Основная информация

Дата опубликования: 12 января 2016г.
Номер документа: RU16000201600002
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Татарстан
Принявший орган: Государственный Совет Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

ЗАКОН

от 12.01.2016 № 2-ЗРТ

О парламентском контроле в Республике Татарстан

Принят Государственным Советом РТ 23 декабря 2015 года

Глава I. Основы парламентского контроля

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящим Законом регулируются общественные отношения, связанные с осуществлением Государственным Советом Республики Татарстан (далее - Государственный Совет), Президиумом Государственного Совета, комитетами и комиссиями Государственного Совета, депутатами Государственного Совета, парламентской комиссией по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, Счетной палатой Республики Татарстан (далее - Счетная палата) парламентского контроля.

Статья 2. Правовая основа осуществления парламентского контроля

Правовую основу осуществления парламентского контроля составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", иные федеральные законы, Конституция Республики Татарстан, настоящий Закон, иные законы Республики Татарстан, Регламент Государственного Совета.

Статья 3. Цели парламентского контроля

Основными целями парламентского контроля являются:

1) обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, исполнения федеральных законов, законов Республики Татарстан;

2) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан прав и свобод человека и гражданина;

3) укрепление законности и правопорядка;

4) выявление ключевых проблем в деятельности государственных органов Республики Татарстан, повышение эффективности системы государственного управления и привлечения внимания соответствующих государственных органов и должностных лиц к выявленным в ходе осуществления парламентского контроля недостаткам в целях их устранения;

5) противодействие коррупции;

6) изучение практики применения законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Татарстан, выработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Татарстан, а также повышение эффективности их исполнения.

Статья 4. Принципы парламентского контроля

Парламентский контроль осуществляется на принципах:

1) законности;

2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

3) разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

4) самостоятельности и независимости субъектов парламентского контроля;

5) системности;

6) гласности.

Статья 5. Открытость информации о парламентском контроле

Государственный Совет обеспечивает общедоступность информации о парламентском контроле для общества и средств массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

Статья 6. Пределы осуществления парламентского контроля

Осуществление парламентского контроля не подменяет осуществление правосудия, расследование преступлений, оперативно-разыскную деятельность, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемую в пределах их компетенции. Вмешательство субъектов парламентского контроля в осуществление указанной деятельности не допускается.

Статья 7. Субъекты парламентского контроля

1. К субъектам парламентского контроля относятся действующие в целях осуществления парламентского контроля:

1) Государственный Совет;

2) Президиум Государственного Совета;

3) комитеты и комиссии Государственного Совета;

4) парламентская комиссия по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования;

5) депутаты Государственного Совета.

2. Счетная палата участвует в осуществлении парламентского контроля в случаях, порядке и формах, предусмотренных настоящим Законом и Законом Республики Татарстан от 7 июня 2004 года № 37-ЗРТ "О Счетной палате Республики Татарстан" (далее - Закон Республики Татарстан "О Счетной палате Республики Татарстан"),

Статья 8. Формы парламентского контроля

Деятельность по осуществлению парламентского контроля в рамках полномочий, отнесенных к ведению Государственного Совета, включает в себя:

1) рассмотрение Государственным Советом вопроса о недоверии Президенту Республики Татарстан, Премьер-министру Республики Татарстан и его заместителям;

2) проведение Государственным Советом, комитетами Государственного Совета мероприятий по осуществлению предварительного, текущего и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений;

3) заслушивание Государственным Советом ежегодных отчетов о результатах деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Советом;

4) заслушивание Государственным Советом ежегодных отчетов министра внутренних дел по Республике Татарстан о деятельности полиции;

5) направление депутатами Государственного Совета запросов депутатов Государственного Совета, предложений, депутатских обращений в порядке, установленном Законом Республики Татарстан от 18 марта 2004 года № 15-ЗРТ "О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан";

6) заслушивание на заседаниях Государственного Совета информации членов Кабинета Министров Республики Татарстан (далее - Кабинет Министров), руководителей и должностных лиц органов исполнительной власти Республики Татарстан, иных государственных органов Республики Татарстан, ответов указанных должностных лиц на вопросы депутатов Государственного Совета в рамках "правительственного часа", а также заслушивание информации указанных должностных лиц на заседаниях комитетов и комиссий Государственного Совета;

7) осуществление Государственным Советом взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан, Уполномоченным по правам ребенка в Республике Татарстан, Уполномоченным при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей;

8) осуществление Государственным Советом взаимодействия со Счетной палатой в случаях и формах, предусмотренных Законом Республики Татарстан "О Счетной палате Республики Татарстан";

9) осуществление Государственным Советом взаимодействия с Общественной палатой Республики Татарстан в случаях и формах, предусмотренных Законом Республики Татарстан от 14 октября 2005 года № 103-ЗРТ "Об Общественной палате Республики Татарстан";

10) приглашение членов Кабинета Министров и иных должностных лиц органов исполнительной власти Республики Татарстан на заседания комитетов и комиссий Государственного Совета;

11) проведение парламентских слушаний;

12) проведение парламентских расследований.

Статья 9. Парламентский контроль при издании нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены законами Республики Татарстан

1. Государственный Совет в порядке, установленном законами Республики Татарстан, осуществляет контроль за обеспечением соблюдения Кабинетом Министров и органами исполнительной власти Республики Татарстан установленных сроков принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены законами Республики Татарстан, а также за полнотой регулирования соответствующих правоотношений в целях выявления соответствующих пробелов.

2. Кабинет Министров ежеквартально не позднее чем через 30 дней со дня окончания квартала направляет в Государственный Совет информацию о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены законами Республики Татарстан.

Глава II. Отдельные формы парламентского контроля

Статья 10. Заслушивание ответов членов Кабинета Министров и иных должностных лиц на вопросы депутатов Государственного Совета

1. Государственный Совет вправе приглашать членов Кабинета Министров и иных должностных лиц органов исполнительной власти Республики Татарстан на заседания Государственного Совета для заслушивания ответов на вопросы депутатов Государственного Совета.

2. На заседаниях Государственного Совета может отводиться время для ответов членов Кабинета Министров и иных должностных лиц органов исполнительной власти Республики Татарстан на вопросы депутатов Государственного Совета ("правительственный час"). На заседание Государственного Совета в рамках "правительственного часа" вместе с членами Кабинета Министров и иными должностными лицами органов исполнительной власти Республики Татарстан может быть приглашен аудитор Счетной палаты, возглавляющий соответствующее направление деятельности Счетной палаты.

3. В ходе проведения "правительственного часа" могут обсуждаться вопросы эффективности использования средств бюджета Республики Татарстан по соответствующим направлениям, а также вопросы достижения целевых показателей, утвержденных государственными программами Республики Татарстан.

4. Комитеты и комиссии Государственного Совета вправе приглашать министров и уполномоченных ими должностных лиц на свои заседания.

Статья 11. Парламентское расследование

1. Парламентскому расследованию подлежат:

1) факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан прав и свобод человека и гражданина;

2) обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

3) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) факты грубого нарушения финансовой дисциплины, выразившиеся в несвоевременном исполнении доходных и (или) расходных статей бюджета Республики Татарстан по объему, структуре и целевому назначению, в неэффективности расходов средств бюджета Республики Татарстан, управления и распоряжения государственной собственностью Республики Татарстан.

2. При наличии фактов и обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, по требованию группы депутатов Государственного Совета численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов, по решению Президиума Государственного Совета, комитета (комитетов) Государственного Совета Государственный Совет может назначить парламентское расследование.

3. Парламентское расследование назначается Государственным Советом. Вопрос о назначении парламентского расследования вносится на заседание Государственного Совета в форме проекта постановления Государственного Совета, в котором указываются факты и обстоятельства, подлежащие парламентскому расследованию, определяются состав парламентской комиссии для проведения парламентского расследования (далее - парламентская комиссия) и положение о ней.

4. Парламентская комиссия формируется из числа депутатов Государственного Совета на время проведения парламентского расследования в составе председателя комиссии, его заместителя, членов комиссии.

5. Заседание парламентской комиссии проводит председатель комиссии, а в его отсутствие - заместитель председателя комиссии. Заседание парламентской комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комиссии. Решение парламентской комиссии принимается большинством голосов от числа членов комиссии, присутствующих на заседании.

6. Работу парламентской комиссии обеспечивает Аппарат Государственного Совета. Каждое заседание парламентской комиссии оформляется протоколом, который подписывается председательствующим на заседании.

7. Органы государственной власти Республики Татарстан, органы местного самоуправления и их должностные лица оказывают необходимое содействие в проведении парламентского расследования, беспрепятственно предоставляют необходимые для работы парламентской комиссии сведения и документы в соответствии с федеральным законодательством о предоставлении информации.

8. Парламентская комиссия вправе привлекать к своей работе экспертов.

9. По результатам работы парламентская комиссия готовит мотивированное заключение, в котором должны содержаться выводы парламентской комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам. Заключение подписывается председателем комиссии.

10. Вопрос об утверждении заключения вносится на заседание Государственного Совета в форме проекта постановления Государственного Совета. Заключение считается утвержденным, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов Государственного Совета.

11. Постановление Государственного Совета об утверждении заключения парламентской комиссии вместе с заключением парламентской комиссии направляется государственному органу, органу местного самоуправления, организации, соответствующим должностным лицам для принятия мер по устранению фактов и обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, а также по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленных нарушений.

Статья 12. Осуществление Государственным Советом парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений

1. Парламентский контроль в сфере бюджетных правоотношений включает в себя предварительный парламентский контроль, текущий парламентский контроль и последующий парламентский контроль.

2. В рамках предварительного парламентского контроля осуществляются:

1) обсуждение проектов основных направлений бюджетной, налоговой политики Республики Татарстан и проекта бюджетного прогноза (проекта изменений бюджетного прогноза) Республики Татарстан на долгосрочный период;

2) рассмотрение проектов государственных программ Республики Татарстан и предложений о внесении изменений в государственные программы Республики Татарстан;

3) участие в обсуждении проекта закона Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период и проекта закона Республики Татарстан о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период;

4) рассмотрение и утверждение проекта закона Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период и проекта закона Республики Татарстан о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. В рамках текущего парламентского контроля осуществляется рассмотрение отдельных вопросов исполнения бюджета Республики Татарстан и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на заседаниях комитетов и комиссий Государственного Совета, в ходе парламентских слушаний, в связи с депутатскими запросами.

4. В рамках последующего парламентского контроля осуществляются рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджета Республики Татарстан и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан. При рассмотрении годового отчета об исполнении бюджета Республики Татарстан Государственный Совет заслушивает доклад министра финансов Республики Татарстан об исполнении бюджета Республики Татарстан и доклад Председателя Счетной палаты о заключении Счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета Республики Татарстан.

5. Счетная палата привлекается к участию в осуществлении парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений в соответствии с Законом Республики Татарстан "О Счетной палате Республики Татарстан".

Глава III. Планирование и осуществление парламентского контроля

Статья 13. Планирование мероприятий по осуществлению парламентского контроля

1. Мероприятия по осуществлению парламентского контроля могут быть постоянными и разовыми.

2. Мероприятия по осуществлению парламентского контроля могут включаться в план мероприятий Государственного Совета по предложениям Президиума Государственного Совета, депутатских объединений, комитетов и комиссий Государственного Совета, депутатов Государственного Совета.

3. Мероприятия по осуществлению постоянного парламентского контроля, проводимые Государственным Советом с участием Счетной палаты, включаются в план работы Счетной палаты на очередной год и проводятся в порядке, установленном Законом Республики Татарстан "О Счетной палате Республики Татарстан".

Статья 14. Организационное, правовое, методическое и аналитическое обеспечение парламентского контроля

1. Общее руководство организацией и проведением мероприятий по осуществлению парламентского контроля осуществляет Председатель Государственного Совета и его заместители.

2. Организационное, правовое, методическое и аналитическое обеспечение парламентского контроля осуществляется Аппаратом Государственного Совета.

Статья 15. Решения Государственного Совета по результатам проведения мероприятий по осуществлению парламентского контроля

1. По результатам проведения мероприятий по осуществлению парламентского контроля Государственный Совет в пределах своих полномочий вправе:

1) поручить комитету (комитетам) Государственного Совета, а также предложить Кабинету Министров разработать соответствующий проект закона Республики Татарстан для внесения его в Государственный Совет в порядке законодательной инициативы;

2) предложить государственному органу, органу местного самоуправления, организации, соответствующим должностным лицам принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства, а также по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленных нарушений;

3) рассмотреть вопрос о недоверии Президенту Республики Татарстан, Премьер-министру Республики Татарстан и его заместителям;

4) освободить от должности в установленном законодательством порядке лиц, назначение на должность и освобождение от должности которых отнесены к ведению Государственного Совета;

5) обратиться к лицам, имеющим в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Конституцией Республики Татарстан, законами Республики Татарстан право принимать решения об освобождении от должности лиц, деятельность которых носит неудовлетворительный характер;

6) обратиться в правоохранительные органы, органы государственного контроля и надзора.

2. Государственный орган Республики Татарстан, орган местного самоуправления или их соответствующие должностные лица обязаны рассмотреть предложения Государственного Совета по результатам осуществления парламентского контроля и в месячный срок или в срок, установленный Государственным Советом, уведомить Государственный Совет о результатах рассмотрения предложений. Федеральные органы государственной власти и их должностные лица осуществляют рассмотрение предложений Государственного Совета по результатам осуществления парламентского контроля в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.

Статья 16. О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Республики Татарстан

Признать утратившими силу:

1) статью 14.2 Закона Республики Татарстан от 18 марта 2004 года № 15-ЗРТ "О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан" (Ведомости Государственного Совета Татарстана, 2004, № 3 (I часть); 2005, № 5; 2007, № 5; 2010, № 6 (I часть); 2011, № 11 (I часть); 2012, № 7 (I часть); 2013, № 3; 2014, № 5, № 11 (I часть), № 12 (II часть); 2015, № 1-2);

2) пункт 14 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 29 июня 2010 года № 38-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан" (Ведомости Государственного Совета Татарстана, 2010, № 6 (I часть).

Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Татарстан

Р.Н. Минниханов

Казань, Кремль

12 января 2016 года

№ 2-ЗРТ

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.01.2019
Рубрики правового классификатора: 010.110.000 Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, 010.110.040 Организация деятельности

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать