Основная информация

Дата опубликования: 01 марта 2010г.
Номер документа: RU89000201000135
Текущая редакция: 6
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ямало-Ненецкий автономный округ
Принявший орган: Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ЗАКОН

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Об участии Ямало-Ненецкого автономного округа в проектах государственно-частного партнерства

(закон утратил силу на основании закона автономного округа от 24.06.2016 № 62-ЗАО)

Документ с изменениями внесёнными:

-законом автономного округа от 23.12.2010 №140-ЗАО

-законом автономного округа от 28.05.2013 № 48-ЗАО

-законом автономного округа от 04.12.2013 № 128-ЗАО

- законом автономного округа от 20.04.2015 № 32-ЗАО

Принят Законодательным Собранием

Ямало-Ненецкого автономного округа

17 февраля 2010 г.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона Ямало-Ненецкого автономного округа

Настоящий Закон Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ) устанавливает порядок и условия участия автономного округа в проектах государственно-частного партнерства.

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, урегулированные Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». (в ред. от 28.05.2013 № 48-ЗАО)

Статья 2. Цели участия автономного округа в проектах государственно-частного партнерства

Целями участия автономного округа в проектах государственно-частного партнерства являются обеспечение выполнения приоритетных задач комплексного социально-экономического развития автономного округа и привлечение инвестиций в экономику автономного округа. (статья в ред. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

Статья 3. Принципы участия автономного округа в проектах государственно-частного партнерства

1. Участие автономного округа в проектах государственно-частного партнерства основывается на принципах:

1) законности;

2) эффективного использования бюджетных средств и распоряжения государственным имуществом;

3 надлежащего исполнения обязательств, принимаемых автономным округом в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве; (пункт в ред. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

4) равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам процедур, направленных на заключение соглашений о государственно-частном партнерстве; (пункт в ред. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

5) соблюдения прав и законных интересов участников соглашений;

6) добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества сторон соглашений.

7) информационной открытости и демократизма. (пункт в доп. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) государственно-частное партнерство – взаимодействие автономного округа или автономного округа и муниципального образования в автономном округе в случае принятия органом местного самоуправления муниципального образования в автономном округе соответствующего решения, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании заключенного соглашения о государственно-частном партнерстве на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, в формах, предусмотренных в соответствии с настоящим Законом; (в ред. от 28.05.2013 № 48-ЗАО) (с изм. от 04.12.2013 № 128-ЗАО); (пункт в ред. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

2) соглашение – договор, заключаемый автономным округом в лице Правительства автономного округа или уполномоченного Правительством автономного округа исполнительного органа государственной власти автономного округа, осуществляющего функции в соответствующих отраслях и сферах управления (далее – уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа), муниципальным образованием (муниципальными образованиями) в автономном округе в лице органа местного самоуправления муниципального образования в автономном округе в случае принятия органом местного самоуправления муниципального образования в автономном округе соответствующего решения в соответствии с муниципальными правовыми актами муниципального образования в автономном округе, с частным партнером, а также по решению Правительства автономного округа и с юридическим лицом, собственником 100 процентов акций (100 процентов долей уставного капитала, 100 процентов имущества) которого является автономный округ, направленный на осуществление деятельности на основе государственно-частного партнерства в формах, предусмотренных в соответствии с настоящим Законом; (в ред. от 28.05.2013 № 48-ЗАО) (с изм. от 04.12.2013 № 128-ЗАО)

3) частный партнер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица, заключившие с автономным округом, муниципальным образованием (муниципальными образованиями) в автономном округе соглашение; (пункт в ред. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

4) стороны – автономный округ в лице Правительства автономного округа или уполномоченного исполнительного органа государственной власти автономного округа, муниципальное образование (муниципальные образования) в автономном округе в лице органа местного самоуправления муниципального образования (муниципальных образований) в автономном округе в случае принятия органом местного самоуправления муниципального образования в автономном округе соответствующего решения, юридическое лицо, собственником 100 процентов акций (100 процентов долей уставного капитала, 100 процентов имущества) которого является автономный округ, а также частный партнер, участвующие в соглашении. (в ред. от 28.05.2013 № 48-ЗАО) (с изм. от 04.12.2013 № 128-ЗАО)

Решением Правительства автономного округа в конкурсной документации и (или) условиях соглашения может быть предусмотрено участие (возможность участия) иных юридических лиц и (или) физических лиц на стороне частного партнера. (с изм. от 23.12.2011 №140-ЗАО)

Решением Правительства автономного округа в конкурсной документации и (или) условиях соглашения может быть предусмотрена возможность объединения сторон, представляющих автономный округ на основе соглашений для реализации общих (объединенных в программы) проектов государственно-частного партнерства; (с изм. от 23.12.2011 №140-ЗАО)

Решением Правительства автономного округа в конкурсной документации и (или) условиях соглашения может быть предусмотрено участие (возможность участия) иных юридических лиц на стороне автономного округа; (абзац в доп. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

5) объект соглашения – имущество, создаваемое, реконструируемое или эксплуатируемое в соответствии с соглашением;

6) реконструкция объекта соглашения – мероприятия по переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, а также по изменению технологического или функционального назначения объекта соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения;

7) эксплуатация объекта соглашения – использование объекта соглашения партнером в соответствии с назначением объекта соглашения, в том числе в целях производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, в порядке и на условиях, определенных соглашением.

8) инвестиции по соглашению – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые сторонами в объекты соглашения; (пункт в доп. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

9) стратегический проект государственно-частного партнерства– масштабный инвестиционный проект, реализуемый в форме государственно-частного партнерства,с объемом инвестиций по соглашению в сумме свыше 25 миллиардов рублей; (пункт в доп. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

10) минимальный гарантированный доход – определенный соглашением доход частного партнера, планируемый к получению от деятельности по реализации соглашения. (пункт в доп. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

2. Понятия и термины, используемые, но не определенные в настоящем Законе, применяются в значениях, установленных федеральным законодательством.

Статья 5. Формы участия автономного округа в проектах государственно-частного партнерства (статья в ред. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

1. Участие автономного округа в проектах государственно-частного партнерства может осуществляться в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа в следующих формах:

1) имущественное участие;

2) финансовое участие;

3) в иных формах, не противоречащих федеральному законодательству и законодательству автономного округа.

2. Формы имущественного участия автономного округа в проектах государственно-частного партнерства:

1) автономный округ предоставляет частному партнеру находящиеся в государственной собственности автономного округа земельные участки, которые необходимы для осуществления частным партнером деятельности, предусмотренной соглашением (далее – земельные участки), в целях создания частным партнером объекта соглашения и его последующей эксплуатации в порядке и на условиях, определенных соглашением, при этом право собственности на объект соглашения в течение срока, определенного в соглашении, будет принадлежать частному партнеру, по истечении которого частный партнер передает объект соглашения в государственную собственность автономного округа на условиях, определенных в соглашении, с осуществлением частным партнером эксплуатации объекта соглашения в течение определенного срока;

2) автономный округ предоставляет частному партнеру находящиеся в государственной собственности автономного округа земельные участки в целях создания частным партнером объекта соглашения и его последующей эксплуатации в порядке и на условиях, определенных соглашением, в течение срока, определенного в соглашении, при этом право собственности на созданные объекты недвижимости возникает у частного партнера, за исключением реконструированных объектов соглашений;

3) автономный округ предоставляет частному партнеру земельные участки, иное недвижимое и (или) движимое имущество, находящиеся в государственной собственности автономного округа, в целях осуществления частным партнером реконструкции объекта недвижимого и (или) движимого имущества и его последующей эксплуатации в течение определенного срока в порядке и на условиях, определенных соглашением;

4) автономный округ предоставляет юридическому лицу, собственником 100 процентов акций (100 процентов долей уставного капитала, 100 процентов имущества) которого является автономный округ, земельные участки в целях создания и эксплуатации частным партнером и юридическим лицом объекта соглашения в порядке и на условиях, определенных соглашением, при этом право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на созданный объект соглашения в соответствии с условиями соглашения возникает у юридического лица;

5) автономный округ предоставляет частному партнеру находящиеся в государственной собственности объекты недвижимости и земельные участки, которые необходимы для осуществления частным партнером деятельности, предусмотренной соглашением, в отношении передаваемых в установленном порядке юридическим лицом, собственником 100 процентов акций (100 процентов долей уставного капитала, 100 процентов имущества) которого является автономный округ, объектов недвижимости в целях создания, реконструкции и эксплуатации частным партнером объектов недвижимости (объекта соглашения) в порядке и на условиях, определенных соглашением, при этом право собственности на созданные объекты недвижимости возникает у частного партнера и юридического лица на условиях, определенных соглашением;

6) иные формы, не противоречащиефедеральному законодательству и законодательству автономного округа.

3. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности автономного округа, по договорам аренды для строительства в случае участия автономного округа в государственно-частном партнерстве осуществляется в соответствии с земельным законодательством и законодательствомо градостроительной деятельности.

4. Формами финансового участия автономного округа в проектах государственно-частного партнерства являются:

1) финансирование работ по подготовке конкурса на заключение соглашения;

2) государственные гарантии по займам, привлекаемым частным партнером для исполнения соглашения;

3) выкуп результатов деятельности частного партнера или софинансирование деятельности частного партнера из средств окружного бюджета в случае, если это предусмотрено в рамках государственных программ автономного округа;

4) выкуп результатов деятельности частного партнера или софинансирование деятельности частного партнера из средств окружного бюджета, связанных с выполнением частным партнером обязательств по предоставлению товаров, выполнению работ, оказанию услуг согласно условиям соглашения;

5) компенсация частному партнеру условий минимального трафика или минимального объема потребления согласно условиям соглашения;

6) обеспечение минимального гарантированного дохода частного партнера от деятельности, осуществляемой по соглашению;

7) предоставление частному партнеру средств окружного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

8) предоставление налоговых льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством автономного округа о налогах и сборах;

9) предоставление льгот по аренде имущества, находящегося в государственной собственности автономного округа, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа;

10) иные формы, не противоречащиефедеральному законодательству и законодательству автономного округа.

5. В рамках соглашения может использоваться несколько форм участия автономного округа в проектах государственно-частного партнерства, установленных частями 2 и 4 настоящей статьи, а также другие формы участия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

6. Объемы и сроки участия автономного округа в финансировании создания (реконструкции) и (или) эксплуатации объектов соглашения могут изменяться в порядке, предусмотренном соглашением, в случаях:

1) изменения показателей инфляции, учетной политики Банка России или колебания валютных курсов;

2) нарушения частным партнером обязательств по соглашению, в частности, в отношении качества объекта соглашения или производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг и сроков создания (реконструкции) объекта соглашения или производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг;

3) изменения при реализации стратегических проектов государственно-частного партнерства стоимости строительства (реконструкции) объектов соглашений в соответствии с заключением о достоверности определения сметной стоимости объектов по результатам проверки их сметной стоимости, осуществленнойпосле государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, если проведение такой проверки включено в обязательства частного партнера по соглашению;

4) в иных случаях, установленных соглашением.

7. Обоснование эффективности использования средств окружного бюджета на реализацию соглашения является обязательным условием принятия решения о заключении автономным округом такого соглашения.

Методика оценки эффективности использования средств окружного бюджета в проектах государственно-частного партнерства утверждается постановлением Правительства автономного округа.

8. Отсутствие или недостаточность средств в окружном бюджете для финансирования обязательств по соглашению не является основанием для изменения или прекращения действия таких обязательств, равно как и для освобождения от ответственности за их ненадлежащее исполнение.

Статья 6. Финансовое участие автономного округа в проектах государственно-частного партнерства (статья утр. силу от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

1. Автономный округ на условиях соглашений о государственно-частном партнерстве и в соответствии с действующим законодательством вправе участвовать в реализации соглашений о государственно-частном партнерстве за счет средств окружного бюджета путем использования следующих инструментов:

1) финансирование работ по подготовке конкурса на заключение соглашения о государственно-частном партнерстве;

2) государственные гарантии по займам, привлекаемым частным партнером для исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве;

3) выкуп результатов деятельности частного партнера или софинансирование деятельности партнера из средств окружного бюджета в случае, если это предусмотрено в рамках государственных программ автономного округа; (с изм. от 04.12.2013 № 128-ЗАО)

4) выкуп результатов деятельности частного партнера или софинансирование деятельности партнера из средств окружного бюджета, связанных с выполнением частным партнером обязательств по предоставлению товаров, выполнению работ, оказанию услуг согласно условиям соглашения;

5) компенсация частному партнеру условий минимального трафика или минимального объема потребления согласно условиям соглашения, в случае если эти условия не могут быть выполнены иным путем.

2. В рамках соглашения о государственно-частном партнерстве может использоваться несколько инструментов государственного участия, установленных в части 1 настоящей статьи, а также другие инструменты государственного участия в рамках действующего федерального и регионального законодательства.

3. Объемы и сроки участия автономного округа в финансировании создания (реконструкции) и (или) эксплуатации объектов соглашения могут изменяться в порядке, предусмотренном соглашением, в случаях:

1) изменения показателей инфляции или колебании валютных курсов;

2) нарушения частным партнером обязательств по соглашению, в частности, в отношении качества объекта соглашения или производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг и сроков создания (реконструкции) объекта соглашения или производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг.

4. Эффективность использования средств окружного бюджета в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве должна быть обоснована при принятии Правительством автономного округа решения о проведении конкурса на выбор частного партнера. Методика оценки эффективности использования средств окружного бюджета в проектах государственно-частного партнерства утверждается постановлением Правительства автономного округа. (с изм. от 23.12.2011 №140-ЗАО)

5. Финансирование создания (реконструкции) и (или) эксплуатации объектов соглашений осуществляется за счет средств окружного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.

6. Отсутствие или недостаточность средств в окружном бюджете для финансирования обязательств по соглашению не является основанием для изменения или прекращения действия таких обязательств, равно как и для освобождения от ответственности за их ненадлежащее исполнение.

Статья 7. Объекты соглашений

1. Участие автономного округа в проектах государственно-частного партнерства осуществляется в целях создания (реконструкции) и (или) эксплуатации объектов соглашения, входящих в состав следующего имущества:

1) транспортной инфраструктуры и транспорта, включая железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный транспорт и иные виды транспорта; (с изм. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

2) системы коммунального хозяйства, включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, а также объектов обеспечения функционирования и благоустройства жилищного и нежилого фонда на территории автономного округа;

3) объектов энергоснабжения, включая энергогенерирующие системы, а также системы передачи и распределения энергии;

4) объектов государственного управления;

5) объектов безопасности и правопорядка;

6) объектов управления природными ресурсами и охраны окружающей среды и их использования;

7) объектов подвижной и стационарной связи и телекоммуникаций;

8) объектов, используемых для осуществления медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в системе здравоохранения;

9) объектов образования, воспитания, культуры и социального обслуживания;

10) объектов, используемых для осуществления туризма, рекреации и спорта.

11) гидротехнических сооружений, в том числе искусственных земельных участков, предназначенных для создания и (или) реконструкции гидротехнических сооружений, объектов их производственной и инженерной инфраструктуры. (в ред. от 28.05.2013 № 48-ЗАО)

2. Создание (реконструкция) и (или) эксплуатация частным партнером объектов, входящих в состав имущества, указанного в части 1 настоящей статьи, допускается на условиях заключенного соглашения, если иное не установлено федеральным законодательством.

Статья 8. Условия участия автономного округа в проектах государственно-частного партнерства

1. Участие автономного округа в проектах государственно-частного партнерства в формах, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется при условии обязательного закрепления в соглашениях следующих условий:

1) объекта соглашения;

2) срока действия соглашения и (или) порядка его определения;

3) порядка создания (реконструкции) и (или) эксплуатации объекта соглашения;

4) порядка расчетов между сторонами, включая платежи автономного округа в связи с расторжением соглашения в случаях, предусмотренных соглашением, в соответствии с действующим законодательством;

5) распределения рисков между сторонами;

6) права собственности на объект соглашения, распределения долей автономного округа и частного партнера в праве собственности на указанный объект, условий и момента возникновения таких прав.

2. Помимо условий, предусмотренных в части 1 настоящей статьи, участие в проектах государственно-частного партнерства осуществляется при установлении в соглашениях иных условий, не противоречащих действующему законодательству, к которым, в частности, относятся:

1) перечень находящихся в государственной собственности автономного округа зарегистрированных земельных участков, иных объектов движимого и недвижимого имущества, предоставляемых частному партнеру в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, а также указание права (передача в собственность, передача в аренду, иное), на котором передаются указанные земельные участки и объекты недвижимого и движимого имущества;    

2) обеспечение частным партнером предоставления потребителям товаров (работ, услуг) в соответствии с соглашением;

3) целевые показатели качества услуг, предоставляемых частным партнером с использованием объекта соглашения, которые ему необходимо обеспечить в результате осуществления соглашения о государственно-частном партнерстве;

4) технико-экономические показатели и характеристики, которых необходимо достигнуть в результате создания (реконструкции) и (или) эксплуатации объекта соглашения, в том числе показатели минимального гарантированного дохода с разбивкой по годам; (пункт с изм. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

5) согласование с автономным округом прекращения (приостановления) эксплуатации частным партнером объекта соглашения, за исключением случаев, когда такое прекращение (приостановление) вызвано действием обстоятельств непреодолимой силы, а также иных случаев, предусмотренных действующим законодательством и соглашением, если иное не установлено федеральным законодательством;

6) порядок и сроки передачи объекта соглашения автономному округу, включая требования к его качеству, в случае если объект соглашения подлежит передаче в собственность автономного округа;

7) объем участия, в том числе финансирования, предоставления государственных гарантий, предоставления имущества, имущественных и неимущественных прав, каждой из сторон соглашения, необходимого для создания (реконструкции) и (или) эксплуатации объекта соглашения, или порядок его определения;

8) распределение между автономным округом и частным партнером доходов в связи с осуществлением деятельности, предусмотренной соглашением о государственно-частном партнерстве;

9) условия и сроки перехода бремени содержания имущества, передаваемого по соглашению, а также рисков случайной гибели или повреждения указанного имущества;

10) порядок передачи информации, имущества и прав, в том числе прав интеллектуальной собственности, в целях последующей эксплуатации объекта соглашения автономному округу, в случае, если объект соглашения подлежит передаче в собственность автономному округу;

11) порядок эксплуатации объекта соглашения в течение срока, необходимого автономному округу для перехода к эксплуатации объекта соглашения автономным округом в полном объеме, в случае, если объект соглашения подлежит передаче в собственность автономному округу;

12) срок выполнения работ по созданию и (или) реконструкции объекта соглашения, его ввода в эксплуатацию, а также порядок продления этого срока;

13) плата, подлежащая внесению за использование объекта соглашения, находящегося в государственной собственности автономного округа;    

14) порядок осуществления автономным округом контроля за исполнением соглашения;

15) способы обеспечения исполнения обязательств сторон соглашения;

16) возможность передачи частным партнером объекта соглашения в залог, на иных обязательственных правах либо продажи под отлагательным условием, а также возможность уступки прав, в том числе в рамках договора финансирования под уступку денежного требования, в частности, при наступлении определенных в соглашении обстоятельств без необходимости заключения дополнительного соглашения;

17) порядок дачи согласия частному партнеру на передачу прав и обязанностей по соглашению, в том числе в порядке уступки права требования и (или) перевода долга, а также на передачу объекта соглашения в залог или на ином праве в целях обеспечения исполнения обязательств по соглашению. Указанное согласие может быть дано как в отношении конкретного лица или нескольких лиц, так и в отношении группы лиц, соответствующих требованиям, предусмотренным в соглашении;

18) компенсационные и гарантийные обязательства, включая поручительство и банковскую гарантию, принимаемые на себя частным партнером и (или) иными лицами, участвующими в соглашении на стороне частного партнера;

19) страхование в связи с исполнением соглашения;

20) выплаты в соответствии со статьей 5 настоящего Закона; (пункт с изм. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

21) источники дохода частного партнера в связи с осуществлением деятельности, предусмотренной соглашением, в частности:

а) получение частным партнером платежей от потребителей товаров (работ, услуг), предоставляемых (выполняемых, оказываемых) с использованием объекта соглашения;

б) платежи иных лиц, а также платежи по договорам, заключенным в соответствии с соглашением;

22) права и обязанности иных лиц, участвующих в соглашении, в частности, по осуществлению контроля за выполнением сторонами условий соглашения, даче согласия на выполнение определенных действий, сбор и распределение денежных средств в рамках соглашения, осуществлению иных платежей в объеме и в порядке согласно соглашению, а также выполнению иных прав и обязанностей по соглашению;

23) согласование с автономным округом организации, привлекаемой частным партнером для осуществления эксплуатации объекта соглашения, и существенных условий договора с ней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством;

24) согласование с автономным округом подрядчика (генерального подрядчика), привлекаемого частным партнером для осуществления строительства (реконструкции) объекта соглашения, и существенных условий договора с ним;

25) право автономного округа на отстранение партнера либо иных лиц от эксплуатации объекта соглашения и осуществление его эксплуатации автономным округом на условиях, определенных в соглашении, в случае существенного нарушения частным партнером условий соглашения или при наступлении иных обстоятельств, указанных в соглашении, в частности, для предотвращения, снижения или устранения риска или последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения здоровья, безопасности и сохранности имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды;

26) положение о том, что соглашение о государственно-частном партнерстве вступает в силу после заключения частным партнером необходимых договоров с финансовыми организациями по получению денежных средств для исполнения обязательств по соглашению, но не позднее 365 дней с момента его заключения. При этом условиями договоров частного партнера с финансовыми организациями может предусматриваться заключение автономным округом соглашений с указанными финансовыми организациями о координации деятельности по реализации соглашения о государственно-частном партнерстве и предоставления финансирования частному партнеру;

27) возможность заключения между банками, международными кредитными организациями и иными финансовыми организациями, Правительством автономного округа либо уполномоченным Правительством автономного округа исполнительным органом государственной власти автономного округа и частным партнером соглашений, определяющих содержание и порядок реализации права, указанного в пункте 25 настоящей части; (в ред. от 28.05.2013 № 48-ЗАО)

28) исключительные случаи одностороннего изменения условий соглашения и (или) одностороннего отказа от его исполнения.

29) порядок заключения и исполнения сделок, совершаемых во исполнение соглашения, в случае, если заключение таких сделок предусмотрено соглашением; (в ред. от 28.05.2013 № 48-ЗАО)

30) иные условия, определяемые Правительством автономного округа и не противоречащие федеральному законодательству и законодательству автономного округа. (в ред. от 28.05.2013 № 48-ЗАО)

Статья 9. Порядок управления проектами государственно-частного партнерства в автономном округе

1. Основой управления проектами государственно-частного партнерства в автономном округе являются документы стратегического планирования социально-экономического развития автономного округа на краткосрочный, средне- и долгосрочный периоды, утвержденные правовыми актами автономного округа, содержащие перечни проектов развития общественной инфраструктуры, предполагаемые к реализации на основе соглашений государственно-частного партнерства.

2. Управление проектами государственно-частного партнерства на территории автономного округа уполномоченными исполнительными органами государственной власти автономного округа может осуществляться во взаимодействии с институтами развития, действующими на основании федеральных законов. (в ред. от 28.05.2013 № 48-ЗАО)

На основе соглашения между государственными институтами развития и уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа на государственные институты развития могут быть возложены отдельные функции уполномоченного исполнительного органа государственной власти автономного округа по подготовке и проведению конкурсов на право заключения соглашений государственно-частного партнерства.

3. Правительство автономного округа на основе документов стратегического планирования социально-экономического развития автономного округа на краткосрочный, средне- и долгосрочный периоды, утвержденных правовыми актами автономного округа, и содержащихся в них перечней проектов развития общественной инфраструктуры, предполагаемых к реализации на основе соглашений государственно-частного партнерства, принимает программы развития государственно-частного партнерства, предусматривающие график подготовки и проведения конкурсов на заключение соглашений о государственно-частном партнерстве по отдельным видам общественной инфраструктуры. (с изм. от 23.12.2011 №140-ЗАО) (утр. силу. от 28.05.2013 № 48-ЗАО)

4. Проекты государственно-частного партнерства организуются на принципах координации со средне- и долгосрочным бюджетным планированием.

5. Проекты государственно-частного партнерства по реконструкции, модернизации или новому строительству однотипных объектов, находящихся в государственной собственности автономного округа, могут объединяться в региональные программы с целью выставления на конкурс в качестве единого (интегрированного) проекта.

Объединение нескольких региональных и (или) муниципальных проектов в региональную программу является разработкой стандартной конкурсной документации и проектов соглашений о государственно-частных партнерствах, их утверждение в установленном порядке с последующей передачей полномочий по проведению конкурса.

Статья 91. Полномочия Законодательного Собрания автономного округа в сфере государственно-частного партнерства (статья в доп. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

К полномочиям Законодательного Собрания автономного округа в сфере государственно-частного партнерства относятся:

1) законодательное регулирование в сфере государственно-частного партнерства;

2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законодательства автономного округа о государственно-частном партнерстве;

3) принятие закона автономного округа об участии автономного округа в стратегическом проекте государственно-частного партнерства.

Статья 10. Полномочия исполнительных органов государственной власти автономного округа при заключении и исполнении соглашений государственно-частного партнерства

1. Решение о заключении автономным округом соглашения принимается Правительством автономного округа в порядке, предусмотренном настоящим Законом. (с изм. от 23.12.2011 №140-ЗАО); (пункт в ред. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

2. Соглашения о государственно-частном партнерстве от имени автономного округа заключаются Правительством автономного округа или уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа. (с изм. от 04.12.2013 № 128-ЗАО)

3. Контроль за исполнением частным партнером условий соглашений осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа.

4. Контроль за целевым и эффективным использованием средств окружного бюджета, направленных на финансирование, создание (реконструкцию) и (или) эксплуатацию объектов соглашений, осуществляет Счетная палата автономного округа. (пункт утр. силу. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

5. По распоряжению Правительства автономного округа отдельные права и обязанности по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в государственной собственности автономного округа в рамках соглашений государственно-частного партнерства, в том числе по принятию решений и совершению иных юридических действий, связанных с проведением конкурса, могут осуществлять юридические лица. (с изм. от 23.12.2011 №140-ЗАО)

6. Правительством автономного округа может быть создан региональный центр государственно-частного партнерства. (в ред. от 28.05.2013 № 48-ЗАО)

Положение о региональном центре государственно-частного партнерства утверждается постановлением Правительства автономного округа. (с изм. от 23.12.2011 №140-ЗАО)

Статья 11. Принятие решений о заключении соглашения

1. Соглашение о государственно-частном партнерстве заключается путем проведения конкурса в соответствии с решением о заключении соглашения, за исключением случаев, предусмотренных в части 3 настоящей статьи.

2. Решение о заключении автономным округом соглашения в отношении стратегического проекта государственно-частного партнерства принимается Правительством автономного округа на основании закона автономного округа об участии автономного округа в стратегическом проекте государственно-частного партнерства, содержащего следующие положения: (пункт в ред. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

1) возможные формы участия автономного округа в стратегическом проекте государственно-частного партнерства, а также предельные размеры финансового участия автономного округа в стратегическом проекте государственно-частного партнерства, включая условия и порядок изменения размеров такого участия;

2) полномочия Правительства автономного округа по реализации мероприятий, направленных на заключение соглашения;

3) условие о признании закона автономного округа об участии автономного округа в стратегическом проекте государственно-частного партнерства утратившим силу в случае незаключения соглашения в течение 365 дней со дня вступления его в силу;

4) иные условия участия в стратегическом проекте государственно-частного партнерства;

5) приложение, определяющее общие условия участия в стратегическом проекте государственно-частного партнерства(состав и описание объекта соглашения, наименование стратегического проекта государственно-частного партнерства,местореализации стратегического проекта государственно-частного партнерства),сферу(отрасль) реализации стратегического проекта государственно-частного партнерства,              краткоеописание стратегического проекта государственно-частного партнерства,цели и задачи стратегического проекта государственно-частного партнерства, сроки и основные этапы реализации стратегического проекта государственно-частного партнерства, включая условия и порядок их изменения.

21. Решение о заключении автономным округом соглашения о государственно-частном партнерстве принимается в виде распоряжения Правительства автономного округа, утверждающего: (пункт в доп. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

1) формы участия автономного округа в проекте государственно-частного партнерства;

2) состав и описание объекта соглашения и основные условия соглашения, указанные в части 1 статьи 8 настоящего Закона;

3) исполнительный орган государственной власти автономного округа, уполномоченный на заключение и исполнение соглашения;

4) конкурсную документацию, содержащую проект соглашения;

5) состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения соглашения (далее – конкурсная комиссия);

6) условие о признании распоряжения утратившим силу в случае незаключения соглашения в течение 365 дней со дня его принятия.

3. Решением о заключении автономным округом соглашения может предусматриваться его заключение без проведения конкурса на право заключения соглашения (далее – конкурс) в следующих случаях: (абзац в ред. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

1) в случае возникновения потребности в определенных товарах, работах, услугах в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы или иных чрезвычайных обстоятельств, обуславливающих невозможность проведения конкурса;

2) в случае расторжения ранее заключенного соглашения вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения соглашения партнером, если объектом вновь заключаемого соглашения является объект расторгнутого соглашения и если конкурсная документация, в соответствии с которой был проведен конкурс, содержала указание на возможность заключения нового соглашения в соответствии с настоящим подпунктом;

3) если конкурс признан несостоявшимся в связи с подачей одной заявки на участие в конкурсе в порядке, установленном частью 6 статьи 14 настоящего Закона.

4) в случае, предусмотренном частью 6 статьи 111 настоящего Закона. (пункт в доп. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

4. При заключении соглашения без проведения конкурса уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа на основании решения о заключении соглашения проводит переговоры в форме совместного совещания с потенциальным частным партнером в целях обсуждения условий соглашения, при этом должны соблюдаться цели и принципы, установленные настоящим Законом. (сизм. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

Сообщение о заключении соглашения подлежит официальному опубликованию в порядке и сроки, установленные Правительством автономного округа. (с изм. от 23.12.2011 №140-ЗАО)

Статья 111. Инициирование заинтересованными лицами заключения с автономным округом соглашения в отношении стратегических проектов государственно-частного партнерства (статья в доп. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

1. Индивидуальные предприниматели, российские или иностранные юридические лица либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица имеют право на представление в Правительство автономного округа предложения о заключении с автономным округом соглашения в отношении стратегических проектов государственно-частного партнерства (далее – инициативное предложение).

2. Рассмотрение инициативных предложений осуществляется исполнительными органами государственной власти автономного округа, и в случае принятия решения о поддержке инициативного предложения в Законодательное Собрание автономного округа вносится проектзакона автономного округа об участии автономного округа в стратегическом проекте государственно-частного партнерства.

3. Решение Правительства автономного округа о заключении автономным округом соглашения в отношении стратегических проектов государственно-частного партнерства на основе инициативного предложениядолжно предусматривать возможность заключения соглашения в отношении стратегических проектов государственно-частного партнерства без проведения конкурса в соответствии с частью 6 настоящейстатьи.

4. В случае принятия решения о заключении автономным округом соглашения в отношении стратегических проектов государственно-частного партнерства на основе инициативного предложенияуполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа, определенным в указанном решении, проводится прием заявок о готовности к участию в конкурсе иных заинтересованных лиц (далее – заявки), соответствующих требованиям настоящего Закона и опубликованного извещения о приеме заявок.

Период приема заявок составляет не менее 45 календарных дней со дня опубликования извещения о приеме заявок.

5. В случаепоступлениязаявки (заявок),соответствующих требованиям настоящего Закона и опубликованного извещения о приеме заявок, заключение соглашения в отношении стратегических проектов государственно-частного партнерства осуществляется на конкурсной основе в соответствии с настоящим Законом.

6. В случае непоступления заявки (заявок) или поступления заявки (заявок) от лиц, несоответствующих требованиям настоящего Закона и опубликованного извещения о приеме заявок, заключение соглашения в отношении стратегических проектов государственно-частного партнерства осуществляется с лицом, выступившим с инициативным предложением, без проведения конкурса.

7. Правительство автономного округа определяет:

1)форму представленияи состав инициативных предложений;

2)порядок рассмотрения и принятия решения о поддержке инициативных предложений;

3)порядок опубликования извещения о приеме заявок;

4) форму подачи и состав заявок;

5) порядок приема и рассмотрения заявок;

6) порядок заключения соглашения в отношении стратегических проектов государственно-частного партнерства с лицом, выступившим с инициативным предложением, без проведения конкурса.

Статья 12. Конкурс на право заключения соглашения

(статья в ред. от 28.05.2013 № 48-ЗАО)

1. Конкурс проводится в соответствии с принятым решением о заключении соглашения и утвержденной конкурсной документацией и включает следующие этапы:

1) опубликование сообщения о проведении конкурса;

2) прием заявок на участие в конкурсе;

3) предварительный отбор участников конкурса;

4) подача конкурсных предложений;

5) оценка конкурсных предложений и определение победителя конкурса;

6) проведение переговоров с победителем конкурса в целях обсуждения условий соглашения в части, не затрагивающей условий, определенных конкурсной документацией;

7) заключение соглашения.

2. В соответствии с решением о заключении соглашения конкурс может проходить без проведения этапов, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи.

3. Конкурс является открытым по составу участников, за исключением случаев, когда конкурсная документация содержит сведения, составляющие государственную тайну, а также иных случаев, предусмотренных федеральным законодательством. В случае, когда конкурсная документация содержит сведения, составляющие государственную тайну, конкурс проводится без проведения этапа, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, при этом информирование лиц, имеющих право на участие в конкурсе, осуществляется в форме письменного уведомления.

4. Если иное не указано в решении о заключении соглашения, принятие решений и совершение иных действий в связи с проведением конкурса от имени автономного округа осуществляется Правительством автономного округа.

5. Конкурсная документация содержит следующие критерии конкурса:

1) сроки действия соглашения и (или) создания (реконструкции) и (или) эксплуатации объекта (объектов) соглашения; (пункт в ред. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

2) величина предусмотренных соглашением финансовых обязательств автономного округа перед частным партнером и (или) частного партнера перед автономным округом; (пункт в ред. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

3) иные критерии в зависимости от характера объекта (объектов) соглашения. (часть в ред. от 04.12.2013 № 128-ЗАО)

6. Значение критериев конкурса для оценки конкурсных предложений определяется в конкурсной документации.

7. Если в соответствии с конкурсной документацией подача конкурсных предложений осуществляется в несколько этапов, то:

1) требования к решениям, которые могут быть приняты конкурсной комиссией по результатам оценки первого и иных этапов, не являющихся окончательными, определяются в конкурсной документации;

2) если иное не предусмотрено конкурсной документацией, результаты оценки предыдущих этапов не учитываются при оценке конкурсных предложений, поданных на последующих этапах подачи конкурсных предложений;

3) победитель конкурса подлежит определению на окончательном этапе подачи конкурсных предложений.

8. Победителем конкурса является участник конкурса, конкурсное предложение которого (конкурсное предложение, поданное на последнем этапе подачи конкурсных предложений, – в случае если конкурсные предложения подавались в несколько этапов) по заключению конкурсной комиссии содержит лучшие условия по сравнению с конкурсными предложениями других участников конкурса.

9. Решение конкурсной комиссии об оценке конкурсных предложений и определении победителя конкурса должно быть мотивированным.

10. Срок рассмотрения и оценки конкурсных предложений не может превышать 60 дней со дня вскрытия конвертов с конкурсными предложениями.

11. Результаты рассмотрения и оценки конкурсных предложений отражаются в протоколе рассмотрения и оценки конкурсных предложений, который подлежит опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования сообщения о проведении конкурса, в течение десяти рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения конкурсных предложений. Участникам конкурса направляются письменные уведомления о результатах рассмотрения и оценки конкурсных предложений.

12. Конкурс признается несостоявшимся в следующих случаях:

1) в связи с подачей заявки единственным участником;

2) в связи с отсутствием участников;

3) если по результатам рассмотрения конкурсных предложений принято решение о том, что ни одно из конкурсных предложений не соответствует критериям конкурса, установленным в конкурсной документации.

13. Правительство автономного округа определяет порядок подготовки и принятия решения о заключении соглашения о государственно-частном партнерстве, порядок формирования конкурсной комиссии, опубликования сообщения о проведении конкурса, подачи заявок на участие в конкурсе, предварительного отбора участников конкурса, оценки конкурсных предложений.

Статья 12¹. Особенности проведения конкурсов, предусматривающих заключение договоров аренды земельных участков для строительства (реконструкции)(статья в ред. от 28.05.2013 № 48-ЗАО); (статья утр. силу. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

1. При проведении конкурсов, предусматривающих заключение с их победителями (единственным участником) договоров аренды земельных участков для строительства (реконструкции), конкурсная документация, помимо критериев конкурса и иных условий, должна содержать:

1) условия (обязанности) для победителя конкурса по использованию земельного участка;

2) критерии оценки конкурсных предложений участников конкурса на соответствие условиям (обязанностям) для победителя конкурса по использованию земельного участка.

2. Степень выполнения участником конкурса условий по использованию земельного участка оценивается отдельно по каждому условию в объемах, порядок оценки которых устанавливается в конкурсной документации.

3. Победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший наибольший размер арендной платы за земельный участок, при условии равной степени выполнения условий конкурса по использованию земельных участков и равной степени соответствия критериям конкурса на право заключения соглашения.

В случае неравной степени выполнения условий конкурса по использованию земельного участка и (или) неравной степени соответствия конкурсных предложений иным критериям конкурса порядок оценки конкурсного предложения участника конкурса по размеру арендной платы с учетом степени выполнения условий конкурса по использованию земельного участка устанавливается Правительством автономного округа.

Статья 13. Требования к участникам конкурса

1. Конкурсная документация может содержать требования к квалификации, профессиональным и деловым качествам участников конкурса, включая требование к участнику конкурса об отсутствии задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджет.

2. Конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из них к участию в конкурсе, в том числе содержать указание на товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы или наименования мест происхождения товаров.

3. Внесенный участником конкурса задаток в соответствии с федеральным законодательством не подлежит возврату в случае, если участник конкурса отказался от заключения соглашения на условиях, указанных им в своем конкурсном предложении. (в ред. от 28.05.2013 № 48-ЗАО)

Статья 14. Подача конкурсных предложений

1. Подача конкурсных предложений может осуществляться в один или несколько этапов.

2. Конкурсная документация может предусматривать следующие этапы подачи конкурсных предложений:

1) подача конкурсного предложения по критериям конкурса и иным вопросам, имеющим технический характер (первый этап), и подача конкурсного предложения по критериям конкурса и иным вопросам, имеющим финансовый характер (второй этап);

2) иные этапы подачи конкурсных предложений.

3. В любое время до истечения срока представления в конкурсную комиссию конкурсных предложений участник конкурса вправе изменить или отозвать свое конкурсное предложение.

4. Участник конкурса не вправе подавать два или более конкурсных предложений в рамках одного и того же этапа подачи конкурсных предложений. 

5. Если к моменту вскрытия конвертов с конкурсными предложениями в конкурсную комиссию не было подано ни одного конкурсного предложения, конкурс признается несостоявшимся.

6. Если к моменту вскрытия конвертов с конкурсными предложениями в конкурсную комиссию было подано только одно конкурсное предложение, конкурсная комиссия осуществляет оценку конкурсного предложения и, если конкурсное предложение соответствует конкурсной документации, конкурс признается несостоявшимся, при этом соглашение может быть заключено с указанным лицом без проведения конкурса.

Статья 15. Заключение соглашения

1. Конкурсная комиссия одновременно с направлением протокола о результатах проведения конкурса направляет победителю конкурса проект соглашения. (пункт в ред. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

2. Переговоры в форме совместного совещания в отношении проекта соглашения в целях обсуждения условий соглашения в части, не затрагивающей условий, определенных конкурсной документацией, и заключение соглашения с победителем конкурса осуществляются в порядке, установленном конкурсной документацией, в течение 20 дней со дня направления проекта соглашения победителю конкурса, если иной срок не установлен действующим законодательством или конкурсной документацией.

3. В случае отказа победителя от заключения соглашения в установленные сроки Правительство автономного округа вправе принять решение о заключении соглашения с участником конкурса, конкурсное предложение которого по результатам рассмотрения и оценки конкурсных предложений содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем конкурса. (с изм. от 23.12.2011 №140-ЗАО)

4. В случае отказа участника конкурса, подавшего следующее после победителя лучшее конкурсное предложение, от заключения соглашения в течение 90 дней со дня направления участнику предложения о заключении соглашения и (или) проекта соглашения конкурс признается несостоявшимся.

Статья 16. Гарантии прав партнеров при заключении и исполнении соглашений

1. В случае если в результате незаконных действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти автономного округа частный партнер понес убытки, ему гарантируется возмещение понесенных убытков в соответствии с гражданским законодательством.

2. Принятие в течение срока действия соглашения нормативного правового акта автономного округа, ухудшающего положение частного партнера, в том числе возлагающего на частного партнера дополнительные по сравнению с нормативными правовыми актами автономного округа, действующими на момент заключения соглашения, обязанности, может являться основанием для изменения условий соглашения о государственно-частном партнерстве, в том числе продления срока его действия, и (или) осуществления выплат в соответствии со статьей 8 настоящего Закона в целях обеспечения имущественных интересов частного партнера, существовавших на день подписания соглашения о государственно-частном партнерстве. (с изм. от 20.04.2015 № 32-ЗАО)

3. Условия соглашения могут изменяться в целях обеспечения имущественных интересов частного партнера, существовавших на день подписания соглашения о государственно-частном партнерстве, в случае наступления следующих обстоятельств:

1) нарушение или ненадлежащее исполнение какого-либо обязательства по соглашению о государственно-частном партнерстве автономным округом;

2) принятие решения или совершение действий каким-либо исполнительным органом государственной власти автономного округа, препятствующих исполнению партнером своих обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве, включая необоснованное вмешательство в хозяйственную деятельность частного партнера;

3) установление несоответствия фактических данных данным, указанным в конкурсной документации, равно как обнаружение в ней иных ошибок или неточностей, препятствующих исполнению частным партнером обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве;

4) обнаружение на предоставленном партнеру земельном участке или другом недвижимом или движимом имуществе обременений, которые не были и не могли быть известны партнеру при заключении соглашения.

Статья 16¹. Особенности участия муниципальных образований в автономном округе в государственно-частном партнерстве

(в ред. от 28.05.2013 № 48-ЗАО)

Муниципальные образования в автономном округе на основании соглашений могут участвовать в государственно-частных партнерствах с автономным округом в формах, порядке и на условиях, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с решениями органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе и с учетом положений настоящего Закона, в том числе:

1) распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;

2) предоставлять муниципальные гарантии;

3) обеспечивать финансирование обязательств муниципальных образований в формах, установленных бюджетным законодательством;

4) осуществлять иные действия, необходимые для реализации проектов государственно-частного партнерства.

Статья 17. Порядок вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа                                                                                              Ю.В.Неёлов

от 1 марта 2010 г. № 29-ЗАО

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Газета "Красный Север" № с\в №23/3 от 03.03.2010
Рубрики правового классификатора: 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 020.010.000 Органы исполнительной власти

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать