложением решения суда (официально заверенной копии), подтверждающего совершение депутатом, главой поселения правонарушения (правонарушений);

2) протокол собрания (заседания) инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения голосования по отзыву;

10. Избирательная комиссия поселения в течение пятнадцати дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям федеральных законов, закону Республики Тыва и настоящему Уставу о регистрации инициативной группы, в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

В случае регистрации инициативной группы избирательная комиссия поселения выдаёт ей регистрационное свидетельство и удостоверения её членам, а также доводит информацию о регистрации инициативной группы до населения. Избирательная комиссия поселения извещает о принятом решении Хурал представителей поселения и лицо, в отношении которого выдвинута инициатива проведения голосования по отзыву, а также по просьбе указанного лица предоставляет ему копии решения о регистрации инициативной группы, ходатайства о её регистрации и приложенных к нему документов.

В случае отказа инициативной группе в регистрации, ей выдаётся соответствующее решение, в котором указываются основания отказа.

11. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву, составляет 5 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории поселения либо 5 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа.

В подписном листе, форма которого утверждается избирательной комиссией поселения , указывается правонарушение (правонарушения), послужившее (послужившие) основанием для выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву.

12. При рассмотрении Хуралом представителей поселения вопроса о назначении голосования по отзыву лицо, в отношении которого выдвинута инициатива проведения голосования по отзыву, вправе дать устные или представить письменные объяснения. При принятии решения депутат, глава поселения в отношении которого выдвинута инициатива проведения голосования по отзыву, в голосовании не участвует.

13. Голосование по отзыву должно быть проведено не позднее чем через 65 дней со дня принятия решения о назначении голосования по отзыву. Указанное решение подлежит официальному обнародованию не менее чем за 45 дней до дня голосования.

14. Депутат, глава поселения имеет право дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для его отзыва.

15. Глава поселения, депутат считается отозванным, если за его отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в поселении, либо соответствующем избирательном округе.

16. Избирательная комиссия поселения регистрирует отзыв депутата, главы  поселения в день определения результатов голосования по отзыву.

17. Итоги голосования по отзыву депутата, главы поселения и принятые решения подлежат официальному обнародованию.

18. Члены инициативной группы, не собравшей в установленный срок требуемое количество подписей, не могут повторно выступать с инициативой проведения голосования по отзыву того же депутата, главы поселения по тем же основаниям ранее, чем через один год с последнего дня периода сбора подписей.

В случае принятия решения об отказе в проведении голосования по отзыву члены соответствующей инициативной группы не могут в течение одного года со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения голосования по отзыву того же депутата, главы поселения по тем же основаниям.

Если отзыв был признан несостоявшимся или по результатам голосования депутат, глава поселения не был отозван, повторное выдвижение инициативы проведения голосования по его отзыву по тем же основаниям возможно не ранее чем через один год со дня официального обнародования общих результатов отзыва.

Статья 15.Голосование по вопросам изменения границ поселения, преобразования поселения

       1.Голосование по вопросам изменения границ поселения, преобразования поселения назначается Хуралом представителей поселения и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Республики Тыва «О местном референдуме в Республике Тыва».

      2.Голосование по вопросам изменения границ поселения, преобразования поселения считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей поселения или части поселения, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ поселения, преобразование поселения считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей поселения или части поселения.

      3.Итоги голосования по вопросам изменения границ поселения, преобразования поселения и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 16.Территориальное общественное самоуправление

       1.Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

       2.Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселении непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

       3.Территориальное общественное самоуправление поселения может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: группа жилых домов;  сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

       4.Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление поселения, устанавливаются Хуралом представителей поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

       5.Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

       6.Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления Хуралом представителей поселения.

        7.Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета, порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяются Положением о территориальном общественном самоуправлении, утверждаемым Хуралом представителей поселения.

Статья 17. Собрание и конференция граждан

       1.Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления поселения и должностных лиц местного самоуправления поселения, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории поселения могут проводиться собрания граждан.

       2.Собрание граждан проводится по инициативе населения, Хурала представителей поселения, главы поселения, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

       3.Полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан.

       4.Порядок назначения и проведения собрания и конференции граждан, а также полномочия собрания граждан определяется Положением о собраниях и конференциях граждан, утверждаемым Хуралом представителей поселения, уставом территориального общественного самоуправления.

       5.Итоги проведения собрания и конференции граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 18. Правотворческая инициатива граждан

       1.Под правотворческой инициативой понимается право граждан вносить в органы местного самоуправления поселения проекты правовых актов по вопросам местного значения.

       2.С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан поселения, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном правовым актом Хурала представителей поселения.

      3.Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

      4.Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Статья 19. Публичные слушания

      1.Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей поселения Хуралом представителей поселения, главой поселения могут проводиться публичные слушания.

     2.Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативными правовыми актами Хурала представителей поселения.

     3. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию (опубликованию).

Статья 20 . Опрос граждан

     1.Опрос граждан проводится на всей территории или на части территории поселения для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

     2.В опросе граждан имеют право участвовать жители поселения, обладающие избирательным правом.

     3.Опрос граждан проводится по инициативе Хурала представителей поселения или главы поселения - по вопросам местного значения, а также по инициативе государственной власти Республики Тыва – для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

      4.Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется нормативным правовым актом Хурала представителей поселения.

      5.Решение о назначении опроса граждан принимается Хуралом представителей поселения.

      6.Жители поселения должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

      7.Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется за счет средств местного бюджета - при проведении его по инициативе органов местного самоуправления поселения.

Статья 21. Обращения граждан в органы местного самоуправления

       1.Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

       2.Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.

       3.Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются закона Республики Тыва и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом Хурала представителей поселения.

      4.За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления  устанавливается административная ответственность в соответствии с законодательством Республики Тыва.

ГЛАВА V. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОСЕЛЕНИЯ

Статья 22. Органы местного самоуправления сумона

       1.Структуру органов местного самоуправления сумона составляют:

   -представительный орган - Хурал представителей сумона Кызыл-Даг;

   -глава муниципального образования - Глава  сумона Кызыл-Даг;

   -исполнительно-распорядительный орган – администрация сумона;

   -контрольный орган – ревизионная комиссия;

     Органы местного самоуправления сумона обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

      2.Органы местного самоуправления сумона не входят в систему органов государственной власти.

      3.Изменение структуры органов местного самоуправления сумона осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав.

      4.Решение Хурала представителей сумона об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Хурала представителей сумона, принявшего указанное решение.

      5.Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления сумона осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета сумона.

Статья 23. Хурал представителей сумона

      1.Представительный орган местного самоуправления сумона состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.

      2.Хурал представителей сумона состоит из 11 депутатов.

      3.Хурал представителей сумона обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством.

      4.Хурал представителей сумона может осуществлять свои полномочия после избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

      5.Заседание Хурала представителей считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленной численности депутатов. 

      6.Расходы на обеспечение деятельности Хурала представителей сумона предусматриваются в бюджете поселения отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

      7.Хуралу представителей принадлежит право от лица всего населения сумона принимать решения по вопросам своего ведения.

      8.В исключительной компетенции Хурала представителей сумона находится:

       1) принятие устава сумона и внесение в него изменений и дополнений;

       2) утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении;

       3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

       4)принятие планов и программ развития сумона, утверждение отчетов об их исполнении;

       5)определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

       6)определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

       7)определение порядка участия сумона в организациях межмуниципального сотрудничества;

       8)определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

       9)контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Статья 24.Досрочное прекращение полномочий Хурала представителей сумона

1.Полномочия Хурала представителей поселения могут быть прекращены досрочно :

1) в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

2) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается не менее двух третей голосов от числа депутатов, установленного настоящим Уставом для Хурала представителей.

3) в случае вступления в силу решения Верховного суда Республики Тыва  о неправомочности данного состава депутатов Хурала представителей поселения, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) в случае преобразования поселения;

2. Досрочное прекращение полномочий Хурала представителей поселения влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

3. В случае досрочного прекращения полномочий Хурала представителей поселения, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

              Статья 25.Порядок созыва и проведения заседаний Хурала представителей  сумона

1.Основной формой работы Хурала представителей являются его заседания.

          2.Первое организационное заседание сессии Хурала представителей созывает Глава сумона не позднее, чем в двухнедельный срок после его избрания  в присутствии 2/3 установленного числа депутатов Хурала представителей и открывается председателем избирательной комиссии сумона.

3.Заседания Хурала представителей могут быть очередными и внеочередными.

4.Очередные заседания сессии созываются по мере необходимости, но не реже четырех раз в год.

5.Созывает заседания сессии и председательствует на них председатель Хурала представителей сумона.

          6.Внеочередные заседания Хурала представителей сумона, для рассмотрения вопросов не терпящих отлагательств, созываются:

             -по инициативе Главы сумона;

             -по инициативе председателя Хурала представителей;

             -по требованию не менее одной трети от избранных депутатов Хурала представителей сумона.

           7.Порядок проведения заседания определяется Регламентом Хурала представителей сумона.

Статья 26. Председатель Хурала представителей сумона

              1.Председатель Хурала представителей сумона возглавляет и организует работу Хурала представителей в соответствии с настоящим Уставом и Регламентом Хурала представителей сумона.

              2.Председатель Хурала представителей сумона избирается на первом  организационном заседании сессии из числа депутатов Хурала представителей тайным голосованием и осуществляет свою деятельность на постоянной (штатной) основе в течение срока его полномочий.

              3.Правом выдвижении кандидатов на должность председателя Хурала представителей пользуются все депутаты. Избранным на должность председателя Хурала представителей считается кандидат, получивший в результате тайного голосования более половины голосов от установленного общего числа депутатов Хурала представителей.

              4.Председатель Хурала представителей сумона:

-организует работу Хурала представителей;

-председательствует на заседаниях Хурала представителей;

-представляет Хурал представителей во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами;

-подписывает решения Хурала представителей;

-представляет Хуралу представителей кандидатуры на должности заместителя председателя и секретаря Хурала представителей;

-ежегодно представляет Хуралу представителей отчет о своей деятельности;

-назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Хурала представителей, утверждает их должностные инструкции;

-осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Уставом.

Статья 27. Досрочное прекращение полномочий председателя Хурала представителей кожууна

              1.Досрочное прекращение полномочий председателя  Хурала представителей сумона (без сложения полномочий депутата Хурала представителей сумона) допускается в следующих случаях:

              -на основании личного заявления о добровольном сложении полномочий председателя;

              -выражения Хуралом представителей сумона, по результатам ежегодного отчета председателя Хурала представителей, недоверия председателю в порядке, установленном настоящим Уставом, Регламентом Хурала представителей.

              2.В случае досрочного прекращения полномочий председателя Хурала представителей сумона в срок не более одного месяца производятся его выборы.

Статья 28.Заместитель председателя Хурала представителей сумона

              1.Заместитель председателя избирается на первом организационном  заседании из числа депутатов Хурала представителей сумона путем тайного голосования и исполняет свои полномочия на не постоянной основе.

              2.Заместитель председателя возглавляет и организует работу в соответствии с Регламентом Хурала представителей кожууна.             

              3.Заместитель председателя Хурала представителей сумона:

                 -в отсутствие председателя Хурала представителей сумона замещает его;

                 -осуществляет по поручению председателя Хурала представителей сумона его отдельные полномочия по вопросам организации деятельности Хурала представителей сумона;

                 -осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Уставом.

          4.Досрочное прекращение полномочий заместителя председателя производится на тех же основаниях, что и председатель Хурала представителей сумона.

Статья 29. Секретарь Хурала представителей

              1.Секретарь Хурала представителей избирается на первом организационном заседании сессии из числа депутатов Хурала представителей сумона тайным голосованием и осуществляет свою деятельность на  не постоянной основе в течение срока его полномочий.

              2.Секретарь Хурала представителей сумона:

              -руководит секретариатом Хурала представителей;

              -организует подготовку документов, выносимых на рассмотрение заседания Хурала представителей;

-организует деятельность постоянных и временных комиссий Хурала представителей;

              -оформляет надлежащим образом решения и постановления Хурала представителей;

              -в случае отсутствия председателя и заместителя председателя кожуунного Хурала представителей исполняет полномочия председателя Хурала представителей;

-осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Уставом и Регламентом Хурала представителей.

              3.Досрочное прекращение полномочий секретаря Хурала представителей сумона производится на тех же основаниях, что и председатель Хурала представителей сумона.

Статья 30. Секретариат Хурала представителей

              1.Секретариат Хурала представителей избирается из числа депутатов в количестве, определяемом Регламентом Хурала представителей сумона.

Секретариат Хурала представителей возглавляет секретарь Хурала представителей сумона.

              2.Секретариат Хурала представителей:

             -ведет протокол заседания сессии;

             -осуществляет функции счетчиков;

             -регистрирует заявления и обращения в адрес Хурала представителей;

                 -оформляет надлежащим образом решения Хурала представителей, поручения председателя и секретаря Хурала представителей;

                 -осуществляет иные полномочия, установленные Регламентом Хурала представителей сумона.

Статья 31. Депутат Хурала представителей сумона

       1. Депутаты Хурала представителей сумона избираются на срок полномочий Хурала представителей сумона 4 года.

       2.Депутаты Хурала представителей избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории поселения и обладающими в соответствии с федеральным законом избирательным правом.

       3.Депутатом Хурала представителей может быть избран гражданин Российской Федерации по достижении возраста 21 год.

       4.Статус депутата Хурала представителей определяется федеральными законами и  законами Республики Тыва.

       5.Депутаты Хурала представителей осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 % депутатов от установленной численности Хурала представителей поселения.

       6.Депутат, осуществляющий свою деятельность на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

       7. Полномочия депутата Хурала представителей поселения начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Хурала представителей поселения нового созыва.

       8.Полномочия депутата Хурала представителей поселения прекращаются досрочно в случае:

       1) смерти;

       2) отставки по собственному желанию;

      3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

      4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

      5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

      6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

      7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

      8) отзыва избирателями, в соответствии со статьей 14 настоящего Устава;

      9) досрочного прекращения полномочий Хурала представителей сумона;

      10)в иных случаях, установленных федеральным законодательством.

Статья 32. Глава сумона

1.Глава сумона Кызыл-Даг Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва (далее - Глава сумона), является высшим должностным лицом местного самоуправления поселения и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2.Глава сумона в соответствии с настоящим Уставом:

1)избирается жителями сумона на основе равного всеобщего  и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на два года;

2)возглавляет администрацию сумона Кызыл-Даг Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва;

3)не может быть одновременно председателем Хурала представителей  сумона

          3. Полномочия главы сумона начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются  со дня начала работы Хурала представителей поселения нового созыва.

4.Глава сумона:

1)представляет сельское поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти Республики  Тыва, гражданами, учреждениями, предприятиями и организациями, без доверенности действует от имени муниципального района;

2)подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, постановления и распоряжения администрации сумона, нормативные правовые акты, принятые Хуралом представителей;

3)издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4)вправе требовать созыва внеочередного заседания Хурала

представителей.

  5.Глава сумона не вправе заниматься иной оплачиваемой или дающей доход деятельностью, за исключением педагогической, научной или иной творческой деятельности.

  6.Глава сумона обязан передать в доверительное управление на время нахождения на выборной муниципальной должности находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.

7.Глава сумона подконтролен и подотчетен населению и Хуралу представителей сумона.

8.Полномочия Главы сумона  прекращаются досрочно в случае:

1)смерти;

2)отставки по собственному желанию;

3)отзыва избирателями;

4)отрешения от должности в соответствии  с Федеральным  законом «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»;

5)признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6)признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7)вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8)выезда за пределы муниципального района на постоянное место жительства;

9)прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления.

10)установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

          9.В случае досрочного прекращения полномочий Главы кожууна, его полномочия исполняет один из его заместителей до избрания нового Главы сумона в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.

Статья 33. Администрация сумона «Кызыл – Даг»

1.Администрация сумона «Кызыл – Даг» поселения является исполнительно-распорядительным органом сумона (далее – администрация сумона).

Администрацией сумона руководит Глава сумона на принципах единоначалия.

  2.Структура администрации сумона утверждается Хуралом представителей сумона по представлению Главы сумона. В структуру администрации сумона могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации. 

         3.  Администрация сумона подотчетна населению и Хуралу представителей сумона по вопросам его компетенции и государственным органам по вопросам, связанным с полномочиями этих органов.

         4. Администрация сумона формируется Главой сумона на основе утвержденной Хуралом представителей сумона общей структуры администрации.

        5.Работники администрации сумона, замещающие в соответствии со штатным расписанием, утвержденным главой сумона, должности муниципальной службы, составляют аппарат администрации сумона.

         6. Функции и полномочия органов администрации  сумона, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями об органах администрации, утверждаемыми главой сумона.

Статья 34. Компетенция администрации

      1.К компетенции администрации поселения относится:

      1)обеспечение исполнения решений органов местного самоуправления поселения по реализации вопросов местного значения;

      2)обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления поселения по решению вопросов местного значения поселения в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Хурала представителей сумона и постановлениями и распоряжениями Главы сумона;

      3)осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва;

      4)подготовка проектов решений Хурала представителей сумона, постановлений и распоряжений Главы сумона, иных местных нормативных правовых актов;

      5)разработка программ и планов социально - экономического развития сумона и обеспечение их выполнения;

      6)разработка местного бюджета, обеспечение его исполнения и подготовка отчета о его исполнении;

      7)управление и распоряжение муниципальной собственностью;

     8)разработка генерального плана, проектов планировки и застройки, а также планов землеустройства на территории сумона;

    9)участие в охране окружающей среды;

    10)координация деятельности муниципальных учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта;

    11) оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;

    12)управление муниципальным жилищным фондом и коммунальным бытовым хозяйством;

    13)строительство и реконструкция муниципальных объектов социальной и производственной инфраструктуры;

    14)разработка и реализация программ использования и охраны земель.

Статья 35. Муниципальная служба

      1. Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется  федеральным законом, а также принимаемым в соответствие с ним  законами Республики Тыва и настоящим Уставом.

2. Приём на муниципальную службу, как правило, осуществляется в порядке назначения на должность.

3. Замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы должно производиться на конкурсной основе.

4. Гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределённый срок, или срочного трудового договора.

5. Наряду с основаниями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о труде, увольнение муниципального служащего может быть осуществлено по иным основаниям, установленным Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

Статья 36. Контрольный орган поселения – ревизионная комиссия.

       1.В целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, контрольных полномочий создается контрольный орган поселения – ревизионная комиссия. Контрольный орган формируется Хуралом представителей на основании конкурса. Положение о конкурсе и конкурсной комиссии, требования к кандидатурам утверждается Хуралом представителей поселения.

      2.Руководитель контрольного органа назначается на должность и освобождается от должности правовым актом Хурала представителей по результатам конкурса и осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о контрольном органе, утверждаемым Хуралом представителей сумона.

      3.Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом поселения, подлежат официальному опубликованию.

      4.Органы местного самоуправления поселения и должностные лица местного самоуправления поселения обязаны представлять в контрольный орган поселения по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

Статья 37. Избирательная комиссия сумона

1.Избирательная комиссия сельского поселения организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ сельского поселения, преобразования сельского поселения.

2.Избирательная комиссия сельского поселения является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления.

        3.Формирование избирательной комиссии сельского поселения осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов  в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, палатах Великого Хурала Республики Тыва, общественных объединений, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, Избирательной комиссии Республики Тыва.

       4.Избирательная комиссия сельского поселения действует на постоянной основе и  обладает правами юридического лица.

       5.Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования начинается со дня ее первого правомочного заседания и составляет четыре года. Со дня первого заседания комиссии нового состава полномочия избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава прекращаются.

      6.Избирательная комиссия сельского поселения формируется в составе  семи членов с правом решающего голоса.

ГЛАВА VI.МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУМОНА

Статья 38. Система муниципальных правовых актов сумона

1.В систему муниципальных правовых актов входят:

    1)Устав сумона;

    2)оформленные в виде правовых актов, решения, принятые на местном референдуме;

    3)нормативные и иные правовые акты Хурала представителей сумона;

    4)правовые акты, постановления и распоряжения главы поселения;

     2.Устав сумона и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов.

     3.Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории поселения.

     4.Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом Хурала представителей или главой сумона, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

     5.Глава сумона в пределах своих полномочий, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации.

    6.Официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в печатном средстве массовой информации.

    7.Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам, иным нормативным правовым актам Республики Тыва, настоящему Уставу.

Статья 39. Подготовка муниципальных правовых актов

     1.Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Хурала представителей поселения, главой поселения и органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан.

     2.Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Статья 40. Порядок принятия и вступления в силу муниципальных правовых актов

      1.Хурал представителей сумона по вопросам своего ведения принимает решения – правовые акты нормативного и иного характера. Решения принимаются на заседании Хурала представителей открытым голосованием.

     2.Решения Хурала представителей, носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов избранного числа депутатов. Иные акты Хурала представителей сумона принимается в порядке, установленном Регламентом  Хурала представителей сумона.

    3.Принятые Хуралом представителей сумона нормативные правовые акты направляются Главе сумона для подписания и обнародования. Глава в течение 5 дней подписывает нормативные правовые акты.

    4.Глава сумона, являющийся председателем администрации,  имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый Хуралом представителей сумона. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган сумона с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если Глава сумона отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается Хуралом представителей сумона. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Хурала представителей сумона, он подлежит подписанию Главой сумона в течение семи дней и обнародованию.

    6.Правовые акты Хурала представителей сумона вступают в силу после подписания в порядке, установленном Регламентом Хурала представителей сумона.

     7.Муниципальные правовые акты поселения не имеют обратной силы и вступают в действие со дня их принятия (издания) либо со дня, указанного в самом акте.

    8.Муниципальные правовые акты поселения, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу после официального опубликования (обнародования).

    9.Муниципальные правовые поселения акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий муниципальный акт, судом.

ГЛАВА VII.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 41. Экономическая основа местного самоуправления

     1.Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные права сумона.

     2.Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Статья 42. Муниципальное имущество

     1.В собственности сумона может находиться имущество, предназначенное:

    1)для решения вопросов местного значения:

-имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

-автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

-жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

-пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

-имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

-объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

-библиотеки;

-имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

-объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;

-имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

-имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

-имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

-имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

-имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

-земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

-обособленные водные объекты на территории поселения;

-леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.

       2)для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Республики Тыва;

       3)для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами Хурала представителей сумона.

       2.Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

Статья 43. Местный бюджет

       1.Местный бюджет поселения разрабатывается и утверждается в форме нормативного правового акта Хурала представителей сумона.

       2.Порядок разработки, утверждения и исполнения местного бюджета определяется Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в сумоне, утверждаемым Хуралом представителей сумона в соответствии с Бюджетным законодательством Российской Федерации, законами Республики Тыва.

       3.Расходование средств бюджета поселения осуществляется по направлениям согласно бюджетной классификации и в пределах, установленных нормативными правовыми актами Хурала представителей о бюджете сумона на очередной финансовый год.

       4.Порядок осуществления расходов местного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Тыва.

Статья 44. Доходы местного бюджета сумона

       1.Доходы местного бюджета сумона формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, других доходов в безвозмездном и безвозвратном порядке поступающих в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Тыва, нормативными правовыми актами Хурала представителей в распоряжение органов местного самоуправления.

     2.К доходам местного бюджета сумона относятся:

-средства самообложения граждан;

-доходы от местных налогов и сборов;

-доходы от региональных и федеральных налогов и сборов в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Республики Тыва;

-безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности сумона, предоставляемые в соответствии с федеральными законами и законами Республики Тыва;

-доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

-часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами Хурала представителей сумона, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

-штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

-добровольные пожертвования;

-иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами Республики Тыва и решениями органов местного самоуправления.

Статья 45. Расходы местного бюджета сумона

      1.Расходы местного бюджета сумона осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

      2.Местная администрация сумона ведет реестр расходных обязательств поселения в порядке, установленном решением Хурала представителей сумона.

      3.Хурал представителей сумона определяет размеры и условия оплаты труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, Главы сумона.

      4.Размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения устанавливаются нормативными правовыми актами Главы сумона.

      5.Расходование средств местного бюджета сумона осуществляется по направлениям согласно бюджетной классификации и в пределах, установленных нормативными правовыми актами Хурала представителей сумона о бюджете сумона на очередной финансовый год.

      6.Порядок осуществления расходов местного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Тыва.

Статья 46. Исполнение местного бюджета сумона

      1.Исполнение местного бюджета производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

      2.Порядок и сроки разработки проекта бюджета сумона, а также перечень документов и материалов, обязательных для представления с проектом бюджета, определяются Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе сумона, утверждаемым Хуралом представителей сумона.

     3.Разработку проекта местного бюджета сумона осуществляет местная администрация поселения.

     4.Проект нормативного правового акта о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение Хурала представителей вносит Глава сумона.

     5.Порядок рассмотрения проекта местного бюджета сумона, утверждения и исполнения местного бюджета, порядок контроля за его исполнением и утверждением отчета об исполнении местного бюджета устанавливается Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в сумоне, утверждаемым Хуралом представителей.

     6.Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

      После опубликования не более чем через 15 дней проект местного бюджета, отчет о его исполнении выносится на публичные слушания. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию в печатном органе.      

Статья 47. Муниципальный заказ

      1.Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения выступают заказчиками по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий.

      2.Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Его размещение осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен товаров, работ и услуг или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя.

      3.Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа определяется Положением о муниципальном заказе, утвержденным Хуралом представителей сумона в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГЛАВА УШ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 48. Ответственность органов местного самоуправления

     1.Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением сумона, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Статья 49. Порядок принятия Устава, порядок внесения изменений и дополнений в Устав

      1.Проект Устава сумона, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав сумона не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии Устава поселения, внесении изменений и дополнений в Устав сумона подлежат официальному опубликованию с одновременным опубликованием установленного Хуралом представителей сумона порядка учета предложений по проекту указанного Устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

       2.Устав сумона, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав сумона принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов Хурала представителей сумона.

       3.Устав сумона, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав сумона подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 50. Вступление в силу Устава

      Настоящий Устав вступает в силу с 1 января 2006 года после его  государственной регистрации и официального опубликования (обнародования).

____________________________________

1

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: глава муниципального образования от 16.12.2005 Устав обнародован с 16.12.2005, глава муниципального образования от 15.11.2005 Проект Устава обнародован с 08.10.2005 по 03.11.2005
Рубрики правового классификатора: 010.030.000 Уставы муниципальных образований, 010.030.010 Устав сельского поселения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать