Основная информация
Дата опубликования: | 05 апреля 2007г. |
Номер документа: | ru75000200700094 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Забайкальский край |
Принявший орган: | Читинская Областная Дума |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ЗАКОН
ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Об областной целевой программе "Образование и наука (2007 - 2008 годы)"
Принят Читинской областной Думой 14 марта 2007 года.
{Утратил силу:
по истечении срока действия}
{Изменения и дополнения:
Закон Забайкальского края от 23.07.2008 года № 13-ЗЗК НГР: ru92000200800181}
{Действие подпунктов 6.1.1, 6.1.4, 6.1.6, 6.1.7, 6.1.10, частично подпунктов 6.1.5, 6.1.9 пункта 6.1, подпунктов 6.2.1-6.2.4 пункта 6.2, подпунктов 6.3.1-6.3.3 пункта 6.3, подпунктов 6.4.1-6.4.3 пункта 6.4, подпунктов 6.5.1-6.5.5 пункта 6.5, подпунктов 6.6.1, 6.6.2 пункта 6.6 раздела 6, в части финансирования из областного бюджета в 2008 году на сумму 26371,8 тыс. рублей;
См. Закон Читинской области от 24.12.2007 года № 1055-ЗЧО НГР: ru75000200700453
См. Закон Забайкальского края от 03.12.2008 года № 79-ЗЗК НГР: ru92000200800393}
Статья 1.
Утвердить областную целевую программу "Образование и наука (2007-2008 годы)" (прилагается).
Статья 2.
Настоящий Закон области вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Председатель областной Думы
А.П. Романов
№ 912-ЗЧО
г. Чита
{обнародование Закона Читинской области удостоверено Постановлением Губернатора Читинской области от 05.04.2007 г. № 36}
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Закону Читинской области
"Об областной целевой программе
"Образование и наука
(2007-2008 годы)"
Паспорт
областной целевой программы "Образование и наука (2007-2008 годы)"
Наименование программы
Областная целевая программа "Образование и наука (2007-2008 годы)" (далее - программа).
Дата принятия решения о разработке программы
Распоряжение Администрации Читинской области от 21 ноября 2006 года № 783-А/р "О разработке областной целевой программы "Образование и наука (2007-2008 годы)".
Дата утверждения программы
Закон Читинской области от 14 марта 2007 года № 912-ЗЧО "Об областной целевой программе "Образование и наука (2007-2008 годы)".
Заказчик программы
Комитет образования, науки и молодежной политики Читинской области (далее - КОНиМП).
Основной разработчик программы
КОНиМП.
Цель и задачи программы
Цель - создание условий для устойчивого развития системы образования и науки в Читинской области, обеспечивающих общедоступное образование.
Задачи:
создание условий, обеспечивающих населению области получение общедоступного бесплатного дошкольного, начального, основного общего образования, профильного образования в средней (полной) школе, дополнительного образования;
создание условий, обеспечивающих доступность профессионального образования в учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования;
развитие научно-технического потенциала области, внедрение в производство наукоемких технологий.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели
Повышение уровня успеваемости учащихся с 97,6 процента в 2007 году до 98,1 процента в 2008 году;
повышение качества обученности с 34,2 процента в 2007 году до 34,5 процента в 2008 году;
улучшение позиции Читинской области в рейтинге России по результатам единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ);
повышение уровня обеспеченности дошкольным образованием с 85 процентов в 2007 году до 91,7 процента в 2008 году;
повышение обеспеченности школ учебной литературой с 65 процентов в 2007 году до 85 процентов в 2008 году и обеспеченности компьютерной техникой с 39 учащихся на 1 компьютер в 2007 году до 25 учащихся на 1 компьютер в 2008 году.
Сроки и этапы реализации программы
2007-2008 годы.
Программа реализуется в один этап.
Исполнители основных мероприятий программы
Организации, отобранные на конкурсной основе.
Объем и источники финансирования
Объем финансирования программы из областного бюджета - 70744,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2007 год - 35372,1 тыс. рублей;
2008 год - 35372,1 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности
Реализация мероприятий программы позволит:
создать условия для обеспечения прав граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного, начального, основного общего образования, профильного образования в средней (полной) школе, дополнительного образования;
обеспечить доступность и повысить качество образования;
обеспечить развитие воспитательной среды;
обеспечить развитие начального, среднего, высшего образования и научно-производственного потенциала области;
стимулировать интеграционные процессы в научно-образовательной среде, оказывать адресную поддержку перспективных научных исследований;
способствовать улучшению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Развитие научно-образовательной системы Читинской области происходит в непростых условиях.
Одним из главных факторов, влияющих на систему образования Читинской области, является снижение рождаемости. В связи с этим в период с 1995 по 2006 год произошло сокращение числа детских дошкольных учреждений, общее количество которых составило 428. Сложившаяся демографическая ситуация привела также к увеличению малокомплектных сельских школ с численностью учащихся менее 100, где в условиях нормативного финансирования стало практически невозможно организовать полноценный учебно-воспитательный процесс. Таких школ в области 172, что составляет третью часть общеобразовательной сети. В связи с тем что населенные пункты области отдалены друг от друга на значительные расстояния, в 2006 году был организован подвоз 8348 учащихся, из них: 7089 детей подвозились ежедневно, 1141 - еженедельно, 91 - раз в четверть, 27 - раз в год. (Из 347 населенных пунктов и чабанских стоянок учащиеся подвозились в 184 населенных пункта). В условиях продолжающейся реструктуризации сети сельских образовательных учреждений число детей, которых необходимо подвозить к школам или размещать в пришкольных интернатах, будет расти.
Система профессионального образования в недостаточной мере обеспечивает подготовку, переподготовку молодежи и повышение квалификации трудоспособного взрослого населения. Основные фонды профессиональных училищ изношены на 80-90 процентов, износ оборудования составляет 70-80 процентов.
Образовательный процесс недостаточно оснащен учебной литературой, оргтехникой и другими средствами обучения. С целью охраны жизни и здоровья учащихся необходимо оснастить образовательные учреждения системами противопожарной сигнализации и раннего оповещения. Также необходимо повышение квалификации работников столовых образовательных учреждений и укрепление материально-технической базы пищеблоков для улучшения качества питания учащихся.
Особое беспокойство вызывают дети, которые по различным причинам не посещают образовательные учреждения. Молодежь неохотно продолжает обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования по рабочим специальностям, а это, в свою очередь, препятствует их социальной адаптации, создает напряженность на рынке трудовых ресурсов.
Сокращается число учреждений, где подростки могут заниматься научно-техническим творчеством и спортом. Нуждаются в поддержке учреждения дополнительного образования, а также учреждения, обеспечивающие досуг детей.
Заслуживает внимания проблема кадрового обеспечения системы образования области, значительная часть педагогов которой - специалисты пенсионного возраста. Остро стоит проблема сохранения потенциала педагогических и научно-педагогических работников образовательных и научных учреждений всех уровней, а также научных школ и направлений научно-технической деятельности высших учебных заведений.
Все более замкнутый характер приобретает процесс подготовки кадров высшей квалификации, который из-за отсутствия необходимых средств вынужденно ограничивается рамками региональных научных школ, что не всегда и не по всем направлениям обеспечивает должный уровень научной подготовки. Уменьшение ассигнований для проведения научно-исследовательских работ отрицательно сказывается на квалификации, социальном статусе научных работников и в конечном итоге на научно-производственном потенциале области.
Ухудшается взаимодействие высших учебных заведений с предприятиями промышленности, опытными и экспериментальными базами, что проводит к снижению качества учебного процесса, свертыванию энергоемких научно-исследовательских работ и отсутствию практической подготовки будущих специалистов.
Решение поставленных проблем требует комплексного подхода и государственной поддержки, что и обусловило необходимость применения программного метода и разработки областной целевой программы.
Раздел 2. Основная цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Цель программы - создание условий для устойчивого развития системы образования и науки в Читинской области, обеспечивающих общедоступное образование.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
создание условий, обеспечивающих населению области получение общедоступного бесплатного дошкольного, начального, основного общего образования, профильного образования в средней (полной) школе, дополнительного образования;
создание условий, обеспечивающих доступное профессиональное образование в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
развитие научно-технического потенциала области, внедрение в производство наукоемких технологий.
Мероприятия программы предусматривают создание системы поддержки муниципальных систем образования, учреждений профессионального образования, научных учреждений Читинской области в решении актуальных задач развития научно-образовательной среды.
Реализацию мероприятий программы планируется осуществить по следующим направлениям:
развитие системы дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования;
развитие воспитательного процесса и организация работы с одаренными детьми;
развитие кадрового потенциала отрасли;
развитие начального, среднего, высшего профессионального образования и послевузовского образования;
развитие научного потенциала;
улучшение качества детского питания.
Для контроля программных мероприятий определены целевые индикаторы и показатели, характеризующие эффективность реализации программы.
Целевые индикаторы
Показатели по годам
2007
2008
Уровень успеваемости учащихся (отношение числа успевающих учащихся к общему числу учащихся в процентах)
97,6
98,1
Уровень качества обученности (отношение числа учащихся, обучающихся на "хорошо" и "отлично", к общему числу учащихся в процентах)
34,2
34,5
Позиция Читинской области в рейтинге России по результатам ЕГЭ
60
58
Обеспеченность дошкольным образованием (отношение числа детей, получающих дошкольную подготовку, к общему числу детей в возрасте от 3 до 7 лет в процентах)
85,0
91,7
Обеспеченность учебной литературой (количество бесплатных учебников на одного учащегося в процентах)
65
80
Обеспеченность компьютерной техникой (число учащихся на один компьютер)
39
25
Сроки реализации программы:
2007-2008 годы. Программа реализуется в один этап.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Источником ресурсного обеспечения программы являются средства областного бюджета в сумме 70744,2 тыс. рублей, в том числе:
в 2007 году - 35372,1 тыс. рублей;
в 2008 году - 35372,1 тыс. рублей.
В процессе реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений увеличивается число учащихся, нуждающихся в подвозе к образовательным учреждениям соответствующего уровня; возникает необходимость развития учебно-материальной базы районных школ. В связи с этим планируется приобретение:
- 10 автобусов по 600,0 тыс. рублей;
- 300 комплектов школьной мебели стоимостью 2,0 тыс. рублей за один комплект;
- учебно-наглядных пособий для кабинетов физики, химии, биологии, географии на сумму 100,0 тыс. рублей в год.
Для улучшения качества питания учащихся в школьных столовых предусмотрены средства на:
- приобретение 100 комплектов кухонного оборудования по цене 95,85 тыс. рублей;
- повышение квалификации работников столовых по 479,5 тыс. рублей в год.
Для создания безопасных условий организации учебного процесса предполагается установить в образовательных учреждениях 8 комплектов противопожарного оборудования по цене 500,0 тыс. рублей.
Для продолжения формирования единой информационной образовательной среды за счет приобретения компьютерной техники и подключения школ к сети Интернет потребуется 6000,0 тыс. рублей.
Для развития воспитательной среды предполагается проведение 10 обучающих семинаров для классных руководителей с приглашением ведущих специалистов Российской академии образования (стоимость проведения одного семинара 200,0 тыс. рублей).
Для проведения слета ученических производственных бригад потребуется 300,0 тыс. рублей, слета старшеклассников - 300,0 тыс. рублей.
Для оплаты работы 150 преподавателей (50 руб. в час) в 28 профильных летних сменах программой предусмотрено 4000,0 тыс. рублей.
Для переподготовки и повышения квалификации 50 учителей в Российской академии образования потребуется 100,0 тыс. рублей.
Для проведения конкурса профессионального мастерства педагогических работников "Учитель года" на контрактно-целевой основе предусмотрено 100,0 тыс. рублей.
Забайкальским государственным гуманитарно-педагогическим университетом будет подготовлено 50 учителей для сельских школ (стоимость обучения одного студента - 56,0 тыс. рублей).
В связи с необходимостью развития научно-производственного потенциала области предусматриваются средства на:
- подготовку научных кадров за пределами области (3 человека) - 300,0 тыс. рублей;
- проведение двух научно-практических конференций - 500,0 тыс. рублей;
- выполнение научных исследований, связанных с перспективными направлениями освоения природных богатств Читинской области, - 1000,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования программы из областного бюджета подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей областного бюджета.
Раздел 4. Механизм реализации программы
Управление программой осуществляет заказчик программы - КОНиМП.
В целях создания условий для устойчивого развития системы образования и науки в Читинской области привлекаются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и внебюджетных источников, консолидируемые заказчиком программы на основе соглашений, заключенных заказчиком программы с органами местного самоуправления и организациями.
В процессе реализации программы предполагается участие области в федеральных целевых программах на основе соответствующих договоров.
Участие конкретных муниципальных образований в финансировании мероприятий программы за счет средств местных бюджетов будет определяться соглашениями между заказчиком программы и соответствующими муниципальными образованиями.
Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд, заключаемых заказчиком программы с исполнителями программных мероприятий. Предусматривается принцип долевого участия муниципальных образований в финансировании мероприятий. Размеры и условия такого участия определяются соглашениями между заказчиком программы и органами местного самоуправления муниципальных образований.
Заказчик программы с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств вносит предложения по уточнению целевых индикаторов и показателей, затрат по программным мероприятиям, механизму реализации программы, составу исполнителей; в установленном порядке представляет бюджетные заявки на выделение ассигнований из областного бюджета на очередной финансовый год, отчеты о ходе выполнения программы и эффективности использования выделяемых на ее реализацию финансовых средств.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют заместитель Губернатора Читинской области - председатель Комитета образования, науки и молодежной политики и орган исполнительной власти Читинской области, реализующий полномочия в области инвестиционной политики и программ.
Раздел 5. Оценка социально-экономической эффективности программы
Социальная значимость программы определяется комплексом мероприятий, направленных на улучшение состояния образования населения Читинской области.
Реализация мероприятий программы позволит:
- создать условия для реализации прав граждан на получение доступного качественного образования;
- продолжить формирование единой образовательной среды за счет интенсификации интеграционных процессов между образовательными учреждениями, создать научно-образовательные комплексы и образовательные округа;
- повысить качество образования и доступность образования разного уровня, реструктурировать сеть общеобразовательных учреждений;
- обеспечить развитие воспитательной среды и способствовать формированию навыков законопослушного поведения путем усиления воспитательной роли образовательного пространства, развития современных технологий диагностики, коррекции медико-психологических проблем детского населения области, развития современных методов медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка и профилактики асоциального поведения;
- способствовать формированию здорового образа жизни, созданию условий для развития различных форм и методов физкультурно-оздоровительной работы;
- обеспечить развитие научно-производственного потенциала области за счет стимулирования интеграционных процессов в научно-образовательной среде и адресной поддержки перспективных научных исследований.
Раздел 6. Перечень мероприятий программы
(тыс. рублей в ценах 2006 года)
№ п/п
Наименование мероприятий
Исполнители
Сроки реализации (годы)
Источники финансирования
Потребность в финансировании
Всего
в том числе по годам
2007
2008
1
2
3
4
5
6
7
8
6.1. Развитие системы дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования
6.1.1
Приобретение учебно-методической и учебной литературы
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
6000
3000
3000
6.1.2
Приобретение противопожарного оборудования для образовательных учреждений
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
2000
1000
1000
6.1.3
Приобретение учебно-наглядных пособий, лабораторного, демонстрационного оборудования для образовательных учреждений
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
2000
1000
1000
6.1.4
Развитие центров психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса "ДАР",* "Семья"**
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
1000
500
500
6.1.5
Приобретение транспорта для подвоза детей в образовательные учреждения
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
6000
3000
3000
6.1.6
Приобретение мебели для образовательных учреждений
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
6000
3000
3000
6.1.7
Приобретение автотракторной техники для сельских школ
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
2000
1000
1000
6.1.8
Приобретение компьютерной техники, программного обеспечения, создание информационной сети
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
6000
3000
3000
6.1.9
Развитие учебно-материальной базы областных образовательных учреждений, оснащение средствами защиты от чрезвычайных ситуаций
Организации, отобранные на конкурснойоснове
2007-2008
Областной бюджет
4000
2000
2000
6.1.10
Приобретение бланков аттестатов, медалей для проведения мероприятий итоговой аттестации выпускников, в т.ч. в форме ЕГЭ
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
10000
5000
5000
Итого:
Областной бюджет
45000
22500
22500
6.2. Развитие воспитательного процесса и организация работы с одаренными детьми
6.2.1
Проведение областных семинаров педагогических работников; конкурсов, смотров педагогического мастерства работников образования
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
2000
1000
1000
6.2.2
Проведение областных мероприятий с детьми: соревнований, конкурсов, слетов, предметных олимпиад, мероприятий общественно-патриотического направления
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
2000
1000
1000
6.2.3
Организация работы областных профильных очно-заочных школ для одаренных детей
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
1000
500
500
6.2.4
Организация работы с одаренными детьми
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
1000
500
500
Итого:
Областной бюджет
6000
3000
3000
6.3. Развитие кадрового потенциала отрасли
6.3.1
Переподготовка, повышение квалификации педагогических работников
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
1000
500
500
6.3.2
Контрактно-целевая подготовка студентов очного и заочного отделений для сельских образовательных учреждений
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
2000
1000
1000
6.3.3
Проведение школы молодых учителей и менеджеров образования, конкурсов педагогического мастерства педагогических работников, конкурса культурно-образовательных инициатив
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
1000
500
500
Итого:
Областной бюджет
4000
2000
2000
6.4. Развитие начального, среднего, высшего профессионального образования и послевузовского образования
6.4.1
Информатизация учреждений профессионального образования
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
600
300
300
6.4.2
Повышение квалификации молодых педагогов
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
100
50
50
6.4.3
Организация и проведение региональных совещаний по развитию образовательной среды
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
600
300
300
Итого:
Областной бюджет
1300
650
650
6.5. Развитие научного потенциала
6.5.1
Подготовка научных кадров для региона (аспирантура, докторантура, защита диссертаций, поддержка обучения и стажировки молодых ученых, аспирантов в научных центрах России)
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
1600
800
800
6.5.2
Проведение научных конференций и научно-технических выставок
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
900
450
450
6.5.3
Выполнение научных исследований и исследовательских работ по договорам с научно-исследовательскими учреждениями
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
900
450
450
6.5.4
утратил силу
{подпункт 6.5.4. пункта 6.5. раздела 6 утратил силу в редакции Закона Забайкальского края от 23.07.2008 года № 13-ЗЗК}
6.5.5
Поддержка интеграционных процессов с целью создания учебно-научно-производственных комплексов
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
100
50
50
Итого:
Областной бюджет
3900
1950
1950
6.6. Улучшение качества детского питания
6.6.1
Повышение квалификации работников пищеблоков образовательных учреждений
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
959
479,5
479,5
6.6.2
Укрепление материально-технической базы пищеблоков образовательных учреждений
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
9585,2
4792,6
4792,6
Итого:
Областной бюджет
10544,2
5272,1
5272,1
Итого по программе:
Областной бюджет
70744,2
35372,1
35372,1
* Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Центр психолого-медико-социального сопровождения "ДАР" Читинской области
** Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Центр диагностики и консультирования "Семья"
ЗАКОН
ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Об областной целевой программе "Образование и наука (2007 - 2008 годы)"
Принят Читинской областной Думой 14 марта 2007 года.
{Утратил силу:
по истечении срока действия}
{Изменения и дополнения:
Закон Забайкальского края от 23.07.2008 года № 13-ЗЗК НГР: ru92000200800181}
{Действие подпунктов 6.1.1, 6.1.4, 6.1.6, 6.1.7, 6.1.10, частично подпунктов 6.1.5, 6.1.9 пункта 6.1, подпунктов 6.2.1-6.2.4 пункта 6.2, подпунктов 6.3.1-6.3.3 пункта 6.3, подпунктов 6.4.1-6.4.3 пункта 6.4, подпунктов 6.5.1-6.5.5 пункта 6.5, подпунктов 6.6.1, 6.6.2 пункта 6.6 раздела 6, в части финансирования из областного бюджета в 2008 году на сумму 26371,8 тыс. рублей;
См. Закон Читинской области от 24.12.2007 года № 1055-ЗЧО НГР: ru75000200700453
См. Закон Забайкальского края от 03.12.2008 года № 79-ЗЗК НГР: ru92000200800393}
Статья 1.
Утвердить областную целевую программу "Образование и наука (2007-2008 годы)" (прилагается).
Статья 2.
Настоящий Закон области вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Председатель областной Думы
А.П. Романов
№ 912-ЗЧО
г. Чита
{обнародование Закона Читинской области удостоверено Постановлением Губернатора Читинской области от 05.04.2007 г. № 36}
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Закону Читинской области
"Об областной целевой программе
"Образование и наука
(2007-2008 годы)"
Паспорт
областной целевой программы "Образование и наука (2007-2008 годы)"
Наименование программы
Областная целевая программа "Образование и наука (2007-2008 годы)" (далее - программа).
Дата принятия решения о разработке программы
Распоряжение Администрации Читинской области от 21 ноября 2006 года № 783-А/р "О разработке областной целевой программы "Образование и наука (2007-2008 годы)".
Дата утверждения программы
Закон Читинской области от 14 марта 2007 года № 912-ЗЧО "Об областной целевой программе "Образование и наука (2007-2008 годы)".
Заказчик программы
Комитет образования, науки и молодежной политики Читинской области (далее - КОНиМП).
Основной разработчик программы
КОНиМП.
Цель и задачи программы
Цель - создание условий для устойчивого развития системы образования и науки в Читинской области, обеспечивающих общедоступное образование.
Задачи:
создание условий, обеспечивающих населению области получение общедоступного бесплатного дошкольного, начального, основного общего образования, профильного образования в средней (полной) школе, дополнительного образования;
создание условий, обеспечивающих доступность профессионального образования в учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования;
развитие научно-технического потенциала области, внедрение в производство наукоемких технологий.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели
Повышение уровня успеваемости учащихся с 97,6 процента в 2007 году до 98,1 процента в 2008 году;
повышение качества обученности с 34,2 процента в 2007 году до 34,5 процента в 2008 году;
улучшение позиции Читинской области в рейтинге России по результатам единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ);
повышение уровня обеспеченности дошкольным образованием с 85 процентов в 2007 году до 91,7 процента в 2008 году;
повышение обеспеченности школ учебной литературой с 65 процентов в 2007 году до 85 процентов в 2008 году и обеспеченности компьютерной техникой с 39 учащихся на 1 компьютер в 2007 году до 25 учащихся на 1 компьютер в 2008 году.
Сроки и этапы реализации программы
2007-2008 годы.
Программа реализуется в один этап.
Исполнители основных мероприятий программы
Организации, отобранные на конкурсной основе.
Объем и источники финансирования
Объем финансирования программы из областного бюджета - 70744,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2007 год - 35372,1 тыс. рублей;
2008 год - 35372,1 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности
Реализация мероприятий программы позволит:
создать условия для обеспечения прав граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного, начального, основного общего образования, профильного образования в средней (полной) школе, дополнительного образования;
обеспечить доступность и повысить качество образования;
обеспечить развитие воспитательной среды;
обеспечить развитие начального, среднего, высшего образования и научно-производственного потенциала области;
стимулировать интеграционные процессы в научно-образовательной среде, оказывать адресную поддержку перспективных научных исследований;
способствовать улучшению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Развитие научно-образовательной системы Читинской области происходит в непростых условиях.
Одним из главных факторов, влияющих на систему образования Читинской области, является снижение рождаемости. В связи с этим в период с 1995 по 2006 год произошло сокращение числа детских дошкольных учреждений, общее количество которых составило 428. Сложившаяся демографическая ситуация привела также к увеличению малокомплектных сельских школ с численностью учащихся менее 100, где в условиях нормативного финансирования стало практически невозможно организовать полноценный учебно-воспитательный процесс. Таких школ в области 172, что составляет третью часть общеобразовательной сети. В связи с тем что населенные пункты области отдалены друг от друга на значительные расстояния, в 2006 году был организован подвоз 8348 учащихся, из них: 7089 детей подвозились ежедневно, 1141 - еженедельно, 91 - раз в четверть, 27 - раз в год. (Из 347 населенных пунктов и чабанских стоянок учащиеся подвозились в 184 населенных пункта). В условиях продолжающейся реструктуризации сети сельских образовательных учреждений число детей, которых необходимо подвозить к школам или размещать в пришкольных интернатах, будет расти.
Система профессионального образования в недостаточной мере обеспечивает подготовку, переподготовку молодежи и повышение квалификации трудоспособного взрослого населения. Основные фонды профессиональных училищ изношены на 80-90 процентов, износ оборудования составляет 70-80 процентов.
Образовательный процесс недостаточно оснащен учебной литературой, оргтехникой и другими средствами обучения. С целью охраны жизни и здоровья учащихся необходимо оснастить образовательные учреждения системами противопожарной сигнализации и раннего оповещения. Также необходимо повышение квалификации работников столовых образовательных учреждений и укрепление материально-технической базы пищеблоков для улучшения качества питания учащихся.
Особое беспокойство вызывают дети, которые по различным причинам не посещают образовательные учреждения. Молодежь неохотно продолжает обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования по рабочим специальностям, а это, в свою очередь, препятствует их социальной адаптации, создает напряженность на рынке трудовых ресурсов.
Сокращается число учреждений, где подростки могут заниматься научно-техническим творчеством и спортом. Нуждаются в поддержке учреждения дополнительного образования, а также учреждения, обеспечивающие досуг детей.
Заслуживает внимания проблема кадрового обеспечения системы образования области, значительная часть педагогов которой - специалисты пенсионного возраста. Остро стоит проблема сохранения потенциала педагогических и научно-педагогических работников образовательных и научных учреждений всех уровней, а также научных школ и направлений научно-технической деятельности высших учебных заведений.
Все более замкнутый характер приобретает процесс подготовки кадров высшей квалификации, который из-за отсутствия необходимых средств вынужденно ограничивается рамками региональных научных школ, что не всегда и не по всем направлениям обеспечивает должный уровень научной подготовки. Уменьшение ассигнований для проведения научно-исследовательских работ отрицательно сказывается на квалификации, социальном статусе научных работников и в конечном итоге на научно-производственном потенциале области.
Ухудшается взаимодействие высших учебных заведений с предприятиями промышленности, опытными и экспериментальными базами, что проводит к снижению качества учебного процесса, свертыванию энергоемких научно-исследовательских работ и отсутствию практической подготовки будущих специалистов.
Решение поставленных проблем требует комплексного подхода и государственной поддержки, что и обусловило необходимость применения программного метода и разработки областной целевой программы.
Раздел 2. Основная цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Цель программы - создание условий для устойчивого развития системы образования и науки в Читинской области, обеспечивающих общедоступное образование.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
создание условий, обеспечивающих населению области получение общедоступного бесплатного дошкольного, начального, основного общего образования, профильного образования в средней (полной) школе, дополнительного образования;
создание условий, обеспечивающих доступное профессиональное образование в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
развитие научно-технического потенциала области, внедрение в производство наукоемких технологий.
Мероприятия программы предусматривают создание системы поддержки муниципальных систем образования, учреждений профессионального образования, научных учреждений Читинской области в решении актуальных задач развития научно-образовательной среды.
Реализацию мероприятий программы планируется осуществить по следующим направлениям:
развитие системы дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования;
развитие воспитательного процесса и организация работы с одаренными детьми;
развитие кадрового потенциала отрасли;
развитие начального, среднего, высшего профессионального образования и послевузовского образования;
развитие научного потенциала;
улучшение качества детского питания.
Для контроля программных мероприятий определены целевые индикаторы и показатели, характеризующие эффективность реализации программы.
Целевые индикаторы
Показатели по годам
2007
2008
Уровень успеваемости учащихся (отношение числа успевающих учащихся к общему числу учащихся в процентах)
97,6
98,1
Уровень качества обученности (отношение числа учащихся, обучающихся на "хорошо" и "отлично", к общему числу учащихся в процентах)
34,2
34,5
Позиция Читинской области в рейтинге России по результатам ЕГЭ
60
58
Обеспеченность дошкольным образованием (отношение числа детей, получающих дошкольную подготовку, к общему числу детей в возрасте от 3 до 7 лет в процентах)
85,0
91,7
Обеспеченность учебной литературой (количество бесплатных учебников на одного учащегося в процентах)
65
80
Обеспеченность компьютерной техникой (число учащихся на один компьютер)
39
25
Сроки реализации программы:
2007-2008 годы. Программа реализуется в один этап.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Источником ресурсного обеспечения программы являются средства областного бюджета в сумме 70744,2 тыс. рублей, в том числе:
в 2007 году - 35372,1 тыс. рублей;
в 2008 году - 35372,1 тыс. рублей.
В процессе реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений увеличивается число учащихся, нуждающихся в подвозе к образовательным учреждениям соответствующего уровня; возникает необходимость развития учебно-материальной базы районных школ. В связи с этим планируется приобретение:
- 10 автобусов по 600,0 тыс. рублей;
- 300 комплектов школьной мебели стоимостью 2,0 тыс. рублей за один комплект;
- учебно-наглядных пособий для кабинетов физики, химии, биологии, географии на сумму 100,0 тыс. рублей в год.
Для улучшения качества питания учащихся в школьных столовых предусмотрены средства на:
- приобретение 100 комплектов кухонного оборудования по цене 95,85 тыс. рублей;
- повышение квалификации работников столовых по 479,5 тыс. рублей в год.
Для создания безопасных условий организации учебного процесса предполагается установить в образовательных учреждениях 8 комплектов противопожарного оборудования по цене 500,0 тыс. рублей.
Для продолжения формирования единой информационной образовательной среды за счет приобретения компьютерной техники и подключения школ к сети Интернет потребуется 6000,0 тыс. рублей.
Для развития воспитательной среды предполагается проведение 10 обучающих семинаров для классных руководителей с приглашением ведущих специалистов Российской академии образования (стоимость проведения одного семинара 200,0 тыс. рублей).
Для проведения слета ученических производственных бригад потребуется 300,0 тыс. рублей, слета старшеклассников - 300,0 тыс. рублей.
Для оплаты работы 150 преподавателей (50 руб. в час) в 28 профильных летних сменах программой предусмотрено 4000,0 тыс. рублей.
Для переподготовки и повышения квалификации 50 учителей в Российской академии образования потребуется 100,0 тыс. рублей.
Для проведения конкурса профессионального мастерства педагогических работников "Учитель года" на контрактно-целевой основе предусмотрено 100,0 тыс. рублей.
Забайкальским государственным гуманитарно-педагогическим университетом будет подготовлено 50 учителей для сельских школ (стоимость обучения одного студента - 56,0 тыс. рублей).
В связи с необходимостью развития научно-производственного потенциала области предусматриваются средства на:
- подготовку научных кадров за пределами области (3 человека) - 300,0 тыс. рублей;
- проведение двух научно-практических конференций - 500,0 тыс. рублей;
- выполнение научных исследований, связанных с перспективными направлениями освоения природных богатств Читинской области, - 1000,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования программы из областного бюджета подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей областного бюджета.
Раздел 4. Механизм реализации программы
Управление программой осуществляет заказчик программы - КОНиМП.
В целях создания условий для устойчивого развития системы образования и науки в Читинской области привлекаются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и внебюджетных источников, консолидируемые заказчиком программы на основе соглашений, заключенных заказчиком программы с органами местного самоуправления и организациями.
В процессе реализации программы предполагается участие области в федеральных целевых программах на основе соответствующих договоров.
Участие конкретных муниципальных образований в финансировании мероприятий программы за счет средств местных бюджетов будет определяться соглашениями между заказчиком программы и соответствующими муниципальными образованиями.
Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд, заключаемых заказчиком программы с исполнителями программных мероприятий. Предусматривается принцип долевого участия муниципальных образований в финансировании мероприятий. Размеры и условия такого участия определяются соглашениями между заказчиком программы и органами местного самоуправления муниципальных образований.
Заказчик программы с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств вносит предложения по уточнению целевых индикаторов и показателей, затрат по программным мероприятиям, механизму реализации программы, составу исполнителей; в установленном порядке представляет бюджетные заявки на выделение ассигнований из областного бюджета на очередной финансовый год, отчеты о ходе выполнения программы и эффективности использования выделяемых на ее реализацию финансовых средств.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют заместитель Губернатора Читинской области - председатель Комитета образования, науки и молодежной политики и орган исполнительной власти Читинской области, реализующий полномочия в области инвестиционной политики и программ.
Раздел 5. Оценка социально-экономической эффективности программы
Социальная значимость программы определяется комплексом мероприятий, направленных на улучшение состояния образования населения Читинской области.
Реализация мероприятий программы позволит:
- создать условия для реализации прав граждан на получение доступного качественного образования;
- продолжить формирование единой образовательной среды за счет интенсификации интеграционных процессов между образовательными учреждениями, создать научно-образовательные комплексы и образовательные округа;
- повысить качество образования и доступность образования разного уровня, реструктурировать сеть общеобразовательных учреждений;
- обеспечить развитие воспитательной среды и способствовать формированию навыков законопослушного поведения путем усиления воспитательной роли образовательного пространства, развития современных технологий диагностики, коррекции медико-психологических проблем детского населения области, развития современных методов медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка и профилактики асоциального поведения;
- способствовать формированию здорового образа жизни, созданию условий для развития различных форм и методов физкультурно-оздоровительной работы;
- обеспечить развитие научно-производственного потенциала области за счет стимулирования интеграционных процессов в научно-образовательной среде и адресной поддержки перспективных научных исследований.
Раздел 6. Перечень мероприятий программы
(тыс. рублей в ценах 2006 года)
№ п/п
Наименование мероприятий
Исполнители
Сроки реализации (годы)
Источники финансирования
Потребность в финансировании
Всего
в том числе по годам
2007
2008
1
2
3
4
5
6
7
8
6.1. Развитие системы дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования
6.1.1
Приобретение учебно-методической и учебной литературы
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
6000
3000
3000
6.1.2
Приобретение противопожарного оборудования для образовательных учреждений
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
2000
1000
1000
6.1.3
Приобретение учебно-наглядных пособий, лабораторного, демонстрационного оборудования для образовательных учреждений
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
2000
1000
1000
6.1.4
Развитие центров психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса "ДАР",* "Семья"**
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
1000
500
500
6.1.5
Приобретение транспорта для подвоза детей в образовательные учреждения
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
6000
3000
3000
6.1.6
Приобретение мебели для образовательных учреждений
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
6000
3000
3000
6.1.7
Приобретение автотракторной техники для сельских школ
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
2000
1000
1000
6.1.8
Приобретение компьютерной техники, программного обеспечения, создание информационной сети
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
6000
3000
3000
6.1.9
Развитие учебно-материальной базы областных образовательных учреждений, оснащение средствами защиты от чрезвычайных ситуаций
Организации, отобранные на конкурснойоснове
2007-2008
Областной бюджет
4000
2000
2000
6.1.10
Приобретение бланков аттестатов, медалей для проведения мероприятий итоговой аттестации выпускников, в т.ч. в форме ЕГЭ
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
10000
5000
5000
Итого:
Областной бюджет
45000
22500
22500
6.2. Развитие воспитательного процесса и организация работы с одаренными детьми
6.2.1
Проведение областных семинаров педагогических работников; конкурсов, смотров педагогического мастерства работников образования
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
2000
1000
1000
6.2.2
Проведение областных мероприятий с детьми: соревнований, конкурсов, слетов, предметных олимпиад, мероприятий общественно-патриотического направления
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
2000
1000
1000
6.2.3
Организация работы областных профильных очно-заочных школ для одаренных детей
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
1000
500
500
6.2.4
Организация работы с одаренными детьми
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
1000
500
500
Итого:
Областной бюджет
6000
3000
3000
6.3. Развитие кадрового потенциала отрасли
6.3.1
Переподготовка, повышение квалификации педагогических работников
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
1000
500
500
6.3.2
Контрактно-целевая подготовка студентов очного и заочного отделений для сельских образовательных учреждений
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
2000
1000
1000
6.3.3
Проведение школы молодых учителей и менеджеров образования, конкурсов педагогического мастерства педагогических работников, конкурса культурно-образовательных инициатив
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
1000
500
500
Итого:
Областной бюджет
4000
2000
2000
6.4. Развитие начального, среднего, высшего профессионального образования и послевузовского образования
6.4.1
Информатизация учреждений профессионального образования
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
600
300
300
6.4.2
Повышение квалификации молодых педагогов
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
100
50
50
6.4.3
Организация и проведение региональных совещаний по развитию образовательной среды
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
600
300
300
Итого:
Областной бюджет
1300
650
650
6.5. Развитие научного потенциала
6.5.1
Подготовка научных кадров для региона (аспирантура, докторантура, защита диссертаций, поддержка обучения и стажировки молодых ученых, аспирантов в научных центрах России)
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
1600
800
800
6.5.2
Проведение научных конференций и научно-технических выставок
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
900
450
450
6.5.3
Выполнение научных исследований и исследовательских работ по договорам с научно-исследовательскими учреждениями
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
900
450
450
6.5.4
утратил силу
{подпункт 6.5.4. пункта 6.5. раздела 6 утратил силу в редакции Закона Забайкальского края от 23.07.2008 года № 13-ЗЗК}
6.5.5
Поддержка интеграционных процессов с целью создания учебно-научно-производственных комплексов
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
100
50
50
Итого:
Областной бюджет
3900
1950
1950
6.6. Улучшение качества детского питания
6.6.1
Повышение квалификации работников пищеблоков образовательных учреждений
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
959
479,5
479,5
6.6.2
Укрепление материально-технической базы пищеблоков образовательных учреждений
Организации, отобранные на конкурсной основе
2007-2008
Областной бюджет
9585,2
4792,6
4792,6
Итого:
Областной бюджет
10544,2
5272,1
5272,1
Итого по программе:
Областной бюджет
70744,2
35372,1
35372,1
* Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Центр психолого-медико-социального сопровождения "ДАР" Читинской области
** Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Центр диагностики и консультирования "Семья"
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Забайкальский рабочий № 70 от 16.04.2007 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.030 Государственные нужды. Государственный заказ, 130.010.010 Общие положения, 130.020.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: