Основная информация

Дата опубликования: 07 сентября 2006г.
Номер документа: ru52000200600323
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Законодательное собрание Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Нижегородская область

ЗАКОН

от 7 сентября 2006 года № 85-З

Об участии граждан в обеспечении общественного порядка на территории Нижегородской области

Принят постановлением Законодательного Собрания от 24 августа 2006 года № 203-IV

УТРАТИЛ СИЛУ:

Закон НО от 03.10.2014 № 139-З

ИЗМЕНЕНИЯ:

Закон НО от 04.04.2008 № 28-З

Закон НО от 02.07.2013 № 86-З

Настоящий Закон определяет правовые основы, принципы и формы участия граждан в обеспечении общественного порядка на территории Нижегородской области, их социальные гарантии.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

1. Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан в обеспечении общественного порядка на территории Нижегородской области (далее - обеспечение общественного порядка).

2. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, регулируемые законодательством Российской Федерации об оперативно - розыскной деятельности, а также о частной детективной и охранной деятельности.

Статья 2. Правовые основы участия граждан в обеспечении общественного порядка

Правовую основу участия граждан в обеспечении общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Нижегородской области, настоящий Закон и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления.

Статья 3. Участие граждан в обеспечении общественного порядка

(ч.1 в ред. Закона НО от 04.04.2008 № 28-З)

1. Целью участия граждан в обеспечении общественного порядка является непосредственная реализация гражданами своих прав на защиту от противоправных посягательств и оказание содействия органам исполнительной власти Нижегородской области, правоохранительным и иным государственным органам, органам местного самоуправления в решении ими задач по обеспечению общественного порядка.

2. Участие граждан в обеспечении общественного порядка основывается на принципах добровольности, законности, гуманизма, уважения личности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц.

3. Участие граждан в обеспечении общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.

4. Граждане участвуют в обеспечении общественного порядка во взаимодействии с правоохранительными органами и органами местного самоуправления.

Статья 4. Индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного порядка

1. Индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного порядка осуществляется путем информирования правоохранительных органов о ставших известными им фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений, причинах и условиях, способствующих их совершению, оказания содействия правоохранительным органам в проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений, содействия в профилактической работе по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участия в пропаганде правовых знаний и оказания иной помощи правоохранительным органам в формах, не запрещенных законодательством.

2. Индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществляться в форме внештатного сотрудничества с правоохранительными органами - добровольного содействия в работе правоохранительных органов граждан, не состоящих в их штате и действующих под руководством их должностных лиц.

Статья 5. Формы коллективного участия граждан в обеспечении общественного порядка

Коллективное участие граждан в обеспечении общественного порядка может осуществляться в следующих формах:

1) общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка;

2) самодеятельные группы граждан;

3) народные дружины;

4) общественные пункты охраны порядка.

Статья 6. Общественные объединения

Общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и своими уставами.

Статья 7. Самодеятельные группы граждан

1. Для защиты жизни, охраны собственности и жилища от преступных посягательств на добровольной основе могут создаваться самодеятельные группы граждан.

2. Самодеятельные группы граждан создаются с уведомлением территориального органа внутренних дел и органа местного самоуправления.

3. В случае создания самодеятельной группы в форме общественного объединения порядок ее создания и деятельности определяются законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Порядок создания, правовой статус и организация деятельности народной дружины

1. Народные дружины создаются по инициативе граждан, органов местного самоуправления, организаций и действуют в соответствии с настоящим Законом и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами.

2. Деятельность народных дружин на территории Нижегородской области осуществляется в соответствии с Положением о народных дружинах, утверждаемым Правительством Нижегородской области. Указанное Положение определяет:

1) цели, задачи, виды деятельности народных дружин;

2) структуру и порядок формирования народных дружин;

3) порядок взаимодействия народных дружин с органами внутренних дел;

4) условия и порядок приема в народную дружину и отчисления из нее;

5) образцы удостоверения и знаков отличия, подтверждающих статус народного дружинника.

3. Для организации и обеспечения повседневной деятельности народных дружин создается штаб народной дружины, в состав которого входят представители органов местного самоуправления и органов внутренних дел.

Статья 9. Требования, предъявляемые к гражданам - членам народных дружин, участвующим в обеспечении общественного порядка

1. В народные дружины принимаются граждане, достигшие возраста 18 лет, добровольно изъявившие желание вступить в народную дружину и активно участвовать в обеспечении общественного порядка, способные по своим моральным и деловым качествам, уровню подготовки и состоянию здоровья исполнять обязанности народного дружинника.

2. Членами народной дружины по обеспечению общественного порядка не могут быть граждане:

1) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

2) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

3) состоящие на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма, наркомании, токсикомании.

Статья 10. Основные направления деятельности народных дружин в обеспечении общественного порядка

Народные дружины могут привлекаться правоохранительными органами к участию в:

1) обеспечении защиты жизни и здоровья граждан, общественной безопасности, общественного порядка, сохранности собственности физических и юридических лиц;

2) мероприятиях по предупреждению, раскрытию преступлений, пресечению административных правонарушений;

3) обеспечении безопасности дорожного движения;

4) проведении неотложных аварийно-спасательных мероприятий в случаях стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральным законодательством, законами Нижегородской области;

5) мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности, охране природных ресурсов и окружающей среды;

6) мероприятиях по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

7) содействии правоохранительным органам в профилактической работе с гражданами, состоящими на профилактическом учете в органах внутренних дел;

8) других мероприятиях, не противоречащих законодательству.

Статья 11. Обязанности и права народных дружинников

1. Народный дружинник обязан:

1) не допускать необоснованного ограничения прав и свобод человека и гражданина, не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;

2) в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих личной безопасности граждан, общественной безопасности, общественному порядку, либо в случае непосредственного обнаружения народным дружинником указанных событий или фактов сообщать об этом в ближайший орган внутренних дел и принимать меры по спасению людей, пресечению преступления или административного правонарушения, охране места происшествия;

3) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

4) иметь при себе и предъявлять по требованию граждан или должностных лиц удостоверение установленного образца.

2. Народный дружинник имеет право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, административных правонарушений;

2) использовать с согласия владельцев транспортные средства организаций независимо от форм собственности, общественных объединений или граждан для доставления в лечебно- профилактические учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи;

3) пользоваться для связи с органами внутренних дел телефонами и иными средствами связи организаций независимо от форм собственности, общественных объединений в случаях, не терпящих отлагательства.

3. Народный дружинник, участвуя в обеспечении общественного порядка совместно с сотрудниками органов внутренних дел, обязан выполнять их законные распоряжения.

4. Народный дружинник в порядке, устанавливаемом соответствующим органом внутренних дел, должен проходить правовую подготовку, медицинскую подготовку для оказания доврачебной помощи пострадавшим.

Статья 12. Ограничения, связанные с участием граждан в обеспечении общественного порядка

Граждане, участвующие в обеспечении общественного порядка, не вправе:

1) осуществлять деятельность, отнесенную законодательством к исключительной компетенции правоохранительных органов;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) раскрывать служебную информацию, ставшую им известной в результате участия в обеспечении общественного порядка;

4) использовать права, предоставленные им настоящим Законом, в корыстных целях.

Статья 13. Общественные пункты охраны порядка

1. Общественные пункты охраны порядка - организационные центры взаимодействия граждан, народных дружин, общественных объединений, органов местного самоуправления, органов внутренних дел в целях объединения усилий и координации работы по обеспечению общественного порядка.

2. Общественные пункты охраны порядка создаются по решению органов местного самоуправления при содействии органов внутренних дел с учетом численности населения и анализа криминогенной обстановки на соответствующей территории.

3. При общественных пунктах охраны порядка могут объединяться граждане для защиты жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства, а также для защиты собственности, обеспечения безопасности жилища.

4. Порядок создания, ликвидации общественных пунктов охраны порядка, их структура, задачи и функции, права и обязанности лиц, участвующих в деятельности общественных пунктов охраны порядка, определяются органами местного самоуправления.

Статья 14. Формы поддержки граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка

Гражданам, участвующим в обеспечении общественного порядка, оказывается поддержка, в том числе путем:

1) принятия органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления нормативных и иных правовых актов, регламентирующих участие граждан в обеспечении общественного порядка;

2) осуществления органами государственной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления информационно-методической поддержки граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка;

(п.21 внесен Законом НО от 04.04.2008 № 28-З)

21.) создания органами местного самоуправления поселений и городских округов условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

3) осуществления органами внутренних дел мер по обеспечению личной безопасности граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка, предоставления необходимой информации о преступности и правонарушениях, а также обучения формам и методам защиты и самозащиты от противоправных посягательств;

4) морального и материального поощрения граждан, оказывающих содействие правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка, органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления и правоохранительными органами;

5) решения иных вопросов, отнесенных законодательством к ведению и полномочиям органов государственной власти Нижегородской области и местного самоуправления.

Статья 15. Социальные гарантии и формы поощрения граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка

1. Гражданам, участвующим в обеспечении общественного порядка, Правительством Нижегородской области устанавливаются следующие социальные гарантии:

(п.1 в ред. Закона НО от 02.07.2013 № 86-З)

1) в случае гибели гражданина, участвующего в обеспечении общественного порядка, семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, за счет средств областного бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного довольствия участкового уполномоченного полиции;

(п.2 в ред. Закона НО от 02.07.2013 № 86-З)

2) при причинении гражданину, участвующему в обеспечении общественного порядка, тяжкого вреда здоровью, повлекшего стойкую утрату трудоспособности и (или) инвалидность, указанному гражданину из средств областного бюджета выплачивается единовременное пособие в размере двухлетнего денежного довольствия участкового уполномоченного полиции.

2. Органы местного самоуправления, предприятия, учреждения любых форм собственности, общественные объединения могут устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка.

3. Граждане, активно участвующие в обеспечении общественного порядка, могут поощряться органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, предприятиями, учреждениями любых форм собственности, общественными объединениями в пределах своих полномочий путем объявления благодарности, выдачи денежной премии, награждения ценным подарком, предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставления путевки на льготных условиях и иными формами морального и материального стимулирования.

4. За особые заслуги в обеспечении общественного порядка, проявленные при этом личное мужество и героизм граждане могут быть представлены к государственным наградам Российской Федерации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, наградам и премиям Нижегородской области, муниципальных образований.

Статья 16. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка

1. Источники и порядок финансирования деятельности граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка, определяются Правительством Нижегородской области и органами местного самоуправления.

Финансирование деятельности граждан по обеспечению общественного порядка может осуществляться за счет средств, поступающих от организаций, общественных объединений, граждан, а также иных поступлений, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

2. Органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения могут предоставлять народным дружинам, общественным пунктам охраны порядка в безвозмездное пользование помещения, технические средства, а также автотранспортные средства, необходимые для осуществления их деятельности.

Статья 17. Ответственность граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка

1. За противоправные действия граждане, участвующие в обеспечении общественного порядка, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

2. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам противоправными действиями лиц, участвующих в обеспечении общественного порядка, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Контроль за деятельностью граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка

Контроль за деятельностью граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка в формах, предусмотренных настоящим Законом, осуществляют уполномоченные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Порядок вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Губернатор области

В.П. Шанцев

Нижний Новгород

7 сентября 2006 года

№ 85-З

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Нижегородские новости № 167 от 13.09.2006
Рубрики правового классификатора: 160.070.000 Участие граждан и общественных объединений в обеспечении безопасности

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать