Основная информация

Дата опубликования: 02 августа 2006г.
Номер документа: ru52000200600344
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Законодательное собрание Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Нижегородской области

Закон

от 2 августа 2006 г. N 76-З

О внесении изменения в Закон Нижегородской области "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области"

Принят постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 25 июля 2006 г. N 155-IV

Статья 1

В целях приведения законодательства Нижегородской области в соответствие c федеральным законодательством внести в Закон Нижегородской области от 13 декабря 2005 года N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" изменение, изложив его в следующей редакции:

"О регулировании земельных отношений в Нижегородской области

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Закона

1. Предметом регулирования настоящего Закона является определение полномочий органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления поселений, являющихся административными центрами, по распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.

Настоящий Закон определяет также полномочия органов государственной власти Нижегородской области по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Нижегородской области, и регулирует реализацию отдельных полномочий органов государственной власти Нижегородской области в сфере земельных отношений, определенных Земельным кодексом Российской Федерации.

2. Правовое регулирование земельных отношений в Нижегородской области осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Нижегородской области и принимаемыми в соответствии с ними законами Нижегородской области и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области и органов местного самоуправления.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения:

1) в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения;

2) связанные с предоставлением земельных участков из земель, находящихся в федеральной и муниципальной собственности;

3) по формированию и использованию земельных участков под многоквартирными жилыми домами.

4. Для целей настоящего Закона:

1) под распоряжением земельными участками понимается принятие решений о предоставлении, изъятии земельных участков; заключение, изменение и расторжение договоров в отношении земельных участков; прекращение прав на земельные участки; установление сервитутов, ограничений прав на землю; осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством, осуществляемое Правительством Нижегородской области и уполномоченными органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления;

2) под временным объектом понимается объект, не отнесенный к объектам капитального строительства (временная постройка, навес, площадка складирования и другие подобные постройки, расположенные на предоставленных в установленном порядке на срок не более пяти лет земельных участках, под торговлю, оказание услуг и другие цели, не связанные с созданием (реконструкцией) объектов капитального строительства).

5. Предоставление земельных участков органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях реализации настоящего Закона включает в себя:

1) предоставление земельных участков вновь, в том числе при переходе прав на объекты капитального строительства и временные объекты;

2) заключение договоров на новый срок по ранее предоставленным земельным участкам;

3) изменение сроков землепользования (аренды, безвозмездного срочного пользования) по ранее предоставленным земельным участкам;

4) переоформление прав на ранее предоставленные земельные участки;

5) изменение площади ранее предоставленных земельных участков;

6) присоединение к договорам в отношении земельных участков при множественности лиц на стороне лица, обладающего правом на земельный участок.

Статья 2. Распоряжение земельными участками на территории Нижегородской области, государственная собственность на которые не разграничена

1. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципальных образований, за исключением поселений, являющихся административными центрами (далее - административные центры), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.

2. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административных центров осуществляется органами исполнительной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления административных центров в пределах полномочий, определенных настоящим Законом.

Статья 3. Полномочия Правительства Нижегородской области по распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области

Правительство Нижегородской области:

1) устанавливает максимальные размеры земельных участков, которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на территории административных центров на основании решений органов местного самоуправления административных центров, за исключением земельных участков, размеры которых устанавливаются в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации;

2) принимает решения:

а) о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административных центров для целей строительства, реконструкции и размещения временных объектов, если иное не установлено частью 1 статьи 5 и пунктом 3 статьи 9 настоящего Закона;

б) об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;

в) об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Нижегородской области;

г) об установлении или о прекращении публичных сервитутов в случаях и порядке, установленных земельным законодательством;

д) о принятии Нижегородской областью наследства или в дар земельных участков или долей в праве общей собственности на земельные участки либо об отказе от наследства или дара;

3) определяет исполнительные органы государственной власти Нижегородской области, уполномоченные по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области и по подготовке, согласованию и выдаче заявителям материалов, необходимых для реализации инвестиционных проектов, при осуществлении строительства, реконструкции существующих объектов капитального строительства и размещения временных объектов (далее - уполномоченные органы), распределяет полномочия между ними в соответствии с компетенцией данных органов, установленной настоящим Законом;

4) определяет порядок взаимодействия уполномоченных органов с органами местного самоуправления административных центров по вопросам формирования и предоставления земельных участков;

5) принимает решения о резервировании земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Статья 4. Компетенция уполномоченных органов

1. Уполномоченный Правительством Нижегородской области орган по подготовке, согласованию и выдаче заявителям материалов, необходимых для реализации инвестиционных проектов, при осуществлении строительства, реконструкции существующих объектов капитального строительства и размещения временных объектов на территории Нижегородской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, за исключением случаев, когда принятие решения о предоставлении земельного участка отнесено к компетенции органа местного самоуправления.

2. Уполномоченный Правительством Нижегородской области орган по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области:

1) принимает решения:

а) о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административных центров, на которых расположены здания, строения, сооружения и временные объекты, принадлежащие гражданам и юридическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и безвозмездного пользования, за исключением случаев, когда принятие решения о предоставлении земельного участка отнесено к компетенции органа местного самоуправления;

б) о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являющихся прилегающей территорией к зданиям, строениям, сооружениям, расположенных в административных центрах, для целей благоустройства, проезда и других целей, не связанных со строительством, реконструкцией и размещением временных объектов, за исключением случаев, когда принятие решения о предоставлении земельного участка отнесено к компетенции органа местного самоуправления;

в) о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административных центров, за исключением случаев, когда принятие решения о предоставлении земельного участка отнесено к компетенции органа местного самоуправления;

г) о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, для целей, не связанных со строительством, реконструкцией и размещением временных объектов;

д) о предоставлении земельных участков в случаях, когда их предоставление не отнесено к компетенции Правительства Нижегородской области или органов местного самоуправления;

2) заключает на основании решений Правительства Нижегородской области или уполномоченного Правительством Нижегородской области органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области договоры, объектом которых являются земельные участки (доли в праве общей собственности на них), государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки (доли в праве общей собственности на них), находящиеся в собственности Нижегородской области, а также иные договоры по приобретению прав на земельные участки (доли в праве общей собственности на них);

3) совершает действия, предусмотренные федеральным законодательством для принятия наследства, которое составляют земельные участки или доли в праве общей собственности на земельные участки, а также действия, предусмотренные для отказа от такого наследства;

4) осуществляет организацию и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административных центров, заключает договоры с организациями, специализирующимися на их проведении;

5) осуществляет организацию и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, заключает договоры с организациями, специализирующимися на их проведении;

6) осуществляет действия, необходимые для государственной регистрации:

а) права собственности Нижегородской области на земельные участки или на доли в праве общей собственности на земельные участки;

б) решений Правительства Нижегородской области об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Нижегородской области;

в) ограничений права собственности и иных вещных прав на земельные участки и их прекращения в связи с установлением и прекращением публичных сервитутов;

г) прекращения права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельными участками на основании судебных решений;

7) осуществляет защиту прав и законных интересов Нижегородской области в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, в судебных и иных органах;

8) осуществляет работу по мониторингу и контролю за поступлением средств от использования земельных ресурсов на территории Нижегородской области в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области;

9) осуществляет совместно со специально уполномоченными государственными органами проверки использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области;

10) в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области, рассматривает ходатайства о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую, осуществляет подготовку проектов правовых актов Правительства Нижегородской области о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую;

11) осуществляет рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц об отказе от права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также распоряжение данными земельными участками, за исключением случаев, когда предоставление таких земельных участков отнесено к компетенции органов местного самоуправления административных центров;

12) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Законом, иными законами и правовыми актами Нижегородской области.

Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления административных центров в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена

1. В отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органы местного самоуправления административных центров принимают решения:

1) о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, если размер земельного участка не превышает размера, установленного для административных центров в соответствии с пунктом 1 статьи 3 настоящего Закона;

2) о предоставлении земельных участков:

а) гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного использования, индивидуального жилищного строительства, в том числе в случае реализации прав на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, в соответствии со статьями 20, 21 и 33 Земельного кодекса Российской Федерации вне зависимости от площади земельных участков;

б) гражданам и юридическим лицам - под существующими индивидуальными жилыми домами, дачами, существующими гаражами для личных автомобилей, существующими садовыми массивами;

3) об установлении или прекращении публичных сервитутов в случаях и порядке, установленных земельным законодательством;

4) иные решения в случаях, установленных федеральными законами.

2. В отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органы местного самоуправления административных центров:

1) на основании решений органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков заключают договоры аренды, объектом которых являются земельные участки или доли в праве общей собственности, а также договоры безвозмездного срочного пользования, дарения, мены в соответствии с действующим законодательством;

2) заключают договоры купли-продажи земельных участков в случаях и в порядке, определенном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области;

3) самостоятельно обращаются в суд с исками, заявлениями и жалобами, возникающими из правоотношений по распоряжению земельными участками в соответствии с полномочиями, установленными настоящей статьей;

4) осуществляют работу по мониторингу и контролю за поступлением средств от использования земельных участков в соответствии с полномочиями, установленными настоящей статьей;

5) осуществляют рассмотрение заявлений собственников об отказе от права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, и уведомляют уполномоченный Правительством Нижегородской области орган по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области в течение месяца с момента поступления такого заявления;

6) осуществляют рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц об отказе от права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также распоряжение данными земельными участками, в случаях, когда предоставление таких земельных участков отнесено к компетенции органов местного самоуправления административных центров.

3. Максимальные размеры земельных участков, которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления административных центров, устанавливаются Правительством Нижегородской области, за исключением земельных участков, размеры которых устанавливаются в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления административных центров принимают решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и права на заключение договоров аренды таких земельных участков, если они отвечают требованиям, установленным пунктом 1 статьи 3 настоящего Закона.

Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляется органами местного самоуправления административных центров в порядке, установленном федеральным законодательством.

5. Органы местного самоуправления при предоставлении земельных участков не вправе допускать деления земельного участка на части с целью предоставления одному и тому же физическому или юридическому лицу земельных участков, общая площадь которых превышает размер, установленный для административных центров в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Статья 6. Резервирование земельных участков

Резервирование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, для государственных нужд Нижегородской области или муниципальных нужд может осуществляться на землях всех категорий путем установления ограничений прав на земельные участки (части земельных участков), предназначенные для государственных или муниципальных нужд, по основаниям, установленным федеральным законодательством.

Правительство Нижегородской области принимает решение о резервировании земельного участка для государственных нужд Нижегородской области или муниципальных нужд на основании градостроительной и землеустроительной документации, документов планирования, программ развития и использования земель, утвержденных в установленном порядке.

Порядок подготовки и принятия решения о резервировании земельных участков для государственных нужд Нижегородской области или муниципальных нужд определяется Правительством Нижегородской области в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 7. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд

1. Решения об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Нижегородской области могут быть приняты в случаях, установленных статьями 49, 83 Земельного кодекса Российской Федерации, и с соблюдением требований статей 279-282 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. Решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности Нижегородской области, помимо случаев, установленных статьями 49, 83 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется в случаях, связанных с:

1) объявлением земель особо охраняемыми природными территориями или землями историко-культурного назначения;

2) невозможностью использования земельного участка в связи с установлением публичного сервитута;

3) размещением объектов, предназначенных для органов государственной власти Нижегородской области, при отсутствии других вариантов возможного размещения данных объектов;

4) размещением объектов, предназначенных для государственных учреждений или предприятий Нижегородской области, при отсутствии других вариантов возможного размещения данных объектов;

5) размещением объектов, предназначенных для государственных нужд, строительство которых предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Нижегородской области.

3. Решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных нужд Нижегородской области принимает Правительство Нижегородской области.

4. В решении Правительства Нижегородской области об изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка (земельных участков) для государственных нужд Нижегородской области должны содержаться сведения:

1) об основаниях и целях изъятия;

2) об изымаемом земельном участке (местонахождение, кадастровый номер, площадь, категория земель, разрешенное использование, обременения);

3) о собственнике, землепользователе, землевладельце или арендаторе (правообладателе) изымаемого земельного участка, в том числе данные государственной регистрации и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

4) об условиях изъятия земельного участка (срок изъятия, источник финансирования расходов, связанных с изъятием, порядок определения выкупной цены или подлежащих возмещению убытков, предоставление иного земельного участка взамен изымаемого).

5. Уполномоченный Правительством Нижегородской области орган по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области:

1) обеспечивает государственную регистрацию правовых актов об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Нижегородской области;

2) извещает в письменной форме правообладателей этих участков о произведенной регистрации с указанием ее даты;

3) заключает с правообладателями изымаемых земельных участков соглашения о выкупной цене или о возмещении убытков, о предоставлении взамен изымаемых других земельных участков.

6. Расходы, необходимые для изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Нижегородской области, утверждаются в составе областного бюджета на соответствующий финансовый год.

7. Государственная регистрация перехода права собственности или прекращения иных прав на земельные участки, изымаемые, в том числе путем выкупа, для государственных нужд Нижегородской области, обеспечивается уполномоченным Правительством Нижегородской области органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области после окончания расчетов с правообладателями изымаемых земельных участков или одновременно с регистрацией прав на земельные участки, предоставляемые взамен изымаемых.

Уполномоченные органы в срок не позднее пяти рабочих дней со дня государственной регистрации письменно извещают бывших правообладателей таких земельных участков о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Статья 8. Установление публичного сервитута

1. В случаях и порядке, предусмотренных федеральным земельным законодательством, на территории Нижегородской области может быть установлен публичный сервитут.

2. От имени Нижегородской области публичный сервитут устанавливается Правительством Нижегородской области.

3. Порядок организации и проведения общественных слушаний в целях установления публичного сервитута от имени Нижегородской области определяется Правительством Нижегородской области.

Статья 9. Переходные положения

В отношении земельных участков, расположенных на территории административных центров, размер которых превышает максимальный размер, установленный Правительством Нижегородской области для предоставления земельных участков на основании решений органов местного самоуправления, применяются следующие положения:

1) решения органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения и временные объекты, принадлежащие гражданам и юридическим лицам, принятые до 1 января 2006 года, и в соответствии с которыми не заключены договоры, являются основанием для издания распорядительных актов в отношении данных участков уполномоченным Правительством Нижегородской области органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области.

В случае несоответствия решения органа местного самоуправления законодательству, действующему на момент принятия решения, предоставление земельного участка производится в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области.

Заключение договоров в отношении земельных участков производится уполномоченным Правительством Нижегородской области органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области;

2) решения органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам для строительства (реконструкции), о резервировании земельных участков на период проектирования или на период разработки документации по планировке территории, принятые до 1 января 2006 года, если в отношении данных земельных участков не заключены соответствующие договоры и (или) не истекли сроки, установленные данными решениями, подлежат рассмотрению в порядке, определенном Правительством Нижегородской области;

3) при истечении срока действующих договоров в отношении земельных участков, заключенных на основании решений органов местного самоуправления, принятых до 1 января 2006 года, принимает решение о предоставлении земельного участка на новый срок и заключает договоры аренды уполномоченный Правительством Нижегородской области орган по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области.

Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

2. Действие настоящего Закона применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

3. Закон Нижегородской области от 26 марта 1998 года N 114-З "О разграничении полномочий органов государственной власти и местного самоуправления Нижегородской области в сфере регулирования земельных отношений" применяется в части, не противоречащей федеральным законам и настоящему Закону.".

Статья 2

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

2. Решение о предоставлении земельных участков по заявкам, принятым до 1 июля 2006 года, принимается Правительством Нижегородской области или уполномоченным Правительством Нижегородской области органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области в пределах установленной компетенции в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего Закона.

Губернатор области В.П. Шанцев

Нижний Новгород

2 августа 2006 года

N 76-З

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Нижегородские новости № 144 от 09.08.2006
Рубрики правового классификатора: 110.020.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области земельных отношений. Контроль за соблюдением земельного законодательства (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 110.020.100 Плата за землю, 110.020.110 Прекращение и ограничение прав на землю. Изъятие земель. Возмещение потерь и убытков, вызванных изъятием земель

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать