Основная информация

Дата опубликования: 04 декабря 2007г.
Номер документа: ru07000200700295
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Кабардино-Балкарская Республика
Принявший орган: Парламент Кабардино-Балкарской Республики
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ЗАКОН

Кабардино-Балкарской Республики

О Республиканской целевой программе улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года

Принят Парламентом

Кабардино-Балкарской Республики

25 октября 2007 года

(утратил силу:

Законом Кабардино-Балкарской Республики от 17.07.2014 года № 50-РЗ, НГР: RU07000201400221)

(изменения и дополнения:

Закон Кабардино-Балкарской Республики от 08.06.2009 года № 28-РЗ, НГР: RU07000200900150

Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18.07.2011 года № 76-РЗ, НГР: RU07000201100202

Закон Кабардино-Балкарской Республики от 14.10.2013 года № 67-РЗ, НГР: RU07000201300313)

Статья 1.

Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года.

Статья 2.

Правительству Кабардино-Балкарской Республики ежегодно предусматривать средства для реализации Республиканской целевой программы улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года при разработке проектов законов Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2008-2015 годы.

Президент

Кабардино-Балкарской Республики

А. Каноков

г. Нальчик,

4 ноября 2007 года

№ 89-РЗ

Приложение

к Закону Кабардино-Балкарской Республики

"О Республиканской целевой программе

улучшения демографической ситуации

в Кабардино-Балкарской Республике

на период до 2015 года"

(в редакции:

Закона Кабардино-Балкарской Республики от 08.06.2009 года № 28-РЗ, НГР: RU07000200900150

Закона Кабардино-Балкарской Республики от 14.10.2013 года № 67-РЗ, НГР: RU07000201300313)

Республиканская целевая программа улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года

Паспорт Программы

Наименование

Программы

Республиканская целевая программа улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года (далее - Программа)

Основания

для разработки

Программы

распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года № 1270-р, распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 сентября 2006 года № 363-рп

Государственный

заказчик Программы

Правительство Кабардино-Балкарской Республики

Основной разработчик координатор

Программы

Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики

Исполнители

Программы

Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики;

Министерство здравоохранения и курортов Кабардино-Балкарской Республики;

Министерство культуры Кабардино-Балкарской Республики;

Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики;

Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики;

Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики;

Министерство спорта и туризма Кабардино-Балкарской Республики;

Министерство по средствам массовой информации, общественным и религиозным организациям Кабардино-Балкарской Республики;

Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по занятости населения;

органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (по согласованию)

Цели Программы

улучшение демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике, повышение рождаемости и снижение смертности населения, увеличение продолжительности жизни

Задачи Программы

сохранение и улучшение здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно предотвратимой смертности в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;

совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний;

улучшение социально-экономического положения семей с детьми, профилактика социального сиротства;

укрепление и повышение престижа семьи, сохранение духовных и семейных ценностей;

создание системы мониторинга демографической ситуации в республике

Основные направления реализации программных мероприятий

повышение рождаемости и социально-экономическая поддержка семей с детьми;

укрепление здоровья населения и увеличение продолжительности жизни;

снижение материнской, младенческой и детской смертности;

пропаганда семейных ценностей и здорового образа жизни;

информационно-аналитическое обеспечение Программы

Сроки реализации Программы

2007-2015 годы

Источники и объемы финансирования

мероприятия Программы реализуются за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской

Республики.

Прогнозируемый объем средств на реализацию Программы - 262,7 млн. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

улучшение демографической ситуации в республике, в том числе:

повышение рождаемости до 16 на 1000 человек населения;

снижение общей смертности до 8,6 на 1000 человек населения;

снижение младенческой смертности до 7,8 в расчете на 1000 родившихся;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75,3 года

Организация контроля

за исполнением

Программы

контроль за ходом исполнения Программы осуществляют Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с действующим законодательством

Введение

Программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 сентября 2006 года № 363-рп.

Основными целями Программы являются улучшение демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике, повышение рождаемости и снижение смертности населения, укрепление здоровья, увеличение продолжительности активной жизни населения республики.

Разработка Программы проводилась в соответствии с положениями Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года и Концепцией программы улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года.

I. Обоснование необходимости разработки программы

Характеристика проблемы

Численность населения Кабардино-Балкарской Республики на конец 2006 года составила 891,3 тыс. человек. Республика относится к числу немногих регионов, в которых сохраняется естественный прирост населения. Показатель смертности по республике в 1,6 раза ниже, чем в среднем по стране, показатель рождаемости соответствует среднероссийскому уровню.

Однако, несмотря на относительно благополучную демографическую ситуацию, в течение последних лет в республике наблюдается негативная динамика всех показателей, характеризующих воспроизводство населения. Динамика основных демографических показателей за 1990-2006 годы приведена в таблице.

1990 год

1995 год

2000 год

2004 год

2005 год

2006 год

Число родившихся, тыс. человек

15,4

10,9

9,2

9,4

9,0

9,3

Число умерших, тыс. человек

6,6

8,3

8,8

8,7

9,1

8,8

в том числе детей в возрасте до года, тыс. человек

0,3

0,2

0,1

0,1

0,1

0,15

Естественный прирост населения, тыс. человек

8,8

2,6

0,4

0,7

-0,1

0,5

Коэффициент рождаемости на 1000 человек

20,1

13,1

10,4

10,5

10,0

10,4

Коэффициент смертности на 1000 человек

8,5

9,9

10,0

9,7

10,1

9,8

Коэффициент младенческой смертности на 1000 родившихся

19,3

14,5

14,2

14,6

14,5

16,4

Коэффициент естественного прироста на 1000 человек

11,5

3,2

0,4

0,8

-0,1

0,6

За последние 15 лет динамика естественного прироста населения приобрела регрессивный характер. Если в 1990 году общий коэффициент естественного прироста населения составлял 8,8 на 1000 человек, то в 2005 году он снизился до -0,1, а в 2006 году несколько увеличился и составил 0,6 в расчете на 1000 человек.

По сравнению с 1990 годом рождаемость населения снизилась в два раза (с 20 родившихся на 1000 человек в 1990 году до 10,4 - в 2006 году). Современные параметры рождаемости намного меньше, чем требуется для замещения поколений: в республике в среднем на одну женщину приходится 1,13 рождений, тогда как для простого воспроизводства населения этот показатель должен составлять 2,15.

Одним из существенных факторов, оказывающих влияние на динамику демографических показателей, является экономический кризис 90-х годов, вызвавший снижение реальных доходов населения. Уровень бедности населения, несмотря на некоторое снижение в последние годы, сохраняется достаточно высоким: в 2006 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 18 процентов. Основную часть бедных семей составляют семьи с тремя и более детьми.

Крайне недостаточны средства, выделяемые на поддержку семей с детьми. В течение 6 лет не менялся размер ежемесячного детского пособия, составляющий 70 рублей, или всего 2,8 процента прожиточного минимума. С учетом инфляции реальное содержание детского пособия снизилось за эти годы в 2,5 раза.

Вместе с тем необходимо отметить, что спад рождаемости, произошедший в течение последних лет, нельзя объяснять только снижением уровня жизни населения. Снижение рождаемости произошло в результате изменения воспроизводственных установок населения в сторону уменьшения числа детей, что обусловлено общемировыми тенденциями и характерно для большинства экономически развитых стран. В республике все большее распространение получает модель семьи с одним ребенком.

В течение последних лет увеличилась смертность населения - с 8,5 на 1000 человек населения в 1990 году до 9,8 - в 2006 году. При общей тенденции роста смертности населения следует отметить чрезвычайно высокую смертность мужчин трудоспособного возраста. Уровень смертности трудоспособных мужчин в четыре раза выше, чем уровень смертности женщин, а в возрастной категории от 25 до 30 лет - в 7,7 раза превышает уровень смертности женщин.

Высокий уровень преждевременной и предотвратимой смертности связан с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, несчастными случаями, отравлениями и травмами и в значительной мере обусловлен ухудшением состояния здоровья населения, распространением социально обусловленных заболеваний (туберкулез, наркомания, токсикомания, алкоголизм).

Негативное влияние на здоровье населения оказывают стрессы, низкий уровень и качество жизни, неудовлетворительное состояние системы здравоохранения. В условиях высокой преждевременной смертности мало внимания уделяется формированию у населения установок здорового образа жизни, профилактике сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, алкоголизма, наркомании и табакокурения.

Важным индикатором, отражающим социально-экономическое благополучие республики, состояние здоровья населения и качество медицинской помощи, является уровень младенческой смертности.

В 2006 году коэффициент младенческой смертности составил 16,1 на 1000 родившихся. Смертность новорожденных остается в полтора раза выше, чем в среднем по Российской Федерации, и в три-четыре раза выше, чем в развитых странах. По данному показателю республика находится в числе пяти самых неблагополучных регионов страны.

Состояние здоровья и уровень смертности населения негативно отразились на показателе ожидаемой продолжительности жизни, который снизился с 70,9 года в 1990 году до 69,3 года в 2006 году. При этом продолжительность жизни мужчин (63,3 года) намного меньше, чем продолжительность жизни женщин (75,4 года). Эти показатели несколько выше, чем в среднем по Российской Федерации (соответственно 58,9 года и 72,4 года), но значительно уступают соответствующим показателям в развитых странах (75 и 80 лет).

Долговременные процессы, происходящие в естественном движении населения, обусловили изменение его возрастной структуры в сторону увеличения доли трудоспособного населения и уменьшения доли детей. Удельный вес населения младше трудоспособного возраста сократился с 29,6 процента в 1990 году до 20 процентов в 2006 году. Удельный вес трудоспособного населения увеличился с 55,9 процента в 1990 году до 64,2 процента в 2006 году, а доля лиц старше трудоспособного возраста возросла за этот же период с 14,5 процента до 15,8 процента.

Сокращение численности населения младше трудоспособного возраста привело к снижению иждивенческой нагрузки за 1990-2006 годы с 806 до 575 человек в расчете на 1000 человек трудоспособного возраста.

Серьезной проблемой, связанной с демографическим и социально-экономическим развитием республики, являются миграционные процессы. В течение последних 15 лет в республике наблюдается отрицательное сальдо миграции.

Если в прежние годы миграционная убыль компенсировалась относительно высоким естественным приростом населения, то за последние пять лет в результате оттока на фоне резко сократившегося естественного прироста численность населения республики уменьшилась на 9,8 тыс. человек. В 2006 году миграционная убыль населения составила 3,3 тыс. человек, это самый высокий показатель оттока населения за последние 10 лет.

Основными причинами миграционного оттока из республики являются острая нехватка рабочих мест, высокий уровень безработицы (в 2006 году общая численность безработных по методологии Международной организации труда составила 92 тыс. человек), низкий уровень заработной платы. Основную часть мигрантов составляет экономически активное население, главным образом молодежь в возрасте от 20 до 30 лет. Интенсивный отток из республики квалифицированных кадров, особенно молодежи, ведет к снижению интеллектуального потенциала Кабардино-Балкарии.

Сложившаяся ситуация диктует необходимость концентрации усилий исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения комплексности и системности в работе по преодолению негативных тенденций в демографическом развитии, конкретизации приоритетных направлений по созданию условий для улучшения демографической ситуации в республике.

2. Прогноз демографического развития Кабардино-Балкарской Республики на период до 2015 года

Вследствие высокой инерционности демографических процессов существующие тенденции изменения численности населения Кабардино-Балкарской Республики сохранятся на длительную перспективу. При этом прогнозируется некоторое улучшение отдельных параметров демографической ситуации в республике.

Прогноз демографического развития Кабардино-Балкарской Республики на период до 2015 года выполнен в двух вариантах, основанных на различных прогнозных сценариях демографического и социально-экономического развития республики и предположениях относительно рождаемости, смертности и миграции.

Вариант 1 (оптимистический) базируется на разработке и реализации благоприятной инвестиционной политики, улучшении общеэкономической ситуации в республике, создании новых производств и существенном расширении занятости, положительных изменениях в уровне и качестве жизни, приближении уровня доходов населения к среднероссийским показателям.

Вариант 2 (инерционный) характеризуется отсутствием позитивных сдвигов в экономической ситуации, не предусматривает расширение занятости и значительные вложения в социальную сферу. По данному варианту наряду с умеренным ростом рождаемости и снижением смертности прогнозируется сохранение интенсивного миграционного оттока из республики, вызванного низким уровнем жизни и высоким уровнем безработицы.

Прогнозируется, что численность населения республики к 2015 году по сравнению с 2005 годом изменится следующим образом: по оптимистическому варианту - увеличится на 14,7 тыс. человек, по инерционному варианту - уменьшится на 12,6 тыс. человек.

Оба варианта предполагают, что в прогнозируемом периоде продолжится рост рождаемости и снижение смертности при сохранении миграционных потерь населения.

Расчетная численность населения по указанным вариантам прогноза приведена в целевых индикаторах реализации Программы (приложение № 1).

Рождаемость. Увеличение уровня рождаемости на среднесрочную перспективу будет определяться благоприятными изменениями в возрастной структуре населения и мерами социальной политики. В ближайшие годы в возраст наиболее интенсивного деторождения (20-29 лет) будет входить относительно многочисленное поколение женщин, родившихся 1986-1990 годах.

Положительное значение для стимулирования рождаемости в долгосрочном периоде будет иметь реализация мер материальной поддержки семей с детьми, принимаемых на федеральном уровне.

Под влиянием этих факторов по первому варианту прогноза ожидается, что рождаемость увеличится в полтора раза и достигнет к 2012 году своего максимального значения - 15,7 в расчете на 1000 человек. По второму варианту прогноза рождаемость увеличится до 13,4 в расчете на 1000 человек.

После 2012 года, когда активного репродуктивного возраста достигнет сравнительно малочисленное поколение, родившееся в 90-е годы, произойдет некоторое снижение показателя рождаемости: по первому варианту прогноза - до 14,9 в расчете на 1000 человек, по второму варианту прогноза - до 12,5 в расчете на 1000 человек.

Смертность. Динамика смертности также будет определяться социально-экономическими перспективами республики, прежде всего уровнем доходов населения и качеством медицинской помощи. С учетом мер, принимаемых в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и настоящей Программы, по обоим вариантам прогноза предполагается снижение смертности: по первому варианту - до 8,9 в расчете на 1000 человек, по второму варианту - до 9,6 в расчете на 1000 человек.

Миграция. Показатель миграции в большей степени по сравнению с показателями рождаемости и смертности зависит от уровня экономического развития, уровня и качества жизни населения региона. Поэтому прогнозные сценарии миграционных процессов определяются экономическими и политическими перспективами республики на рассматриваемый период.

По первому варианту важными стимулирующими факторами сокращения миграционного оттока из республики будут развитие регионального рынка труда, создание новых рабочих мест в результате размещения производственных объектов, увеличение потребности предприятий в кадрах, повышение уровня заработной платы и активизация жилищного строительства в республике. В этом случае отрицательное сальдо миграции снизится до 1,3 - 1,5 тыс. человек в год.

По второму варианту, предусматривающему сохранение существующих темпов экономического развития и сложившегося отставания по уровню доходов населения от среднероссийских параметров, в течение всего периода будет наблюдаться отрицательное сальдо миграции на уровне 3-3,5 тыс. человек в год.

Возрастная структура. До 2008 года сохранится тенденция увеличения численности трудоспособного населения - с 572,4 тыс. человек в 2006 году до 576,5 тыс. человек в 2008 году. Начиная с 2009 года прогнозируется сокращение численности населения трудоспособного возраста, вызванное вступлением в рабочий возраст малочисленного поколения 90-х годов и выбытием лиц послевоенных годов рождения.

По расчетам, за 2009-2015 годы ожидается сокращение численности населения трудоспособного возраста на 31 тыс. человек. При этом в прогнозируемом периоде доля населения трудоспособного возраста уменьшится с 64,9 процента в 2008 году до 59,8 процента в 2015 году.

Численность лиц моложе трудоспособного возраста будет сокращаться вплоть до 2010 года. Доля населения моложе трудоспособного возраста сократится с 20 процентов в 2006 году до 18,6 процента в 2010 году. Затем предполагается рост данной категории, обусловленный мерами социальной поддержки семей с детьми.

Продолжится процесс старения населения. Доля лиц старше трудоспособного возраста будет устойчиво расти в течение всего периода и увеличится с 15,8 процента в 2006 году до 19,4 процента в 2015 году.

Вследствие прогнозируемых изменений демографической ситуации иждивенческая нагрузка на трудоспособное население возрастет с 557 до 672 человек в расчете на 1000 человек трудоспособного населения.

Прогноз структуры населения Кабардино-Балкарской Республики по основным демографическим группам на 2007-2015 годы приведен в приложении № 2.

3. Влияние демографических процессов на социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики

Занятость. В течение многих лет демографическая ситуация является основным фактором устойчивого дисбаланса на рынке труда в Кабардино-Балкарской Республике. Высокий естественный прирост населения при недостаточных темпах экономического развития обусловил ее высокую трудоизбыточность.

В прогнозируемом периоде в трудоспособный возраст будут вступать малочисленное поколение рожденных в 90-х годах, выбывать - лица послевоенных годов рождения. Вместе с тем, учитывая значительный ресурс незанятого населения, сложившийся к началу 2006 года (более 120 тыс. человек), сокращение трудоспособного населения не вызовет дефицита рабочей силы. Вследствие сохранения дисбаланса на рынке труда в сторону превышения предложения рабочей силы над спросом со стороны экономики в течение всего рассматриваемого периода ожидается отрицательное сальдо миграции.

В случае высоких темпов экономического роста сальдо миграции снизится до 1,3 тыс. человек в год.

При инерционном варианте развития событий в экономике трудовая миграция из республики сохранится на уровне 3-3,5 тыс. человек в год. Основную часть мигрантов, как и в прежние годы, составит наиболее активная часть трудоспособного населения - молодежь, оканчивающая профессиональные учебные заведения.

Старение населения. Прогнозные показатели свидетельствуют о том, что старение населения республики, главной причиной которого является деформация возрастной структуры вследствие низкой рождаемости последних лет и перехода в старшие возрастные категории многочисленного поколения послевоенных годов рождения, будет продолжаться в течение всего периода.

Численность населения старше трудоспособного возраста увеличится с 139,9 тыс. человек в 2005 году до 176,6 тыс. человек в 2015 году, или на 36,7 тыс. человек.

Численность лиц старше 70 лет увеличится с 54,5 тыс. человек в 2005 году до 69,7 тыс. человек в 2012 году. Высокая доля пожилых людей будет обусловливать приоритетное значение проблем, связанных с их медицинским, социальным и пенсионным обслуживанием. Эти проблемы будут усугубляться тем, что в связи с тенденцией к отделению молодых семей и большим разрывом в продолжительности жизни мужчин и женщин доля одиноких пожилых людей будет, вероятно, увеличиваться.

Увеличение числа лиц престарелого возраста вызовет необходимость расширения службы социальной помощи одиноким пожилым людям, сети домов-интернатов и других учреждений социального обслуживания.

Увеличение доли лиц пожилого возраста с более высокими потребностями в лечении приведет к росту нагрузки на медицинские учреждения геронтологического профиля.

Демографическое развитие и система образования. Вследствие изменения демографической структуры населения будет происходить ежегодное сокращение численности детей школьного возраста, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, достигнув к 2013 году наименьшего значения - 88,3 тыс. человек против 115,4 тыс. учащихся в 2005 году. Учитывая, что за предыдущие пять лет контингент школьников также уменьшился на 28,8 тыс. человек, предстоит внести серьезные коррективы в организацию системы образования республики. Снижение численности школьников приведет к реорганизации или закрытию малокомплектных сельских школ и сокращению числа учителей. В дальнейшем ожидается незначительный рост численности детей школьного возраста - до 90 тыс. человек в 2015 году, который не окажет существенного влияния на развитие системы образования.

Прогнозируется также серьезное обострение ситуации в сфере профессионального образования. В ближайшей перспективе численность молодежи в возрасте от 17 до 21 года (основной контингент студентов высших и средних профессиональных учебных заведений) сократится с 85,1 тыс. человек до 58,1 тыс. человек, или в 1,5 раза.

Ввиду сокращения числа абитуриентов и контингента обучающихся, вызванного демографическим спадом, системе профессионального образования республики предстоит функционировать в условиях жесткой конкурентной борьбы за абитуриентов. Сокращение числа студентов неизбежно вызовет высвобождение профессорско-преподавательского состава по ряду специальностей.

4. Последствия демографических процессов в Кабардино-Балкарской Республике

В перспективе основными последствиями демографического развития Кабардино-Балкарской Республики будут:

дальнейшее сокращение численности населения республики в связи с миграционными процессами;

уменьшение численности детей и молодежи и, как следствие, снижение численности обучающихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;

сокращение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и неблагоприятное соотношение возрастных групп населения моложе и старше трудоспособного возраста;

дальнейшее развитие тенденции старения населения и рост масштабов демографической нагрузки на трудоспособное население, а также повышение нагрузки на систему здравоохранения и социального обеспечения.

В сложившихся условиях необходима разработка мер, направленных на улучшение демографической ситуации, прежде всего в области повышения рождаемости, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни и укрепления здоровья населения.

II. Цели и задачи Программы

Основной целью Программы является улучшение демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике, что включает повышение рождаемости и снижение смертности населения, увеличение продолжительности жизни.

Достижение цели будет осуществляться в ходе реализации основных задач Программы:

улучшение социально-экономического положения семей с детьми, профилактика социального сиротства;

сохранение и улучшение здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно предотвратимой смертности в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;

совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний;

укрепление и повышение статуса семьи, возрождение национальных традиций семейного воспитания, сохранение духовных и семейных ценностей;

создание системы мониторинга демографической ситуации в республике.

III. Система программных мероприятий

Перечень мероприятий Программы приведен в приложении № 3.

Мероприятия предусматривают решение проблем социально-демографического развития Кабардино-Балкарской Республики и создание условий по улучшению демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике.

В разделе "Мероприятия по повышению рождаемости и социально-экономической поддержке семей с детьми" предусматриваются меры, направленные на улучшение жизнедеятельности семей с детьми, включающие:

введение мер государственной поддержки многодетных семей;

развитие системы дошкольного образования;

развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

реализацию мер по развитию семейного отдыха и оздоровления семей с детьми;

государственную поддержку молодых семей в улучшении жилищных условий;

расширение возможностей трудоустройства матерей и подростков из малообеспеченных семей.

Раздел "Мероприятия по укреплению здоровья населения и увеличению продолжительности жизни" ориентирован, прежде всего, на укрепление материально-технической базы, обеспечение лекарственными препаратами медицинских учреждений и служб, деятельность которых непосредственно связана со снижением преждевременной и предотвратимой смертности, особенно в трудоспособном возрасте.

Среди мероприятий по предотвращению преждевременной смертности наиболее значимыми являются:

развитие системы профилактики и службы диагностики сердечно-сосудистых заболеваний;

развитие системы ранней диагностики онкологических заболеваний;

борьба с алкоголизмом, наркоманией среди подростков и молодежи;

совершенствование профилактической и лечебно-диагностической помощи путем развития и укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения;

совершенствование системы профилактики несчастных случаев, травм и отравлений, особенно среди трудоспособного населения;

развитие специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.

В разделе "Мероприятия по снижению материнской, младенческой и детской смертности" содержатся мероприятия, направленные на охрану здоровья матери и ребенка, среди которых:

внедрение высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных и врожденных заболеваний, пороков развития у детей;

развитие перинатальной и педиатрической помощи;

укрепление материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения;

строительство нового здания перинатального центра в г. Нальчике.

В разделе "Мероприятия по пропаганде семейных ценностей и здорового образа жизни" предусматриваются меры, направленные на повышение статуса семьи, формирование здорового образа жизни:

проведение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, материнства и отцовства, возрождение национальных традиций в семейной жизни и воспитании детей;

создание условий для развития массовой физической культуры и спорта;

разработка и распространение информационных, образовательных программ, социальной рекламы, материалов, направленных на формирование культа семьи и моделей поведения, сберегающего здоровье.

В разделе "Информационно-аналитическое обеспечение Программы" предусматриваются меры, направленные на изучение, анализ и прогнозирование демографических процессов в Кабардино-Балкарской Республике.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Мероприятия Программы реализуются за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.

(в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 14.10.2013 года № 67-РЗ, НГР: RU07000201300313)

Объем финансирования Программы - 262,7 млн. рублей.

(в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 14.10.2013 года № 67-РЗ, НГР: RU07000201300313)

Ряд предлагаемых мероприятий не требует дополнительных финансовых расходов, поскольку их реализация входит в функциональные обязанности соответствующих исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.

Частично ресурсное обеспечение некоторых мероприятий Программы предусмотрено в ряде нормативных правовых актов, а также в рамках федеральных и республиканских целевых программ.

Объем финансирования Программы на 2010-2015 годы носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на соответствующие годы исходя из возможностей республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.

V. Механизм реализации Программы

Государственным заказчиком Программы является Правительство Кабардино-Балкарской Республики.

Государственный заказчик и исполнители Программы осуществляют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению ее мероприятий.

Механизм реализации Программы предусматривает:

объединение и координацию действий исполнительных и законодательных органов государственной власти, государственных, муниципальных и общественных организаций, направленных на оздоровление демографической ситуации;

разработку и реализацию республиканских целевых программ в сфере охраны здоровья, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, направленных на решение основных задач, сформулированных в Программе;

обеспечение учета демографической ситуации при разработке республиканских целевых программ;

организацию информационно-просветительской деятельности по пропаганде целей и задач региональной демографической политики через средства массовой информации при помощи информационных структур органов государственной власти и управления.

VI. Ожидаемые результаты Программы

(в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 14.10.2013 года № 67-РЗ, НГР: RU07000201300313)

VI. Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация мероприятий Программы позволит значительно улучшить демографическую ситуацию в республике и достичь следующих результатов:

повышение рождаемости с 14 до 16 на 1000 человек населения;

снижение смертности с 9 до 8,6 на 1000 человек населения;

снижение младенческой смертности до 7,8 на 1000 родившихся;

увеличение средней продолжительности жизни с 72,5 года до 75,3 года.

Приложение № 1

к Республиканской целевой программе

улучшения демографической ситуации

в Кабардино-Балкарской Республике

на период до 2015 года

(в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 14.10.2013 года № 67-РЗ, НГР: RU07000201300313)

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2010

год

2011

год

2012

год

2013

год

2014

год

2015

год

Численность населения, 

тыс. человек           

859,2

859,7

859,1

859,4

860,5

861,8

Число родившихся, тыс. 

человек                

12,6

12,9

13,7

13,9

13,8

13,8

Число умерших, тыс.    

человек                

8,1

8,1

7,6

7,6

7,5

7,4

Естественный прирост,  

тыс. человек           

4,5

4,8

6,1

6,3

6,3

6,4

Коэффициент рождаемости

на 1000 человек        

14,6

15,0

15,9

16,2

16,0

16,0

Суммарный коэффициент  

рождаемости            

1,59

1,63

1,70

1,72

1,7

1,7

Коэффициент смертности 

на 1000 человек        

9,4

9,4

8,9

8,9

8,8

8,6

Младенческая смертность

на 1000 родившихся     

6,0

5,7

8,5

8,2

8,0

7,8

Коэффициент            

естественного прироста 

на 1000 человек        

5,2

5,4

7,0

7,3

7,3

7,4

Ожидаемая              

продолжительность      

жизни, лет             

72,5

72,4

73,4

73,8

74,5

75,3

Миграционная убыль, тыс.

человек                

- 3,4

- 5,5

- 6,2

- 5,9

- 5,2

- 5,1

Коэффициент            

миграционной убыли на  

1000 человек           

- 3,9

- 6,5

- 7,2

- 6,7

- 6,1

- 5,9".

Приложение № 2

к Республиканской целевой программе улучшения

демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике

на период до 2015 года

Прогноз структуры населения Кабардино-Балкарской Республики по основным демографическим группам на 2007-2015 годы

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Численность населения, тыс. чел.

894,0

891,3

889,5

888,5

888,8

890,0

892,7

896,4

900,5

904,6

908,7

в том числе в возрасте:

моложе трудоспособного возраста

186,4

178,0

172,4

167,0

165,7

166,0

168,6

173,3

178,3

183,5

188,6

трудоспособного возраста

567,7

572,4

574,2

576,5

574,6

572,0

568,7

562,6

557,2

550,5

543,5

старше трудоспособного возраста

139,9

140,9

142,9

145,0

148,5

152,0

155,4

160,5

165,0

170,6

176,6

Численность детей школьного возраста, тыс. чел.

115,4

108,4

104,1

97,7

94,8

91,9

90,1

88,8

88,3

88,7

90,2

Численность молодежи в возрасте 17-21 год, тыс. чел.

85,1

84,1

84,5

82,5

80,7

76,2

71,4

66,3

62,6

58,9

58,1

Численность женщин основного репродуктивного возраста (20-29 лет), тыс. чел.

84,6

85,4

86,0

86,2

85,8

84,9

83,6

81,1

77,8

74,6

71,8

Суммарный коэффициент рождаемости

1,13

1,16

1,25

1,34

1,48

1,60

1,80

1,98

2,04

2,08

2,10

Численность пожилых людей старше 70 лет, тыс. чел.

54,5

57,1

59,6

62,6

65,1

67,7

68,4

69,7

68,1

66,3

64,6

Коэффициент демографической нагрузки (на 1000 человек трудоспособного возраста)

575,0

557,0

549,0

541,0

547,0

556,0

570,0

593,0

616,0

643,0

672,0

Ожидаемая продолжительность жизни, лет:

69,3

69,5

69,7

69,8

70,0

70,2

70,6

71,4

72,4

73,8

75,3

мужчины

63,3

63,5

63,6

63,7

63,9

64,1

64,5

65,3

66,3

67,7

69,2

женщины

75,4

75,5

75,7

75,8

76,0

76,2

76,6

77,4

78,4

79,8

81,3

Приложение № 3

к Республиканской целевой программе

улучшения демографической ситуации

в Кабардино-Балкарской Республике

на период до 2015 года

(в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 8.06.2009 года № 28-РЗ, НГР: RU07000200900150)

(в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 14.10.2013 года № 67-РЗ, НГР: RU07000201300313)

ПЕРЕЧЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

┌─────┬──────────────────────────────┬───────────────┬────────────────────────────────────┬─────────────────────────┐

│  №  │   Наименование мероприятий   │   Источники   │       Объем финансирования,        │       Исполнители       │

│ п/п │                              │финансирования │             млн. рублей            │       мероприятий       │

│     │                              │               ├──────┬─────────────────────────────┤                         │

│     │                              │               │всего │    в том числе по годам:    │                         │

│     │                              │               │      ├────────┬─────┬────┬────┬────┤                         │

│     │                              │               │      │ 2011   │2012 │2013│2014│2015│                         │

├─────┴──────────────────────────────┴───────────────┴──────┴────────┴─────┴────┴────┴────┴─────────────────────────┤

│                         I. Мероприятия по повышению рождаемости и социально-экономической                         │

│                                             поддержке семей с детьми                                              │

├─────┬──────────────────────────────┬───────────────┬──────┬────────┬─────┬────┬────┬────┬─────────────────────────┤

│1.1. │Предоставление мер            │республиканский│ 37,2 │  6,0   │ 2,2 │4,0 │10,0│15,0│Министерство труда и     │

│     │государственной поддержки     │бюджет КБР     │      │        │     │    │    │    │социального развития     │

│     │многодетным семьям:           │               │      │        │     │    │    │    │КБР, Министерство        │

│     │награждение матерей, достойно │               │      │        │     │    │    │    │финансов КБР             │

│     │воспитавших 5 и более детей,  │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │медалью "Материнская слава";  │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │выплата единовременного       │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │денежного вознаграждения      │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │матерям, награжденным медалью │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │"Материнская слава" и         │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │воспитавшим 5 детей, - в      │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │размере 50 тысяч рублей,      │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │и за каждого последующего     │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │ребенка - дополнительно 10    │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │тысяч рублей;                 │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │предоставление семьям, в      │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │которых воспитывается 10 и    │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │более детей, микроавтобуса    │               │      │        │     │    │    │    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┼──────┼────────┼─────┼────┼────┼────┼─────────────────────────┤

│1.2. │Предоставление единовременной │республиканский│112,0 │  15,0  │10,5 │21,5│30,0│35,0│Министерство труда и     │

│     │адресной социальной помощи в  │бюджет КБР     │      │        │     │    │    │    │социального развития     │

│     │размере 250 тысяч рублей на   │               │      │        │     │    │    │    │КБР, Министерство        │

│     │строительство или приобретение│               │      │        │     │    │    │    │финансов КБР             │

│     │жилья многодетным семьям при  │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │рождении пятого или           │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │последующего ребенка          │               │      │        │     │    │    │    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┴──────┴────────┴─────┴────┴────┴────┼─────────────────────────┤

│1.3. │Открытие групп для детей      │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство             │

│     │раннего возраста (до          │                   финансирование                   │образования и науки КБР  │

│     │трех лет) в дошкольных        │                                                    │                         │

│     │образовательных учреждениях   │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│1.4. │Открытие дополнительных       │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство             │

│     │групп в дошкольных            │                   финансирование                   │образования и науки КБР  │

│     │образовательных учреждениях,  │                                                    │                         │

│     │реализующих программы         │                                                    │                         │

│     │предшкольного обучения, с     │                                                    │                         │

│     │кратковременным пребыванием   │                                                    │                         │

│     │детей                         │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│1.5. │Развитие всех форм дошкольного│        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство образования │

│     │образования, повышение        │                   финансирование                   │и науки КБР, местные     │

│     │доступности и качества их     │                                                    │администрации            │

│     │услуг, в том числе за счет    │                                                    │муниципальных районов и  │

│     │организации дошкольных        │                                                    │городских округов        │

│     │групп в общеобразовательных   │                                                    │                         │

│     │школах                        │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│1.6. │Осуществление в               │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство             │

│     │образовательных учреждениях   │                   финансирование                   │образования и науки КБР, │

│     │мероприятий по:               │                                                    │местные администрации    │

│     │профилактике семейного        │                                                    │муниципальных районов и  │

│     │неблагополучия,               │                                                    │городских округов        │

│     │безнадзорности, социального   │                                                    │                         │

│     │сиротства;                    │                                                    │                         │

│     │оказанию материальной помощи  │                                                    │                         │

│     │малоимущим семьям в           │                                                    │                         │

│     │обеспечении их детей          │                                                    │                         │

│     │бесплатными учебниками и      │                                                    │                         │

│     │одеждой                       │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│1.7. │Совершенствование организации │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство образования │

│     │качественного горячего        │                   финансирование                   │и науки КБР,  местные    │

│     │питания для обучающихся в     │                                                    │администрации            │

│     │государственных               │                                                    │муниципальных районов и  │

│     │общеобразовательных           │                                                    │городских округов        │

│     │учреждениях                   │                                                    │                         │

│     │                              │                                                    │                         │

│     │                              │                                                    │                         │

│     │                              │                                                    │                         │

│     │                              │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│1.8. │Проведение учета детей,       │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство             │

│     │нуждающихся в опеке и         │                   финансирование                   │образования и науки КБР, │

│     │попечительстве                │                                                    │местные администрации    │

│     │                              │                                                    │муниципальных районов и  │

│     │                              │                                                    │городских округов        │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│1.9. │Развитие семейных форм        │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство             │

│     │устройства детей-сирот и      │                   финансирование                   │образования и науки КБР, │

│     │детей, оставшихся без         │                                                    │местные администрации    │

│     │попечения родителей           │                                                    │муниципальных районов и  │

│     │                              │                                                    │городских округов        │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│1.10.│Реализация мер социальной     │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство             │

│     │адаптации выпускников детских │                   финансирование                   │образования и науки КБР  │

│     │домов-интернатов              │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│1.11.│Организация временного        │        средства, предусмотренные на текущее        │Государственный комитет  │

│     │трудоустройства               │                   финансирование                   │КБР по занятости         │

│     │несовершеннолетних граждан в  │                                                    │населения                │

│     │возрасте от 14 до 18 лет с    │                                                    │                         │

│     │приоритетным охватом детей из │                                                    │                         │

│     │малообеспеченных и            │                                                    │                         │

│     │неблагополучных семей         │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────┬───────┬──────┬────────────────────┼─────────────────────────┤

│1.12.│Реализация мер по развитию    │республиканский │  7,8  │ 7,8  │средства,           │Министерство труда и     │

│     │различных форм отдыха и       │бюджет КБР      │       │      │предусмотренные     │социального развития     │

│     │оздоровления детей и          │                │       │      │на реализацию       │КБР, Министерство        │

│     │подростков из семей,          │                │       │      │соответствующих     │образования и науки КБР  │

│     │нуждающихся в особой поддержке│                │       │      │республиканских     │                         │

│     │государства                   │                │       │      │целевых             │                         │

│     │                              │                │       │      │программ            │                         │

│     │                              │                │       │      │                    │                         │

│     │                              │                │       │      │                    │                         │

│     │                              │                │       │      │                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────┴───────┴──────┴────────────────────┼─────────────────────────┤

│1.13.│Создание условий для повышения│      средства, предусмотренные на реализацию       │Министерство             │

│     │доступности жилья семьям      │           соответствующих федеральных и            │строительства и          │

│     │с детьми за счет развития     │          республиканских целевых программ          │архитектуры КБР, местные │

│     │ипотечного кредитования, в    │                                                    │администрации            │

│     │первую очередь молодых семей с│                                                    │муниципальных районов и  │

│     │детьми, а также за счет       │                                                    │городских округов        │

│     │внедрения новых кредитных     │                                                    │                         │

│     │инструментов                  │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│1.14.│Обеспечение доступным жильем  │      средства, предусмотренные на реализацию       │Министерство             │

│     │молодых семей и молодых       │           соответствующих федеральных и            │строительства и          │

│     │специалистов в сельской       │          республиканских целевых программ          │архитектуры КБР,         │

│     │местности                     │                                                    │местные администрации    │

│     │                              │                                                    │муниципальных районов и  │

│     │                              │                                                    │городских округов        │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│1.15.│Разработка порядка            │      средства, предусмотренные на реализацию       │Министерство             │

│     │единовременного предоставления│           соответствующих федеральных и            │строительства и          │

│     │на безвозмездной основе       │          республиканских целевых программ          │архитектуры КБР,         │

│     │земельных участков под        │                                                    │местные администрации    │

│     │строительство жилого          │                                                    │муниципальных районов и  │

│     │дома или дачи при рождении    │                                                    │городских округов        │

│     │третьего (или последующего)   │                                                    │                         │

│     │ребенка                       │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│1.16.│Содействие в организации      │        средства, предусмотренные на текущее        │Государственный          │

│     │общественных работ для        │                   финансирование                   │комитет КБР по занятости │

│     │одиноких и многодетных        │                                                    │населения, местные       │

│     │родителей, воспитывающих      │                                                    │администрации            │

│     │несовершеннолетних детей,     │                                                    │муниципальных районов и  │

│     │детей-инвалидов               │                                                    │городских округов        │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│1.17.│Оказание содействия           │        средства, предусмотренные на текущее        │Государственный          │

│     │в трудоустройстве детей-сирот │                   финансирование                   │комитет КБР по занятости │

│     │и детей, оставшихся без       │                                                    │населения, Министерство  │

│     │попечения родителей,          │                                                    │образования и науки КБР  │

│     │окончивших интернатные        │                                                    │                         │

│     │учреждения                    │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│1.18.│Расширение рабочих мест       │        средства, предусмотренные на текущее        │исполнительные органы    │

│     │и режимов работы, облегчающих │                   финансирование                   │государственной власти,  │

│     │матерям сочетание трудовой    │                                                    │местные администрации    │

│     │деятельности с воспитанием    │                                                    │муниципальных районов и  │

│     │детей (работа на дому или     │                                                    │городских округов        │

│     │неполное рабочее время, гибкий│                                                    │                         │

│     │график работы и т.д.)         │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│1.19.│Организация профессионального │        средства, предусмотренные на текущее        │Государственный комитет  │

│     │обучения и дополнительного    │                   финансирование                   │КБР по занятости         │

│     │профессионального образования │                                                    │населения, Министерство  │

│     │женщин в период отпуска по    │                                                    │образования и науки КБР  │

│     │уходу за ребенком до          │                                                    │                         │

│     │достижения им возраста трех   │                                                    │                         │

│     │лет, незанятых граждан,       │                                                    │                         │

│     │которым в соответствии с      │                                                    │                         │

│     │законодательством Российской  │                                                    │                         │

│     │Федерации назначена трудовая  │                                                    │                         │

│     │пенсия по старости и          │                                                    │                         │

│     │которые стремятся возобновить │                                                    │                         │

│     │трудовую деятельность         │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┬──────┬─────────┬────┬────┬────┬────┼─────────────────────────┤

│1.20.│Проведение субботников и      │республиканский│ 63,0 │   8,0   │11,0│9,0 │15,0│20,0│Министерство труда и     │

│     │других благотворительных      │бюджет КБР     │      │         │    │    │    │    │социального развития     │

│     │акций и мероприятий,          │               │      │         │    │    │    │    │КБР, Министерство        │

│     │направленных на поддержку     │               │      │         │    │    │    │    │образования и науки КБР, │

│     │детей-сирот, детей-инвалидов, │               │      │         │    │    │    │    │местные администрации    │

│     │детей из малообеспеченных     │               │      │         │    │    │    │    │муниципальных районов и  │

│     │семей                         │               │      │         │    │    │    │    │городских округов        │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┴──────┴─────────┴────┴────┴────┴────┼─────────────────────────┤

│1.21.│Расширение спектра услуг по   │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство труда и     │

│     │оказанию помощи семье, детям и│                   финансирование                   │социального развития КБР │

│     │молодежи в учреждениях        │                                                    │                         │

│     │социального обслуживания      │                                                    │                         │

│     │населения                     │                                                    │                         │

│     │(психолого-консультационные   │                                                    │                         │

│     │службы, "телефоны доверия" и  │                                                    │                         │

│     │др.)                          │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│1.22.│Внедрение инновационных       │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство труда и     │

│     │технологий в систему          │                   финансирование                   │социального развития КБР │

│     │социального обслуживания      │                                                    │                         │

│     │граждан пожилого возраста и   │                                                    │                         │

│     │инвалидов                     │                                                    │                         │

├─────┴──────────────────────────────┴────────────────────────────────────────────────────┴─────────────────────────┤

│               II. Мероприятия по укреплению здоровья населения и увеличению продолжительности жизни               │

├─────┬──────────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────────────┤

│2.1. │Оснащение                     │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство             │

│     │лечебно-профилактических      │                   финансирование                   │здравоохранения и        │

│     │организаций компьютерной      │                                                    │курортов КБР             │

│     │техникой для организации      │                                                    │                         │

│     │мониторинга заболеваемости и  │                                                    │                         │

│     │результативности лечения      │                                                    │                         │

│     │жителей республики            │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┬──────┬────────┬─────┬────┬────┬────┼─────────────────────────┤

│2.2. │Реализация мер по раннему     │республиканский│ 8,4  │   -    │  -  │ -  │3,2 │5,2 │Министерство             │

│     │выявлению и лечению           │бюджет КБР     │      │        │     │    │    │    │здравоохранения и        │

│     │сердечно-сосудистых           │               │      │        │     │    │    │    │курортов КБР             │

│     │заболеваний                   │               │      │        │     │    │    │    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┼──────┼────────┼─────┼────┼────┼────┼─────────────────────────┤

│2.3. │Внедрение диагностики         │республиканский│ 9,3  │  1,5   │  -  │ -  │4,0 │3,8 │Министерство             │

│     │скрининговыми методами        │бюджет КБР     │      │        │     │    │    │    │здравоохранения и        │

│     │на выявление онкологической   │               │      │        │     │    │    │    │курортов КБР             │

│     │патологии у лиц старше 30 лет │               │      │        │     │    │    │    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┼──────┼────────┼─────┼────┼────┼────┼─────────────────────────┤

│2.4. │Создание выездной             │республиканский│ 4,4  │   -    │  -  │ -  │2,2 │2,2 │Министерство             │

│     │консультативно-диагностической│бюджет КБР     │      │        │     │    │    │    │здравоохранения и        │

│     │службы на базе ГУЗ            │               │      │        │     │    │    │    │курортов КБР             │

│     │"Республиканская клиническая  │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │больница"                     │               │      │        │     │    │    │    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┴──────┴────────┴─────┴────┴────┴────┼─────────────────────────┤

│2.5. │Проведение профилактических   │      средства, предусмотренные на реализацию       │Министерство             │

│     │мероприятий по снижению       │      соответствующих республиканских целевых       │здравоохранения и        │

│     │заболеваемости болезнями      │                      программ                      │курортов КБР             │

│     │социального характера         │                                                    │                         │

│     │(туберкулез, ВИЧ-инфекции,    │                                                    │                         │

│     │вирусные гепатиты,            │                                                    │                         │

│     │наркомания, алкоголизм)       │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│2.7. │Обеспечение                   │      средства, предусмотренные на реализацию       │Министерство             │

│     │экспресс-диагностики в        │      соответствующих республиканских целевых       │здравоохранения и        │

│     │образовательных учреждениях   │                      программ                      │курортов КБР,            │

│     │для выявления наркозависимости│                                                    │Министерство образования │

│     │среди учащихся и студентов    │                                                    │и науки КБР              │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│2.8. │Обеспечение наркологической   │      средства, предусмотренные на реализацию       │Министерство             │

│     │службы современной            │      соответствующих республиканских целевых       │здравоохранения и        │

│     │лабораторной и                │                      программ                      │курортов КБР             │

│     │лечебно-диагностической       │                                                    │                         │

│     │аппаратурой                   │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│2.9. │Совершенствование организации │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство             │

│     │травматологической помощи     │                   финансирование                   │здравоохранения и        │

│     │населению, в том числе        │                                                    │курортов КБР             │

│     │пострадавшим в                │                                                    │                         │

│     │дорожно-транспортных          │                                                    │                         │

│     │происшествиях                 │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┬──────┬────────┬─────┬────┬────┬────┼─────────────────────────┤

│2.10.│Проведение в                  │республиканский│ 0,4  │   -    │  -  │ -  │0,2 │0,2 │Министерство образования │

│     │общеобразовательных           │бюджет КБР     │      │        │     │    │    │    │и науки КБР, Министерство│

│     │учреждениях мероприятий       │               │      │        │     │    │    │    │внутренних дел по КБР,   │

│     │по профилактике детского      │               │      │        │     │    │    │    │местные администрации    │

│     │дорожно-транспортного         │               │      │        │     │    │    │    │муниципальных районов и  │

│     │травматизма                   │               │      │        │     │    │    │    │городских округов        │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┴──────┴────────┴─────┴────┴────┴────┼─────────────────────────┤

│2.11.│Создание республиканской      │      средства, предусмотренные на реализацию       │Министерство             │

│     │телемедицинской информационной│      соответствующих республиканских целевых       │здравоохранения и        │

│     │сети                          │                      программ                      │курортов КБР             │

├─────┴──────────────────────────────┴────────────────────────────────────────────────────┴─────────────────────────┤

│                    III. Мероприятия по снижению материнской, младенческой и детской смертности                    │

├─────┬──────────────────────────────┬───────────────┬──────┬────────┬─────┬────┬────┬────┬─────────────────────────┤

│3.1. │Внедрение высокотехнологичных │республиканский│ 4,0  │   -    │  -  │ -  │2,0 │2,0 │Министерство             │

│     │методов медицинской помощи по │бюджет КБР     │      │        │     │    │    │    │здравоохранения и        │

│     │сохранению и восстановлению   │               │      │        │     │    │    │    │курортов КБР             │

│     │репродуктивной функции        │               │      │        │     │    │    │    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┴──────┴────────┴─────┴────┴────┴────┼─────────────────────────┤

│3.2. │Внедрение системы оказания    │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство             │

│     │медицинской помощи детям и    │                   финансирование                   │здравоохранения и        │

│     │подросткам с заболеваниями    │                                                    │курортов КБР             │

│     │органов репродуктивной системы│                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│3.3. │Проведение углубленной        │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство             │

│     │диспансеризации 14-летних     │                   финансирование                   │здравоохранения и        │

│     │подростков с целью охраны     │                                                    │курортов КБР             │

│     │репродуктивного здоровья с    │                                                    │                         │

│     │последующим выполнением       │                                                    │                         │

│     │программ лечения и            │                                                    │                         │

│     │реабилитации                  │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┬──────┬────────┬─────┬────┬────┬────┼─────────────────────────┤

│3.4. │Обеспечение беременных        │республиканский│ 1,2  │   -    │  -  │ -  │0,6 │0,6 │Министерство             │

│     │и кормящих матерей из         │бюджет КБР     │      │        │     │    │    │    │здравоохранения и        │

│     │"групп социального риска"     │               │      │        │     │    │    │    │курортов КБР             │

│     │витаминными и минеральными    │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │комплексами                   │               │      │        │     │    │    │    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┴──────┴────────┴─────┴────┴────┴────┼─────────────────────────┤

│3.5. │Совершенствование работы      │      средства, предусмотренные на реализацию       │Министерство             │

│     │Центра помощи беременным      │      соответствующих республиканских целевых       │здравоохранения и        │

│     │женщинам в кризисной ситуации │                      программ                      │курортов КБР             │

│     │государственного бюджетного   │                                                    │                         │

│     │учреждения здравоохранения    │                                                    │                         │

│     │"Медицинский                  │                                                    │                         │

│     │консультативно-диагностический│                                                    │                         │

│     │центр" Министерства           │                                                    │                         │

│     │здравоохранения и             │                                                    │                         │

│     │курортов  Кабардино-Балкарской│                                                    │                         │

│     │Республики                    │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│3.6. │Совершенствование пренатальной│      средства, предусмотренные на реализацию       │Министерство             │

│     │диагностики для профилактики  │      соответствующих республиканских целевых       │здравоохранения и        │

│     │наследственных и врожденных   │                      программ                      │курортов КБР             │

│     │заболеваний детей             │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┬──────┬────────┬─────┬────┬────┬────┼─────────────────────────┤

│3.7. │Создание единой               │республиканский│ 3,0  │   -    │  -  │ -  │1,5 │1,5 │Министерство             │

│     │государственной лаборатории   │бюджет КБР     │      │        │     │    │    │    │здравоохранения и        │

│     │на базе Центра планирования   │               │      │        │     │    │    │    │курортов КБР             │

│     │семьи и репродукции           │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │государственного бюджетного   │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │учреждения здравоохранения    │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │"Медицинский                  │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │консультативно-диагностический│               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │центр" Министерства           │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │здравоохранения и курортов    │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │Кабардино-Балкарской          │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │Республики                    │               │      │        │     │    │    │    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┼──────┼────────┼─────┼────┼────┼────┼─────────────────────────┤

│3.8. │Совершенствование работы      │республиканский│ 2,0  │   -    │  -  │ -  │1,0 │1,0 │Министерство             │

│     │медико-педагогической         │бюджет КБР     │      │        │     │    │    │    │здравоохранения и        │

│     │школы Центра планирования     │               │      │        │     │    │    │    │курортов КБР             │

│     │семьи и репродукции           │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │государственного бюджетного   │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │учреждения здравоохранения    │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │"Медицинский                  │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │консультативно-диагностический│               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │центр" Министерства           │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │здравоохранения и курортов    │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │Кабардино-Балкарской          │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │Республики                    │               │      │        │     │    │    │    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┴──────┴────────┴─────┴────┴────┴────┼─────────────────────────┤

│3.9. │Проведение мероприятий        │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство             │

│     │по планированию семьи         │                   финансирование                   │здравоохранения и        │

│     │и профилактике абортов        │                                                    │курортов КБР             │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│3.10.│Организация выявления и       │      средства, предусмотренные на реализацию       │Министерство             │

│     │лечения в федеральных клиниках│      соответствующих республиканских целевых       │здравоохранения и        │

│     │детей, нуждающихся в          │                      программ                      │курортов КБР             │

│     │высокотехнологичных           │                                                    │                         │

│     │(дорогостоящих) видах         │                                                    │                         │

│     │медицинской помощи            │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┬──────┬────────┬─────┬────┬────┬────┼─────────────────────────┤

│3.11.│Внедрение современных методов │республиканский│ 4,1  │   -    │  -  │    │1,2 │2,9 │Министерство             │

│     │диагностики и лечения         │бюджет КБР     │      │        │     │    │    │    │здравоохранения и        │

│     │детей с использованием        │               │      │        │     │    │    │    │курортов КБР             │

│     │эндовидеоаппаратуры           │               │      │        │     │    │    │    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┼──────┼────────┼─────┼────┼────┼────┼─────────────────────────┤

│3.12.│Материально-техническое       │республиканский│ 2,8  │  -     │  -  │ -  │ 1,6│1,2 │Министерство             │

│     │оснащение выездной            │бюджет КБР     │      │        │     │    │    │    │здравоохранения и        │

│     │консультативно-диагностической│               │      │        │     │    │    │    │курортов КБР             │

│     │службы на базе ГБУЗ           │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │"Республиканская детская      │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │клиническая больница"         │               │      │        │     │    │    │    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┴──────┴────────┴─────┴────┴────┴────┼─────────────────────────┤

│3.13.│Реконструкция и оснащение     │      средства, предусмотренные на реализацию       │Министерство             │

│     │современным                   │      соответствующих республиканских целевых       │здравоохранения и        │

│     │лечебно-диагностическим       │                      программ                      │курортов КБР             │

│     │оборудованием и аппаратурой   │                                                    │                         │

│     │ГБУЗ "Республиканская         │                                                    │                         │

│     │детская клиническая больница" │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│3.16.│Регулярное проведение         │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство             │

│     │обследования состояния        │                   финансирование                   │здравоохранения и        │

│     │здоровья детей дошкольного и  │                                                    │курортов КБР,            │

│     │школьного возраста с          │                                                    │Министерство             │

│     │применением современного      │                                                    │образования и науки      │

│     │диагностического оборудования │                                                    │КБР                      │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│3.17.│Повышение квалификации        │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство             │

│     │и специализация               │                   финансирование                   │здравоохранения и        │

│     │медицинского персонала        │                                                    │курортов КБР             │

│     │учреждений детства и          │                                                    │                         │

│     │родовспоможения               │                                                    │                         │

├─────┴──────────────────────────────┴────────────────────────────────────────────────────┴─────────────────────────┤

│                     IV. Мероприятия по пропаганде семейных ценностей и здорового образа жизни                     │

├─────┬──────────────────────────────┬───────────────┬──────┬────────┬─────┬────┬────┬────┬─────────────────────────┤

│4.1. │Проведение ежегодного         │республиканский│ 0,2  │   -    │  -  │ -  │0,1 │0,1 │Министерство труда и     │

│     │республиканского творческого  │бюджет КБР     │      │        │     │    │    │    │социального развития     │

│     │смотра-конкурса на лучший     │               │      │        │     │    │    │    │КБР, Министерство по     │

│     │материал о семье, материнстве,│               │      │        │     │    │    │    │СМИ, общественным и      │

│     │отцовстве и детстве           │               │      │        │     │    │    │    │религиозным организациям │

│     │                              │               │      │        │     │    │    │    │КБР                      │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┼──────┼────────┼─────┼────┼────┼────┼─────────────────────────┤

│4.2. │Проведение ежегодного         │республиканский│ 1,2  │   -    │  -  │ -  │0,6 │0,6 │Министерство труда и     │

│     │республиканского конкурса на  │бюджет КБР     │      │        │     │    │    │    │социального развития     │

│     │звание "Лучшая семья          │               │      │        │     │    │    │    │КБР, Министерство        │

│     │Кабардино-Балкарии"           │               │      │        │     │    │    │    │культуры КБР, местные    │

│     │                              │               │      │        │     │    │    │    │администрации            │

│     │                              │               │      │        │     │    │    │    │муниципальных районов и  │

│     │                              │               │      │        │     │    │    │    │городских округов        │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┴──────┴────────┴─────┴────┴────┴────┼─────────────────────────┤

│4.3. │Выпуск методической литературы│        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство             │

│     │и проведение лекций, семинаров│                   финансирование                   │образования и науки КБР, │

│     │по вопросам возрождения       │                                                    │Министерство культуры    │

│     │духовной культуры, сохранения │                                                    │КБР, Министерство по СМИ,│

│     │семейных традиций,            │                                                    │общественным и           │

│     │национальных традиций         │                                                    │религиозным организациям │

│     │воспитания детей              │                                                    │КБР                      │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│4.5. │Введение в средствах массовой │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство по СМИ,     │

│     │информации постоянных рубрик, │                   финансирование                   │общественным и           │

│     │тематических страниц и        │                                                    │религиозным организациям │

│     │программ ТВ, пропагандирующих │                                                    │КБР                      │

│     │семейные ценности             │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┬──────┬────────┬─────┬────┬────┬────┼─────────────────────────┤

│4.6. │Обеспечение системы массового │республиканский│ 1,5  │   -    │  -  │ -  │0,5 │1,0 │Министерство             │

│     │санитарно-гигиенического      │бюджет КБР     │      │        │     │    │    │    │здравоохранения и        │

│     │просвещения и обучения        │               │      │        │     │    │    │    │курортов КБР,            │

│     │граждан основам первичной     │               │      │        │     │    │    │    │Министерство по СМИ,     │

│     │профилактики заболеваний      │               │      │        │     │    │    │    │общественным и           │

│     │                              │               │      │        │     │    │    │    │религиозным организациям │

│     │                              │               │      │        │     │    │    │    │КБР                      │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┴──────┴────────┴─────┴────┴────┴────┼─────────────────────────┤

│4.7. │Проведение курсов для         │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство             │

│     │педагогов общеобразовательных │                   финансирование                   │образования и науки      │

│     │организаций по проблемам      │                                                    │КБР, Министерство        │

│     │здоровьесберегающих технологий│                                                    │здравоохранения и        │

│     │обучения, нравственного       │                                                    │курортов КБР             │

│     │воспитания                    │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│4.8. │Развитие системы объектов     │      средства, предусмотренные на реализацию       │Министерство спорта и    │

│     │физической культуры и         │      соответствующих республиканских целевых       │туризма КБР, местные     │

│     │спорта, игровых и спортивных  │                      программ                      │администрации            │

│     │площадок по месту жительства  │                                                    │муниципальных районов и  │

│     │                              │                                                    │городских округов        │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│4.9. │Организация и проведение      │      средства, предусмотренные на реализацию       │Министерство спорта и    │

│     │спортивно-массовых            │      соответствующих республиканских целевых       │туризма КБР, Министерство│

│     │мероприятий для различных     │                      программ                      │образования и науки КБР  │

│     │групп населения               │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│4.10.│Организация тематических      │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство по СМИ,     │

│     │пресс-конференций,            │                   финансирование                   │общественным и           │

│     │"круглых столов", прямых      │                                                    │религиозным организациям │

│     │эфиров с участием ведущих     │                                                    │КБР, Министерство        │

│     │специалистов здравоохранения  │                                                    │здравоохранения и        │

│     │(кардиологов, терапевтов,     │                                                    │курортов КБР             │

│     │неврологов, педиатров,        │                                                    │                         │

│     │наркологов и т.п.)            │                                                    │                         │

│     │                              │                                                    │                         │

│     │                              │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┬──────┬────────┬─────┬────┬────┬────┼─────────────────────────┤

│4.11.│Проведение конкурсов          │республиканский│ 0,2  │   -    │  -  │    │0,1 │0,1 │Министерство по СМИ,     │

│     │социальной рекламы,           │бюджет КБР     │      │        │     │    │    │    │общественным и           │

│     │изготовление и размещение     │               │      │        │     │    │    │    │религиозным организациям │

│     │социальной рекламы,           │               │      │        │     │    │    │    │КБР                      │

│     │направленной на пропаганду    │               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │семейных ценностей и здорового│               │      │        │     │    │    │    │                         │

│     │образа жизни                  │               │      │        │     │    │    │    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼───────────────┴──────┴────────┴─────┴────┴────┴────┼─────────────────────────┤

│4.12.│Организация публикаций и      │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство по СМИ,     │

│     │передач, пропагандирующих     │                   финансирование                   │общественным и           │

│     │здоровый образ жизни, спорт,  │                                                    │религиозным организациям │

│     │полноценный досуг,            │                                                    │КБР, Министерство        │

│     │воспитывающих неприятие       │                                                    │здравоохранения и        │

│     │наркотиков, табака, алкоголя  │                                                    │курортов КБР             │

├─────┴──────────────────────────────┴────────────────────────────────────────────────────┴─────────────────────────┤

│                               V. Информационно-аналитическое обеспечение Программы                                │

├─────┬──────────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────────────┤

│5.1. │Проведение мониторинга и      │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство             │

│     │анализа демографической       │                   финансирование                   │экономического развития  │

│     │ситуации в                    │                                                    │КБР                      │

│     │Кабардино-Балкарской          │                                                    │                         │

│     │Республике с подготовкой      │                                                    │                         │

│     │ежегодного доклада            │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│5.2. │Разработка автоматизированной │        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство             │

│     │системы прогнозирования       │                   финансирование                   │экономического развития  │

│     │демографических процессов в   │                                                    │КБР                      │

│     │Кабардино-Балкарской          │                                                    │                         │

│     │Республике                    │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│5.3. │Подготовка ежегодных докладов:│        средства, предусмотренные на текущее        │Министерство труда и     │

│     │"О положении детей и семей,   │                   финансирование                   │социального развития     │

│     │имеющих детей, в              │                                                    │КБР, Министерство        │

│     │Кабардино-Балкарской          │                                                    │здравоохранения  и       │

│     │Республике";                  │                                                    │курортов КБР,            │

│     │"О состоянии здоровья         │                                                    │Министерство образования │

│     │населения Кабардино-Балкарской│                                                    │и науки КБР              │

│     │Республики";                  │                                                    │                         │

│     │"О демографической ситуации в │                                                    │                         │

│     │Кабардино-Балкарской          │                                                    │                         │

│     │Республике"                   │                                                    │                         │

├─────┼──────────────────────────────┼─────────────────┬─────┬──────┬──────┬────┬────┬────┼─────────────────────────┤

│     │Итого                         │республиканский  │262,7│ 38,3 │23,7  │34,5│73,8│92,4│                         │

│     │                              │бюджет КБР       │     │      │      │    │    │    │                         │

│     │                              │                 │     │      │      │    │    │    │                         │

│     │                              │                 │     │      │      │    │    │    │                         │

└─────┴──────────────────────────────┴─────────────────┴─────┴──────┴──────┴────┴────┴────┴─────────────────────────┘

Примечание: поручения, касающиеся местных администраций муниципальных районов и городских округов, носят рекомендательный характер.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Кабардино-Балкарская правда № 378-379 от 14.12.2007
Рубрики правового классификатора: 040.080.000 Охрана семьи, материнства, отцовства и детства, 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации, 140.010.050 Лечебно-профилактическая помощь населению

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать