Основная информация

Дата опубликования: 07 декабря 2015г.
Номер документа: В201508046
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201508046

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 24.11.2016, N 12, (Извлечение)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ

ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07.12.2015 N 77-КГ15-10

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ

ВЫПЛАЧЕННОЙ ГРАЖДАНИНУ ПЕНСИОННЫМ ОРГАНОМ

СОЦИАЛЬНОЙ ПЕНСИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ

ИНДЕКСАЦИИ ЭТОЙ ПЕНСИИ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ

ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ

ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". ВОЗМОЖНОСТЬ

ПРИМЕНЕНИЯ ИНОГО МЕХАНИЗМА УВЕЛИЧЕНИЯ РАЗМЕРА

СОЦИАЛЬНОЙ ПЕНСИИ В СВЯЗИ С ИНФЛЯЦИОННЫМИ

ПРОЦЕССАМИ ДАННЫМ ЗАКОНОМ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА.

К ОТНОШЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ

ПЕНСИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ

ГРАЖДАН В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМ СРЕДСТВ

К СУЩЕСТВОВАНИЮ, УРЕГУЛИРОВАННЫМ

СПЕЦИАЛЬНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ

В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, СТ. 15 ГК РФ

О ВОЗМЕЩЕНИИ УБЫТКОВ НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ

(Извлечение)

Ч. обратилась в суд с иском к управлению Пенсионного фонда РФ об индексации недополученной пенсии, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, ссылаясь на следующее. Она является инвалидом с детства II группы и имеет право на пенсию по инвалидности. С октября 2005 г. (по достижении ею совершеннолетнего возраста) по сентябрь 2014 г. включительно ответчиком вместо пенсии, установленной законодателем для "инвалидов с детства II группы", ей выплачивалась пенсия как "инвалиду II группы вследствие общего заболевания". В сентябре 2014 г. она обратилась в управление Пенсионного фонда РФ с заявлением о перерасчете суммы пенсии с учетом индексации. Пенсионный орган признал допущенную ошибку и произвел доплату недополученной пенсии. Однако, по мнению истца, недоплаченная пенсия подлежала выплате с применением всех коэффициентов индексации пенсии за период с 1 октября 2005 г. по 30 августа 2014 г., а также индексации в связи с ее недоплатой длительное время.

Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции (и с ним согласился суд апелляционной инстанции), руководствуясь п. 6 ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что, несмотря на применение ответчиком при перерасчете ежемесячных сумм пенсии всех коэффициентов индексации, имевших место за период недоплаты, право истца на своевременное получение пенсионных выплат нарушено, выплаченные суммы пенсии обесценены в связи с инфляционными процессами в стране и утратили покупательную способность. По мнению суда, убытки, причиненные Ч., должны были быть полностью возмещены путем индексации недополученных сумм пенсии на коэффициенты роста потребительских цен в соответствии со ст. 15 ГК РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело 7 декабря 2015 г. в кассационном порядке, признала выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, а также установила нарушение норм процессуального права по следующим основаниям.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент назначения Ч. пенсии) социальная пенсия нетрудоспособным гражданам, в частности инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, детям-инвалидам, детям в возрасте до 18 лет, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери, назначается в размере 100% размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной подп. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент назначения Ч. пенсии) размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности устанавливается для инвалидов с ограничением III степени в размере 1800 руб. в месяц.

Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в силу п. 1 ст. 1 устанавливает пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 6 ст. 5 этого Федерального закона социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается нетрудоспособным гражданам.

Право на социальную пенсию в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 11 названного Федерального закона имеют инвалиды I, II, III группы, в том числе инвалиды с детства.

Размер социальной пенсии для нетрудоспособных граждан установлен в ст. 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В силу ст. 25 указанного Закона пенсии, предусмотренные данным Законом, индексируются в порядке, определенном этой статьей.

Так, названной статьей установлено, что социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством РФ.

В силу ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

На основании п. 1 ст. 4 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 233-ФЗ, действовавшей на момент рассмотрения спора) величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пп. 3 и 4 данной статьи) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

В силу ст. 1 указанного Федерального закона основные социально-демографические группы населения - трудоспособное население, пенсионеры, дети.

В соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" постановлением Правительства РФ от 29 января 2013 г. N 56 утверждены Правила исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 этой статьи) устанавливается Правительством РФ, в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных п. 4 этой статьи) - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительство РФ ежегодно устанавливает величину прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.

С учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год Правительство РФ, реализуя в соответствии со ст. 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предоставленное ему полномочие, ежегодно утверждает постановлениями коэффициент индексации социальных пенсий и поручает Пенсионному фонду РФ проинформировать свои территориальные органы о размере коэффициента для увеличения соответствующих пенсий.

Из приведенных нормативных положений следует, что законом установлен механизм индексации социальных пенсий, т.е. их увеличение в связи с ростом стоимости потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Посредством индексации социальных пенсий обеспечивается жизнедеятельность пенсионера, поддерживается покупательная способность его доходов, а также возможность нести расходы по обязательным платежам и сборам, оплачивать услуги.

Коэффициент индексации социальных пенсий устанавливается исходя из удорожания стоимости потребительской корзины, при определении которой уполномоченным органом учитываются инфляционные процессы.

Как установлено судом, ответчиком при перерасчете размера пенсии, подлежащей выплате истцу с даты ее назначения, т.е. за период с 1 октября 2005 г. по 30 сентября 2014 г. включительно, была произведена выплата социальной пенсии по инвалидности с применением установленного Правительством РФ коэффициента индексации социальных пенсий за каждый год.

Тем самым в рамках действующего правового регулирования была восстановлена покупательная способность выплаченной истцу пенсионным органом социальной пенсии за указанный период.

Судебными инстанциями положения приведенных норм во внимание не приняты, а также не учтено, что иного механизма увеличения размера социальной пенсии в связи с инфляционными процессами Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не предусмотрено.

Применение судебными инстанциями к спорным отношениям норм ст. 15 ГК РФ о возмещении убытков также не основано на законе, поскольку управление Пенсионного фонда РФ и Ч. не являются субъектами гражданских правоотношений. Пенсионный орган в спорных правоотношениях является лицом, уполномоченным законом на осуществление из средств федерального бюджета государственного пенсионного обеспечения нетрудоспособного гражданина в целях, как указано в абз. 2 ст. 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предоставления ему средств к существованию.

Судебными инстанциями не принято во внимание, что спорные отношения являются по своему содержанию пенсионными и регулируются специальными нормативными правовыми актами в сфере социального обеспечения, в том числе Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", следовательно, к требованиям Ч. о возмещении убытков не могут быть применены положения ст. 15 ГК РФ.

[введено: 30.12.2016 оператор НЦПИ - Ягафарова Г.М.]

[проверено: 10.01.2017 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 12 от 24.11.2016 Стр. 2
Рубрики правового классификатора: 070.060.030 Пенсии по инвалидности (см. также 150.130.060), 070.060.090 Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, 070.060.110 Исчисление пенсии. Надбавки. Перерасчет пенсий

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать