Основная информация

Дата опубликования: 17 октября 2005г.
Номер документа: RU175063022005001
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Тыва
Принявший орган: Хурал представителей сельского поселения сумона Моген-Буренский Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва
Раздел на сайте: Уставы муниципальных образований
Тип документа: Уставы МО

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Зарегистрирован Главным управлением Принят решением Хурала

ХУРАЛ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СУМОНА МОГЕН-БУРЕН МОНГУН-ТАЙГИНСКОГО КОЖУУНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

17 октября 2005 года                                                                                                   № 4

УСТАВ

СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СУМОН МОГЕН-БУРЕН

МОНГУН-ТАЙГИНСКОГО КОЖУУНА

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Утратил силу в связи с принятием Устава сельского поселения сумона Моген-Буренский  Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва от 07.04.2008 №8 НГР: RU 175063022008001

ВЫРАЖАЯ волю и интересы населения сельского поселения сумона Моген-Бурен муниципального района Монгун-Тайгинского кожууна,

ПРИНИМАЯ во внимание особенности сельского поселения сумона Моген-Бурен Монгун-Тайгинского кожууна,

ДЕЙСТВУЯ на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Тыва, законов Республики Тыва по реализации прав местного самоуправления,

ПРИНИМАЕМ настоящий Устав, определяющий роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и гарантии его осуществления.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Устав сельского поселения сумона Моген-Бурен муниципального района Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва

              1. Настоящий Устав является муниципальным правовым актом, регулирующим организацию и осуществление местного самоуправления на территории поселения в интересах населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

              Все другие акты, принимаемые органами местного самоуправления, не должны противоречить настоящему Уставу, действующему федеральному и республиканскому законодательству.

              2. Устав подлежит государственной регистрации в органах юстиции в соответствии с действующим законодательством.

Глава 2. Статус и территория сумона

             

Статья 3. Наименование и статус сумона

              1. Муниципальное образование сумон Моген-Бурен имеет статус сельского поселения (далее – сумон), является в соответствии с ФЗ №131 самостоятельным муниципальным образованием, находящимся в пределах границ Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва.

              2. Административным центром сумона является село Кызыл-Хая.

Статья 4. Территория сумона

              1. Местное самоуправление осуществляется в пределах администра-тивной границы сельского поселения сумона Моген-Бурен муниципального района Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва.

              2. В состав территории сумона входят земли населенного пункта Кызыл-Хая, а также иные земли в границах сумона, независимо от форм собственности и целевого назначения.

              Использование земель сумона осуществляется по целевому назначению, с учетом территориального зонирования земельных участков, предусмотренного Земельным кодексом РФ.

              Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории сумона осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

              3. Нормативное правовое регулирование территориального устройства сумона осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, Конституцией РТ и законами РТ.

              4. Установление и изменение границ сумона осуществляется с учетом мнения населения в порядке, предусмотренном законом РТ.

Глава 3. Правовые основы организации и осуществления местного самоуправления в поселении

Статья 5. Вопросы местного значения

              1. К вопросам местного значения сумона относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета сумона и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

4) организация в границах сумона электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов сумона (за исключением автодорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и республиканского значения);

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в сумоне и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах сумона;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сумона;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сумона;

10) создание условий для обеспечения жителей сумона услугами связи, общественного питания и бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания населения;

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей сумона услугами организаций культуры;

13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных в границах сумона;

14) обеспечение условий для развития на территории сумона массовой физической культуры и спорта;

15) создание условий для массового отдыха жителей сумона и организация обустройства мест массового отдыха населения;

16) оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями сумона;

17) формирование архивных фондов сумона;

18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

19) организация благоустройства и озеленения территории сумона, использования и охраны лесов, расположенных в границах населенных пунктов сумона;

20) утверждение генеральных планов сумона, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генпланов сумона документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод  объектов  в  эксплуатацию,  утверждение

местных нормативов градостроительного проектирования сумона, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа,  земельных  участков  в  границах сумона для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель  сумона;

21) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории сумона от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и формирований на территории сумона;

25) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории сумона;

26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории сумона.

              2. Органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют мероприятия по созданию на территории сумона благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности.

              3. Органы местного самоуправления сумона вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами РТ, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления

              1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления сумона Моген-Бурен обладают следующими полномочиями:

1) принятие Устава сумона Моген-Бурен и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов сумона Моген-Бурен;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, их финансирование, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного  самоуправления,  выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ и преобразования сумона;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития сумона, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы сумона, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

9) принятие решения о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для сумона работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения, предусмотренных пунктами 8, 9, 15 и 19 части 1 статьи 5 настоящего Устава; к социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки; к их выполнению могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца, при этом продолжительность не может составлять более четырех часов подряд;

10) иными полномочиями в соответствии с ФЗ №131, настоящим Уставом.

Статья 7. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

              1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными и республиканскими законами по вопросам, не отнесенным ФЗ №131 к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

              2. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из соответствующих бюджетов.

              3. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных сумону на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

              4. Органы государственной власти осуществляют контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Глава 4. Участие населения в осуществлении местного самоуправления

Статья 8. Права жителей сумона на осуществление местного самоуправления

              1. Граждане, проживающие на территории сумона (далее – жители сумона), осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

              2. Жители сумона имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Жители сумона имеют равный доступ к муниципальной службе.

              3. Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории сумона, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами.             

Статья 9. Гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления

              1. На территории сумона действуют все гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления,  установленные Конституцией РФ,

федеральными законами, Конституцией РТ, законами РТ, настоящим Уставом.

              2. Органы местного самоуправления обязаны принимать все предусмотренные действующим законодательством меры по защите прав населения на осуществление местного самоуправления.

Статья 10. Местный референдум

              1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения сумона проводится местный референдум.

              2. Местный референдум проводится на всей территории сумона.

              3. Решение о назначении местного референдума принимается Хуралом представителей сумона (далее – Хурал):

1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории сумона, имеющими право на участие в местном референдуме;

2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральными законами;

3) по инициативе Хурала и главы поселения являющегося одновременно председателем администрации сумона Моген-Бурен, выдвинутой ими совместно.

              4. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять  5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории поселения в соответствии с федеральным законом, законом Республики Тыва.

              Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными  и иными общественными объединениями, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принятым в соответствии  с ним законом Республики Тыва.

              Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно Хуралом и главой поселения - председателем администрации, оформляется правовыми актами Хурала и главы поселения - председателя администрации.

              5. Хурал назначает местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в Хурал документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума.

              В случае, если местный референдум не назначен Хуралом в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы сумона, органов государственной власти РТ  или прокурора. В случае, если местный референдум назначен судом, он организуется избирательной комиссией сумона, а обеспечение проведения референдума осуществляется исполнительным органом государственной власти РТ.

              6. В местном референдуме имеют право участвовать граждане РФ и РТ,

место жительства которых расположено в границах сумона. Граждане РФ и РТ участвуют в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

              Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

              7. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории сумона и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

              8. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения.

              9. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на нем решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором или уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

              10. Гарантии права граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом, порядок подготовки и проведения регулируется законом РТ.

Статья 11. Муниципальные выборы

1. Выборы депутатов Хурала представителей поселения , главы поселения осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Решение о назначении выборов депутатов Хурала представителей поселения , главы поселения принимается Хуралом представителей  за 85 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

3. Если выборы не будут назначены в указанный срок Хуралом представителей , выборы назначаются муниципальной избирательной комиссией поселения за 75 дней до дня голосования.

4. Решение муниципальной избирательной комиссии поселения  о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

5. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Республики Тыва.

6. Днем голосования на выборах является второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий депутатов Хурала представителей, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

7. Депутаты Хурала представителей избираются по одномандатным (один округ - один мандат) избирательным округам, образуемым на территории поселения, на основе единой нормы представительства избирателей.

Единая норма представительства избирателей на один одномандатный избирательный округ определяется путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории поселения и зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"  и Законом Республики Тыва «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Тыва», на 11 депутатских мандатов Хурала представителей.

8. Выборы главы поселения проводятся по одному избирательному округу, включающему всю территорию поселения.

9. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 12. Голосование по отзыву депутата, главы сумона

1. Голосование по отзыву депутата Хурала представителей поселения  (далее – депутат), главы поселения проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом Республики Тыва для проведения местного референдума, с учётом особенностей, предусмотренных Федеральным законом « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Выдвижение инициативы проведения отзыва депутата, главы поселения не может быть осуществлено ранее, чем через 6 месяцев со дня регистрации избирательной комиссией поселения избранного депутата, вступления в должность главы поселения и позднее, чем за 12 месяцев до окончания установленного срока их полномочий.

Датой внесения предложения об отзыве депутата, главы поселения считается дата поступления ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению отзыва (далее по тексту настоящей статьи - инициативная группа) в избирательную комиссию поселения.

4. Основанием для отзыва депутата, главы поселения являются однократное грубое  нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Тыва, законов Республики Тыва, настоящего Устава, иных муниципальных правовых актов. Указанные нарушения проявляются в форме конкретных противоправных решений или действия (бездействия) и могут служить основанием для отзыва в случае их подтверждения в судебном порядке.

5. Под грубым нарушением правовых актов понимается:

решение, действие (бездействие) депутата, главы поселения, повлекшие за собой нарушения прав и свобод значительного числа граждан;

нарушение срока издания главой поселения муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого на местном референдуме.

Под систематическим нарушением правовых актов понимается совершение депутатом, главой поселения двух и более нарушений, повлёкших нарушения прав и свобод граждан, иных нарушений, подтверждённых в судебном порядке.

6. Выдвижение инициативы проведения отзыва возможно только в связи с правонарушениями, совершёнными в период текущего срока полномочий: депутатом со дня регистрации его избрания муниципальной избирательной комиссией поселения, а главой поселения со дня его вступления в должность.

Предложение о проведении голосования по отзыву может быть внесено не позднее чем через 6 месяцев со дня совершения либо со дня, когда инициативной группе стало известно о совершении депутатом, главой поселения последнего правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.

7. При совершении депутатом, главой поселения правонарушений, предусмотренных частью 4 настоящей статьи (кроме грубого правонарушения), инициативная группа письменно предупреждает соответственно депутата, главу поселения впредь не допускать правонарушений, которые могут служить основанием для их отзыва.

8. Инициативная группа вправе принять решение о выдвижении инициативы проведения голосования по отзыву депутата, главы поселения в случае:

либо совершения депутатом, главой поселения  грубого правонарушения впервые;

либо совершения повторно правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.

Инициативная группа обязана письменно уведомить депутата, главу поселения о времени и месте проведения своего собрания (заседания) по выдвижению инициативы проведения голосования по его отзыву. Лицо, в отношении которого выдвигается инициатива проведения голосования по отзыву, вправе присутствовать при рассмотрении этого вопроса на собрании (заседании) и давать устные или представлять письменные объяснения.

9. Инициативная группа обращается с ходатайством о регистрации в муниципальную избирательную комиссию поселения, которая со дня его получения действует в качестве комиссии отзыва.

В ходатайстве инициативной группы должны быть указаны сведения и приложены документы, предусмотренные федеральными законами, законом Республики Тыва для проведения местного референдума, а также:

1) указано правонарушение (правонарушения), послужившее (послужившие) основанием для выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву с приложением решения суда (официально заверенной копии), подтверждающего совершение депутатом, главой поселения правонарушения (правонарушений);

2) протокол собрания (заседания) инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения голосования по отзыву;

10. Избирательная комиссия поселения в течение пятнадцати дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям федеральных законов, закону Республики Тыва и настоящему Уставу о регистрации инициативной группы, в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

В случае регистрации инициативной группы избирательная комиссия поселения выдаёт ей регистрационное свидетельство и удостоверения её членам, а также доводит информацию о регистрации инициативной группы до населения. Избирательная комиссия поселения извещает о принятом решении Хурал представителей поселения и лицо, в отношении которого выдвинута инициатива проведения голосования по отзыву, а также по просьбе указанного лица предоставляет ему копии решения о регистрации инициативной группы, ходатайства о её регистрации и приложенных к нему документов.

В случае отказа инициативной группе в регистрации, ей выдаётся соответствующее решение, в котором указываются основания отказа.

11. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву, составляет 5 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории поселения либо 5 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа.

В подписном листе, форма которого утверждается избирательной комиссией поселения , указывается правонарушение (правонарушения), послужившее (послужившие) основанием для выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву.

12. При рассмотрении Хуралом представителей поселения вопроса о назначении голосования по отзыву лицо, в отношении которого выдвинута инициатива проведения голосования по отзыву, вправе дать устные или представить письменные объяснения. При принятии решения депутат, глава поселения в отношении которого выдвинута инициатива проведения голосования по отзыву, в голосовании не участвует.

13. Голосование по отзыву должно быть проведено не позднее чем через 65 дней со дня принятия решения о назначении голосования по отзыву. Указанное решение подлежит официальному обнародованию не менее чем за 45 дней до дня голосования.

14. Депутат, глава поселения имеет право дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для его отзыва.

15. Глава поселения, депутат считается отозванным, если за его отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в поселении, либо соответствующем избирательном округе.

16. Избирательная комиссия поселения регистрирует отзыв депутата, главы  поселения в день определения результатов голосования по отзыву.

17. Итоги голосования по отзыву депутата, главы поселения и принятые решения подлежат официальному обнародованию.

18. Члены инициативной группы, не собравшей в установленный срок требуемое количество подписей, не могут повторно выступать с инициативой проведения голосования по отзыву того же депутата, главы поселения по тем же основаниям ранее, чем через один год с последнего дня периода сбора подписей.

В случае принятия решения об отказе в проведении голосования по отзыву члены соответствующей инициативной группы не могут в течение одного года со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения голосования по отзыву того же депутата, главы поселения по тем же основаниям.

Если отзыв был признан несостоявшимся или по результатам голосования депутат, глава поселения не был отозван, повторное выдвижение инициативы проведения голосования по его отзыву по тем же основаниям возможно не ранее чем через один год со дня официального обнародования общих результатов отзыва.

Статья 13. Голосование по вопросам изменения границ сумона, преобразования сумона

              1. Голосование по вопросам изменения границ или преобразования сумона назначается Хуралом и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним Законом Республики Тыва «О местном референдуме в Республике Тыва».

              2. Голосование по вопросам изменения границ или преобразования сумона проводится на всей территории сумона.

              3. Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей сумона, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ или преобразование сумона считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей сумона или части сумона.

              4. Итоги голосования и принятые решения вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Статья 14. Публичные слушания

              1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей сумона Хуралом или главой сумона могут проводиться публичные слушания.

              2. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект Устава сумона, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития сумона, проекты правил землепользования и застройки, планировки и межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

4) вопросы о преобразовании сумона.

              По инициативе главы сумона, Хурала, а также по инициативе населения на публичные слушания могут выноситься другие вопросы.

              3.  Порядок  организации  и  проведения   определяется   нормативными

правовыми актами Хурала.

              4. Результаты публичных слушаний подлежат обязательному опубликованию (обнародованию).

Статья 15. Обращение граждан в органы местного самоуправления

              1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к их должностным лицам.

              2. Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.

              3. За нарушение должностным лицом порядка и срока письменного ответа на обращения граждан законом РТ устанавливается административная ответственность.

Статья 16. Территориальное общественное самоуправление

              1. Под территориальным общественным самоуправлением (далее – ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории сумона для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

              2. ТОС осуществляется непосредственно населением путем проведения собраний граждан, а также посредством создания органов ТОС.

              3. Границы территорий, на которых действует ТОС, устанавливается Хуралом по предложению жителей соответствующей территории.

              4. ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС Хуралом.

              5. Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета, порядок регистрации устава ТОС определяются Положением о ТОС, утверждаемым Хуралом.

Статья 17. Правотворческая инициатива граждан

              1. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом в порядке, установленным нормативным правовым актом Хурала.

              Минимальная численность инициативной группы граждан не может превышать 3 процента от числа жителей сумона, обладающих избирательным правом.

              2. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или его должностным лицом, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение 3 месяцев со дня его внесения.

              3. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан,  должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Статья 18. Собрание граждан

              1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществления ТОС на части территории сумона могут проводиться собрания граждан.

              2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, Хурала, главы сумона, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

              3. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и к их должностным лицам, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и их должностными лицами.

              4. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и их должностными лицами, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

              5. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 19. Опрос граждан

              1. Опрос граждан проводится на всей территории сумона или его части для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также органами государственной власти.

              Результаты опроса носят рекомендательный характер.

              2. В опросе граждан имеют право участвовать жители сумона, обладающие избирательным правом.

              3. Решение о назначении опроса граждан принимается Хуралом.

              4. Жители сумона должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

              5. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса осуществляется:

1) за счет средств местного бюджета – при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

2) за счет средств республиканского бюджета – при проведении опроса по инициативе органов государственной власти РТ.

Статья 20. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении

              1. Наряду с предусмотренными ФЗ №131 формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления  и  участия населения в

осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, ФЗ №131 и иным федеральным законам, законам РТ.

              2. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности и добровольности.

              Государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.

Глава 5. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления сумона

Статья 21. Органы местного самоуправления сумона

              1. Структуру органов местного самоуправления составляют Хурал представителей сумона Моген-Бурен, глава сумона, администрация сумона Моген-Бурен, контрольный орган обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

              2. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

              3. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав.

              4. Решение Хурала об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Хурала, принявшего указанное решение.

              5. Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета сумона.

Статья 22. Хурал представителей сумона

              1. Хурал представителей сумона Моген-Бурен – представительный орган местного самоуправления, обладающий правами представлять интересы населения сумона Моген-Бурен и принимать от его имени решения, действующие на территории сумона Моген-Бурен.

              2. Хурал состоит из 11 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.

              3. Хурал осуществляет свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

              4. Хурал обладает правами юридического лица.

              5. Заседание Хурала считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленной численности депутатов.

              6. Депутаты Хурала осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

              7. В исключительной компетенции Хурала находятся:

1) принятие Устава сумона и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития сумона и утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на их услуги;

7) определение порядка участия сумона в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения.

Статья 23. Председатель Хурала представителей сельского поселения сумона Моген-Бурен.

              1. Председатель Хурала возглавляет и организует работу Хурала в соответствии с настоящим Уставом и Регламентом Хурала.

              2. Председатель Хурала избирается из числа депутатов Хурала тайным голосованием и осуществляет свою деятельность на постоянной (штатной) основе в течении срока его полномочий.

              3. Правом выдвижения кандидатов на должность председателя Хурала пользуются все депутаты. Избранным на должность председателя Хурала считается кандидат, получивший более половины от установленного общего числа депутатов Хурала.

Статья 24. Досрочное прекращение полномочий председателя Хурала представителей сумона Моген-Бурен

              1. Досрочное прекращение полномочий председателя Хурала, без сложения полномочий депутата, допускается в следующих случаях:

1) на основании личного заявления о добровольном сложении своих полномочий;

2) отмены результатов его выборов Хуралом.

              2. В случае досрочного прекращения полномочий председателя Хурала в срок не более 1 месяца проводятся новые выборы.

Статья 25. Секретариат Хурала представителей

              Секретариат Хурала избирается из числа депутатов в количестве, определяемом Регламентом Хурала.

              Секретариат Хурала:

1) осуществляет функции канцелярии Хурала;

2) ведет протокол заседания;

3) осуществляет функцию подсчета голосов;

4) оформляет надлежащим образом решения Хурала, поручения председателя и секретаря Хурала.

Статья 26. Досрочное прекращение полномочий Хурала представителей

1.Полномочия Хурала представителей поселения могут быть прекращены досрочно :

1) в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

2) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается не менее двух третей голосов от числа депутатов, установленного настоящим Уставом для Хурала представителей.

3) в случае вступления в силу решения Верховного суда Республики Тыва  о неправомочности данного состава депутатов Хурала представителей поселения, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) в случае преобразования поселения;

2. Досрочное прекращение полномочий Хурала представителей поселения влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

3. В случае досрочного прекращения полномочий Хурала представителей поселения, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

Статья 27. Депутат Хурала представителей сумона

              1. Срок полномочий депутата Хурала составляет 4 года.

              2. Депутаты осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

              3. Депутатом может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законом избирательным правом, достигший 21 года.

              4. Депутат рассматривает поступившие к нему предложения, заявления и жалобы, принимает меры к их своевременному разрешению, ведет прием граждан.

              5. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Хурала нового созыва.

              6. Депутат может быть отозван по основаниям и в порядке, установленном настоящим Уставом.

              7. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации  на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации , прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий Хурала;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

11) в иных случаях, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статья 28. Глава сумона

              1. Глава сельского поселения сумона Моген-Бурен является высшим должностным лицом сумона.

              2. Глава сумона избирается на муниципальных выборах на альтернативной основе сроком на 4 года и считается избранным, если за него проголосовало более половины избирателей сумона.

              3. Глава сумона:

1) представляет сумон в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями всех форм собственности, без доверенности действует от имени сумона в органах судебной власти РФ и РТ;

2) подписывает и обнародует в установленном настоящим Уставом порядке нормативные правовые акты, принятые Хуралом представителей;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания Хурала представителей.

              4. Глава сумона подконтролен и подотчетен населению и Хуралу представителей.

              5. Полномочия главы сумона начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы сумона.

              6. Глава сумона, избранный на муниципальных выборах, возглавляет администрацию. Глава сумона не может быть одновременно председателем Хурала.

              7. Полномочия главы сумона прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 №131-ФЗ;

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

7) выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;

8) прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства-участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

9) отзыва избирателями;

10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы сумона.

8. В случае досрочного прекращения полномочий главы поселения – председателя администрации его полномочия исполняет заместитель председателя администрации сумона Моген-Бурен до избрания нового главы сумона.

Статья 29. Администрация сумона Моген-Бурен

              1. Администрация сумона Моген-Бурен  (далее- администрация) является исполнительно -распорядительным органом муниципального образования поселения.

              2. Председателем администрации является глава сумона, избранный  населением на основе всеобщего, равного прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном законами Российской Федерации  и Республики Тыва   сроком полномочий на четыре года.

              3. Администрацией руководит глава сумона на принципах единоначалия.

              4. Администрация обладает правами юридического лица.

              5. Структура администрации утверждается Хуралом представителей по представлению главы сумона.

              6. Глава сумона не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

              7. Полномочия главы сумона прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 27 настоящего Устава.

              8. Администрация подотчетна населению и Хуралу представителей по вопросам его компетенции и государственным органам по вопросам, связанными с полномочиями этих органов.

              9. Администрация формируется главой сумона на основе утвержденной Хуралом представителей общей структуры администрации .

              10. Работники (муниципальные служащие) администрации, замещающие в соответствии со штатным расписанием, утвержденным главой сумона, должности муниципальной службы, составляют аппарат администрации сумона.

              11. Функции и полномочия органов администрации, а также организация и порядок их деятельности, определяется Положением  об  органах администрации, утверждаемым главой сумона.

Статья 30. Компетенция администрации:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания населения;

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

14) обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

16) оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;

Статья 31. Муниципальная служба сумона

1. Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется  федеральным законом, а также принимаемым в соответствие с ним  законами Республики Тыва и настоящим Уставом.

2. Приём на муниципальную службу, как правило, осуществляется в порядке назначения на должность.

3. Замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы должно производиться на конкурсной основе.

4. Гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределённый срок, или срочного трудового договора.

5. Наряду с основаниями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о труде, увольнение муниципального служащего может быть осуществлено по иным основаниям, установленным Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

Статья 32. Контрольный орган сумона

              1. В целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением  установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом образуется контрольный орган сумона.

              2. Контрольный орган формируется Хуралом представителей на основании конкурса. Положение о конкурсе и конкурсной комиссии,  требования  к  кандидатурам утверждается Хуралом представителей.

              3. Руководитель контрольного органа назначается на должность и освобождается от должности правовым актом Хурала представителей по результатам конкурса и осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о контрольном органе, утвержденным Хуралом представителей.

              4. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом сумона, подлежат опубликованию (обнародованию).

              5. Органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны представлять в контрольный орган по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

              6. Контрольный орган обладает правами юридического лица.

Статья 33. Избирательная комиссия сумона

              1.Избирательная комиссия сельского поселения организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ сельского поселения, преобразования сельского поселения.

2.Избирательная комиссия сельского поселения является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления.

        3.Формирование избирательной комиссии сельского поселения осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов  в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, палатах Великого Хурала Республики Тыва, общественных объединений, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, Избирательной комиссии Республики Тыва.

       4.Избирательная комиссия сельского поселения действует на постоянной основе и  обладает правами юридического лица.

       5.Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования начинается со дня ее первого правомочного заседания и составляет четыре года. Со дня первого заседания комиссии нового состава полномочия избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава прекращаются.

       6.Избирательная комиссия сельского поселения формируется в составе  семи членов с правом решающего голоса.

Глава 6. Муниципальные правовые акты сумона

Статья 34. Система муниципальных правовых актов сумона

              1. В систему муниципальных правовых актов сумона входят:

1) Устав сумона;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме;

3) правовые акты Хурала;

4) правовые акты, постановления и распоряжения главы сумона;

5) правовые акты органов местного самоуправления и их должностных лиц.

              2. Устав сумона и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории сумона.

              Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить Уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме.

              3. Хурал представителей по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными и республиканскими законами, настоящим Уставом, принимает решения, обязательные для исполнения  на  территории  сумона,  а  также  решения  по вопросам организации деятельности Хурала представителей.

              4. Глава сумона  в  пределах  своих  полномочий, установленных  федеральными и республиканскими законами, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Хурала представителей, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с  осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и республиканскими законами, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации.

              5. Председатель Хурала представителей издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Хурала представителей.

              6. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям настоящим Уставом.

              7. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории сумона.

              8. Официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется в печатном средстве массовой информации сумона.

              9. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативно-правовым  актам РФ,  Конституции РТ,  конституционным законам РТ, законам РТ и иным нормативно-правовым актам РТ, настоящему Уставу.

Статья 35. Подготовка муниципальных правовых актов

              1. Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Хурала представителей, главой сумона, иными выборными органам и местного самоуправления, органами ТОС и инициативными группами граждан.

              2. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Статья 36. Порядок принятия, вступления в силу и отмены муниципальных правовых актов

              1. Хурал представителей по вопросам своего ведения принимает решения – правовые акты нормативного и иного характера. Решения принимаются на заседании Хурала представителей открытым голосованием.

              2. Решения Хурала представителей, носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов от избранного числа депутатов. Иные акты Хурала принимаются в порядке, установленном Регламентом Хурала представителей.

              3. Принятые Хуралом представителей нормативные (муниципальные) правовые акты направляются главе сумона для подписания и обнародования. Глава сумона в течение 5 дней подписывает эти нормативные правовые акты.

              4. Глава сумона имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый Хуралом представителей. В этом случае указанный акт в течение 10 дней возвращается в Хурал представителей с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава сумона отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается Хуралом представителей. Если при повторном рассмотрении указанный акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Хурала представителей, он подлежит подписанию главой сумона в течение 7 дней и обнародованию.

              5. Нормативные правовые акты Хурала представителей вступают в силу после подписания в порядке, установленном Регламентом Хурала представителей.

              6. Муниципальные правовые акты не имеют обратной силы и вступают  в действие со дня принятия (издания) либо со дня, указанного в самом акте.

              7. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального

опубликования (обнародования).

              8. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или  их  действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий акт или судом.

Глава 7. Финансово-экономическая основа местного самоуправления

Статья 37. Экономическая основа местного самоуправления

              Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные права сумона.

Статья 38. Муниципальное имущество

              1. В собственности сумона может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения топливом, освещения улиц;

2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах сумона;

3) жилищный фонд  социального  использования  для  обеспечения  малоимущих граждан, проживающих в сумоне и нуждающихся в улучшении  жилищных условий жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения в границах сумона;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сумона;

6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

7) библиотеки;

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей сумона услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного значения, расположенные в границах сумона;

10) имущество, предназначенное для развития на территории сумона массовой физической культуры и спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории сумона, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12)  имущество,  предназначенное  для  сбора  и  вывоза  бытовых  отходов  и

мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные  для  организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами;

16) обособленные водные объекты на территории сумона;

17) леса, расположенные в границах сумона;

18) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории сумона.

              2. В собственности сумона может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в случаях, установленных федеральными и республиканскими законами.

              3. Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии  с нормативными правовыми актами Хурала также может находиться в муниципальной собственности.

              4. Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального  имущества устанавливаются федеральным законом.

Статья 39. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

              1. Органы местного самоуправления от имени сельского поселения сумона Моген-Бурен муниципального района Монгун-Тайгинского кожууна самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

              2. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ и РТ, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

              3. Порядок и условия приватизации этого имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

              Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местный бюджет.

              4. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

              Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном настоящим Уставом.

Статья 40. Местный бюджет

              1. Местный бюджет разрабатывается и утверждается в форме нормативного правового акта Хурала представителей.

              2. Порядок формирования, утверждения, исполнения местного бюджета и контроля за его исполнением определяется Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в сумоне, утверждаемым Хуралом с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ, федеральным законодательством, а также принимаемыми в соответствии с ними законами РТ.

              3.  Хурал представителей, глава сумона, администрация обеспечивают сбалансированность местного бюджета и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита  местного  бюджета, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств сумона.

              4. Расходование средств бюджета сумона осуществляется по направлениям согласно бюджетной классификации и в пределах,  установленных нормативными правовыми актами Хурала представителей о бюджете сумона на очередной финансовый год.

              5. В местном бюджете раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными и республиканскими законами, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

              6. Проект местного бюджета, решение о его утверждении, годовой отчет об исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

              Органы местного самоуправления сумона  обеспечивают  жителям  возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Статья 41. Расходы местного бюджета сумона

              1. Расходы местного бюджета сумона осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ.

              Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств сумона в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ в порядке, установленном решением Хурала представителей.

              2. Хурал представителей определяет размеры и условия оплаты труда депутатов, главы сумона, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

              3. Размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения устанавливаются нормативными правовыми актами главы сумона.

              4. Порядок осуществления расходов местного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и республиканскими законами, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти РТ.

Статья 42. Доходы местного бюджета сумона

              1. Местный бюджет сумона формируется за счет  собственных  доходов

и отчислений от  федеральных и региональных налогов и сборов,  других  до-

ходов в безвозмездном и безвозвратном порядке, поступающих в соответствии с законодательством РФ и РТ, нормативными правовыми актами Хурала в распоряжение органов местного самоуправления.

              2. К собственным доходам местного бюджета относятся:

1) средства самообложения граждан;

2) доходы от местных налогов и сборов;

3) доходы от региональных налогов и сборов;

4) доходы от федеральных налогов и сборов;

5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности сумона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами Хурала,  и часть доходов

от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными и республиканскими законами и решениями органов местного самоуправления.

Статья 43. Муниципальный заказ

              1. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения выступают заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий.

              2. Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Его размещение осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев закупки товаров, работ  и услуг у единственного исполнителя.

              3. Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа определяется  Положением о муниципальном заказе, утвержденным Хуралом согласно требований федерального законодательства.

Статья 44. Средства самообложения граждан

              Под средствами самообложения понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер этих платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей сумона, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей сумона и для которых размер платежей может быть уменьшен.

Статья 45. Предоставление субвенций местному бюджету на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

              Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального и республиканского бюджетов местному бюджету на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом РТ о республиканском бюджете на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

Статья 46. Муниципальные заимствования

              Сумон вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг в порядке, установленном Хуралом в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Статья 47. Исполнение местного бюджета

              1. Исполнение местного бюджета производится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

              2. Порядок и сроки разработки проекта бюджета сумона, а также перечень документов и материалов, обязательных для представления с проектом бюджета, определяется Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе сумона, утверждаемым Хуралом.

              3. Разработку проекта бюджета сумона осуществляет администрация.

              4. Проект нормативного правового акта о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение Хурала вносит глава сумона.

              5. Порядок рассмотрения проекта бюджета сумона, утверждения, исполнения и контроля за его исполнением, утверждения отчета об исполнении местного бюджета устанавливается Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе сумона.

              6. После опубликования не более чем через 15 дней проект местного бюджета, отчет о его исполнении выносится на публичные слушания. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию в печатном органе (обнародованию).

Глава 8. Заключительные положения

Статья 48. Межмуниципальное сотрудничество

              1. Органы местного самоуправления сумона участвуют в работе совета муниципальных образований Республики Тыва, единого общероссийского объединения муниципальных образований.

              2. Хурал представителей может принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов, а также об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью для совместного решения вопросов местного значения с другими муниципальными образованиями.

Статья 49. Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц, контроль и надзор за их деятельностью

              1. Органы местного самоуправления и их должностные  лица  несут  ответственность перед населением сумона, государством, физическими  и  юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

              2. Основания наступления ответственности депутатов, главы сумона, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления и порядок решения соответствующих вопросов определяются настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом  №131-ФЗ.

              3. Органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы государственной власти осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Конституции РТ, законов РТ, настоящего Устава, муниципальных правовых актов, а также осуществляют контроль за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

              4. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Статья 50. Порядок принятия Устава, внесения изменений и дополнений в Устав

              1. Проект Устава сумона, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав, не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии Устава, внесении изменений и дополнений в Устав, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного Хуралом порядка учета предложений и замечаний по проекту Устава, проекту  указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

              2. Устав сумона, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав принимаются большинством в две трети от установленной численности депутатов Хурала.

              3. Устав сумона, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 51. Вступление в силу Устава

              Настоящий Устав сумона вступают в силу с 1 января 2006 года  после государственной регистрации и официального опубликования (обнародования).

__________________________________________-

1

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: глава муниципального образования от 01.01.2006 МПА обнародован с 01.01.2006, глава муниципального образования от 16.11.2005 Проект МПА обнародован с 17.09.2005 по 17.10.2005
Рубрики правового классификатора: 010.030.010 Устав сельского поселения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать