Основная информация

Дата опубликования: 11 мая 2010г.
Номер документа: RU52000201000326
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Законодательное собрание Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Нижегородская область

ЗАКОН

от 11 мая 2010 года № 75-З

О депутатском расследовании Законодательного Собрания Нижегородской области

Принят постановлением Законодательного Собрания от 29.04.2010 № 2062-IV

ИЗМЕНЕНИЯ:

Закон НО от 12.03.2012 № 21-З

Закон НО от 04.06.2012 № 61-З

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

1. Настоящим Законом регулируются правоотношения, связанные с осуществлением Законодательным Собранием Нижегородской области (далее - Законодательное Собрание) деятельности по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для населения Нижегородской области (далее также - область).

2. Настоящий Закон устанавливает основания проведения депутатского расследования Законодательного Собрания (далее -депутатское расследование), его организационные формы и основные положения, касающиеся процедуры депутатского расследования, а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании.

3. Для целей настоящего Закона должностными лицами признаются лица, замещающие государственные должности Нижегородской области или муниципальные должности, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах области, органах местного самоуправления, государственных учреждениях области и муниципальных учреждениях, действующих на территории области.

Статья 2. Понятие и предмет депутатского расследования

1. Депутатское расследование - одна из форм деятельности Законодательного Собрания в рамках специально созданной комиссии по депутатскому расследованию для выяснения фактов и обстоятельств, представляющих общественную значимость и имеющих негативные последствия для населения области, а также для выяснения причин и условий их возникновения.

2. Предметом депутатского расследования являются события, связанные с фактами и обстоятельствами, представляющими общественную значимость и имеющими негативные последствия для населения области, в том числе:

1) факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;

2) обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

3) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) факты несоблюдения и неисполнения законов области, неисполнения областного бюджета, несоблюдения порядка распоряжения собственностью области.

3. Депутатскому расследованию не подлежит:

1) деятельность судов по осуществлению правосудия;

2) деятельность Губернатора области как высшего должностного лица области;

3) деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;

4) деятельность органов прокуратуры.

4. Предметом депутатского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления.

5. В случае принятия федеральным судом общей юрисдикции, арбитражным судом или мировым судьей к производству дела, касающегося фактов и обстоятельств, расследуемых в соответствии с настоящим Законом, депутатское расследование не проводится в отношении фактов и обстоятельств, определенных:

1) содержанием обвинительного заключения или обвинительного акта и ограниченных объемом собственно состава преступления, сформулированного в них;

2) содержанием заявления о совершении преступления по уголовному делу частного обвинения, в том числе о событии преступления, месте, времени, а также обстоятельствах его совершения;

3) предметом иска или заявления, если в исковом заявлении или заявлении указаны факты и обстоятельства, возможные для определения и процессуального выделения и дающие основания для судебного спора;

4) содержанием протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и ограниченных объемом собственно состава административного правонарушения, в связи с совершением которого данный протокол составлен (данное постановление вынесено).

6. Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются комиссией по депутатскому расследованию (далее - комиссия) без дополнительной проверки и не могут ставиться под сомнение.

Статья 3. Цели и принципы депутатского расследования

1. Целями депутатского расследования являются:

1) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;

2) обеспечение Законодательным Собранием контроля деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления (в части исполнения переданных государственных полномочий Нижегородской области) по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования;

3) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, информирование о них населения области, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий;

4) внесение предложений по подготовке и принятию проектов нормативных правовых актов Нижегородской области, направленных на устранение причин и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

2. Депутатское расследование проводится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, объективности, гласности, коллегиальности обсуждения вопросов и принятия решений.

3. Депутатское расследование не подменяет собой дознание, предварительное следствие, прокурорский надзор и судопроизводство.

Статья 4. Правовая основа проведения депутатского расследования

Правовую основу проведения депутатского расследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", другие федеральные законы, Устав Нижегородской области, Закон Нижегородской области от 12 ноября 1996 года № 50-3 "О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области", другие законы области.

Статья 5. Срок депутатского расследования

1. Срок депутатского расследования определяется Законодательным Собранием и не может превышать один год со дня создания комиссии.

2. Депутатское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Законодательного Собрания соответствующего созыва.

3. Законодательное Собрание вправе досрочно прекратить депутатское расследование либо продлить срок депутатского расследования, но не более чем на три месяца.

4. В случае наступления обстоятельств, указанных в части 5 статьи 2 настоящего Закона, депутатское расследование подлежит приостановлению.

5. Депутатское расследование может быть продолжено после устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления депутатского расследования.

Статья 6. Основания для проведения депутатского расследования

Основаниями для проведения депутатского расследования являются события, ставшие известными депутатам Законодательного Собрания и (или) Уполномоченному по правам человека в Нижегородской области из заявлений и обращений граждан и связанные с фактами и обстоятельствами, указанными в части 2 статьи 2 настоящего Закона.

Статья 7. Инициатива проведения депутатского расследования

1. Проведение депутатского расследования может быть инициировано при наличии фактов и обстоятельств, указанных в части 2 статьи 2 настоящего Закона, группой депутатов Законодательного Собрания численностью не менее одной пятой от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.

2. Предложение о проведении депутатского расследования направляется Председателю Законодательного Собрания и должно содержать основания, предмет, цели и сроки проведения депутатского расследования, а также обоснование необходимости и возможности его проведения в соответствии с настоящим Законом.

Статья 8. Порядок принятия решения о проведении депутатского расследования

1. Предложение о проведении депутатского расследования должно быть внесено в порядке, предусмотренном Регламентом Законодательного Собрания Нижегородской области, и подлежит обязательному рассмотрению на заседании Законодательного Собрания.

2. Решение о проведении депутатского расследования считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Законодательного Собрания, и оформляется постановлением Законодательного Собрания.

Статья 9. Порядок формирования комиссии

1. В случае принятия решения о проведении депутатского расследования Законодательное Собрание формирует комиссию, состоящую из депутатов Законодательного Собрания, и избирает ее председателя.

2. Численный состав комиссии не может быть менее пяти и более семи депутатов Законодательного Собрания.

3. В состав комиссии должны входить представители всех депутатских объединений в Законодательном Собрании. Отказ депутатского объединения от направления своих представителей в состав комиссии не является препятствием для ее создания.

По решению Законодательного Собрания в состав комиссии могут входить депутаты, не входящие в депутатские объединения в Законодательном Собрании.

4. Комиссия формируется на время проведения депутатского расследования и после его завершения распускается.

(ч.5 в ред. Закона НО от 04.06.2012 № 61-З)

5. Инициатива проведения депутатского расследования не может быть выдвинута и комиссия не может быть сформирована в период избирательной кампании по выборам Губернатора области или по выборам депутатов Законодательного Собрания.

6. Членом комиссии не может быть депутат Законодательного Собрания, являющийся участником расследуемого комиссией события или состоящий в браке либо в родственных отношениях с лицом, являющимся участником расследуемого комиссией события.

7. Полномочия члена комиссии могут быть досрочно прекращены по решению Законодательного Собрания на основании его письменного заявления, в случае досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания либо выявления факта несоответствия члена комиссии требованиям, установленным частью 6 настоящей статьи.

Статья 10. Порядок работы комиссии

1. Комиссия осуществляет свою работу посредством проведения заседаний и иных форм работы, необходимых для проведения депутатского расследования.

2. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствует большинство от общего числа членов комиссии.

3. В случае, если проведение открытого заседания может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, комиссия принимает решение о проведении закрытого заседания. Закрытые заседания могут проводиться также в случаях, если за это решение проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании.

4. В работе комиссии вправе принимать участие Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области.

5. Первое заседание комиссии проводится не позднее чем через десять дней со дня создания комиссии.

6. Работу комиссии организует ее председатель, который:

1) созывает и ведет ее заседания;

2) выступает на заседаниях Законодательного Собрания с сообщениями о деятельности комиссии;

3) распределяет обязанности между членами комиссии;

4) обеспечивает защиту используемой при проведении депутатского расследования информации, отнесенной законодательством к категории информации ограниченного доступа;

5) подписывает запросы, направленные на обеспечение деятельности комиссии, протоколы проводимых заседаний комиссии, а также мотивированное заключение комиссии;

6) решает иные вопросы, касающиеся расследования фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

7. На первом заседании комиссии из числа ее членов избирается секретарь комиссии. Секретарь комиссии отвечает за организационное обеспечение деятельности комиссии, обеспечивает ведение стенограмм заседаний комиссии и протоколов опросов лиц, приглашенных на заседания комиссии для дачи объяснений, организует ведение делопроизводства комиссии.

Статья 11. Порядок принятия решений комиссии

1. Решения комиссии принимаются на ее заседаниях открытым голосованием.

2. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании.

Статья 12. Права комиссии

1. Комиссия при осуществлении своей деятельности имеет право:

1) запрашивать и получать в установленном порядке от Правительства области, государственных органов области, органов местного самоуправления, учреждений и организаций копии документов, относящихся к предмету депутатского расследования, а также информацию, необходимую для проведения депутатского расследования;

2) приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам должностных лиц;

3) приглашать для дачи пояснений (экспертных заключений, в том числе на договорной основе) по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам граждан, обладающих специальными знаниями либо информацией, которая может способствовать депутатскому расследованию;

4) опрашивать приглашенных лиц, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, и заносить их объяснения в соответствующий протокол;

5) проводить встречи с гражданами, заинтересованными в проведении депутатского расследования и (или) привлеченными к депутатскому расследованию, а также должностными лицами.

2. Комиссия вправе предложить должностным лицам и гражданам представить объяснения и изложить ответы на поставленные комиссией вопросы в письменной форме, а также направить в комиссию информацию, которая, по их мнению, может способствовать депутатскому расследованию.

3. Объяснения, ответы и информация, полученные в соответствии с частью 2 настоящей статьи, рассматриваются на заседаниях комиссии.

4. Лицо, являющееся подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, не может быть опрошено комиссией в части, касающейся состава преступления, сформулированного в постановлении о возбуждении уголовного дела, постановлении о привлечении в качестве обвиняемого или в обвинительном акте.

Статья 13. Права и обязанности членов комиссии

1. Члены комиссии имеют право:

1) участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых комиссией, вносить предложения и высказываться по любому вопросу, рассматриваемому комиссией;

2) задавать вопросы лицам, приглашенным на заседание комиссии;

3) выступать с изложением особого мнения по основаниям депутатского расследования, его организации и проведению;

4) выйти из состава комиссии на основании личного заявления.

2. Члены комиссии обязаны:

1) лично участвовать в заседаниях комиссии;

2) выполнять поручения комиссии;

3) соблюдать установленные комиссией ограничения на разглашение информации о ходе депутатского расследования.

Статья 14. Обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании

1. Должностные лица обязаны по запросу комиссии в течение десяти дней предоставить необходимую (необходимые) для проведения депутатского расследования информацию (документы, материалы).

2. Должностные лица и граждане, привлеченные к участию в депутатском расследовании, обязаны:

1) прибыть на заседание комиссии;

2) дать все необходимые объяснения и правдиво ответить на вопросы, поставленные комиссией.

3. Предоставление комиссии сведений о частной жизни граждан или иных персональных данных допускается только с их согласия.

4. За отказ от предоставления комиссии необходимой (необходимых) для проведения депутатского расследования информации (документов, материалов), за уклонение от такого предоставления либо за предоставление комиссии заведомо неполной либо заведомо ложной информации, а также за неявку на заседание комиссии без уважительных причин должностные лица несут административную ответственность в соответствии с законодательством области.

5. Комиссия вправе предложить Законодательному Собранию направить в орган или должностному лицу, уполномоченным принять соответствующее решение, предложение об освобождении от замещаемой должности должностного лица либо о привлечении к административной ответственности должностного лица в случае отказа от предоставления комиссии необходимой (необходимых) для проведения депутатского расследования информации (документов, материалов), в случае уклонения от такого предоставления, в случае предоставления комиссии заведомо неполной либо заведомо ложной информации либо в случае неявки на заседание комиссии без уважительных причин.

Статья 15. Права должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании

1. Должностное лицо или гражданин, привлеченные к участию в
депутатском расследовании, вправе:

1) не свидетельствовать против себя самого и близких родственников (супруга, супруги, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушек, бабушек, внуков);

2) пользоваться услугами адвоката или иного лица, оказывающего юридическую помощь;

3) вести необходимые записи;

4) знакомиться с протоколом опроса, ходатайствовать о внесении в него изменений;

5) ходатайствовать о привлечении к участию в депутатском расследовании других лиц.

2. Лицо, располагающее информацией, которая, по его мнению, может способствовать депутатскому расследованию, вправе обратиться в комиссию с просьбой о приглашении его на заседание комиссии для дачи объяснений либо направить указанную информацию в комиссию.

Статья 16. Мотивированное заключение комиссии

1. По результатам депутатского расследования готовится мотивированное заключение, которое подлежит обязательному рассмотрению на заседании комиссии.

Принятое комиссией мотивированное заключение подписывается председателем и секретарем комиссии и направляется на рассмотрение Законодательного Собрания.

2. В мотивированном заключении должны содержаться:

1) основания, по которым проводилось депутатское расследование;

2) сведения, полученные комиссией в результате своей деятельности;

3) выводы комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;

4) рекомендации комиссии по устранению и предотвращению причин и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

3. В мотивированном заключении могут содержаться предложения:

1) о совершенствовании деятельности органов государственной власти области, а также органов местного самоуправления;

2) о принятии нормативных правовых актов, направленных на устранение причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования;

3) о привлечении к дисциплинарной ответственности либо об освобождении от должности должностных лиц, действия (бездействие) которых повлекли (повлекло) за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, или действие (бездействие) которых по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, носили (носило) неудовлетворительный характер;

4) о направлении в правоохранительные органы сведений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения или на признаки преступления в действиях (бездействии) должностных лиц, которые повлекли (которое повлекло) за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

4. Законодательное Собрание на очередном заседании рассматривает мотивированное заключение. При рассмотрении мотивированного заключения Законодательное Собрание вправе предложить комиссии уточнить его отдельные положения. Члены комиссии вправе выступить с особым мнением относительно выводов, к которым пришла комиссия по результатам проведенного депутатского расследования.

5. Мотивированное заключение считается утвержденным Законодательным Собранием, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Законодательного Собрания. Решение об утверждении мотивированного заключения оформляется постановлением Законодательного Собрания.

6. Постановление Законодательного Собрания может содержать:

1) решение Законодательного Собрания по результатам депутатского расследования;

2) круг органов и должностных лиц, которым будет направлено данное постановление с мотивированным заключением;

3) предложения по совершенствованию деятельности органов государственной власти области, а также органов местного самоуправления;

4) предложения по подготовке и принятию проектов нормативных правовых актов Нижегородской области, направленных на устранение причин и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

7. При утверждении мотивированного заключения деятельность комиссии прекращается и депутатское расследование завершается.

8. В случае неутверждения мотивированного заключения Законодательное Собрание принимает следующие решения:

1) предложить комиссии доработать отдельные положения мотивированного заключения и перенести рассмотрение данного вопроса на очередное заседание Законодательного Собрания;

2) прекратить деятельность комиссии и завершить депутатское расследование.

(ч.9 в ред. Закона НО от 12.03.2012 № 21-З)

9. Утвержденное Законодательным Собранием мотивированное заключение направляется Губернатору области и подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

10. При необходимости мотивированное заключение может направляться в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, прокурору области и в соответствующие органы местного самоуправления.

11. Мотивированное заключение подлежит обязательному рассмотрению Губернатором области в течение одного месяца со дня его получения, а также субъектами, указанными в части 10 настоящей статьи. О принятом по мотивированному заключению решении Законодательное Собрание уведомляется незамедлительно.

Статья 17. Обеспечение деятельности комиссии

1. Организационное, правовое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется аппаратом Законодательного Собрания. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности Законодательного Собрания.

2. Порядок обеспечения деятельности комиссии определяется распоряжением Председателя Законодательного Собрания в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания Нижегородской области.

Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

2. Депутатское расследование в соответствии с настоящим Законом проводится по фактам и обстоятельствам, возникшим или ставшим известными после вступления в силу настоящего Закона.

Губернатор области

В.П. Шанцев

Нижний Новгород

11 мая 2010 года

№ 75-З

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Нижегородские новости № 84 (4456) от 14.05.2010 стр. 6
Рубрики правового классификатора: 010.110.040 Организация деятельности

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать