Основная информация

Дата опубликования: 14 марта 2011г.
Номер документа: RU04000201100283
Текущая редакция: 6
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Бурятия
Принявший орган: Народный Хурал Республики Бурятия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

Утратил силу – Закон Республики Бурятия от 18.03.2019 № 360-VI

РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

ЗАКОН

ОТ 14 МАРТА 2011 ГОДА № 1903-IV

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Принят Народным Хуралом Республики Бурятия 28 февраля 2011 года

Изменения в ред. законов Республики Бурятия:

НГР ru04000201100955 (от 13.10.2011 № 2294-IV)

НГР ru04000201301281 (от 13.12.2013 № 228-V)

НГР ru04000201500193 (от 12.03.2015 № 914-V)

НГР ru04000201500356 (от 05.05.2015 № 1107-V)

НГР ru04000201500596 (от 07.07.2015 № 1184-V)

Настоящий Закон определяет сценарные варианты и приоритетные направления долгосрочного социально-экономического развития Республики Бурятия.

Статья 1

Утвердить Программу социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года (прилагается).

Статья 2

Целевые ориентиры Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года учитывать при разработке программ социально-экономического развития Республики Бурятия на среднесрочную перспективу, а также проектов государственных программ Республики Бурятия.

Статья 2 в редакции Закона Республики Бурятия от 12.03.2015 № 914-V

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Бурятия

В.В.НАГОВИЦЫН

Приложение

к Закону Республики Бурятия

«О Программе социально-экономического

развития Республики Бурятия

на период до 2020 года»

ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

В ред. законов Республики Бурятия:

НГР ru04000201100955 (от 13.10.2011 № 2294-IV)

НГР ru04000201301281 (от 13.12.2013 № 228-V)

НГР ru04000201500193 (от 12.03.2015 № 914-V)

НГР ru04000201500356 (от 05.05.2015 № 1107-V)

Паспорт

Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года

В ред. Закона Республики Бурятия:

НГР ru04000201301281 (от 13.12.2013 № 228-V)

Наименование

Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года (далее – Программа)

Основание для разработки

1. Федеральный закон от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»

2. Закон Республики Бурятия от 2 апреля 1996 года № 284-I «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Бурятия»

3. Постановление Правительства Республики Бурятия от 15 декабря 2007 года № 410 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года»

Государственный заказчик

Правительство Республики Бурятия

Разработчики

1. Правительство Республики Бурятия

2. Министерство экономики Республики Бурятия

3. Исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия

Исполнители Программы

1. Органы государственной власти Республики Бурятия

2. Органы местного самоуправления в Республике Бурятия

3. Хозяйствующие субъекты и общественные организации в Республике Бурятия

Стратегическая цель Программы

Обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе модернизации экономики и повышения ее эффективности

Приоритеты Программы

1) развитие минерально-сырьевого комплекса;

2) развитие туристско-рекреационного комплекса;

3) развитие агропромышленного комплекса;

4) развитие лесопромышленного комплекса;

5) развитие инновационной деятельности;

6) развитие человеческого потенциала

Сроки реализации Программы

2011 – 2020 годы

Ожидаемые результаты реализации Программы

В результате реализации Программы в 2020 году:

объем валового регионального продукта составит 383,7 млрд. рублей;

объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета составит 39,8 млрд. рублей;

соотношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума возрастет до 265 %;

доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения Республики Бурятия сократится с 25,0 % в 2007 году до 17,0 %

Строка в редакции Закона Республики Бурятия от 12.03.2015 № 914-V

Организация контроля за исполнением Программы

Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Бурятия

Введение

Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года (далее – Программа) определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года.

Программа разработана с учетом действия наиболее важных стратегических документов Российской Федерации и Республики Бурятия:

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537;

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;

Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р;

Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года № 1120-р;

Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года, одобренной постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 декабря 2007 года № 410.

Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», от 7 мая 2012 года  № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации.

Абзац введен Законом Республики Бурятия от 13.12.2013 № 228-V

Указа Главы Республики Бурятия от 6 августа 2013 года № 170 «О Программе деятельности Правительства Республики Бурятия на срок полномочий.

Абзац введен Законом Республики Бурятия от 13.12.2013 № 228-V

Программа основана на анализе современного состояния и прогнозе развития российской экономики и экономики Республики Бурятия с учетом перспектив реализации на территории крупных инвестиционных проектов.

Реализации целей и приоритетов Программы будет способствовать реализация проектов зон опережающего развития: территориально-производственных и туристско-рекреационных комплексов и обеспечивающей их транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.

Программа является основой для принятия управленческих решений исполнительными органами государственной власти. Для реализации Программы будут разрабатываться Программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2011 – 2015 годы и 2016 – 2020 годы), государственные программы Республики Бурятия, республиканские адресные инвестиционные программы и ежегодные индикативные планы.

Абзац 12 в редакции Закона Республики Бурятия от 12.03.2015 № 914-V

Раздел I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Республика Бурятия входит в состав Сибирского федерального округа и занимает пограничное положение с Монголией. Площадь Республики Бурятия составляет 351,6 тыс. кв. км.

В Республике Бурятия 296 муниципальных образований, в том числе 21 муниципальный район, 2 городских округа и 273 сельских и городских поселения. Столица Республики Бурятия – город Улан-Удэ.

На 1 января 2010 года в Республике Бурятия проживает 963,5 тыс. человек, в том числе 455 тыс. мужчин и 508,5 тыс. женщин. С 2008 года по 2010 год численность населения увеличилась на 3,6 тыс. человек. Плотность населения составляет 2,7 человека на 1 кв. км. Наиболее заселены южные районы, 47 % населения проживает в шести городах республики, в пределах горных территорий – более 1/5 населения.

Более 40 % населения Республики Бурятия проживает в сельской местности.

Территория Республики Бурятия отличается сложностью условий из-за горного рельефа, который формируется хребтами Восточного Саяна, Байкальской горной областью, Селенгинским среднегорьем и Витимским плоскогорьем. Климат в республике резко континентальный с холодной продолжительной малоснежной зимой и коротким теплым летом.

Почти вся территория Республики Бурятия входит в Байкальскую природную территорию, занимая 42,6 % центральной экологической зоны (37,73 тыс. кв. км) и 74,7 % буферной экологической зоны (163,755 тыс. кв. км), что определяет необходимость использования специальных режимов хозяйствования. В этой связи на хозяйственный комплекс Республики Бурятия ложится наибольшая экологическая нагрузка, связанная с сохранением уникальной экологической системы озера Байкал.

Республика Бурятия обладает значительным потенциалом разведанных запасов минерального сырья, которые оцениваются в 135 млрд. долл. США. В недрах Республики Бурятия сосредоточено 48 % российских запасов цинка и 24 % свинца, 27 % вольфрама, 23 % урана, 20 % молибдена, 16 % флюорита, 15 % хризотил-асбеста.

Общий земельный фонд Республики Бурятия составляет 35,1 млн. га, из них 83,2 % площадь лесов Республики Бурятия, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий. Общий запас древесины составляет 2 200 млн. куб. метров.

Республика Бурятия по объемам добычи (вылова) водных биоресурсов входит в число основных субъектов Российской Федерации, где развито рыболовство в пресноводных водоемах и предполагается дальнейшее активное развитие такой рыбохозяйственной деятельности.

Социально-экономическое развитие Республики Бурятия за 2008 – 2010 годы, несмотря на последствия финансово-экономического кризиса, которые особенно остро отразились на некоторых секторах экономики республики в 2009 году, характеризуется опережающим ростом основных макроэкономических показателей в сравнении со среднероссийскими. Так, за 2008 – 2010 годы по предварительной оценке отмечается прирост ВРП республики и ВВП страны в действующих ценах – 26,7 % и 37,5 % соответственно. При этом в республике выше, чем в среднем по Российской Федерации, прирост промышленного производства (55,5 % и 34,3 % соответственно), инвестиций в основной капитал (43,9 % и 35,7 %), оборота розничной торговли (56,3 % и 51,1 % соответственно) и платных услуг населению (50,3 % и 41,9 % соответственно). Также в республике меньше совокупный за три года прирост инфляции (33,0 % и 34,1 % соответственно).

Таблица 1

Динамика макроэкономических показателей Республики Бурятия в сравнении со среднероссийскими

(в действующих ценах, к 2007 году)

Показатель

2008 год

2009 год

2010 год*

Индекс потребительских цен, % (декабрь к декабрю)

Республика Бурятия

112,6

121,6

133,0

Российская Федерация

113,3

123,3

134,1

Валовой (внутренний) региональный продукт, %

Республика Бурятия

118,0

116,3

126,7

Российская Федерация

124,6

117,6

137,5

Промышленное производство, %

Республика Бурятия

129,8

143,7

155,5

Российская Федерация

119,9

109,1

134,3

Продукция сельского хозяйства, %

Республика Бурятия

111,4

114,6

125,5

Российская Федерация

127,4

130,2

130,2

Инвестиции в основной капитал, %

Республика Бурятия

121,3

124,5

143,9

Российская Федерация

130,8

118,1

135,7

Внешнеторговый оборот, %

Республика Бурятия

111,7

111,2

109,9

Российская Федерация

132,1

85,7

111,3

Оборот розничной торговли, %

Республика Бурятия

125,3

138,4

156,3

Российская Федерация

128,1

134,4

151,1

Платные услуги населению, %

Республика Бурятия

123,9

139,9

150,3

Российская Федерация

119,1

131,5

141,9

Численность безработных (по методологии МОТ), %

Республика Бурятия

95,6

108,6

70,6

Российская Федерация

124,6

145,1

127,2

Реальные располагаемые денежные доходы населения, %

Республика Бурятия

111,4

116,9

117,7

Российская Федерация

102,3

104,4

108,1

Реальная заработная плата, %

Республика Бурятия

110,8

110,8

112,6

Российская Федерация

111,5

107,6

112,1

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, %

Республика Бурятия

82,1

76,0

78,8

Российская Федерация

101,1

98,9

94,9

<*> предварительные данные

В республике за 2008 – 2010 годы выше, чем в среднем по стране, показатели роста реальных располагаемых денежных доходов (117,7 % и 108,1 % соответственно), реальной заработной платы (112,6 % и 112,1 % соответственно). Вместе с тем по итогам реализации Программы в 2008 – 2010 годах в республике ниже, чем в среднем по России, динамика развития сельского хозяйства (125,5 % и 130,2 % соответственно), динамика внешнеторгового оборота (109,9 % и 111,3 % соответственно).

В республике сложными остаются проблемы безработицы и уровня жизни населения. При этом отставание от среднероссийского уровня сокращается.

В структуре валового регионального продукта основными видами экономической деятельности являются транспорт и связь (23,2 %), оптовая и розничная торговля (11,9 %), обрабатывающие производства (11,7 %), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (7,1 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (3,6 %).

Раздел II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Долгосрочные приоритеты социально-экономического развития Республики Бурятия сформированы на анализе сильных и слабых сторон, характеризующих географическое, территориальное, этнокультурное и социально-экономическое положение Республики Бурятия, а также ее конкурентных преимуществ и потенциальных угроз в долгосрочной перспективе.

Существующие проблемы и ограничения дальнейшего развития Республики Бурятия обусловлены как факторами экономико-географического характера, осложняющими и ограничивающими хозяйственную деятельность на территории Республики Бурятия, так и факторами, сдерживающими социально-экономическое развитие.

2.1. Проблемы и ограничения Республики Бурятия

К слабым сторонам социально-экономического развития Республики Бурятия относятся:

недостаточно эффективная структура экономики, обусловленная уязвимостью экономики из-за сырьевой специализации, высоким уровнем капиталоемкости производства как следствие влияния большой территории;

периферийное положение Республики Бурятия в системе макроэкономического районирования Российской Федерации обусловливают удаленность и отсутствие тесных связей с внутренним национальным рынком. 58 % территории относится к районам Крайнего Севера и приравненной к ним местности;

более половины территории Республики Бурятия входит в состав Байкальской природной территории, где в пределах водосборной площади озера Байкал установлены Центральная и Буферная экологические зоны с особыми условиями природопользования;

моральный и физический износ действующих основных фондов. Низкий уровень капиталовооруженности труда обусловливает сравнительно низкую производительность труда и рентабельность отраслевого производства;

слабая материально-техническая база учреждений социальной сферы, недостаточное финансирование и социальная незащищенность работников социальной сферы;

территория республики относится к зоне рискованного земледелия.

При реализации политики, направленной на социально-экономическое развитие Республики Бурятия, необходимо учитывать следующие угрозы развития территории:

рост энерготарифов, а также тарифов на транспортные услуги;

увеличение дисбаланса в стоимости энергии по сравнению с соседними территориями;

высокие темпы роста физического износа основного оборудования, увеличение технологического отставания;

ухудшение демографической ситуации в результате миграционного оттока и, как следствие, дефицит квалифицированных кадров;

недостаточный уровень инвестиций в создание новых рабочих мест может привести к снижению темпов роста в реальном секторе экономики.

2.2. Конкурентные преимущества Республики Бурятия

Основу для стабильного экономического и социального развития в долгосрочной перспективе определяют конкурентные преимущества Республики Бурятия, к которым относятся:

значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов (месторождения полиметаллов, вольфрама, молибдена, фосфоритов, цеолитов, флюорита);

высокий экологический и туристический потенциал территории; озеро Байкал как объект мирового природного и экологического наследия;

наличие международного аэропорта, региональных участков Транссибирской железной дороги и Байкало-Амурской магистрали;

приграничное положение Республики Бурятия (наличие общей границы с Монголией), близость переходов через российско-китайскую границу, а также к странам Северо-Восточной Азии;

близость к активно развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона (к потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций);

наличие крупных промышленных предприятий с элементами высокотехнологичных производств.

2.3. Направления повышения конкурентоспособности Республики Бурятия

Исходя из анализа конкурентных преимуществ и слабых сторон развития территории, можно выделить следующие приоритетные направления развития Республики Бурятия:

освоение минерально-сырьевых ресурсов;

развитие индустрии туризма с использованием ресурсов озера Байкал, национальных парков;

развитие агро- и лесопромышленных комплексов;

развитие инновационной деятельности;

развитие человеческого потенциала.

Комплексный анализ конкурентных позиций Республики Бурятия, его конкурентных преимуществ с точки зрения их реализации в долгосрочной перспективе позволяет выбрать стратегию развития региона, способную обеспечить устойчивый экономический рост территории.

Раздел III. СЦЕНАРНЫЕ ВАРИАНТЫ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Сценарные варианты долгосрочного социально-экономического развития Республики Бурятия определяются несколькими ключевыми факторами:

степенью развития и реализации сравнительных преимуществ экономики Республики Бурятия в минерально-сырьевом комплексе, туризме, энергетике и других секторах экономики;

интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;

динамикой развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;

интеграцией Республики Бурятия в единое экономическое пространство Российской Федерации и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В зависимости от реализации этих факторов выделены три качественных сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе – инерционный, базовый и оптимистичный.

Все сценарии предполагают последовательное проведение институциональных преобразований и улучшение инвестиционного климата. В то же время в рамках второго и особенно третьего сценария предполагается проведение активной структурной политики, которая оказывает значительное влияние на состояние инвестиционного климата, структуру производства и экспорта.

3.1. Инерционный сценарий

Инерционный сценарий предполагает сохранение современных тенденций развития отраслей экономики, социальной сферы и инфраструктуры. Развитие Республики Бурятия опирается на действующие организационно-экономические механизмы, происходит постепенная адаптация к изменяющимся условиям, деятельность нацелена преимущественно на экстенсивное развитие, ориентацию на стихийно складывающиеся закономерности в экономике Российской Федерации и Республики Бурятия.

Инерционный сценарий может обеспечить Республике Бурятия небольшой, но стабильный экономический рост, прежде всего в таких видах экономической деятельности как добыча полезных ископаемых, машиностроение, лесопромышленный комплекс, энергетика.

Умеренное развитие по инерционному сценарию получит туристско-рекреационный комплекс. Развитие туризма в прибрежной зоне озера Байкал создаст благоприятные условия для развития агропромышленного, транспортного и строительного комплексов.

При этом умеренный рост собственных доходов консолидированного бюджета станет фактором ограничения для масштабной поддержки структурных реформ в реальном секторе экономики и привлечения средств на модернизацию социальной инфраструктуры.

В инерционном варианте в Республике Бурятия проблема абсолютной бедности не будет решена полностью из-за стагнации или относительного ухудшения жизни пенсионеров, семей с двумя и более детьми и сельского населения.

3.2. Базовый сценарий

Базовый сценарий направлен на формирование и реализацию (с учетом имеющихся рисков) инвестиционно-инфраструктурных проектов коммерческого и институционального типов, нацеленных на диверсификацию экономики республики, привлечение незадействованных финансовых ресурсов (в том числе населения).

При этом приоритетной задачей среднесрочного и долгосрочного развития Республики Бурятия является создание конкурентоспособной экономики, обладающей потенциалом устойчивого развития и создающей предпосылки для перехода на инновационный путь развития.

Базовый сценарий предполагает также создание основы и закрепление тенденций для перехода на эколого-технологический путь развития, намеченный на долгосрочную перспективу.

В современных условиях конкурентоспособная экономика может быть сформирована только путем внедрения наукоемких производств и эффективных технологий.

В свою очередь, решение данной проблемы возможно исключительно за счет технического перевооружения и активной поддержки государством развития ключевых видов экономической деятельности, которые могут стать «локомотивом» роста и создадут заделы для качественных изменений во всей хозяйственной системе. Это позволит Республике Бурятия получить положительный эффект уже в среднесрочной перспективе.

Социально-экономическое положение Республики Бурятия к 2020 году должно характеризоваться реальным улучшением параметров качества жизни населения Республики Бурятия, увеличением его жизненного потенциала на основе динамичного, сбалансированного развития экономики.

В планируемый период в Республике Бурятия требуется создать массовый слой обеспеченного населения с уровнем потребления, приближающимся к среднероссийским. Он должен охватить, по крайней мере, не менее 50 % населения.

Динамика повышения благосостояния населения Республики Бурятия в планируемый период будет определяться динамикой благосостояния, в основном, двух категорий населения: малообеспеченных слоев населения и среднего класса. Создание объективных экономических предпосылок для формирования массового среднего класса предполагает увеличение доли населения, работающего в малом и среднем бизнесе.

Увеличение реальных доходов в условиях экономической стабилизации и снижение инфляции в возрастающей мере будут направляться не только на потребление, но и на сбережение, что в совокупности с улучшением финансового состояния предприятий и оздоровлением банковской системы должно сформировать значительный объем собственных финансовых ресурсов в кредитных учреждениях Республики Бурятия.

3.3. Оптимистичный сценарий

Оптимистичный сценарий развития Республики Бурятия опирается на наиболее полное использование конкурентного преимущества экономики региона, природно-ресурсного и транзитного потенциала территории, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции и модернизацию транспортной инфраструктуры.

Для достижения поставленных стратегических задач, постепенной концентрации ресурсов для диверсификации экономики все хозяйствующие субъекты и отрасли экономики должны выстраивать свою перспективу развития, имея в виду, что Правительство Республики Бурятия будет придерживаться в планируемый период следующей стратегии действия:

1) в промышленности:

реализация крупных территориальных производственно-инфраструк-турных комплексов;

активизация (с долевым участием бюджетов всех уровней) научно-технической и инновационной деятельности и на этой основе модернизация всех отраслей промышленности, освоение экономически эффективной наукоемкой техники и технологий;

всемерная поддержка социально значимых инвестиционных проектов, признанных «инвестиционными точками роста»;

интеграция предприятий в Республике Бурятия в транснациональные корпорации, укрепление конкурентных позиций предприятий на внутреннем и внешнем рынках;

дальнейшее укрепление и поддержка малого и среднего бизнеса;

2) в агропромышленном комплексе:

дальнейшее развитие агропромышленного производства на основе создания крупных агрофирм, финансового оздоровления предприятий и организаций агропромышленного комплекса;

повышение, в том числе за счет развития федерального и республиканского лизинга, уровня технической оснащенности и технологического уровня аграрного производства, улучшение состояния и повышение плодородия почв;

формирование конкурентных и эффективных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для обеспечения потребности населения в продуктах питания, а предприятий пищевой промышленности – в сельскохозяйственном сырье;

становление и развитие инфраструктуры рынка земель сельскохозяйственного назначения;

всемерная поддержка развития подсобных хозяйств сельского населения за счет организации заготовки кормов и закупа сельскохозяйственной продукции, переработки дикоросов;

3) в транспортном комплексе и связи:

создание современного транспортно-логистического комплекса;

использование административного потенциала для интеграции транспортной системы Республики Бурятия в систему международных хозяйственных связей, развитие «транзитной экономики»;

поддержка развития коммерческого лизинга как основы модернизации парка всех видов транспорта и его производственно-технической базы;

стимулирование интеграции транспортных и производственно-распределительных процессов;

всемерная поддержка развития трубопроводного транспорта;

поддержка развития электронных средств связи на основе современных цифровых технологий;

создание конкурентной среды на рынке услуг связи, обеспечение доступа хозяйствующих субъектов и населения к телекоммуникационной инфраструктуре и информационным ресурсам;

4) в товаропроводящей системе:

поддержка развития сети оптово-распределительных центров, системы оптовых рынков и комплексов, информационного и программного обеспечения рынков промышленной и сельскохозяйственной продукции;

развитие стационарной розничной торговли с применением новых технологий, в том числе систем безналичных расчетов на основе пластиковых карточек;

развитие товаропроводящей сети в малых населенных пунктах с учетом гибких форм организации обеспечения населения;

5) в инвестиционно-финансовой сфере:

укрепление доходной базы республиканского и местного бюджетов;

повышение качества и доступности бюджетных услуг при одновременной оптимизации структуры и состава сети бюджетных учреждений;

развитие государственно-частного партнерства в приоритетных отраслях экономики Республики Бурятия;

улучшение инвестиционной привлекательности Республики Бурятия за счет исправления накопленных структурных деформаций (реструктуризация депрессивных отраслей, убыточных секторов экономики, создание новых рабочих мест и др.);

содействие предприятиям в переходе на международные стандарты финансовой отчетности;

поддержка листинга акций предприятий на фондовых рынках, формирование инфраструктуры фондового рынка;

развитие рынка страховых услуг;

содействие сокращению масштабов неформальной экономики и перевод ее в сферу регулируемой экономики.

Реализация перечисленных выше задач будет базироваться на эффективном использовании имеющейся ресурсной базы Республики Бурятия, а также значительных инвестиций, в том числе и бюджетных, для внедрения наукоемких инновационных технологий. С другой стороны, развитие социальной сферы требует снижения инвестиционной нагрузки на бюджет региона с введением новых механизмов системы управления уровнем и качеством жизни населения, направленной на повышение качества предоставления бюджетных услуг.

Раздел IV. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ

Анализ конкурентных позиций республики позволяет определить цели, задачи и основные направления социально-экономического развития Республики Бурятия.

Стратегической целью Программы является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе модернизации экономики и повышения ее эффективности.

Достижение стратегической цели Программы основывается на динамичном экономическом росте и повышении конкурентоспособности экономики Республики Бурятия при условии соблюдения экологических требований на Байкальской природной территории.

Достижение стратегической цели Программы будет реализовано в два этапа на основе двух среднесрочных программ.

Первый этап – 2011 – 2015 годы. Укрепление финансового состояния Республики Бурятия и увеличение доли собственных доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия. Создание на этой основе организационно-экономических и институциональных условий для осуществления модернизации экономики, проведения активной политики привлечения инвестиций.

Второй этап – 2016 – 2020 годы. Период формирования крупных производственно-инфраструктурных комплексов, туристско-рекреационных экономических зон. Формирование экономики инновационного типа, проведение последовательной реструктуризации и дальнейшая модернизация как отдельных хозяйствующих субъектов, так и ведущих отраслей экономики.

Задачи Программы по приоритетным направлениям на период до 2020 года представлены в таблице 2.

Таблица 2

Задачи Программы на период до 2020 года

№ п/п

Направления

Задачи в рамках направления

Развитие экономики

1

Макроэкономическая политика

Укрепление финансового состояния и увеличение доли собственных доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия.

Проведение модернизации экономики и активной политики привлечения инвестиций.

Формирование конкурентоспособной экономики инновационного типа, проведение последовательной реструктуризации и модернизации как отдельных хозяйствующих субъектов, так и ведущих отраслей экономики. Создание условий для обеспечения роста реальных денежных доходов населения.

Решение вопросов занятости и снижение доли населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума

2

Добыча полезных ископаемых

Техническое перевооружение и модернизация производства, строительство дополнительных мощностей разрабатываемых месторождений.

Создание условий для разработки и освоения новых месторождений полезных ископаемых.

Строительство дополнительных мощностей; внедрение новых технологий, отвечающих требованиям мировых стандартов; создание инфраструктуры.

Прирост добычи угля, урана, золота и вольфрама. Начало добычи цинка, свинца, бериллия, молибдена и вольфрама.

Выход на проектную мощность предприятий по освоению Хиагдинского уранового месторождения, Окино-Ключевского буроугольного месторождения.

Завершение строительства предприятий по освоению Озерного и Назаровского месторождений полиметаллических руд, Ермаковского месторождения бериллия, Орекитканского молибденового месторождения, Холтосонского и Инкурского месторождений вольфрама

3

Энергетика

Реализация основных направлений «Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Бурятия на перспективу до 2030 года».

Строительство линий электропередачи вдоль побережья озера Байкал и для обеспечения электроснабжения вводимых мощностей в восточных районах Республики Бурятия и зоне БАМа.

Строительство малых гидроэлектростанций для обеспечения надежного электроснабжения в удаленных районах Республики Бурятия.

Оптимизация энергетического баланса Республики Бурятия, повышение эффективности энергопотребления за счет внедрения энергосберегающих технологий, сокращение потерь в сетях общего пользования.

Проведение эффективной государственной политики по оптимизации тарифов на электроэнергию за счет снижения собственных издержек энергопроизводителей.

Снятие инфраструктурных ограничений при подключении новых потребителей к электрическим сетям

4

Машиностроение

Техническое перевооружение и модернизация производства, развитие инновационной направленности, освоение новой продукции.

Увеличение экспортного потенциала продукции машиностроения.

Выход предприятий на качественно новый уровень по ассортименту и конкурентоспособности производимой продукции.

Развитие субконтрактации и кооперации

5

Металлообработка

Техническое перевооружение и модернизация производства, развитие инновационной направленности.

Повышение конкурентоспособности металлоконструкций, увеличение объемов выпускаемой продукции, в том числе экспортного потенциала продукции

6

Промышленность строительных материалов

Увеличение объемов выпуска строительных материалов.

Обеспечение строительного комплекса Республики Бурятия современными конкурентоспособными материалами.

Создание производств по выпуску эффективных конструкций и изделий для домов различных архитектурно-строительных систем.

Увеличение налогооблагаемой базы.

Создание новых и дополнительных рабочих мест

7

Лесопромышленный комплекс

Создание условий для развития лесопромышленного комплекса республики. Производство продукции высокой степени переработки.

Развитие лесоперерабатывающих мощностей, снижение теневого оборота лесной продукции, внедрение системы электронного учета леса, идущего на экспорт, разработка механизмов работы таможенных складов и маркировки отгружаемого леса, создание производств по энергетическому использованию отходов.

Ввод в эксплуатацию лесовозных дорог в Еравнинском, Прибайкальском, Баргузинском, Хоринском, Закаменском районах. Строительство новых и техническое перевооружение имеющихся деревообрабатывающих мощностей ОАО «Байкальская лесная компания», модернизация КДМ-2 ОАО «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат», развитие сети деревообрабатывающих производств во всех районах республики.

Строительство и ввод в действие деревообрабатывающего комбината на базе инфраструктуры и мощностей Озерного горно-обогатительного комбината

8

Агропромышленный комплекс

Надежное обеспечение населения республики сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, организаций пищевой и перерабатывающей промышленности – сырьем.

Создание условий для формирования
интегрированных производственных структур в агропромышленном комплексе.

Улучшение качества жизни сельского населения на основе роста производства конкурентоспособной продукции, сохранения земельных и природных ресурсов, устойчивого развития сельских территорий, повышение уровня среднемесячной заработной платы работников агропромышленного комплекса.

Техническая модернизация животноводческих комплексов.

Развитие системы потребительской кооперации на селе.

Оформление права собственности на земельные доли

9

Развитие кластера «Туризм»

Создание организационно-экономических и правовых условий для формирования кластера «Туризм».

Повышение качества туристских услуг и безопасности туристов.

Продвижение туристского продукта Республики Бурятия на мировом и внутреннем туристских рынках

10

Торговля и общественное питание

Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка.

Совершенствование и развитие системы товародвижения и логистики.

Развитие в оптовой и розничной торговле механизмов поддержки местных товаропроизводителей.

Повышение степени концентрации торговли на основе ускоренного развития розничных сетевых структур.

Обеспечение территориальной доступности услуг, видового разнообразия предприятий.

Достижение норматива минимальной обеспеченности населения торговыми площадями до 487 кв. м на 1 000 жителей.

Создание логистических комплексов и использование логистических услуг в системе товародвижения

11

Малое предпринимательство

Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на всей территории Республики Бурятия.

Обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к производственным, кредитным, инвестиционным ресурсам и источникам информации.

Продолжение формирования бизнес-инкубирования и финансовых технологий поддержки развития приоритетных направлений, в том числе инновационных проектов

12

Рынок труда

Содействие трудоустройству ищущих работу граждан.

Повышение конкурентоспособности трудовых ресурсов на рынке труда

13

Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды

Улучшение качества окружающей среды. Снижение негативной нагрузки на природную среду от различных видов хозяйственной деятельности, рациональное использование природных ресурсов.

Совершенствование управления в целях предотвращения аварий природного и техногенного характера

Развитие социальной сферы

14

Социальная защита

Организация многоуровневой адресной поддержки малоимущих и социально уязвимых слоев населения.

Повышение экономической эффективности расходов бюджетной сферы и внебюджетных фондов в области социальной защиты населения.

Повышение эффективности социального обслуживания населения, в том числе за счет активного привлечения негосударственных организаций и организации обслуживания на дому.

Обеспечение доступности для инвалидов зданий и сооружений торговли, культуры, средств транспорта, связи и информации

15

Образование и наука

Обеспечение доступности и качества дошкольного образования.

Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг.

Повышение доступности и качества начального и среднего профессионального образования.

Повышение эффективности использования научно-технических достижений и содействие развитию инновационной деятельности

16

Здравоохранение

Приведение объемов государственных гарантий по оказанию медицинской помощи населению в соответствие с их ресурсным обеспечением.

Развитие первичной медико-санитарной помощи населению путем поэтапного перевода амбулаторно-поликлинических учреждений на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования.

Охрана материнства и детства, улучшение репродуктивного здоровья.

Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями.

Обеспечение учреждений здравоохранения высококвалифицированным медицинским персоналом.

Развитие и внедрение информационных и новых медицинских технологий.

Повышение материально-технического потенциала медицинских учреждений.

17

Культура и искусство

Создание условий для доступа граждан к культурным ценностям (музейные фонды, библиотечные фонды и др.). Содействие участию граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания.

Повышение качества и разнообразия услуг, представляемых в сфере культуры.

Развитие международного культурного обмена в сфере культуры и искусства.

Внедрение электронных информационных ресурсов в республиканских учреждениях культуры, обеспечение безопасности музейных экспонатов.

Строительство, реконструкция и техническое переоснащение объектов культуры и искусства.

Сохранение объектов культурного наследия.

Государственная охрана объектов культурного наследия

18

Физическая культура и спорт

Пропаганда здорового образа жизни населения.

Приобщение различных групп населения, в первую очередь детей, к систематическим занятиям физической культурой, спортом и различными видами спортивно-оздоровительного туризма.

Укрепление материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта

19

Безопасность жизнедеятельности

В области охраны общественного порядка и безопасности граждан основными задачами являются снижение уровня преступности, профилактика и предупреждение правонарушений со стороны несовершеннолетних и молодежи, снижение количества преступлений, совершенных лицами, ранее судимыми и ранее совершавшими преступления.

В сфере безопасности дорожного движения основными задачами являются снижение количества дорожно-транспортных происшествий, совершенствование организации дорожного движения, повышение культуры участников дорожного движения.

В области пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основными задачами являются: защита населения и территории республики от чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности

Развитие инфраструктуры

20

Строительство

Создание безопасных условий для
жизнедеятельности, обеспечение сейсмической безопасности.

Усиление контроля за соблюдением градостроительного законодательства и правил при сдаче объектов жилищного и производственного назначения.

Создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков коммунальной и транспортной инфраструктурой.

Создание и утверждение системы градостроительной документации Республики Бурятия.

Реализация долгосрочных программ и планов муниципальных образований в Республике Бурятия по предоставлению земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Создание в муниципальных образованиях в Республике Бурятия информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Сокращение объемов незавершенного строительства объектов государственной собственности.

Формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан:

увеличение объемов строительства жилья и необходимой коммунальной инфраструктуры, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов;

развитие эффективной системы государственной поддержки населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий;

повышение конкурентоспособности строительного комплекса

Пункт 20 в редакции Закона Республики Бурятия от 12.03.2015 № 914-V

21

Жилищно-коммунальное хозяйство

Создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.

Обеспечение условий свободного доступа населения к потреблению жилищно-коммунальных услуг на уровне, соответствующем стандартам качества.

Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в непригодном жилищном фонде, и снижение доли ветхого и аварийного жилья.

Снижение износа основных фондов предприятий жилищно-коммунального комплекса. Разработка и реализация программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в каждом муниципальном образовании

22

Транспорт

Оптимизация тарифов на грузовые и пассажирские перевозки всех видов транспорта.

Создание комплекса, обеспечивающего взаимодействие всех видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного и в перспективе водного) с целью оптимизации товарного потока, удобства пассажиров, развития международных экономических отношений.

Модернизация аэродромной и аэропортовой инфраструктуры.

Развитие аэропортов местных воздушных линий и вертолетных площадок.

Модернизация парка воздушных судов базовой авиакомпании для международного аэропорта Улан-Удэ – ОАО «Авиакомпания Бурятские Авиалинии»

23

Связь

Расширение и модернизация информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе и на побережье озера Байкал.

Создание государственной цифровой сети эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания.

Модернизация сети отделений почтовой связи для оказания, помимо почтовых, финансовых услуг в сельских районах республики

В редакции Закона Республики Бурятия от 13.10.2011 № 2294-IV

24

Дорожное хозяйство

Модернизация существующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения; приведение сети дорог в соответствие с потребностями экономики Республики Бурятия в целях развития туризма, приграничного сотрудничества, экологической безопасности.

Создание сквозного транспортного коридора от границ с Иркутской областью через г. Северобайкальск до границ с Забайкальским краем на севере Республики Бурятия.

Создание рациональной схемы дорожной сети Республики Бурятия, обеспечивающей оптимизацию грузопотоков в межрайонных и межрегиональных автотранспортных связях.

Раздел V. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

5.1. Минерально-сырьевой комплекс

Развитие минерально-сырьевого комплекса в долгосрочной перспективе будет опираться на формирование зон опережающего развития: Северной, Восточной, Центральной, Южной и Восточно-Саянской. Формирование этих зон соответствует приоритетам Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года и Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года.

Северная зона будет специализироваться на добыче и переработке полезных ископаемых и леса. Запасы золота представлены месторождениями Ирокиндинское, Кедровское и Нерундинское и оцениваются в 18,5 тонны. Чулбонское месторождение кварцитов имеет запасы 760 тыс. тонн. Запасы месторождений нефритов Кавоктинское, Буромское и Голюбинское составляют 640 тонн. Известняковые месторождения Аиктинское и Болаиктинское с запасами 57,5 млн. тонн являются ресурсной базой проектируемого цементного завода в пос. Таксимо.

Основными полезными ископаемыми Восточной зоны опережающего экономического развития являются цинк и свинец Озерного и Назаровского месторождений (общий запас 140 млн. тонн руды). Содержание цинка в руде составляет около 7 %, что в 2 – 3 раза превышает средний показатель по другим свинцово-цинковым месторождениям. Хиагдинское урановое месторождение имеет запасы 34 тыс. тонн и, по мнению Международного агентства по атомной энергии, входит в число лучших месторождений мира. Запасы Орекитканского молибденового месторождения оцениваются в 249 млн. тонн руды. Это месторождение входит в пятерку крупных месторождений молибдена мира. Месторождения железа представлены Гурвунурским, Аришинским, Солонгинским и Балбагарским месторождениями. Общий объем запасов железа составляет 240 млн. тонн. Запасы Ермаковского месторождения бериллия составляют 1,6 млн. тонн руды.

Центральная зона опережающего экономического развития представлена Жарчихинским и Брянским месторождениями молибдена (общие запасы 150 тыс. тонн). Запасы Ошурковского месторождения апатитов оцениваются в 285 млн. тонн. Запасы Третьяковского месторождения плавикового шпата составляют 900 тыс. тонн.

В Южной зоне опережающего экономического развития основными направлениями являются добыча и переработка каменного угля, освоение месторождений вольфрамово-молибденовых руд, развитие транспортной системы и приграничных территорий. На территории Южной зоны опережающего экономического развития запасы вольфрама, составляющие около 3 млн. тонн руды, сосредоточены в Инкурском, Холтосонском и Мало-Ойногорском месторождениях. Месторождения каменного угля представлены Окино-Ключевским месторождением, запасы которого составляют 200 млн. тонн. Южная зона опережающего экономического развития богата поделочными и облицовочными камнями (мрамор, змеевики и граниты) и строительными материалами.

Восточно-Саянская зона опережающего экономического развития специализируется на добыче и переработке полезных ископаемых и развитии туризма. В этой зоне найдено и разведано более 20 месторождений золота, редких металлов, бокситов, фосфоритов, асбеста, графита, нефрита и строительных материалов. Из них крупнейшие по запасам не только в Республике Бурятия, но и в России – Зун-Холбинское, Водораздельное и Барун-Холбинское месторождения рудного золота. В настоящее время ведется разведка Коневинского золоторудного месторождения. Месторождения особо чистого кварцевого сырья представлены Бурал-Сардыкским и Верхне-Окинским месторождениями, запасы которых составляют около 2 млн. тонн чистого кварца.

5.2. Туристско-рекреационный комплекс

На перспективный период туризм признан одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Бурятия. В Бурятии имеются ресурсы и созданы условия для развития практически всех видов туризма: культурно-познавательного, оздоровительного, делового, активного, круизного, экологического, сельского.

Республика Бурятия является одним из самых перспективных регионов России по своему туристско-рекреационному потенциалу. Байкальский регион, частью которого является Республика Бурятия, входит в пять наиболее привлекательных для иностранных туристов дестинаций страны. Согласно оценке рейтингового агентства Эксперт РА Бурятия поднялась с 45 на 26 место по туристическому потенциалу и занимает 1 место среди регионов Сибирского федерального округа по темпам туристских прибытий.

Признание перспективности туристских ресурсов Бурятии обусловило создание на территории республики особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года № 68.

Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Байкальская гавань» в Прибайкальском районе Республики Бурятия выступает ядром туристического кластера Бурятии и инструментом стимулирования регионального экономического роста. Здесь планируется создать всесезонный курорт мирового уровня с высокоразвитой инфраструктурой, крупнейший горнолыжный курорт на востоке России, крупный центр SPA-терапии и тибетской медицины.

По условиям особой экономической зоны реализация проекта будет осуществляться на условиях государственно-частного партнерства, где государство берет на себя все затраты, связанные с инфраструктурой: это дороги, электроэнергия, тепло, вода, канализация, связь, а инвестор – строительство и эксплуатацию объектов туристического бизнеса. Кроме того, инвесторы пользуются государственной поддержкой в виде освобождения уплаты налога на землю, на имущество, налога на прибыль в объеме 4,5 %, а также для резидентов зоны разрешена ускоренная амортизация основных фондов.

Помимо этого, в республике предусмотрено формирование локальных туристических кластеров в границах 15 муниципальных образований республики (города Улан-Удэ, Кяхта и Северобайкальск, Баргузинский, Кабанский, Прибайкальский, Тункинский, Северо-Байкальский, Курумканский, Окинский, Иволгинский, Заиграевский, Тарбагатайский, Кяхтинский, Селенгинский районы). На каждой кластерной территории имеются участки от 50 до 800 га для организации зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа, на которых будут создаваться современные всесезонные курорты и гостинично-туристские комплексы. В 2010 году в Республике Бурятия созданы пять зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа на территориях муниципальных образований: «город Северобайкальск», «Северо-Байкальский район», «Тункинский район», «Заиграевский район» и «город Улан-Удэ» и зона экономического благоприятствования промышленно-производственного типа на территории городского округа «город Улан-Удэ».

Все кластерные территории встроены в сложившуюся маршрутную экскурсионную сеть и будут обеспечивать обслуживание туристов на трансграничных туристских маршрутах: «Великий Чайный путь», «Восточное кольцо», «Транссибирский экспресс», «Байкал – Хубсугул».

Стратегическими направлениями формирования и развития туристско-рекреационного комплекса Бурятии являются:

создание современной туристической инфраструктуры и высокого качества бизнес-климата для туризма;

создание конкурентоспособных туристических продуктов;

расширение известности туристического кластера Республики Бурятия на мировом рынке посредством развития маркетинга и дистрибуции;

расширение международных туристских обменов через разработку и продвижение трансграничных туристских маршрутов «Восточное кольцо», «Чайный путь», «Байкал – Хубсугул» и др.;

сохранение и развитие природного и культурного богатства Республики Бурятия.

Реализация кластерной политики в сфере туризма обеспечит решение общенациональных и региональных задач социально-экономического развития:

стимулирование предпринимательской и инвестиционной деятельности в сфере туризма и смежных отраслях;

повышение конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного российского продукта;

повышение уровня и качества жизни населения путем увеличения доступности туристских услуг, занятости и доходов жителей страны;

укрепление имиджа Сибири в качестве территории с реализованным высоким туристско-рекреационным потенциалом; практическое воплощение высоких стандартов жизни, способное не только остановить отток населения из республики, но и обеспечить его прирост.

5.3. Агропромышленный комплекс

Основными направлениями развития агропромышленного комплекса Республики Бурятия являются:

специализация сельскохозяйственного производства на эффективных, рентабельных отраслях и концентрация производства отдельных видов продукции на тех предприятиях, где это выгодно, что в конечном итоге приведет к улучшению финансово-экономического состояния предприятий агропромышленного комплекса;

активный переход к малозатратным, энергосберегающим и экологически чистым технологиям и производствам на основе последних разработок науки, внедрения технологий интенсивного выращивания, откорма и нагула скота;

техническое перевооружение отрасли.

В рамках реализации задачи развития крупных вертикально-интегрированных холдингов по производству сельскохозяйственной продукции планируется:

создание современного вертикально-интегрированного агропромышленного комплекса по производству и первичной переработке свинины, ЗАО «Свинокомлекс «Восточно-Сибирский», на 70 тыс. голов, мощностью 13,1 тыс. тонн мяса свинины в живом весе в год;

внедрение высокотехнологичных производств в сельское хозяйство Республики Бурятия, ООО «Байкальская инновационная группа «Вайт», на 1 200 голов, мощностью 7 253,5 тонн молочной продукции, 1 257 тонн мясной продукции в год;

эффективное размещение производства, хранения и первичной переработки картофеля и овощей, ООО «Гарантия-2», мощностью более 20 тыс. тонн овощей;

организация молочно-товарной фермы, ООО «Тогтуури» на 400 голов мясомолочного направления, производительностью 1 400 тонн молока и молочных продуктов и 100 тонн говядины в год;

строительство и эксплуатация аграрно-промышленного комплекса «Великое озеро» (в составе птицефабрика мясо-яичного направления, тепличное хозяйство и мясоперерабатывающий комплекс), ЗАО «Агропромышленный комплекс «Великое озеро», мощностью 8,5 тыс. тонн мяса кур и 60 млн. шт. яиц в год, тепличное хозяйство мощностью до 3,5 тыс. тонн овощей в год, мясоперерабатывающий комплекс мощностью 7,5 тыс. тонн в год колбасных изделий и субпродуктов.

В пищевой и перерабатывающей промышленности планируется реализация следующих крупных инвестиционных проектов, реализуемых до 2020 года:

организация, ввод в действие и увеличение мощностей по забою скота в районах Республики Бурятия;

техническое перевооружение молокоперерабатывающих предприятий (ОАО «Молоко Бурятии», ООО «Мухоршибирское подворье», ООО «Бичурский маслозавод» и др.), организация дополнительных пунктов приемки молока;

техническое перевооружение мощностей ОАО «Заудинский мелькомбинат» в целях переработки зерна, поставляемого местными сельхозпроизводителями, и производства комбикормов;

развитие мощностей по производству колбасных изделий в ООО «Бурятмясопром», ООО «Бурятская мясоперерабатывающая компания», ООО «Пиката», мясной фабрике «Селенга», организациях потребкооперации и др.;

техническое перевооружение существующих мощностей предприятий хлебопекарной отрасли – ОАО «Бурятхлебпром», ООО «Колос», ООО «Хлеб», ЗАО «Возрождение», организации потребкооперации;

расширение производства кондитерских изделий в ЗАО «Амта», ООО «Тарко», ООО «Сластена»;

развитие мощностей по производству пива в ООО «ПК Сибирь», ООО «Котлин», ООО «Даринское», ОАО «Бурятхлебпром»; организация новых производств.

Также планируется развивать малые формы хозяйствования на селе путем поддержки традиционных отраслей сельского хозяйства республики – овцеводства, оленеводства и табунного коневодства. Для закупа производимой ими продукции будет создана сеть потребительских кооперативов, обеспечивающих реализацию и переработку продукции, а также лизинг сельскохозяйственных животных.

5.4. Развитие лесопромышленного комплекса

Подраздел в редакции Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 228-V

Приоритетным направлением долгосрочного развития лесопромышленного комплекса Республики Бурятия станет более полное вовлечение лесных ресурсов в хозяйственный оборот за счет внедрения современных технологий глубокой переработки сырья.

Общая площадь лесов Республики Бурятия, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, по состоянию на 1 января 2013 года составила 29,7 млн. га, 84,4 % от общей земельной площади. При расчетной лесосеке в 10,6 млн. куб. м в год процент ее освоения составляет 22 %.

Для развития лесопромышленного комплекса республики, как приоритетного направления, имеются необходимые предпосылки, в том числе:

наличие реального потребительского рынка лесоматериалов;

наличие необходимых энергетических ресурсов для развития действующих и строительства новых мощностей по глубокой переработке древесины;

наличие железнодорожных транспортных путей для строительства новых предприятий по глубокой переработке древесины;

наличие условий наибольшего благоприятствования со стороны федеральных, региональных и местных органов власти.

В Республике Бурятия реализуются четыре инвестиционных проекта, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов:

проект ЗАО «Байкальская лесная компания» – «Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в Еравнинском районе Республики Бурятия» с ежегодным объемом заготовки древесины в 500,0 тыс. куб. м;

проект ООО «Лесная биржа» – «Строительство завода по производству ориентированно-стружечных плит (OSB) в Заиграевском районе Республики Бурятия» с объемом заготовки древесины в 270 тыс. куб. м;

проект ООО «Форестинвест» – «Создание лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия» с объемом заготовки древесины  в 200 тыс. куб. м;

проект ОАО «Селенгинский ЦКК» – «Модернизация картоно-делательной машины для увеличения объемов производства. Увеличение доли собственных заготовок и создание объектов лесной инфраструктуры в районах Республики Бурятия» с объемом заготовки древесины в 150,0 тыс. куб. м/

5.5. Развитие инновационной деятельности

Инновационная деятельность на современном этапе рассматривается как важнейшее условие модернизации экономики страны и один из факторов обеспечения экономического роста.

Целью государственного управления процессом активизации инновационной деятельности в Республике Бурятия является повышение конкурентоспособности экономики на основе создания развитой республиканской инновационной инфраструктуры, сбалансированного и эффективного использования ресурсов, научно-технического и образовательного потенциала республики.

Перевод экономики Республики Бурятия на инновационный путь развития возможен лишь при условии комплексного реформирования научно-технической сферы от прикладных исследований до серийного производства наукоемкой продукции и ее вывода на мировой рынок. Для этого необходимо разработать и реализовать комплекс мер по обеспечению государственной поддержки и привлечению инвестиций в инновационную сферу; создать условия для формирования и развития республиканской инновационной инфраструктуры, в том числе инкубаторов, технопарков, технополисов, венчурных фондов и т.д.; создать республиканскую систему подготовки кадров инновационного менеджмента.

Для успешного развития инновационной деятельности в Республике Бурятия необходимо осуществление государственной поддержки, направленной на доведение результатов НИОКР до полноценного инновационного проекта, формирование команд инновационных менеджеров, отбор и софинансирование перспективных инновационных проектов и стартовавших инновационных производств, определение потребностей экономики региона в инновациях.

Развитие инновационной деятельности в долгосрочной перспективе будет осуществляться по следующим направлениям:

развитие нормативной правовой базы, предусматривающее внесение изменений в законодательство Республики Бурятия в части предоставления налоговых льгот для субъектов инновационной деятельности и организаций инновационной инфраструктуры;

развитие инновационной инфраструктуры, предусматривающее мероприятия по созданию в Республике Бурятия организаций инновационной инфраструктуры, которые содействуют субъектам инновационной деятельности в подготовке и реализации инновационных проектов, в продвижении на рынок конкурентоспособных, коммерчески перспективных научных разработок, выполненных в Республике Бурятия;

поддержка инновационных проектов, которая предполагает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение реализации республиканских инновационных проектов;

кадровое обеспечение инновационной деятельности для создания в Республике Бурятия системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности.

Абзац утратил силу: Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 228-V

5.6. Развитие человеческого потенциала

Человеческий потенциал Республики Бурятия является главным нематериальным активом, высоко оцененным не только внутри региона, но и за его пределами. В долгосрочной перспективе роль человеческого потенциала как фактора, от которого во многом зависит динамика развития экономики Республики Бурятия, будет возрастать. Развитие человеческого потенциала является не просто актуальным, а выдвигается в разряд приоритетных в структуре стратегических задач социально-экономического развития республики.

В связи с этим важно не только сохранить существующий человеческий потенциал, но и сформировать условия для комфортного проживания и развития человека. Развитие человеческого потенциала Республики Бурятия должно идти за счет улучшения количественных и качественных характеристик человеческих ресурсов на основе повышения уровня жизни и ее качества (улучшение условий для поддержания здоровья населения, получения образования, улучшения жилищных и других условий жизни). В этой связи развитие человеческого потенциала в долгосрочной перспективе предусматривает два основных направления:

развитие конкурентоспособности человеческого потенциала;

улучшение качества социальной среды и условий жизни людей.

В рамках первого направления в долгосрочной перспективе актуальными будут следующие задачи:

проведение активной демографической и миграционной политики;

активная молодежная политика, направленная на воспроизводство человеческого капитала;

развитие систем образования и здравоохранения как составляющих активов человеческого капитала;

устранение диспропорций на рынке труда;

формирование системы занятости и трудовых отношений – важнейшее условие реализации человеческого капитала, заключающееся в получении потока доходов и сохранении условий воспроизводства человеческого капитала.

В рамках второго направления в долгосрочной перспективе актуальными будут следующие задачи:

повышение качества предоставляемых государственных социальных услуг в здравоохранении, образовании, культуре, физической культуре и спорте, социальной защите;

создание условий для формирования нового качества жизни населения, в том числе развитие учреждений социальной сферы, модернизация социальной и инженерной инфраструктуры, развитие жилищного строительства и другие;

обеспечение условий для многообразной и полноценной культурной жизни населения Республики Бурятия;

обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании, обеспечение экономики республики специалистами необходимых квалификаций;

сохранение, укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения, формирование здорового образа жизни населения;

обеспечение социальных гарантий граждан;

обеспечение безопасности личности и общественной безопасности;

обеспечение потребителей качественными и доступными жилищно-коммунальными услугами.

Раздел VI. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

В долгосрочном периоде объем валового регионального продукта увеличится с 136,1 млрд. рублей в 2010 году до 383,7 млрд. рублей в 2020 году. Среднемесячная заработная плата составит 40,1 тыс. рублей. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составит 15,0 % от общей численности населения Республики Бурятия.

Прирост валового регионального продукта и реальных денежных доходов населения будет достигнут за счет опережающего развития приоритетных отраслей экономики Республики Бурятия. Снижение административных барьеров и создание благоприятных условий обеспечат дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса. Улучшение инвестиционного климата будет способствовать притоку современного менеджмента и производственных технологий в реальный сектор. Реализация быстроокупаемых и наиболее эффективных инвестиционных проектов Программы повысит инвестиционный потенциал Республики Бурятия, повлечет развитие сопутствующих и технологически связанных производств, обеспечит рост доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия.

Таблица 4

Таблица в редакции закона Республики Бурятия от 05.05.2015 № 1107-V

Основные индикаторы Программы социально-экономического

развития Республики Бурятия на период до 2020 года

Индикаторы

2007

год

2010

год

2015

год

2020

год

Основные макроэкономические индикаторы

Объем валового регионального продукта нарастающим итогом за период с 2008 года, млрд. рублей



379,4

1 257,8

2 917,9

Объем валового регионального продукта, млрд. рублей

107,4

133,5

193,3

383,7

Объем валового регионального продукта на душу населения, тыс. рублей

111,9

137,6

198,0

391,0

Объем инвестиций в основной капитал нарастающим итогом за период с 2008 года, млрд. рублей



80,6

252,8

712,0

Объем инвестиций в основной капитал, млрд. рублей

19,5

33,6

32,5

107,0

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс. рублей

20,2

34,6

33,3

109,0

Среднемесячная номинальная начисленная       заработная плата одного работника, тыс.      рублей

11,5

18,0

28,2

40,1

Реальные располагаемые денежные доходы       населения, в % к предыдущему году

116,9

102,4

95,0

101,8

Соотношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума, %

215,0

258,0

257,0

265,0

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения Республики Бурятия, %

25,0

19,2

18,8

17,0

Объем налоговых и неналоговых доходов        консолидированного бюджета нарастающим итогом за период с 2008 года, млрд. рублей



49,6

162,6

341,5

Объем налоговых и неналоговых доходов        консолидированного бюджета, млрд. рублей

12,8

18,0

25,7

39,8

Индекс потребительских цен, %

109,2

109,4

118,0

105,5

Уровень общей безработицы, %

12,9

10,5

9,5

6,0

Основные индикаторы развития экономики

Объем отгруженной продукции промышленности нарастающим итогом за период с 2008 года, млрд. рублей



177,6

559,1

1 107,7

Объем отгруженной продукции промышленности, млрд. рублей

41,2

64,9

91,6

121,8

Доля продукции высокотехнологичных и         наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте, %





10,6

13,0

Объем отгруженной продукции по виду           деятельности «Добыча полезных ископаемых» нарастающим итогом за период с 2008 года, млрд. рублей



36,2

66,2

132,0

Объем отгруженной продукции по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых», млрд. рублей

6,6

9,3

11,3

14,4

Объем отгруженной продукции лесопромышленного комплекса нарастающим итогом за период с 2008 года, млрд. рублей



7,4

19,3

37,8

Объем отгруженной продукции лесопромышленного комплекса, млрд. рублей

1,9

2,6

3,1

4,0

Строка исключена Законом Республики Бурятия от 07.07.2015 №1184-V

Валовая продукция сельского хозяйства, млрд. рублей

10,5

10,6

15,4

17,8

Объем платных услуг, оказанных туристам, нарастающим итогом за период с 2008 года, млрд. рублей



3,2

11,2

70,1

Объем платных услуг, оказанных туристам, млн. рублей

654,0

1 302,3

2 300,0

17 390,0

Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, млрд. рублей

32,6

<**>

99,4

181,8

243,5

Оборот розничной торговли нарастающим итогом за период с 2008 года, млрд. рублей



229,1

804,9

1 877,9

Оборот розничной торговли, млрд. рублей

54,5

85,4

147,1

256,0

Основные индикаторы развития социальной сферы

Численность постоянного населения Республики Бурятия (среднегодовая), тыс. человек

964,9

970,6

976,5

981,5

Коэффициент естественного прироста населения на 1000 человек населения

2,8

4,5

3,7

4,5

Доступность дошкольного образования, % <***>





100,0

100,0

Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений 





1,7

1,7

Объем платных услуг, оказанных учреждениями  культуры нарастающим итогом за период с 2008 года, млн. рублей



553,8

1 416,5

2 716,7

Объем платных услуг, оказанных учреждениями  культуры, млн. рублей

87,4

232,0

228,0

281,4

Численность спортсменов Республики Бурятия, включенных в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, человек на 100 тыс. человек населения

4,7

4,7

5,6

5,9

Основные индикаторы развития инфраструктуры

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», нарастающим итогом за период с 2008 года, млрд. рублей



42,9

111,1

249,3

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млрд. рублей

9,0

15,9

17,2

31,4

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, кв.м

18,1

19,1

21,0

23,2

Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда, %

6,7

7,6

5,8

3,3

Грузооборот транспорта нарастающим итогом за период с 2008 года, млрд. тонно-км



120,3

321,5

541,1

Грузооборот транспорта, млрд. тонно-км

37,3

39,9

42,0

45,2

<**> Без учета индивидуальных предпринимателей. Статистическое обследование индивидуальных предпринимателей не осуществлялось.

<***> Отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получивших дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования.

Раздел VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ

И КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации Программы основывается на принципах согласования интересов всех участников экономического процесса: органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, а также широких слоев населения.

Механизм реализации Программы предусматривает разработку и реализацию двух среднесрочных программ социально-экономического развития Республики Бурятия (на 2011 – 2015 годы и на 2016 – 2020 годы).

Реализация Программы предусматривает использование всех имеющихся инструментов осуществления государственной политики на региональном уровне:

нормативно-правовое регулирование;

реализация федеральных целевых программ;

Абзац 5 в редакции Закона Республики Бурятия от 12.03.2015 № 914-V

реализация федеральной и республиканской адресных инвестиционных программ;

реализация государственных программ;

Абзац 7 в редакции Закона Республики Бурятия от 12.03.2015 № 914-V

осуществление государственных капитальных вложений и государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений;

осуществление государственного заказа;

развитие системы взаимодействия с субъектами хозяйственной деятельности на основе частно-государственного партнерства;

взаимодействие с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Механизм реализации Программы может включать совокупность общих и частных механизмов:

1) организационно-правового (своевременность принятия нормативных правовых актов);

2) хозяйственно-экономического (создание инновационного, инвестиционного, предпринимательского климата и соответствующих им проводящих систем – информационных, ресурсных фондов, управляющих центров и т.д.);

3) организационно-управленческого.

Цели, задачи, приоритетные направления и целевые индикаторы Программы являются основой для разработки среднесрочных программ социально-экономического развития Республики Бурятия (на 2011 – 2015 годы и на 2016 – 2020 годы) и подлежат корректировке при возникновении обстоятельств непреодолимой силы (финансово-экономический кризис, неблагоприятные климатические условия, стихийные бедствия).

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать