Основная информация

Дата опубликования: 03 июля 2018г.
Номер документа: RU14000201800591
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Саха (Якутия)
Принявший орган: Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН)

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ЗАКОН

3 июля 2018 года

2043-З № 1645-V

ОБ ОТВЕТСТВЕННОМ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ

НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Принят постановлением

Государственного Собрания (Ил Тумэн)

Республики Саха (Якутия)

от 03.07.2018 З № 1646-V

Настоящий Закон в целях охраны экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, сохранения окружающей среды, сохранения традиционного образа жизни народов Республики Саха (Якутия), предупреждения экологического вреда, обеспечения экологической безопасности на территории Республики Саха (Якутия) устанавливает основы правового регулирования взаимодействия недропользователей и органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, общин коренных малочисленных народов Севера и граждан посредством оценки их социальной ответственности в сфере недропользования.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) ответственное недропользование - недропользование с учетом интересов общества и государства, предполагающее принятие дополнительных мер для социально-экономического и иного развития соответствующей территории деятельности недропользователя, муниципального образования, Республики Саха (Якутия), осуществление добровольных и благотворительных мероприятий в области экологии и социального развития, ориентирование компаний на финансовую эффективность в долгосрочной перспективе при условии строгого соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации и природоохранного законодательства Республики Саха (Якутия), природоохранных стандартов и норм, принятия мер по минимизации воздействия промышленного производства и недропользования на природную среду, предупреждению и предотвращению экологических происшествий и катастроф;

2) социальная эффективность недропользователей - показатель, позволяющий оценить деятельность недропользователей с учетом интересов граждан, постоянно проживающих на территориях деятельности недропользователей;

3) соглашение о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития - соглашение, заключенное между недропользователем и органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, общинами коренных малочисленных народов Севера и гражданами о развитии инфраструктуры соответствующей территории, создании рабочих мест, об обучении, о профессиональной подготовке и трудоустройстве граждан, постоянно проживающих на территории деятельности недропользователя, об участии в благотворительных, социальных, экологических, культурных и иных проектах органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления, а также о создании органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления благоприятных условий для эффективной деятельности недропользователя;

4) экологический отчет - ежегодный публичный отчет недропользователя о состоянии окружающей среды на территории его деятельности и о мероприятиях, направленных на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду в отчетный период в соответствии с установленным порядком, определяемым исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным в области охраны окружающей среды;

5) мониторинг социальной эффективности недропользователей - система наблюдения, проводимая государственными и общественными организациями Республики Саха (Якутия) за деятельностью недропользователей на территории Республики Саха (Якутия) в части выполнения условий соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития;

6) экологическая декларация недропользователя - публичное заявление недропользователя о своих намерениях, связанных с его деятельностью по недропользованию, служащее основанием для действия и установления целевых и плановых показателей в области промышленного производства, охраны природы и взаимодействия с населением по минимизации негативного воздействия недропользователя на окружающую среду, оформленное в виде специального документа, утвержденное в установленном порядке высшим органом управления недропользователя, опубликованное в средствах массовой информации;

7) экологический аудит - независимая и комплексная оценка соблюдения недропользователем требований нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;

8) территория деятельности недропользователя - территория Республики Саха (Якутия) и (или) территория муниципального образования на уровне района (улуса) и (или) поселения Республики Саха (Якутия), на которой находится участок природных ресурсов и (или) осуществляется деятельность недропользователя.

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между недропользователями, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия), и органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, общинами коренных малочисленных народов Севера и гражданами в области охраны окружающей среды и социально-экономического развития соответствующей территории, возмещения вреда, причиняемого деятельностью недропользователей окружающей среде, защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Статья 3. Направления деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере ответственного недропользования

Деятельность органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере ответственного недропользования осуществляется по следующим направлениям:

1) конструктивное взаимодействие с субъектами, указанными в статье 2 настоящего Закона;

2) поддержка инициатив и делового сотрудничества недропользователей с иными организациями;

3) оценка социальных и экологических проектов недропользователей и информирование о результатах оценки субъектов, указанных в статье 2 настоящего Закона;

4) мониторинг ответственного недропользования и составление ежегодного рейтинга недропользователей;

5) стимулирование социально ответственных недропользователей предусмотренными законодательством способами;

6) привлечение к ответственности недропользователей, нарушающих законодательство Российской Федерации и законодательство Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды.

Статья 4. Направления деятельности органов местного самоуправления в сфере ответственного недропользования

Деятельность органов местного самоуправления в сфере ответственного недропользования осуществляется по следующим направлениям:

1) координация взаимодействия граждан и организаций с недропользователями по вопросам охраны окружающей среды на территориях деятельности недропользователей;

2) содействие налоговым органам в мониторинге постановки на налоговый учет недропользователей и обособленных подразделений, подрядных и субподрядных организаций, действующих на территориях муниципальных образований;

3) контроль за поступлением налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты.

Статья 5. Мониторинг социальной эффективности недропользователей

1. Мониторинг социальной эффективности недропользователей осуществляется государственными и общественными организациями Республики Саха (Якутия) в соответствии с положениями настоящего Закона.

2. По результатам мониторинга социальной эффективности недропользователей составляется ежегодный рейтинг недропользователей в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия).

3. Показатели социальной эффективности недропользователей и порядок составления рейтинга недропользователей устанавливаются Правительством Республики Саха (Якутия).

Статья 6. Ответственное поведение недропользователя

Под ответственным поведением недропользователя понимается:

1) соблюдение экологических требований, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия);

2) исполнение налоговых и финансовых обязательств;

3) соблюдение социальных стандартов и требований;

4) добровольное создание юридического лица на территории деятельности недропользователя, в том числе с участием Республики Саха (Якутия) и (или) муниципального образования;

5) добровольное осуществление мероприятий по развитию территории деятельности недропользователя;

6) заключение соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития;

7) исполнение обязательств, установленных соглашением о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития;

8) разработка и принятие экологической декларации;

9) представление ежегодного отчета об итогах деятельности в сфере социально-экономического развития и экологического отчета в исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченный в области охраны окружающей среды, а также населению.

Статья 7. Приоритетные направления деятельности недропользователя в сфере социально-экономического развития

Приоритетными направлениями деятельности недропользователя в сфере социально-экономического развития являются:

1) профессиональная подготовка и переподготовка кадров из числа лиц, постоянно проживающих на территории деятельности недропользователя, по направлениям, связанным с реализацией проектов недропользователем;

2) участие в социальных проектах Республики Саха (Якутия) и муниципальных социальных проектах;

3) поддержка сельскохозяйственной отрасли в Республике Саха (Якутия);

4) поддержка научной и инновационной деятельности для совершенствования технологий производства;

5) обеспечение безопасности недропользования для здоровья населения.

Статья 8. Основные направления деятельности недропользователя в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности

Основными направлениями деятельности недропользователя в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности являются:

1) соблюдение конституционных прав человека на благоприятную окружающую среду;

2) учет длительности восстановления северной экосистемы;

3) соблюдение экологических стандартов и норм охраны окружающей среды;

4) сокращение загрязнения промышленными отходами земли, недр, атмосферы, водных ресурсов;

5) технологическое совершенствование недропользования, охраны окружающей среды, внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий;

6) совершенствование экологически безопасных технологий производства, в том числе развитие альтернативной энергетики;

7) утилизация и повторное использование промышленных и других отходов;

8) информирование субъектов, указанных в статье 2 настоящего Закона, о состоянии окружающей среды на территории деятельности недропользователя;

9) рекультивация и восстановление природной среды;

10) принятие экологической декларации.

Статья 9. Взаимодействие недропользователей с коренными малочисленными народами Севера

1. В случае осуществления деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера недропользователи в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия) о гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера обеспечивают сохранение исконной среды обитания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов.

2. Формами взаимодействия недропользователей и коренных малочисленных народов Севера являются переговоры, консультации, соглашения, взаимное участие в заседаниях органов недропользователей и сообществ коренных малочисленных народов Севера, иные не противоречащие закону формы.

3. Влияние проектов освоения, переработки и транспортировки природных ресурсов в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на традиционный образ жизни указанных народов изучается посредством проведения этнологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия) об этнологической экспертизе.

Статья 10. Экологическая декларация недропользователя

1. Недропользователь разрабатывает и реализует свою экологическую декларацию.

2. Экологическая декларация недропользователя определяет цели, задачи и основные направления его деятельности в области недропользования, охраны и мониторинга окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

3. Экологическая декларация недропользователя может быть разработана на определенный срок с возможностью ежегодной ее корректировки.

4. Экологическая декларация недропользователя может быть предметом публичного обсуждения субъектами, указанными в статье 2 настоящего Закона.

5. Недропользователь информирует субъектов, указанных в статье 2 настоящего Закона, о реализации своей экологической декларации.

Статья 11. Система экологического менеджмента недропользователя

1. Для реализации экологической декларации недропользователь разрабатывает и реализует систему экологического менеджмента в соответствии с национальными стандартами Российской Федерации.

2. Целью системы экологического менеджмента является последовательное улучшение экологических показателей производства, которое включает:

1) наличие экологической декларации недропользователя;

2) разработку программы экологического менеджмента;

3) организацию и функционирование программы экологического менеджмента с ответственными исполнителями и необходимыми ресурсами;

4) оценку соответствия реализуемой программы законодательству и экологическим стандартам, дополнительным экологическим требованиям путем проведения ежегодного экологического мониторинга и экологического аудита.

Статья 12. Соглашение о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития

1. Предметом соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития является взаимодействие недропользователя и субъектов, указанных в статье 2 настоящего Закона, определение прав и обязанностей сторон в сфере социально-экономического развития.

2. В соглашении о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития определяются необходимые действия, направленные на:

1) создание благоприятных условий для рационального использования природных ресурсов;

2) увеличение объема инвестиций, направляемых на воспроизводство природных ресурсов;

3) исполнение требований проектной документации;

4) внедрение в производство экологически безопасных инноваций и передовых технологий;

5) разработку и реализацию комплексных природоохранных мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды;

6) участие недропользователей в реализации программ и проектов социально-экономического развития территорий;

7) профориентационную работу с молодежью и местными трудовыми ресурсами с целью обучения и трудоустройства в сфере пользования недрами;

8) подготовку и переподготовку профессиональных кадров с целью трудоустройства в сфере пользования недрами;

9) создание рабочих мест, обеспечение трудоустройства безработных граждан, содействие занятости населения муниципального образования и (или) Республики Саха (Якутия);

10) привлечение к выполнению работ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования;

11) контроль за постановкой на налоговый учет подрядных и субподрядных организаций, участвующих в строительстве объектов в рамках проектов, и обеспечение своевременной уплаты налогов и иных платежей на территории деятельности недропользователя.

3. В соглашении о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития указываются условия согласования использования территорий традиционного природопользования, порядок отчетности недропользователя, сроки действия соглашения, ответственность за неисполнение обязательств.

Статья 13. Заключение соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития

1. Целью заключения соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития является организация взаимодействия недропользователя и других субъектов, указанных в статье 2 настоящего Закона, для создания и функционирования рационального и безопасного недропользования, а также выполнение социальных обязательств недропользователем.

2. Заключение соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития между субъектами, указанными в статье 2 настоящего Закона, осуществляется по их взаимному согласию.

3. Порядок заключения соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).

4. Заключение соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития может быть инициировано субъектами, указанными в статье 2 настоящего Закона.

5. В случае, если деятельность недропользователя является лицензируемым видом деятельности согласно законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Саха (Якутия), соглашение о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития заключается после получения лицензии на геологическое изучение недр, добычу полезного ископаемого или совмещенных лицензий, включающих несколько видов пользования недрами. При наличии нескольких лицензий на пользование недрами соглашение о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития заключается после получения первой лицензии, которая удостоверяет право на пользование недрами. Указанное соглашение заключается на срок действия лицензии.

6. В случае, если недропользователю предоставлено несколько лицензий на право пользования недрами, которые расположены на территориях разных муниципальных образований, соглашение о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития заключается с органами местного самоуправления каждого муниципального образования.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Временно исполняющий обязанности

Главы Республики Саха (Якутия)

А.НИКОЛАЕВ

г. Якутск

3 июля 2018 года

2043-З № 1645-V

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 01.08.2018
Рубрики правового классификатора: 260.000.000 НЕДРА

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать