Основная информация
Дата опубликования: | 01 марта 2011г. |
Номер документа: | RU30000201100131 |
Текущая редакция: | 4 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Астраханская область |
Принявший орган: | Дума Астраханской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
1 марта 2011 года № 7/2011-ОЗ
ЗАКОН
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
О депутатском расследовании Думы Астраханской области
Принят
постановлением
Думы Астраханской области
от 11.02.2011 года № 25/1
Принят Думой Астраханской области 11 февраля 2011 года
(в редакции Законов Астраханской области от 18.12.2017 № 97/2017-ОЗ;
от 05.02.2013 № 5/2013-ОЗ, от 29.03.2019 №17/2019-ОЗ)
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
1. Настоящим Законом регулируются общественные отношения, связанные с проведением Думой Астраханской области (далее – Дума) депутатского расследования в Астраханской области (далее – депутатское расследование).
2. Настоящим Законом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области устанавливаются основания для проведения депутатского расследования, основные положения, касающиеся процедуры депутатского расследования, а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании.
3. Для целей настоящего Закона должностными лицами признаются лица, замещающие государственные должности Астраханской области или муниципальные должности, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя государственной власти Астраханской области либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах Астраханской области, органах местного самоуправления, государственных учреждениях Астраханской области и муниципальных учреждениях, действующих на территории Астраханской области.
Статья 2. Понятие и предмет депутатского расследования
1. Депутатское расследование – одна из форм осуществления контрольной деятельности Думы.
2. Предметом депутатского расследования являются:
1) факты и обстоятельства неисполнения и несоблюдения Устава Астраханской области, законов Астраханской области, постановлений Думы Астраханской области;
2) факты и обстоятельства неисполнения бюджета Астраханской области, неисполнения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Астраханской области;
3) факты и обстоятельства несоблюдения установленного порядка управления и распоряжения государственной собственностью Астраханской области, в том числе долями (паями, акциями) Астраханской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
4) факты и обстоятельства невыполнения прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Астраханской области.
(Пункт 4 в редакции Закона Астраханской области от 18.12.2017 № 97/2017-ОЗ)
3. Депутатскому расследованию не подлежат:
1) деятельность судов по осуществлению правосудия;
2) деятельность Губернатора Астраханской области как высшего должностного лица Астраханской области;
3) деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;
4) деятельность органов прокуратуры.
4. В случае принятия федеральным судом общей юрисдикции, арбитражным судом или мировым судьей к производству дела, касающегося фактов и обстоятельств, расследуемых в соответствии с настоящим Законом, депутатское расследование не проводится в отношении фактов и обстоятельств, определенных:
1) содержанием обвинительного заключения или обвинительного акта и ограниченных объемом собственно состава преступления, сформулированного в них;
2) содержанием заявления о совершении преступления по уголовному делу частного обвинения, в том числе о событии преступления, месте, времени, а также об обстоятельствах его совершения;
3) предметом иска или заявления, если в исковом заявлении или заявлении указаны факты и обстоятельства, возможные для определения и процессуального выделения и дающие основания для судебного спора;
4) содержанием протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и ограниченных объемом собственно состава административного правонарушения, в связи с совершением которого данный протокол составлен (данное постановление вынесено).
5. Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются депутатской комиссией по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования (далее – комиссия), без дополнительной проверки.
Статья 3. Цели и принципы депутатского расследования
1. Целями депутатского расследования являются:
1) выявление причин возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении таких причин;
2) обеспечение Думой контроля деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, иных государственных органов Астраханской области, а также органов местного самоуправления по устранению причин и последствий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования;
3) внесение предложений по подготовке и принятию проектов нормативных правовых актов Астраханской области, направленных на устранение причин возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
2. Депутатское расследование проводится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, равенства граждан перед законом, коллегиальности, объективности и гласности.
Статья 4. Основания для проведения депутатского расследования
Основаниями для проведения депутатского расследования являются указанные в части 2 статьи 2 настоящего Закона факты и обстоятельства, ставшие известными депутатам Думы, в том числе из заявлений и обращений граждан.
Статья 5. Срок депутатского расследования
1. Срок депутатского расследования определяется Думой и не может превышать трех месяцев со дня вступления в силу постановления Думы о проведении депутатского расследования.
2. По решению Думы срок депутатского расследования может быть однократно продлен не более чем на три месяца постановлением Думы на основании мотивированного представления депутатской комиссии.
3. Проведение депутатского расследования может быть прекращено досрочно или приостановлено решением Думы, принятым на основании мотивированного представления депутатской комиссии.
4. Депутатское расследование подлежит прекращению в случае вступления в законную силу судебного акта, исключающего возможность дальнейшего рассмотрения вопроса, являющегося предметом депутатского расследования.
5. В случае принятия Думой решения о приостановлении проведения депутатского расследования одновременно приостанавливается течение сроков депутатского расследования.
6. В случае наступления обстоятельств, указанных в части 4 статьи 2 настоящего Закона, депутатское расследование подлежит обязательному приостановлению.
7. Депутатское расследование возобновляется по решению Думы после устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления депутатского расследования. Со дня принятия Думой решения о возобновлении депутатского расследования течение срока депутатского расследования продолжается.
8. Депутатское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Думы соответствующего созыва.
Статья 6. Инициатива проведения депутатского расследования
При наличии фактов и обстоятельств, указанных в части 2 статьи 2 настоящего Закона, группа депутатов Думы численностью не менее одной трети от числа избранных депутатов направляет Председателю Думы письменное обращение о проведении депутатского расследования, в котором должны быть изложены основания, предмет, цели и сроки проведения депутатского расследования и обоснованы необходимость и возможность его проведения в соответствии с настоящим Законом.
Статья 7. Порядок принятия решения о проведении депутатского расследования
1. Вопрос о проведении депутатского расследования и о создании депутатской комиссии рассматривается на ближайшем заседании Думы.
2. Решение о проведении депутатского расследования оформляется постановлением Думы и считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов.
Статья 8. Формирование депутатской комиссии
1. В случае принятия решения о проведении депутатского расследования Дума формирует депутатскую комиссию, состоящую из депутатов Думы.
2. В состав депутатской комиссии входят представители каждого депутатского объединения в Думе. Отказ депутатского объединения от направления своих представителей в состав депутатской комиссии не является препятствием для ее создания.
По решению Думы в состав депутатской комиссии могут входить депутаты, не входящие в депутатские объединения в Думе.
3. Депутатская комиссия формируется на время проведения депутатского расследования и после его завершения распускается.
4. Инициатива проведения депутатского расследования не может быть выдвинута и депутатская комиссия не может быть сформирована в период в период избирательной кампании по выборам Губернатора Астраханской области или по выборам депутатов Думы (за исключением избирательной кампании по дополнительным выборам депутатов Думы).
(Часть 4. в редакции Закона Астраханской области от 05.02.2013 № 5/2013-ОЗ)
5. Членом депутатской комиссии не может быть депутат Думы, являющийся участником расследуемых депутатской комиссией фактов и обстоятельств или состоящий в браке с лицом, являющимся участником расследуемых депутатской комиссией фактов и обстоятельств, либо являющийся родителем, сыном, дочерью, усыновителем, усыновленным, родным братом, родной сестрой лицу, являющемуся участником расследуемых депутатской комиссией фактов и обстоятельств.
6. Полномочия члена депутатской комиссии прекращаются досрочно в случае:
1) выхода из состава депутатской комиссии по собственному желанию;
2) прекращения полномочий депутата Думы;
3) принятия Думой решения о несоответствии члена депутатской комиссии требованиям, установленным частью 5 настоящей статьи, а также по предложению депутатской комиссии об исключении члена депутатской комиссии из ее состава, внесенному в соответствии с частью 5 статьи 16 настоящего Закона.
7. Решение о досрочном прекращении полномочий члена депутатской комиссии по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 части 6 настоящей статьи, оформляется постановлением Думы, принимаемым без голосования.
Решение о досрочном прекращении полномочий члена депутатской комиссии по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 6 настоящей статьи, оформляется постановлением Думы, принимаемым большинством голосов от числа избранных депутатов.
8. В случаях, указанных в части 6 настоящей статьи, вакантное место замещается другим депутатом в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом.
9. Порядок формирования депутатской комиссии устанавливается Регламентом Думы.
Статья 9. Самостоятельность работы депутатской комиссии
Депутатская комиссия самостоятельна в своей работе. Вмешательство в работу депутатской комиссии со стороны депутатов Думы, не входящих в ее состав, должностных лиц и граждан не допускается.
Статья 10. Председатель депутатской комиссии
1. Председатель депутатской комиссии избирается на первом ее заседании из числа членов депутатской комиссии. Избрание председателя депутатской комиссии оформляется решением депутатской комиссии. Решение об избрании председателя депутатской комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа членов депутатской комиссии.
2. Председатель депутатской комиссии:
1) организует работу депутатской комиссии, созывает и ведет ее заседания;
2) выступает на заседаниях Думы с сообщениями о деятельности депутатской комиссии;
3) распределяет обязанности между членами депутатской комиссии;
4) подписывает протоколы проводимых им заседаний депутатской комиссии;
5) подписывает решения, принятые депутатской комиссией;
6) решает иные вопросы, касающиеся расследования фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
Статья 11. Секретарь депутатской комиссии
1. Секретарь депутатской комиссии избирается на первом ее заседании из числа членов депутатской комиссии. Избрание секретаря депутатской комиссии оформляется решением депутатской комиссии. Решение об избрании секретаря депутатской комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа членов депутатской комиссии.
2. Секретарь депутатской комиссии:
1) отвечает за организационное обеспечение деятельности депутатской комиссии;
2) обеспечивает ведение протоколов заседаний депутатской комиссии и опросов граждан и лиц, приглашенных на заседания депутатской комиссии для дачи объяснений;
3) организует ведение делопроизводства депутатской комиссии.
Статья 12. Порядок работы депутатской комиссии
1. Депутатская комиссия осуществляет свою работу посредством проведения заседаний и иных форм работы, необходимых для проведения депутатского расследования.
2. Заседания депутатской комиссии считаются правомочными, если на них присутствует большинство от общего числа членов депутатской комиссии.
3. Заседания депутатской комиссии открытые, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи. Порядок допуска граждан и представителей средств массовой информации на открытые заседания определяется депутатской комиссией самостоятельно.
4. В случае если проведение открытого заседания может привести к распространению конфиденциальной информации, депутатская комиссия принимает решение о проведении закрытого заседания.
5. Первое заседание депутатской комиссии проводится не позднее чем через 10 дней со дня создания депутатской комиссии.
Статья 13. План работы депутатской комиссии
1. Депутатская комиссия разрабатывает и утверждает план работы, в котором определяются:
1) основные направления депутатского расследования;
2) вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении депутатского расследования;
3) сроки завершения основных этапов депутатского расследования (сбора информации, оценки и систематизации информации, подготовки итогового доклада комиссии);
4) круг лиц, приглашаемых на заседания депутатской комиссии для дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;
5) перечень поручений членам депутатской комиссии и сроки их выполнения.
2. В план работы депутатской комиссии могут быть включены также иные вопросы, касающиеся ее деятельности.
Статья 14. Порядок принятия решений депутатской комиссии
1. Решения депутатской комиссии принимаются на ее заседаниях открытым голосованием.
2. Решение депутатской комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины членов депутатской комиссии, присутствующих на заседании.
3. Решение по итоговому докладу депутатской комиссии считается принятым, если за него проголосовало две трети от числа членов депутатской комиссии, присутствующих на ее заседании.
Статья 15. Права депутатской комиссии
1. Депутатская комиссия при осуществлении своей деятельности имеет право:
1) запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления, государственных учреждений Астраханской области, муниципальных учреждений, действующих на территории Астраханской области, иных организаций и их должностных лиц документы, относящиеся к предмету депутатского расследования, а также сведения, необходимые для проведения депутатского расследования;
2) приглашать для дачи объяснений по расследуемым депутатской комиссией фактам и обстоятельствам должностных лиц;
3) приглашать для дачи пояснений, экспертных заключений по расследуемым депутатской комиссией фактам и обстоятельствам граждан, обладающих специальными знаниями либо информацией, которая может способствовать депутатскому расследованию;
4) получать пояснения от лиц, за исключением случаев, предусмотренных частями 4,5 настоящей статьи, и заносить их пояснения в соответствующий протокол.
2. Депутатская комиссия вправе предложить должностным лицам и гражданам представить пояснения и изложить ответы на поставленные депутатской комиссией вопросы в письменной форме, а также направить в депутатскую комиссию информацию, которая, по их мнению, может способствовать депутатскому расследованию.
3. Пояснения, ответы и информация, полученные в соответствии с частью 2 настоящей статьи, рассматриваются на заседаниях депутатской комиссии.
4. Лицо, являющееся подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, не может быть опрошено депутатской комиссией в части, касающейся состава преступления, сформулированного в постановлении о возбуждении уголовного дела, постановлении о привлечении в качестве обвиняемого или в обвинительном акте.
5. Депутатская комиссия не вправе опрашивать о данных предварительного расследования лиц, предупрежденных в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если указанными лицами не получено согласие следователя или дознавателя на их разглашение и не определен допустимый объем разглашаемых данных.
Статья 16. Права, обязанности и ответственность членов депутатской комиссии
1. Члены депутатской комиссии обязаны:
1) лично участвовать в заседаниях депутатской комиссии;
2) выполнять поручения депутатской комиссии, председателя депутатской комиссии;
3) предоставлять исключительно комиссии всю информацию, полученную ими по предмету депутатского расследования.
2. Члены депутатской комиссии имеют право:
1) участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых депутатской комиссией, вносить предложения и высказываться по любому вопросу, рассматриваемому депутатской комиссией;
2) задавать вопросы лицам, приглашенным на заседания депутатской комиссии.
3. Каждый член депутатской комиссии подписывает итоговый доклад депутатской комиссии, изготовленный по результатам депутатского расследования. В случае своего несогласия с содержанием итогового доклада депутатской комиссии член депутатской комиссии вправе сделать об этом соответствующую запись рядом со своей подписью, а также изложить свое особое мнение в письменном виде.
4. Информация по предмету депутатского расследования, которая стала известна в ходе проведения депутатского расследования члену депутатской комиссии, не может быть передана в средства массовой информации либо распространена в иной публичной форме до завершения депутатского расследования. Указанное лицо до завершения депутатского расследования не вправе высказывать свое мнение о ходе и результатах депутатского расследования.
5. В случае неисполнения членом депутатской комиссии своих обязанностей, в том числе неоднократного отсутствия на ее заседаниях без уважительных причин, а также неисполнения требования, содержащегося в части 4 настоящей статьи, депутатская комиссия вправе принять решение о внесении на рассмотрение Думы предложения об исключении его из состава депутатской комиссии и замещении вакантного места другим депутатом.
Статья 17. Права должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании
1. Должностные лица и граждане, привлеченные к участию в депутатском расследовании, вправе:
1) вести необходимые записи;
2) знакомиться с протоколом опроса, ходатайствовать о внесении в него изменений;
3) ходатайствовать о привлечении к участию в депутатском расследовании других лиц;
4) пользоваться иными законными правами.
2. Лицо, располагающее информацией, которая, по его мнению, может способствовать депутатскому расследованию, вправе обратиться в депутатскую комиссию с просьбой о приглашении его на заседание депутатской комиссии для пояснений либо направить указанную информацию в депутатскую комиссию.
Статья 18. Обязанности должностных лиц, привлеченных к участию в депутатском расследовании
1. Должностные лица обязаны по обращению депутатской комиссии в течение 5 рабочих дней предоставить необходимые для проведения депутатского расследования сведения и документы, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны. Предоставление депутатской комиссии сведений о частной жизни граждан допускается только с их согласия.
2. Должностные лица, привлеченные к участию в депутатском расследовании, обязаны:
1) прибыть на заседание депутатской комиссии;
2) давать все необходимые пояснения (объяснения) и правдиво отвечать на вопросы, поставленные депутатской комиссией или ее членами, с соблюдением требований части 1 настоящей статьи.
3. За отказ от предоставления депутатской комиссии необходимых для проведения депутатского расследования сведений и документов, за уклонение от такого предоставления либо за предоставление депутатской комиссии заведомо неполных либо ложных сведений, а также за неявку на заседание депутатской комиссии без уважительных причин должностные лица, привлеченные к участию в депутатском расследовании, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Астраханской области.
Статья 19. Итоговый доклад депутатской комиссии
1. По результатам депутатского расследования готовится итоговый доклад депутатской комиссии (далее – итоговый доклад), который подлежит обязательному рассмотрению на заседании депутатской комиссии.
Принятый депутатской комиссией итоговый доклад подписывается председателем, членами и секретарем депутатской комиссии и направляется на рассмотрение Думы.
2. В итоговом докладе должны содержаться:
1) основания, по которым проводилось депутатское расследование;
2) сведения, полученные депутатской комиссией в результате своей деятельности;
3) выводы депутатской комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;
4) рекомендации депутатской комиссии по устранению и предотвращению причин, послуживших основанием для проведения депутатского расследования;
5) предложения о направлении в правоохранительные органы сведений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения или на признаки преступления в действиях (бездействии) должностных лиц, которые повлекли за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, в случае их обнаружения.
3. В итоговом докладе могут содержаться предложения:
1) о совершенствовании деятельности органов государственной власти Астраханской области, а также органов местного самоуправления;
2) о принятии нормативных правовых актов Астраханской области, направленных на устранение причин возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, и их последствий.
4. Дума на ближайшем заседании рассматривает итоговый доклад. При рассмотрении итогового доклада Дума вправе предложить депутатской комиссии уточнить его отдельные положения. Члены депутатской комиссии вправе выступить с особым мнением относительно выводов, к которым пришла депутатская комиссия по результатам проведенного депутатского расследования.
5. Итоговый доклад считается утвержденным, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов. Решение об утверждении итогового доклада оформляется постановлением Думы.
6. Постановление Думы может содержать:
1) решение Думы по результатам депутатского расследования;
2) круг органов и должностных лиц, которым будет направлено данное постановление с итоговым докладом;
3) предложения по совершенствованию деятельности органов государственной власти Астраханской области, а также органов местного самоуправления;
4) предложения по подготовке и принятию проектов нормативных правовых актов Астраханской области, направленных на устранение причин возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, и их последствий.
7. При утверждении итогового доклада деятельность депутатской комиссии прекращается и депутатское расследование завершается.
8. В случае неутверждения итогового доклада Дума принимает одно из следующих решений:
1) предложить депутатской комиссии доработать отдельные положения итогового доклада и перенести рассмотрение данного вопроса на ближайшее заседание Думы;
2) прекратить деятельность депутатской комиссии и завершить депутатское расследование.
9. При необходимости постановление Думы с итоговым докладом может направляться в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти Астраханской области, иные государственные органы, прокурору Астраханской области, Уполномоченному по правам человека в Астраханской области Уполномоченному по правам человека в Астраханской области,» словами «Упол-номоченному по защите прав предпринимателей в Астраханской области, Уполномоченному по правам ребенка в Астраханской области,, в соответствующие органы местного самоуправления и организации.
(часть 9 в редакции Закона Астраханской области от 29.03.2019 №17/2019-ОЗ)
10. Постановление Думы с итоговым докладом подлежит обязательному рассмотрению органом или организацией, должностные лица которых совершили действия (допустили бездействие), повлекшие за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, в течение одного месяца со дня его получения. О принятом по итоговому докладу решении Дума уведомляется незамедлительно.
Статья 20. Обеспечение деятельности депутатской комиссии
Организационное, документационное, информационное, материально-техническое и правовое обеспечение деятельности депутатской комиссии осуществляет аппарат Думы.
Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
2. Депутатское расследование в соответствии с настоящим Законом проводится по фактам и обстоятельствам, возникшим после вступления в силу настоящего Закона.
Губернатор
Астраханской области
А.А.Жилкин
г.Астрахань
1 марта2011 г.
Рег.№ 7/2011-ОЗ
1 марта 2011 года № 7/2011-ОЗ
ЗАКОН
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
О депутатском расследовании Думы Астраханской области
Принят
постановлением
Думы Астраханской области
от 11.02.2011 года № 25/1
Принят Думой Астраханской области 11 февраля 2011 года
(в редакции Законов Астраханской области от 18.12.2017 № 97/2017-ОЗ;
от 05.02.2013 № 5/2013-ОЗ, от 29.03.2019 №17/2019-ОЗ)
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
1. Настоящим Законом регулируются общественные отношения, связанные с проведением Думой Астраханской области (далее – Дума) депутатского расследования в Астраханской области (далее – депутатское расследование).
2. Настоящим Законом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области устанавливаются основания для проведения депутатского расследования, основные положения, касающиеся процедуры депутатского расследования, а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании.
3. Для целей настоящего Закона должностными лицами признаются лица, замещающие государственные должности Астраханской области или муниципальные должности, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя государственной власти Астраханской области либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах Астраханской области, органах местного самоуправления, государственных учреждениях Астраханской области и муниципальных учреждениях, действующих на территории Астраханской области.
Статья 2. Понятие и предмет депутатского расследования
1. Депутатское расследование – одна из форм осуществления контрольной деятельности Думы.
2. Предметом депутатского расследования являются:
1) факты и обстоятельства неисполнения и несоблюдения Устава Астраханской области, законов Астраханской области, постановлений Думы Астраханской области;
2) факты и обстоятельства неисполнения бюджета Астраханской области, неисполнения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Астраханской области;
3) факты и обстоятельства несоблюдения установленного порядка управления и распоряжения государственной собственностью Астраханской области, в том числе долями (паями, акциями) Астраханской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
4) факты и обстоятельства невыполнения прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Астраханской области.
(Пункт 4 в редакции Закона Астраханской области от 18.12.2017 № 97/2017-ОЗ)
3. Депутатскому расследованию не подлежат:
1) деятельность судов по осуществлению правосудия;
2) деятельность Губернатора Астраханской области как высшего должностного лица Астраханской области;
3) деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;
4) деятельность органов прокуратуры.
4. В случае принятия федеральным судом общей юрисдикции, арбитражным судом или мировым судьей к производству дела, касающегося фактов и обстоятельств, расследуемых в соответствии с настоящим Законом, депутатское расследование не проводится в отношении фактов и обстоятельств, определенных:
1) содержанием обвинительного заключения или обвинительного акта и ограниченных объемом собственно состава преступления, сформулированного в них;
2) содержанием заявления о совершении преступления по уголовному делу частного обвинения, в том числе о событии преступления, месте, времени, а также об обстоятельствах его совершения;
3) предметом иска или заявления, если в исковом заявлении или заявлении указаны факты и обстоятельства, возможные для определения и процессуального выделения и дающие основания для судебного спора;
4) содержанием протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и ограниченных объемом собственно состава административного правонарушения, в связи с совершением которого данный протокол составлен (данное постановление вынесено).
5. Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются депутатской комиссией по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования (далее – комиссия), без дополнительной проверки.
Статья 3. Цели и принципы депутатского расследования
1. Целями депутатского расследования являются:
1) выявление причин возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении таких причин;
2) обеспечение Думой контроля деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, иных государственных органов Астраханской области, а также органов местного самоуправления по устранению причин и последствий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования;
3) внесение предложений по подготовке и принятию проектов нормативных правовых актов Астраханской области, направленных на устранение причин возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
2. Депутатское расследование проводится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, равенства граждан перед законом, коллегиальности, объективности и гласности.
Статья 4. Основания для проведения депутатского расследования
Основаниями для проведения депутатского расследования являются указанные в части 2 статьи 2 настоящего Закона факты и обстоятельства, ставшие известными депутатам Думы, в том числе из заявлений и обращений граждан.
Статья 5. Срок депутатского расследования
1. Срок депутатского расследования определяется Думой и не может превышать трех месяцев со дня вступления в силу постановления Думы о проведении депутатского расследования.
2. По решению Думы срок депутатского расследования может быть однократно продлен не более чем на три месяца постановлением Думы на основании мотивированного представления депутатской комиссии.
3. Проведение депутатского расследования может быть прекращено досрочно или приостановлено решением Думы, принятым на основании мотивированного представления депутатской комиссии.
4. Депутатское расследование подлежит прекращению в случае вступления в законную силу судебного акта, исключающего возможность дальнейшего рассмотрения вопроса, являющегося предметом депутатского расследования.
5. В случае принятия Думой решения о приостановлении проведения депутатского расследования одновременно приостанавливается течение сроков депутатского расследования.
6. В случае наступления обстоятельств, указанных в части 4 статьи 2 настоящего Закона, депутатское расследование подлежит обязательному приостановлению.
7. Депутатское расследование возобновляется по решению Думы после устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления депутатского расследования. Со дня принятия Думой решения о возобновлении депутатского расследования течение срока депутатского расследования продолжается.
8. Депутатское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Думы соответствующего созыва.
Статья 6. Инициатива проведения депутатского расследования
При наличии фактов и обстоятельств, указанных в части 2 статьи 2 настоящего Закона, группа депутатов Думы численностью не менее одной трети от числа избранных депутатов направляет Председателю Думы письменное обращение о проведении депутатского расследования, в котором должны быть изложены основания, предмет, цели и сроки проведения депутатского расследования и обоснованы необходимость и возможность его проведения в соответствии с настоящим Законом.
Статья 7. Порядок принятия решения о проведении депутатского расследования
1. Вопрос о проведении депутатского расследования и о создании депутатской комиссии рассматривается на ближайшем заседании Думы.
2. Решение о проведении депутатского расследования оформляется постановлением Думы и считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов.
Статья 8. Формирование депутатской комиссии
1. В случае принятия решения о проведении депутатского расследования Дума формирует депутатскую комиссию, состоящую из депутатов Думы.
2. В состав депутатской комиссии входят представители каждого депутатского объединения в Думе. Отказ депутатского объединения от направления своих представителей в состав депутатской комиссии не является препятствием для ее создания.
По решению Думы в состав депутатской комиссии могут входить депутаты, не входящие в депутатские объединения в Думе.
3. Депутатская комиссия формируется на время проведения депутатского расследования и после его завершения распускается.
4. Инициатива проведения депутатского расследования не может быть выдвинута и депутатская комиссия не может быть сформирована в период в период избирательной кампании по выборам Губернатора Астраханской области или по выборам депутатов Думы (за исключением избирательной кампании по дополнительным выборам депутатов Думы).
(Часть 4. в редакции Закона Астраханской области от 05.02.2013 № 5/2013-ОЗ)
5. Членом депутатской комиссии не может быть депутат Думы, являющийся участником расследуемых депутатской комиссией фактов и обстоятельств или состоящий в браке с лицом, являющимся участником расследуемых депутатской комиссией фактов и обстоятельств, либо являющийся родителем, сыном, дочерью, усыновителем, усыновленным, родным братом, родной сестрой лицу, являющемуся участником расследуемых депутатской комиссией фактов и обстоятельств.
6. Полномочия члена депутатской комиссии прекращаются досрочно в случае:
1) выхода из состава депутатской комиссии по собственному желанию;
2) прекращения полномочий депутата Думы;
3) принятия Думой решения о несоответствии члена депутатской комиссии требованиям, установленным частью 5 настоящей статьи, а также по предложению депутатской комиссии об исключении члена депутатской комиссии из ее состава, внесенному в соответствии с частью 5 статьи 16 настоящего Закона.
7. Решение о досрочном прекращении полномочий члена депутатской комиссии по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 части 6 настоящей статьи, оформляется постановлением Думы, принимаемым без голосования.
Решение о досрочном прекращении полномочий члена депутатской комиссии по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 6 настоящей статьи, оформляется постановлением Думы, принимаемым большинством голосов от числа избранных депутатов.
8. В случаях, указанных в части 6 настоящей статьи, вакантное место замещается другим депутатом в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом.
9. Порядок формирования депутатской комиссии устанавливается Регламентом Думы.
Статья 9. Самостоятельность работы депутатской комиссии
Депутатская комиссия самостоятельна в своей работе. Вмешательство в работу депутатской комиссии со стороны депутатов Думы, не входящих в ее состав, должностных лиц и граждан не допускается.
Статья 10. Председатель депутатской комиссии
1. Председатель депутатской комиссии избирается на первом ее заседании из числа членов депутатской комиссии. Избрание председателя депутатской комиссии оформляется решением депутатской комиссии. Решение об избрании председателя депутатской комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа членов депутатской комиссии.
2. Председатель депутатской комиссии:
1) организует работу депутатской комиссии, созывает и ведет ее заседания;
2) выступает на заседаниях Думы с сообщениями о деятельности депутатской комиссии;
3) распределяет обязанности между членами депутатской комиссии;
4) подписывает протоколы проводимых им заседаний депутатской комиссии;
5) подписывает решения, принятые депутатской комиссией;
6) решает иные вопросы, касающиеся расследования фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
Статья 11. Секретарь депутатской комиссии
1. Секретарь депутатской комиссии избирается на первом ее заседании из числа членов депутатской комиссии. Избрание секретаря депутатской комиссии оформляется решением депутатской комиссии. Решение об избрании секретаря депутатской комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа членов депутатской комиссии.
2. Секретарь депутатской комиссии:
1) отвечает за организационное обеспечение деятельности депутатской комиссии;
2) обеспечивает ведение протоколов заседаний депутатской комиссии и опросов граждан и лиц, приглашенных на заседания депутатской комиссии для дачи объяснений;
3) организует ведение делопроизводства депутатской комиссии.
Статья 12. Порядок работы депутатской комиссии
1. Депутатская комиссия осуществляет свою работу посредством проведения заседаний и иных форм работы, необходимых для проведения депутатского расследования.
2. Заседания депутатской комиссии считаются правомочными, если на них присутствует большинство от общего числа членов депутатской комиссии.
3. Заседания депутатской комиссии открытые, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи. Порядок допуска граждан и представителей средств массовой информации на открытые заседания определяется депутатской комиссией самостоятельно.
4. В случае если проведение открытого заседания может привести к распространению конфиденциальной информации, депутатская комиссия принимает решение о проведении закрытого заседания.
5. Первое заседание депутатской комиссии проводится не позднее чем через 10 дней со дня создания депутатской комиссии.
Статья 13. План работы депутатской комиссии
1. Депутатская комиссия разрабатывает и утверждает план работы, в котором определяются:
1) основные направления депутатского расследования;
2) вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении депутатского расследования;
3) сроки завершения основных этапов депутатского расследования (сбора информации, оценки и систематизации информации, подготовки итогового доклада комиссии);
4) круг лиц, приглашаемых на заседания депутатской комиссии для дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;
5) перечень поручений членам депутатской комиссии и сроки их выполнения.
2. В план работы депутатской комиссии могут быть включены также иные вопросы, касающиеся ее деятельности.
Статья 14. Порядок принятия решений депутатской комиссии
1. Решения депутатской комиссии принимаются на ее заседаниях открытым голосованием.
2. Решение депутатской комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины членов депутатской комиссии, присутствующих на заседании.
3. Решение по итоговому докладу депутатской комиссии считается принятым, если за него проголосовало две трети от числа членов депутатской комиссии, присутствующих на ее заседании.
Статья 15. Права депутатской комиссии
1. Депутатская комиссия при осуществлении своей деятельности имеет право:
1) запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления, государственных учреждений Астраханской области, муниципальных учреждений, действующих на территории Астраханской области, иных организаций и их должностных лиц документы, относящиеся к предмету депутатского расследования, а также сведения, необходимые для проведения депутатского расследования;
2) приглашать для дачи объяснений по расследуемым депутатской комиссией фактам и обстоятельствам должностных лиц;
3) приглашать для дачи пояснений, экспертных заключений по расследуемым депутатской комиссией фактам и обстоятельствам граждан, обладающих специальными знаниями либо информацией, которая может способствовать депутатскому расследованию;
4) получать пояснения от лиц, за исключением случаев, предусмотренных частями 4,5 настоящей статьи, и заносить их пояснения в соответствующий протокол.
2. Депутатская комиссия вправе предложить должностным лицам и гражданам представить пояснения и изложить ответы на поставленные депутатской комиссией вопросы в письменной форме, а также направить в депутатскую комиссию информацию, которая, по их мнению, может способствовать депутатскому расследованию.
3. Пояснения, ответы и информация, полученные в соответствии с частью 2 настоящей статьи, рассматриваются на заседаниях депутатской комиссии.
4. Лицо, являющееся подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, не может быть опрошено депутатской комиссией в части, касающейся состава преступления, сформулированного в постановлении о возбуждении уголовного дела, постановлении о привлечении в качестве обвиняемого или в обвинительном акте.
5. Депутатская комиссия не вправе опрашивать о данных предварительного расследования лиц, предупрежденных в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если указанными лицами не получено согласие следователя или дознавателя на их разглашение и не определен допустимый объем разглашаемых данных.
Статья 16. Права, обязанности и ответственность членов депутатской комиссии
1. Члены депутатской комиссии обязаны:
1) лично участвовать в заседаниях депутатской комиссии;
2) выполнять поручения депутатской комиссии, председателя депутатской комиссии;
3) предоставлять исключительно комиссии всю информацию, полученную ими по предмету депутатского расследования.
2. Члены депутатской комиссии имеют право:
1) участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых депутатской комиссией, вносить предложения и высказываться по любому вопросу, рассматриваемому депутатской комиссией;
2) задавать вопросы лицам, приглашенным на заседания депутатской комиссии.
3. Каждый член депутатской комиссии подписывает итоговый доклад депутатской комиссии, изготовленный по результатам депутатского расследования. В случае своего несогласия с содержанием итогового доклада депутатской комиссии член депутатской комиссии вправе сделать об этом соответствующую запись рядом со своей подписью, а также изложить свое особое мнение в письменном виде.
4. Информация по предмету депутатского расследования, которая стала известна в ходе проведения депутатского расследования члену депутатской комиссии, не может быть передана в средства массовой информации либо распространена в иной публичной форме до завершения депутатского расследования. Указанное лицо до завершения депутатского расследования не вправе высказывать свое мнение о ходе и результатах депутатского расследования.
5. В случае неисполнения членом депутатской комиссии своих обязанностей, в том числе неоднократного отсутствия на ее заседаниях без уважительных причин, а также неисполнения требования, содержащегося в части 4 настоящей статьи, депутатская комиссия вправе принять решение о внесении на рассмотрение Думы предложения об исключении его из состава депутатской комиссии и замещении вакантного места другим депутатом.
Статья 17. Права должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании
1. Должностные лица и граждане, привлеченные к участию в депутатском расследовании, вправе:
1) вести необходимые записи;
2) знакомиться с протоколом опроса, ходатайствовать о внесении в него изменений;
3) ходатайствовать о привлечении к участию в депутатском расследовании других лиц;
4) пользоваться иными законными правами.
2. Лицо, располагающее информацией, которая, по его мнению, может способствовать депутатскому расследованию, вправе обратиться в депутатскую комиссию с просьбой о приглашении его на заседание депутатской комиссии для пояснений либо направить указанную информацию в депутатскую комиссию.
Статья 18. Обязанности должностных лиц, привлеченных к участию в депутатском расследовании
1. Должностные лица обязаны по обращению депутатской комиссии в течение 5 рабочих дней предоставить необходимые для проведения депутатского расследования сведения и документы, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны. Предоставление депутатской комиссии сведений о частной жизни граждан допускается только с их согласия.
2. Должностные лица, привлеченные к участию в депутатском расследовании, обязаны:
1) прибыть на заседание депутатской комиссии;
2) давать все необходимые пояснения (объяснения) и правдиво отвечать на вопросы, поставленные депутатской комиссией или ее членами, с соблюдением требований части 1 настоящей статьи.
3. За отказ от предоставления депутатской комиссии необходимых для проведения депутатского расследования сведений и документов, за уклонение от такого предоставления либо за предоставление депутатской комиссии заведомо неполных либо ложных сведений, а также за неявку на заседание депутатской комиссии без уважительных причин должностные лица, привлеченные к участию в депутатском расследовании, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Астраханской области.
Статья 19. Итоговый доклад депутатской комиссии
1. По результатам депутатского расследования готовится итоговый доклад депутатской комиссии (далее – итоговый доклад), который подлежит обязательному рассмотрению на заседании депутатской комиссии.
Принятый депутатской комиссией итоговый доклад подписывается председателем, членами и секретарем депутатской комиссии и направляется на рассмотрение Думы.
2. В итоговом докладе должны содержаться:
1) основания, по которым проводилось депутатское расследование;
2) сведения, полученные депутатской комиссией в результате своей деятельности;
3) выводы депутатской комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;
4) рекомендации депутатской комиссии по устранению и предотвращению причин, послуживших основанием для проведения депутатского расследования;
5) предложения о направлении в правоохранительные органы сведений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения или на признаки преступления в действиях (бездействии) должностных лиц, которые повлекли за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, в случае их обнаружения.
3. В итоговом докладе могут содержаться предложения:
1) о совершенствовании деятельности органов государственной власти Астраханской области, а также органов местного самоуправления;
2) о принятии нормативных правовых актов Астраханской области, направленных на устранение причин возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, и их последствий.
4. Дума на ближайшем заседании рассматривает итоговый доклад. При рассмотрении итогового доклада Дума вправе предложить депутатской комиссии уточнить его отдельные положения. Члены депутатской комиссии вправе выступить с особым мнением относительно выводов, к которым пришла депутатская комиссия по результатам проведенного депутатского расследования.
5. Итоговый доклад считается утвержденным, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов. Решение об утверждении итогового доклада оформляется постановлением Думы.
6. Постановление Думы может содержать:
1) решение Думы по результатам депутатского расследования;
2) круг органов и должностных лиц, которым будет направлено данное постановление с итоговым докладом;
3) предложения по совершенствованию деятельности органов государственной власти Астраханской области, а также органов местного самоуправления;
4) предложения по подготовке и принятию проектов нормативных правовых актов Астраханской области, направленных на устранение причин возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, и их последствий.
7. При утверждении итогового доклада деятельность депутатской комиссии прекращается и депутатское расследование завершается.
8. В случае неутверждения итогового доклада Дума принимает одно из следующих решений:
1) предложить депутатской комиссии доработать отдельные положения итогового доклада и перенести рассмотрение данного вопроса на ближайшее заседание Думы;
2) прекратить деятельность депутатской комиссии и завершить депутатское расследование.
9. При необходимости постановление Думы с итоговым докладом может направляться в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти Астраханской области, иные государственные органы, прокурору Астраханской области, Уполномоченному по правам человека в Астраханской области Уполномоченному по правам человека в Астраханской области,» словами «Упол-номоченному по защите прав предпринимателей в Астраханской области, Уполномоченному по правам ребенка в Астраханской области,, в соответствующие органы местного самоуправления и организации.
(часть 9 в редакции Закона Астраханской области от 29.03.2019 №17/2019-ОЗ)
10. Постановление Думы с итоговым докладом подлежит обязательному рассмотрению органом или организацией, должностные лица которых совершили действия (допустили бездействие), повлекшие за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, в течение одного месяца со дня его получения. О принятом по итоговому докладу решении Дума уведомляется незамедлительно.
Статья 20. Обеспечение деятельности депутатской комиссии
Организационное, документационное, информационное, материально-техническое и правовое обеспечение деятельности депутатской комиссии осуществляет аппарат Думы.
Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
2. Депутатское расследование в соответствии с настоящим Законом проводится по фактам и обстоятельствам, возникшим после вступления в силу настоящего Закона.
Губернатор
Астраханской области
А.А.Жилкин
г.Астрахань
1 марта2011 г.
Рег.№ 7/2011-ОЗ
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 9 от 10.03.2011 |
Рубрики правового классификатора: | 010.110.000 Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, 010.110.020 Порядок формирования, 010.160.030 Статус депутата органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: