Основная информация
Дата опубликования: | 04 октября 2006г. |
Номер документа: | ru73000200600341 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Ульяновская область |
Принявший орган: | Законодательное Собрание Ульяновской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ЗАКОН
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 04 октября 2006 года № 144-ЗО
Об утверждении концепции «Реформирование пассажирского автомобильного транспорта общего пользования Ульяновской области в 2007-2012 годах»
Принят Законодательным Собранием Ульяновской области 28 сентября 2006 года
Изменения:
- Закон Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580)
Утвердить концепцию «Реформирование пассажирского автомобильного транспорта общего пользования Ульяновской области в 2007-2012 годах» (прилагается).
Губернатор
Ульяновской области С.И.Морозов
УТВЕРЖДЕНА
Законом Ульяновской области
«Об утверждении концепции
«Реформирование пассажирского
автомобильного транспорта общего
пользования Ульяновской области
в 2007-2012 годах»
КОНЦЕПЦИЯ
«Реформирование пассажирского автомобильного транспорта общего пользования Ульяновской области в 2007-2012 годах»
Введение
В последнее время в России сложились объективные предпосылки для ускоренного развития автомобильного транспорта. Возросло его влияние на развитие социально-экономической сферы страны. Факторами, позволяющими делать прогнозы роста развития автомобильного транспорта, являются:
1) объективные преимущества автотранспорта - скорость, гибкость, мобильность, надежность;
2) большинство населенных пунктов страны не имеют подъездных путей, кроме автомобильных.
Важнейшая роль в обеспечении социально-политической и экономической стабильности общества принадлежит автобусному транспорту, осуществляющему более 52 процентов всех пассажирских перевозок страны. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом в междугородном сообщении эффективно конкурируют с перевозками пассажиров в поездах дальнего следования и пригородного сообщения.
(абзац 4 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Под пассажирским автомобильным транспортом общего пользования (далее - ПАТОП) понимают автомобильный транспорт всех форм собственности, осуществляющий перевозки пассажиров в городском, пригородном, междугородном сообщении на основании договора с исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления.
(абзац 5 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Ульяновской области как субъекту Российской Федерации присущи все тенденции развития, особенности и проблемы ПАТОП России. Важнейшими проблемами ПАТОП Ульяновской области являются:
низкий технический уровень отечественных автомобилей и высокая степень их изношенности, что влечет высокие издержки автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области (с 1995 по 2005 год в связи со значительным износом автобусный парк государственных автотранспортных предприятий сократился с 1281 до 539 единиц подвижного состава, за этот же период было приобретено всего лишь 97 автобусов);
(абзац 7 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
низкий уровень безопасности дорожного движения (так, если в 2001 году по вине водителей автобусов было совершено 19 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадал 31 человек, погиб 1 человек, то в 2005 году по вине водителей автобусов было совершено 41 дорожно-транспортное происшествие, в которых пострадали 62 человека, погиб 1 человек);
перегруженность улично-дорожной сети в крупных населенных пунктах (повышенная интенсивность движения за счет замещения автобусов большой вместимости автобусами малой и особо малой вместимости);
недостаточность регулирования пассажирских перевозок со стороны органов исполнительной и законодательной власти;
проблемы финансирования ПАТОП бюджетами всех уровней;
(абзац 11 утратил силу - Закон Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность ПАТОП;
(абзац 12 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
наличие недобросовестной конкуренции на рынке перевозок.
Концепция «Реформирование пассажирского автомобильного транспорта общего пользования Ульяновской области в 2007-2012 годах» (далее - Концепция) исходит из основных положений Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, в частности её первого этапа, рассчитанного до 2010 года, и учитывает ситуацию и особенности, сложившиеся непосредственно в Ульяновской области и г. Ульяновске.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными мероприятиями
ПАТОП Ульяновской области оказывает значительное влияние на экономику и социальную сферу Ульяновской области. Обеспечивая передвижение людей во времени и пространстве, он способствует ускоренному развитию рыночных отношений, становлению предпринимательства. Состояние ПАТОП Ульяновской области определяется тем общим социально-экономическим положением, которое сложилось в Ульяновской области в настоящее время. Спад общественного производства, снижение инвестиционной активности, инфляция, рост цен - все это непосредственно отражается на деятельности автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области. В настоящее время до крайности осложнилось их финансовое состояние, резко замедлились воспроизводственные процессы, обновление транспортных средств, увеличивается изношенность основных средств. Поэтому экономическая ситуация в еще большей степени предопределяет важность правильного выбора наиболее эффективных мероприятий научно-технического прогресса, направленных на решение комплекса взаимосвязанных задач по внедрению новой техники и прогрессивных технологических процессов, передовых форм и методов организации производства, эффективных методов управления производственно-хозяйственной деятельностью, обеспечивающих повышение эффективности ПАТОП Ульяновской области.
Назначение ПАТОП Ульяновской области состоит в осуществлении стабильных, надёжных и безопасных перевозок пассажиров, способствующих эффективному обеспечению многосторонней жизнедеятельности населения Ульяновской области. В настоящее время в данной отрасли сложилась критическая ситуация.
В последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения числа автобусов средней и большой вместимости на маршрутах регулярных перевозок с одновременным резким ростом количества автобусов малой и особо малой вместимости. Около 70 процентов подвижного состава автобусного парка подвержено значительному износу и подлежит списанию или требует проведения капитального ремонта. Производственная база автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, разрушается, не на должном уровне находится качество обслуживания пассажиров. Состояние областного и городского бюджетов не обеспечивает гарантированные по срокам и объемам размеры возмещения затрат пассажирского транспорта на осуществление транспортных услуг. Привлечение индивидуальных предпринимателей, использующих автобусы малой и особо малой вместимости, не может снять остроту транспортной проблемы.
Таким образом, в работе ПАТОП Ульяновской области обозначились две основные проблемы. Первая заключается в том, что деятельность автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области не ведет к финансовой самообеспеченности и вторая - это отсутствие достаточного объема финансирования из бюджета для поддержания провозных мощностей на соответствующем уровне. Эти проблемы Правительство Ульяновской области в первую очередь учитывает при формировании общей стратегии развития ПАТОП Ульяновской области.
Прогноз возможных результатов развития ПАТОП Ульяновской области в случае сохранения сложившихся тенденций:
потеря устойчивости и резкое снижение безопасности функционирования пассажирского автотранспорта;
Правительство Ульяновской области и администрация города Ульяновска будут вынуждены осуществлять значительные единовременные вложения для вывода пассажирского транспорта из кризиса;
резко снизится мобилизационная готовность пассажирского транспорта, входящего в колонны войскового типа;
произойдет замена автобусов большой вместимости на использование на маршрутах Ульяновской области личного транспорта малой вместимости, что повлечет резкое обострение экологической обстановки, рост социально-экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий, перегруженность транспортных потоков;
резко ухудшится обслуживание льготных категорий пассажиров.
Реализация программных мероприятий Концепции при решении проблемы реформирования ПАТОП Ульяновской области позволит обеспечить комплексность и системность на основе:
1) определения целей и задач;
2) концентрации ресурсов Правительства Ульяновской области для реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере ПАТОП Ульяновской области;
3) повышения эффективности государственного управления в области ПАТОП Ульяновской области.
(раздел 1 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
2. Основные цели, задачи Концепции
Основными целями Концепции являются:
повышение качества перевозок пассажиров в городском, пригородном, междугородном сообщении, выполняемых автотранспортными организациями, расположенными на территории Ульяновской области, и индивидуальными предпринимателями (упорядочение работы ПАТОП Ульяновской области, снижение количества срывов рейсов, повышение комфортабельности перевозок);
2) обеспечение безопасности дорожного движения;
3) обеспечение экологической безопасности региона;
4) обеспечение рентабельной и устойчивой производственной и финансово-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области;
5) оптимизация расходов областного бюджета;
6) повышение занятости населения в городах и районах Ульяновской области;
7) удовлетворение потребности в перевозках льготных категорий пассажиров;
8) обеспечение транспортной доступности для сельского населения.
Условиями достижения целей Концепции является выполнение следующих задач:
1) обновление подвижного состава ПАТОП Ульяновской области;
2) реализация мер, направленных на обеспечение безопасности перевозки пассажиров;
3) создание оптимальной структуры управления автотранспортными организациями, расположенными на территории Ульяновской области, выполняющими перевозки пассажиров, повышение эффективности их деятельности;
4) создание единой управляющей компании для осуществления централизованного управления, бюджетирования производственной деятельности акционируемых государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области;
5) акционирование государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области с передачей в собственность единой управляющей компании контрольного пакета акций реорганизованных государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области;
6) разработка и установление основных принципов разграничения полномочий между автотранспортными организациями, расположенными на территории Ульяновской области, и создаваемой структурой, организация производственной, коммерческой, финансово-экономической деятельности;
7) реализация принципов регулирования, оптимизации маршрутной сети и расписания движения ПАТОП Ульяновской области;
8) реализация принципов формирования тарифов на перевозку пассажиров;
9) развитие конкурентной среды на рынке перевозок;
10) совершенствование нормативно-правовой базы.
(раздел 2 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
3. Основные положения Концепции
3.1. Совершенствование транспортного обслуживания населения за счет организационно-технических преобразований
Каждому гражданину России государство обязано гарантировать возможность реализовать закрепленное Конституцией Российской Федерации право на передвижение с приемлемым качеством услуг и по доступным ценам. Поэтому главной задачей в области ПАТОП является формирование пассажирообразующей системы, отвечающей интересам общества, современным стандартам и обеспечивающей эффективное использование ресурсов, транспортную и экологическую безопасность.
В сфере перевозки пассажиров ПАТОП Ульяновской области улучшение транспортного обслуживания населения Ульяновской области предусматривается осуществить путем обновления подвижного состава, в том числе и за счет привлечения внебюджетных средств инвесторов на основе концессии. На практике данное направление реализуется путем разработки и исполнения областной целевой программы «Обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта Ульяновской области в 2007-2011 годах.»
(абзац 2 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Обеспечение автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, новыми типами транспортных средств, отвечающих мировым стандартам и правилам, в свою очередь приведет к повышению комфортабельности поездок, в том числе и за счет использования автобусов средней и большой вместимости, снижению количества срывов рейсов и эксплуатационных затрат автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области. Кроме этого, обновление автобусного парка привлечёт молодые кадры водителей и кондукторов, улучшит экологию, культуру обслуживания, конкурентоспособность общественного транспорта.
(абзац 3 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Обновление подвижного состава позволит также повысить надежность и безопасность функционирования ПАТОП Ульяновской области. Снижение аварийности в сфере ПАТОП Ульяновской области также предусматривается и за счет реализации мероприятий областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Ульяновской области в 2007-2012 годах».
(абзац 4 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
По мере осуществления основных мероприятий по реформированию системы ПАТОП Ульяновской области (раздел 3.2) будет совершенствоваться транспортное обслуживание населения, в том числе и за счет использования современных технических методов автоматизации изучения пассажиропотоков и сбора доходов, первичного учета транспортной работы, системы диспетчерского управления и информатизации на основе спутниковой навигации. Это позволит в значительной степени снизить время ожидания пассажирского транспорта на остановочных пунктах, наиболее рационально перераспределять автобусы различной вместимости между маршрутами в зависимости от пассажиропотока, свести к минимуму перегруженность улично-дорожной сети.
(абзац 5 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Данные мероприятия целесообразно выделить в самостоятельную областную целевую программу с привлечением средств внебюджетных источников.
Для финансирования проектов предусмотрено применение лизинговой схемы, широко применяющейся в других регионах Российской Федерации.
3.2. Сущность реформирования системы ПАТОП
Реформированию подвергаются основные механизмы сферы ПАТОП Ульяновской области с целью стабилизации финансового состояния автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, что позволит улучшить транспортное обслуживание населения Ульяновской области, сдерживать рост тарифов и увеличение субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
(абзац 1 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Концепция объединяет и систематизирует разрозненные мероприятия, направленные на экономию бюджетных средств и снижение бюджетной нагрузки. В течение периода реализации Концепции предполагается упорядочить и стабилизировать работу ПАТОП Ульяновской области в виде гармоничного функционирования в перевозочном процессе транспортных средств автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров по единым стандартам на более высоком уровне.
(абзац 2 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Расходы ПАТОП Ульяновской области будут восполняться за счет средств, поступающих от оплаты за проезд пассажирами, повышения эффективности деятельности автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также путем привлечения средств из внебюджетных источников.
(абзац 3 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Привлечение внебюджетных источников финансирования возможно только при акционировании государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области. Для исключения «потери» отрасли в связи с акционированием, с целью осуществления государственного контроля и регулирования деятельности акционируемых государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области потребуется создание единой управляющей компании, находящейся в собственности Ульяновской области. Контрольный пакет акций акционированных государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области передаётся в распоряжение управляющей компании.
(абзац 4 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Акционирование государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области и объединение их в холдинг носит необходимый характер по следующим причинам:
(абзац 5 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
1) раздельные государственные автотранспортные предприятия Ульяновской области не могут разрозненными действиями противостоять в конкурентной борьбе и постоянно сдают свои позиции;
(абзац 6 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
2) на 30 процентах государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области кредиторская задолженность соизмерима со стоимостью основных средств или годовым объемом доходов. Самостоятельно они не в состоянии решить эту проблему. В случае акционирования привлеченные доходы пойдут, в том числе, и на погашение кредиторской задолженности;
(абзац 7 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
3) отсутствие единых современных методов управления и контроля над государственным автотранспортным предприятием Ульяновской области не позволяет собственнику эффективно управлять собственностью;
(абзац 8 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
4) объединение государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области с дополнительным акционированием позволит собственнику определить, чем он владеет (стоимость имущества и каково состояние дел его собственности);
5) объединение государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области позволит проводить единую политику по оптимизации подвижного состава, что сократит расходование средств на приобретение запасных частей и ремонт техники, а также единую политику по закупке топлива.
Безусловно, объединение государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области в единое не должно ухудшить их финансово-хозяйственную деятельность из-за ограничения полномочий руководителей предприятий, отсутствия возможности и стимула получения дополнительных доходов, сокращения расходов. Все эти моменты будут отражены в уставах управляющей компании, дочерних акционерных обществ.
(абзацы 9-11 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Задачами управляющей компании являются:
1) обеспечение устойчивого функционирования ПАТОП Ульяновской области;
(абзац 13 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
2) повышение эффективности работы и надежности механизма финансирования;
3) стимулирование высокого качества обслуживания пассажиров и обеспечение действенного контроля за целевым расходованием средств.
Для покрытия собственных расходов и дополнительного финансирования акционируемым государственным автотранспортным предприятиям Ульяновской области предоставляется право на хозяйственно-коммерческую деятельность, которая предусматривает использование земельных участков для создания социально-бытовой инфраструктуры, платных автостоянок, автосервисов и других объектов, приносящих прибыль.
(абзац 16 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
3.3. Механизм управления и финансирования пассажирского транспорта общего пользования
Необходимым условием реализации транспортной стратегии Ульяновской области является создание стабильной системы финансирования, учитывающей особенности транспорта как инфраструктурной отрасли. В этой связи в области нормативно-правовой базы первостепенным следует считать создание пакета документов поддержки реализации предлагаемого организационно-финансового механизма ПАТОП, в том числе:
1) методики определения уровня расчетных тарифов за транспортную работу на маршрутах;
2) правил пользования маршрутными такси в г. Ульяновске и Ульяновской области;
3) правил пользования другими видами маршрутного и пассажирского транспорта;
4) порядка допуска перевозчиков к работе на маршрутной сети.
Особо следует отметить необходимость принятия закона Ульяновской области, согласно которому предусматривалось бы применение жестких санкций по отношению к недобросовестным перевозчикам (осуществление перевозок без соответствующих договоров, лицензий, нарушение устанавливаемых договорами требований).
По поручению Правительства Ульяновской области вновь образуемая управляющая компания в соответствии с техническим заданием заказчика и заключенным с органом власти договором разрабатывает оптимальные варианты маршрутной сети, расписаний движения ПАТОП, что позволит наряду с заменой автобусов особо малой вместимости на автобусы средней и большой вместимости в рамках Программы обновления подвижного состава существенно снизить интенсивность движения на улично-дорожной сети.
Управляющая компания предварительно определяет эксплуатационные затраты по каждому из вариантов. Суммируя их с другими требуемыми расходами и планируемыми инвестициями, доходами предприятий, получают ориентировочные суммы, необходимые для финансирования ПАТОП. Управляющая компания также подготавливает предложения по величине тарифа и стоимости проездных месячных билетов с учетом среднемесячного числа поездок и пересадок.
При общей системе свободного ценообразования на услуги, в сфере ПАТОП тарифы будут и далее регулироваться местными органами власти. При этом государство, защищая интересы наименее обеспеченных слоев населения, будет способствовать ограничению роста тарифов.
В зависимости от уровня намечаемых тарифов, привлекаемых источников финансирования и ожидаемого поступления средств на предприятия Правительство Ульяновской области утверждает один из вариантов функционирования и финансирования ПАТОП. При согласовании и утверждении тарифов и цен Правительство Ульяновской области ориентируется на реальную платежеспособность населения, стоимость потребительской корзины и другие факторы. При необходимости устанавливается цена льготных проездных билетов. Поддержка общественного транспорта должна быть отнесена к одной из приоритетных задач Правительства Ульяновской области и органов местного самоуправления. Объекты и системы ПАТОП должны находиться под постоянным контролем, в том числе и общественным.
По мере развития рыночных отношений и конкуренции в сфере ПАТОП, отношения между перевозчиками и заказчиками их услуг будут выстраиваться на конкурсной основе. При этом технико-экономические расчеты стоимости обслуживания маршрутов по нормативам, учитывающим конкретные условия и особенности, должны быть приемлемыми для всех сторон.
С учетом предполагаемых затрат, необходимых для устойчивой работы ПАТОП, и ожидаемых поступлений средств объявляются условия и проводится конкурс на обслуживание каждого маршрута по схеме «один перевозчик - один маршрут».
С победителем-перевозчиком заключается общий контракт, в котором указывается также плата за обслуживание каждого конкретного маршрута. Определяется уровень расчетных тарифов с учетом качества обслуживания пассажиров. Контракты содержат обязательства, ответственность и финансовые взаимоотношения сторон, штрафные санкции за нарушение договорных условий, процедуры корректировки контракта и т.п.
Одним из обязательных пунктов контракта, вне зависимости от формы собственности победителя-перевозчика, является обеспечение транспортными услугами льготных категорий граждан. Возмещение затрат перевозчику на обслуживание социально значимых маршрутов несет соответствующий уровень бюджетной системы. Затраты, связанные с перевозкой льготных категорий граждан на коммерческих маршрутах, восполняются самим перевозчиком (данное требование является одним из обязательных при проведении конкурса на обслуживание маршрута).
(подраздел 3.3 утратил силу - Закон Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
4. Ожидаемые результаты
Ожидаемыми конечными результатами реализации задач Концепции являются:
1) гарантированный, экономически-обоснованный уровень транспортного обеспечения и транспортной доступности для всех слоев населения;
2) планомерное и управляемое обновление подвижного состава, что неизбежно приведет к снижению эксплуатационных затрат и повышению уровня безопасности перевозок;
3) обеспечение автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, новыми типами транспортных средств, отвечающих мировым стандартам и правилам, что приведет к увеличению их ресурса в 1,5-2 раза и снижению эксплуатационных затрат до 15-20 процентов, или как минимум на 10-15 млн. рублей за год;
(пункт 3 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
4) сохранение и создание новых рабочих мест;
5) повышение надежности и безопасности функционирования ПАТОП Ульяновской области (снижение количества сходов автобусов с рейсов, снижение удельного количества дорожно-транспортных происшествий и лиц, в них пострадавших, повышение готовности автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, участвовать в ликвидации чрезвычайных происшествий);
(пункт 5 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
6) переход на функционирование автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, области в режим современных методов управления;
(пункт 6 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
7) повышение эффективности работы автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, за счет совершенствования нормативно-правовой базы, организационно-финансовых и управленческих инструментов, а также оптимизации технического обеспечения и технологии осуществления транспортных процессов;
(пункт 7 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
8) погашение кредиторской задолженности автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области;
(пункт 8 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
9) снижение интенсивности движения на улично-дорожной сети;
10) прозрачность и управляемость формирования тарифов на пассажирские перевозки;
11) снижение нагрузки на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за счет повышения эффективности деятельности ПАТОП Ульяновской области, использования конкурсной основы;
(пункт 11 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
12) обеспечение потребности в перевозках льготных категорий граждан.
Заключение
Для практического воплощения предложенной схемы организации ПАТОП Ульяновской области необходима определенная последовательность действий, которую целесообразно подготовить группе, специально созданной из представителей Правительства Ульяновской области, муниципальных образований и автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области.
(абзац 1 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Наибольшую сложность в реформировании ПАТОП Ульяновской области представляет реформирование городского пассажирского транспорта, для которого характерна социальная направленность. По этой причине система ПАТОП даже в большинстве экономически благоприятных стран является дотационной, а субсидии ПАТОП служат важной составной частью социальной политики.
(абзац 2 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Именно из-за хронического недофинансирования, неритмичного поступления бюджетных средств у государственного (муниципального) пассажирского транспорта появляются все его современные проблемы.
Использование варианта реформирования ПАТОП Ульяновской области по настоящей Концепции изменит ситуацию по следующим направлениям:
(абзац 4 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
1) в Ульяновской области решение основных вопросов ПАТОП Ульяновской области будет осуществляться уполномоченной Правительством Ульяновской области структурой;
(абзац 5 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
2) появится возможность установить для всех звеньев системы четкие контрактные взаимоотношения на конкурсной основе и соответствующей нормативно-правовой базе, увеличить заинтересованность организаций ПАТОП, расположенных на территории Ульяновской области в снижении собственных затрат, повышении качества услуг и получении дополнительных доходов.
(абзац 6 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
ЗАКОН
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 04 октября 2006 года № 144-ЗО
Об утверждении концепции «Реформирование пассажирского автомобильного транспорта общего пользования Ульяновской области в 2007-2012 годах»
Принят Законодательным Собранием Ульяновской области 28 сентября 2006 года
Изменения:
- Закон Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580)
Утвердить концепцию «Реформирование пассажирского автомобильного транспорта общего пользования Ульяновской области в 2007-2012 годах» (прилагается).
Губернатор
Ульяновской области С.И.Морозов
УТВЕРЖДЕНА
Законом Ульяновской области
«Об утверждении концепции
«Реформирование пассажирского
автомобильного транспорта общего
пользования Ульяновской области
в 2007-2012 годах»
КОНЦЕПЦИЯ
«Реформирование пассажирского автомобильного транспорта общего пользования Ульяновской области в 2007-2012 годах»
Введение
В последнее время в России сложились объективные предпосылки для ускоренного развития автомобильного транспорта. Возросло его влияние на развитие социально-экономической сферы страны. Факторами, позволяющими делать прогнозы роста развития автомобильного транспорта, являются:
1) объективные преимущества автотранспорта - скорость, гибкость, мобильность, надежность;
2) большинство населенных пунктов страны не имеют подъездных путей, кроме автомобильных.
Важнейшая роль в обеспечении социально-политической и экономической стабильности общества принадлежит автобусному транспорту, осуществляющему более 52 процентов всех пассажирских перевозок страны. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом в междугородном сообщении эффективно конкурируют с перевозками пассажиров в поездах дальнего следования и пригородного сообщения.
(абзац 4 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Под пассажирским автомобильным транспортом общего пользования (далее - ПАТОП) понимают автомобильный транспорт всех форм собственности, осуществляющий перевозки пассажиров в городском, пригородном, междугородном сообщении на основании договора с исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления.
(абзац 5 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Ульяновской области как субъекту Российской Федерации присущи все тенденции развития, особенности и проблемы ПАТОП России. Важнейшими проблемами ПАТОП Ульяновской области являются:
низкий технический уровень отечественных автомобилей и высокая степень их изношенности, что влечет высокие издержки автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области (с 1995 по 2005 год в связи со значительным износом автобусный парк государственных автотранспортных предприятий сократился с 1281 до 539 единиц подвижного состава, за этот же период было приобретено всего лишь 97 автобусов);
(абзац 7 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
низкий уровень безопасности дорожного движения (так, если в 2001 году по вине водителей автобусов было совершено 19 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадал 31 человек, погиб 1 человек, то в 2005 году по вине водителей автобусов было совершено 41 дорожно-транспортное происшествие, в которых пострадали 62 человека, погиб 1 человек);
перегруженность улично-дорожной сети в крупных населенных пунктах (повышенная интенсивность движения за счет замещения автобусов большой вместимости автобусами малой и особо малой вместимости);
недостаточность регулирования пассажирских перевозок со стороны органов исполнительной и законодательной власти;
проблемы финансирования ПАТОП бюджетами всех уровней;
(абзац 11 утратил силу - Закон Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность ПАТОП;
(абзац 12 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
наличие недобросовестной конкуренции на рынке перевозок.
Концепция «Реформирование пассажирского автомобильного транспорта общего пользования Ульяновской области в 2007-2012 годах» (далее - Концепция) исходит из основных положений Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, в частности её первого этапа, рассчитанного до 2010 года, и учитывает ситуацию и особенности, сложившиеся непосредственно в Ульяновской области и г. Ульяновске.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными мероприятиями
ПАТОП Ульяновской области оказывает значительное влияние на экономику и социальную сферу Ульяновской области. Обеспечивая передвижение людей во времени и пространстве, он способствует ускоренному развитию рыночных отношений, становлению предпринимательства. Состояние ПАТОП Ульяновской области определяется тем общим социально-экономическим положением, которое сложилось в Ульяновской области в настоящее время. Спад общественного производства, снижение инвестиционной активности, инфляция, рост цен - все это непосредственно отражается на деятельности автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области. В настоящее время до крайности осложнилось их финансовое состояние, резко замедлились воспроизводственные процессы, обновление транспортных средств, увеличивается изношенность основных средств. Поэтому экономическая ситуация в еще большей степени предопределяет важность правильного выбора наиболее эффективных мероприятий научно-технического прогресса, направленных на решение комплекса взаимосвязанных задач по внедрению новой техники и прогрессивных технологических процессов, передовых форм и методов организации производства, эффективных методов управления производственно-хозяйственной деятельностью, обеспечивающих повышение эффективности ПАТОП Ульяновской области.
Назначение ПАТОП Ульяновской области состоит в осуществлении стабильных, надёжных и безопасных перевозок пассажиров, способствующих эффективному обеспечению многосторонней жизнедеятельности населения Ульяновской области. В настоящее время в данной отрасли сложилась критическая ситуация.
В последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения числа автобусов средней и большой вместимости на маршрутах регулярных перевозок с одновременным резким ростом количества автобусов малой и особо малой вместимости. Около 70 процентов подвижного состава автобусного парка подвержено значительному износу и подлежит списанию или требует проведения капитального ремонта. Производственная база автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, разрушается, не на должном уровне находится качество обслуживания пассажиров. Состояние областного и городского бюджетов не обеспечивает гарантированные по срокам и объемам размеры возмещения затрат пассажирского транспорта на осуществление транспортных услуг. Привлечение индивидуальных предпринимателей, использующих автобусы малой и особо малой вместимости, не может снять остроту транспортной проблемы.
Таким образом, в работе ПАТОП Ульяновской области обозначились две основные проблемы. Первая заключается в том, что деятельность автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области не ведет к финансовой самообеспеченности и вторая - это отсутствие достаточного объема финансирования из бюджета для поддержания провозных мощностей на соответствующем уровне. Эти проблемы Правительство Ульяновской области в первую очередь учитывает при формировании общей стратегии развития ПАТОП Ульяновской области.
Прогноз возможных результатов развития ПАТОП Ульяновской области в случае сохранения сложившихся тенденций:
потеря устойчивости и резкое снижение безопасности функционирования пассажирского автотранспорта;
Правительство Ульяновской области и администрация города Ульяновска будут вынуждены осуществлять значительные единовременные вложения для вывода пассажирского транспорта из кризиса;
резко снизится мобилизационная готовность пассажирского транспорта, входящего в колонны войскового типа;
произойдет замена автобусов большой вместимости на использование на маршрутах Ульяновской области личного транспорта малой вместимости, что повлечет резкое обострение экологической обстановки, рост социально-экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий, перегруженность транспортных потоков;
резко ухудшится обслуживание льготных категорий пассажиров.
Реализация программных мероприятий Концепции при решении проблемы реформирования ПАТОП Ульяновской области позволит обеспечить комплексность и системность на основе:
1) определения целей и задач;
2) концентрации ресурсов Правительства Ульяновской области для реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере ПАТОП Ульяновской области;
3) повышения эффективности государственного управления в области ПАТОП Ульяновской области.
(раздел 1 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
2. Основные цели, задачи Концепции
Основными целями Концепции являются:
повышение качества перевозок пассажиров в городском, пригородном, междугородном сообщении, выполняемых автотранспортными организациями, расположенными на территории Ульяновской области, и индивидуальными предпринимателями (упорядочение работы ПАТОП Ульяновской области, снижение количества срывов рейсов, повышение комфортабельности перевозок);
2) обеспечение безопасности дорожного движения;
3) обеспечение экологической безопасности региона;
4) обеспечение рентабельной и устойчивой производственной и финансово-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области;
5) оптимизация расходов областного бюджета;
6) повышение занятости населения в городах и районах Ульяновской области;
7) удовлетворение потребности в перевозках льготных категорий пассажиров;
8) обеспечение транспортной доступности для сельского населения.
Условиями достижения целей Концепции является выполнение следующих задач:
1) обновление подвижного состава ПАТОП Ульяновской области;
2) реализация мер, направленных на обеспечение безопасности перевозки пассажиров;
3) создание оптимальной структуры управления автотранспортными организациями, расположенными на территории Ульяновской области, выполняющими перевозки пассажиров, повышение эффективности их деятельности;
4) создание единой управляющей компании для осуществления централизованного управления, бюджетирования производственной деятельности акционируемых государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области;
5) акционирование государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области с передачей в собственность единой управляющей компании контрольного пакета акций реорганизованных государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области;
6) разработка и установление основных принципов разграничения полномочий между автотранспортными организациями, расположенными на территории Ульяновской области, и создаваемой структурой, организация производственной, коммерческой, финансово-экономической деятельности;
7) реализация принципов регулирования, оптимизации маршрутной сети и расписания движения ПАТОП Ульяновской области;
8) реализация принципов формирования тарифов на перевозку пассажиров;
9) развитие конкурентной среды на рынке перевозок;
10) совершенствование нормативно-правовой базы.
(раздел 2 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
3. Основные положения Концепции
3.1. Совершенствование транспортного обслуживания населения за счет организационно-технических преобразований
Каждому гражданину России государство обязано гарантировать возможность реализовать закрепленное Конституцией Российской Федерации право на передвижение с приемлемым качеством услуг и по доступным ценам. Поэтому главной задачей в области ПАТОП является формирование пассажирообразующей системы, отвечающей интересам общества, современным стандартам и обеспечивающей эффективное использование ресурсов, транспортную и экологическую безопасность.
В сфере перевозки пассажиров ПАТОП Ульяновской области улучшение транспортного обслуживания населения Ульяновской области предусматривается осуществить путем обновления подвижного состава, в том числе и за счет привлечения внебюджетных средств инвесторов на основе концессии. На практике данное направление реализуется путем разработки и исполнения областной целевой программы «Обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта Ульяновской области в 2007-2011 годах.»
(абзац 2 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Обеспечение автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, новыми типами транспортных средств, отвечающих мировым стандартам и правилам, в свою очередь приведет к повышению комфортабельности поездок, в том числе и за счет использования автобусов средней и большой вместимости, снижению количества срывов рейсов и эксплуатационных затрат автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области. Кроме этого, обновление автобусного парка привлечёт молодые кадры водителей и кондукторов, улучшит экологию, культуру обслуживания, конкурентоспособность общественного транспорта.
(абзац 3 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Обновление подвижного состава позволит также повысить надежность и безопасность функционирования ПАТОП Ульяновской области. Снижение аварийности в сфере ПАТОП Ульяновской области также предусматривается и за счет реализации мероприятий областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Ульяновской области в 2007-2012 годах».
(абзац 4 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
По мере осуществления основных мероприятий по реформированию системы ПАТОП Ульяновской области (раздел 3.2) будет совершенствоваться транспортное обслуживание населения, в том числе и за счет использования современных технических методов автоматизации изучения пассажиропотоков и сбора доходов, первичного учета транспортной работы, системы диспетчерского управления и информатизации на основе спутниковой навигации. Это позволит в значительной степени снизить время ожидания пассажирского транспорта на остановочных пунктах, наиболее рационально перераспределять автобусы различной вместимости между маршрутами в зависимости от пассажиропотока, свести к минимуму перегруженность улично-дорожной сети.
(абзац 5 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Данные мероприятия целесообразно выделить в самостоятельную областную целевую программу с привлечением средств внебюджетных источников.
Для финансирования проектов предусмотрено применение лизинговой схемы, широко применяющейся в других регионах Российской Федерации.
3.2. Сущность реформирования системы ПАТОП
Реформированию подвергаются основные механизмы сферы ПАТОП Ульяновской области с целью стабилизации финансового состояния автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, что позволит улучшить транспортное обслуживание населения Ульяновской области, сдерживать рост тарифов и увеличение субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
(абзац 1 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Концепция объединяет и систематизирует разрозненные мероприятия, направленные на экономию бюджетных средств и снижение бюджетной нагрузки. В течение периода реализации Концепции предполагается упорядочить и стабилизировать работу ПАТОП Ульяновской области в виде гармоничного функционирования в перевозочном процессе транспортных средств автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров по единым стандартам на более высоком уровне.
(абзац 2 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Расходы ПАТОП Ульяновской области будут восполняться за счет средств, поступающих от оплаты за проезд пассажирами, повышения эффективности деятельности автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также путем привлечения средств из внебюджетных источников.
(абзац 3 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Привлечение внебюджетных источников финансирования возможно только при акционировании государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области. Для исключения «потери» отрасли в связи с акционированием, с целью осуществления государственного контроля и регулирования деятельности акционируемых государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области потребуется создание единой управляющей компании, находящейся в собственности Ульяновской области. Контрольный пакет акций акционированных государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области передаётся в распоряжение управляющей компании.
(абзац 4 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Акционирование государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области и объединение их в холдинг носит необходимый характер по следующим причинам:
(абзац 5 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
1) раздельные государственные автотранспортные предприятия Ульяновской области не могут разрозненными действиями противостоять в конкурентной борьбе и постоянно сдают свои позиции;
(абзац 6 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
2) на 30 процентах государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области кредиторская задолженность соизмерима со стоимостью основных средств или годовым объемом доходов. Самостоятельно они не в состоянии решить эту проблему. В случае акционирования привлеченные доходы пойдут, в том числе, и на погашение кредиторской задолженности;
(абзац 7 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
3) отсутствие единых современных методов управления и контроля над государственным автотранспортным предприятием Ульяновской области не позволяет собственнику эффективно управлять собственностью;
(абзац 8 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
4) объединение государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области с дополнительным акционированием позволит собственнику определить, чем он владеет (стоимость имущества и каково состояние дел его собственности);
5) объединение государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области позволит проводить единую политику по оптимизации подвижного состава, что сократит расходование средств на приобретение запасных частей и ремонт техники, а также единую политику по закупке топлива.
Безусловно, объединение государственных автотранспортных предприятий Ульяновской области в единое не должно ухудшить их финансово-хозяйственную деятельность из-за ограничения полномочий руководителей предприятий, отсутствия возможности и стимула получения дополнительных доходов, сокращения расходов. Все эти моменты будут отражены в уставах управляющей компании, дочерних акционерных обществ.
(абзацы 9-11 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Задачами управляющей компании являются:
1) обеспечение устойчивого функционирования ПАТОП Ульяновской области;
(абзац 13 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
2) повышение эффективности работы и надежности механизма финансирования;
3) стимулирование высокого качества обслуживания пассажиров и обеспечение действенного контроля за целевым расходованием средств.
Для покрытия собственных расходов и дополнительного финансирования акционируемым государственным автотранспортным предприятиям Ульяновской области предоставляется право на хозяйственно-коммерческую деятельность, которая предусматривает использование земельных участков для создания социально-бытовой инфраструктуры, платных автостоянок, автосервисов и других объектов, приносящих прибыль.
(абзац 16 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
3.3. Механизм управления и финансирования пассажирского транспорта общего пользования
Необходимым условием реализации транспортной стратегии Ульяновской области является создание стабильной системы финансирования, учитывающей особенности транспорта как инфраструктурной отрасли. В этой связи в области нормативно-правовой базы первостепенным следует считать создание пакета документов поддержки реализации предлагаемого организационно-финансового механизма ПАТОП, в том числе:
1) методики определения уровня расчетных тарифов за транспортную работу на маршрутах;
2) правил пользования маршрутными такси в г. Ульяновске и Ульяновской области;
3) правил пользования другими видами маршрутного и пассажирского транспорта;
4) порядка допуска перевозчиков к работе на маршрутной сети.
Особо следует отметить необходимость принятия закона Ульяновской области, согласно которому предусматривалось бы применение жестких санкций по отношению к недобросовестным перевозчикам (осуществление перевозок без соответствующих договоров, лицензий, нарушение устанавливаемых договорами требований).
По поручению Правительства Ульяновской области вновь образуемая управляющая компания в соответствии с техническим заданием заказчика и заключенным с органом власти договором разрабатывает оптимальные варианты маршрутной сети, расписаний движения ПАТОП, что позволит наряду с заменой автобусов особо малой вместимости на автобусы средней и большой вместимости в рамках Программы обновления подвижного состава существенно снизить интенсивность движения на улично-дорожной сети.
Управляющая компания предварительно определяет эксплуатационные затраты по каждому из вариантов. Суммируя их с другими требуемыми расходами и планируемыми инвестициями, доходами предприятий, получают ориентировочные суммы, необходимые для финансирования ПАТОП. Управляющая компания также подготавливает предложения по величине тарифа и стоимости проездных месячных билетов с учетом среднемесячного числа поездок и пересадок.
При общей системе свободного ценообразования на услуги, в сфере ПАТОП тарифы будут и далее регулироваться местными органами власти. При этом государство, защищая интересы наименее обеспеченных слоев населения, будет способствовать ограничению роста тарифов.
В зависимости от уровня намечаемых тарифов, привлекаемых источников финансирования и ожидаемого поступления средств на предприятия Правительство Ульяновской области утверждает один из вариантов функционирования и финансирования ПАТОП. При согласовании и утверждении тарифов и цен Правительство Ульяновской области ориентируется на реальную платежеспособность населения, стоимость потребительской корзины и другие факторы. При необходимости устанавливается цена льготных проездных билетов. Поддержка общественного транспорта должна быть отнесена к одной из приоритетных задач Правительства Ульяновской области и органов местного самоуправления. Объекты и системы ПАТОП должны находиться под постоянным контролем, в том числе и общественным.
По мере развития рыночных отношений и конкуренции в сфере ПАТОП, отношения между перевозчиками и заказчиками их услуг будут выстраиваться на конкурсной основе. При этом технико-экономические расчеты стоимости обслуживания маршрутов по нормативам, учитывающим конкретные условия и особенности, должны быть приемлемыми для всех сторон.
С учетом предполагаемых затрат, необходимых для устойчивой работы ПАТОП, и ожидаемых поступлений средств объявляются условия и проводится конкурс на обслуживание каждого маршрута по схеме «один перевозчик - один маршрут».
С победителем-перевозчиком заключается общий контракт, в котором указывается также плата за обслуживание каждого конкретного маршрута. Определяется уровень расчетных тарифов с учетом качества обслуживания пассажиров. Контракты содержат обязательства, ответственность и финансовые взаимоотношения сторон, штрафные санкции за нарушение договорных условий, процедуры корректировки контракта и т.п.
Одним из обязательных пунктов контракта, вне зависимости от формы собственности победителя-перевозчика, является обеспечение транспортными услугами льготных категорий граждан. Возмещение затрат перевозчику на обслуживание социально значимых маршрутов несет соответствующий уровень бюджетной системы. Затраты, связанные с перевозкой льготных категорий граждан на коммерческих маршрутах, восполняются самим перевозчиком (данное требование является одним из обязательных при проведении конкурса на обслуживание маршрута).
(подраздел 3.3 утратил силу - Закон Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
4. Ожидаемые результаты
Ожидаемыми конечными результатами реализации задач Концепции являются:
1) гарантированный, экономически-обоснованный уровень транспортного обеспечения и транспортной доступности для всех слоев населения;
2) планомерное и управляемое обновление подвижного состава, что неизбежно приведет к снижению эксплуатационных затрат и повышению уровня безопасности перевозок;
3) обеспечение автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, новыми типами транспортных средств, отвечающих мировым стандартам и правилам, что приведет к увеличению их ресурса в 1,5-2 раза и снижению эксплуатационных затрат до 15-20 процентов, или как минимум на 10-15 млн. рублей за год;
(пункт 3 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
4) сохранение и создание новых рабочих мест;
5) повышение надежности и безопасности функционирования ПАТОП Ульяновской области (снижение количества сходов автобусов с рейсов, снижение удельного количества дорожно-транспортных происшествий и лиц, в них пострадавших, повышение готовности автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, участвовать в ликвидации чрезвычайных происшествий);
(пункт 5 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
6) переход на функционирование автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, области в режим современных методов управления;
(пункт 6 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
7) повышение эффективности работы автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, за счет совершенствования нормативно-правовой базы, организационно-финансовых и управленческих инструментов, а также оптимизации технического обеспечения и технологии осуществления транспортных процессов;
(пункт 7 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
8) погашение кредиторской задолженности автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области;
(пункт 8 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
9) снижение интенсивности движения на улично-дорожной сети;
10) прозрачность и управляемость формирования тарифов на пассажирские перевозки;
11) снижение нагрузки на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за счет повышения эффективности деятельности ПАТОП Ульяновской области, использования конкурсной основы;
(пункт 11 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
12) обеспечение потребности в перевозках льготных категорий граждан.
Заключение
Для практического воплощения предложенной схемы организации ПАТОП Ульяновской области необходима определенная последовательность действий, которую целесообразно подготовить группе, специально созданной из представителей Правительства Ульяновской области, муниципальных образований и автотранспортных организаций, расположенных на территории Ульяновской области.
(абзац 1 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Наибольшую сложность в реформировании ПАТОП Ульяновской области представляет реформирование городского пассажирского транспорта, для которого характерна социальная направленность. По этой причине система ПАТОП даже в большинстве экономически благоприятных стран является дотационной, а субсидии ПАТОП служат важной составной частью социальной политики.
(абзац 2 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Именно из-за хронического недофинансирования, неритмичного поступления бюджетных средств у государственного (муниципального) пассажирского транспорта появляются все его современные проблемы.
Использование варианта реформирования ПАТОП Ульяновской области по настоящей Концепции изменит ситуацию по следующим направлениям:
(абзац 4 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
1) в Ульяновской области решение основных вопросов ПАТОП Ульяновской области будет осуществляться уполномоченной Правительством Ульяновской области структурой;
(абзац 5 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
2) появится возможность установить для всех звеньев системы четкие контрактные взаимоотношения на конкурсной основе и соответствующей нормативно-правовой базе, увеличить заинтересованность организаций ПАТОП, расположенных на территории Ульяновской области в снижении собственных затрат, повышении качества услуг и получении дополнительных доходов.
(абзац 6 – в ред. Закона Ульяновской области от 04.07.2012 № 86-ЗО (НГР – ru73000201200580))
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Ульяновская правда № 78 от 11.10.2006 |
Рубрики правового классификатора: | 090.070.110 Транспортное обслуживание населения (см. также 030.120.110), 090.070.060 Автомобильный транспорт (см. также 200.100.040), 160.040.020 Безопасность дорожного движения (см. также 090.070.130) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: