Основная информация
Дата опубликования: | 03 июля 2018г. |
Номер документа: | RU14000201800592 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Саха (Якутия) |
Принявший орган: | Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ЗАКОН
3 июля 2018 года
2042-З № 1643-V
О КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ
СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 03.07.2018 З № 1644-V
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон Республики Саха (Якутия) регулирует отношения, связанные с оказанием комплексной медико-социальной помощи гражданам старшего поколения и гражданам с признаками преждевременного старения, страдающим хроническими возраст-ассоциированными, ограничивающими жизнедеятельность и формирующими социальную зависимость, заболеваниями, проживающим на территории Республики Саха (Якутия) (далее - граждане).
Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона
1. Целью настоящего Закона является установление правовых основ оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам, создания условий для увеличения продолжительности жизни, сохранения или восстановления способности граждан к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни на основе межведомственного взаимодействия организаций здравоохранения и социального обслуживания населения, исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
2. Задачи настоящего Закона:
1) обеспечение равного доступа граждан к комплексной медико-социальной помощи;
2) обеспечение межведомственного подхода к решению медицинских, социальных проблем граждан;
3) совершенствование системы охраны здоровья граждан в части внедрения гериатрической помощи в рамках оказания им комплексной медико-социальной помощи;
4) развитие системы долговременной социальной помощи гражданам;
5) создание условий для привлечения добровольцев (волонтеров) и организаций любой формы собственности, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, к оказанию гражданам комплексной медико-социальной помощи.
Статья 3. Основные понятия, используемые в Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) граждане старшего поколения - граждане в возрасте 60 лет и старше;
2) преждевременное старение - особое состояние, которое характеризуется опережением биологического возраста от календарного, что проявляется в виде раннего появления заболеваний, ассоциированных с возрастом;
3) хронические возраст-ассоциированные, ограничивающие жизнедеятельность и формирующие социальную зависимость, заболевания - заболевания, присущие людям старшего поколения и лицам с признаками преждевременного старения, обусловленные необратимыми негативными возрастными изменениями психофизиологического состояния организма, не подлежащими излечению, проявляющимися в виде инвалидизирующих признаков, следствием которых являются ограничение жизнедеятельности и постоянная социальная зависимость граждан от окружающих, а также от организаций, оказывающих медицинскую помощь и предоставляющих социальные услуги;
4) старческая астения - клинический синдром, развивающийся у лиц преимущественно пожилого и старческого возраста, характеризующийся снижением выносливости, психологических резервов и устойчивости к стрессу, упадком сил, что вызывает повышенную уязвимость указанных лиц и приводит к ограничению их самостоятельного проживания;
5) комплексная медико-социальная помощь - единый комплекс поддерживающих мероприятий медицинского, социального и психологического профиля, оказываемых нуждающимся гражданам на основе межведомственного взаимодействия государственных, муниципальных и частных организаций системы здравоохранения и социального обслуживания, с целью увеличения продолжительности жизни граждан, сохранения или восстановления их способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни;
6) получатели комплексной медико-социальной помощи - граждане старшего поколения и граждане моложе 60 лет с признаками преждевременного старения и страдающие хроническими возраст-ассоциированными, ограничивающими жизнедеятельность и формирующими социальную зависимость, заболеваниями;
7) система комплексной медико-социальной помощи гражданам - совокупность государственных, муниципальных и частных организаций системы здравоохранения и системы социального обслуживания, коммерческих и некоммерческих организаций, оказывающих комплексную медико-социальную помощь гражданам;
8) гериатрическая помощь - базовая составляющая комплексной медико-социальной помощи гражданам - система мер по оказанию долговременной медицинской помощи пациентам пожилого и старческого возраста и пациентам с признаками преждевременного старения при наличии старческой астении с целью сохранения и восстановления их способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни;
9) долговременная социальная помощь - составляющая комплексной медико-социальной помощи гражданам система мер по оказанию социальной помощи гражданам на протяжении длительного периода, базирующаяся на методиках по специальности «социальная работа» с учетом их психофизиологических особенностей, потребностей и нуждаемости в социальном обслуживании;
10) комплексная гериатрическая оценка - методика интегральной оценки соматического, психофизиологического, социального статуса граждан старшего поколения, имеющая целью выявление старческой астении и других гериатрических синдромов, влияющих на способность пациента к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни, определяющая его нуждаемость в получении медико-социальной помощи;
11) гериатрическая служба - совокупность медицинских организаций, обеспечивающая неразрывность, долговременность, преемственность их деятельности, направленной на оказание гериатрической помощи гражданам амбулаторно, в том числе на дому, в дневном стационаре, стационарно;
12) гериатрический центр - базовая структура гериатрической службы, обеспечивающая гериатрическую помощь гражданам, включая стационарную, консультативную, диагностическую, дистанционное гериатрическое сопровождение граждан по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания), а также организационно-методическое и информационное обеспечение подразделений гериатрической службы, организаций, входящих в состав системы комплексной медико-социальной поддержки граждан;
13) мобильная мультидисциплинарная гериатрическая бригада - группа специалистов, включающая в себя врача-гериатра (участкового врача-терапевта гериатрического участка), медицинскую сестру, социального работника, медицинского психолога и других специалистов, обеспечивающая проведение комплексной гериатрической оценки, гериатрический патронаж, оказание комплексной медико-социальной помощи гражданам по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания), в том числе с применением телемедицинских технологий.
Статья 4. Принципы осуществления государственной политики в сфере оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам в Республике Саха (Якутия)
Государственная политика в сфере оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам основывается на следующих принципах:
1) доступность гражданам всех видов комплексной медико-социальной помощи, в том числе информационной;
2) комплексность оказания медицинской, социальной и психологической составляющих помощи гражданам;
3) персонализированный подход к медицинскому и социальному сопровождению граждан, основанный на комплексной гериатрической оценке их состояния, потенциала, с учетом индивидуальной оценки риска развития возраст-ассоциированных заболеваний и преждевременного старения, ведущих к частичной или полной утрате ими способности к самообслуживанию;
4) добровольность получения гражданами отдельных видов комплексной медико-социальной помощи;
5) конфиденциальность информации о получении гражданами комплексной медико-социальной помощи.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления в сфере оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам
1. Глава Республики Саха (Якутия):
1) определяет уполномоченных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам в порядке, установленном законодательством, и координирует их деятельность;
2) утверждает положение и состав Координационного совета по организации комплексной медико-социальной помощи гражданам;
3) издает нормативные правовые акты в сфере оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам;
4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия).
2. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия):
1) осуществляет законодательное регулирование отношений в сфере оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам;
2) осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Саха (Якутия) в сфере оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам;
3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия) в указанной сфере.
3. Правительство Республики Саха (Якутия):
1) обеспечивает права граждан на получение услуг в сфере оказания комплексной медико-социальной помощи;
2) создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия), условия для оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам и обеспечения ее доступности на территории Республики Саха (Якутия);
3) разрабатывает, принимает и контролирует реализацию нормативных правовых актов, регулирующих организацию оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам, качество и объемы отдельных ее видов;
4) обеспечивает реализацию мероприятий государственных программ развития здравоохранения и социальной поддержки населения Республики Саха (Якутия), направленных на совершенствование комплексной медико-социальной помощи гражданам, включая гериатрическую помощь;
5) обеспечивает в рамках системы комплексной медико-социальной помощи гражданам межведомственную координацию, информационное сопровождение и контроль оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам с привлечением научных работников, специалистов, представителей общественных организаций;
6) содействует развитию межуровневого, межрегионального и международного сотрудничества в сфере организации оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам с целью совершенствования работы системы комплексной медико-социальной помощи гражданам, рационального использования бюджетных средств, внедрения новейших информационных, социальных и геронтологических технологий;
7) обеспечивает и координирует проведение научных исследований в сфере оказания медико-социальной помощи гражданам и внедрение их результатов;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия).
4. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов:
1) создают на территории муниципальных образований благоприятные условия для оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам в населенных пунктах, приближенных к их месту жительства (месту пребывания, фактического проживания);
2) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия).
Статья 6. Система комплексной медико-социальной помощи гражданам
1. Система комплексной медико-социальной помощи гражданам направлена на:
1) обеспечение доступности и качества отдельных видов комплексной медико-социальной помощи гражданам;
2) межведомственное организационно-методическое, техническое, научно-методическое, информационное обеспечение взаимодействия участников системы комплексной медико-социальной помощи гражданам;
3) организацию предоставления отдельному гражданину персонализированного пакета медицинских, социальных, психологических услуг по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания), в амбулаторных, стационарных условиях, в условиях дневного стационара;
4) приоритетное развитие комплексной медико-социальной помощи гражданам по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания), в частности, оказания профилактических и реабилитационных услуг на базе медицинских организаций и организаций социального обслуживания в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара, а также силами мобильных мультидисциплинарных гериатрических бригад;
5) привлечение организаций различных форм собственности к участию в оказании комплексной медико-социальной помощи гражданам, развитие взаимодействия государственных организаций с коммерческими и некоммерческими организациями, в том числе с социально ориентированными;
6) совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки персонала организаций в сфере здравоохранения и социального обслуживания, привлекаемых добровольцев (волонтеров) по специальностям «гериатрия», «социальная работа»;
7) совершенствование порядка выявления граждан, нуждающихся в оказании долговременной социальной помощи;
8) определение обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, в целях создания условий для наиболее полного и своевременного удовлетворения потребностей граждан в социальных и медицинских услугах в рамках системы долговременной помощи.
2. Участниками системы комплексной медико-социальной помощи гражданам являются:
1) государственные и негосударственные организации системы здравоохранения и системы социального обслуживания, оказывающие комплексную медико-социальную помощь гражданам;
2) юридические и физические лица, оказывающие гражданам услуги медико-социального профиля, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, благотворительные и общественные организации;
3) добровольцы (волонтеры).
3. Координация участников системы комплексной медико-социальной помощи гражданам осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Статья 7. Организация гериатрической службы в Республике Саха (Якутия)
1. Гериатрическая помощь является основой комплексной медико-социальной помощи гражданам, обеспечивающей преемственность, непрерывность долговременного гериатрического сопровождения пациентов в составе гериатрической службы.
2. Медицинская помощь по профилю «гериатрия» оказывается в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи, с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи на основе взаимодействия врача-гериатра и медицинских сестер, медицинских психологов, социальных работников, с привлечением врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей), других врачей-специалистов в целях оказания медицинской помощи гражданам по соответствующему профилю, инструкторов-методистов по лечебной физкультуре, логопедов и других специалистов.
3. Основанием для оказания гериатрической помощи является проведение медицинскими организациями комплексной гериатрической оценки граждан, включающей диагностику старческой астении.
4. Оказание медицинской помощи по профилю «гериатрия» проводится в плановой и неотложной форме в соответствии с установленной маршрутизацией.
5. В состав гериатрической службы входят медицинские организации и иные организации, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по гериатрии в условиях стационара, дневного стационара, амбулаторно, в том числе на дому при вызове медицинского работника:
1) гериатрический центр;
2) гериатрические отделения (койки), отделения медицинской реабилитации, сестринского ухода и паллиативной помощи медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях и в условиях дневного стационара;
3) гериатрические отделения (кабинеты), отделения (кабинеты) реабилитационного профиля медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь гражданам в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара;
4) гериатрические участки медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в том числе на дому;
5) отделения (бригады) медицинского патронажа граждан на дому;
6) мобильные мультидисциплинарные гериатрические бригады;
7) иные организации и подразделения, имеющие лицензию и осуществляющие медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по гериатрии.
6. Основными направлениями гериатрической помощи в Республике Саха (Якутия) для граждан являются:
1) формирование и развитие гериатрических участков и гериатрических кабинетов как первого уровня гериатрической помощи;
2) формирование и развитие гериатрических отделений (коек) в стационарах как второго уровня гериатрической помощи;
3) повышение роли гериатрического центра как третьего уровня гериатрической помощи;
4) формирование и развитие системы гериатрического патронажа с использованием телемедицинских и информационных технологий;
5) расширение сферы и увеличение объемов использования мобильных междисциплинарных гериатрических бригад;
6) обеспечение оказания гериатрической помощи гражданам, постоянно проживающим в домах-интернатах для престарелых и инвалидов.
7. Гериатрический центр осуществляет научно-методическую помощь, организационно-методическое сопровождение, информационное обеспечение гериатрической службы.
8. Подразделения гериатрической службы как составляющей системы комплексной медико-социальной помощи гражданам работают в контакте с медицинскими организациями стационарного и амбулаторного типа, службой экстренной медицинской помощи, организациями социального обслуживания, оказывающими комплексную медико-социальную помощь гражданам.
9. Взаимодействие участников системы комплексной медико-социальной помощи граждан осуществляется на основании соглашений.
Статья 8. Оказание гериатрической помощи гражданам в амбулаторных условиях
1. Гериатрическая помощь оказывается гражданам по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) в виде первичной специализированной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях либо в условиях дневного стационара на базе медицинских организаций (подразделений) амбулаторно-поликлинического типа.
2. Гериатрическая помощь гражданам в амбулаторных условиях оказывается в целях:
1) своевременного выявления, лечения и профилактики хронических возраст-ассоциированных, ограничивающих жизнедеятельность и формирующих социальную зависимость, заболеваний, старческой астении и признаков преждевременного старения;
2) медицинской реабилитации хронических возраст-ассоциированных, ограничивающих жизнедеятельность и формирующих социальную зависимость, заболеваний, старческой астении;
3) медико-социальной и психологической адаптации граждан, направленной на сохранение их способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни, на повышение качества их жизни, продление периода активного долголетия;
4) формирования здорового образа жизни граждан и их санитарно-гигиенического образования.
Статья 9. Оказание гериатрической помощи гражданам в стационарных условиях
1. Оказание специализированной, в том числе и высокотехнологичной, медицинской помощи по профилю «гериатрия» и паллиативной медицинской помощи по профилю «гериатрия» осуществляется в стационарных условиях или в условиях дневного стационара на базе медицинских организаций (подразделений) стационарного типа.
2. Гериатрическая помощь гражданам в стационарных условиях оказывается в целях:
1) лечения хронических возраст-ассоциированных, ограничивающих жизнедеятельность и формирующих социальную зависимость, заболеваний, старческой астении;
2) медицинской реабилитации после оперативных вмешательств и после госпитализации в отделения терапевтического профиля при необходимости продления срока лечения в стационарных условиях пациентов со старческой астенией, нуждающихся в восстановлении их способности к самообслуживанию, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни;
3) медико-социальной и психологической адаптации граждан, направленной на сохранение их способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни, на повышение качества их жизни, продление периода активного долголетия.
Статья 10. Организация оказания долговременной социальной помощи гражданам
1. Долговременная социальная помощь является составляющей комплексной медико-социальной помощи гражданам, включает в себя перечень социальных услуг, утвержденных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия), адаптированных с учетом особенностей психофизиологического состояния граждан и признанием их нуждающимися в социальном обслуживании.
2. Долговременная социальная помощь предоставляется гражданам, признанным нуждающимися в оказании социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия), оказывается организациями социального обслуживания и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание, ориентированными на работу с указанным контингентом либо работающими со всеми категориями взрослого населения, специалистами, прошедшими профессиональную подготовку и переподготовку, либо дополнительную подготовку по специальностям «гериатрия» и «социальная работа».
3. Оказание долговременной социальной помощи гражданам осуществляется на основе взаимодействия специалистов организаций социального обслуживания (социальных работников, психологов, инструкторов-методистов по лечебной физкультуре, логопедов и других) с привлечением медицинских работников, имеющих подготовку по специальности «гериатрия».
4. Взаимосвязь социальной помощи с другими составляющими комплексной медико-социальной помощи гражданам обеспечивается преемственностью отдельных компонентов, непрерывностью долговременного социально-медицинского сопровождения.
5. Основанием для оказания долговременной социальной помощи гражданам является проведение комплексной гериатрической оценки граждан и признание их нуждаемости в социальном обслуживании.
6. Основными направлениями долговременной социальной помощи гражданам являются:
1) осуществление межведомственного взаимодействия организаций социального обслуживания и (или) индивидуальных предпринимателей, оказывающих социальную помощь гражданам, с подразделениями гериатрической службы в целях улучшения условий жизнедеятельности граждан и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
2) обеспечение профессиональной адаптации, переподготовки, сертификации по специальностям «гериатрия», «социальная работа» работников организаций социального обслуживания, оказывающих долговременную социальную помощь гражданам;
3) расширение сети специальных социальных учреждений геронтологического профиля, в том числе создаваемых с участием коммерческих и некоммерческих организаций;
4) формирование и развитие в Республике Саха (Якутия) института приемных семей для граждан;
5) создание условий для оказания долговременной социальной помощи гражданам, постоянно проживающим в организациях социального обслуживания стационарного типа.
7. Перечень социальных услуг, предоставляемых в рамках системы долговременной социальной помощи гражданам, устанавливается Законом Республики Саха (Якутия) от 22 января 2015 года 1406-З № 367-V «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Саха (Якутия)».
Статья 11. Оказание долговременной социальной помощи гражданам по месту жительства
1. Долговременная социальная помощь гражданам по месту жительства (месту пребывания, фактическому проживанию) оказывается организациями социального обслуживания и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание, в форме предоставления социальных услуг на основании индивидуальных программ, формируемых исходя из потребности гражданина в социальных услугах, в том числе с учетом результатов комплексной гериатрической оценки граждан.
2. Комплексность предоставления услуг социального профиля обеспечивается за счет использования мобильных мультидисциплинарных гериатрических бригад в рамках:
1) оказания услуг по дистанционному консультированию и патронажу на дому;
2) выработки эффективных алгоритмов удовлетворения потребностей граждан в получении качественных медико-социальных услуг;
3) мониторинга текущего состояния граждан, обеспечения приема и обработки информации о состоянии их здоровья и социальном статусе;
4) оказания срочной медико-социально-психологической помощи нуждающимся гражданам в кризисных ситуациях.
Статья 12. Оказание долговременной социальной помощи гражданам в стационарных условиях
1. Социальное обслуживание граждан в стационарной форме включает в себя деятельность организаций социального обслуживания по предоставлению социальных услуг гражданам, которая направлена на улучшение качества их жизни, восстановление их способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни.
2. При формировании перечня видов предоставляемых гражданину в стационарной форме социальных услуг учитываются его нуждаемость в их получении и результаты комплексной гериатрической оценки.
Статья 13. Взаимодействие организаций социального обслуживания, оказывающих долговременную социальную помощь гражданам, с подразделениями гериатрической службы
1. Взаимодействие организаций социального обслуживания с подразделениями гериатрической службы осуществляется путем подписания соглашений о взаимодействии между участниками системы комплексной медико-социальной помощи гражданам.
2. Взаимодействие организаций социального обслуживания, оказывающих долговременную социальную помощь гражданам, с подразделениями гериатрической службы осуществляется на основе регламентов о межведомственном взаимодействии, утверждаемых уполномоченными исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), в форме:
1) предоставления организациям-партнерам информации по гражданам и оказанным им услугам, необходимой для формирования персонализированных пакетов услуг в целях предотвращения дублирования с учетом требований федерального законодательства о персональных данных;
2) совместного участия организаций социального обслуживания и подразделений гериатрической службы в мероприятиях, направленных на признание граждан нуждающимися в комплексной медико-социальной помощи (проведение комплексной гериатрической оценки) и обеспечение консультирования граждан специалистами по смежным направлениям;
3) делегирования специалистов для работы в составе мобильных междисциплинарных гериатрических бригад.
Статья 14. Контроль оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам
Контроль качества, доступности и безопасности оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия).
Статья 15. Информационное обеспечение оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам
1. Основой функционирования системы комплексной медико-социальной помощи гражданам в Республике Саха (Якутия) является информационное обеспечение деятельности организаций с различными организационно-правовыми формами и формами собственности, оказывающих комплексную медико-социальную помощь гражданам.
2. Информационное обеспечение системы комплексной медико-социальной помощи гражданам включает в себя:
1) ведение межведомственной электронной базы данных получателей комплексной медико-социальной помощи (регистр получателей комплексной медико-социальной помощи) на основании данных, предоставляемых в гериатрический центр участниками системы комплексной медико-социальной помощи гражданам;
2) ведение межведомственной электронной базы данных участников системы комплексной медико-социальной помощи гражданам (реестр поставщиков комплексной медико-социальной помощи);
3) ведение межведомственной электронной базы данных по оказываемой комплексной медико-социальной помощи гражданам, включая учет отдельных видов услуг (реестр предоставленных услуг);
4) организацию электронного документооборота между медицинскими организациями, включая подразделения гериатрической службы, организациями социального обслуживания, оказывающими социальную помощь гражданам, коммерческими и некоммерческими организациями, работающими на рынке предоставления медико-социальных услуг гражданам, в соответствии с требованиями федерального законодательства;
5) обеспечение информационной доступности комплексной медико-социальной помощи гражданам путем размещения материалов в печатных и электронных средствах массовой информации, проведения публичных презентационных и обучающих мероприятий для населения;
6) сбор и анализ информации по динамике изменения востребованности гражданами отдельных видов медико-социальных услуг, объемам и качеству предоставления этих услуг различными структурами.
3. Техническое сопровождение информационного обеспечения оказания комплексной медико-социальной помощи выполняется гериатрическим центром на основе соглашений о межведомственном взаимодействии с учетом установленных законодательством Российской Федерации требований к обеспечению безопасности сведений, ограничений по использованию информации и при применении программно-технических средств, позволяющих идентифицировать лицо, осуществляющее формирование и ведение электронной базы данных.
Статья 16. Кадровое обеспечение оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам
1. Комплекс мероприятий по обеспечению качества подготовки персонала и добровольцев (волонтеров) для медицинских организаций и организаций социального обслуживания с различными организационно-правовыми формами, оказывающих комплексную медико-социальную помощь гражданам по специальностям «гериатрия», «социальная работа», включает в себя:
1) плановую профессиональную адаптацию и переподготовку специалистов и привлекаемых добровольцев (волонтеров);
2) повышение квалификации и профессиональную ориентацию специалистов;
3) аттестацию, аккредитацию и сертификацию специалистов;
4) аккредитацию профильных учебных центров.
2. Мероприятия по кадровому обеспечению в сфере оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам проводятся уполномоченными исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия).
3. Для работников учреждений, оказывающих комплексную медико-социальную помощь гражданам, в составе оплаты труда предусматриваются выплаты за специфику работы в соответствии с нормативными правовыми актами уполномоченных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
Статья 17. Научно-методическое и организационно-методическое обеспечение оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам
1. Научно-методическое обеспечение деятельности медицинских организаций и организаций социального обслуживания любой формы собственности, оказывающих комплексную медико-социальную помощь гражданам, осуществляется гериатрическим центром.
2. Организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений гериатрической службы, медицинских организаций и организаций социального обслуживания с различными организационно-правовыми формами, оказывающих комплексную медико-социальную помощь гражданам, осуществляется уполномоченными исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия).
Статья 18. Привлечение организаций с различными организационно-правовыми формами, добровольцев (волонтеров) к проведению мероприятий по оказанию комплексной медико-социальной помощи гражданам
1. Привлечение организаций с различными организационно-правовыми формами, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, добровольцев (волонтеров) к проведению мероприятий по оказанию комплексной медико-социальной помощи гражданам в рамках функционирования системы комплексной медико-социальной помощи гражданам входит в число приоритетов государственной политики Республики Саха (Якутия) в указанной сфере.
2. Привлечение организаций с различными организационно-правовыми формами, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, добровольцев (волонтеров) к проведению мероприятий по оказанию комплексной медико-социальной помощи гражданам осуществляется путем:
1) создания условий для хозяйственной деятельности, стимулирующих привлечение организаций любой формы собственности к формированию рынка медико-социальных услуг для граждан в установленном законодательством Республики Саха (Якутия) порядке;
2) координации взаимодействия негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей, участвующих в формировании рынка медико-социальных услуг для граждан, с государственными организациями, оказывающими комплексную медико-социальную помощь гражданам, и органами государственной власти;
3) обеспечения конкуренции на рынке услуг в указанной сфере.
3. Добровольческая (волонтерская) деятельность в целях оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам осуществляется при условии обучения привлекаемых добровольцев (волонтеров) навыкам работы с гражданами.
4. Поддержка негосударственных организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания граждан, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия).
5. Привлечение к участию в создании системы комплексной медико-социальной помощи гражданам институтов государственно-частного партнерства осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Саха (Якутия).
Статья 19. Обеспечение оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам
1. Оказание комплексной медико-социальной помощи гражданам осуществляется за счет:
1) материального, организационно-технического, кадрового, научно-методического обеспечения государственными медицинскими организациями и организациями социального обслуживания, организациями других организационно-правовых форм и форм собственности, привлекаемых к оказанию комплексной медико-социальной помощи гражданам;
2) финансовых ресурсов - средств федерального бюджета, средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), средств обязательного медицинского страхования, средств государственных внебюджетных фондов, благотворительных пожертвований, средств государственных учреждений от приносящей доход деятельности, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Саха (Якутия).
2. Финансовое обеспечение оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) осуществляется в формах:
1) предоставления субсидии на выполнение государственного задания учреждениям социального обслуживания, оказывающим комплексную медико-социальную помощь гражданам;
2) финансирования профессиональной подготовки и переподготовки кадров системы комплексной медико-социальной помощи гражданам;
3) выполнения мероприятий государственных программ Республики Саха (Якутия), направленных на совершенствование системы комплексной медико-социальной помощи гражданам;
4) предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием медико-социальных услуг гражданам, а также иных формах финансовой поддержки, не противоречащих действующему законодательству, в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Временно исполняющий обязанности
Главы Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ
г. Якутск
3 июля 2018 года
2042-З № 1643-V
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ЗАКОН
3 июля 2018 года
2042-З № 1643-V
О КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ
СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 03.07.2018 З № 1644-V
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон Республики Саха (Якутия) регулирует отношения, связанные с оказанием комплексной медико-социальной помощи гражданам старшего поколения и гражданам с признаками преждевременного старения, страдающим хроническими возраст-ассоциированными, ограничивающими жизнедеятельность и формирующими социальную зависимость, заболеваниями, проживающим на территории Республики Саха (Якутия) (далее - граждане).
Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона
1. Целью настоящего Закона является установление правовых основ оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам, создания условий для увеличения продолжительности жизни, сохранения или восстановления способности граждан к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни на основе межведомственного взаимодействия организаций здравоохранения и социального обслуживания населения, исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
2. Задачи настоящего Закона:
1) обеспечение равного доступа граждан к комплексной медико-социальной помощи;
2) обеспечение межведомственного подхода к решению медицинских, социальных проблем граждан;
3) совершенствование системы охраны здоровья граждан в части внедрения гериатрической помощи в рамках оказания им комплексной медико-социальной помощи;
4) развитие системы долговременной социальной помощи гражданам;
5) создание условий для привлечения добровольцев (волонтеров) и организаций любой формы собственности, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, к оказанию гражданам комплексной медико-социальной помощи.
Статья 3. Основные понятия, используемые в Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) граждане старшего поколения - граждане в возрасте 60 лет и старше;
2) преждевременное старение - особое состояние, которое характеризуется опережением биологического возраста от календарного, что проявляется в виде раннего появления заболеваний, ассоциированных с возрастом;
3) хронические возраст-ассоциированные, ограничивающие жизнедеятельность и формирующие социальную зависимость, заболевания - заболевания, присущие людям старшего поколения и лицам с признаками преждевременного старения, обусловленные необратимыми негативными возрастными изменениями психофизиологического состояния организма, не подлежащими излечению, проявляющимися в виде инвалидизирующих признаков, следствием которых являются ограничение жизнедеятельности и постоянная социальная зависимость граждан от окружающих, а также от организаций, оказывающих медицинскую помощь и предоставляющих социальные услуги;
4) старческая астения - клинический синдром, развивающийся у лиц преимущественно пожилого и старческого возраста, характеризующийся снижением выносливости, психологических резервов и устойчивости к стрессу, упадком сил, что вызывает повышенную уязвимость указанных лиц и приводит к ограничению их самостоятельного проживания;
5) комплексная медико-социальная помощь - единый комплекс поддерживающих мероприятий медицинского, социального и психологического профиля, оказываемых нуждающимся гражданам на основе межведомственного взаимодействия государственных, муниципальных и частных организаций системы здравоохранения и социального обслуживания, с целью увеличения продолжительности жизни граждан, сохранения или восстановления их способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни;
6) получатели комплексной медико-социальной помощи - граждане старшего поколения и граждане моложе 60 лет с признаками преждевременного старения и страдающие хроническими возраст-ассоциированными, ограничивающими жизнедеятельность и формирующими социальную зависимость, заболеваниями;
7) система комплексной медико-социальной помощи гражданам - совокупность государственных, муниципальных и частных организаций системы здравоохранения и системы социального обслуживания, коммерческих и некоммерческих организаций, оказывающих комплексную медико-социальную помощь гражданам;
8) гериатрическая помощь - базовая составляющая комплексной медико-социальной помощи гражданам - система мер по оказанию долговременной медицинской помощи пациентам пожилого и старческого возраста и пациентам с признаками преждевременного старения при наличии старческой астении с целью сохранения и восстановления их способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни;
9) долговременная социальная помощь - составляющая комплексной медико-социальной помощи гражданам система мер по оказанию социальной помощи гражданам на протяжении длительного периода, базирующаяся на методиках по специальности «социальная работа» с учетом их психофизиологических особенностей, потребностей и нуждаемости в социальном обслуживании;
10) комплексная гериатрическая оценка - методика интегральной оценки соматического, психофизиологического, социального статуса граждан старшего поколения, имеющая целью выявление старческой астении и других гериатрических синдромов, влияющих на способность пациента к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни, определяющая его нуждаемость в получении медико-социальной помощи;
11) гериатрическая служба - совокупность медицинских организаций, обеспечивающая неразрывность, долговременность, преемственность их деятельности, направленной на оказание гериатрической помощи гражданам амбулаторно, в том числе на дому, в дневном стационаре, стационарно;
12) гериатрический центр - базовая структура гериатрической службы, обеспечивающая гериатрическую помощь гражданам, включая стационарную, консультативную, диагностическую, дистанционное гериатрическое сопровождение граждан по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания), а также организационно-методическое и информационное обеспечение подразделений гериатрической службы, организаций, входящих в состав системы комплексной медико-социальной поддержки граждан;
13) мобильная мультидисциплинарная гериатрическая бригада - группа специалистов, включающая в себя врача-гериатра (участкового врача-терапевта гериатрического участка), медицинскую сестру, социального работника, медицинского психолога и других специалистов, обеспечивающая проведение комплексной гериатрической оценки, гериатрический патронаж, оказание комплексной медико-социальной помощи гражданам по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания), в том числе с применением телемедицинских технологий.
Статья 4. Принципы осуществления государственной политики в сфере оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам в Республике Саха (Якутия)
Государственная политика в сфере оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам основывается на следующих принципах:
1) доступность гражданам всех видов комплексной медико-социальной помощи, в том числе информационной;
2) комплексность оказания медицинской, социальной и психологической составляющих помощи гражданам;
3) персонализированный подход к медицинскому и социальному сопровождению граждан, основанный на комплексной гериатрической оценке их состояния, потенциала, с учетом индивидуальной оценки риска развития возраст-ассоциированных заболеваний и преждевременного старения, ведущих к частичной или полной утрате ими способности к самообслуживанию;
4) добровольность получения гражданами отдельных видов комплексной медико-социальной помощи;
5) конфиденциальность информации о получении гражданами комплексной медико-социальной помощи.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления в сфере оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам
1. Глава Республики Саха (Якутия):
1) определяет уполномоченных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам в порядке, установленном законодательством, и координирует их деятельность;
2) утверждает положение и состав Координационного совета по организации комплексной медико-социальной помощи гражданам;
3) издает нормативные правовые акты в сфере оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам;
4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия).
2. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия):
1) осуществляет законодательное регулирование отношений в сфере оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам;
2) осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Саха (Якутия) в сфере оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам;
3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия) в указанной сфере.
3. Правительство Республики Саха (Якутия):
1) обеспечивает права граждан на получение услуг в сфере оказания комплексной медико-социальной помощи;
2) создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия), условия для оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам и обеспечения ее доступности на территории Республики Саха (Якутия);
3) разрабатывает, принимает и контролирует реализацию нормативных правовых актов, регулирующих организацию оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам, качество и объемы отдельных ее видов;
4) обеспечивает реализацию мероприятий государственных программ развития здравоохранения и социальной поддержки населения Республики Саха (Якутия), направленных на совершенствование комплексной медико-социальной помощи гражданам, включая гериатрическую помощь;
5) обеспечивает в рамках системы комплексной медико-социальной помощи гражданам межведомственную координацию, информационное сопровождение и контроль оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам с привлечением научных работников, специалистов, представителей общественных организаций;
6) содействует развитию межуровневого, межрегионального и международного сотрудничества в сфере организации оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам с целью совершенствования работы системы комплексной медико-социальной помощи гражданам, рационального использования бюджетных средств, внедрения новейших информационных, социальных и геронтологических технологий;
7) обеспечивает и координирует проведение научных исследований в сфере оказания медико-социальной помощи гражданам и внедрение их результатов;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия).
4. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов:
1) создают на территории муниципальных образований благоприятные условия для оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам в населенных пунктах, приближенных к их месту жительства (месту пребывания, фактического проживания);
2) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия).
Статья 6. Система комплексной медико-социальной помощи гражданам
1. Система комплексной медико-социальной помощи гражданам направлена на:
1) обеспечение доступности и качества отдельных видов комплексной медико-социальной помощи гражданам;
2) межведомственное организационно-методическое, техническое, научно-методическое, информационное обеспечение взаимодействия участников системы комплексной медико-социальной помощи гражданам;
3) организацию предоставления отдельному гражданину персонализированного пакета медицинских, социальных, психологических услуг по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания), в амбулаторных, стационарных условиях, в условиях дневного стационара;
4) приоритетное развитие комплексной медико-социальной помощи гражданам по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания), в частности, оказания профилактических и реабилитационных услуг на базе медицинских организаций и организаций социального обслуживания в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара, а также силами мобильных мультидисциплинарных гериатрических бригад;
5) привлечение организаций различных форм собственности к участию в оказании комплексной медико-социальной помощи гражданам, развитие взаимодействия государственных организаций с коммерческими и некоммерческими организациями, в том числе с социально ориентированными;
6) совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки персонала организаций в сфере здравоохранения и социального обслуживания, привлекаемых добровольцев (волонтеров) по специальностям «гериатрия», «социальная работа»;
7) совершенствование порядка выявления граждан, нуждающихся в оказании долговременной социальной помощи;
8) определение обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, в целях создания условий для наиболее полного и своевременного удовлетворения потребностей граждан в социальных и медицинских услугах в рамках системы долговременной помощи.
2. Участниками системы комплексной медико-социальной помощи гражданам являются:
1) государственные и негосударственные организации системы здравоохранения и системы социального обслуживания, оказывающие комплексную медико-социальную помощь гражданам;
2) юридические и физические лица, оказывающие гражданам услуги медико-социального профиля, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, благотворительные и общественные организации;
3) добровольцы (волонтеры).
3. Координация участников системы комплексной медико-социальной помощи гражданам осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Статья 7. Организация гериатрической службы в Республике Саха (Якутия)
1. Гериатрическая помощь является основой комплексной медико-социальной помощи гражданам, обеспечивающей преемственность, непрерывность долговременного гериатрического сопровождения пациентов в составе гериатрической службы.
2. Медицинская помощь по профилю «гериатрия» оказывается в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи, с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи на основе взаимодействия врача-гериатра и медицинских сестер, медицинских психологов, социальных работников, с привлечением врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей), других врачей-специалистов в целях оказания медицинской помощи гражданам по соответствующему профилю, инструкторов-методистов по лечебной физкультуре, логопедов и других специалистов.
3. Основанием для оказания гериатрической помощи является проведение медицинскими организациями комплексной гериатрической оценки граждан, включающей диагностику старческой астении.
4. Оказание медицинской помощи по профилю «гериатрия» проводится в плановой и неотложной форме в соответствии с установленной маршрутизацией.
5. В состав гериатрической службы входят медицинские организации и иные организации, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по гериатрии в условиях стационара, дневного стационара, амбулаторно, в том числе на дому при вызове медицинского работника:
1) гериатрический центр;
2) гериатрические отделения (койки), отделения медицинской реабилитации, сестринского ухода и паллиативной помощи медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях и в условиях дневного стационара;
3) гериатрические отделения (кабинеты), отделения (кабинеты) реабилитационного профиля медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь гражданам в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара;
4) гериатрические участки медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в том числе на дому;
5) отделения (бригады) медицинского патронажа граждан на дому;
6) мобильные мультидисциплинарные гериатрические бригады;
7) иные организации и подразделения, имеющие лицензию и осуществляющие медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по гериатрии.
6. Основными направлениями гериатрической помощи в Республике Саха (Якутия) для граждан являются:
1) формирование и развитие гериатрических участков и гериатрических кабинетов как первого уровня гериатрической помощи;
2) формирование и развитие гериатрических отделений (коек) в стационарах как второго уровня гериатрической помощи;
3) повышение роли гериатрического центра как третьего уровня гериатрической помощи;
4) формирование и развитие системы гериатрического патронажа с использованием телемедицинских и информационных технологий;
5) расширение сферы и увеличение объемов использования мобильных междисциплинарных гериатрических бригад;
6) обеспечение оказания гериатрической помощи гражданам, постоянно проживающим в домах-интернатах для престарелых и инвалидов.
7. Гериатрический центр осуществляет научно-методическую помощь, организационно-методическое сопровождение, информационное обеспечение гериатрической службы.
8. Подразделения гериатрической службы как составляющей системы комплексной медико-социальной помощи гражданам работают в контакте с медицинскими организациями стационарного и амбулаторного типа, службой экстренной медицинской помощи, организациями социального обслуживания, оказывающими комплексную медико-социальную помощь гражданам.
9. Взаимодействие участников системы комплексной медико-социальной помощи граждан осуществляется на основании соглашений.
Статья 8. Оказание гериатрической помощи гражданам в амбулаторных условиях
1. Гериатрическая помощь оказывается гражданам по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) в виде первичной специализированной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях либо в условиях дневного стационара на базе медицинских организаций (подразделений) амбулаторно-поликлинического типа.
2. Гериатрическая помощь гражданам в амбулаторных условиях оказывается в целях:
1) своевременного выявления, лечения и профилактики хронических возраст-ассоциированных, ограничивающих жизнедеятельность и формирующих социальную зависимость, заболеваний, старческой астении и признаков преждевременного старения;
2) медицинской реабилитации хронических возраст-ассоциированных, ограничивающих жизнедеятельность и формирующих социальную зависимость, заболеваний, старческой астении;
3) медико-социальной и психологической адаптации граждан, направленной на сохранение их способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни, на повышение качества их жизни, продление периода активного долголетия;
4) формирования здорового образа жизни граждан и их санитарно-гигиенического образования.
Статья 9. Оказание гериатрической помощи гражданам в стационарных условиях
1. Оказание специализированной, в том числе и высокотехнологичной, медицинской помощи по профилю «гериатрия» и паллиативной медицинской помощи по профилю «гериатрия» осуществляется в стационарных условиях или в условиях дневного стационара на базе медицинских организаций (подразделений) стационарного типа.
2. Гериатрическая помощь гражданам в стационарных условиях оказывается в целях:
1) лечения хронических возраст-ассоциированных, ограничивающих жизнедеятельность и формирующих социальную зависимость, заболеваний, старческой астении;
2) медицинской реабилитации после оперативных вмешательств и после госпитализации в отделения терапевтического профиля при необходимости продления срока лечения в стационарных условиях пациентов со старческой астенией, нуждающихся в восстановлении их способности к самообслуживанию, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни;
3) медико-социальной и психологической адаптации граждан, направленной на сохранение их способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни, на повышение качества их жизни, продление периода активного долголетия.
Статья 10. Организация оказания долговременной социальной помощи гражданам
1. Долговременная социальная помощь является составляющей комплексной медико-социальной помощи гражданам, включает в себя перечень социальных услуг, утвержденных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия), адаптированных с учетом особенностей психофизиологического состояния граждан и признанием их нуждающимися в социальном обслуживании.
2. Долговременная социальная помощь предоставляется гражданам, признанным нуждающимися в оказании социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия), оказывается организациями социального обслуживания и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание, ориентированными на работу с указанным контингентом либо работающими со всеми категориями взрослого населения, специалистами, прошедшими профессиональную подготовку и переподготовку, либо дополнительную подготовку по специальностям «гериатрия» и «социальная работа».
3. Оказание долговременной социальной помощи гражданам осуществляется на основе взаимодействия специалистов организаций социального обслуживания (социальных работников, психологов, инструкторов-методистов по лечебной физкультуре, логопедов и других) с привлечением медицинских работников, имеющих подготовку по специальности «гериатрия».
4. Взаимосвязь социальной помощи с другими составляющими комплексной медико-социальной помощи гражданам обеспечивается преемственностью отдельных компонентов, непрерывностью долговременного социально-медицинского сопровождения.
5. Основанием для оказания долговременной социальной помощи гражданам является проведение комплексной гериатрической оценки граждан и признание их нуждаемости в социальном обслуживании.
6. Основными направлениями долговременной социальной помощи гражданам являются:
1) осуществление межведомственного взаимодействия организаций социального обслуживания и (или) индивидуальных предпринимателей, оказывающих социальную помощь гражданам, с подразделениями гериатрической службы в целях улучшения условий жизнедеятельности граждан и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
2) обеспечение профессиональной адаптации, переподготовки, сертификации по специальностям «гериатрия», «социальная работа» работников организаций социального обслуживания, оказывающих долговременную социальную помощь гражданам;
3) расширение сети специальных социальных учреждений геронтологического профиля, в том числе создаваемых с участием коммерческих и некоммерческих организаций;
4) формирование и развитие в Республике Саха (Якутия) института приемных семей для граждан;
5) создание условий для оказания долговременной социальной помощи гражданам, постоянно проживающим в организациях социального обслуживания стационарного типа.
7. Перечень социальных услуг, предоставляемых в рамках системы долговременной социальной помощи гражданам, устанавливается Законом Республики Саха (Якутия) от 22 января 2015 года 1406-З № 367-V «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Саха (Якутия)».
Статья 11. Оказание долговременной социальной помощи гражданам по месту жительства
1. Долговременная социальная помощь гражданам по месту жительства (месту пребывания, фактическому проживанию) оказывается организациями социального обслуживания и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание, в форме предоставления социальных услуг на основании индивидуальных программ, формируемых исходя из потребности гражданина в социальных услугах, в том числе с учетом результатов комплексной гериатрической оценки граждан.
2. Комплексность предоставления услуг социального профиля обеспечивается за счет использования мобильных мультидисциплинарных гериатрических бригад в рамках:
1) оказания услуг по дистанционному консультированию и патронажу на дому;
2) выработки эффективных алгоритмов удовлетворения потребностей граждан в получении качественных медико-социальных услуг;
3) мониторинга текущего состояния граждан, обеспечения приема и обработки информации о состоянии их здоровья и социальном статусе;
4) оказания срочной медико-социально-психологической помощи нуждающимся гражданам в кризисных ситуациях.
Статья 12. Оказание долговременной социальной помощи гражданам в стационарных условиях
1. Социальное обслуживание граждан в стационарной форме включает в себя деятельность организаций социального обслуживания по предоставлению социальных услуг гражданам, которая направлена на улучшение качества их жизни, восстановление их способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни.
2. При формировании перечня видов предоставляемых гражданину в стационарной форме социальных услуг учитываются его нуждаемость в их получении и результаты комплексной гериатрической оценки.
Статья 13. Взаимодействие организаций социального обслуживания, оказывающих долговременную социальную помощь гражданам, с подразделениями гериатрической службы
1. Взаимодействие организаций социального обслуживания с подразделениями гериатрической службы осуществляется путем подписания соглашений о взаимодействии между участниками системы комплексной медико-социальной помощи гражданам.
2. Взаимодействие организаций социального обслуживания, оказывающих долговременную социальную помощь гражданам, с подразделениями гериатрической службы осуществляется на основе регламентов о межведомственном взаимодействии, утверждаемых уполномоченными исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), в форме:
1) предоставления организациям-партнерам информации по гражданам и оказанным им услугам, необходимой для формирования персонализированных пакетов услуг в целях предотвращения дублирования с учетом требований федерального законодательства о персональных данных;
2) совместного участия организаций социального обслуживания и подразделений гериатрической службы в мероприятиях, направленных на признание граждан нуждающимися в комплексной медико-социальной помощи (проведение комплексной гериатрической оценки) и обеспечение консультирования граждан специалистами по смежным направлениям;
3) делегирования специалистов для работы в составе мобильных междисциплинарных гериатрических бригад.
Статья 14. Контроль оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам
Контроль качества, доступности и безопасности оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия).
Статья 15. Информационное обеспечение оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам
1. Основой функционирования системы комплексной медико-социальной помощи гражданам в Республике Саха (Якутия) является информационное обеспечение деятельности организаций с различными организационно-правовыми формами и формами собственности, оказывающих комплексную медико-социальную помощь гражданам.
2. Информационное обеспечение системы комплексной медико-социальной помощи гражданам включает в себя:
1) ведение межведомственной электронной базы данных получателей комплексной медико-социальной помощи (регистр получателей комплексной медико-социальной помощи) на основании данных, предоставляемых в гериатрический центр участниками системы комплексной медико-социальной помощи гражданам;
2) ведение межведомственной электронной базы данных участников системы комплексной медико-социальной помощи гражданам (реестр поставщиков комплексной медико-социальной помощи);
3) ведение межведомственной электронной базы данных по оказываемой комплексной медико-социальной помощи гражданам, включая учет отдельных видов услуг (реестр предоставленных услуг);
4) организацию электронного документооборота между медицинскими организациями, включая подразделения гериатрической службы, организациями социального обслуживания, оказывающими социальную помощь гражданам, коммерческими и некоммерческими организациями, работающими на рынке предоставления медико-социальных услуг гражданам, в соответствии с требованиями федерального законодательства;
5) обеспечение информационной доступности комплексной медико-социальной помощи гражданам путем размещения материалов в печатных и электронных средствах массовой информации, проведения публичных презентационных и обучающих мероприятий для населения;
6) сбор и анализ информации по динамике изменения востребованности гражданами отдельных видов медико-социальных услуг, объемам и качеству предоставления этих услуг различными структурами.
3. Техническое сопровождение информационного обеспечения оказания комплексной медико-социальной помощи выполняется гериатрическим центром на основе соглашений о межведомственном взаимодействии с учетом установленных законодательством Российской Федерации требований к обеспечению безопасности сведений, ограничений по использованию информации и при применении программно-технических средств, позволяющих идентифицировать лицо, осуществляющее формирование и ведение электронной базы данных.
Статья 16. Кадровое обеспечение оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам
1. Комплекс мероприятий по обеспечению качества подготовки персонала и добровольцев (волонтеров) для медицинских организаций и организаций социального обслуживания с различными организационно-правовыми формами, оказывающих комплексную медико-социальную помощь гражданам по специальностям «гериатрия», «социальная работа», включает в себя:
1) плановую профессиональную адаптацию и переподготовку специалистов и привлекаемых добровольцев (волонтеров);
2) повышение квалификации и профессиональную ориентацию специалистов;
3) аттестацию, аккредитацию и сертификацию специалистов;
4) аккредитацию профильных учебных центров.
2. Мероприятия по кадровому обеспечению в сфере оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам проводятся уполномоченными исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия).
3. Для работников учреждений, оказывающих комплексную медико-социальную помощь гражданам, в составе оплаты труда предусматриваются выплаты за специфику работы в соответствии с нормативными правовыми актами уполномоченных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
Статья 17. Научно-методическое и организационно-методическое обеспечение оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам
1. Научно-методическое обеспечение деятельности медицинских организаций и организаций социального обслуживания любой формы собственности, оказывающих комплексную медико-социальную помощь гражданам, осуществляется гериатрическим центром.
2. Организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений гериатрической службы, медицинских организаций и организаций социального обслуживания с различными организационно-правовыми формами, оказывающих комплексную медико-социальную помощь гражданам, осуществляется уполномоченными исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия).
Статья 18. Привлечение организаций с различными организационно-правовыми формами, добровольцев (волонтеров) к проведению мероприятий по оказанию комплексной медико-социальной помощи гражданам
1. Привлечение организаций с различными организационно-правовыми формами, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, добровольцев (волонтеров) к проведению мероприятий по оказанию комплексной медико-социальной помощи гражданам в рамках функционирования системы комплексной медико-социальной помощи гражданам входит в число приоритетов государственной политики Республики Саха (Якутия) в указанной сфере.
2. Привлечение организаций с различными организационно-правовыми формами, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, добровольцев (волонтеров) к проведению мероприятий по оказанию комплексной медико-социальной помощи гражданам осуществляется путем:
1) создания условий для хозяйственной деятельности, стимулирующих привлечение организаций любой формы собственности к формированию рынка медико-социальных услуг для граждан в установленном законодательством Республики Саха (Якутия) порядке;
2) координации взаимодействия негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей, участвующих в формировании рынка медико-социальных услуг для граждан, с государственными организациями, оказывающими комплексную медико-социальную помощь гражданам, и органами государственной власти;
3) обеспечения конкуренции на рынке услуг в указанной сфере.
3. Добровольческая (волонтерская) деятельность в целях оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам осуществляется при условии обучения привлекаемых добровольцев (волонтеров) навыкам работы с гражданами.
4. Поддержка негосударственных организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания граждан, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия).
5. Привлечение к участию в создании системы комплексной медико-социальной помощи гражданам институтов государственно-частного партнерства осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Саха (Якутия).
Статья 19. Обеспечение оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам
1. Оказание комплексной медико-социальной помощи гражданам осуществляется за счет:
1) материального, организационно-технического, кадрового, научно-методического обеспечения государственными медицинскими организациями и организациями социального обслуживания, организациями других организационно-правовых форм и форм собственности, привлекаемых к оказанию комплексной медико-социальной помощи гражданам;
2) финансовых ресурсов - средств федерального бюджета, средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), средств обязательного медицинского страхования, средств государственных внебюджетных фондов, благотворительных пожертвований, средств государственных учреждений от приносящей доход деятельности, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Саха (Якутия).
2. Финансовое обеспечение оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) осуществляется в формах:
1) предоставления субсидии на выполнение государственного задания учреждениям социального обслуживания, оказывающим комплексную медико-социальную помощь гражданам;
2) финансирования профессиональной подготовки и переподготовки кадров системы комплексной медико-социальной помощи гражданам;
3) выполнения мероприятий государственных программ Республики Саха (Якутия), направленных на совершенствование системы комплексной медико-социальной помощи гражданам;
4) предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием медико-социальных услуг гражданам, а также иных формах финансовой поддержки, не противоречащих действующему законодательству, в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Временно исполняющий обязанности
Главы Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ
г. Якутск
3 июля 2018 года
2042-З № 1643-V
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 01.08.2018 |
Рубрики правового классификатора: | 140.010.070 Порядок оказания медицинской помощи различным категориям граждан |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: