Основная информация
Дата опубликования: | 05 декабря 2007г. |
Номер документа: | ru68000200700602 |
Текущая редакция: | 3 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Тамбовская область |
Принявший орган: | Тамбовская областная Дума |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тамбовская областная Дума
ЗАКОН
от 05.12.2007 г.
г. Тамбов
№ 312-З
Об областной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и развитие единой дежурно-диспетчерской службы Тамбовской области в 2008-2010 годах»
(в редакции Закона Тамбовской области от 25.07.2008 г. № 418-З (ru68000200800419), от 18.12.2008 г. № 480-З (RU 68000200800693)
Утратил силу:
Закон Тамбовской области от 18.12.2008 г. №477-З (RU 68000200800697)
Статья 1
Утвердить областную целевую программу «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и развитие единой дежурно-диспетчерской службы Тамбовской области в 2008 - 2010 годах» согласно приложению.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
Глава администрации области О.И.Бетин
УТВЕРЖДЕНА
Законом Тамбовской области «Об областной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и развитие единой дежурно-диспетчерской службы Тамбовской области в 2008 - 2010 годах»
Областная целевая программа
«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности,
безопасности на водных объектах и развитие единой дежурно-диспетчерской
службы Тамбовской области в 2008 - 2010 годах»
Наименование Программы
Паспорт программы
- областная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и развитие единой дежурно-диспетчерской службы Тамбовской области в 2008 - 2010 годах» (далее - Программа)
Заказчик
Программы Управление по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров Тамбовской области
Разработчик Программы
Цели и задачи Программы
Управление по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров области
Основными целями Программы являются: последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития области, снижения количества пожаров, гибели людей на пожарах, обеспечение безопасности на водных объектах. Повышение оперативности реагирования на угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации, информированности населения и организаций о фактах их возникновения и принятых мерах, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности их совместных действий. Основными задачами Программы являются: прогноз возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и разработка комплекса мер по обеспечению необходимого уровня их защищенности; совершенствование организационной основы сил ликвидации чрезвычайной ситуации, тушения пожаров и гражданской обороны;
обеспечение безопасности людей на водных объектах; совершенствование системы подготовки руководящего состава и населения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
концентрация организационно-технических, материальных и информационных ресурсов органов исполнительной власти Тамбовской области при решении проблемы снижения рисков чрезвычайной ситуации;
совершенствование нормативно-технического обеспечения развития единых дежурно-диспетчерских служб; совершенствования взаимодействия единых дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
развитие систем информирования и оповещения органов управления и населения области на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий; совершенствование системы управления и экстренного реагирования в чрезвычайных ситуациях, обмена и отслеживания информации в реальном масштабе времени между дежурно-диспетчерской службой (далее - ДЦС) области и единых дежурно-диспетчерских служб (далее -ЕДДС) муниципальных образований повышение процента оповещения населения и организаций о фактах возникновения чрезвычайных ситуаций
Сроки и этапы - 2008-2010 годы;
Реализации - Программа будет реализована в два этапа.
Программы На первом этапе (2008-2009 годы) предусматривается
реализация мероприятий по развитию элементов системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и пожаров, оснащение поисково-спасательных формирований, пожарных частей, техникой, средствами защиты и спасения людей. Совершенствование централизованной системы оповещения. Создание элементов общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее -ОКСИОН), а также локальных систем оповещения на предприятиях и организациях. Техническое оснащение автоматизированного рабочего места диспетчера ЕДДС. На втором этапе (2010 год) планируется завершение работ по развитию системы мониторинга и прогнозирования ЧС и пожаров, обеспечение требуемого уровня безопасности населения и совершенствование учебно-материальной базы подготовки населения, специалистов государственной противопожарной службы (далее - ГПС) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Дальнейшее наращивание технического оснащения ЕДДС и включение единого телефонного номера спасения «112»
Объемы и Программа финансируется за счет средств областного
источники бюджета. Общий объем финансирования в 2008-2010 годах
финансирования 42000 тыс. рублей,
Программы в том числе по годам:
год - 17000 тыс. рублей;
год- НОООтыс. рублей;
год - НОООтыс. рублей.
Мероприятия программы реализуются при условии включения в закон области об областном бюджете на 2008 год и плановый период.
1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами
Областная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и развитие единой дежурно-диспетчерской службы Тамбовской области в 2008-2010 годах» (далее -программа) разработана в соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», законами Тамбовской области от 28 апреля 2006 года № 25-3 «Об организации защиты населения Тамбовской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера» и от 25 ноября 2005 года № 393-3 «О пожарной безопасности в Тамбовской области».
В развитие областных законов принят ряд постановлений администрации области.
В последние годы защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выделилась в отдельную, четко обозначенную область человеческой жизнедеятельности. Суть деятельности в этой сфере состоит во всестороннем противодействии чрезвычайным ситуациям на территории области.
Обеспечение снижения количества чрезвычайных ситуаций и повышение уровня защищенности населения и безопасности потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения от угроз природного и техногенного характера, создает необходимые условия для развития области.
Источниками событий чрезвычайного характера являются опасные природные явления, а также крупные техногенные аварии и катастрофы.
Следует отметить, что общей характерной особенностью природных и техногенных опасностей на современном этапе является их взаимосвязанный комплексный характер, выражающийся в том, что одно возникающее бедствие может вызывать целую цепочку других, порою более катастрофических процессов.
Опасные природные явления, представляющие собой потенциальный источник угроз и рисков жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу, включают в себя опасные гидрометеорологические (метеорологические, гидрологические, агрометеорологические) явления (сильные ветры, смерчи, тайфуны, сильные осадки и сильные метели, град, интенсивные гололедно-изморозевые отложения, сильная жара, сильный мороз, засуха атмосферная и почвенная, наводнения, связанные с половодьем и дождевыми паводками), опасные процессы биогенного характера (пожары в природных системах, эпидемии, вызванные природно-очаговымизаболеваниями, в том числе связанные с переносом возбудителей мигрирующими животными), угрозы экономическому потенциалу и экономической безопасности, связанные с катастрофическим размножением и миграциями животных.
Цикличность природных явлений и процессов создают условия для возникновения ЧС, характерных для территории области. К ним относятся ЧС, связанные с весенним паводком, лесоторфяными пожарами и опасными метеорологическими явлениями.
Среди природных опасностей наиболее разрушительными являются: наводнения, подтопления, ураганы и бури, сильные заморозки. Ежегодно в области происходит 2-3 события чрезвычайного характера, связанные с опасными природными явлениями.
Основные потери при этом приносят: весеннее половодье и подтопления (около 17%); ураганы и сильные ветры (14%).
В настоящее время в Тамбовской области функционируют 29 химически опасных объектов, 59 пожаровзрывоопасных объектов, более 900 гидротехнических сооружений, объекты жизнеобеспечения населения. Большая часть этих объектов представляет не только экономическую, оборонную и социальную значимость для области, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды.
К наиболее крупным химическим опасным объектам относятся: ОАО
«Пигмент», г. Тамбов, ОАО «Котовский лакокрасочный завод», очистные
сооружения МУП «Мичуринский комбинат коммунальных услуг», ЗАО «Завод
сухого обезжиренного молока (СОМ)», г. Кирсанов, ОАО «Биохим», г.
Рассказово, ООО Производственная фирма «Раском, г. Рассказово, и др.
По территории Тамбовской области (Мучкапский и Уваровский районы) проходит участок аммиакопровода ОАО «Трансаммиак» протяженностью 55 км. Вдоль трассы смонтировано: 1 раздаточная станция РС-20, 2 главных и 5 сателитных поста секционирования.
К пожаровзрывоопасным объектам, расположенным на территории области, относятся объекты, на которых осуществляется:
транспортировка природного газа, нефти и нефтепродуктов;
хранение нефтепродуктов, спирта;
производство сахара, хлебной и мучной продукции.
Наибольшую опасность из них представляют: Федеральное казенное предприятие «Тамбовский пороховой завод», ЛПДС «Никольское» МУ ОАО МН «Дружба», ЛПДС «Никольское» Брянского производственного отделения «Юго-западтранснефтепродукт», Тамбовская ТЭЦ, ООО «Тамбов-Терминал», Компрессорная станция КС-27 (Давыдово) и КС 26 (Алгасово) «Моршанское УМГ», Компрессорная станция КС-28 «Первомайское УМГ».
Не менее сложная обстановка может возникнуть и при авариях на всех видах транспорта.
Ежедневно по территории области осуществляется транспортировка опасных грузов автомобильным, железнодорожным и трубопроводном транспортом.
Аварии с аварийно химически опасными веществами на автомобильном и особенно на железнодорожном и трубопроводном транспорте могут вызвать распространение зараженного воздуха на расстояние до 20 км и более от места разлива, что в условиях области создает возможность уязвимости практически всех населенных пунктов.
Пожары в зданиях и сооружениях производственного, жилого, социально-бытового и культурного назначения остаются самыми распространенными бедствиями. Порой они являются причиной гибели значительного числа людей и больших материальных ущербов.
Статистика пожаров в Тамбовской области за последние 5 лет позволяет констатировать, что количество пожаров сохраняется на уровне около 2 тысяч в год, в последние годы в области при пожарах ежегодно погибают 165 человек. Больше людей (в 2 раза) погибают только в дорожно-транспортных происшествиях.
Организация тушения пожаров предполагает создание необходимых условий для укрепления пожарной безопасности Тамбовской области, уменьшение гибели, травматизма людей и размера материальных потерь от пожаров.
В настоящее время обеспеченность пожарной автотехникой в области составляет 83%, из них подлежит списанию более 32%, требует капитального ремонта 47%. Укомплектованность пожарно-техническим вооружением составляет 50%, автолестницами 62%. Приобретение новых образцов пожарной техники повышенной проходимости и с большим запасом огнетушащих средств взамен устаревших и отработавших свой ресурс автомобилей позволит в определенной степени снизить остроту проблемы отсутствия и удаленности водоисточников в населенных пунктах, сократит время прибытия к месту вызова, повысит эффективность тушения пожаров.
Существующая укомплектованность подразделений пожарной охраны специальными автомобилями, предназначенными для спасения людей, тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ, так же не отвечает нормативным требованиям.
Одним из условий лицензирования деятельности в области предупреждения и тушения пожаров является наличие в пожарных частях газодымозащитной службы. Отсутствие в настоящее время индивидуальных средств защиты (аппаратов на сжатом воздухе, проверочных устройств, компрессоров для заполнения воздушных баллонов) не способствует положительной динамики тушения пожаров. При пожарах ежегодно на территории области уничтожается до 10% от вновь вводимой жилой площади, по России данный показатель составляет 3%. В условиях сильного задымления личный состав не в состоянии провести в полном объеме виды боевых действий по тушению пожаров, что, в свою очередь, ведет к необратимым последствиям развития пожара до крупных размеров, малоэффективным действиям по спасению людей и имущества.
Создание газодымозащитной службы позволит осуществить быстрые
и эффективные меры по поиску и спасению людей при возникших пожарах и авариях на различных объектах области, ликвидацию пожаров в непригодной для дыхания среде, а так же аварий техногенного и природного характера и снижение материальных потерь от них.
Без наличия в пожарных частях современных средств связи невозможно управление силами и средствами, повышение мобильности и эффективности действий при ликвидации различного рода чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Укрепление материально-технической базы подразделений пожарной охраны за счет приобретения современных пожарных автомобилей основного и специального назначения, пожарно-технического вооружения и оборудования позволит решить комплекс мер направленных на обеспечение пожарной безопасности на территории области.
Социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
Анализ тенденций развития основных природных, техногенных и экологических опасностей и угроз и их прогноз на перспективу показывают, что на территории области в ближайшие годы будет сохраняться высокая степень риска возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Это связано с увеличением антропогенного воздействия на окружающую среду, износом основных производственных фондов, недостаточным уровнем квалификации промышленного персонала и производственной дисциплины и, как следствие, низким уровнем техники безопасности.
Прогнозируемый рост количества возникающих чрезвычайных ситуаций различного характера будет вести к увеличению ущерба от них, который уже исчисляется в целом миллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в области, переход ее к стратегии устойчивого развития.
Для выполнения аварийно-спасательных работ пожарным частям необходима модернизация их материально-технической базы.
На настоящий момент оснащенность пожарных частей техникой, специальными средствами, приборами и оборудованием составляет 73,8% от расчетной потребности.
Приобретение оборудования для областного учебно-методического центра повысит качество подготовки специалистов ТП РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях. Оснащение компьютерами, оргтехникой, средствами отображения видеоинформации позволит осуществлять практическую подготовку руководящего состава потенциально опасных объектов и специалистов дежурно-диспетчерских служб по прогнозированию, оценке возможной обстановки и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также позволит сформировать культуру безопасности жизнедеятельности населения.
Использование информационных материалов по проблемам снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций окажет серьёзное влияние на практику социально-экономического планирования, а с учетом существующих тенденций роста количества катастроф и стихийных бедствий обеспечит снижение уровня риска для человека.
Основным назначением страхового фонда документации является оперативное документационное обеспечение проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций в случае утраты или недоступности документации объекта. В настоящий момент в области отсутствует страховой фонд документации потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения.
Существующие единые дежурно-диспетчерские службы в настоящий момент не могут в полном объеме выполнять возложенные обязанности.
Повышение оперативности и эффективности работы единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований и ДДС области при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций может быть достигнута путем оптимизации работы дежурно-диспетчерских служб на всех уровнях управления и оснащения их современными информационно-вычислительной техникой на базе современных информационных технологий.
Одним из факторов, которые могут привести к опасным процессам биогенного характера на территории Тамбовской области, является существующая и возрастающая угроза возникновения и распространения очагов таких особо опасных болезней, общих для человека и животных, как бешенство, бруцеллёз, лептоспироз, сибирская язва, классическая чума и грипп птиц, вследствие ухудшения в последние годы эпизоотической ситуации по этим инфекциям во многих регионах Российской Федерации, в том числе и граничащих с нашей областью.
Сложившаяся практика организации противоэпизоотических мероприятий в Тамбовской области не обеспечивает эффективности в полной мере, так как не предусматривается, должным образом, осуществление мероприятий, направленных на последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения от угрозы заражения опасными болезнями, общих для человека и животных.
В этой связи, совершенствование системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций при угрозе возникновения или возникновении особо опасных и природно-очаговых болезней, позволит существенно улучшить эпизоотическую обстановку на территории области.
С учетом уровня угроз для безопасного развития области эффективное противодействие возникновению чрезвычайных ситуаций не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует долговременной стратегии.
Необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов при решении задач снижения рисков чрезвычайных ситуаций может быть достигнут только при использовании программно-целевых методов. Реализация Программы позволит обеспечить переход к единой системе целевого управления в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций на базе единых методических подходов.
Отказ от использования программно-целевых методов негативно скажется на:
гарантированном оповещении и оперативном информировании населения о правилах безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в период аварийно- восстановительных работ;
развитии и совершенствовании системы мониторинга, ситуационного анализа и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий;
обеспечении защищенности граждан, реализации мероприятий, проводимых на потенциально опасных объектах и объекта жизнеобеспечения, по повышению их безопасности от угроз природного и техногенного характера.
Основными целями Программы являются:
последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития области;
повышение оперативности реагирования на угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации, информированности населения и организаций о фактах их возникновения и принятых мерах, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности и слаженности их совместных действий.
Основными задачами Программы являются:
прогноз возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и разработка комплекса мер по обеспечению необходимого уровня их защищенности;
совершенствование организационной основы сил ликвидации чрезвычайной ситуации, тушения пожаров и гражданской обороны;
развитие и совершенствование системы безопасности людей на водных объектах;
совершенствование системы подготовки руководящего состава и населения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
концентрация организационно-технических, материальных и
информационных ресурсов органов исполнительной власти Тамбовской области при решении проблемы снижения рисков чрезвычайной ситуации;
совершенствование нормативно-технического обеспечения развития дежурно-диспетчерских служб;
совершенствование взаимодействия единых дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
развитие систем информирования и оповещения органов управления и населения области на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий;
совершенствование системы управления и экстренного реагирования в чрезвычайных ситуациях.
Выполнению поставленных целей могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов в деле защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров.
Финансовые риски. Недостаточность финансирования из бюджетных источников.
Техногенные и экологические риски. Любая крупная техногенная или экологическая катастрофа потребует дополнительных ресурсов на оказание помощи пострадавшим в результате возникновения чрезвычайной ситуации. В случае ухудшения экологической ситуации потребуется выделение дополнительных средств на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и нормализации экологической обстановки. Программа будет реализована в течение трех лет в два этапа. На первом этапе (2008-2009 годы) предусматривается реализация мероприятий по развитию элементов системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и пожаров, оснащение поисково-спасательного отряда, пожарных частей новым оборудованием, техникой, средствами защиты и спасения людей. Совершенствование системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Техническое оснащение автоматизированного рабочего места диспетчера ЕДДС и включение единого телефонного номера спасения «112».
На втором этапе (2010 год) планируется завершение работ по развитию системы мониторинга и прогнозирования ЧС и пожаров, обеспечение требуемого уровня безопасности населения и совершенствование учебно-материальной базы подготовки населения, специалистов ГПС и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Предусматривается реализация мероприятий по развитию элементов системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и пожаров, оснащение поисково-спасательного отряда мобильным диагностическим комплексом по оценке и сертификации зданий, сооружений и технологических систем и создание первой очереди по микрофильмированию документации потенциально опасных объектов.
Дальнейшее наращивание технического оснащения ЕДДС и включение единого телефонного номера спасения «112».
(раздел 3 изложен в редакции Закона Тамбовской областной Думы от 18.12.2008 г. № 480-З)
Программные мероприятия по решению приведенных выше задач сформированы по следующим направлениям:
совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
развитие и совершенствование поисково-спасательных формирований;
развитие и совершенствование материально-технической базы противопожарной службы в области защиты населения от различных факторов пожаров;
развитие и совершенствование системы безопасности людей на водных объектах;
развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей, пожарных и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
развитие единой дежурно-диспетчерской службы;
создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН);
(абзац 9 признан утратившим силу законом Тамбовской областной Думы от 18.12.2008г . № 480-з).
Создание системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Основные программные мероприятия этого направления:
техническое оснащение системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и пожаров;
программное обеспечение системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и пожаров;
внедрение и освоение автоматизированных систем обработки информации.
Развитие и совершенствование поисково-спасательных формирований
Основные программные мероприятия этого направления:
техническое оснащение поисково-спасательного отряда;
совершенствование системы материально-технического обеспечения поисково-спасательного отряда;
развитие и совершенствование специализированных сил и средств для проведения подводных технических работ.
Развитие и совершенствование материально-технической базы
противопожарной службы в области защиты населения от
различных факторов пожаров
Основные программные мероприятия этого направления: техническое переоснащение пожарных частей и модернизация пожарных депо;
создание и развитие газодымозащитной службы;
создание и развитие территориального страхового фонда документации.
Развитие и совершенствование системы безопасности людей
на водных объектах
Основные программные мероприятия этого направления:
развитие и совершенствование специализированных сил и средств для осуществления функций спасения людей на водных объектах;
создание системы экстренного оповещения о возможности и возникновении чрезвычайных ситуаций и происшествий на водных объектах;
профилактика гибели людей на водных объектах.
Развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей, пожарных и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях Программными мероприятиями этого направления являются:
развитие и совершенствование учебно-материальной базы по подготовке руководящего состава и специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
внедрение дистанционной формы обучения населения и специалистов в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения.
приобретение компьютеров высокой производительности, принтеров и аппаратов факсимильной связи для автоматизированных рабочих мест диспетчеров ЕДДС;
приобретение компьютеров высокой производительности, принтеров и аппаратов факсимильной связи для автоматизированных рабочих мест диспетчеров ДЦС области;
закупка стационарных радиостанций УКВ диапазона;
приобретение аппаратуры объективного контроля (записывающей аппаратуры входящих телефонных звонков);
приобретение источников бесперебойного питания и резервных источников электроснабжения ЕДДС и ДДС области;
перемещение специальных средств связи и оборудования территориальной системы оповещения в здание администрации области.
разработка проектно-технической документации;
приобретение телефонных пультов диспетчера с модулем расширения для ЕДДС и ДДС области;
приобретение оборудования для доступа ЕДДС и ДЦС области к межведомственной сети передачи данных администрации области;
монтаж, пуско-наладка, программирование оборудования связи в ЕДДС и ДДС области.
организация линий связи ЕДДС и ДДС области;
внедрение специализированного программного обеспечения (СПО) ЕДДС по поддержке принятия решений на ликвидацию различных видов чрезвычайных ситуаций;
организация подключения единого телефонного номера службы спасения «112» в ЕДДС и ДЦС области.
развитие единой дежурно-диспетчерской службы
техническое оснащение областного пункта ДДС современными средствами проводной связи, радиосвязи, компьютерами, оргтехникой;
разработка и построение подсистемы связи ДДС области;
разработка информационно-справочной электронной карты Тамбовской области для принятия решения на ликвидацию различных видов черезвычайных ситуаций4
Программа рассчитана на период 2008-2010 годы, реализуется за счет средств областного бюджета. Для реализации мероприятий программы необходимо 42000 тыс. рублей.
Всего
2008 год
2009 год
2010 год
Областной бюджет
42000
17000
14000
11000
в том числе
КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ
38419
15509
12821
10089
НИОКР
0
0
0
0
ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ
3581
1491
1179
911
Ресурсное обеспечение Программы подлежит ежегодному уточнению в соответствии с изменениями бюджета области и по результатам исполнения Программы по итогам каждого года.
Распорядителем финансовых средств является управление по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров Тамбовской области.
Приобретение материальных средств осуществляется на основании Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Органы местного самоуправления районов и городов области могут разрабатывать и утверждать аналогичные муниципальные программы.
Общую координацию исполнения программы осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Тамбовской области. Организация работ по исполнению программы возлагается на управление по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров Тамбовской области.
Ожидаемый социально-экономический эффект - снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уменьшение потерь населения и экономического ущерба за счет повышения готовности и технической оснащенности аварийно-спасательных формирований.
Реализация основных программных мероприятий позволит добиться: повышения эффективности тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ, снижение гибели, сохранение здоровья людей, спасение материальных средств;
повышения технического оснащения сил и средств областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций современными аварийно-спасательными средствами;
усовершенствования информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций;
качественного улучшения материально-технического и иного обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
совершенствования системы подготовки специалистов по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
улучшения безопасности и устойчивости связи и ДДС области, повышения оперативности в принятии решений и управлении.
В результате реализации Программы за счет средств областного бюджета планируется достичь следующих показателей к 2010 году:
снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2007 года, процентов):
снижение количества гибели людей - от 1,5 до 5,5 % (в том числе в 2008 году на 1,5-2 % (на 5-6 человек); в 2009 году на 3-4 % (на 8-10 человек); в 2010 году на 4,5-5,5 % (на 12 человек));
снижение количества пострадавшего населения, в том числе погибших - от 0,5 до 3 % (в том числе в 2008 году на 0,5-1 % (на 5 человек); в 2009 году на 1,5-2 % (на 6-8 человек); в 2010 году на 2-3 % (на 10 человек));
снижение экономического ущерба - от 1 до 4 % (в том числе в 2008 году на 1-2 % (на 3070 тыс. рублей); в 2009 году на 2-3 % (на 3521 тыс. рублей); в 2010 году на 3-4 % (на 3980 тыс. рублей));
повышение эффективности информационного обеспечения, систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2007 года, процентов):
повышение полноты мониторинга - от 0,5 до 3 % (в том числе в 2008 году на 0,5-1 %; в 2009 году на 1,5-2 %; в 2010 году на 2-3 %);
повышение достоверности прогноза - от 1 до 5 % (в том числе в 2008 году на 1-2 %; в 2009 году на 3-4 %; в 2010 году на 4-5 %);
повышение эффективности затрат на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем достижения значения соотношения размера затрат на мероприятия по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и размера предотвращенного ущерба- 1 : 5 (в том числе в 2008 году 1:3; в 2009 году 1:4; в 2010 году 1:5).
-приобретение электронных топографических карт терри-тории области разных мас-штабов и тематической на-грузки- 3 ед.;
-приобретение компьютерных программ, обеспечивающих решение задач моделирова-ния ЧС и прогнозирования их последствий-Зед.;
программ моделирования последствий аварий на химически- и пожаро-взрывоопасных объектах - 3 ед.;
-приобретение программной системы для моделирования загрязнения территорий про-мышленных центром вещест-вами, поступающих от посто-янных источников загрязне-ния и опасных для здоровья -3 комплекта;
приобретение акустического прибора поиска пострадав-ших -1ед.;
Развитие и совершенство-вание специализированных сил и средств для проведения подводных технических работ:
приобретение водолазного снаряжения дыхательные аппараты- 10
приобретение дополнитель-ного оборудования для рабо-ты в условиях отрицательных температур (подводное осве-щение, утепленная палатка-1шт., нагревательная пушка-1шт.);
приобретение спасательных плавсредств и расходных ма-териалов (Моторные лодки -3 ед гребные лодки 4 ед., кат-реджи для заправки компрес-соров, абсорбенты).
-основные ПА тяжелого типа (АЦ-5.0-40 на базе автомобильного шасси КАМАЗ-43114 с боевым расчетом 6 человек) - 3 ед.; - основные ПА среднего типа (АЦ-3.0-40 на базе автомобильного шасси ЗИЛ-4334 с боевым расчетом 6 человек) - 2 ед.; - вспомогательный ПА типа ГАЗ-2752 «Соболь» на пол-ноприводном шасси - 1 ед., УАЗ-(315195-030 «HUNTER») -1 ед., УАЗ-31519-1 ед.
2008 г. - 1 ед.(АЦ-4334), - 1 ед. (АЦ-5.0-40 КАМАЗ-43114) - 1 ед. (УАЗ 315195-030 «HUNTER»), - 1 ед. ГАЗ 2752 «Соболь» фургон 7 мест. 2009 г. - 1 ед. (АЦ-5.0-40 КАМАЗ-43114) -1ед. УАЗ-31519. 2010 г.-1 ед. (АЦ3.0-40 ЗИЛ-4334) 1 ед. (АЦ-5.0-40 КАМАЗ-43114)
2008 г.: стац. р/ст. IcomF-111-6 шт. авт. р/ст. Icom F-111-29 шт.
автомобильные р/ст IcomF-111 32 ед; носимые р/ст IcomF-11 - 63 ед.
нос. р/ст. IcomF-11-43 шт. 2009 г.: авт. р/ст. IcomF-111-3 шт нос. р/ст. Icom F-11-20 шт.
-приобретение компрессоров для заправки средств защиты органов дыхания пожарных подразделений - 9 ед.(ВАиЕК).
Создание и развитие терри-ториального страхового фон-да документации.
ционного оповещения о происшествиях и чрезвычай-ных ситуациях в местах мас-сового отдыха людей на вод-ных объектах СЭО (г. Тамбов-6 шт., г. Мичуринск-2 шт., г. Моршанск-1 шт., г. Уварово-1 шт.)
Приобретение оборудования для создания ведомственных спасательных постов - 6 постов (приобретение лодок гребных-6 шт.,спасательных жилетов-12 шт., концы «Александрова»-12 шт., спасательных кругов-12 шт., мегафонов-6 шт., биноклей-6 шт.
5. Развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей, пожарных и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Приобретение интерактив-ной доски - 1 шт.
_________
2009 г. - видеокамера - 1 ед., фотоаппарат - 2
- создание клуба «Юный спа-сатель» на базе кадетского класса школы № 36 (приобре-тение тренировочного снаря-жения, альпинистские верев-ки, карабины, спусковые уст-ройства, средства страховки; формы одежды и экипировки, туристические палатки, спальные мешки, коврики)
- приобретение 2-х комплек-тов ретрансляторов для орга-низации радиосвязи между ДДС области и ЕДЦС муни-ципальных образований
7. Создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)
Разработка проектно-сметной документации на реконст-рукцию региональной автома-тизированной системы цент-рализованного оповещения органов управления и населе-ния Тамбовской области
11000,0»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тамбовская областная Дума
ЗАКОН
от 05.12.2007 г.
г. Тамбов
№ 312-З
Об областной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и развитие единой дежурно-диспетчерской службы Тамбовской области в 2008-2010 годах»
(в редакции Закона Тамбовской области от 25.07.2008 г. № 418-З (ru68000200800419), от 18.12.2008 г. № 480-З (RU 68000200800693)
Утратил силу:
Закон Тамбовской области от 18.12.2008 г. №477-З (RU 68000200800697)
Статья 1
Утвердить областную целевую программу «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и развитие единой дежурно-диспетчерской службы Тамбовской области в 2008 - 2010 годах» согласно приложению.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
Глава администрации области О.И.Бетин
УТВЕРЖДЕНА
Законом Тамбовской области «Об областной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и развитие единой дежурно-диспетчерской службы Тамбовской области в 2008 - 2010 годах»
Областная целевая программа
«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности,
безопасности на водных объектах и развитие единой дежурно-диспетчерской
службы Тамбовской области в 2008 - 2010 годах»
Наименование Программы
Паспорт программы
- областная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и развитие единой дежурно-диспетчерской службы Тамбовской области в 2008 - 2010 годах» (далее - Программа)
Заказчик
Программы Управление по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров Тамбовской области
Разработчик Программы
Цели и задачи Программы
Управление по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров области
Основными целями Программы являются: последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития области, снижения количества пожаров, гибели людей на пожарах, обеспечение безопасности на водных объектах. Повышение оперативности реагирования на угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации, информированности населения и организаций о фактах их возникновения и принятых мерах, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности их совместных действий. Основными задачами Программы являются: прогноз возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и разработка комплекса мер по обеспечению необходимого уровня их защищенности; совершенствование организационной основы сил ликвидации чрезвычайной ситуации, тушения пожаров и гражданской обороны;
обеспечение безопасности людей на водных объектах; совершенствование системы подготовки руководящего состава и населения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
концентрация организационно-технических, материальных и информационных ресурсов органов исполнительной власти Тамбовской области при решении проблемы снижения рисков чрезвычайной ситуации;
совершенствование нормативно-технического обеспечения развития единых дежурно-диспетчерских служб; совершенствования взаимодействия единых дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
развитие систем информирования и оповещения органов управления и населения области на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий; совершенствование системы управления и экстренного реагирования в чрезвычайных ситуациях, обмена и отслеживания информации в реальном масштабе времени между дежурно-диспетчерской службой (далее - ДЦС) области и единых дежурно-диспетчерских служб (далее -ЕДДС) муниципальных образований повышение процента оповещения населения и организаций о фактах возникновения чрезвычайных ситуаций
Сроки и этапы - 2008-2010 годы;
Реализации - Программа будет реализована в два этапа.
Программы На первом этапе (2008-2009 годы) предусматривается
реализация мероприятий по развитию элементов системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и пожаров, оснащение поисково-спасательных формирований, пожарных частей, техникой, средствами защиты и спасения людей. Совершенствование централизованной системы оповещения. Создание элементов общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее -ОКСИОН), а также локальных систем оповещения на предприятиях и организациях. Техническое оснащение автоматизированного рабочего места диспетчера ЕДДС. На втором этапе (2010 год) планируется завершение работ по развитию системы мониторинга и прогнозирования ЧС и пожаров, обеспечение требуемого уровня безопасности населения и совершенствование учебно-материальной базы подготовки населения, специалистов государственной противопожарной службы (далее - ГПС) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Дальнейшее наращивание технического оснащения ЕДДС и включение единого телефонного номера спасения «112»
Объемы и Программа финансируется за счет средств областного
источники бюджета. Общий объем финансирования в 2008-2010 годах
финансирования 42000 тыс. рублей,
Программы в том числе по годам:
год - 17000 тыс. рублей;
год- НОООтыс. рублей;
год - НОООтыс. рублей.
Мероприятия программы реализуются при условии включения в закон области об областном бюджете на 2008 год и плановый период.
1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами
Областная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и развитие единой дежурно-диспетчерской службы Тамбовской области в 2008-2010 годах» (далее -программа) разработана в соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», законами Тамбовской области от 28 апреля 2006 года № 25-3 «Об организации защиты населения Тамбовской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера» и от 25 ноября 2005 года № 393-3 «О пожарной безопасности в Тамбовской области».
В развитие областных законов принят ряд постановлений администрации области.
В последние годы защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выделилась в отдельную, четко обозначенную область человеческой жизнедеятельности. Суть деятельности в этой сфере состоит во всестороннем противодействии чрезвычайным ситуациям на территории области.
Обеспечение снижения количества чрезвычайных ситуаций и повышение уровня защищенности населения и безопасности потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения от угроз природного и техногенного характера, создает необходимые условия для развития области.
Источниками событий чрезвычайного характера являются опасные природные явления, а также крупные техногенные аварии и катастрофы.
Следует отметить, что общей характерной особенностью природных и техногенных опасностей на современном этапе является их взаимосвязанный комплексный характер, выражающийся в том, что одно возникающее бедствие может вызывать целую цепочку других, порою более катастрофических процессов.
Опасные природные явления, представляющие собой потенциальный источник угроз и рисков жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу, включают в себя опасные гидрометеорологические (метеорологические, гидрологические, агрометеорологические) явления (сильные ветры, смерчи, тайфуны, сильные осадки и сильные метели, град, интенсивные гололедно-изморозевые отложения, сильная жара, сильный мороз, засуха атмосферная и почвенная, наводнения, связанные с половодьем и дождевыми паводками), опасные процессы биогенного характера (пожары в природных системах, эпидемии, вызванные природно-очаговымизаболеваниями, в том числе связанные с переносом возбудителей мигрирующими животными), угрозы экономическому потенциалу и экономической безопасности, связанные с катастрофическим размножением и миграциями животных.
Цикличность природных явлений и процессов создают условия для возникновения ЧС, характерных для территории области. К ним относятся ЧС, связанные с весенним паводком, лесоторфяными пожарами и опасными метеорологическими явлениями.
Среди природных опасностей наиболее разрушительными являются: наводнения, подтопления, ураганы и бури, сильные заморозки. Ежегодно в области происходит 2-3 события чрезвычайного характера, связанные с опасными природными явлениями.
Основные потери при этом приносят: весеннее половодье и подтопления (около 17%); ураганы и сильные ветры (14%).
В настоящее время в Тамбовской области функционируют 29 химически опасных объектов, 59 пожаровзрывоопасных объектов, более 900 гидротехнических сооружений, объекты жизнеобеспечения населения. Большая часть этих объектов представляет не только экономическую, оборонную и социальную значимость для области, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды.
К наиболее крупным химическим опасным объектам относятся: ОАО
«Пигмент», г. Тамбов, ОАО «Котовский лакокрасочный завод», очистные
сооружения МУП «Мичуринский комбинат коммунальных услуг», ЗАО «Завод
сухого обезжиренного молока (СОМ)», г. Кирсанов, ОАО «Биохим», г.
Рассказово, ООО Производственная фирма «Раском, г. Рассказово, и др.
По территории Тамбовской области (Мучкапский и Уваровский районы) проходит участок аммиакопровода ОАО «Трансаммиак» протяженностью 55 км. Вдоль трассы смонтировано: 1 раздаточная станция РС-20, 2 главных и 5 сателитных поста секционирования.
К пожаровзрывоопасным объектам, расположенным на территории области, относятся объекты, на которых осуществляется:
транспортировка природного газа, нефти и нефтепродуктов;
хранение нефтепродуктов, спирта;
производство сахара, хлебной и мучной продукции.
Наибольшую опасность из них представляют: Федеральное казенное предприятие «Тамбовский пороховой завод», ЛПДС «Никольское» МУ ОАО МН «Дружба», ЛПДС «Никольское» Брянского производственного отделения «Юго-западтранснефтепродукт», Тамбовская ТЭЦ, ООО «Тамбов-Терминал», Компрессорная станция КС-27 (Давыдово) и КС 26 (Алгасово) «Моршанское УМГ», Компрессорная станция КС-28 «Первомайское УМГ».
Не менее сложная обстановка может возникнуть и при авариях на всех видах транспорта.
Ежедневно по территории области осуществляется транспортировка опасных грузов автомобильным, железнодорожным и трубопроводном транспортом.
Аварии с аварийно химически опасными веществами на автомобильном и особенно на железнодорожном и трубопроводном транспорте могут вызвать распространение зараженного воздуха на расстояние до 20 км и более от места разлива, что в условиях области создает возможность уязвимости практически всех населенных пунктов.
Пожары в зданиях и сооружениях производственного, жилого, социально-бытового и культурного назначения остаются самыми распространенными бедствиями. Порой они являются причиной гибели значительного числа людей и больших материальных ущербов.
Статистика пожаров в Тамбовской области за последние 5 лет позволяет констатировать, что количество пожаров сохраняется на уровне около 2 тысяч в год, в последние годы в области при пожарах ежегодно погибают 165 человек. Больше людей (в 2 раза) погибают только в дорожно-транспортных происшествиях.
Организация тушения пожаров предполагает создание необходимых условий для укрепления пожарной безопасности Тамбовской области, уменьшение гибели, травматизма людей и размера материальных потерь от пожаров.
В настоящее время обеспеченность пожарной автотехникой в области составляет 83%, из них подлежит списанию более 32%, требует капитального ремонта 47%. Укомплектованность пожарно-техническим вооружением составляет 50%, автолестницами 62%. Приобретение новых образцов пожарной техники повышенной проходимости и с большим запасом огнетушащих средств взамен устаревших и отработавших свой ресурс автомобилей позволит в определенной степени снизить остроту проблемы отсутствия и удаленности водоисточников в населенных пунктах, сократит время прибытия к месту вызова, повысит эффективность тушения пожаров.
Существующая укомплектованность подразделений пожарной охраны специальными автомобилями, предназначенными для спасения людей, тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ, так же не отвечает нормативным требованиям.
Одним из условий лицензирования деятельности в области предупреждения и тушения пожаров является наличие в пожарных частях газодымозащитной службы. Отсутствие в настоящее время индивидуальных средств защиты (аппаратов на сжатом воздухе, проверочных устройств, компрессоров для заполнения воздушных баллонов) не способствует положительной динамики тушения пожаров. При пожарах ежегодно на территории области уничтожается до 10% от вновь вводимой жилой площади, по России данный показатель составляет 3%. В условиях сильного задымления личный состав не в состоянии провести в полном объеме виды боевых действий по тушению пожаров, что, в свою очередь, ведет к необратимым последствиям развития пожара до крупных размеров, малоэффективным действиям по спасению людей и имущества.
Создание газодымозащитной службы позволит осуществить быстрые
и эффективные меры по поиску и спасению людей при возникших пожарах и авариях на различных объектах области, ликвидацию пожаров в непригодной для дыхания среде, а так же аварий техногенного и природного характера и снижение материальных потерь от них.
Без наличия в пожарных частях современных средств связи невозможно управление силами и средствами, повышение мобильности и эффективности действий при ликвидации различного рода чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Укрепление материально-технической базы подразделений пожарной охраны за счет приобретения современных пожарных автомобилей основного и специального назначения, пожарно-технического вооружения и оборудования позволит решить комплекс мер направленных на обеспечение пожарной безопасности на территории области.
Социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
Анализ тенденций развития основных природных, техногенных и экологических опасностей и угроз и их прогноз на перспективу показывают, что на территории области в ближайшие годы будет сохраняться высокая степень риска возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Это связано с увеличением антропогенного воздействия на окружающую среду, износом основных производственных фондов, недостаточным уровнем квалификации промышленного персонала и производственной дисциплины и, как следствие, низким уровнем техники безопасности.
Прогнозируемый рост количества возникающих чрезвычайных ситуаций различного характера будет вести к увеличению ущерба от них, который уже исчисляется в целом миллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в области, переход ее к стратегии устойчивого развития.
Для выполнения аварийно-спасательных работ пожарным частям необходима модернизация их материально-технической базы.
На настоящий момент оснащенность пожарных частей техникой, специальными средствами, приборами и оборудованием составляет 73,8% от расчетной потребности.
Приобретение оборудования для областного учебно-методического центра повысит качество подготовки специалистов ТП РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях. Оснащение компьютерами, оргтехникой, средствами отображения видеоинформации позволит осуществлять практическую подготовку руководящего состава потенциально опасных объектов и специалистов дежурно-диспетчерских служб по прогнозированию, оценке возможной обстановки и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также позволит сформировать культуру безопасности жизнедеятельности населения.
Использование информационных материалов по проблемам снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций окажет серьёзное влияние на практику социально-экономического планирования, а с учетом существующих тенденций роста количества катастроф и стихийных бедствий обеспечит снижение уровня риска для человека.
Основным назначением страхового фонда документации является оперативное документационное обеспечение проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций в случае утраты или недоступности документации объекта. В настоящий момент в области отсутствует страховой фонд документации потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения.
Существующие единые дежурно-диспетчерские службы в настоящий момент не могут в полном объеме выполнять возложенные обязанности.
Повышение оперативности и эффективности работы единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований и ДДС области при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций может быть достигнута путем оптимизации работы дежурно-диспетчерских служб на всех уровнях управления и оснащения их современными информационно-вычислительной техникой на базе современных информационных технологий.
Одним из факторов, которые могут привести к опасным процессам биогенного характера на территории Тамбовской области, является существующая и возрастающая угроза возникновения и распространения очагов таких особо опасных болезней, общих для человека и животных, как бешенство, бруцеллёз, лептоспироз, сибирская язва, классическая чума и грипп птиц, вследствие ухудшения в последние годы эпизоотической ситуации по этим инфекциям во многих регионах Российской Федерации, в том числе и граничащих с нашей областью.
Сложившаяся практика организации противоэпизоотических мероприятий в Тамбовской области не обеспечивает эффективности в полной мере, так как не предусматривается, должным образом, осуществление мероприятий, направленных на последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения от угрозы заражения опасными болезнями, общих для человека и животных.
В этой связи, совершенствование системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций при угрозе возникновения или возникновении особо опасных и природно-очаговых болезней, позволит существенно улучшить эпизоотическую обстановку на территории области.
С учетом уровня угроз для безопасного развития области эффективное противодействие возникновению чрезвычайных ситуаций не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует долговременной стратегии.
Необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов при решении задач снижения рисков чрезвычайных ситуаций может быть достигнут только при использовании программно-целевых методов. Реализация Программы позволит обеспечить переход к единой системе целевого управления в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций на базе единых методических подходов.
Отказ от использования программно-целевых методов негативно скажется на:
гарантированном оповещении и оперативном информировании населения о правилах безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в период аварийно- восстановительных работ;
развитии и совершенствовании системы мониторинга, ситуационного анализа и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий;
обеспечении защищенности граждан, реализации мероприятий, проводимых на потенциально опасных объектах и объекта жизнеобеспечения, по повышению их безопасности от угроз природного и техногенного характера.
Основными целями Программы являются:
последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития области;
повышение оперативности реагирования на угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации, информированности населения и организаций о фактах их возникновения и принятых мерах, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности и слаженности их совместных действий.
Основными задачами Программы являются:
прогноз возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и разработка комплекса мер по обеспечению необходимого уровня их защищенности;
совершенствование организационной основы сил ликвидации чрезвычайной ситуации, тушения пожаров и гражданской обороны;
развитие и совершенствование системы безопасности людей на водных объектах;
совершенствование системы подготовки руководящего состава и населения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
концентрация организационно-технических, материальных и
информационных ресурсов органов исполнительной власти Тамбовской области при решении проблемы снижения рисков чрезвычайной ситуации;
совершенствование нормативно-технического обеспечения развития дежурно-диспетчерских служб;
совершенствование взаимодействия единых дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
развитие систем информирования и оповещения органов управления и населения области на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий;
совершенствование системы управления и экстренного реагирования в чрезвычайных ситуациях.
Выполнению поставленных целей могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов в деле защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров.
Финансовые риски. Недостаточность финансирования из бюджетных источников.
Техногенные и экологические риски. Любая крупная техногенная или экологическая катастрофа потребует дополнительных ресурсов на оказание помощи пострадавшим в результате возникновения чрезвычайной ситуации. В случае ухудшения экологической ситуации потребуется выделение дополнительных средств на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и нормализации экологической обстановки. Программа будет реализована в течение трех лет в два этапа. На первом этапе (2008-2009 годы) предусматривается реализация мероприятий по развитию элементов системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и пожаров, оснащение поисково-спасательного отряда, пожарных частей новым оборудованием, техникой, средствами защиты и спасения людей. Совершенствование системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Техническое оснащение автоматизированного рабочего места диспетчера ЕДДС и включение единого телефонного номера спасения «112».
На втором этапе (2010 год) планируется завершение работ по развитию системы мониторинга и прогнозирования ЧС и пожаров, обеспечение требуемого уровня безопасности населения и совершенствование учебно-материальной базы подготовки населения, специалистов ГПС и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Предусматривается реализация мероприятий по развитию элементов системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и пожаров, оснащение поисково-спасательного отряда мобильным диагностическим комплексом по оценке и сертификации зданий, сооружений и технологических систем и создание первой очереди по микрофильмированию документации потенциально опасных объектов.
Дальнейшее наращивание технического оснащения ЕДДС и включение единого телефонного номера спасения «112».
(раздел 3 изложен в редакции Закона Тамбовской областной Думы от 18.12.2008 г. № 480-З)
Программные мероприятия по решению приведенных выше задач сформированы по следующим направлениям:
совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
развитие и совершенствование поисково-спасательных формирований;
развитие и совершенствование материально-технической базы противопожарной службы в области защиты населения от различных факторов пожаров;
развитие и совершенствование системы безопасности людей на водных объектах;
развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей, пожарных и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
развитие единой дежурно-диспетчерской службы;
создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН);
(абзац 9 признан утратившим силу законом Тамбовской областной Думы от 18.12.2008г . № 480-з).
Создание системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Основные программные мероприятия этого направления:
техническое оснащение системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и пожаров;
программное обеспечение системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и пожаров;
внедрение и освоение автоматизированных систем обработки информации.
Развитие и совершенствование поисково-спасательных формирований
Основные программные мероприятия этого направления:
техническое оснащение поисково-спасательного отряда;
совершенствование системы материально-технического обеспечения поисково-спасательного отряда;
развитие и совершенствование специализированных сил и средств для проведения подводных технических работ.
Развитие и совершенствование материально-технической базы
противопожарной службы в области защиты населения от
различных факторов пожаров
Основные программные мероприятия этого направления: техническое переоснащение пожарных частей и модернизация пожарных депо;
создание и развитие газодымозащитной службы;
создание и развитие территориального страхового фонда документации.
Развитие и совершенствование системы безопасности людей
на водных объектах
Основные программные мероприятия этого направления:
развитие и совершенствование специализированных сил и средств для осуществления функций спасения людей на водных объектах;
создание системы экстренного оповещения о возможности и возникновении чрезвычайных ситуаций и происшествий на водных объектах;
профилактика гибели людей на водных объектах.
Развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей, пожарных и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях Программными мероприятиями этого направления являются:
развитие и совершенствование учебно-материальной базы по подготовке руководящего состава и специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
внедрение дистанционной формы обучения населения и специалистов в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения.
приобретение компьютеров высокой производительности, принтеров и аппаратов факсимильной связи для автоматизированных рабочих мест диспетчеров ЕДДС;
приобретение компьютеров высокой производительности, принтеров и аппаратов факсимильной связи для автоматизированных рабочих мест диспетчеров ДЦС области;
закупка стационарных радиостанций УКВ диапазона;
приобретение аппаратуры объективного контроля (записывающей аппаратуры входящих телефонных звонков);
приобретение источников бесперебойного питания и резервных источников электроснабжения ЕДДС и ДДС области;
перемещение специальных средств связи и оборудования территориальной системы оповещения в здание администрации области.
разработка проектно-технической документации;
приобретение телефонных пультов диспетчера с модулем расширения для ЕДДС и ДДС области;
приобретение оборудования для доступа ЕДДС и ДЦС области к межведомственной сети передачи данных администрации области;
монтаж, пуско-наладка, программирование оборудования связи в ЕДДС и ДДС области.
организация линий связи ЕДДС и ДДС области;
внедрение специализированного программного обеспечения (СПО) ЕДДС по поддержке принятия решений на ликвидацию различных видов чрезвычайных ситуаций;
организация подключения единого телефонного номера службы спасения «112» в ЕДДС и ДЦС области.
развитие единой дежурно-диспетчерской службы
техническое оснащение областного пункта ДДС современными средствами проводной связи, радиосвязи, компьютерами, оргтехникой;
разработка и построение подсистемы связи ДДС области;
разработка информационно-справочной электронной карты Тамбовской области для принятия решения на ликвидацию различных видов черезвычайных ситуаций4
Программа рассчитана на период 2008-2010 годы, реализуется за счет средств областного бюджета. Для реализации мероприятий программы необходимо 42000 тыс. рублей.
Всего
2008 год
2009 год
2010 год
Областной бюджет
42000
17000
14000
11000
в том числе
КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ
38419
15509
12821
10089
НИОКР
0
0
0
0
ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ
3581
1491
1179
911
Ресурсное обеспечение Программы подлежит ежегодному уточнению в соответствии с изменениями бюджета области и по результатам исполнения Программы по итогам каждого года.
Распорядителем финансовых средств является управление по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров Тамбовской области.
Приобретение материальных средств осуществляется на основании Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Органы местного самоуправления районов и городов области могут разрабатывать и утверждать аналогичные муниципальные программы.
Общую координацию исполнения программы осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Тамбовской области. Организация работ по исполнению программы возлагается на управление по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров Тамбовской области.
Ожидаемый социально-экономический эффект - снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уменьшение потерь населения и экономического ущерба за счет повышения готовности и технической оснащенности аварийно-спасательных формирований.
Реализация основных программных мероприятий позволит добиться: повышения эффективности тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ, снижение гибели, сохранение здоровья людей, спасение материальных средств;
повышения технического оснащения сил и средств областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций современными аварийно-спасательными средствами;
усовершенствования информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций;
качественного улучшения материально-технического и иного обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
совершенствования системы подготовки специалистов по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
улучшения безопасности и устойчивости связи и ДДС области, повышения оперативности в принятии решений и управлении.
В результате реализации Программы за счет средств областного бюджета планируется достичь следующих показателей к 2010 году:
снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2007 года, процентов):
снижение количества гибели людей - от 1,5 до 5,5 % (в том числе в 2008 году на 1,5-2 % (на 5-6 человек); в 2009 году на 3-4 % (на 8-10 человек); в 2010 году на 4,5-5,5 % (на 12 человек));
снижение количества пострадавшего населения, в том числе погибших - от 0,5 до 3 % (в том числе в 2008 году на 0,5-1 % (на 5 человек); в 2009 году на 1,5-2 % (на 6-8 человек); в 2010 году на 2-3 % (на 10 человек));
снижение экономического ущерба - от 1 до 4 % (в том числе в 2008 году на 1-2 % (на 3070 тыс. рублей); в 2009 году на 2-3 % (на 3521 тыс. рублей); в 2010 году на 3-4 % (на 3980 тыс. рублей));
повышение эффективности информационного обеспечения, систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2007 года, процентов):
повышение полноты мониторинга - от 0,5 до 3 % (в том числе в 2008 году на 0,5-1 %; в 2009 году на 1,5-2 %; в 2010 году на 2-3 %);
повышение достоверности прогноза - от 1 до 5 % (в том числе в 2008 году на 1-2 %; в 2009 году на 3-4 %; в 2010 году на 4-5 %);
повышение эффективности затрат на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем достижения значения соотношения размера затрат на мероприятия по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и размера предотвращенного ущерба- 1 : 5 (в том числе в 2008 году 1:3; в 2009 году 1:4; в 2010 году 1:5).
-приобретение электронных топографических карт терри-тории области разных мас-штабов и тематической на-грузки- 3 ед.;
-приобретение компьютерных программ, обеспечивающих решение задач моделирова-ния ЧС и прогнозирования их последствий-Зед.;
программ моделирования последствий аварий на химически- и пожаро-взрывоопасных объектах - 3 ед.;
-приобретение программной системы для моделирования загрязнения территорий про-мышленных центром вещест-вами, поступающих от посто-янных источников загрязне-ния и опасных для здоровья -3 комплекта;
приобретение акустического прибора поиска пострадав-ших -1ед.;
Развитие и совершенство-вание специализированных сил и средств для проведения подводных технических работ:
приобретение водолазного снаряжения дыхательные аппараты- 10
приобретение дополнитель-ного оборудования для рабо-ты в условиях отрицательных температур (подводное осве-щение, утепленная палатка-1шт., нагревательная пушка-1шт.);
приобретение спасательных плавсредств и расходных ма-териалов (Моторные лодки -3 ед гребные лодки 4 ед., кат-реджи для заправки компрес-соров, абсорбенты).
-основные ПА тяжелого типа (АЦ-5.0-40 на базе автомобильного шасси КАМАЗ-43114 с боевым расчетом 6 человек) - 3 ед.; - основные ПА среднего типа (АЦ-3.0-40 на базе автомобильного шасси ЗИЛ-4334 с боевым расчетом 6 человек) - 2 ед.; - вспомогательный ПА типа ГАЗ-2752 «Соболь» на пол-ноприводном шасси - 1 ед., УАЗ-(315195-030 «HUNTER») -1 ед., УАЗ-31519-1 ед.
2008 г. - 1 ед.(АЦ-4334), - 1 ед. (АЦ-5.0-40 КАМАЗ-43114) - 1 ед. (УАЗ 315195-030 «HUNTER»), - 1 ед. ГАЗ 2752 «Соболь» фургон 7 мест. 2009 г. - 1 ед. (АЦ-5.0-40 КАМАЗ-43114) -1ед. УАЗ-31519. 2010 г.-1 ед. (АЦ3.0-40 ЗИЛ-4334) 1 ед. (АЦ-5.0-40 КАМАЗ-43114)
2008 г.: стац. р/ст. IcomF-111-6 шт. авт. р/ст. Icom F-111-29 шт.
автомобильные р/ст IcomF-111 32 ед; носимые р/ст IcomF-11 - 63 ед.
нос. р/ст. IcomF-11-43 шт. 2009 г.: авт. р/ст. IcomF-111-3 шт нос. р/ст. Icom F-11-20 шт.
-приобретение компрессоров для заправки средств защиты органов дыхания пожарных подразделений - 9 ед.(ВАиЕК).
Создание и развитие терри-ториального страхового фон-да документации.
ционного оповещения о происшествиях и чрезвычай-ных ситуациях в местах мас-сового отдыха людей на вод-ных объектах СЭО (г. Тамбов-6 шт., г. Мичуринск-2 шт., г. Моршанск-1 шт., г. Уварово-1 шт.)
Приобретение оборудования для создания ведомственных спасательных постов - 6 постов (приобретение лодок гребных-6 шт.,спасательных жилетов-12 шт., концы «Александрова»-12 шт., спасательных кругов-12 шт., мегафонов-6 шт., биноклей-6 шт.
5. Развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей, пожарных и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Приобретение интерактив-ной доски - 1 шт.
_________
2009 г. - видеокамера - 1 ед., фотоаппарат - 2
- создание клуба «Юный спа-сатель» на базе кадетского класса школы № 36 (приобре-тение тренировочного снаря-жения, альпинистские верев-ки, карабины, спусковые уст-ройства, средства страховки; формы одежды и экипировки, туристические палатки, спальные мешки, коврики)
- приобретение 2-х комплек-тов ретрансляторов для орга-низации радиосвязи между ДДС области и ЕДЦС муни-ципальных образований
7. Создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)
Разработка проектно-сметной документации на реконст-рукцию региональной автома-тизированной системы цент-рализованного оповещения органов управления и населе-ния Тамбовской области
11000,0»
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | газета "Тамбовская жизнь" № 493-496 (24880-24883) от 26.12.2008, не опубликован на момент включения НПА в федеральный регистр от 29.12.2007 |
Рубрики правового классификатора: | 160.040.050 Пожарная безопасность, 160.040.100 Иные вопросы безопасности общества, 160.040.010 Общие положения, 160.040.000 Безопасность общества, 160.040.060 Промышленная безопасность, 160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка, 160.010.000 Общие положения в сфере обеспечения безопасности государства, общества и личности, 160.040.070 Радиационная безопасность (см. также 090.030.000) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: