Основная информация
Дата опубликования: | 06 ноября 2007г. |
Номер документа: | ru90000200700462 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Пермский край |
Принявший орган: | Законодательное Собрание Пермского края |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ЗАКОН ПЕРМСКОГО КРАЯ
06.11.2007 № 137-ПК
Об утверждении отчета об исполнении областной целевой программы «Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Пермской области на 2004-2006 годы»
Принят Законодательным Собранием
Пермского края 18 октября 2007 года
Статья 1
Утвердить отчет об исполнении областной целевой программы «Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Пермской области на 2004-2006 годы» (прилагается).
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Пермского края
О.А.Чиркунов
Приложение
к Закону Пермского края
от 06.11.2007 № 137-ПК
ОТЧЕТ
об исполнении областной целевой программы «Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Пермской области
на 2004-2006 годы»
Областная целевая программа «Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Пермской области на 2004-2006 годы" (далее - Программа) утверждена Законом Пермской области от 11.08.2004 № 1518-306. В Программу были внесены изменения и дополнения законами Пермской области от 06.05.2005 № 2192-483, от 11.11.2005 № 2616-578, законами Пермского края от 05.06.2006 № 3058-691 и от 19.12.2006 № 3382-787.
Данная Программа - это комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в области совершенствования первичной медико-санитарной помощи сельскому населению области.
1. Описание проблемы, на решение которой была ориентирована Программа
Необходимость разработки и реализации Программы определялась острой необходимостью преодоления негативных тенденций в организации медицинской помощи сельскому населению Пермской области и улучшения показателей состояния его здоровья. Учитывая, что численность сельских жителей в Пермской области составляет 732 тыс.человек или 25% от общей численности населения области, необходимость решения данных проблем становится острыми неотложными задачами органов власти.
Система охраны здоровья сельского населения в Пермской области на период формирования Программы характеризовалась следующими негативными моментами:
1. Ухудшающимися медико-демографическими показателями состояния здоровья сельского населения.
Темпы снижения уровня здоровья сельских жителей, как правило, выше, чем у городских, а показатели состояния здоровья ниже, чем в городской местности. Общая смертность сельских жителей в области за 10 лет (1991-2001 годы) выросла на 29,3%, достигнув 17,2% на 1000 населения, что на 11% больше, чем среди городских жителей. Младенческая смертность в сельской местности выше смертности городских младенцев на 27,3% и составила в 2001 году 16% на 1000 родившихся живыми за год. Отмечается высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте, прежде всего, от травм и отравлений. Возрастная структура населения в сельской местности имеет регрессивный тип: дети в общей численности составляют всего 18,2%. За 10-летний период (1991-2001 годы) произошло снижение показателя рождаемости в сельских районах области на 69,9%.
2. Низким уровнем доступности медицинской помощи для населения сельских территорий.
Уровень выявляемости заболеваний у сельских жителей в связи с низкой доступностью врачебной медицинской помощи в 2 раза ниже истинного.
2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является сохранение и улучшение здоровья сельского населения за счет снижения уровня смертности, улучшения качественных показателей здоровья.
Реализацией программных мероприятий предполагалось решить следующие задачи:
1. Адаптация системы сельского здравоохранения к изменяющимся социально-экономическим условиям путем замещения и перегруппировки ресурсов с учетом конкретных местных условий.
2. Обеспечение развития первичной медико-санитарной помощи сельскому населению.
3. Укрепление материально-технической базы учреждений сельского здравоохранения.
4. Обеспечение проведения рациональной кадровой политики.
3. Государственный заказчик Программы
Государственным заказчиком программы является администрация Пермской области.
4. Исполнители Программы и участники Программы
Управление здравоохранения Пермской области, органы местного самоуправления, Пермская государственная медицинская академия, хозяйствующие субъекты различных форм собственности, привлекаемые на конкурсной основе по договору о реализации программных мероприятий.
5. Механизм реализации и организация управления Программой
Администрация области (управление здравоохранения) совместно с исполнителями Программы организовывали работу по реализации Программы на территории Пермской области, готовили обоснования, соглашения и договоры, проводили необходимые мероприятия по их выполнению, осуществляли контроль за ходом реализации программных мероприятий.
Реализация Программы осуществлялась в соответствии с ежегодными планами выполнения программных мероприятий, а также на основе договоров, заключаемых с исполнителями отдельных мероприятий Программы.
6. Реализация Программы
В соответствии с целями структура Программы была сформирована по следующим направлениям:
6.1. Развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов.
6.2. Развитие службы «Врач общей практики».
6.3. Совершенствование службы скорой медицинской помощи и передвижных форм работы.
6.4. Развитие сельских врачебных амбулаторий.
6.5. Развитие участковых больниц и центральных районных больниц.
6.6. Приобретение оборудования для участковых больниц, центральных районных больниц, межрайонных центров.
6.7. Профессиональная подготовка врачей общей практики и их методическое обеспечение.
В результате реализации мероприятий по развитию сети фельдшерско-акушерских пунктов:
для эффективной работы проведено дооснащение тридцати шести действующих фельдшерско-акушерских пунктов необходимым медицинским оборудованием;
осуществлена реконструкция и построено с вводом в эксплуатацию 16 фельдшерско-акушерских пунктов, готовится к вводу в эксплуатацию в 2007 году фельдшерско-акушерский пункт в с.Верх-Рождество Частинского района;
обеспечена подготовка к лицензированию фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий в Октябрьском и Частинском районах.
На реализацию данных мероприятий была определена финансовая потребность в сумме 33851,1 тыс.рублей, профинансировано (кассовые расходы) 57147,0 тыс.рублей.
В результате реализации мероприятий, направленных на развитие службы «Врач общей практики»:
путем перевода фельдшерско-акушерских пунктов в филиалы сельской врачебной амбулатории и в сельские врачебные амбулатории создано 18 новых офисов врача общей практики, которые оснащены комплектами необходимого медицинского оборудования;
проведено дооснащение медицинским оборудованием 21 рабочего места врачей общей практики;
28 офисов врачей общей практики обеспечены автотранспортом для обслуживания закрепленной сельской территории.
Финансовая потребность на реализацию данных мероприятий при формировании Программы утверждена в размере 8280,2 тыс.рублей, фактическое финансирование (кассовые расходы) составило 4949,5 тыс.рублей.
В целях совершенствования службы скорой медицинской помощи и передвижных форм работы:
в территориях с большим радиусом обслуживания открыты восемь филиалов отделений скорой медицинской помощи (в с.Оверята Краснокамского района, с.Кын Лысьвенского района, с.Асово Березовского района, д.Осинцево Кишертского района, с.Сепыч Верещагинского района, д.Кулики Очерского района, в с.Ножовка Частинского района, с.Б.Уса Куединского района);
в связи с увеличением радиуса обслуживания в 2004 году усилены дополнительными бригадами отделения скорой медицинской помощи в Красновишерском, Октябрьском, Чернушинском, Добрянском районах;
приобретено 17 автомобилей для оснащения отделений скорой медицинской помощи, при этом на данный момент остались неоснащенными 13 отделений по причине резкого роста цен на автомобили, в связи с чем в 2006 году дважды не состоялся конкурс на их поставку в учреждения области;
для Областной детской клинической больницы приобретены реанимобиль, транспортный кузов и аппарат ИВЛ (искусственной вентиляции легких);
осуществлено оснащение средствами связи отделений скорой медицинской помощи в 11 территориях области.
В целом на реализацию данных мероприятий потребность в финансовых средствах составляла 14292,7 тыс.рублей, профинансировано (кассовые расходы) - 12651,5 тыс.рублей.
Для развития сельских врачебных амбулаторий в Пермской области:
построены новые сельские медицинские пункты под офис врача общей практики в с.Зарубино, с.Усть-Турка Кунгурского района, с.Сараши Бардымского района, с.Тис Суксунского района, с.Дубовое Березовского района, с.Калино Чусовского района, реконструированы здания под сельские медпункты под офисы врача общей практики в с.Красный Восход, с.Н-Муллы Пермского района, с.Суда Уинского района;
осуществлено дооснащение пятнадцати сельских врачебных амбулаторий физиотерапевтическим оборудованием, с целью открытия офиса врача общей практики произведено дооснащение необходимым медицинским оборудованием 29 сельских врачебных амбулаторий;
в сельских врачебных амбулаториях открыто 12 новых стоматологических кабинетов;
для медицинских учреждений приобретены 5 передвижных стоматологических кабинетов;
открыты 29 новых клинико-диагностических лабораторий на базе существующих сельских врачебных амбулаторий, которые обеспечены необходимым медицинским оборудованием.
На реализацию данных мероприятий финансовая потребность была определена в сумме 47676,0 тыс.рублей, профинансировано (кассовые расходы) - 62709,1 тыс.рублей.
Для развития участковых больниц и центральных районных больниц:
осуществлено строительство пристроя к поликлинике в с.Елово, произведена реконструкция здания для поликлиники с.Кукуштан Пермского района и с.Кишерть;
построена станция скорой медицинской помощи на 10 тыс. вызовов в Октябрьской центральной районной больнице, теплый переход между корпусами Карагайской районной больницы.
На реализацию данных мероприятий финансовая потребность была определена в сумме 36890,0 тыс.рублей, профинансировано (кассовые расходы) - 32696,8 тыс.рублей.
В рамках реализации мероприятия «Приобретение оборудования для участковых больниц, центральных районных больниц, межрайонных центров» приобретены:
Виды оборудования
Общее количество (шт.)
Поставлено в территории
1. Рентгенодиагностические комплексы на 3 рабочих места
3
Оханск, Куеда, Березовка
2. Стационарные цифровые флюорографы
2
Чернушка, Чердынь
3. льтразвуковой диагностический комплекс
1
Сива
4. Электрокардиографы
3- канальные
25
районы: Бардымский, Березовский, Большесосновский, Верещагинский Еловский, Ильинский, Карагайский, Кишертский, Куединский, Кунгурский, Нытвенский, Октябрьский, Осинский, Очерский, Пермский, Сивинский, Суксунский, Соликамский, Усольский, Уинский, Частинский, Чердынский, Чайковский
5. Электрокардиографы
1- канальные
23
Краснокамск (2 шт.), Лысьва, Чайковский (2 шт.), Чусовой, Барда, Березовка (2 шт.), Б.Соснова, Добрянка, Елово (2 шт.), Кишерть, Нытва, Пермский район (2 шт.), Сива, Суксун, Уинский, Чернушка, Усольский район
6. Стерилизаторы сухожаровые
45
Краснокамск, Лысьва (6 шт.), Чайковский (5 шт.), Чусовой, Березовка (4 шт.), Добрянка, Елово (2 шт.), Красновишерск, Кунгурский район, Нытва, Орда (2 шт.), Оса, Пермский район (4 шт.), Сива (3 шт.), Соликамский район, Суксун (4 шт.), Уинский (2 шт.), Частые, Чернушка (3 шт.)
7. Микроскопы
42
Краснокамск, Лысьва, Чайковский (5 шт.), Чусовой, Березовка (4 шт.), Добрянка, Елово (2 шт.), Красновишерск, Кунгурский район, Нытва, Орда (2 шт.), Оса, Пермский
район (4 шт.), Сива (3 шт,), Соликамский район, Суксун (4 шт.), Уинский (2 шт.), Частые, Чернушка (3 шт.), Оханский район (2 шт.)
8. Автоклавы
10
Чайковский, Березовка, Добрянка, Куеда, Кунгурский район, Оханск, Пермский район, Суксун, Чердынь, Чернушка
9. Фотоэлектрокалориметры
16
Краснокамск, Чайковский, Барда, Березовка, Елово, Кишерть, Куеда, Кунгурский район, Нытва, Оханск, Пермский район (2 шт.), Сива, Суксун, Чердынь, Чернушка
10. Аппараты УВЧ - 80
24
Чайковский, Барда, Березовка, Добрянка, Елово, Ильинский, Кишерть, Карагай, Кунгурский район, Нытва, Орда, Пермский район, Сива, Суксун, Уинский, Частые, Чернушка, Лысьва (3 шт.), Усольский район
11. Аппарат «Плюс - 2»
14
Чайковский, Барда, Березовка, Б.Соснова, Добрянка, Елово, Кишерть, Нытва, Октябрьский, Очер, Частые, Лысьва (3 шт.), Усольский район
12. Аппарат «Амплипульс - 7»
13
Чайковский, Барда, Верещагино, Добрянка, Елово, Кишерть, Нытва, Октябрьский, Очер, Частые, Лысьва
13. Аппарат ДТ - 50 - 3 «Тонус-1»
20
Чайковский (2 шт.), Чусовой, Барда, Березовка (2 шт.), Добрянка, Елово (2 шт.), Ильинский, Карагай (2 шт.), Кишерть
(2 шт.), Кунгурский район, Нытва, Оса
(2 шт.), Пермский район (2 шт.)
14. Аппарат УРК-21
31
Чайковский (2 шт.), Чусовой, Барда (3 шт.), Березовка (2 шт.), Верещагино, Добрянка, Елово (2 шт.), Ильинский, Карагай (2 шт.), Кишерть (2 шт.), Кунгурский район, Нытва, Орда, Оса (2 шт.), Сива, Суксун, Уинский, Частые, Чернушка, Лысьва (3 шт.)
По данным мероприятиям финансовая потребность при формировании Программы на приобретение медицинского оборудования была определена в сумме 15213,5 тыс.рублей, профинансировано (кассовые расходы) 15209,5 тыс.рублей. На оставшуюся сумму заключены договора поставки оборудования, срок реализации которых заканчивается во втором квартале 2007 года.
За период реализации Программы осуществлена профессиональная подготовка врачей общей практики и их методическое обеспечение, а именно подготовлено 45 врачей общей практики, приобретено и распространено 100 экземпляров методической литературы.
На реализацию данных мероприятий финансовая потребность была определена и фактически профинансировано (кассовые расходы) в сумме 1658,7 тыс.рублей.
7. Ресурсное обеспечение Программы
Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2004-2006 годы определена в сумме 216952,0 тыс.рублей, в том числе за счет средств:
областного бюджета - 157862,2 тыс.рублей;
бюджетов органов местного самоуправления - 59089,8 тыс.рублей.
Выделено ассигнований за весь период реализации Программы 253757,10 тыс.рублей, в том числе по областному бюджету - 199743,50 тыс.рублей, бюджетам органов местного самоуправления - 54013,6 тыс.рублей.
Фактически израсходовано (кассовые расходы) на выполнение мероприятий 241035,58 тыс.рублей от выделенных ассигнований, в том числе за счет средств:
областного бюджета - 187021,9 тыс.рублей или 94% от выделенных ассигнований;
бюджетов органов местного самоуправления - 54013,6 тыс.рублей или 92% от потребности. В связи с тем, что Программа была утверждена в августе 2004 года, финансовые средства на реализацию программных мероприятий в бюджетах органов местного самоуправления на 2004 год не были запланированы.
Исполнение запланированных объемов финансирования Программы в разрезе капитальных и текущих расходов бюджетов представлено в приложении 1 к отчету.
За весь период реализации Программы не удалось освоить финансовые средства областного бюджета, в том числе:
По министерству здравоохранения края:
на 8276,4 тыс.рублей:
3542,7 тыс.рублей - по причине признания конкурса несостоявшимся (отказ поставщиков от участия в конкурсе по оснащению автомобилей для отделений скорой медицинской помощи п. 1.11.2.3 и п. 1.11.3.3);
1 922,0 тыс.рублей - в связи с недостатком запланированных по Программе средств не состоялось приобретение рентгенодиагностического комплекса на 3 рабочих места (п. 1.11.6.1).
Кроме этого, в связи с тем, что обязательства по исполнению заключенных договоров на приобретение медицинского оборудования для оснащения ФАПов и СВА переходят на 2007 год, по состоянию на 01.01.2007 года сформировалась кредиторская задолженность в сумме 2811,7 тыс.рублей.
По управлению капитального строительства:
на 4445,2 тыс.рублей, причина - не закончены строительством объекты в 2006 году. Данные объекты включены в программу капитального строительства 2007 года.
Данные о финансировании мероприятий Программы представлены в приложении 2 к отчету.
8. Оценка эффективности реализации Программы
Изменение показателей эффективности реализации Программы представлено в таблице 2.
Таблица 2
Система показателей оценки эффективности
Фактическое значение показателя на момент разработки Программы
Целевое значение показателя на момент окончания действия Программы
Значение показателя на момент завершения реализации Программы (01.01.2007)
1. Основные целевые показатели
1.1.
Младенческая смертность
(на 1000 родившихся на селе)
17,5
15
14,2
1.2.
Выявляемая заболеваемость (на 1000 населения)
506,2
680
526,2
2. Промежуточные показатели по достижению цели
2.1.
Кадровый потенциал
(на 10000 населения)
-
-
-
2.1.1.
Уровень обеспеченности врачами
13,3
14,4
13,7
2.1.2.
Уровень обеспеченности средними медицинскими работниками
68,4
80,6
68,6
2.1.3.
Количество врачей общей практики
0,7
1,6
1,3
2.2.
Доступность медицинской помощи населению
-
-
-
2.2.1.
Объем амбулаторной врачебной помощи (посещений на 1000 населения)
4213
5200
4020
2.2.2.
Количество вызовов СМП (на 1000 населения)
178,7
160
193
2.2.3.
Количество прочих (непрофильных) вызовов СМП (на 1000 населения)
23,5
16,5
27,4
2.3.
Оптимизация медицинской службы
-
-
-
2.3.1.
Реконструкция и новое строительство ФАП (кол-во)
715
742
872
2.3.2.
Перевод ФАП в филиал СВА и СВА с целью создания офиса врача общей практики
должностей (кол-во)
58
107
88
2.3.3.
Реконструкция и новое строительство сельских врачебных амбулаторий
73
90
75
2.3.4.
Открытие отделений (пунктов) СМП
51
60
54
2.4.
Укрепление материально-технической базы лечебных учреждений сельской местности
-
-
-
2.4.1.
Фондовооруженность лечебных учреждений
(тыс. руб./ чел.)
69,5
87,1
89,8
2.4.2.
Фондооснащенность лечебных учреждений
(тыс. руб./ койка)
150,6
188,9
196,2
Причины неисполнения показателей: действие Программы предусмотрено на 3 года. Фактически Программа действовала 2 года и 3 месяца (с октября 2004 года).
9. Общие выводы по результатам, достигнутым в ходе реализации Программы
Мобилизация возможностей здравоохранения посредством реализации целевой Программы направлена на повышение доступности и качества медицинской помощи сельскому населению на основе адекватности сети медицинских учреждений обоснованным потребностям, соответствия перечня, объемов и видов бесплатных медицинских услуг технологическим и финансово-экономическим возможностям лечебно-профилактических учреждений в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.
В результате реализации Программы достигнуты определенные социальный и медицинский эффекты за счет увеличения доступности всех видов медицинской помощи, стабилизации и улучшения отдельных показателей состояния здоровья сельского населения.
Стабилизация и частичное улучшение состояния здоровья сельского населения оцениваются по медико-демографическим показателям. За период реализации Программы Пермской области значительно улучшились показатели по младенческой смертности (с 17,5 на 1000 родившихся на селе снизилась до 14,2 промилле), выросла выявляемая заболеваемость среди сельского населения (с 506,2 на 1000 населения до 526,2).
Основными критериями доступности медицинской помощи сельскому населению являются: уровень развития амбулаторно-поликлинического сектора, института врача общей практики. По результатам реализации Программы в области возросло количество врачей общей практики, работающих в сельской местности (с 0,7 до 1,3 на 1000 населения), повысился уровень обеспеченности врачами и средними медицинскими работниками в сельских территориях.
В рамках Программы проводилась работа по оптимизации медицинской службы: осуществлялась реконструкция и новое строительство фельдшерских пунктов, перевод фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) в сельскую врачебную амбулаторию или ее филиал с целью создания офисов врача общей практики, состоялось открытие новых отделений скорой медицинской помощи.
В результате реализации программных мероприятий по строительству и реконструкции зданий для ФАПов, сельских врачебных амбулаторий (СВА) 30 ФАПов переведены в филиалы СВА или в СВА с целью создания офисов для работы врача общей практики.
При реализации Программы большое внимание уделялось укреплению материально-технической базы лечебных учреждений в сельской местности, в связи с чем фондовооруженность таких учреждений возросла с 69,5 до
89,8 тыс. рублей на человека, фондооснащенность - с 150,6 до 196,2 тыс.рублей на человека. Данные показатели значительно (на 3-4%) превышают запланированный Программой уровень.
Оценка эффективности реализации данной Программы возможна только через интегрированную оценку социальной, медицинской и экономической эффективности, с приоритетом социальной эффективности программных мероприятий. Известно, что для достижения улучшения социальных показателей необходим значительный временной период, и только через несколько лет после окончания реализации Программы можно будет в полной мере оценить социальную эффективность реализованных мероприятий.
В настоящее время в Пермском крае реализуется краевая целевая программа «Социальное развитие сельской местности Пермского края на 2007-2010 годы», утвержденная Законом Пермского края от 23.12.2006 № 41-КЗ, в которой предусматривается раздел «Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи в сельской местности». Кроме этого, на территории края реализуется федеральный национальный проект «Здоровье» и региональный проект «Качественное здравоохранение». В связи с этим разработка новой краевой целевой программы по решению проблем сельского здравоохранения на данный момент нецелесообразна.
Приложение 1
к отчету
Финансирование
О Ц П
Всего
за 2004-2006
Данные о финансировании мероприятий по программе «Развитие медико-санитарной помощи сельскому населению в Пермской области на 2004-2006 годы»
№п/п
Дооснащение медоборудованием существующих рабочих мест врача общей практики(21 место)
Усиление дополнительной врачебной бригадой существующих ОСМП с увеличением радиуса обслуживания(4 территории)
Электрокардиограф 3-канальный(25 шт.)
ЗАКОН ПЕРМСКОГО КРАЯ
06.11.2007 № 137-ПК
Об утверждении отчета об исполнении областной целевой программы «Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Пермской области на 2004-2006 годы»
Принят Законодательным Собранием
Пермского края 18 октября 2007 года
Статья 1
Утвердить отчет об исполнении областной целевой программы «Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Пермской области на 2004-2006 годы» (прилагается).
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Пермского края
О.А.Чиркунов
Приложение
к Закону Пермского края
от 06.11.2007 № 137-ПК
ОТЧЕТ
об исполнении областной целевой программы «Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Пермской области
на 2004-2006 годы»
Областная целевая программа «Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Пермской области на 2004-2006 годы" (далее - Программа) утверждена Законом Пермской области от 11.08.2004 № 1518-306. В Программу были внесены изменения и дополнения законами Пермской области от 06.05.2005 № 2192-483, от 11.11.2005 № 2616-578, законами Пермского края от 05.06.2006 № 3058-691 и от 19.12.2006 № 3382-787.
Данная Программа - это комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в области совершенствования первичной медико-санитарной помощи сельскому населению области.
1. Описание проблемы, на решение которой была ориентирована Программа
Необходимость разработки и реализации Программы определялась острой необходимостью преодоления негативных тенденций в организации медицинской помощи сельскому населению Пермской области и улучшения показателей состояния его здоровья. Учитывая, что численность сельских жителей в Пермской области составляет 732 тыс.человек или 25% от общей численности населения области, необходимость решения данных проблем становится острыми неотложными задачами органов власти.
Система охраны здоровья сельского населения в Пермской области на период формирования Программы характеризовалась следующими негативными моментами:
1. Ухудшающимися медико-демографическими показателями состояния здоровья сельского населения.
Темпы снижения уровня здоровья сельских жителей, как правило, выше, чем у городских, а показатели состояния здоровья ниже, чем в городской местности. Общая смертность сельских жителей в области за 10 лет (1991-2001 годы) выросла на 29,3%, достигнув 17,2% на 1000 населения, что на 11% больше, чем среди городских жителей. Младенческая смертность в сельской местности выше смертности городских младенцев на 27,3% и составила в 2001 году 16% на 1000 родившихся живыми за год. Отмечается высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте, прежде всего, от травм и отравлений. Возрастная структура населения в сельской местности имеет регрессивный тип: дети в общей численности составляют всего 18,2%. За 10-летний период (1991-2001 годы) произошло снижение показателя рождаемости в сельских районах области на 69,9%.
2. Низким уровнем доступности медицинской помощи для населения сельских территорий.
Уровень выявляемости заболеваний у сельских жителей в связи с низкой доступностью врачебной медицинской помощи в 2 раза ниже истинного.
2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является сохранение и улучшение здоровья сельского населения за счет снижения уровня смертности, улучшения качественных показателей здоровья.
Реализацией программных мероприятий предполагалось решить следующие задачи:
1. Адаптация системы сельского здравоохранения к изменяющимся социально-экономическим условиям путем замещения и перегруппировки ресурсов с учетом конкретных местных условий.
2. Обеспечение развития первичной медико-санитарной помощи сельскому населению.
3. Укрепление материально-технической базы учреждений сельского здравоохранения.
4. Обеспечение проведения рациональной кадровой политики.
3. Государственный заказчик Программы
Государственным заказчиком программы является администрация Пермской области.
4. Исполнители Программы и участники Программы
Управление здравоохранения Пермской области, органы местного самоуправления, Пермская государственная медицинская академия, хозяйствующие субъекты различных форм собственности, привлекаемые на конкурсной основе по договору о реализации программных мероприятий.
5. Механизм реализации и организация управления Программой
Администрация области (управление здравоохранения) совместно с исполнителями Программы организовывали работу по реализации Программы на территории Пермской области, готовили обоснования, соглашения и договоры, проводили необходимые мероприятия по их выполнению, осуществляли контроль за ходом реализации программных мероприятий.
Реализация Программы осуществлялась в соответствии с ежегодными планами выполнения программных мероприятий, а также на основе договоров, заключаемых с исполнителями отдельных мероприятий Программы.
6. Реализация Программы
В соответствии с целями структура Программы была сформирована по следующим направлениям:
6.1. Развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов.
6.2. Развитие службы «Врач общей практики».
6.3. Совершенствование службы скорой медицинской помощи и передвижных форм работы.
6.4. Развитие сельских врачебных амбулаторий.
6.5. Развитие участковых больниц и центральных районных больниц.
6.6. Приобретение оборудования для участковых больниц, центральных районных больниц, межрайонных центров.
6.7. Профессиональная подготовка врачей общей практики и их методическое обеспечение.
В результате реализации мероприятий по развитию сети фельдшерско-акушерских пунктов:
для эффективной работы проведено дооснащение тридцати шести действующих фельдшерско-акушерских пунктов необходимым медицинским оборудованием;
осуществлена реконструкция и построено с вводом в эксплуатацию 16 фельдшерско-акушерских пунктов, готовится к вводу в эксплуатацию в 2007 году фельдшерско-акушерский пункт в с.Верх-Рождество Частинского района;
обеспечена подготовка к лицензированию фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий в Октябрьском и Частинском районах.
На реализацию данных мероприятий была определена финансовая потребность в сумме 33851,1 тыс.рублей, профинансировано (кассовые расходы) 57147,0 тыс.рублей.
В результате реализации мероприятий, направленных на развитие службы «Врач общей практики»:
путем перевода фельдшерско-акушерских пунктов в филиалы сельской врачебной амбулатории и в сельские врачебные амбулатории создано 18 новых офисов врача общей практики, которые оснащены комплектами необходимого медицинского оборудования;
проведено дооснащение медицинским оборудованием 21 рабочего места врачей общей практики;
28 офисов врачей общей практики обеспечены автотранспортом для обслуживания закрепленной сельской территории.
Финансовая потребность на реализацию данных мероприятий при формировании Программы утверждена в размере 8280,2 тыс.рублей, фактическое финансирование (кассовые расходы) составило 4949,5 тыс.рублей.
В целях совершенствования службы скорой медицинской помощи и передвижных форм работы:
в территориях с большим радиусом обслуживания открыты восемь филиалов отделений скорой медицинской помощи (в с.Оверята Краснокамского района, с.Кын Лысьвенского района, с.Асово Березовского района, д.Осинцево Кишертского района, с.Сепыч Верещагинского района, д.Кулики Очерского района, в с.Ножовка Частинского района, с.Б.Уса Куединского района);
в связи с увеличением радиуса обслуживания в 2004 году усилены дополнительными бригадами отделения скорой медицинской помощи в Красновишерском, Октябрьском, Чернушинском, Добрянском районах;
приобретено 17 автомобилей для оснащения отделений скорой медицинской помощи, при этом на данный момент остались неоснащенными 13 отделений по причине резкого роста цен на автомобили, в связи с чем в 2006 году дважды не состоялся конкурс на их поставку в учреждения области;
для Областной детской клинической больницы приобретены реанимобиль, транспортный кузов и аппарат ИВЛ (искусственной вентиляции легких);
осуществлено оснащение средствами связи отделений скорой медицинской помощи в 11 территориях области.
В целом на реализацию данных мероприятий потребность в финансовых средствах составляла 14292,7 тыс.рублей, профинансировано (кассовые расходы) - 12651,5 тыс.рублей.
Для развития сельских врачебных амбулаторий в Пермской области:
построены новые сельские медицинские пункты под офис врача общей практики в с.Зарубино, с.Усть-Турка Кунгурского района, с.Сараши Бардымского района, с.Тис Суксунского района, с.Дубовое Березовского района, с.Калино Чусовского района, реконструированы здания под сельские медпункты под офисы врача общей практики в с.Красный Восход, с.Н-Муллы Пермского района, с.Суда Уинского района;
осуществлено дооснащение пятнадцати сельских врачебных амбулаторий физиотерапевтическим оборудованием, с целью открытия офиса врача общей практики произведено дооснащение необходимым медицинским оборудованием 29 сельских врачебных амбулаторий;
в сельских врачебных амбулаториях открыто 12 новых стоматологических кабинетов;
для медицинских учреждений приобретены 5 передвижных стоматологических кабинетов;
открыты 29 новых клинико-диагностических лабораторий на базе существующих сельских врачебных амбулаторий, которые обеспечены необходимым медицинским оборудованием.
На реализацию данных мероприятий финансовая потребность была определена в сумме 47676,0 тыс.рублей, профинансировано (кассовые расходы) - 62709,1 тыс.рублей.
Для развития участковых больниц и центральных районных больниц:
осуществлено строительство пристроя к поликлинике в с.Елово, произведена реконструкция здания для поликлиники с.Кукуштан Пермского района и с.Кишерть;
построена станция скорой медицинской помощи на 10 тыс. вызовов в Октябрьской центральной районной больнице, теплый переход между корпусами Карагайской районной больницы.
На реализацию данных мероприятий финансовая потребность была определена в сумме 36890,0 тыс.рублей, профинансировано (кассовые расходы) - 32696,8 тыс.рублей.
В рамках реализации мероприятия «Приобретение оборудования для участковых больниц, центральных районных больниц, межрайонных центров» приобретены:
Виды оборудования
Общее количество (шт.)
Поставлено в территории
1. Рентгенодиагностические комплексы на 3 рабочих места
3
Оханск, Куеда, Березовка
2. Стационарные цифровые флюорографы
2
Чернушка, Чердынь
3. льтразвуковой диагностический комплекс
1
Сива
4. Электрокардиографы
3- канальные
25
районы: Бардымский, Березовский, Большесосновский, Верещагинский Еловский, Ильинский, Карагайский, Кишертский, Куединский, Кунгурский, Нытвенский, Октябрьский, Осинский, Очерский, Пермский, Сивинский, Суксунский, Соликамский, Усольский, Уинский, Частинский, Чердынский, Чайковский
5. Электрокардиографы
1- канальные
23
Краснокамск (2 шт.), Лысьва, Чайковский (2 шт.), Чусовой, Барда, Березовка (2 шт.), Б.Соснова, Добрянка, Елово (2 шт.), Кишерть, Нытва, Пермский район (2 шт.), Сива, Суксун, Уинский, Чернушка, Усольский район
6. Стерилизаторы сухожаровые
45
Краснокамск, Лысьва (6 шт.), Чайковский (5 шт.), Чусовой, Березовка (4 шт.), Добрянка, Елово (2 шт.), Красновишерск, Кунгурский район, Нытва, Орда (2 шт.), Оса, Пермский район (4 шт.), Сива (3 шт.), Соликамский район, Суксун (4 шт.), Уинский (2 шт.), Частые, Чернушка (3 шт.)
7. Микроскопы
42
Краснокамск, Лысьва, Чайковский (5 шт.), Чусовой, Березовка (4 шт.), Добрянка, Елово (2 шт.), Красновишерск, Кунгурский район, Нытва, Орда (2 шт.), Оса, Пермский
район (4 шт.), Сива (3 шт,), Соликамский район, Суксун (4 шт.), Уинский (2 шт.), Частые, Чернушка (3 шт.), Оханский район (2 шт.)
8. Автоклавы
10
Чайковский, Березовка, Добрянка, Куеда, Кунгурский район, Оханск, Пермский район, Суксун, Чердынь, Чернушка
9. Фотоэлектрокалориметры
16
Краснокамск, Чайковский, Барда, Березовка, Елово, Кишерть, Куеда, Кунгурский район, Нытва, Оханск, Пермский район (2 шт.), Сива, Суксун, Чердынь, Чернушка
10. Аппараты УВЧ - 80
24
Чайковский, Барда, Березовка, Добрянка, Елово, Ильинский, Кишерть, Карагай, Кунгурский район, Нытва, Орда, Пермский район, Сива, Суксун, Уинский, Частые, Чернушка, Лысьва (3 шт.), Усольский район
11. Аппарат «Плюс - 2»
14
Чайковский, Барда, Березовка, Б.Соснова, Добрянка, Елово, Кишерть, Нытва, Октябрьский, Очер, Частые, Лысьва (3 шт.), Усольский район
12. Аппарат «Амплипульс - 7»
13
Чайковский, Барда, Верещагино, Добрянка, Елово, Кишерть, Нытва, Октябрьский, Очер, Частые, Лысьва
13. Аппарат ДТ - 50 - 3 «Тонус-1»
20
Чайковский (2 шт.), Чусовой, Барда, Березовка (2 шт.), Добрянка, Елово (2 шт.), Ильинский, Карагай (2 шт.), Кишерть
(2 шт.), Кунгурский район, Нытва, Оса
(2 шт.), Пермский район (2 шт.)
14. Аппарат УРК-21
31
Чайковский (2 шт.), Чусовой, Барда (3 шт.), Березовка (2 шт.), Верещагино, Добрянка, Елово (2 шт.), Ильинский, Карагай (2 шт.), Кишерть (2 шт.), Кунгурский район, Нытва, Орда, Оса (2 шт.), Сива, Суксун, Уинский, Частые, Чернушка, Лысьва (3 шт.)
По данным мероприятиям финансовая потребность при формировании Программы на приобретение медицинского оборудования была определена в сумме 15213,5 тыс.рублей, профинансировано (кассовые расходы) 15209,5 тыс.рублей. На оставшуюся сумму заключены договора поставки оборудования, срок реализации которых заканчивается во втором квартале 2007 года.
За период реализации Программы осуществлена профессиональная подготовка врачей общей практики и их методическое обеспечение, а именно подготовлено 45 врачей общей практики, приобретено и распространено 100 экземпляров методической литературы.
На реализацию данных мероприятий финансовая потребность была определена и фактически профинансировано (кассовые расходы) в сумме 1658,7 тыс.рублей.
7. Ресурсное обеспечение Программы
Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2004-2006 годы определена в сумме 216952,0 тыс.рублей, в том числе за счет средств:
областного бюджета - 157862,2 тыс.рублей;
бюджетов органов местного самоуправления - 59089,8 тыс.рублей.
Выделено ассигнований за весь период реализации Программы 253757,10 тыс.рублей, в том числе по областному бюджету - 199743,50 тыс.рублей, бюджетам органов местного самоуправления - 54013,6 тыс.рублей.
Фактически израсходовано (кассовые расходы) на выполнение мероприятий 241035,58 тыс.рублей от выделенных ассигнований, в том числе за счет средств:
областного бюджета - 187021,9 тыс.рублей или 94% от выделенных ассигнований;
бюджетов органов местного самоуправления - 54013,6 тыс.рублей или 92% от потребности. В связи с тем, что Программа была утверждена в августе 2004 года, финансовые средства на реализацию программных мероприятий в бюджетах органов местного самоуправления на 2004 год не были запланированы.
Исполнение запланированных объемов финансирования Программы в разрезе капитальных и текущих расходов бюджетов представлено в приложении 1 к отчету.
За весь период реализации Программы не удалось освоить финансовые средства областного бюджета, в том числе:
По министерству здравоохранения края:
на 8276,4 тыс.рублей:
3542,7 тыс.рублей - по причине признания конкурса несостоявшимся (отказ поставщиков от участия в конкурсе по оснащению автомобилей для отделений скорой медицинской помощи п. 1.11.2.3 и п. 1.11.3.3);
1 922,0 тыс.рублей - в связи с недостатком запланированных по Программе средств не состоялось приобретение рентгенодиагностического комплекса на 3 рабочих места (п. 1.11.6.1).
Кроме этого, в связи с тем, что обязательства по исполнению заключенных договоров на приобретение медицинского оборудования для оснащения ФАПов и СВА переходят на 2007 год, по состоянию на 01.01.2007 года сформировалась кредиторская задолженность в сумме 2811,7 тыс.рублей.
По управлению капитального строительства:
на 4445,2 тыс.рублей, причина - не закончены строительством объекты в 2006 году. Данные объекты включены в программу капитального строительства 2007 года.
Данные о финансировании мероприятий Программы представлены в приложении 2 к отчету.
8. Оценка эффективности реализации Программы
Изменение показателей эффективности реализации Программы представлено в таблице 2.
Таблица 2
Система показателей оценки эффективности
Фактическое значение показателя на момент разработки Программы
Целевое значение показателя на момент окончания действия Программы
Значение показателя на момент завершения реализации Программы (01.01.2007)
1. Основные целевые показатели
1.1.
Младенческая смертность
(на 1000 родившихся на селе)
17,5
15
14,2
1.2.
Выявляемая заболеваемость (на 1000 населения)
506,2
680
526,2
2. Промежуточные показатели по достижению цели
2.1.
Кадровый потенциал
(на 10000 населения)
-
-
-
2.1.1.
Уровень обеспеченности врачами
13,3
14,4
13,7
2.1.2.
Уровень обеспеченности средними медицинскими работниками
68,4
80,6
68,6
2.1.3.
Количество врачей общей практики
0,7
1,6
1,3
2.2.
Доступность медицинской помощи населению
-
-
-
2.2.1.
Объем амбулаторной врачебной помощи (посещений на 1000 населения)
4213
5200
4020
2.2.2.
Количество вызовов СМП (на 1000 населения)
178,7
160
193
2.2.3.
Количество прочих (непрофильных) вызовов СМП (на 1000 населения)
23,5
16,5
27,4
2.3.
Оптимизация медицинской службы
-
-
-
2.3.1.
Реконструкция и новое строительство ФАП (кол-во)
715
742
872
2.3.2.
Перевод ФАП в филиал СВА и СВА с целью создания офиса врача общей практики
должностей (кол-во)
58
107
88
2.3.3.
Реконструкция и новое строительство сельских врачебных амбулаторий
73
90
75
2.3.4.
Открытие отделений (пунктов) СМП
51
60
54
2.4.
Укрепление материально-технической базы лечебных учреждений сельской местности
-
-
-
2.4.1.
Фондовооруженность лечебных учреждений
(тыс. руб./ чел.)
69,5
87,1
89,8
2.4.2.
Фондооснащенность лечебных учреждений
(тыс. руб./ койка)
150,6
188,9
196,2
Причины неисполнения показателей: действие Программы предусмотрено на 3 года. Фактически Программа действовала 2 года и 3 месяца (с октября 2004 года).
9. Общие выводы по результатам, достигнутым в ходе реализации Программы
Мобилизация возможностей здравоохранения посредством реализации целевой Программы направлена на повышение доступности и качества медицинской помощи сельскому населению на основе адекватности сети медицинских учреждений обоснованным потребностям, соответствия перечня, объемов и видов бесплатных медицинских услуг технологическим и финансово-экономическим возможностям лечебно-профилактических учреждений в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.
В результате реализации Программы достигнуты определенные социальный и медицинский эффекты за счет увеличения доступности всех видов медицинской помощи, стабилизации и улучшения отдельных показателей состояния здоровья сельского населения.
Стабилизация и частичное улучшение состояния здоровья сельского населения оцениваются по медико-демографическим показателям. За период реализации Программы Пермской области значительно улучшились показатели по младенческой смертности (с 17,5 на 1000 родившихся на селе снизилась до 14,2 промилле), выросла выявляемая заболеваемость среди сельского населения (с 506,2 на 1000 населения до 526,2).
Основными критериями доступности медицинской помощи сельскому населению являются: уровень развития амбулаторно-поликлинического сектора, института врача общей практики. По результатам реализации Программы в области возросло количество врачей общей практики, работающих в сельской местности (с 0,7 до 1,3 на 1000 населения), повысился уровень обеспеченности врачами и средними медицинскими работниками в сельских территориях.
В рамках Программы проводилась работа по оптимизации медицинской службы: осуществлялась реконструкция и новое строительство фельдшерских пунктов, перевод фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) в сельскую врачебную амбулаторию или ее филиал с целью создания офисов врача общей практики, состоялось открытие новых отделений скорой медицинской помощи.
В результате реализации программных мероприятий по строительству и реконструкции зданий для ФАПов, сельских врачебных амбулаторий (СВА) 30 ФАПов переведены в филиалы СВА или в СВА с целью создания офисов для работы врача общей практики.
При реализации Программы большое внимание уделялось укреплению материально-технической базы лечебных учреждений в сельской местности, в связи с чем фондовооруженность таких учреждений возросла с 69,5 до
89,8 тыс. рублей на человека, фондооснащенность - с 150,6 до 196,2 тыс.рублей на человека. Данные показатели значительно (на 3-4%) превышают запланированный Программой уровень.
Оценка эффективности реализации данной Программы возможна только через интегрированную оценку социальной, медицинской и экономической эффективности, с приоритетом социальной эффективности программных мероприятий. Известно, что для достижения улучшения социальных показателей необходим значительный временной период, и только через несколько лет после окончания реализации Программы можно будет в полной мере оценить социальную эффективность реализованных мероприятий.
В настоящее время в Пермском крае реализуется краевая целевая программа «Социальное развитие сельской местности Пермского края на 2007-2010 годы», утвержденная Законом Пермского края от 23.12.2006 № 41-КЗ, в которой предусматривается раздел «Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи в сельской местности». Кроме этого, на территории края реализуется федеральный национальный проект «Здоровье» и региональный проект «Качественное здравоохранение». В связи с этим разработка новой краевой целевой программы по решению проблем сельского здравоохранения на данный момент нецелесообразна.
Приложение 1
к отчету
Финансирование
О Ц П
Всего
за 2004-2006
Данные о финансировании мероприятий по программе «Развитие медико-санитарной помощи сельскому населению в Пермской области на 2004-2006 годы»
№п/п
Дооснащение медоборудованием существующих рабочих мест врача общей практики(21 место)
Усиление дополнительной врачебной бригадой существующих ОСМП с увеличением радиуса обслуживания(4 территории)
Электрокардиограф 3-канальный(25 шт.)
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | независимая газета "Звезда" № 187-188 от 13.11.2007 |
Рубрики правового классификатора: | 080.060.060 Бюджетный процесс, 140.010.020 Управление в сфере здравоохранения (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: